Башҡорт телен өйрәнәм - Я учу башкирский язык – Telegram
Башҡорт телен өйрәнәм - Я учу башкирский язык
1.25K subscribers
169 photos
16 videos
31 links
✍️Канал для тех хочет изучить, а также пополнить словарный запас башкирского языка.
Download Telegram
УРОК №1️⃣1️⃣. 🔢Числительное

📝Для начала отметим, что строение чисел в башкирском языке намного легче, чем в русском и английском. Дело в том, что на промежутке от 1️⃣1️⃣ до 1️⃣9️⃣ в башкирском языке нет аналогов вроде "одиннадцать, двенадцать...", "eleven, twelve...". Рассмотрим тему поближе:

1️⃣9️⃣4️⃣6️⃣ — [ бер мең туғыҙ йөҙ ҡырҡ алты ] — (единица + тысяча) + (единица + сотня) + (десятичное число) + (единица), т.е. как и в русском языке — одна тысяча девятьсот(девять сотен) сорок шесть.
Таким образом необходимо лишь выучить числа от 1️⃣ до 1️⃣0️⃣, десятичные числа, сотню и тысячу:

• бер — один
• ике — два
• өс — три
• дүрт — четыре
• биш — пять
• алты — шесть
• ете — семь
• һигеҙ — восемь
• туғыҙ — девять
• ун — десять

• ун — десять
• егерме — двадцать
• утыҙ — тридцать
• ҡырҡ —сорок
• илле — пятьдесят
• алтмыш — шестьдесят
• етмеш — семьдесят
• һикһән — восемьдесят
• туҡһан — девяносто

• йөҙ — сто
• мең — тысяча

❗️Безусловно, для хорошего закрепления, Вы должны проговорить все числа от 1️⃣ до 1️⃣0️⃣0️⃣.

📎Примеры:

• ике йөҙ бер — 2️⃣0️⃣1️⃣
• дурт йөҙ ун — 4️⃣1️⃣0️⃣
• өс мең бер йөҙ егерме биш — 3️⃣1️⃣2️⃣5️⃣
📚Источник https://vk.com/bashtele
1👍1
📈В башкирской википедии 5️⃣0️⃣0️⃣0️⃣0️⃣ статей📄❗️💪)
УРОК №1️⃣2️⃣. Личные и притяжательные местоимения👇🏼.

📝В прошлый раз мы выучили личные местоимения:
• я - мин
• ты - һин
• он, она, оно - ул
• мы - беҙ
• вы - һеҙ
• они - улар

📝Теперь переходим к притяжательным:
• мой, моя, мои, у меня - минең
• твой, твоя, твои, у тебя - һинең
• его, её, у него, у неё - уның
• наш, наша, наши, у нас - беҙҙең
• ваш, ваша, ваши, у вас - һеҙҙең
• их, у них - уларҙың

📝То есть:
мин - минең
һин - һинең
ул - уның
беҙ - беҙҙең
һеҙ - һеҙҙең
улар - уларҙың
🎭Путин о национальном образование в школах:
Когда [в школах] учат только на национальном, то это ограничивает детей в будущем. А вдруг он захочет поехать в другой регион страны, где по выбранной им специальности он должен будет говорить на русском.
УРОК №1️⃣3️⃣. Знакомимся с людьми на башкирском.

• Как вас зовут? - Һеҙҙең исемегеҙ нисек? Һеҙҙең исемегеҙ кем?
• Как тебя зовут? - Һинең исемең нисек? Һинең исемең кем?
• Меня зовут ... - Минең исемем ...
• Рад познакомится - Танышыуға шатмын.
• Я тоже! - Мин дә!
• Вы откуда (где живете)? - Һеҙ ҡайҙан?
• Ты откуда (где живешь)? - Һин ҡайҙан?
• Я из ... - Мин ... ***
• Сколько вам лет? - Һеҙгә нисә йәш?
• Сколько тебе лет? - Һиңә нисә йәш?
• Мне ... лет - Миңә ... йәш (вместо "..." - вы указываете возраст; на прошлых уроках мы изучили числительное)

