(начало выше ⬆️)
Но Александру Козлову атлант здесь был не нужен, у него был другой замысел. Чтобы его понять, нужно реконструировать окружение этого здания.
Итак, 1909 год. В Екатеринодар приезжает из Москвы Александр Козлов, ученик Федора Шехтеля и привозит в город модерн! Его пригласили построить Зимний театр (сейчас это здание филармонии, но от былого облика не осталось и следа). В городе обсуждалось, что автор проекта – Шехтель, а Козлов приехал реализовывать проект учителя.
Но все это не так. Зимний театр ни капли не похож на работы Шехтеля, это проект самого Козлова. Возможно, Шехтель назвал его своим, чтобы дать путевку в жизнь ученику. Чтобы это понять, достаточно увидеть здания, которые спроектировал сам Шехтель. Эта школа получила название московского модерна, главными идеологами которого были как раз Федор Шехтель и Лев Кекушев. Московский модерн черпал вдохновение в парижском ар-нуво. В нем много диковинных узоров на стенах, фантастической формы окон, сказочных мотивов. В отличие от московского, северный, петербургский модерн проистекал от немецкого югенстиля. Здесь была распространена грубая рустовка первых этажей природным камнем и резкий переход от него к голой стене, больше симметрии, меньше украшений.
Приехав в Екатеринодар, Александр Козлов построил Зимний театр и к нему пошли местные магнаты, кому-то нужен был особняк, кому-то доходный дом, кому-то гостиница. Так за несколько лет возник екатеринодарский модерн.
Но Козлов не стал копировать московскую школу Шехтеля, у него нет буйства красок и пластичности форм учителя. Можно было бы сказать, что он перешел на северный модерн, но нет, он не использовал рустовку, природный камень и резкое разделение отделочных материалов на фасаде.
Александр Козлов придумал свой стиль, его можно назвать сдержанным, или провинциальным модерном. Он часто использовал приёмы разных школ, но не один не выкручивал нам полную катушку. Его узнаваемые приемы: готические мотивы (помимо «Централи» они появятся в особняке Никифораки, доме аптекаря Каплан и др.), башенки, вечный фасад (чаще всего плитка).
С вечным фасадом стоит объяснить подробнее. В отчие от мастеров прошлого, строивших эклектику и заполнявших всё пространство стены лепными узорами, которые постоянно надо было подновлять, архитекторы начала XX века начали использовать на фасаде плитку, голый бетон, рустовку из натурального камня – материалы на века.
Итак, Александр Козлов строит Зимний театр. Это скупой на украшения четырехэтажный бетонный бункер со скругленными углами. В нем так же утоплен нижний этаж. Это чисто модернистский прием. С появлением железобетона в конце XIX века, появилась возможность строить массивные конструкции, стоящие на колоннах без несущих стен. Именно тогда вошли в моду коммерческие здания, у которых первые этажи были полностью сделаны из стекла и бетона. В них находились магазины, кафе, кинотеатры.
Козлов не идет дальше, он не убирает полностью стены на первом этаже, заменяя их стеклом и железом, а лишь намечает этот приём. Но для провинции, где ещё не было модерна, это было революцией. Издалека этот бункер казался парящим в воздухе. Напомню, это время дирижаблей и аэропланов.
Вторым заказом архитектора была перестройка внешне скучной «Централи». Это было двухэтажное строение казарменного типа. После ультрасовременного модерна Александр Козлов строит неоготику и повторяет прием с утопленным первым этажом.
Зачем? Представьте себе 1910 год. Раннее утро. Мало людей. Улица ещё не заросла густыми деревьями, нет сквера им. Жукова. Вы едете на извозчике от Екатерининской площади. И, подъезжая к улице Гимназической, видите как будто парящими над землей рядом готический собор и бетонный бункер. Лучшей рекламы для архитектора сложно было придумать. Козлов остался в городе и строил, строил, строил.
Кстати, в 1913 году в Славянске-на-Кубани купец Лука Мазепа скопировал «Централь» (сейчас в этом здании находится художественная школа). А это верный признак, если вам начинают подражать, значит, вы сделали что-то, действительно, выдающиеся.
Но Александру Козлову атлант здесь был не нужен, у него был другой замысел. Чтобы его понять, нужно реконструировать окружение этого здания.
