Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Москва готовится не только к антикоронавирусной вакцинации, но и к изготовлению препаратов для прививок. Открыть предприятия по производству вакцин от COVID-19 собираются уже в январе. По словам вице-мэра столицы Владимира Ефимова, площадку для завода подготовили всего за месяц, работали в круглосуточном режиме. Сейчас производитель приступает к установке оборудования.

Что ж, похвально. Кроме очевидной пользы для всей страны, у Москвы будет еще и своя выгода – 400 новых рабочих мест и налоги. Да и вообще надо отдать должное экономическому блоку московского правительства: понимая, что возможности роста торговли и услуг пока ограничены, они усилили работу с «промкой». В итоге обрабатывающая промышленность выросла на 2,2% с начала года, производство машин и оборудования – в 4,6 раза.
Коронавирус убивает бумажные деньги – с начала пандемии количество россиян, которые в повседневной жизни используют только безналичные расчеты, увеличилось на 5%. Сейчас не пользуются наличкой 39% жителей страны. Около 85% клиентов банков не только снимают с карты деньги, но и используют ее переводов и расчетов. Еще россияне стали чаще выбирать дистанционное общение с банками вместо визита в офис – только у Сбера около 64 млн клиентов пользуются мобильным приложением.

Россиян, которые используют карту лишь как временное хранилище денег, действительно стало меньше. В первом квартале 2020-го снятие наличных оказалось самой непопулярной операцией по картам. Впрочем, до полного отказа от бумажных денег и личного общения с сотрудниками кредитных организаций (как это происходит в скандинавских странах) еще далеко, и банки это понимают – несмотря на отток клиентов, сеть офисов в кризис существенно не сократилась и может даже расшириться. Причин много: низкая финансовая грамотность россиян, невозможность удаленной идентификации клиентов, выросшая активность мошенников. К тому же офисы – инструмент для рекламы продуктов и пиара бренда.
Из-за пандемии предновогодний спрос на Дедов Морозов и Снегурочек нынче меньше обычного, но некоторые артисты заработают даже больше, чем в прошлом году. На повышенную плату смогут рассчитывать те, кто переболел коронавирусом – Дед Мороз с антителами стоит в полтора-два раза дороже.

Это не шутка: на том же «Авито» есть объявления о поиске переболевших «дедушек» и «внучек». Говорят, спрос уже превышает предложение – организаторы утренников и родители считают, что так поход детей на праздник будет более безопасным. Предложение немного безумное и не дает совершенно никаких гарантий, но, кажется, все довольны: аниматоры (хотя бы некоторые) впервые с марта нормально заработают, а их клиенты будут спокойны.
Вот и еще одно подтверждение того, что магазины без продавцов – история модная, но пока не слишком прибыльная. В «Азбуке вкуса» рассказали, что с мая в их «антикоронавирусном» и технологичном магазине было совершено 2 тыс. покупок, 5 тыс. человек скачали приложения. Делим на 6 месяцев работы и получаем примерно 11 покупателей в день. М-да, очередей там точно нет, как, впрочем, и прибыли – обычный супермаркет при таком раскладе уже давно бы закрылся. Однако в «Азбуке вкуса» старт пилотного проекта считают успешным и даже обсуждают вариант открытия второго магазина без персонала. Хотя что это мы, даже убыточные проекты – дело сугубо хозяйское, конечно, если это не отражается на качестве работы компании и клиентах.
Из-за пандемии дорожает, кажется, все. Вот и организаторам летних Олимпийских игр в Токио придется дополнительно раскошелиться. Антикоронавирусные меры потребуют увеличения бюджета почти на $1 млрд. Деньги пойдут на создание системы тестирования, здравоохранение, покупку дополнительного медицинского оборудования.

Вообще японцам в плане успешности олимпиады пока можно только посочувствовать. Общий счет за проведение игр приблизился к $15 млрд (13 из них уже потрачены) и только треть этой суммы внес бизнес – остальные расходы лягут на плечи налогоплательщиков. Окупить всю эту историю не получится – по докоронавирусным планам, продажа билетов должна была принести около $800 млн, но сейчас очевидно, что и эти деньги вряд ли получится заработать. Да и сама олимпиада в Токио под большим вопросом – если к лету 2021 года ситуация с заболеваемостью резко не улучшится, проводить соревнования будет крайне сложно.
Кажется, кризис достиг своего апогея – авиакомпания Utair начнет продавать пирожки и булочки за 50 рублей на борту своих самолетов. Демократичные по цене пирожки с капустой и картошкой, а также булочки с корицей и яблоком станут альтернативой сэндвичам за 200 рублей. А что, все логично: сначала дешевеют билеты, потом еда на борту. Новость радует и печалит одновременно: раз даже авиакомпании, которые часто ругают за ушлость, стали жалеть россиян, значит, с доходами и спросом в стране все грустно.
Вот и еще одно подтверждение, что Европа переживает коронакризис тяжелее, чем может показаться. В топ-5 мировых столиц, где сильнее всего упало количество объявлений о вакансиях, вошли только европейские города. Хуже всего дела в Лондоне – после кризиса вакансий стало на 50% меньше, затем идут Мадрид и Париж (минус 40%), Рим (35%), Берлин (25%). Местные эксперты связывают это с удаленной работой и длительными карантином – когда никто не выходит из дома, ритейлу, общепиту, отельерам приходится сокращать сотрудников.

