Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Жалко, что позитивные прогнозы так быстро не сбываются – из-за закрытого на ночь общепита и проблем с заграничным отдыхом цены на загородное жилье скакнули вверх. Аренда подмосковных коттеджей на новогодние каникулы подорожала на 40% по сравнению с прошлым годом.

Удовольствие, надо сказать, не из дешевых – за сутки просят в среднем 30–50 тыс. рублей. Но и при таких ценах большую часть приличных коттеджей уже заняли. Чаще всего берут дома в часе езды от МКАД (не больше), оборудованные всем необходимым для новогодних развлечений – баней, сауной, мангальной зоной, бассейном, караоке, бильярдом. Но если все же надумали снимать коттедж на праздники, советуем не жаловаться на ушлых владельцев, а искать варианты – к началу декабря нормальных домов уже не будет, а те, что останутся, сдадут по бешеной цене.
Собственно, это было только делом времени. Студенты-контрактники готовят иск к МГУ из-за перехода на дистанционку. По их словам, учебное заведение не соблюдает договор, где прописано, что обучение должно проходить в очной форме. Качество учебного процесса – вообще отдельная история. Молодые люди жалуются, что «серверы не выдерживают лекций с большим количеством слушателей, звук скачет, видео виснет, качество того и другого ниже среднего». Требования студентов предельно просты – МГУ просят частично вернуть плату за обучение.

Возмущение студентов понятно – услуга (причем весьма дорогостоящая, около 400 тыс. рублей в год) оплачена, но оказывать ее в обещанном виде вуз не может. Да, МГУ в случившемся не виноват, как, впрочем, и родители студентов, повесившие на себя кредиты за обучение. Сложно сказать, как поведет себя суд, но ясно одно: если иск к МГУ все же будет подан и удовлетворен, появятся и новые разбирательства – дистанционкой недовольны очень многие студенты.
Закрытые на ночь московские рестораны не лишились вечерних заработков – ну, по крайней мере, не всех. После введения ограничений на работу общепита жители Москвы стали на 30% чаще заказывать еду ночью. В «Яндекс.Еде» сообщили, что прирост заказов приходится как раз на 23:00, когда закрываются рестораны и кафе.

Первый всплеск заказов зафиксировали 14 ноября, на следующий день после того, как заведения перестали работать по ночам. В «Яндексе» говорят, что число ночных заказов увеличилось и у партнеров. Что ж, прекрасные новости. Возможно, этот всплеск и не покроет всех убытков бизнеса от ночного простоя, но и лишними полученные от заказов деньги точно не будут.
«Яндекс» уже две недели показывает снижение количества запросов про потерю обоняния. Кто-то считает, что это признак прохождения пика второй волны. Отмечается, что с 1 ноября снижаются запросы и про другие признаки коронавируса (потерю вкуса, кашель, боль в горле, температуру), про препараты для лечения вируса и пневмонию. Из этого делается вполне логичный, кстати, вывод, что интенсивность распространения коронавируса (по крайней мере, в симптомном варианте) снижается.

Все вроде бы так, но нельзя исключать вариант, что заболевшие начитались о признаках болезни еще весной и для «постановки диагноза» поисковик им уже не нужен. Много информации о болезни и способах ее лечения есть в соцсетях, почти у всех имеются переболевшие родственники и друзья (к ним тоже обращаются за консультацией). Впрочем, здесь долгие рассуждения ни к чему – пройден ли пик, будет ясно уже через 2-3 недели. Так что совет надеяться на лучшее, но готовиться к худшему, как всегда актуален.
Дележка рынка онлайн-продаж продуктов идет полным ходом. Бывший когда-то бесспорным лидером «Утконос» еще сильнее отстал от X5 Retail Group и вряд ли ее когда-то догонит. Да и со второго места его, вероятно, выдавит «Сбермаркет». Продолжают разборки Ozon и Wildberries – но второй онлайн-ритейлер растет гораздо быстрее. По одной позиции прибавили «Вкусвилл» и «Яндекс. Лавка». В общем-то все логично: крупные игроки отвоевывают рынок. Только немного обидно за «Утконос» – вероятно, через год его даже в топ-5 не будет.
Пока мы боремся со второй, власти Южной Кореи сообщают уже о третьей волне коронавируса. В Сеуле и его окрестностях быстро растет число зараженных, возможно ужесточение норм социального дистанцирования. И это очередной пример того, что пока любая победа над коронавирусом является временной. Снижение случаев заражения даже до нуля не дает никаких гарантий, что всплеск не произойдет снова. Стоит только на несколько недель расслабиться, получаешь рост заболеваемости, проблемы со здравоохранением, второй локдаун и дыру в государственном бюджете.
Закрытые на ночь бары и клубы, кажется, стали избавляться от сотрудников. Количество резюме барменов на HH.ru в октябре-ноябре выросло в 3 раза, диджеев – в 3,5 раза. Аниматоры и танцовщицы этой осенью ищут работу в 2,5 раза чаще, чем в прошлом году. До увольнения многие из них работали как раз в ночных клубах – таких резюме нынешней осенью стало в 6 раз больше.

