Багдаев – Telegram
Багдаев
120 subscribers
3.32K photos
547 videos
1 file
258 links
Багдаев
Download Telegram
Фото дня

Надежда Мунконова, народная артистка Бурятии, в спектакле "Алдар. 9 секунд" в образе матери героя России Алдара Цыденжапова Билигмы Зыдыгаевны.
Какое надо иметь сердце и душу, чтобы вместить в себя и передать зрителю всю горесть матери от утраты единственного сына!

Фото Туяа Ямпиловой.
Один день в Поселье

Три концерта дал Бурдрам в течение одного учебного дня в школе села Поселье Иволгинского района


С самого утра в школе Поселья оживление. С выездными концертами актовый зал оккупировала труппа "Буряад театра".

На афишах - концерт-представление "Алдар - корвет и человек", посвященный герою России, матросу Тихоокеанского флота Алдару Цыденжапову. В часовой программе концерта - стихи, песни посвящённые герою и наиболее яркие отрывки из спектакля "Алдар. 9 секунд".

В свое время это представление было осуществлено театром в честь запуска на воду для ведения боевого дежурства корабля-корвета имени Алдара Цыденжапова. Артисты тогда выступили на площадке перед театром. Концерт тронул сердца горожан, и теперь он неизменно востребован в репертуаре в выездном формате.

Концерт знают в самых отдаленных уголках Бурятии: с этой программой театр уже много лет курсирует по деревням и весям республики, в том числе, его просят показать на площадках учебных заведений.

В средней школе Поселья в этот день три концерта подряд. Дети рады были получить культурную передышку в своём насыщенном учебном расписании, лучше узнать о жизни и подвиге земляка. Старшеклассники воспользовались Пушкинской картой, по которой приобрели билеты.

Надо отметить, что школа в Поселье, запущенная в два года назад, отвечает всем современным общеобразовательным стандартам. На базе просторного актового зала на 200 мест работает школьный театральный кружок. Гримерные комнаты смогли вместить немаленькую выездную труппу театра.

Одним из приоритетных направлений в работе Министерства культуры Бурятии, по словам его руководителя Соелмы Дагаевой, является воспитание подрастающего поколения в духе любви к отечеству и на примере жизни и подвигов соотечественников, что и претворяет в жизнь "Буряад театр".

Рядом со школой ревут экскаваторы: роют котлован для ещё одного корпуса школы, в котором остро нуждается поселение. Как рассказал Баир Ширапов, директор школы в Поселье, действующий двухэтажный учёный корпус рассчитан на 900 мест, но вмещает 2 тысячи детей, обучающихся в три смены. Одних первоклассников в параллели 12 классов, 5 из них с программой изучения бурятского языка.

Село Поселье административно относится к Иволгинскому району республики, а территориально, фактически, это пригород Улан-Удэ. Уже не деревня, но ещё не город. Здесь острая нехватка социально-культурных объектов. И когда ты не идешь в театр, а театр приезжает к тебе, это, конечно, для юных посельчан настоящий праздник!

Фото Туяа Ямпиловой.

Покупка билетов на сайте burdram.ru
Телефон кассы: 222-537.
#буряадтеатр_афиша
#Бурятия #ГастролиПоСельскимРайонам
#РосииякультураБурятия
#буряадтеатр_май #Пушкинская_карта
#РосиияБурятия #мывместе
Политика Агинского Бурятского округа

Цыренов Чингис Бадмаевич - родной младший брат Баира Жамсуева и, по совместительству, “крыша” армянской диаспоры в Агинском округе.
Известен, как директор главного “оффшорного” БИНбанка в АБАО (закрылся после укрупнения).

Главные достижения.
Друг Бабкен (предприниматель Бабкен Варданян) приехал из Армении и быстро построил асфальтовый завод.
Бабкен стал главным дорожным подрядчиком в Агинском округе.
Бабкен расширил бизнес - стал владельцем самого большого вещевого рынка в самом центре Агинска и символично назвал его “Дружбой”.
Друг Бабкена (Димаксян) стал владельцем самой крупной оптово-розничной базы Агинского округа.

Достижения вообщем-то впечатляют. Все у «друзей» самое большое и в самом центре.

❗️Но!
Сейчас происходит самый большой за всю историю отток бурят из Агинского округа. Уезжают врачи и учителя, предприниматели и инженеры, молодые люди и не совсем молодые.