Итак, 1909 год. В Екатеринодар приезжает из Москвы Александр Козлов, ученик Федора Шехтеля и привозит в город модерн! Его пригласили построить Зимний театр (сейчас это здание филармонии, но от былого облика не осталось и следа). В городе обсуждалось, что автор проекта – Шехтель, а Козлов приехал реализовывать проект учителя.
Но все это не так. Зимний театр ни капли не похож на работы Шехтеля, это проект самого Козлова. Возможно, Шехтель назвал его своим, чтобы дать путевку в жизнь ученику. Чтобы это понять, достаточно увидеть здания, которые спроектировал сам Шехтель. Эта школа получила название московского модерна, главными идеологами которого были как раз Федор Шехтель и Лев Кекушев. Московский модерн черпал вдохновение в парижском ар-нуво. В нем много диковинных узоров на стенах, фантастической формы окон, сказочных мотивов. В отличие от московского, северный, петербургский модерн проистекал от немецкого югенстиля. Здесь была распространена грубая рустовка первых этажей природным камнем и резкий переход от него к голой стене, больше симметрии, меньше украшений.
Приехав в Екатеринодар, Александр Козлов построил Зимний театр и к нему пошли местные магнаты, кому-то нужен был особняк, кому-то доходный дом, кому-то гостиница. Так за несколько лет возник екатеринодарский модерн.
Но Козлов не стал копировать московскую школу Шехтеля, у него нет буйства красок и пластичности форм учителя. Можно было бы сказать, что он перешел на северный модерн, но нет, он не использовал рустовку, природный камень и резкое разделение отделочных материалов на фасаде.
Александр Козлов придумал свой стиль, его можно назвать сдержанным, или провинциальным модерном. Он часто использовал приёмы разных школ, но не один не выкручивал нам полную катушку. Его узнаваемые приемы: готические мотивы (помимо «Централи» они появятся в особняке Никифораки, доме аптекаря Каплан и др.), башенки, вечный фасад (чаще всего плитка).
С вечным фасадом стоит объяснить подробнее. В отчие от мастеров прошлого, строивших эклектику и заполнявших всё пространство стены лепными узорами, которые постоянно надо было подновлять, архитекторы начала XX века начали использовать на фасаде плитку, голый бетон, рустовку из натурального камня – материалы на века.
Итак, Александр Козлов строит Зимний театр. Это скупой на украшения четырехэтажный бетонный бункер со скругленными углами. В нем так же утоплен нижний этаж. Это чисто модернистский прием. С появлением железобетона в конце XIX века, появилась возможность строить массивные конструкции, стоящие на колоннах без несущих стен. Именно тогда вошли в моду коммерческие здания, у которых первые этажи были полностью сделаны из стекла и бетона. В них находились магазины, кафе, кинотеатры.
Козлов не идет дальше, он не убирает полностью стены на первом этаже, заменяя их стеклом и железом, а лишь намечает этот приём. Но для провинции, где ещё не было модерна, это было революцией. Издалека этот бункер казался парящим в воздухе. Напомню, это время дирижаблей и аэропланов.
Вторым заказом архитектора была перестройка внешне скучной «Централи». Это было двухэтажное строение казарменного типа. После ультрасовременного модерна Александр Козлов строит неоготику и повторяет прием с утопленным первым этажом.
Зачем? Представьте себе 1910 год. Раннее утро. Мало людей. Улица ещё не заросла густыми деревьями, нет сквера им. Жукова. Вы едете на извозчике от Екатерининской площади. И, подъезжая к улице Гимназической, видите как будто парящими над землей рядом готический собор и бетонный бункер. Лучшей рекламы для архитектора сложно было придумать. Козлов остался в городе и строил, строил, строил.
Кстати, в 1913 году в Славянске-на-Кубани купец Лука Мазепа скопировал «Централь» (сейчас в этом здании находится художественная школа). А это верный признак, если вам начинают подражать, значит, вы сделали что-то, действительно, выдающиеся.
❤19👍1
*Еще больше об Александре Козлове, его домах, жизни, а так же об архитектуре старого Екатеринодара — в аудиоэкскурсии «Тени модерна. Архитектурный маршрут»
🔥6❤3
Читаю давнюю книгу, еще 2009 года, до которой все никак не доходили руки – «От неолита до главлита» Арлена Блюма.