В Москве может быть и не все идеально, но проблема выглядит куда менее острой. В сентябре, когда вторая волна только начиналась, количество вакансий вернулось к докризисным цифрам. Отдельные отрасли и вовсе столкнулись с дефицитом кадров – в том числе потому, что не все уехавшие домой на время кризиса жители регионов вернулись в Москву. Сейчас, на фоне второй волны, все стало сложнее, но количество вакансий все еще превышает количество безработных кандидатов, то есть при желании найти работу все же можно. Да, условия могут быть хуже и тяжелее докризисных, а зарплата меньше, но тут уж ничего не поделаешь – кризис есть кризис, от него страдают все.
Ледовый дворец в Петербурге все-таки закроют после скандального и многолюдного концерта Басты. Площадка не будет работать как минимум до 15 января. С одной стороны, немного жалко: наверное, не все концерты проходили с таким «аншлагом», а теперь и веселиться (жителям), и работать (артистам) во дворце запретят. С другой стороны, если существуют правила, они должны быть едины для всех – владелец закрытого из-за второй волны фуд-корта в питерском ТЦ не должен видеть сюжеты про многотысячные концерты, где ни о масках, ни о социальной дистанции даже речи не шло. Тем более в ситуации, когда Питер (вместе с Калининградом) в минздраве называют самыми сложными по заболеваемости регионами.

Все идет к тому, что похожие решения будут приниматься и в других крупных городах. Пожалуй, не исключен даже полный запрет на проведение концертов в отдельных субъектах. В 17 регионах России занято более 95% коек для пациентов с COVID-19 – вероятно, скоро власти сочтут, что в такой ситуации устраивать массовые мероприятия как минимум рискованно.
В апреле, когда российские предприниматели только «знакомились» с коронавирусом, бизнес-объединения заваливали власти мольбами о помощи. Просили отменить проверки, компенсировать убытки, снизить или аннулировать налоги, как-то помочь с кредитами. Вторая волна в этом смысле проходит спокойнее – одни уже «отошли» от весеннего карантина, вторые решили рассчитывать на себя, третьи сочли жалобы бессмысленными.

Сейчас из просящих остались, пожалуй, только две отрасли: фитнес и туризм. Первые предлагали ввести кешбэк за занятия спортом, вторые – на днях попросили продлить зарплатные субсидии для МСП. Проблемы бизнеса все понимают, но в ближайшее время просьбы о помощи вряд ли будут удовлетворены. Во-первых, помощь отдельной отрасли (если это, конечно, не транспорт или ЖКХ, которые жизненно важны) не поймут – денег попросят и остальные. Во-вторых, поддержки часто просят те, кто «хромал» задолго до кризиса – те же турфирмы и книгоиздатели. В-третьих, «денег нет» – на днях Песков заявил, что Кремль не видит необходимости вводить новые меры поддержки.
Кажется, вечный спор по поводу ношения масок закрыт. Спустя месяцы ругани, угроз и даже избиений Верховный суд разрешил продавцам не обслуживать клиентов без масок. Если в регионе установлено обязательное ношение средств защиты, то и у кассы без них покупателю делать нечего, решил суд.

Обязательное ношение масок вызывало недовольство не только у покупателей, но и у продавцов – настаивая на использовании средств защиты, они часто теряли клиентов. Надеемся, теперь спорить с ковид-скептиками будет чуточку легче. Тем более что делать это придется еще долго – в Роспотребнадзоре заявили, что масочный режим сохранится в России до тех пор, пока коронавирус не станет сезонным.
Чем ближе Новый год, тем грустнее становится ведущим, общепиту и event-агентствам – все больше компаний отказывается от предпраздничных корпоративов. Еще пару недель назад назывались цифры в 60% «воздержавшихся». Новые данные куда печальней – от новогодней вечеринки откажется 81% российских компаний, еще 15% посидят в офисе или ресторане, а 4% – отметят приближающиеся праздники в дистанционном формате.

