Шабганса в брючном костюме
Я еще застал сгорбленных до земли бурятских старушек, которых называли "шабганса", хотя так правильнее назвать буддийских монахинь. Как мне объяснили, искривление позвоночника пожилые женщины получали от тяжелых условий быта.
На третий день после родов неокрепшую еще невестку выгоняли жестокосердные свекор со свекровью из юрты в холод и стужу ухаживать за скотом. В итоге: калечили женщину и убивали ребенка. Вот вам и средняя продолжительность жизни, не превышающая 25 лет у досоветских бурят.
Молодое поколение всегда с почтением и даже неким утробным страхом относилось к этим женщинам, называя их "шанга хугшэн" (сильная старушка). До сих пор помню их характерные мягкое лицо, но жёсткий пригвоздяющий взгляд.
Жестокий мир 19 века в "Грозе" Островский живописует куда более гуманнее. Поэтому постановщику его пьесы в "Буряад театре" пришлось усиливать драматургию иссыхающей картиной внеземной планеты. Получилась пугающая смесь архаики и апокалиптического футуризма.
В обезумившем мире театрального постмодернизма возможно все: рушатся и низвергаются, смешиваются и скрещиваются традиции, культура и мораль. Не сойти с ума в этом бушующем эстетическом океане помогают последние маяки стабильности и порядка, как наш оплот бурятского театрального искусства Лариса Егорова. Но и таким столпам приходится непросто.
Взять хотя бы её последнюю роль купчихи Марфы Кабановой в вышеупомянутом спектакле "Аадар". Егорова играет во втором актерском составе. По сути спектакли с участием в одной роли Ларисы Егоровой и Должин Тангатовой (о ней мы писал) эта два разных прочтения. Но московский режиссер Виктория Печерникова, будь она здорова, поставила перед именитыми актрисами неподьемную триединую задачу.
С одной стороны, сыграть ретроградку-традиционалистку полуобезумевшую от любви к сыну вдову, облаченную по тексту в русский кокошник. С другой - актриса должна артикулировать по-современному, ведь классика всегда актуальна. Для этой цели героиня наряжена в новомодный брючный костюм.
Но и это еще не все. В третьих, бурятская Кабаниха должна была спроецировать на сцене нечто футуристическое, в голливудском стиле: Самодуру Галактики, попирающей права и свободу угнетенных гуманоидов.
Как из такой эстетической мещанины вообще можно сотворить спектакль? Но постановщик оказалась творец, которому под силу создать мир из хаоса.
Не далеко упала от фолк-старо-ультра-модной свекрови в спектакле её невестка Катерина. Она тоже в абортмозговском наряде, который лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В главной роли "Луча света в темном царстве" занята Лосома Протасова, чертовски красивая и ладная, что право ей не на сцене место, а на подиумах ля-порте.
В разворачивающейся схватке "Протасова-Егорова" побеждает последняя. У главы семейства хватает коварства и злобы разоблачить любвиобильную невестку и отправить её к праотцам.
Лариса Ильинична справилась с невыполнимой многозадачностью одному ей известными силами. С первым, потому что у неё богатый жизненный опыт и она поболее меня застала этих мягких снаружи, но жёстких внутри, чуждых всяких сантиментов старушек-шабганса, местных прототипов её героини.
Со второй задачей, потому что у неё за плечами советская театральная школа. А порядок бьет класс. С последним заданием она знакома по жизни как успешный ресторатор, бизнес-вумен, или проще капиталист, умеющий выворачивать жилы и выжимать соки из наемных работников.
Любить или ненавидеть такую Кабаниху? Поступайте в духе времени. Любите, ненавидя, или ненавидьте, обожая. Вот наш ответ посмодернисткому Чемберлену!
О спектакле смотрите по ссылке:
https://burdram.ru/afisha-i-bileti/spektakli/aadar.html
Я еще застал сгорбленных до земли бурятских старушек, которых называли "шабганса", хотя так правильнее назвать буддийских монахинь. Как мне объяснили, искривление позвоночника пожилые женщины получали от тяжелых условий быта.
На третий день после родов неокрепшую еще невестку выгоняли жестокосердные свекор со свекровью из юрты в холод и стужу ухаживать за скотом. В итоге: калечили женщину и убивали ребенка. Вот вам и средняя продолжительность жизни, не превышающая 25 лет у досоветских бурят.