Это история российской цензуры с множеством впервые опубликованных архивных материалов.
Актуалочка из 1928 года:
«Особенно красочен случай запрещения 22-го номера ленинградской «Врачебной газеты» (на самом деле это научный журнал). В объяснении Энгеля по этому казусу сказано кратко: «Описание случая болезни сексота ГПУ. Редактор тов. Кантор. Явная наша ошибка».
Дело возникло по поводу разрешённой Ленгублитом статьи «Алкоголизм в этиологии неврозов», присланной из Курского невро-психиатрического диспансера доктором К. К. Спицыным. В совершенно академическом тоне доктор рассказывает о «больном И. В. И., 37 лет, члене ВКП(б), сексоте ГПУ», который поступил в больницу «в крайне депрессивном состоянии». Он жаловался на то, что «не может находиться в людных местах, хотя по роду своей работы ему это необходимо», «всё вселяет в него непобедимый ужас», «непонятный страх»: он даже направил в партийную ячейку письмо, в котором грозился покончить с собой.
«Анамнез», приведённый в статье, таков: больной И. пить начал с 1915 года, но умеренно; однако в конце 1917-го, вступив в партию и одновременно в ЧК, окончательно поддался своей «слабости».
«Как сознательный человек, — продолжает курский психиатр, — он понимал, что позорно быть членом партии, агентом ГПУ, быть на хорошем счету и пить». Поэтому он свою болезнь — хронический алкоголизм — скрывал всеми доступными ему способами и больше всего в мире боялся разоблачения… А разоблачить его, когда «И. был в открытой службе», прежде всего могли его непосредственные начальники. С переходом же в сексоты (секретные сотрудники) разоблачителями его могли стать такие же сексоты, как и он сам, — он же их не знает, — то есть, по его словам, «любой гражданин».
Ему стало мерещиться, что его окружают одни лишь сексоты… И. стал избегать людных мест: перронов, площадей, демонстраций, что очень затруднило, по его признанию, выполнение им служебных обязанностей. Далее доктор подробно описывает методику лечения больного И. — не без допускаемых тогда ещё приемов фрейдистского психоанализа — и заканчивает эту замечательную в своём роде историю болезни весьма оптимистически: «Гражданин И., будучи весьма сметливым от природы человеком, понял суть своего заболевания, условные связи распались, и он служит вновь», — с чем мы его и поздравляем…».
Это история российской цензуры с множеством впервые опубликованных архивных материалов.
Актуалочка из 1928 года:
«Особенно красочен случай запрещения 22-го номера ленинградской «Врачебной газеты» (на самом деле это научный журнал). В объяснении Энгеля по этому казусу сказано кратко: «Описание случая болезни сексота ГПУ. Редактор тов. Кантор. Явная наша ошибка».
Дело возникло по поводу разрешённой Ленгублитом статьи «Алкоголизм в этиологии неврозов», присланной из Курского невро-психиатрического диспансера доктором К. К. Спицыным. В совершенно академическом тоне доктор рассказывает о «больном И. В. И., 37 лет, члене ВКП(б), сексоте ГПУ», который поступил в больницу «в крайне депрессивном состоянии». Он жаловался на то, что «не может находиться в людных местах, хотя по роду своей работы ему это необходимо», «всё вселяет в него непобедимый ужас», «непонятный страх»: он даже направил в партийную ячейку письмо, в котором грозился покончить с собой.
«Анамнез», приведённый в статье, таков: больной И. пить начал с 1915 года, но умеренно; однако в конце 1917-го, вступив в партию и одновременно в ЧК, окончательно поддался своей «слабости».
«Как сознательный человек, — продолжает курский психиатр, — он понимал, что позорно быть членом партии, агентом ГПУ, быть на хорошем счету и пить». Поэтому он свою болезнь — хронический алкоголизм — скрывал всеми доступными ему способами и больше всего в мире боялся разоблачения… А разоблачить его, когда «И. был в открытой службе», прежде всего могли его непосредственные начальники. С переходом же в сексоты (секретные сотрудники) разоблачителями его могли стать такие же сексоты, как и он сам, — он же их не знает, — то есть, по его словам, «любой гражданин».