Все это печально, но ожидаемо. Выручка баров и клубов упала (во втором случае просто катастрофически), поэтому руководство заведений ищет способы уменьшить расходы. Сотрудников сокращают, а тех, кто остался, загружают дополнительной работой и чаще штрафуют. Сокращение процента от продаж – тоже обычная история. После увольнения найти новую работу крайне сложно, сейчас все участники рынка находятся в примерно одинаковом положении. Единственная возможность заработать для барменов и диджеев – взять заказ на новогодние вечеринки, которые в этом году перекочуют в коттеджи. Деньги не слишком большие, но опять же лучше, чем ничего, а там, глядишь, и работу по ночам снова разрешат.
Удаленка и гибридный формат занятости – наше все не только в этом, но и в следующем году. На фоне второй волны Сбер решил продлить удаленку сразу на полгода – сотрудники банка смогут трудиться из дома как минимум до 11 мая. Приветствуется и гибридный формат занятости – можно большую часть месяца работать удаленно, а в офисе появляться только при необходимости. Кажется, хотя бы для гигантов новый формат перестал быть проблемой – иначе Сбербанк не строил бы планы по удаленной работе на 6 месяцев вперед. И да, что-то нам подсказывает, что скоро похожие заявления сделают и другие наши технологичные компании, типа «Яндекса» и Mail.
Кажется, в Европе нашли способ мотивировать жителей сделать прививку от коронавируса. The Sunday Times пишет, что в Великобритании могут ввести «ковидные паспорта». Выдавать документы будут только привитым англичанам. Счастливые обладатели ковид-паспортов смогут более свободно перемещаться по стране, чем те, кто откажется от вакцинации, ездить в командировки. Вот уж действительно аргументы, с которыми не поспоришь.

Еще одна инновация – трехуровневая система ограничений для отдельных территорий. На первом уровне вроде как разрешается собираться компаниями до 6 человек, бары и рестораны работают до 22:00. На втором встречаться в помещениях запрещается вовсе. На третьем нельзя собираться ни в помещении, ни на улице, общепит закрыт. Пожить «как прежде» англичане, вероятно, смогут только в рождественские выходные (ну или уже в марте): жесткие запреты отменят на 3–5 дней в конце декабря.
От второй волны страдают не только общепит с торговлей, но и индустрия красоты. За июнь–сентябрь выручка салонов красоты и парикмахерских снизилась на 30-70%. Хуже всего идут дела в Нижегородской области – там салоны (несмотря на установку видеонаблюдения по требованию властей) открылись только в августе, когда уже намечалась вторая волна. Итог закономерен – минус 70% доходов. Лучше всего держится Пермский край, где салоны потеряли 30% выручки. В Москве тоже все нормально: доходы снизились на 40%, но с учетом обстоятельств это еще хорошие показатели.

Впрочем, это еще не конец проблем. В ноябре падение будет более сильным – заболеваемость растет, дистанционку и удаленку никто отменять не собирается. На декабрь тоже надеяться не приходится: из-за отмены новогодних корпоративов и праздников выручка окажется далеко не такой хорошей, как раньше. По итогам года падение совокупной выручки бьюти-индустрии составит где-то 45-50%. Вероятно, такой удар переживут не все – часть салонов если не закроется, то вполне может перейти к новым собственникам, как это было с общепитом.
В начале первой волны пандемии только ленивый не поносил отдельных россиян и бизнесменов за желание «нажиться на беде». Достаточно вспомнить, как стоимость защитных масок за считанные дни подскочила в десятки раз, а в Сети стали предлагать лекарства от COVID-19. Утешает только одно – мы не одни такие. Вот в Германии с начала кризиса завели около 20 тыс. уголовных дел на людей, которые так или иначе пытались нажиться на коронавирусных проблемах. Это незаконное получение финансовой помощи от государства, создание фейковых онлайн-магазинов, продажа низкокачественных масок и даже поддельных лекарств от COVID-19. Мошенники – они и в пандемию мошенники.
Кажется, магазины без сотрудников приглянулись торговым сетям. «Пятерочка» в 2020 году откроет около 50 таких цифровых магазинов. «Антиковидные» торговые точки появятся не только в Москве, но и в регионах – на улицах с высокой проходимостью, на железнодорожных станциях и автовокзалах. В X5 говорят, что пилотный проект «показывает очень хорошие результаты – около 230 покупателей в день».

