Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
В IKEA тоже поняли, что пандемия с нами надолго, и начали экспериментировать с форматами торговых точек. Вместо привычных «амбаров» по всему миру начнут открывать магазины малого формата. Новых точек будет около 50, и они разместятся в оживленных районах крупных городов, куда классический магазин IKEA при всем желании не впихнешь. В компании считают, что небольшие магазины с базовыми и популярными товарами помогут не терять покупателей в условиях пандемии.

Массовый переход клиентов в онлайн заставил ужаться по площади не только IKEA – российские ритейлеры (но пока в основном продуктовые) уже начали движение в этом направлении. X5 закрывает «Карусели», «Магнит» до конца года планирует открыть 30 мини-маркетов с кафе, «Азбука вкуса» устанавливает микромаркеты в жилых домах. Ритейлеры понимают, что на пике онлайнизации расставлять продукцию на километрах площадей нет смысла, но и пропадать из поля зрения клиентов тоже нельзя – небольшие магазины для решения этой задачи прекрасно подходят.
1
Кажется, термин «китайское чудо» скоро будет относиться не только к экономике. Китай смог избежать второй волны пандемии и занимает 46 место по числу заражений. Чтобы объяснить причину этого явления, достаточно посмотреть на меры, которые действуют в стране. Маски все еще обязательны в помещениях и общественном транспорте, на улице их разрешено снимать, но китайцы все равно носят. При входе в помещение, офис или магазин всем измеряют температуру.

В Китае все прилетающие из-за рубежа обязаны пройти в обсерваторе 2-недельный карантин, отрицательный тест этот срок не уменьшит. Улицы тоже под контролем – со времен карантина при входе во дворы остались блокпосты. Если Китай пройдет и испытание «золотой неделей» (это недельные выходные, во время которых все путешествуют по стране), можно будет говорить о вступлении страны в посткоронавирусный период. Практически все эксперты говорят, что результат дали даже не сами меры (ничего необычного тут нет, мы сейчас делаем почти то же самое), а дисциплинированность китайцев в их соблюдении. Россиянам есть над чем задуматься.
1
К массовым сокращениям сотрудников переходят не только авиакомпании и машиностроители, которых напрямую задел кризис, но и гиганты индустрии развлечений. Медиахолдинг WarnerMedia готовится ужать расходы на 20%, уволив нескольких тысяч сотрудников. Финансовое состояние одного из крупнейших в мире холдингов пошатнулось из-за проблем с кинопрокатом, падением доходов от кабельного телевидения и телевизионной рекламы. Без работы могут остаться сотрудники Warner Bros., телеканалов HBO, TBS и TNT. Печально еще и то, что эти сокращения могут быть не последними: отрасль не восстановится так быстро, как торговля, а огромных субсидий, как у авиации, медиахолдингу никто не даст.
На фоне второй волны гиганты начали отказываться от традиционной работы в офисе. В Microsoft на днях заявили, что разрешат сотрудникам трудиться удаленно на постоянной основе. Правда, доступно это будет не всему персоналу – в корпорации есть специалисты, которых нельзя перевести на домашнюю занятость. Остальные смогут либо полностью отказаться от визитов в офис, либо трудиться удаленно половину рабочего времени. Расходы на обустройство рабочего места на дому возьмет на себя компания. У нас процесс перехода на удаленку тоже идет достаточно активно, но пока без «социалки» – покупать технику и мебель сотрудникам, как правило, приходится за свой счет.
Все-таки у людей очень противоречивые представления о том, как проводить досуг на самоизоляции. В мире резко выросли не только продажи спорттоваров, но и телевизоров. В III квартале производители отгрузили 62 млн телевизоров – это на 12,9% больше, чем в прошлом году, и на 38% больше, чем вo II квартале.

Мы тоже в тренде – к октябрю российский рынок телевизоров увеличился на 17% в штуках и на 10,5% в деньгах. Впрочем, это еще не значит, что на самоизоляции россияне не нашли ничего лучше, чем убить время за просмотром сериалов. Вероятно, кто-то подготавливал рабочее место и брал телевизор вместо монитора, другие просто решили обустроить дом – продажи бытовой техники (холодильников, например) росли примерно такими же темпами.
Рынок постаматов на фоне пандемии стал весьма перспективным, и сотрудничество ради общей выгоды теперь устраивает далеко не всех. Вот и совладельцы постаматной сети «Халва» X5 Retail Group и «Совкомбанк» решили разорвать отношения и поделить технику. Операционная компания и программное обеспечение отойдут банку, часть постаматов останется у X5 – устройства ритейлер передаст собственному сервису доставки 5Post.