Ему стало мерещиться, что его окружают одни лишь сексоты… И. стал избегать людных мест: перронов, площадей, демонстраций, что очень затруднило, по его признанию, выполнение им служебных обязанностей. Далее доктор подробно описывает методику лечения больного И. — не без допускаемых тогда ещё приемов фрейдистского психоанализа — и заканчивает эту замечательную в своём роде историю болезни весьма оптимистически: «Гражданин И., будучи весьма сметливым от природы человеком, понял суть своего заболевания, условные связи распались, и он служит вновь», — с чем мы его и поздравляем…».
🔥6😁6
Арка нестабильности
Арка Героев в краснодарском сквере имени Жукова – памятник символический. Он типичен для города блуждающих монументов.
Почти семьдесят лет назад он появился в виде доски почета со статуей рабочего и колхозницы сверху (фото в карусели). С лицевой стороны были фамилии передовиков производства в сфере сельского хозяйства, с обратной – в сфере промышленности. Сталинский ампир во всей красе! Прохода посередине не было.
Сквер тогда назывался именем Ворошилова. Он разделил судьбу улицы Гимназической, которая какое-то время называлась именем адыгского революционера Шахан-Гирея Хакурате. После того, как Хакурате в 1936 году признали врагом народа, его памятник снесли. Кстати, тело Хакурате скорее всего все еще покоится в сквере, справа от арки, если стоять к ней лицом. А улицу и сквер быстро переименовали и назвали именем наркома НКВД Николая Ежова.
В 1939 году после ареста Ежова снова пришлось переигрывать с названиями... Впрочем, об одиннадцати названиях Гимназической у меня был пост, я считаю ее самой переименовываемой улицей в мире. На момент же появления арки и сквер, и улица носили имя Клемента Ворошилова.
Так в качестве доски почета это памятник достоял до 1985 года. Тогда в честь сорокалетия победы его превратили в Арку Героев. Вместо фамилий передовиков производства появились фамилии кубанских Героев Советского Союза, а вместо рабочего и колхозницы – пятиконечная звезда (фото ниже).
Через одиннадцать лет монумент еще доработали. К этому времени улице вернули дореволюционное название Гимназическая, а сквер назвали уже к пятидесятилетию победы именем Георгия Жукова.
В арке появился проход, перед ней – бюст Жукова, а звезду сверху сменил конъюнктурный Георгий Победоносец.
В следующий раз, когда придет время переименований, логичней всего будет назвать ее Аркой Нестабильности, это актуально на все времена.
Арка Героев в краснодарском сквере имени Жукова – памятник символический. Он типичен для города блуждающих монументов.
Почти семьдесят лет назад он появился в виде доски почета со статуей рабочего и колхозницы сверху (фото в карусели). С лицевой стороны были фамилии передовиков производства в сфере сельского хозяйства, с обратной – в сфере промышленности. Сталинский ампир во всей красе! Прохода посередине не было.
Сквер тогда назывался именем Ворошилова. Он разделил судьбу улицы Гимназической, которая какое-то время называлась именем адыгского революционера Шахан-Гирея Хакурате. После того, как Хакурате в 1936 году признали врагом народа, его памятник снесли. Кстати, тело Хакурате скорее всего все еще покоится в сквере, справа от арки, если стоять к ней лицом. А улицу и сквер быстро переименовали и назвали именем наркома НКВД Николая Ежова.
В 1939 году после ареста Ежова снова пришлось переигрывать с названиями... Впрочем, об одиннадцати названиях Гимназической у меня был пост, я считаю ее самой переименовываемой улицей в мире. На момент же появления арки и сквер, и улица носили имя Клемента Ворошилова.
Так в качестве доски почета это памятник достоял до 1985 года. Тогда в честь сорокалетия победы его превратили в Арку Героев. Вместо фамилий передовиков производства появились фамилии кубанских Героев Советского Союза, а вместо рабочего и колхозницы – пятиконечная звезда (фото ниже).
Через одиннадцать лет монумент еще доработали. К этому времени улице вернули дореволюционное название Гимназическая, а сквер назвали уже к пятидесятилетию победы именем Георгия Жукова.
В арке появился проход, перед ней – бюст Жукова, а звезду сверху сменил конъюнктурный Георгий Победоносец.
В следующий раз, когда придет время переименований, логичней всего будет назвать ее Аркой Нестабильности, это актуально на все времена.
