Методологическая кухня | Aleks DEDIEU – Telegram
Методологическая кухня | Aleks DEDIEU
56 subscribers
130 photos
24 videos
18 links
Превращаем ваши идеи, навыки и опыт в живые и смысловые проекты, продукты и методы.

Креативная методология, игровые решения, альтернативные возможности, проектный подход.

Меняем правила. Играем серьезно. Делаем во своему - и добиваемся большего.
Download Telegram
Миф о Буратино

В русском языке любопытство часто приравнивают к пороку:
«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»
«Не суй свой нос куда не просят»
«Любопытство сгубило Буратино»

С детства мы волочим годами ассоциацию, что задавать вопросы — неприлично.
- Какая ограничивающая глупость!


С гордостью вспоминаю, чего может стоить любопытство:
– клей, намертво въевшийся в ковер (проверяла, насколько он прочный),
– разрезанные шторы (первые опыты в шитье и проверка ножниц на заточенность),
– куклы без волос (первые эксперименты с парикмахерским делом),
– мини-пожар на кухне (так осваивались первые горячие блюда).
Мне доставалось, и серьезно. А по виду и не сказать.

И знаете что? Ни о чём не жалею. Наоборот. Эти моменты - ориентиры-напоминания: про что я и как я действую.

Сейчас мои эксперименты посложнее и помасштабнее:
- починить машину (во мне умер механик)
- переделать ванную от А до Я (по совместительству работаю дизайнером и прорабом)
- переделать курс для большой бизнес-школы (тот еще эксперимент!).

Любопытство — движущая сила. Оно открывает двери.

А что если…
– сдать матрасы на полу незнакомцам? → у нас есть Airbnb и целая шеринг-экономика.

– оставить плесень в чашке Петри? → у нас есть пенициллин благодаря Флемингу.

– посмотреть в телескоп повнимательнее ? → и у нас новые спутники Юпитера благодарю Галилео.

- задаться вопросом: «А что, если Wi-Fi придумала актриса?» → Хеди Ламарр и технология частотных прыжков


А я особенно уважаю любопытных людей, которые не боятся копать глубже.
Как Юля, Светлана и Наташа, которые присоединилась к нашей пилотной группе.

И да — если вас когда-нибудь ругали за любопытство,
то, скорее всего, вы мой человек.
Возможно последнее место в группе станет первым открытием для вас.
🔥52
Когда не делишься мыслями, они начинают жрать изнутри.

Делюсь.

Сложная неделя. Физически, эмоционально, когнитивно.

Первые лекции на английском по межкультурному менеджменту в именитой бизнес-школе с филиалами по всему миру.
Как захватить внимание молодой «элитной» аудитории - еще та задача.

Французы составили себе мировую репутацию быть очень «шумными». Это не только свойственно молодому поколению. Это культурное явление. Оно проявляется и в обучении, и в работе, и в личной сфере. В рамках страны и международной среды. Латинские корни, королевское и революционное наследие дают о себе знать. Французам необходимо выделяться на фоне других. Привлекать внимание. Быть на виду. Быть первыми. Показывать свою значимость. Чтобы прикрыть порой свою заурядность, бездействие, фрустрацию, узость мышления, страх нового - комплекс Наполеона в масштабе.

- Саша, ты критикуешь?


- Ни в коем случае. У каждой культуры есть плюсы и минусы. Наоборот, раскрываю возможность для проектирования опыта взаимодействия.


Решаю идти ва-банк - «cажу короля на трон». Иначе нельзя. Необходимо сильное эмоциональное начало, которое перевертывает восприятие.

Говорю, что это курс не про менеджмент , а про них самих. Про то, почему им не удается быть первыми. Всем интересно знать, что с ними не так и что делать.

Показываю альтернативные сценарии их будущего. В том числе и худший, в котором инвестиции в учебу на 100тыщ евро принесут работу в лучшем случае на 3-4тыщи. Рисую лучший, где начав с себя, они начнут понимать других и находить лучшие приемы и стратегии управления взаимодействием с людьми.

Внимание завоевано. Но какой ценой: ощущение проживания “one-man show” x4, где дебит с кредитом энергии не сходится.


Главный фокус не в том, чтобы знать, а в том чтобы уметь связывать и использовать, что уже знаешь и умеешь.

Нашему мозгу не нужно больше знаний, нужны новые связи. Нам свойственно переоценивать объем информации, недооценив при этом, как она связана.

Мозг любит контекст, вопросы, аналогии, неожиданности, подачу под другим углом, погружение в другую реальность. И да, это неизбежная возможность для нас обнулиться, попробовать по-другому и в другой роли. Освободиться от зашоренности, вновь посмотреть на мир детскими глазами.