🌟🌟🌟

❗️Чтобы упомянуть свой город, вы должны знать как будет ваш город на башкирском. Однако, этим всё не заканчивается. От последней буквы города будет зависеть специальное окончание. Правила таковы:
для последней буквы заканчивающейся на
- а,ә,ы,е,о,я,ө соответствуют окончания -нан/-нән
- л,м,н,ң,з,ж соответствуют окончания - дан/-дән
- б,в,г,д,к,ҡ,п,с,ҫ,т,ф,х,һ,ц,ч,ш,щ соответствуют -тан/-тән
- ҙ,й,р,у,ү,и,ю соответствуют окончания -ҙан/-ҙән

🌇Например:
Өфө + нән — из Уфы
Мәскәү + ҙән — из Москвы
Сибай + ҙан — из Сибая
Учалы + нан — из Учалов
Баймаҡ + тан — из Баймака
(чтобы определить "-ан" или "-ән" вспоминаем закон сингармонизма, т.е. урок №2️⃣)

🏙Также можно сказать и по-другому:
Мин ... ҡалаһындан,
где вместо "...", вы пишите свой город на башкирском (без окончания)
🌃Пример:
Мин Өфө ҡалаһындан. - Я из Уфы (Я из города Уфа)
🎭Лицемерие-ике йөҙлөлөк, эскерлелек
🎭Учитель фолкистории уфимской школы № 6️⃣9️⃣ Лариса Удинцева:
🗣Я историк и могу оперировать историческими фактами. Известно, что монголо-татары во время нашествия на Русь грабили население, но ни в коем случае не уничтожали церковь и язык. Но почему же сегодня мы ведем себя хуже невежественных кочевников? Неужели власти не понимают, что таким образом, принуждая детей к изучению государственного башкирского языка и вызывая у них неприязнь к данному предмету, они вовсе не укрепляют межнациональное согласие, а, наоборот, раздувают огонь, из которого могут разгореться конфликты
УРОК №1️⃣4️⃣. Пополняем словарный запас:

• мальчик - малай
• девочка - ҡыҙ
• учитель - уҡытыусы
• кошка - бесәй
• собака - эт
• яблоко - алма
• конфета - кәнфит
• цветок - сәскә
• книга - китап
УРОК №1️⃣5️⃣. Продолжаем учить общеупотребительные слова и фразы

• да - эйе
• это так - шулай
• конечно; да, разумеется - әлбиттә
• нет - юҡ
• не так - шулай түгел
• Я за, я согласен - Мин риза
• Я против, я не согласен - Мин риза түгел
⭕️Реальность, действительность - ысынбарлыҡ

👂🏼Скопировано👇🏼
🗯«Татарскому языку и другим языкам народов России объявлена война. Кто-то скажет, что не нужно обращать внимания на тех, у кого в глазах ненависть к другим языкам. Но мы знаем, что сначала такие люди говорят с трибуны, а потом сверху спускаются указания — сначала прокуратура прибегает, потом выходит новый [запрещающий] закон. Скажем прямо, речь идёт об разрушении основ национальной республики в Татарстане. И эти планы уже никто не прячет».

👔Депутат Госсовета Татарстана Ркаил Зайдулла во время выступления в парламенте 2️⃣7️⃣.1️⃣1️⃣.2️⃣0️⃣1️⃣9️⃣.
УРОК №1️⃣6️⃣. Что это / Кто это

• был - это, этот, эта, эти
• нимә - что
• кем - кто

• Нимә - Что
• Кем - Кто🌟

🗣Задаем вопросы:
• Был нимә, Нимә ул - Что это
•• Был кем, Кем ул - Кто это🌟

🗣Отвечаем:
• Был алма. - Это яблоко.
•• Был малай. - Это мальчик.
•• Был Сәлимә. - Это Салима.

- Кем (Кто)
- Ул. (Он/она)

🌟 НО‼️ (ЗАПОМНИТЕ ЭТО ПРАВИЛО)
В отличие от других языков, в башкирском языке существительные не делятся на одушевленные предметы и неодушевленные, поэтому вопросы "Кем", "Был кем" используются только для наименования человека, а "Нимә", "Был нимә" - для всего остального.