🔥12👍3
Предыдущие вариации Арки Героев
📷 Фото с сайта «Съ любовью изъ Екатеринодара»
📷 Фото с сайта «Съ любовью изъ Екатеринодара»
👍10
А ещё хочу поделиться классным отзывом на один из моих авторских аудиогидов ⬆️
И напомнить, что все 8 экскурсий, которые я водил по Краснодару, доступны в этом формате.
Прочитать описания каждой можно здесь.
А чтобы оформить доступ, пишите мне в личные сообщения.
И напомнить, что все 8 экскурсий, которые я водил по Краснодару, доступны в этом формате.
Прочитать описания каждой можно здесь.
А чтобы оформить доступ, пишите мне в личные сообщения.
👍5❤4😍3
Дороги Акер
Можно было бы сказать, что по настроению эта история близка к песне «Машины времени»: «Он был старше нее, она была хороша». Но он не был старше нее, хотя она была хороша, да и сюжет там был другой.
Все знали, что у него есть она, а у нее – он, и так будет всегда.
Он же никогда не смотрел в ее сторону.
Она занимала немалое место в его жизни, но на задворках.
Это была не любовь, скорее привычка, привязанность.
У нее были другие, но далеко, да и значили сильно меньше, чем он.
У него вначале была одна черкешенка но она ему не пришлась по душе. И обернулась Нусарак цепью озер, оставив его наедине с Ней.
Их невнятные отношения больше вредили ему. Ее все понимали, а вот кто он – определенности не было.
– Большинство городов либо стоят на море, либо на реке, либо на холме, – говорили ему. – А ты?
Он отмалчивался. С самого начала совместной жизни с рекой он повернулся к ней спиной и потек в степь, порождая и поглощая пригороды, не имея четких границ.
Абсурдный в своих желаниях он привлекал прожектёров.
– Городская электричка! – кричали одни, не обращая внимания, что рельсы проходят через Краснодар по касательной.
– Канатные дороги! – убеждали другие, забыв, что в его черте нет перепада высот.
– Метро! – предлагали третьи. – И лучше совмещенное с железной дорогой, чтобы в пятницу, не заезжая домой, махнуть в Адлер!
Потом замолкали, вспомнив, что на такой проект нет денег.
Иногда чиновникам хотелось то ли пешеходного центра, то ли осетрины с хреном. Обычно такие желания не порождали ни первое, ни второе.
Он разросся, но потерял память и даже имя, и давно ничего не ждал от будущего, не имея плана даже на ближайшие месяцы.
Иногда, раз в столетие, он вспоминал о ней. Но активное судоходство в конце 19 века не развернуло город к реке, а появление набережной на Кубани в конце века двадцатого, так и не сделало реку центром городской жизни. Город продолжал быть степным.
– У тебя же есть она, какой же ты степняк?! – говорили ему.
В такие моменты он, как обычно, отмалчивался. Город, который так и не покорил свою реку.
Можно было бы сказать, что по настроению эта история близка к песне «Машины времени»: «Он был старше нее, она была хороша». Но он не был старше нее, хотя она была хороша, да и сюжет там был другой.
Все знали, что у него есть она, а у нее – он, и так будет всегда.
Он же никогда не смотрел в ее сторону.
Она занимала немалое место в его жизни, но на задворках.
Это была не любовь, скорее привычка, привязанность.
У нее были другие, но далеко, да и значили сильно меньше, чем он.
У него вначале была одна черкешенка но она ему не пришлась по душе. И обернулась Нусарак цепью озер, оставив его наедине с Ней.
Их невнятные отношения больше вредили ему. Ее все понимали, а вот кто он – определенности не было.
– Большинство городов либо стоят на море, либо на реке, либо на холме, – говорили ему. – А ты?
Он отмалчивался. С самого начала совместной жизни с рекой он повернулся к ней спиной и потек в степь, порождая и поглощая пригороды, не имея четких границ.
Абсурдный в своих желаниях он привлекал прожектёров.
– Городская электричка! – кричали одни, не обращая внимания, что рельсы проходят через Краснодар по касательной.
– Канатные дороги! – убеждали другие, забыв, что в его черте нет перепада высот.