Новые технологии, коронавирусная безопасность – все это прекрасно, но хотелось бы понимать, как у пилотного магазина пойдут дела с прибылью и окупаемостью затрат на оборудование. Все еще не оставляет чувство, что новые «антиковидные» точки без сотрудников – история скорее про имидж высокотехнологичной компании, чем про деньги.
Китай чуть ли не полностью восстановил объем внутренних перевозок, но в других странах авиакомпаниям живется куда сложнее. Денег на субсидии в бюджетах больше нет, поэтому приходится спасать себя самим. На днях американская Delta Air Lines, британские British Airways и EasyJet попросили власти отменить карантин для прибывших из других стран пассажиров. Заменой самоизоляции могло бы стать предполетное тестирование на COVID-19. Только так, заявили перевозчики, можно хоть немного увеличить пассажиропоток в условиях кризиса.

Да, с аргументами авиакомпаний не поспоришь. Вакцина вакциной, но к тому моменту, когда большая часть населения привьется, части перевозчиков уже не будет существовать. Авиакомпаниям действительно нужна более оперативная помощь, но вот согласятся ли на отмену карантина власти – большой вопрос. Тесты уж слишком часто врут, поэтому риск немалый. Без карантина больной турист может за неделю объехать полстраны – если тестировать всех, с кем он мог контактировать, никаких ресурсов не хватит.
Видимо, прививаться от коронавируса все-таки придется – по крайней мере тем, кто хочет путешествовать по миру. Глава австралийской авиакомпании Qantas Airlinies Алан Джойс заявил, что в будущем на борт самолета смогут попасть только те, кто сделал прививку от COVID-19. Эту политику в будущем примет сама Qantas, заявил Джойс, а затем, вероятно, и другие авиаперевозчики.

Заявление весьма категоричное и, наверное, немного преждевременное. Очевидно, что прививаться хотят далеко не все, а авиакомпании сейчас не в том положении, чтобы ставить пассажирам условия – дожить бы до конца года. Если запрет на перелеты все же будет введен, часть ковид-диссидентов выберет альтернативный вид транспорта (поезд, например), другие (если будет возможность) начнут скупать поддельные документы, как уже было со справками об отсутствии коронавируса.
Даже цирк нынче не тот. В Чехии артисты нашли способ обойти карантинные ограничения и начали показывать пятиминутные шоу через окно. Представления чешского цирка La Putyka могут смотреть только 2 зрителя – все из-за ограничений на собрания в общественных местах. Правда, о заработках речи не идет – все выступления бесплатные, места можно бронировать онлайн.
Во время первой волны власти думали о том, как спасти людей, сейчас – ищут способ восстановить экономику. Глава КНР Си Цзиньпин предложил создать всемирную систему QR-кодов, чтобы снова открыть международные границы. В Китае «коды здоровья» действуют еще с весны: система отслеживает контакты человека, собирает данные о местах, которые он посетил, и выдает ему цветовой код. «Зелёный» дает возможность свободно перемещаться и посещать мероприятия, «красный» — отправляет человека на двухнедельный карантин.

Неплохая идея в рамках отдельно взятого региона или даже страны, но в мировом масштабе вряд ли осуществима. Даже если допустить, что те же европейцы будут не против сбора личных данных, то как быть с их передачей и хранением? Кто будет за этот процесс отвечать? Впрочем, и без Китая движение во всех странах идет в одном направления: пропуски, «коды здоровья», «ковидные паспорта». Понятия «личное дело каждого» больше не существует – надеемся, что временно.
Столицу сейчас называют в числе лидеров по росту цен на жилье, но это не мешает москвичам скупать квартиры. С начала года в Москве было выдано льготных ипотек на 213,7 млрд рублей. Только за последний месяц показатель вырос на 19,6%, сообщил заммэра столицы Владимир Ефимов. На Москву приходится 26,5% от общей суммы выданных в России льготных ипотек.

