ДОМ НА СОБОРНОЙ
📍ул. Ленина, 53
Такое название закрепилось за этим особняком у горожан, так озаглавил свою книгу журналист Владимир Рунов, собиравший данные о доме Фотиади. Соборная — прежнее название улицы Ленина. В Екатеринодаре она вела к храму на Соборной площади (сейчас это сквер Жукова).
Хозяин этого особняка – грек Христофор Фотиади — имел обувную фабрику и кожевенный завод. Постройку дома он заказал в 1912 году архитектору Александру Козлову, недавно приехавшему в город из Москвы и уже ставшему звездой после возведения Зимнего театра и перестройки гостиницы «Централь». Козлов тогда строил очень много, всем городским магнатам, он был в моде. Для Фотиади он спроектировал неоготику, ну, или модерн с преобладанием готических мотивов – выбирайте, какое определение вам ближе.
Дом стилизован под замок: маленькие окна, приземистые стены, невысокая башенка, низкая крыша, козырек в виде подвесного моста и дверь без стёкол. Такой дом на уровне подсознания символизируется с прочностью и достатком.
Любопытна чайка над входом. Её Александр Козлов несколько раз использовал в своих проектах. Сложно сказать, что именно это значило для него. Чайка – символ МХАТа, а перестраивал театр и создал ту самую чайку учитель Александра Козлова Фёдор Шехтель. То ли Козлову просто понравилась когда-то эта чайка как декоративный элемент и никаких особенных подсмыслов она не несла, то ли это указание на духовную связь с учителем.
Хотя, в таком случае, зачем чайка в Екатеринодаре? Шехтель её увидеть здесь не мог. А в городе навряд ли набралась бы даже сотня жителей, которая бы поняла такой тонкий отсыл к московской архитектуре и театральной жизни.
Стены внутри особняка по просьбе Фотиади были расписаны видами Афин – хозяину нужны были свои смыслы.
Во время гражданской войны брошенный дом Фотиади избрал для себя главком белой армии Антон Деникин. Здесь он жил в 1918–1919 годах, здесь была ставка штаба Добровольческой армии, здесь родилась дочь Деникина Марина.
Поначалу это дом на улице ничем не отличался от прочих, но однажды в детскую прилетела пуля. Никого не задела, но вокруг дома поставили охрану. А во время любой войны все страдают шпиономанией и с тех пор рядом с домом прохожие не ходили. Если вечером вдруг оказывался у забора какой-нибудь пьяный или неместный, его тут же хватала охрана и тащила в подвал допрашивать, какой теракт он задумал против главкома.
После ухода белых, большевики отдали дом чекистам. И председатель ЧК, когда съезжал отсюда, увёз с собой всё, что смог. Кроме мебели, он даже выломал подоконники и мраморную ванну. Потом здесь был детский туберкулезный санаторий.
В 2010 году дом Фотиади передали ТО «Премьера» и тут провели стилизованный детский новогодний бал. Что с домом произошло после реставрации 2011 года – мутная история. Можно встретить данные, что особняк перешёл в частные руки. Мне же городское управление архитектуры два года назад отвечало, что он всё ещё стоит на балансе ТО «Премьера» и всё ещё нуждается в реконструкции.
📍ул. Ленина, 53
Такое название закрепилось за этим особняком у горожан, так озаглавил свою книгу журналист Владимир Рунов, собиравший данные о доме Фотиади. Соборная — прежнее название улицы Ленина. В Екатеринодаре она вела к храму на Соборной площади (сейчас это сквер Жукова).
Хозяин этого особняка – грек Христофор Фотиади — имел обувную фабрику и кожевенный завод. Постройку дома он заказал в 1912 году архитектору Александру Козлову, недавно приехавшему в город из Москвы и уже ставшему звездой после возведения Зимнего театра и перестройки гостиницы «Централь». Козлов тогда строил очень много, всем городским магнатам, он был в моде. Для Фотиади он спроектировал неоготику, ну, или модерн с преобладанием готических мотивов – выбирайте, какое определение вам ближе.