– Метро! – предлагали третьи. – И лучше совмещенное с железной дорогой, чтобы в пятницу, не заезжая домой, махнуть в Адлер!
Потом замолкали, вспомнив, что на такой проект нет денег.
Иногда чиновникам хотелось то ли пешеходного центра, то ли осетрины с хреном. Обычно такие желания не порождали ни первое, ни второе.
Он разросся, но потерял память и даже имя, и давно ничего не ждал от будущего, не имея плана даже на ближайшие месяцы.
Иногда, раз в столетие, он вспоминал о ней. Но активное судоходство в конце 19 века не развернуло город к реке, а появление набережной на Кубани в конце века двадцатого, так и не сделало реку центром городской жизни. Город продолжал быть степным.
– У тебя же есть она, какой же ты степняк?! – говорили ему.
В такие моменты он, как обычно, отмалчивался. Город, который так и не покорил свою реку.
💔17👍7❤🔥4
На днях мы были с Ванькой на детском спектакле в маленьком театре. После представления ко мне подошла девушка и спросила: «А вы же гид из Краснодара? Кажется, я вас знаю».
Уже второй новый год я буду встречать в Тбилиси, уже год я вожу экскурсии здесь в команде «Тбилиси глазами инженера». И то и дело встречаю на них моих краснодарских экскурсантов.
Но продолжают жить и все те экскурсии, которые я разработал для Краснодара – в онлайн-формате аудиогидов. Не успеваю о них здесь рассказывать в последнее время, но тем ценнее, что их находят, покупают и проходят! ⤵️
Уже второй новый год я буду встречать в Тбилиси, уже год я вожу экскурсии здесь в команде «Тбилиси глазами инженера». И то и дело встречаю на них моих краснодарских экскурсантов.
Но продолжают жить и все те экскурсии, которые я разработал для Краснодара – в онлайн-формате аудиогидов. Не успеваю о них здесь рассказывать в последнее время, но тем ценнее, что их находят, покупают и проходят! ⤵️
🔥11❤2👍2
По ссылке вы найдете описания всех восьми – в том числе, и тематической прогулки «Рождество в старом городе». Впрочем, для экскурсий праздники вообще – лучшее время!)
Так что если хотите подарить мои аудиоэкскурсии – себе и кому-то ещё – напишите мне в личные сообщения! Можно даже оформить подарочный сертификат.
В 2024-м я планирую поднять стоимость аудмогидов, но до конца новогодних праздников их можно купить по старой цене – символические 500₽ за одну (если берете сразу несколько – будет выгоднее). Доступ вы получаете навсегда, проходить можно столько раз, сколько захотите.
🎄С наступающим Новым годом! Берегите себя и своих близких!
Так что если хотите подарить мои аудиоэкскурсии – себе и кому-то ещё – напишите мне в личные сообщения! Можно даже оформить подарочный сертификат.
В 2024-м я планирую поднять стоимость аудмогидов, но до конца новогодних праздников их можно купить по старой цене – символические 500₽ за одну (если берете сразу несколько – будет выгоднее). Доступ вы получаете навсегда, проходить можно столько раз, сколько захотите.
🎄С наступающим Новым годом! Берегите себя и своих близких!
❤12🔥3
Дамы и господа, кто поможет прочесть сложную надпись на немецком?
История такая: три года назад, на одном из аукционов с кучей всякого старья я купил почтовую карточку времён Веймарской Германии. Этот период широко известен читающей публике по романам Набокова и Ремарка. Дата на штемпеле – 1928 год.
Купил и забыл.
Карточка лежала закладкой в одной книг, которую я давно не доставал с полки. А тут достал и заинтересовался.
Вместе с Виталием Штыбиным мы разослали её фотографии всем друзьям и знакомым, знающим немецкий. Никто не смог прочесть – сложный почерк, чернила расплываются, видно, что на карточку ставили чашку кофе.
Может быть, кто-то всё-таки сможет?
Вполне возможно, что тут ординарный текст какого-нибудь дяди Альфреда племяннику, что у него всё хорошо, приезжайте в гости. Это наиболее вероятная версия. Но здесь может скрываться и интересная история. Так тоже бывает.