Не накапливайте «мертвый груз». Связывайте. Адаптируйте под себя и под «что уже есть».

Ваш мозг - не 8габайтная флешка, это паутина.
А в « 4 стене» мы начинаем плести паутину уже сегодня.
🔥93🤩1
У меня когнитивный диссонанс 🤯


Я вела конспект. Что точно не зря.

Были моменты, когда казалось, что мозги ржавые.


Это одни из итоговых фраз участниц проектной группы «4стена» после первой встречи.

Перевернуть картину мира, переместить фокус, столкнуть с неожиданным, чтобы мозг начал сопротивляться - первая цель достигнута.

Признаю, не все идеально, на то и пилотная группа.

Знаю, со мной не всегда просто. Зато я всегда рядом.

Двигаемся дальше. Продолжаем играть в боулинг смыслов 🎳.
3🔥3
Из переписки по курсу, где все 6-недельное обучение в текстовом формате:

Я : А что значит общение в текстовом режиме?

Автор курса: Говоря просторечно, чатиться будем. Обсуждая теорию и практику.

Я: Интересно протестировать. Хотя не уверена, что мне подойдет.

Автор курса: Обычно, как в отзыве тут на картинке, сначала удивляются, но быстро привыкают, это вполне удобно.

Я: А я отзывы почти не читаю.


Замечаю, что обучение приобретает все больше и больше разные форматы, которые удивляют, сталкивают с непривычными нам способами взаимодействия.

Авторы своих продуктов выходят из рамок традиционных моделей Колба и Блума - референты любого методолога (почему именно их, ведь есть другие образовательные модели).
Не ориентируются на индивидуальные особенности «среднего» участника.
Не смотрят на кривую внимания или нейробиологию процессов.
Не создают «артефакты» результатов или четко сформулированных «to-do » списков.
Не называют вас по имени, а по никнейму телеграма.
Не дают развернутой обратной связи.
Не предлагают живого общения.
Не говорят вам нормального и заряжающего «доброе утро» каждый день.

Говоря просторечно, «не парятся». А просто передают свой опыт в органичной им форме.

А участники ? - они взяли путевку «all inclusive » и адаптируются к предложенному формату.
Кому-то нравится все необычное.
Кто-то сомневается в правильности подхода. Другим гораздо комфортнее доверять незнакомым 100500 человек и скролить тонны отзывов.

Интересно наблюдать, как изменяется поведение и реакции людей в такие моменты. Да и свои собственные паттерны находятся под лупой внимания.

А вы читаете многочисленные отзывы тех, кто уже прошел перед вами какой-то путь?
Если нет, тогда почему вы покупаете?
4🔥1🥰1
Время первых итогов

У каждого начала есть свой цикл : свой ритм, свой финал и новые горизонты.

Так и «4 Стена»: мы стартовали с чистой тетради, на страницах которой одни только начали выводить первые крючочки, другие научились уверенно держать ручку, а кто-то уже почти исписал все строки своими открытиями.

Это было пространство других ракурсов.
Пространство, где можно видеть, смотреть по-другому… только говорить, но и услышать и понять, как меня видят и слышат.

Это реальная честная обратная связь, которую в обычной жизни мы редко получаем.

Каждый подсветил что-то через свою призму,

и в этой многогранности появилась та самая сила группы.

Это был вызов.
Выворачивает мозг, но именно то, что надо… если освоить все, то это будет кардинальный шаг вперед.

То, что начиналось как прописи с крючочками, стало шагом к новому письму — к собственной линии, к собственной системе смыслов.

Это была энергия разности.
В пространство попали те люди, которые должны были попасть. Благодарю за разность позиций, взглядов, сфер, состояний.


Люди пришли из разных сфер и ниш, с разными задачами и проектами. И именно на пересечении взглядов рождались идеи, которые тут же уходили в реальность:
… в итоге у меня так: одна идея, один проект — отправила клиенту, вторая идея по проекту — отправила клиенту… игра буквально родилась за ночь.


Это было зеркало.
Кто-то впервые сфокусировался не на продукте, не на блоге, не на маркетинге, а на себе:
И самое главное.. на этом проекте я ушла от стандартного типа ты про продукт, ты про блог, ты про методолога. Я смогла сфокусироваться на себе. Какие мои смыслы?


И нашёл пазл, который долго не складывался :
И вот когда я собрала эту паутину, я была такая счастливая, потому что я полгода ходила с этим в голове, и у меня не получалось как-то увидеть этот общий пазл.