Может быть Чингис Бадмаевич готовит площадку для беженцев из Нагорного Карабаха?
Бурятская культура и путь к нации. Часть 4 

Читавшие весь цикл публикаций, наверное, помнят ремарку о сюжете с отдачей хоринского народа в "приданое" за Бальжан. Мы не просто так обращали ваше внимание на тонкий момент. Здесь проявляется далеко не просто путаница, вызванная временем и забвением. Было бы так, мы не уделяли бы сюжету столько строк в цикле о современной бурятской культуре, но речь именно о ней. 

В оригинале старейшей из бурятских летописей говорилось о том, что современные хоринцы являются потомками "инджи" (о сути термина мы расскажем ниже), собранного отцом наследного принца Дай-хун-тайджи. Это долго было неоспариваемым представлением самих хоринцев о своей этнической истории. С 18 века сюжет без больших изменений был повторен в докладе Доржо Дарбаева (1839) и в хронике Аюши Саагиева (1843). В 1863 г. Тугултур Тобоев в своей летописи выразился менее определенно, но и там в целом понятно, что хоринцы "были отданы в качестве инджи" и "стали албату (подданными, или личным улусом) Дай-хун-тайджи". Все резко изменилось в летописи Вандана Юмсунова. 

Написанный в 1875 г. труд плодовитого автора и собирателя фольклора сделал резкий поворот в сюжете о хоринском инджи. Мы не будем здесь детально разбирать всю нюансы его интерпретации, только скажем, что Юмсунов выдвинул версию о том, что хоринцы были отданы не Дай-хун-тайджи его отцом, солонгутским правителем, а чахарским ханом Лигдэном - его дочери в качестве "приданого". Эта версия позднее с рядом изменений была повторена в "Ацагатском очерке", написанном в 1920-х. В обширном труде Ширап-Нимбу Хобитуева (1887) влияние Юмсунова имеет место, но конкретно версия о хоринцах, как приданом Бальжин, там не поддержана. 

Что же получается? Распиаренная во множестве современных произведений версия о маленьком хоринском племени, которое было отдано в качестве приданого за девушкой, на самом деле была маргинальной
в бурятской историографии. Крупнейшие летописи, написанные до Юмсунова, ее попросту и не знали. Да и после Юмсунова это мало кем было поддержано. Тогда откуда столь великая популярность в сочинениях авторов советских лет и трех десятилетий после распада СССР? 

Можно было бы объяснить это тем, что в народе никто давно не понимал, что слово инджи когда-то значило "феодальный удел царевича", а потому фольклор ориентировался на современный смысл слова энжэ "приданое". Однако все авторы 1970-2020-х, кто выводил образ Бальжин и хоринского народа, пользовались не столько фольклором, сколько летописями. Письменные источники привлекались очень активно, что всячески подчеркивалось авторами. 

Тут сыграли свою роль стереотипы и внушенные со стороны представления. Вспомним, как в советское время подавали историю бурятского народа. Некие мелкие племена провели века под гнетом монгольских феодалов. Племена, настолько крохотные, что их истории после 13 века даже особо и не разглядеть. Соответственно нечего и преподавать в школах. 

Заставшие школу в 1980-90-х помнят шутку о том, что бурятская история это мрак, мрак, мрак, а потом наконец прибыли декабристы, а потом - Ильич дал автономию. Сейчас шутят иначе: ничего не понятно, спорно, смутно, а потом прибыли первопроходцы, а в это лучше не углубляться, если не хочешь прослыть русофобом. 30 лет прошло, а шутки веселее не стали, как и идеологии меньше не стало. 

Одним из важнейших постулатов этой идеологии было (да и есть) мнение о том, что буряты никогда ранее не имели своей государственности. Ни в каких формах. Была только бесконечная унылая зависимость от монгольских феодалов. 

Другим важным идеологическим столпом являлось представление тотальной бедности бурятского населения на всем протяжении истории до Октября 1917. Образ бедной девушки, которой пришлось идти замуж за нелюбимого, идеально ложился в эту струю. Бальжин, которую даже Юмсунов и "Ацагатский очерк" не объявляли буряткой, наши современники сделали представительницей именно бурятского племени, а в ее "несчастной доле" выводили образ всего страдающего от прихотей чужеродных феодалов народа. 
Судя по по всему, в ответ на фиксацию нашей повестки в сторону двух бурятских округов, в Агинском бурятском округе началась очередная кампания по возвеличиванию Баира Жамсуева.

Из “вынужденно произносящих” уст будут звучать слова “великий”, “глубокоуважаемый”, “чудотворящий”, “совершивший множество добродетелей” и всё в таком духе.

Очень интересная вариация событий. Смотрим и наблюдаем дальше.