Давайте попробуем раскусить этот орешек. Мы за то, чтобы в истории не оставалось белых пятен)
История такая: три года назад, на одном из аукционов с кучей всякого старья я купил почтовую карточку времён Веймарской Германии. Этот период широко известен читающей публике по романам Набокова и Ремарка. Дата на штемпеле – 1928 год.
Купил и забыл.
Карточка лежала закладкой в одной книг, которую я давно не доставал с полки. А тут достал и заинтересовался.
Вместе с Виталием Штыбиным мы разослали её фотографии всем друзьям и знакомым, знающим немецкий. Никто не смог прочесть – сложный почерк, чернила расплываются, видно, что на карточку ставили чашку кофе.
Может быть, кто-то всё-таки сможет?
Вполне возможно, что тут ординарный текст какого-нибудь дяди Альфреда племяннику, что у него всё хорошо, приезжайте в гости. Это наиболее вероятная версия. Но здесь может скрываться и интересная история. Так тоже бывает.
Давайте попробуем раскусить этот орешек. Мы за то, чтобы в истории не оставалось белых пятен)
🔥12❤1
Итак, финалим историю с открыткой.
Нам прислали несколько переводов, что-то от чата gpt, что-то от переводчиков. В сегодняшнем соревновании людей и искусственного интеллекта, побеждают люди. Это Anna Vokadus которая сделала самый логичный перевод.
Проблема чата gpt в том, что он, когда теряется, пытается построить контекст, и вытягивает его от случайных слов. В итоге, у нас виден только очень примерный смысл, все подробности могут вызывать сомнения. Вывод, искусственный интеллект – вещь замечательная, а в паре с человеком ещё лучше!
Что написано?
Женщина по имени на букву Э (Elke?) пишет своей тете в Гамбург. Извиняется за то, что не писала, жалуется на здоровье, в контексте здоровья рассказывает какую-то историю про «заразную» пациентку и горничную (непонятно, но видимо горничная заболела после прихода пациентки). Говорит, что они не поедут на Хельголанд (немецкий северный курорт), так как приедут дети в Рейнфельд, где у семьи дом с садом. В конце упоминает, что кто-то сейчас у них в гостях с детьми.
Что нам это дало?
История банальная, на блокбастер не тянет, хотя она точно характеризует эпоху. 1928 год попадает на недолгое сытое и спокойное время в Германии между гиперинфляцией 1924 года и приходом Гитлера к власти в 1933 году.
В итоге несколько человек получили удовольствие от разгадывания этой загадки, появились новые контакты от людей профессионально занимающихся расшифровкой старинных рукописей. Ну и мы в очередной раз убедились, что человек всё ещё умнее машины.
Нам прислали несколько переводов, что-то от чата gpt, что-то от переводчиков. В сегодняшнем соревновании людей и искусственного интеллекта, побеждают люди. Это Anna Vokadus которая сделала самый логичный перевод.
Проблема чата gpt в том, что он, когда теряется, пытается построить контекст, и вытягивает его от случайных слов. В итоге, у нас виден только очень примерный смысл, все подробности могут вызывать сомнения. Вывод, искусственный интеллект – вещь замечательная, а в паре с человеком ещё лучше!
Что написано?
Женщина по имени на букву Э (Elke?) пишет своей тете в Гамбург. Извиняется за то, что не писала, жалуется на здоровье, в контексте здоровья рассказывает какую-то историю про «заразную» пациентку и горничную (непонятно, но видимо горничная заболела после прихода пациентки). Говорит, что они не поедут на Хельголанд (немецкий северный курорт), так как приедут дети в Рейнфельд, где у семьи дом с садом. В конце упоминает, что кто-то сейчас у них в гостях с детьми.
Что нам это дало?
История банальная, на блокбастер не тянет, хотя она точно характеризует эпоху. 1928 год попадает на недолгое сытое и спокойное время в Германии между гиперинфляцией 1924 года и приходом Гитлера к власти в 1933 году.
В итоге несколько человек получили удовольствие от разгадывания этой загадки, появились новые контакты от людей профессионально занимающихся расшифровкой старинных рукописей. Ну и мы в очередной раз убедились, что человек всё ещё умнее машины.
🔥25👍6❤5
Детское пожелание с Новым годом 🎄
Сегодня у меня для вас новогодняя открытка времён СССР. Жаль, нет адреса и почтового штемпеля, по которым можно было бы отследить, откуда, куда и когда она была отправлена. Пересылалась она в конверте.