💪🏼Для закрепления урока попробуйте задать вопросы словам, которые мы прошли на УРОКе №1️⃣4️⃣. Желаем успехов❗️
УРОК №1️⃣7️⃣. Переспрашиваем собеседника; объясняем и отрицаем

• "-мы?", "-ме" - частицы, добавляющиеся к слову, которое вы хотите переспросить, или же к слову, которое является объектом вопроса (чтобы выбрать между "мы" и "ме", вспоминаем закон сингармонизма: "мы"- если в слове гласные твердые или если слово заимствовано, "ме"- если в слове гласные мягкие)
• "түгел" - частица "не", которая стоит после объекта, которое мы отрицаем (в русском языке же - иначе)
• "ә" - частица "а"
• "менән" - предлог "с (и)", который ставится после 2-го объекта (Азат Алмаз менән - Азат с Алмазом)
• был да - и это

Примеры:
1️⃣) - Был кем Азатмы
- Эйе, Азат. ( - Юҡ, ул Азат түгел, ә Дима )

- Кто Это Азат
- Да, Азат. ( - Нет, он не Азат, а Дима )

2️⃣) - Ғәфү ит, һин кем Илдармы
- Эйе, Илдар.

- Извини, ты кто Ильдар
- Да, Ильдар.

3️⃣) - Илдар, ул кем ул
- Ул Мансур.

- Ильдар, кто он
- Он Мансур.

4️⃣) Был студент менән студентка. - Это студент и студентка.
5️⃣) Был Әлиә менән Лена. - Это Алия с Леной / Это Алия и Лена.
6️⃣) Был малай, ә был ҡыҙ. - Это мальчик, а это девочка.
7️⃣) Был да китап. - И это книга.
8️⃣) Был алма, был да алма. Ә был кәнфит. - Это яблоко, и это (тоже) яблоко. А это конфета.
9️⃣) Был автобус түгел. - Это не автобус.
1️⃣0️⃣) Был малай түгел. - Это не мальчик.
1️⃣1️⃣) Шулаймы – Это так / Разве, так
1️⃣2️⃣) Минме – Я
1️⃣3️⃣) Һинме – Ты
1️⃣4️⃣) Улмы – Он (она)

🌟🌟🌟
Порой мы хотим сказать фразы вроде "был да" (и это): "И он (тоже)", "И Азат", "И я тоже" и т.д . Для таких случаев, для "и" (тоже) в башкирском языке предусмотрены специальные усилительные частицы:
ла/лә; да/дә; та/тә; ҙа/ҙә.
Как же их правильно поставить Для этого нужно: 1️⃣) запомнить, что эти частицы ставятся не перед объектом, а ПОСЛЕ объекта; 2️⃣) вспомнить закон сингармонизма (УРОК №2️⃣) и определить, какие же гласные в слове (либо мягкие, либо твердые); 3️⃣) и выучить при каких случаях ставятся 4️⃣ вида частиц:
если слово заканчивается на букву:
- а, ә, ы, е, о, я, ө, то "ла"/"лә";
- л, м, н, ң, з, ж, то "да"/"дә";
- б, в, г, д, к, ҡ, п, с, ҫ, т, ф, х, һ, ц, ч, ш, щ, то "та"/"тә";
- ҙ, й, р, у, ү, и, ю, то "ҙа"/"ҙә".
Например:
1️⃣) "И он", "Он тоже"
он - ул, гласная твердая, последняя буква "л", значит будет: "Ул да"
2️⃣) "И Азат", "Азат тоже"
Азат, гласные твердые, последняя буква "т", значит будет "Азат та"
3️⃣) "И Урал", "Урал тоже"
Урал, гласные твердые, последняя буква "л", значит будет "Урал да"
4️⃣) "И Салима", "Салима тоже"
Салима - Сәлимә, гласные мягкие, последняя буква "ә", значит будет "Сәлимә лә"
5️⃣) "И я", "Я тоже"
я - мин, гласная мягкая, последняя буква "н", значит будет "Мин дә"

Возможно этот урок покажется сложным, но после нескольких дней практики, вы научитесь говорить правильную частицу. Желаем успехов❗️
УРОК №1️⃣8️⃣. Учим прилагательные

На УРОКе №1️⃣0️⃣ мы уже прошли названия цветов, которые также являются прилагательными. Самыми важными там являлись: зеленый - йәшел, красный - ҡыҙыл, желтый - һары, синий - зәңгәр, белый - аҡ, черный - ҡара. Сейчас же, мы предлагаем Вам другие самые ходовые прилагательные.

• сифат - прилагательное

• матур - красивый (-ая)
• йәмһеҙ - некрасивый (-ая)
• яҡшы - хороший (-ая)
• алама - плохой (-ая)
• яңы - новый (-ая)
• иҫке - старый (-ая)
• бәләкәй - маленький (-ая)
• ҙур - большой (-ая)
👍3