Это было движение и действия.
Запустились процессы, которые невозможно было бы включить в одиночку.


У каждого оказалось что-то свое: у кого-то — богатый строительный материал, который требовал сдуть пыль, собрать, сдвинуть.
У кого-то — проекты, которые пошли к клиентам.
У кого-то — первые тесты или первые идеи для внедрения.
У меня запустились процессы.
У нас была классная динамика.


И да, главное —
переопыление состоялось.

Спасибо всем участникам за доверие и совместную авантюру.


Пришла пора закрыть эту тетрадь — чтобы подготовить новую. Обновленную.
Для тех, кто готов выйти за рамки привычного, услышать себя, увидеть себя через других, и исписать свою страницу новым почерком.
🔥43❤‍🔥1👍1
После 40 жизнь только начинается.

Не учите меня жить, лучше помогите материально!

Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено.

Всё казалось… не живу, а так… черновик пишу, еще успею набело.

Меня не интересует, почему «нет», меня интересует, что вы сделали для того, чтобы было «да».

— А если меня о чём-нибудь спросят? Я ляпну!
— И ляпай. Но ляпай уверенно. Вот это называется «точкой зрения».

— Это верно. Только ты пока ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьёшься в жизни, больше всего волком завыть хочется...


Эти фразы на устах вот уже почти полвека.

Почему «Москва слезам не верит» продолжает звучать и по сей день? Потому что её смыслы не устаревают.

Сегодня я участвовала в разборе карты смыслов фильма вместе с @ivolobueva Ириной Волобуевой. И это оказался новый взгляд на героев и сюжет — через призму современных категорий: личных ценностей и стратегий, невербальной коммуникации, личного бренда, маркетинга, возможностей и рисков.

Мы легко узнаём себя в Кате, Люде или Тоне. Но что если взглянуть на них не только как на героинь эпохи, а как на ролевые модели нашей аудитории? Что если разбирать их поступки так же, как мы анализируем собственные стратегии в ситуациях вызова?

Такие перекрёстные наблюдения дают подсказки для нас самих — и для работы с людьми.

Ещё раз убеждаюсь: самые свежие идеи рождаются на стыке дисциплин.
17🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сумка в игровом автомате

Помните этот игральный автомат, наполненный игрушками, которые невозможно вытянуть роботизированной клешней.
Понимаешь, что выиграть - шанс на миллион. Проигрываешь, злишься, но продолжаешь играть.

Во время Нью-Йоркской недели моды в Сохо установили необычный арт-объект — автомат с игрушками под названием “PAIN” (боль - не путать с французским «хлеб»), внутри которого находится заветная Hermès Birkin.

Создатели из студии Uncommon сделали так, что выиграть сумку невозможно. Инсталляция символизирует бесконечную и зачастую «подтасованную» гонку за успехом в Нью-Йорке. Приз кажется таким близким, но его невозможно получить, как и многие мечты в городе с бешеным ритмом и завышенными ожиданиями.

Желающих попытать счастье много. Никого не смущает невозможность вытащить главный приз – кто-то участвует ради забавы, а кто-то надеется на чудо.

Интересный кейс для анализа смыслов, поведения аудитории и аудита продуктов.

А вы делаете «чудо-проекты» или «проекты-забавы» ?
2
Библиотека запрещенных книг

Воскресный ритуал : прогулка по книжному. Привлекла внимание одна книга.

Загадочное название: «Библиотека запрещенных книг»

Яркое визуальное решение (редкость для французского издания).

Загадочный маркетинговый ход: одна книга - три варианта. Разница в цене (2-3 евро) не снимает вопрос «с какой целью»?

Ваши идеи?


#bookends
🔥3
Незакрытые Гештальты

Всё дeло в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно упрaвлять. И поэтому главное дело совершeнствования: работать над мыcлями.

Лев Толстой



У меня незакрытый Гештальт должок перед вами.

Письмо - это мышление.
Мышление без письма - это «вы думаете, что думаете».

Намеренно замедлила публикацию про экономику впечатлений: прогоняла через «рецензию» на копирайтерском курсе. Мое самолюбие не пострадало, хотя, по словам тренера, «я особый случай, требующий длительной калибровки». 🥹

В таком виде, как есть, выпустить в свет пока не могу.
Идея есть, смыслы есть, не хватает так называемых беллетристических приемов. Тех, что превращают интересную мысль в «изящную словесность».

С первым смыслом почти всегда что-то не так.
Он ясен мне. Он не ясен другим.
Он нелогичен. Или многословен.
Или неуклюж.
Или улетает в стратосферы.
Или скучен.
Или замусорен штампами.
Или слишком образный.
Или чересчур концептуальный.
Или не хватает примеров.
Или лишён ритма.
Или многозначен.
Или не связан логически с предыдущим.