Разрыв отношений в какой-то мере выгоден обоим. X5 будет развивать свою сеть доставки товаров – эксперты говорят, что «Пятерочки» скоро могут стать чуть ли не главными локальными пунктами выдачи заказов в стране. «Совкомбанк» сможет размещать постаматы и в других крупных сетях – правда, 2 тыс. устройств может оказаться маловато для сотрудничества с крупными игроками.
Авиакомпании постепенно отыгрывают коронавирусное снижение пассажиропотока, но разрыв все еще довольно большой – минус 32,5% к прошлому году. Сентябрьские цифры хуже августовских, и расти им пока не с чего – международные полеты все еще ограничены, наш туристический сезон уже подходит к концу. В плюсе по пассажиропотоку остаются только S7 и лоукостер «Победа» – компании умудряются зарабатывать на внутренних перевозках, которые раньше шли убыточным довеском к прибыльным международным рейсам.

Впрочем, и тут есть маленькая, но все же надежда на удаленку, которая из-за пандемии может стать постоянным видом занятости. При домашней работе россиянам не обязательно все время сидеть в Москве и Питере – можно чаще летать в родной город, выбираться на отдых в Сочи или Крым. Главное, чтобы зарплаты и стоимость билетов такую возможность давали.
Из-за многомиллионных убытков авиакомпании начали зарабатывать за счет «непрофильных услуг». В Сингапуре оставшийся без работы перевозчик переоборудовал два самолета Airbus в рестораны. Билеты раскупили уже через 30 минут после начала продаж, несмотря на то, что цены не слишком демократичные – от 53 до 642 сингапурских долларов.
В кризис столичные предприятия смогли сохранить штат работников и их зарплаты, заявил вице-мэр Москвы Владимир Ефимов. И его словам есть подтверждение – поступления подоходного налога от физлиц с начала года выросли на 6,2%, до 773 млрд рублей. Рост обеспечили предприятия связи и IT-компании, торговля, обрабатывающая промышленность. Пока есть проблемы с налогами на прибыль. На 1 октября собрали 599 млрд рублей – на 10,3% меньше, чем в прошлом году. Но и эти цифры с учетом масштабов кризиса и начала второй волны вряд ли можно назвать трагичными.

За относительно спокойное прохождение кризиса Москва заплатила 90 млрд рублей – деньги ушли на компенсации по налогам, помощь в кредитовании, субсидии для бизнеса, гранты. Сейчас можно сколько угодно ругать московские власти за повторное введение удаленки, но без их помощи некоторые предприятия до второй волны бы вообще не дожили.
На фоне второй волны у россиян снова появился страх перед общественным транспортом. В Gett, «Ситимобил» и «Везет» заявили, что водители возвращаются на рейсы медленней, чем восстанавливается спрос. Москвичи сейчас и рады бы добраться до работы на такси, но не хватает (около 10%) водителей – не все успели вернуться в столицу после апрельского отъезда, кто-то в кризис вообще сменил работу.

Нехватка водителей на фоне растущего спроса (а где-то он уже опережает прошлогодние показатели) может привести к росту цен на такси. А уже проблемы таксопарков, вероятно, будут на руку операторам каршеринга – после скачка цен на такси выгода арендного авто станет еще более очевидной.
На онлайн-продажи делают ставку не только торговые сети, но и производители. «Мираторг» и Delivery Club запустили доставку из супермаркетов агрохолдинга. Сначала будут работать только в Москве и Питере, к концу года подключат к сервису 60 магазинов «Мираторга» в регионах. С Delivery сейчас сотрудничают «Магнит», «Азбука вкуса», «Дикси», аптечные сети, но связка с производителями – совсем другая история.