Молодое поколение всегда с почтением и даже неким утробным страхом относилось к этим женщинам, называя их "шанга хугшэн" (сильная старушка). До сих пор помню их характерные мягкое лицо, но жёсткий пригвоздяющий взгляд.
Жестокий мир 19 века в "Грозе" Островский живописует куда более гуманнее. Поэтому постановщику его пьесы в "Буряад театре" пришлось усиливать драматургию иссыхающей картиной внеземной планеты. Получилась пугающая смесь архаики и апокалиптического футуризма.
В обезумившем мире театрального постмодернизма возможно все: рушатся и низвергаются, смешиваются и скрещиваются традиции, культура и мораль. Не сойти с ума в этом бушующем эстетическом океане помогают последние маяки стабильности и порядка, как наш оплот бурятского театрального искусства Лариса Егорова. Но и таким столпам приходится непросто.
Взять хотя бы её последнюю роль купчихи Марфы Кабановой в вышеупомянутом спектакле "Аадар". Егорова играет во втором актерском составе. По сути спектакли с участием в одной роли Ларисы Егоровой и Должин Тангатовой (о ней мы писал) эта два разных прочтения. Но московский режиссер Виктория Печерникова, будь она здорова, поставила перед именитыми актрисами неподьемную триединую задачу.
С одной стороны, сыграть ретроградку-традиционалистку полуобезумевшую от любви к сыну вдову, облаченную по тексту в русский кокошник. С другой - актриса должна артикулировать по-современному, ведь классика всегда актуальна. Для этой цели героиня наряжена в новомодный брючный костюм.
Но и это еще не все. В третьих, бурятская Кабаниха должна была спроецировать на сцене нечто футуристическое, в голливудском стиле: Самодуру Галактики, попирающей права и свободу угнетенных гуманоидов.
Как из такой эстетической мещанины вообще можно сотворить спектакль? Но постановщик оказалась творец, которому под силу создать мир из хаоса.
Не далеко упала от фолк-старо-ультра-модной свекрови в спектакле её невестка Катерина. Она тоже в абортмозговском наряде, который лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В главной роли "Луча света в темном царстве" занята Лосома Протасова, чертовски красивая и ладная, что право ей не на сцене место, а на подиумах ля-порте.
В разворачивающейся схватке "Протасова-Егорова" побеждает последняя. У главы семейства хватает коварства и злобы разоблачить любвиобильную невестку и отправить её к праотцам.
Лариса Ильинична справилась с невыполнимой многозадачностью одному ей известными силами. С первым, потому что у неё богатый жизненный опыт и она поболее меня застала этих мягких снаружи, но жёстких внутри, чуждых всяких сантиментов старушек-шабганса, местных прототипов её героини.
Со второй задачей, потому что у неё за плечами советская театральная школа. А порядок бьет класс. С последним заданием она знакома по жизни как успешный ресторатор, бизнес-вумен, или проще капиталист, умеющий выворачивать жилы и выжимать соки из наемных работников.
Любить или ненавидеть такую Кабаниху? Поступайте в духе времени. Любите, ненавидя, или ненавидьте, обожая. Вот наш ответ посмодернисткому Чемберлену!
О спектакле смотрите по ссылке:
https://burdram.ru/afisha-i-bileti/spektakli/aadar.html
burdram.ru
Аадар | Автономное учреждение культуры Республики Бурятии «Бурятский Государственный Академический Театр Драмы им. Хоца Намсараева»
- Ограбили и избили!
Кричит в ютубе сегодняшним утром Дмитрий Баиров, и требует прибыть на место происшествия дежурного прокурора из республиканского ведомства. С силовиками он на ты: не считает нужным церемониться.
По-свойски и на ходу решил он позадавать вопросы Алексею Цыденову, главе республики, и Юрию Трутневу, полномочному представителю президента России по Дальневосточному федеральному округу, во время их осмотра набережной Селенги. Оттесненный сотрудниками ФСО от охраняемого лица государства за несанкционированную съёмку Баиров слёзно жалуется на нарушение прав журналиста.
Между тем федеральный закон "О СМИ" предусматривает соблюдение журналистами строгой процедуры при освещении деятельности должностных лиц, а именно разрешительный характер трансляции их работы. Но сие, возможно, не известно новоявленному журналисту, гордо напялившего на себя и размахивающему перед перепуганными полицейскими пресс-картой. Видимо, выданной редакцией газеты "Коммунист Бурятии", учредителем и издателем которой является Бурятский реском КПРФ.