Или… короче говоря, чтобы смысл стал ясным и изящным, с ним приходиться как следует повозиться.

Не гневитесь: вот уже вторую неделю и вожусь:-)
4
Яйца и бананы, камамберы и вино

А что если вы камамбер: твёрдая корка снаружи, но мягкий, податливый внутри?
Или, может, шампанское — невозможно выпить залпом, иначе взорвёшься пузырями эмоций?
Или вы как терпкое вино, которое не всем заходит с первого глотка, или оставляет долгое послевкусие?

На одной из лекций по межкультурному менеджменту мы анализировали культуры стран (и людей!) через метафоры, в том числе кулинарные.
Собирали смысловые пазлы, угадывали, спорили, смеялись.

Нет ничего проще (и увлекательнее!), чем начать с понятных мозгу образов, заменив скучную теорию игровым исследованием.
Так сложное становится доступным, абстрактное — личным, а обсуждение — живым.

Делюсь, что получилось:

🍱 Япония — как бенто-бокс: упорядоченная, внимательная к деталям, с гармоничной структурой.
🍔 Америка — как бургер: “have it your way” — многослойная, доступная, с культурой выбора и индивидуализма.
🧅 Россия — как луковица: многослойная, сильная, но трудная для понимания; можно прослезиться, когда дойдем до сути.
🍵 Англия — как чайный ритуал: вежливая, дистанционная, формальная и традиционная.
🍅 Италия — как сушёный помидор: концентрат страсти, солнца и искусства сохранения вкуса.

Каждый раз убеждаюсь: игровые форматы работают куда глубже, чем лекции.
Они включают воображение, развивают образное мышление, пробуждают любопытство — и дарят те самые минуты коллективного смеха и озарений.

А теперь вопрос на десерт:
кто такие люди-бананы 🍌, а кто — люди-яйца🥚?

Есть идеи? Подсказка — в комментариях.

[из Методической кухни]
5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Воскресенье, а значит — рубрика #bookends

Есть одно досадное ощущение: будто креативные решения принадлежат исключительно креативным индустриям.
Почему книги об искусстве, дизайне, кулинарии или музыке выглядят куда более изобретательнее, чем научпоп или бизнес-литература?

На днях в моём французском захолустье открылся новый филиал мультимедийного Cultura — рай для тех, кто любит книги, игры и креативные наборы для «очумелых ручек».
И, как всегда, отдел искусства оказался самым вдохновляющим.

В фокусе — серийные находки, в которых идея работает так же сильно, как и форма.

Серия о цвете.
Визуальное решение каждой книги построено вокруг главного признака исследуемого оттенка.
Изучаем зелёный — значит, всё вокруг зелёное: обложка, иллюстрации, шрифт, заголовки.
Гениально просто. И просто гениально.

Серия о художниках.
Здесь книга перестаёт быть книгой и превращается в арт-объект.
Тканевая обложка — как мазки кисти на холсте.
Многочисленные развороты иллюстраций настолько живые и объемные, что ты буквально проваливаешься внутрь картин.

Серия «1001..»
1001 место, фотография, музыкальное произведение, инструмент, которые стоит увидеть, услышать, посетить, пережить.
Опять — просто и гениально. Формула, в которую можно вписать любую тему.

Как и у книги, у публикации, проекта или продукта есть та же задача — привлечь, заставить открыть, взять, прочитать, вовлечься.
А потом мы удивляемся, почему «не особо покупается».

А теперь вопрос, с которого начинается креатив:
А как бы вы могли использовать эти идеи в своей сфере — не креативной на первый взгляд, но с потенциалом удивлять?

#bookends #methodkitchen
4🔥2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Кошмарный урок. Или как выгорание становится нормой.

Вчера три часа лекции выжали из меня все соки.
Неделя только началась, а у меня ощущение, будто это уже пятница вечером после марафона.

Студенты приходят ко мне на урок после шести часов подряд. Ну, девятичасовой рабочий день - нормальная история, возразите вы.

Да, только каждые три часа — новый язык.
Которым реально владеют не больше четверти группы. Мозг взрывается уже к середине занятия. Три занятия - три взрыва.

С точки зрения нейрофизиологии, говорить на иностранном языке требует в 2–3 раза больше энергии, чем на родном.
А если ты им не владеешь — мозг работает на износ, лишь бы понять хоть что-то.

Вообщем, ко мне приходят ребята с «перегретыми процессорами».
Никакая харизма, ни групповые задания, ни искусная фасилитация не спасают.
К концу пары садится не только голос — садится энергия у всех.