Что ж, грустно, но иного не стоило ожидать. Во-первых, экономия – кризис мало кого сделал богаче. Во-вторых, страх массового заражения – за социальной дистанцией на корпоративе не уследишь, а закрываться на месяц после такого застолья никому не хочется. Да, есть еще онлайн-вечеринки, но мы в России к такому не привыкли.
Кажется, новогодние каникулы в Питере нынче придется отменять – делать там будет особенно нечего. Из-за резкого роста заболеваемости в городе с 30 декабря по 3 января закроют весь общепит. С 25 по 29 декабря и 4 по 10 января тоже не разгуляешься – кафе и рестораны смогут принимать клиентов лишь до 19:00. Те, кому ближе духовная пища, также будут разочарованы – с 30 декабря до 10 января закроют музеи и театры, запретят автобусные экскурсии и любые мероприятия в помещениях численностью более 50 человек. Но и это еще не все: с завтрашнего дня в Питере перестанут работать аквапарки и океанариумы, катки, выставки, музеи, театры, располагающиеся в зданиях ТЦ.

Ну что тут сказать – кажется, теперь вторая волна действительно наступила. И да, заранее планировать выездной новогодний отдых (с бронями, предоплатами и прочим) в этом году мы бы не советовали – если что вдруг, половину несостоявшихся каникул придется потратить на выбивание отданных денег.
Первый случай заражения COVID-19 был зафиксирован 17 ноября 2019 года – спустя год Россия начинает вакцинацию от коронавируса. Путин поручил начать процесс со следующей недели – делать прививку будут только добровольно, вероятно, пока это коснется только врачей и учителей.

Означает ли это начало конца пандемии? Мы бы не торопились с выводами – задайте этот же вопрос примерно через полгода. Тогда будет ясно, удалось ли наладить массовое производство вакцины, хватило ли на это денег, эффективны ли вообще созданные в рекордные сроки препараты в реальной жизни. И самое главное – будет ли у россиян желание делать прививку от коронавируса – последние опросы показывали, что отношение к вакцинации у жителей страны как минимум неоднозначное.
Тут Apple назвала самые популярные приложения и игры 2020 года. В топ-5 приложений вошли взлетевший на фоне волны Zoom и стриминговый сервис Disney+. Говорить здесь особенно нечего, но ясно одно – если бы не пандемия и карантин, ни сервиса для видеозвонков, ни платной платформы для просмотра кино в рейтинге бы не было.
Кто там говорил, что массовые мероприятия на воздухе безопасны даже в разгар пандемии? Ученые проанализировали статистику смертности от коронавируса в американских штатах, где проходили предвыборные митинги. И выяснили, что примерно через 3 недели после таких мероприятий в радиусе 80 километров от места проведения количество «коронавирусных» смертей увеличивается более чем в 2 раза. Говорят, все объясняется просто: на митингах и протестах участники не соблюдают социальную дистанцию, не носят маски, кричат.

Впрочем, некоторые наши эксперты относятся к выводам иностранных коллег скептически – мол, если на митингах не целоваться со всеми подряд, то заразиться сложно. Что мы можем сказать? Во-первых, ко всему, что имеет политический подтекст, стоит относиться критически. Во-вторых, в плане заражения опасны могут быть не столько сами митинги, сколько их последствия – в СИЗО (ну или как это в других странах называется) от COVID-19 защититься гораздо сложнее, чем дома.
Кажется, закрытие кинотеатров во время первой волны стало только подготовкой к предстоящей катастрофе. Кинокомпания Warner Bros. в 2021 году будет выпускать все свои фильмы (а их почти 20) одновременно в кинотеатрах и на стриминге HBO Max. Чтобы посмотреть «Дюну», «Матрицу-4», «Отряд самоубийц», «Годзиллу против Конга», «Тома и Джерри», «Чудо-женщину», не придется выходить из дома или ждать 2-3 месяца, как было раньше. В Warner Bros. признались, что не рассчитывают на быстрое возвращение зрителей в кинотеатры, но все же называют меру временной – эксперимент хотят закончить после 2021 года.