Дом стилизован под замок: маленькие окна, приземистые стены, невысокая башенка, низкая крыша, козырек в виде подвесного моста и дверь без стёкол. Такой дом на уровне подсознания символизируется с прочностью и достатком.
Любопытна чайка над входом. Её Александр Козлов несколько раз использовал в своих проектах. Сложно сказать, что именно это значило для него. Чайка – символ МХАТа, а перестраивал театр и создал ту самую чайку учитель Александра Козлова Фёдор Шехтель. То ли Козлову просто понравилась когда-то эта чайка как декоративный элемент и никаких особенных подсмыслов она не несла, то ли это указание на духовную связь с учителем.
Хотя, в таком случае, зачем чайка в Екатеринодаре? Шехтель её увидеть здесь не мог. А в городе навряд ли набралась бы даже сотня жителей, которая бы поняла такой тонкий отсыл к московской архитектуре и театральной жизни.
Стены внутри особняка по просьбе Фотиади были расписаны видами Афин – хозяину нужны были свои смыслы.
Во время гражданской войны брошенный дом Фотиади избрал для себя главком белой армии Антон Деникин. Здесь он жил в 1918–1919 годах, здесь была ставка штаба Добровольческой армии, здесь родилась дочь Деникина Марина.
Поначалу это дом на улице ничем не отличался от прочих, но однажды в детскую прилетела пуля. Никого не задела, но вокруг дома поставили охрану. А во время любой войны все страдают шпиономанией и с тех пор рядом с домом прохожие не ходили. Если вечером вдруг оказывался у забора какой-нибудь пьяный или неместный, его тут же хватала охрана и тащила в подвал допрашивать, какой теракт он задумал против главкома.
После ухода белых, большевики отдали дом чекистам. И председатель ЧК, когда съезжал отсюда, увёз с собой всё, что смог. Кроме мебели, он даже выломал подоконники и мраморную ванну. Потом здесь был детский туберкулезный санаторий.
В 2010 году дом Фотиади передали ТО «Премьера» и тут провели стилизованный детский новогодний бал. Что с домом произошло после реставрации 2011 года – мутная история. Можно встретить данные, что особняк перешёл в частные руки. Мне же городское управление архитектуры два года назад отвечало, что он всё ещё стоит на балансе ТО «Премьера» и всё ещё нуждается в реконструкции.
❤19👍4
РУССКИЙ СТИЛЬ ЕКАТЕРИНОДАРА
Скажу сразу: русского стиля в городе мало. Сказывались история и география. Южный город на краю земли, заселенный запорожскими казаками и переселенцами из других регионов, место без вороха легенд и преданий. Нет ассоциаций с теремом, князем Владимиром или градом Китежем.
Но, тем не менее, иногда в Екатеринодаре строили в русском стиле. Например, триумфальную арку (фото 1) к приезду в город Александра Третьего в 1888 году задумали именно так. Император любил национальные корни и другого подхода бы не оценил.
Русский стиль был популярен в XIX веке, когда Карамзин задал моду на старину. Многие архитекторы, устав от классицизма, начали стилизовать свои проекты под допетровскую Русь и фантазировать на тему сказок и былин. В советское время его дразнили «псевдорусским стилем», сегодня этот термин не используется.
В Краснодаре помимо Александровской арки элементы русского стиля можно найти в особняке Богарсуковых, где сейчас находится музей им. Фелицына (фото 2). Обратите внимание на балкон и окна второго этажа: арки, витые пилястры, орнамент отсылают к теремам и палатам русских князей.
На фасаде женского епархиального училища (сейчас Мединститут) русский стиль едва заметен, потому что здание изменилось (фото 3). На старых фотографиях (фото 4) можно увидеть, что была более высокая крыша, а на ней башенка. С ними крылечко, отдельные элементы на стенах в виде луковок и шатров собирались в единую композицию.
Можно ещё назвать Свято-Троицкий собор по ул. Фрунзе (фото 5), Свято-Георгиевский храм по ул. Седина (фото 6), Свято-Ильинский по ул. Октябрьской (фото 7). Все они построены в начале XX века, во всех случаях отсылка к русскому стилю – шатровая крыша.