Кто бенефициар очередного скандала? Кто заинтересован в представлении Бурятии перед руководством России как зоны нестабильности? И подрыве авторитета главы республики в глазах жителей и руководства страны? Вопросы риторические. Без сомнения, что это несостоявшийся глава Бурятии, неизбранный мэром её столицы фигурант, самодовольно сегодня потирающий свои жирные, потные ручонки в Государственной Думе.
Удивляет беспомощность, которую проявили наши полицейские. Не предупредившие правонарушение и не пресекшие на корню неприятный инцидент.
Напрашивается следующие неприятные вопросы: полицейские решительно бросаются с топорами наперевес на митингуюших на глазах прессы и народа только тогда, когда нужно подорвать доверие к власти и разжечь дальше пожар народного недовольства? И, наоборот, проявляют полное бездействие в этих же целях?
Может откроет кто-нибудь глаза того же Трутнева на вызывающее омерзение деятельность министра МВД по Бурятии Олега Кудинова, который, видимо, играет свою неведомую нам песню акына?
Кричит в ютубе сегодняшним утром Дмитрий Баиров, и требует прибыть на место происшествия дежурного прокурора из республиканского ведомства. С силовиками он на ты: не считает нужным церемониться.
По-свойски и на ходу решил он позадавать вопросы Алексею Цыденову, главе республики, и Юрию Трутневу, полномочному представителю президента России по Дальневосточному федеральному округу, во время их осмотра набережной Селенги. Оттесненный сотрудниками ФСО от охраняемого лица государства за несанкционированную съёмку Баиров слёзно жалуется на нарушение прав журналиста.
Между тем федеральный закон "О СМИ" предусматривает соблюдение журналистами строгой процедуры при освещении деятельности должностных лиц, а именно разрешительный характер трансляции их работы. Но сие, возможно, не известно новоявленному журналисту, гордо напялившего на себя и размахивающему перед перепуганными полицейскими пресс-картой. Видимо, выданной редакцией газеты "Коммунист Бурятии", учредителем и издателем которой является Бурятский реском КПРФ.
Кто бенефициар очередного скандала? Кто заинтересован в представлении Бурятии перед руководством России как зоны нестабильности? И подрыве авторитета главы республики в глазах жителей и руководства страны? Вопросы риторические. Без сомнения, что это несостоявшийся глава Бурятии, неизбранный мэром её столицы фигурант, самодовольно сегодня потирающий свои жирные, потные ручонки в Государственной Думе.
Удивляет беспомощность, которую проявили наши полицейские. Не предупредившие правонарушение и не пресекшие на корню неприятный инцидент.
Напрашивается следующие неприятные вопросы: полицейские решительно бросаются с топорами наперевес на митингуюших на глазах прессы и народа только тогда, когда нужно подорвать доверие к власти и разжечь дальше пожар народного недовольства? И, наоборот, проявляют полное бездействие в этих же целях?
Может откроет кто-нибудь глаза того же Трутнева на вызывающее омерзение деятельность министра МВД по Бурятии Олега Кудинова, который, видимо, играет свою неведомую нам песню акына?
Возвращение городской легенды
Батожабай любил после работы покупать конфеты и по дороге домой, как поделился Михаил Елбонов, народный артист России, раздавать детям со словами: "Ши миний хугэд байжа магад угыш!" (Возможно и ты мой ребенок! ).
Морозный день, 17 декабря 2021 года, был теплым от позитива и смеха, каким и был Даширабдан Батожабай, к 100-летию которого в Улан-Удэ открылся первый памятник великому бурятскому писателю.
Изваянный скульптором Баиром Сундуповым монументальное произведение отличается отсутствием помпезности и холодного величия, перед нами писатель такой, каким его помнят в жизни.
Главный драйвер события - дочь, драматурга Сэсэг Батожабай, рассказывает, что они с художником долго добивались реалистичности памятника. Она хотела, чтобы отец был увековечен таким, каким был в жизни: широкой, размашистой и доброй души, хлебосольным и щедрым человеком, балагуром и шутником.
Как рассказал сам художник-скульптор Баир Сундупов, памятник был задуман ещё 10 лет назад, но в ходе работы было решено отказаться от первоначальной идеи стоящего фигуры Батожабая. В результате писатель изваян в привычной для него рабочей обстановке: стол, перо и пишущая машинка.