Производители в регионах на фоне пандемии нередко запускали доставку, но делали это не слишком умело – либо надо было сделать заказ на слишком большую сумму, либо приходилось ждать в 2-3 дня. Прижимистость отчасти понятна – такого спроса, как у торговых сетей, магазины производителей не имеют, поэтому доставка при других условиях будет убыточна. Но у «Мираторга» в связке с Delivery есть хорошие вводные. Бренд раскручен, доставка будет быстрой. Со спросом при разумных ценах, вероятно, тоже не возникнет проблем. Свинина – единственное мясо, которое россияне стали больше употреблять из-за кризиса, ведь цены на него почти не растут.
Еще одно подтверждение, что продажа имущества и сокращения, которые уже провел Boeing, могут оказаться не последними. В сентябре авиапроизводитель не получил ни одного нового заказа, а по старым поставил клиентам всего 11 самолетов. Но докризисные контракты скоро закончатся, а новые (по крайней мере, с учетом нынешней ситуации с перелетами) появятся нескоро. К тому же коронавирусные проблемы Boeing усугубляют «старые болячки» – запрет на полеты Boeing 737 MAX после трагедий в Индонезии и Эфиопии все еще не снят.
На вторую волну пандемии быстро отреагировали и арендные ставки – в городах-миллионниках цены или начали падать, или остановили рост. Хотя август и сентябрь были вполне удачными для арендодателей: благодаря студентам и вернувшимся из самоизоляции спрос был на 25-30% выше, чем в 2019 году.

Начавшийся было рост цен остановили ограничительные меры – повторная удаленка снова позволила многим жителям регионов уехать домой. И в ближайшее время цены вряд ли будут увеличиваться – владельцы жилья уже научены опытом первой волны и не станут повышать аренду. Ближе к концу года даст о себе знать и льготная ипотека. Когда на рынок выйдут те, кто купил квартиру для сдачи, объем предложений значительно вырастет, а вместе с ним и число арендодателей, готовых давать жильцам скидку.
Ну что, свершилось! Netflix запустился в России. Стриминговый сервис заговорил по-нашему и немного подешевел. Интерфейс переведен на русский язык, а платежи проводятся в рублях: базовый тариф за 599, стандартный — 799, премиум — 999. Netflix начал закупать больше русских фильмов и активнее переводить зарубежный контент для наших пользователей.

Российские онлайн-кинотеатры наверняка занервничали, хотя перспективы у Netflix на нашем рынке пока спорные. В первую очередь из-за цен, которые вряд ли можно назвать демократичными – «Кинопоиск» и Okko стоят гораздо дешевле, в районе 200-300 рублей. К тому же большинство фильмов и сериалов все еще доступны только на английском языке – сразу (как минимум) минус половина пользователей. Еще сервис отменил пробную бесплатную подписку, которая обычно помогает онлайн-кинотеатрам привлекать клиентов. Все это может затормозить вхождение платформы на наш рынок, но не остановить его – в других странах Netflix помог разориться очень многим участникам отрасли.
Вторая волна пандемии окончательно накрыла Европу. С субботы в Париже и еще восьми крупных метрополиях на месяц вводится комендантский час. С 9 вечера до 6 утра нельзя выходить из дома, приглашать больше 6 гостей тоже запрещено. В двух провинциях Бельгии также начал действовать комендантский час, жителям страны нельзя собираться компаниями больше трех человек. В испанской Каталонии на две недели закроют бары и рестораны. Пропускную способность ТЦ сократят на 70%, спортзалов – на 50%. В Лондоне с субботы запретят ходить в гости, пользоваться общественным транспортом не рекомендуется.

Жесткого карантина (с почти полным запретом на передвижения, системой пропусков и похожими мерами) нет пока нигде, но ослабевшему во время первой волны бизнесу от этого не легче. Особенно тяжело общепиту: одни клиенты боятся заразиться, вторые – экономят из страха повторного локдауна, третьи – хотят прийти, но успевают только к раннему закрытию. Экономика вроде как открыта, но бизнес все равно страдает – когда вместо 0 клиентов у тебя есть 2-3 или даже 10-15 в день, зарплату сотрудникам все равно платить нечем.
Сегодня стартовал второй этап программы кешбэка, и это тот самый случай, когда чиновников есть за что хвалить. Во-первых, в этот раз у россиян есть почти 2 месяца, чтобы купить путевку – с 15 октября до 5 декабря. Во-вторых, стали лояльнее условия получения бонусов – минимальный тур может длиться 2, а не 4 ночи, ограничений по стоимости поездки нет вообще. В-третьих, участвовать в программе могут не только отели и туроператоры, но и туристические агрегаторы. В-четвертых, максимальная сумма кешбэка в 20% от поездки выросла до 20 тыс. рублей.