Собор Александра Невского на углу улиц Красной и Постовой (фото 8) построен в русско-византийском стиле. Это одно из направлений русского стиля, символом которого можно считать храм Христа Спасителя в Москве (фото 9) Сравните с ним краснодарский собор!
Скажу сразу: русского стиля в городе мало. Сказывались история и география. Южный город на краю земли, заселенный запорожскими казаками и переселенцами из других регионов, место без вороха легенд и преданий. Нет ассоциаций с теремом, князем Владимиром или градом Китежем.
Но, тем не менее, иногда в Екатеринодаре строили в русском стиле. Например, триумфальную арку (фото 1) к приезду в город Александра Третьего в 1888 году задумали именно так. Император любил национальные корни и другого подхода бы не оценил.
Русский стиль был популярен в XIX веке, когда Карамзин задал моду на старину. Многие архитекторы, устав от классицизма, начали стилизовать свои проекты под допетровскую Русь и фантазировать на тему сказок и былин. В советское время его дразнили «псевдорусским стилем», сегодня этот термин не используется.
В Краснодаре помимо Александровской арки элементы русского стиля можно найти в особняке Богарсуковых, где сейчас находится музей им. Фелицына (фото 2). Обратите внимание на балкон и окна второго этажа: арки, витые пилястры, орнамент отсылают к теремам и палатам русских князей.
На фасаде женского епархиального училища (сейчас Мединститут) русский стиль едва заметен, потому что здание изменилось (фото 3). На старых фотографиях (фото 4) можно увидеть, что была более высокая крыша, а на ней башенка. С ними крылечко, отдельные элементы на стенах в виде луковок и шатров собирались в единую композицию.
Можно ещё назвать Свято-Троицкий собор по ул. Фрунзе (фото 5), Свято-Георгиевский храм по ул. Седина (фото 6), Свято-Ильинский по ул. Октябрьской (фото 7). Все они построены в начале XX века, во всех случаях отсылка к русскому стилю – шатровая крыша.
Собор Александра Невского на углу улиц Красной и Постовой (фото 8) построен в русско-византийском стиле. Это одно из направлений русского стиля, символом которого можно считать храм Христа Спасителя в Москве (фото 9) Сравните с ним краснодарский собор!
🔥10❤3
Больше об архитектурных стилях Екатеринодара – в авторской онлайн-экскурсии «Тени модерна: архитектурный маршрут».
Стоимость бессрочного доступа – 500₽
Подробнее о формате и других маршрутах читайте здесь
Пишите мне в личку @vladimirbegunov для получения доступа и отправляйтесь на свидание с городом в любое удобное время!
Стоимость бессрочного доступа – 500₽
Подробнее о формате и других маршрутах читайте здесь
Пишите мне в личку @vladimirbegunov для получения доступа и отправляйтесь на свидание с городом в любое удобное время!
🔥6❤1
Друзья, привет! Решил оставить в этом канале контент только про Краснодар и аудиоэкскурсии.
Кому интересно читать про Тбилиси, приглашаю в свой новый аккаунт.
Например, сегодня там вышел рилс со стихами Саят-Новы, а также рассказом об этом поэте и посвященном ему фильме Параджанова «Цвет граната».
Кому интересно читать про Тбилиси, приглашаю в свой новый аккаунт.
Например, сегодня там вышел рилс со стихами Саят-Новы, а также рассказом об этом поэте и посвященном ему фильме Параджанова «Цвет граната».
❤9🔥5🥰1
Продолжение истории про шикарный парк братьев Шик ⬇️ (начало в видео выше)
Братья Шик приехали в город из Баварии в 1879 году. Фридриху было всего 19 лет, но он уже был дипломированным садоводом с благородной миссией: он разводил сады и делал мир прекраснее.
Первый сад Шиков занимал квартал по ул. Мира (бывшая Екатерининская) – от нынешней ул. Суворова и почти до ДК ЖД.
Фридрих Шик зарабатывал тем, что торговал овощами и саженцами по всей стране. В Екатеринодаре же он читал лекции о садоводстве в разных учебных заведениях.