Изготовлена скульптура в соотношении 1:1,3, то есть на 30 процентов больше реальных человеческих размеров. К юбилейным торжествам запустили только первую очередь памятника, работа продолжится, скульптура будет водружена в будущем на гранитный постамент высотой 30 см.
Как подчеркнула в своём выступлении на открытии Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, ещё в 2018 году, только возглавив отраслевое ведомство, она была в гостях у вдовы писателя Лхамасу Батотожабай, которая попросила к столетию супруга издать 5-томник его сочинений и поставить памятник.
К сожалению, до этого заветного дня вдова не дожила, она ушла из жизни в прошлом году в возрасте 95 лет. Но все её мечты и свои обещания министр выполнила.
Второе рождение Шалхуу Рабдана (хулигана Рабдана), его возвращение в родной Улан-Удэ состоялось в привычной для него атмосфере праздника и веселья. Как смеется народная артистка России Лариса Егорова, в своё время, когда Батожабай работал завлитом Бурдрама, она была вусмерть им напугана.
Дело было на премьере спектакля "Катастрофа", где она играла роль Цзян Цин, жену Мао Цзэдуна. В этот вечер Даширабдан Одбоевич с серьезным видом предупредил Егорову, что теперь она в чёрном списке китайских спецслужб, такие дела они сразу берут на заметку. Когда молодая актриса спросила: "А что они могут сделать?" - драматург описал ей ужасы культурной революции в Китае.
Таким непревзойденным шутником и хохмачем был и теперь навсегда останется в нашей памяти Даширабдан Батожабай, наш родной Шалхуу Рабдан!
Батожабай любил после работы покупать конфеты и по дороге домой, как поделился Михаил Елбонов, народный артист России, раздавать детям со словами: "Ши миний хугэд байжа магад угыш!" (Возможно и ты мой ребенок! ).
Морозный день, 17 декабря 2021 года, был теплым от позитива и смеха, каким и был Даширабдан Батожабай, к 100-летию которого в Улан-Удэ открылся первый памятник великому бурятскому писателю.
Изваянный скульптором Баиром Сундуповым монументальное произведение отличается отсутствием помпезности и холодного величия, перед нами писатель такой, каким его помнят в жизни.
Главный драйвер события - дочь, драматурга Сэсэг Батожабай, рассказывает, что они с художником долго добивались реалистичности памятника. Она хотела, чтобы отец был увековечен таким, каким был в жизни: широкой, размашистой и доброй души, хлебосольным и щедрым человеком, балагуром и шутником.
Как рассказал сам художник-скульптор Баир Сундупов, памятник был задуман ещё 10 лет назад, но в ходе работы было решено отказаться от первоначальной идеи стоящего фигуры Батожабая. В результате писатель изваян в привычной для него рабочей обстановке: стол, перо и пишущая машинка.
Изготовлена скульптура в соотношении 1:1,3, то есть на 30 процентов больше реальных человеческих размеров. К юбилейным торжествам запустили только первую очередь памятника, работа продолжится, скульптура будет водружена в будущем на гранитный постамент высотой 30 см.
Как подчеркнула в своём выступлении на открытии Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, ещё в 2018 году, только возглавив отраслевое ведомство, она была в гостях у вдовы писателя Лхамасу Батотожабай, которая попросила к столетию супруга издать 5-томник его сочинений и поставить памятник.
К сожалению, до этого заветного дня вдова не дожила, она ушла из жизни в прошлом году в возрасте 95 лет. Но все её мечты и свои обещания министр выполнила.
Второе рождение Шалхуу Рабдана (хулигана Рабдана), его возвращение в родной Улан-Удэ состоялось в привычной для него атмосфере праздника и веселья. Как смеется народная артистка России Лариса Егорова, в своё время, когда Батожабай работал завлитом Бурдрама, она была вусмерть им напугана.
Дело было на премьере спектакля "Катастрофа", где она играла роль Цзян Цин, жену Мао Цзэдуна. В этот вечер Даширабдан Одбоевич с серьезным видом предупредил Егорову, что теперь она в чёрном списке китайских спецслужб, такие дела они сразу берут на заметку. Когда молодая актриса спросила: "А что они могут сделать?" - драматург описал ей ужасы культурной революции в Китае.
Таким непревзойденным шутником и хохмачем был и теперь навсегда останется в нашей памяти Даширабдан Батожабай, наш родной Шалхуу Рабдан!