Новость ожидаемая, но от этого не менее грустная для кинозалов – теперь стало совершенно очевидно, что кризис переживут не все. Если заболеваемость будет высокой, то кинотеатры останутся без зрителей еще на год. Зачем рисковать здоровьем в зале и транспорте, если можно посмотреть новинки дома? Это первое. Второе: если эксперимент будет удачным, то с большой вероятностью перейдет в разряд «постоянных». Стриминги собирают хорошие деньги, причем студиям сотрудничество с ними даже выгоднее, чем с кинозалами – деньги за производство фильма возвращаются буквально через несколько недель после премьеры.
Тут вице-мэр Москвы Владимир Ефимов дал большое интервью на тему постпандемийных перспектив столицы. Во-первых, еще раз подтвердил, что город при необходимости разработает новые меры поддержки бизнеса. Во-вторых, пообещал, что московская экономика начнет восстанавливаться к середине 2021 года (если не случится катастрофы с заболеваемостью). В-третьих, дал прогноз по валовому продукту – он снизится где-то на 3-4% к концу года (ожидания были более пессимистичными).

Несмотря на кризис, отдельные отрасли в столице росли, причем росли быстро. Торговля непродовольственными товарами скакнула вверх сразу на 10-15%. Общая выручка компаний Москвы в ноябре тоже увеличилась. Наверное, это не суперблестящие показатели (такие пока есть только у Китая), но неплохими их назвать вполне можно. Особенно с учетом того, что и в первую, и во вторую волны Москве приходилось вводить одни из самых жестких в стране ограничений.
Россияне быстро отреагировали на новость о закрытии Питера на карантин. Туроператоры жалуются на массовые отказы клиентов от поездок в Северную столицу. Причем подозревают, что «веселье только начинается» – питерская инициатива может притормозить новогодний спрос в целом или даже вызвать цепную реакцию запретов в других регионах. Перед тем, как оформить возврат, туристам предлагают другие направления (например, Калининград, Вологду или на Кавказ), но получают отказ. Одни клиенты не хотят резко менять планы, другие – боятся, что и в новой «точке назначения» им будут не рады.

Впрочем, совсем избавиться от гостей у властей Питера не получится. Вероятно, программа туристического кешбэка удержит рынок от тотальных аннуляций. При отказе от путевки клиенты теряют не только бонусы, но еще деньги за авиабилеты (они в большинстве своем невозвратные) и отель (возьмут штраф за отмену бронирования). И самое обидное для туристов, что поменять или купить другой тур с кешбэком уже не выйдет.
В разгар второй волны «Сбер» ненавязчиво (на самом деле нет) продвигает онлайн-сервисы. В банке со ссылкой на своих экспертов заявили, что легче всего заразиться коронавирусом тем, кто оплачивает квитанции за ЖКХ бумажными деньгами. В зоне риска и остальные обладатели налички, а еще люди, которые часто покупают лотерейные билеты. Ездить на общественном транспорте, пользоваться такси и каршерингом – тоже опасно.

Допустим, с общественным транспортом все понятно – людей много, а социальной дистанцией и не пахнет. Но чем не угодил каршеринг? Операторы на словах обещают частую обработку машин, да и сами клиенты, наверное, нередко перестраховываются. Квитанции и лотерейные билеты – вообще отдельная песня. Вероятно, их опасность эксперты связывают с большим количеством людей, которые могли к этим бумажкам прикасаться. Но как тогда быть с походами в магазин? Видимо, авторы исследования не задумывались о том, что сырок или пакет молока, которые они приносят домой из супермаркета, до них потрогали (и это еще в лучшем случае) 5-10 человек.
В Сеуле, где борются уже с третьей волной пандемии, нашли беспроигрышный (и немного северокорейский) способ оставить людей дома по вечерам. Власти решили впервые в истории выключить уличное освещение – после 21:00 передвигаться по городу можно будет только с фонариком. Хотя идти, собственно, почти некуда – магазины, кинотеатры и другие заведения в после 9 вечера тоже будут закрыты, а общественный транспорт станет ходить гораздо реже.
На фоне пандемии магазины в России начали жаловаться на рост краж. Отдельные торговые сети говорят об учащении случаев воровства на 25% по сравнению с прошлым годом. Изменилась не только частота краж, но и запросы «заимствователей»: если раньше с полок воровали дорогой алкоголь, сыры и кофе, то теперь в списке «хитов» мясо птицы, стиральные порошки, консервы и фрукты.

Причин несколько. Во-первых, снижение доходов граждан из-за кризиса. Перечень украденного говорит сам за себя: замороженную курицу или пачку «Тайда» никто ради развлечения воровать не станет. Во-вторых, могло повлиять распространение касс самообслуживания, благодаря которым вынести товар без оплаты стало проще. Однако рост краж вряд ли заставит магазины отказаться от устройств – даже при таком ущербе автоматизировать кассы дешевле, чем содержать штат кассиров. А за украденные товары так или иначе расплатятся другие (более обеспеченные или более порядочные) покупатели.