Меня тревожит, что мы становимся заложниками изжитой модели.
Где знания накапливаются, но не усваиваются,
где учебный день длиннее рабочего,
и где внимание — роскошь, а не ресурс.
Может хватит притворяться, что система работает : наше бездействие играет против нас. Пора выходить из лабиринта.

В течение 15 лет я боролась с этой системой изнутри. Сегодня - ровно три года как я противодействую ей снаружи, проектируя форматы обучения, где можно думать иначе, сотрудничать и дышать.

А вы? Какую систему поддерживаете вы — ту, что выжимает, или ту, что возвращает энергию?
7🔥1
Из курса по копирайтингу или «политкорректная желтизна»

Работали с заголовками. В том числе и с «желтыми» - теми, что создают по формулам.
Разбирали тексты друг друга и голосовали через заголовки и цепляющие первые абзацы.

А вам какой больше отзывается? (Текст про мою самую лучшую худшую командировку)
3😁3
Можно и не отвечать.
Достаточно, если вы просто задумаетесь.
Даже на пару секунд.

#deepreflection
🔥21
Воскресенье - день тяжелый?! Нет, это неделя была непростая.

Поэтому у меня лес да мухоморы с утра : поменяла книжный дух на кислородный.

Рубрики bookends сегодня не будет:-)
5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Хорошиe книги не раскрывают всe свои секреты сразу. — Стивен Кинг


Есть такие буквы, которые создают устойчивые ассоциации:
— абвгдейка
— альфа, бета, омега
— x, y и z.

У последних трех — несколько прямых ассоциаций:

— последние буквы латинского алфавита,
— поколения X, Y, Z,
— три оси координат — фундамент любой системы.

Если копнуть глубже, за XYZ прячется целая вселенная значений:

Математика и физика — три измерения пространства ; три переменные уравнений.

Биология — коды ДНК, определяющие различия полов.
Социология — поколения Дугласа Коупленда, определяющие эпохи.

Литература и история — The XYZ Affair, дипломатический скандал XVIII века, превратившийся в символ интриг.

ТехнологииXYZ Robotics, XYZ Printing — названия компаний, связанных с инноваций и трёхмерным мышлением.

Цвет и визуал — модель CIE XYZ — основа современной цветометрии.

Маркетинг — формула позиционирования: «Мы делаем X для Y, чтобы Z»

Геймдизайн — координаты в Unity, Blender, Unreal — язык виртуальных миров.

Музыка — французская рок-группа XYZ, где звук становится кодом.

Философия — XYZ как контейнер неизвестного. То, что ещё не имеет формы, но уже заняло место в системе координат.

За этим всем есть ещё один слой. Незаметный (пока!) для большой аудитории.
XYZ — это не только символ, но и наш новый совместный проект с Ольгой Зенченко @o_zencenco, где мы решили объединить несколько дисциплин.

Есть догадки — какие?
5
Этикеточная революция

Как говаривал по утрам один мой знакомый, больше пить не буду. И меньше не буду.
Иен Бэнкс, Улица отчаяния


Регион Бордо. Известен на целый мир своей многостолетней винодельческой культурой. Куда ни глянь — поля и холмы усеяны виноградом разных сортов. Здесь и Chateau Eyquems, и Chateau Margaux, и Pomerol. А винные отделы супермаркетов пестрят невероятным ассортиментом.

Французское виноделие — жутко консервативная отрасль. Однако климатические изменения и экономический спад создают жестокую конкуренцию. Виноделы вынуждены бороться за выживание, пересматривая свои стратегии брендинга и маркетинга в пользу новых креативных приемов.

Проходя по винному отделу Леклера, замечаю, как маленькие шато делают «этикеточную» революцию.
Все в духе экономики впечатлений. Первые 🌱 . Это кладезь идей для нейминга, игры слов, визуальных метафор и приемов создания авторского почерка.

Чего только стоит Шато Jamais Renoncer («никогда не сдавайтесь») : вместо привычного имени собственного — емкое глагольное словосочетание. Звучит как призыв. Двусмысленно.

Вместо указания сепажа — исторический нарратив. Именно он дает нам отгадку столь необычного названия-лозунга: Столетняя война с англичанами остановилась на виноградных полях шато; французы умели не сдаваться.

Винный бренд развлекает нас, обучая истории — великолепный пример эдютеймента (обучение и развлечение).

Вот и я не сдаюсь — остаюсь верной красному:-)

А как давно вы не гуляли в винном отделе?

#гдеобитаютфантастическиеидеи
#experienceeconomy
🔥42