Причём Шик не разделял садоводство, цветоводство и огородничество. В его саду были дорожки из цветных камушков, росли экзотические растения, тут же рядом были теплицы с овощами и розарий. У Шиков был ещё цветочный магазин в городе, на месте нынешнего памятника собачкам на Красной/Мира. А из выращенных фруктов они выпускали лимонады и соки. Здание их лимонадного завода сохранилось (ул. Мира, 69).
Сад стоял на берегу реки Карасун. В 1890-х городские власти решили часть русла реки засыпать и пустить до вокзала трамвай. С Шиком не продлили аренду. В 1893-м сад вырубили, а землю использовали для засыпки реки, которая и превратилась в нынешнюю улицу Суворова.
Фридрих тогда выкупил под сад другое место – сейчас там стоит завод им. Седина (до революции «Кубаноль»). Городской сад в середине XIX века был огромным, он спускался к Кубани и заканчивался там, где сейчас ходит водный трамвайчик в Адыгею (пер. Переправный). Потом провели железную дорогу и она отсекла часть Городского сада. Её и выкупил Шик и заложил здесь свой второй сад.
Но место оказалось неудачным, Кубань постоянно подмывала сад. Приходилось бороться с наводнениями, строить баррикады. В 1900 годы Фридрих Шик во время такой борьбы с наводнением простудился и умер. Ему было всего сорок лет. Садом дальше занимались брат Отто и жена Шика. Но сильное наводнение 1915-го окончательно уничтожило сад Шика.
Полностью семья уехала из города во время Гражданской войны.
Братья Шик приехали в город из Баварии в 1879 году. Фридриху было всего 19 лет, но он уже был дипломированным садоводом с благородной миссией: он разводил сады и делал мир прекраснее.
Первый сад Шиков занимал квартал по ул. Мира (бывшая Екатерининская) – от нынешней ул. Суворова и почти до ДК ЖД.
Фридрих Шик зарабатывал тем, что торговал овощами и саженцами по всей стране. В Екатеринодаре же он читал лекции о садоводстве в разных учебных заведениях.
Причём Шик не разделял садоводство, цветоводство и огородничество. В его саду были дорожки из цветных камушков, росли экзотические растения, тут же рядом были теплицы с овощами и розарий. У Шиков был ещё цветочный магазин в городе, на месте нынешнего памятника собачкам на Красной/Мира. А из выращенных фруктов они выпускали лимонады и соки. Здание их лимонадного завода сохранилось (ул. Мира, 69).
Сад стоял на берегу реки Карасун. В 1890-х городские власти решили часть русла реки засыпать и пустить до вокзала трамвай. С Шиком не продлили аренду. В 1893-м сад вырубили, а землю использовали для засыпки реки, которая и превратилась в нынешнюю улицу Суворова.
Фридрих тогда выкупил под сад другое место – сейчас там стоит завод им. Седина (до революции «Кубаноль»). Городской сад в середине XIX века был огромным, он спускался к Кубани и заканчивался там, где сейчас ходит водный трамвайчик в Адыгею (пер. Переправный). Потом провели железную дорогу и она отсекла часть Городского сада. Её и выкупил Шик и заложил здесь свой второй сад.
Но место оказалось неудачным, Кубань постоянно подмывала сад. Приходилось бороться с наводнениями, строить баррикады. В 1900 годы Фридрих Шик во время такой борьбы с наводнением простудился и умер. Ему было всего сорок лет. Садом дальше занимались брат Отто и жена Шика. Но сильное наводнение 1915-го окончательно уничтожило сад Шика.
Полностью семья уехала из города во время Гражданской войны.
❤19🔥10👍3
НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА ЕКАТЕРИНОДАРА
В Краснодаре между Пушкинской библиотекой и Екатерининским сквером стоит трехэтажный дом купца Акулова, построенный архитектором Козловым в 1911 году. Филипп Матвеевич Акулов был подрядчиком и поставщиком стройматериалов в городе. Сам он жил в районе ж/д вокзала, а этот дом построил для сдачи квартир внаём.