На лицевой стороне изображена иллюстрация из рукописи «Витязя в тигровой шкуре» 17 века. Выпущена открытка в 1940-м году. Когда отправлена, сложно сказать, дефицит в СССР был всегда.
Итак, текст, пунктуация автора:
В общем, с наступающим Новым годом всех🎄 ❄️ ⛄️
Пожелание Игоря Жене Пирогу — батарейки, лыжи и возлюбленная девочка — до сих пор вполне актуально для парня любого возраста.
Сегодня у меня для вас новогодняя открытка времён СССР. Жаль, нет адреса и почтового штемпеля, по которым можно было бы отследить, откуда, куда и когда она была отправлена. Пересылалась она в конверте.
На лицевой стороне изображена иллюстрация из рукописи «Витязя в тигровой шкуре» 17 века. Выпущена открытка в 1940-м году. Когда отправлена, сложно сказать, дефицит в СССР был всегда.
Итак, текст, пунктуация автора:
«Женя!!! Пирог!!! Желаю тебе всего наилучшего и поздравляю с Новым годом!!!
Желаю отлично учиться
Счастливо жить
Давать всем трещин
Кроме меня
Достать всё, что нужно для лыж и лыжи
Батарейки для фонаря.
Игорь.
Из класса в класс переходить
Желаю в девочку влюбиться
И крепко с ней дружить.
Желаю то что желал в первом пожелании
Радуй маму и папу».
В общем, с наступающим Новым годом всех
Пожелание Игоря Жене Пирогу — батарейки, лыжи и возлюбленная девочка — до сих пор вполне актуально для парня любого возраста.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤16🔥7🎉4🎄2
Есть популярная в Краснодаре история, связанная со строительством Пушкинской библиотеки. Изначально это была армянская школа, деньги на строительство которой выделил дореволюционных купец Борис Черачев.
С лёгкой руки краеведа Виталия Бардадыма стала популярна история, что Черачев хотел привезти жене из Парижа бриллианты, но она сказала, нет, построй на эти деньги школу!
Когда мы с Виталием Штыбиным водили экскурсии по Краснодару, мы рассказывали эту историю, всегда упоминая, что мы к ней относимся со скепсисом. В Черачеве мы не сомневались, Пушкинка построена на его деньги, сомневались мы в романтической истории про жену, отказавшуюся от бриллиантов.
Оказалось, зря. Вчера совершенно случайно я обнаружил её источник. Это газета «Тифлисский листок» от 2 июня 1902 года. В ней была переведена на русский язык заметка из армянской газеты «Мшак».
История про школу оказалась правдивой, только, как в анекдоте с армянским радио, построил её не Черачев, а Аведов, не в Екатеринодаре, а в Тегеране, не школа, а женское училище, а так всё правда!
На фотографиях — та самая заметка.
Аведов в нерусифицированной версии звучит, как Аветян. Упоминается провинция Сельмас, сейчас это Иран. Отсюда выросло название завода «Саломас», в советское время — Краснодарский масложиркомбинат.
С лёгкой руки краеведа Виталия Бардадыма стала популярна история, что Черачев хотел привезти жене из Парижа бриллианты, но она сказала, нет, построй на эти деньги школу!
Когда мы с Виталием Штыбиным водили экскурсии по Краснодару, мы рассказывали эту историю, всегда упоминая, что мы к ней относимся со скепсисом. В Черачеве мы не сомневались, Пушкинка построена на его деньги, сомневались мы в романтической истории про жену, отказавшуюся от бриллиантов.
Оказалось, зря. Вчера совершенно случайно я обнаружил её источник. Это газета «Тифлисский листок» от 2 июня 1902 года. В ней была переведена на русский язык заметка из армянской газеты «Мшак».
История про школу оказалась правдивой, только, как в анекдоте с армянским радио, построил её не Черачев, а Аведов, не в Екатеринодаре, а в Тегеране, не школа, а женское училище, а так всё правда!
На фотографиях — та самая заметка.
Аведов в нерусифицированной версии звучит, как Аветян. Упоминается провинция Сельмас, сейчас это Иран. Отсюда выросло название завода «Саломас», в советское время — Краснодарский масложиркомбинат.
❤18🔥10👍3😁3