В общем, все могут быть довольны – после не слишком удачного старта проект причесали так, что придраться сложно. Жаль только, что запуск второго этапа совпал с резким ростом заболеваемости в стране. Вероятно, кто-то из россиян побоится покупать туры из-за возможных ограничений или из страха заразиться. С другой стороны, до 5 декабря еще есть время – возможно, к тому времени заболеваемость пойдет на спад и строить планы на новогодние каникулы будет проще.
Кажется, только ленивый еще не успел повозмущаться, что из-за пандемии в барах и ночных клубах Москвы введут систему регистрации гостей. Хотя процедура довольно простая: посетителям ночных заведений нужно будет лишь зарегистрировать номер телефона с помощью СМС или сканирования QR-кода. Если у одного из посетителей позже найдут коронавирус, другим придет уведомление. Собственно, вот и все.

Причем сложно понять как недовольство гостей, так и возмущения бизнеса. Первые смогут в случае чего узнать о возможном заражении, вторые – продолжать работу, несмотря на резкий рост заболеваемости. Если кто не заметил, в Европе с барами так не церемонятся: без номеров телефонов многие заведения не обслуживают вот уже пару месяцев, за последние дни работу баров остановили (или ограничили) почти все европейские столицы. В Москве же никто никого не трогает: оставь номер, и гуляй, веселись сколько влезет.
Израиль постепенно начинает снимать жесткий карантин. С 18 октября ресторанам позволят продавать еду навынос, откроют детские сады, парки и пляжи. Жителям снова разрешат выходить из дома и приглашать гостей, правда, собираться можно будет максимум вдесятером.

Жесткие ограничения в Израиле очень возмущали местных жителей, но быстро дали результаты: если 1 октября в стране выявили более 8 тыс. заболевших, то вчера – только 1,5 тыс. Возможно, успех такой стратегии заставит и Европу задуматься о возвращении строгих карантинных мер. Вероятно, кому-то дешевле будет закрыться на 2-3 недели, чем полгода жить в подвешенном состоянии, когда бизнес формально функционирует, но заработать ничего не может.
И снова о том, почему Китай так быстро победил коронавирус. В Циндао, где после «золотой недели» выявили несколько человек с бессимптомным коронавирусом, завершили повальное тестирование жителей. За 5 дней врачи проверили 10 млн человек. В итоге подтвердилось 13 случаев заражения, и специалисты все-таки нашли его источник – кабинет компьютерной томографии в местной больнице. Сложно даже представить, как властям это удалось, но лидерство Китая и эффективность его стратегии в борьбе с пандемией (повальный масочным режим, тестирование, четкое – без протестов и возмущений – выполнение предписаний) теперь точно не вызывает вопросов.
Новые коронавирусные запреты многим не нравятся, но все же работают. Санитарные меры и удаленка помогли «расчистить» общественный транспорт в столице. Число пассажиров в Москве снизилось на 39% по сравнению с прошлым годом.

Почему это важно?Эпидемиологи не раз называли общественный транспорт самым вероятным местом заражения коронавирусом. Соблюдать социальную дистанцию в метро и автобусах невозможно, полностью обезопасить себя от заражения – тоже (всегда найдется тот, кто готов расхаживать без маски, несмотря на признаки болезни). Недавнее исследование Роспотребнадзора подтвердило выводы об опасности массовых поездок – вирус выявили в смывах, взятых в общественном транспорте.
Далеко не все фрилансеры выиграли от пандемии и удаленки. Проблемы с деньгами возникли у фотографов, что вполне логично с учетом запрета на проведение массовых мероприятий. Еще пострадали дизайнеры и копирайтеры – они часто работают на рекламные компании, которые из-за кризиса остались без заказов. Хорошо идут дела у репетиторов – дистанционка вынуждает многих родителей тратиться на дополнительные занятия. Не страдают от безделья и программисты – спрос на их услуги растет вместе с онлайнизацией продаж.