Однако при покупке участка, планы у Акулова были другие. В феврале 1909 года он ещё раздумывал, чтобы сделать на этом месте, и остановился на варианте – магазин. Проект Филипп Матвеевич заказал модному тогда архитектору Александру Косякину. Он начертил одноэтажное здание в стиле «модерн» с огромными окнами по последнему слову техники, лепниной по стенам и округлой угловой башенкой.
Проект не был реализован. Заказчик в последний момент передумал и пошел к другому архитектору, Александру Козлову с идеей проекта доходного дома, который тот построил.
Советские архитекторы дом Акулова перестроили до неузнаваемости, снесли балконы, достроили угол и сделали более высокую башню, перенеся на нее визуальный акцент.
А проект Александра Косякина так и остался на бумаге. Это отдельное произведение искусства, тонко передающее эпоху. Внимательно разглядывая его, можно увидеть старую орфографию в надписях, даму с зонтиком и собачкой перед фасадом, проезжающего мимо велосипедиста. Вспомним, что первая велодорожка в Екатеринодаре появилась в 1907 году. Так, что когда Косякин работал над этим проектом, велосипеды и ролики были повальными увлечениями в городе.
Ну а потом была революция. Во время гражданской войны, незадолго до отхода белых, Акулов стал последним городском головой Екатеринодара. А Косякин то ли умер от сердечного приступа, то ли покончил с собой из-за навалившихся жизненных неурядиц, его судьба не до конца ясна. В общем, эпоха, унесенная ветром.
Проект Косякина так и лежит в краевом архиве, и как будто ждет реализации. Учитывая, насколько обезличила город советская власть, построить сейчас это здание – вполне себе неплохая идея.
В Краснодаре между Пушкинской библиотекой и Екатерининским сквером стоит трехэтажный дом купца Акулова, построенный архитектором Козловым в 1911 году. Филипп Матвеевич Акулов был подрядчиком и поставщиком стройматериалов в городе. Сам он жил в районе ж/д вокзала, а этот дом построил для сдачи квартир внаём.
Однако при покупке участка, планы у Акулова были другие. В феврале 1909 года он ещё раздумывал, чтобы сделать на этом месте, и остановился на варианте – магазин. Проект Филипп Матвеевич заказал модному тогда архитектору Александру Косякину. Он начертил одноэтажное здание в стиле «модерн» с огромными окнами по последнему слову техники, лепниной по стенам и округлой угловой башенкой.
Проект не был реализован. Заказчик в последний момент передумал и пошел к другому архитектору, Александру Козлову с идеей проекта доходного дома, который тот построил.
Советские архитекторы дом Акулова перестроили до неузнаваемости, снесли балконы, достроили угол и сделали более высокую башню, перенеся на нее визуальный акцент.
А проект Александра Косякина так и остался на бумаге. Это отдельное произведение искусства, тонко передающее эпоху. Внимательно разглядывая его, можно увидеть старую орфографию в надписях, даму с зонтиком и собачкой перед фасадом, проезжающего мимо велосипедиста. Вспомним, что первая велодорожка в Екатеринодаре появилась в 1907 году. Так, что когда Косякин работал над этим проектом, велосипеды и ролики были повальными увлечениями в городе.
Ну а потом была революция. Во время гражданской войны, незадолго до отхода белых, Акулов стал последним городском головой Екатеринодара. А Косякин то ли умер от сердечного приступа, то ли покончил с собой из-за навалившихся жизненных неурядиц, его судьба не до конца ясна. В общем, эпоха, унесенная ветром.
Проект Косякина так и лежит в краевом архиве, и как будто ждет реализации. Учитывая, насколько обезличила город советская власть, построить сейчас это здание – вполне себе неплохая идея.
❤18👍3
На фото:
1. Проект магазина (архитектор – Александр Косякин)
2. Изначальный вид доходного дома Акулова (архитектор – Александр Козлов).
3. Современный вид дома Акулова.
1. Проект магазина (архитектор – Александр Косякин)
2. Изначальный вид доходного дома Акулова (архитектор – Александр Козлов).
3. Современный вид дома Акулова.
🔥15❤4👍2