Выросшие инвестиции москвичей в квартиры объясняются легко – дело в уменьшении ключевой ставки и низких процентах по депозитам. Дает о себе знать рост цен на жилье (москвичи боятся, что оно подорожает еще сильнее) и опасение, что программу льготной ипотеки в кризис могут быстро свернуть. Вероятно, в финансовом плане жители столицы чувствуют себя неплохо – чтобы брать ипотеку, нужно иметь и первоначальный взнос, и уверенность, что в кризис не останешься без денег.
Европа начинает постепенно выходить из второго локдауна. Вслед за британцами об ослаблении карантина заявили и французские власти. С 28 ноября во Франции откроются магазины, с 15 декабря отменяются ограничения на передвижения по стране. Но комендантский час остается в силе – выходить из дома с 9 вечера до 7 утра по-прежнему нельзя. Общепиту тоже пока радоваться рано – рестораны, кафе и бары будут закрыты до 20 января. Бизнесу выход из локдауна покажется слишком медленным, но так, вероятно, будет по всей Европе. По крайней мере глава Еврокомиссии прямо заявляет коллегам: не нужно торопиться с отменой ограничений, если не хотите закрыться на третий локдаун после Рождества.
Тут Bloomberg составил рейтинг стран, которые лучше других справляются с пандемией. Все, пожалуй, довольно справедливо: Россия оказалась в рейтинге на 22-й строчке, опередив Великобританию (28), Италию (40), Испанию (41) и Францию (45). Смущают только показатели отказавшейся от жестких ограничений Швеции – стране не удалось спасти ни людей, ни экономику, но она почему-то оказалась в списке под №16.

А вот к лидерам вопросов вроде как нет. Возглавила рейтинг Новая Зеландия – там после первой же смерти от коронавируса ввели локдаун и закрыли границы, несмотря на зависимость от туризма. На втором месте – Япония. Сдержать вирус помогла готовая система отслеживания контактов заболевших, которую разрабатывали для борьбы с туберкулезом. На третьей строчке Тайвань – там очень быстро закрыли границы и запустили приложения, позволяющие быстро купить защитные маски или определять места, в которых побывали заболевшие. Китай лидером рейтинга не стал, но заслуженно вошел в топ-10.
Вторая волна пандемии снова подстегнула дистанционные продажи. Причем осенние ограничения стимулируют предпринимателей не меньше весеннего локдауна. По сравнению с прошлым годом количество вакансий курьеров выросло на 170%. Спрос на доставщиков в России по сравнению с весной вырос втрое. Почти 20% от всего числа вакансий курьеров приходится на Москву, еще 7% сконцентрированы в Петербурге.

Все, в общем-то, логично. Если в первую волну бизнес еще мог откладывать развитие доставки, надеясь забыть ограничения первой волны, как страшный сон, то сейчас уже без вариантов. Конечно, дотянуть до отмены ограничений кто-то сможет и без курьеров, но какие у такого бизнеса перспективы? Победой над коронавирусом пока и не пахнет – даже после отмены ограничений никто не может дать гарантии, что они будут последними. Что делать? Фраза «развивай доставку или умри», может и будет немного жестковата, но суть происходящего описывает безошибочно.
На фоне пандемии «Бургер Кинг Россия» начнет ежедневно начислять сотрудникам зарплату. В «Альфа-банке», который занимается проектом, говорят, что новая система оплаты труда просто творит чудеса: «снижает уровень стресса, создает более комфортную рабочую атмосферу, повышает лояльность сотрудников». Текучка персонала уменьшается в среднем на 41%, а 71% сотрудников с большим желанием идет на работу.

Ну а если серьезно, в кризис такая система оплаты труда действительно – самое то: не нужно мучительно ждать дня зарплаты, чтобы что-то купить (а в нынешнее время это вполне могут быть и лекарства), можно попробовать отказаться от кредитки. Да и просто на душе спокойнее: когда вокруг кого-то сокращают или увольняют (причем иногда без всяких выплат), ежедневное получение кровно заработанных избавляет от лишних переживаний.