Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Чем ближе Новый год, тем грустнее становится ведущим, общепиту и event-агентствам – все больше компаний отказывается от предпраздничных корпоративов. Еще пару недель назад назывались цифры в 60% «воздержавшихся». Новые данные куда печальней – от новогодней вечеринки откажется 81% российских компаний, еще 15% посидят в офисе или ресторане, а 4% – отметят приближающиеся праздники в дистанционном формате.

Что ж, грустно, но иного не стоило ожидать. Во-первых, экономия – кризис мало кого сделал богаче. Во-вторых, страх массового заражения – за социальной дистанцией на корпоративе не уследишь, а закрываться на месяц после такого застолья никому не хочется. Да, есть еще онлайн-вечеринки, но мы в России к такому не привыкли.
Кажется, новогодние каникулы в Питере нынче придется отменять – делать там будет особенно нечего. Из-за резкого роста заболеваемости в городе с 30 декабря по 3 января закроют весь общепит. С 25 по 29 декабря и 4 по 10 января тоже не разгуляешься – кафе и рестораны смогут принимать клиентов лишь до 19:00. Те, кому ближе духовная пища, также будут разочарованы – с 30 декабря до 10 января закроют музеи и театры, запретят автобусные экскурсии и любые мероприятия в помещениях численностью более 50 человек. Но и это еще не все: с завтрашнего дня в Питере перестанут работать аквапарки и океанариумы, катки, выставки, музеи, театры, располагающиеся в зданиях ТЦ.

Ну что тут сказать – кажется, теперь вторая волна действительно наступила. И да, заранее планировать выездной новогодний отдых (с бронями, предоплатами и прочим) в этом году мы бы не советовали – если что вдруг, половину несостоявшихся каникул придется потратить на выбивание отданных денег.
Первый случай заражения COVID-19 был зафиксирован 17 ноября 2019 года – спустя год Россия начинает вакцинацию от коронавируса. Путин поручил начать процесс со следующей недели – делать прививку будут только добровольно, вероятно, пока это коснется только врачей и учителей.

Означает ли это начало конца пандемии? Мы бы не торопились с выводами – задайте этот же вопрос примерно через полгода. Тогда будет ясно, удалось ли наладить массовое производство вакцины, хватило ли на это денег, эффективны ли вообще созданные в рекордные сроки препараты в реальной жизни. И самое главное – будет ли у россиян желание делать прививку от коронавируса – последние опросы показывали, что отношение к вакцинации у жителей страны как минимум неоднозначное.
Тут Apple назвала самые популярные приложения и игры 2020 года. В топ-5 приложений вошли взлетевший на фоне волны Zoom и стриминговый сервис Disney+. Говорить здесь особенно нечего, но ясно одно – если бы не пандемия и карантин, ни сервиса для видеозвонков, ни платной платформы для просмотра кино в рейтинге бы не было.
Кто там говорил, что массовые мероприятия на воздухе безопасны даже в разгар пандемии? Ученые проанализировали статистику смертности от коронавируса в американских штатах, где проходили предвыборные митинги. И выяснили, что примерно через 3 недели после таких мероприятий в радиусе 80 километров от места проведения количество «коронавирусных» смертей увеличивается более чем в 2 раза. Говорят, все объясняется просто: на митингах и протестах участники не соблюдают социальную дистанцию, не носят маски, кричат.

Впрочем, некоторые наши эксперты относятся к выводам иностранных коллег скептически – мол, если на митингах не целоваться со всеми подряд, то заразиться сложно. Что мы можем сказать? Во-первых, ко всему, что имеет политический подтекст, стоит относиться критически. Во-вторых, в плане заражения опасны могут быть не столько сами митинги, сколько их последствия – в СИЗО (ну или как это в других странах называется) от COVID-19 защититься гораздо сложнее, чем дома.
Кажется, закрытие кинотеатров во время первой волны стало только подготовкой к предстоящей катастрофе. Кинокомпания Warner Bros. в 2021 году будет выпускать все свои фильмы (а их почти 20) одновременно в кинотеатрах и на стриминге HBO Max. Чтобы посмотреть «Дюну», «Матрицу-4», «Отряд самоубийц», «Годзиллу против Конга», «Тома и Джерри», «Чудо-женщину», не придется выходить из дома или ждать 2-3 месяца, как было раньше. В Warner Bros. признались, что не рассчитывают на быстрое возвращение зрителей в кинотеатры, но все же называют меру временной – эксперимент хотят закончить после 2021 года.

Новость ожидаемая, но от этого не менее грустная для кинозалов – теперь стало совершенно очевидно, что кризис переживут не все. Если заболеваемость будет высокой, то кинотеатры останутся без зрителей еще на год. Зачем рисковать здоровьем в зале и транспорте, если можно посмотреть новинки дома? Это первое. Второе: если эксперимент будет удачным, то с большой вероятностью перейдет в разряд «постоянных». Стриминги собирают хорошие деньги, причем студиям сотрудничество с ними даже выгоднее, чем с кинозалами – деньги за производство фильма возвращаются буквально через несколько недель после премьеры.
Тут вице-мэр Москвы Владимир Ефимов дал большое интервью на тему постпандемийных перспектив столицы. Во-первых, еще раз подтвердил, что город при необходимости разработает новые меры поддержки бизнеса. Во-вторых, пообещал, что московская экономика начнет восстанавливаться к середине 2021 года (если не случится катастрофы с заболеваемостью). В-третьих, дал прогноз по валовому продукту – он снизится где-то на 3-4% к концу года (ожидания были более пессимистичными).

Несмотря на кризис, отдельные отрасли в столице росли, причем росли быстро. Торговля непродовольственными товарами скакнула вверх сразу на 10-15%. Общая выручка компаний Москвы в ноябре тоже увеличилась. Наверное, это не суперблестящие показатели (такие пока есть только у Китая), но неплохими их назвать вполне можно. Особенно с учетом того, что и в первую, и во вторую волны Москве приходилось вводить одни из самых жестких в стране ограничений.
Россияне быстро отреагировали на новость о закрытии Питера на карантин. Туроператоры жалуются на массовые отказы клиентов от поездок в Северную столицу. Причем подозревают, что «веселье только начинается» – питерская инициатива может притормозить новогодний спрос в целом или даже вызвать цепную реакцию запретов в других регионах. Перед тем, как оформить возврат, туристам предлагают другие направления (например, Калининград, Вологду или на Кавказ), но получают отказ. Одни клиенты не хотят резко менять планы, другие – боятся, что и в новой «точке назначения» им будут не рады.

Впрочем, совсем избавиться от гостей у властей Питера не получится. Вероятно, программа туристического кешбэка удержит рынок от тотальных аннуляций. При отказе от путевки клиенты теряют не только бонусы, но еще деньги за авиабилеты (они в большинстве своем невозвратные) и отель (возьмут штраф за отмену бронирования). И самое обидное для туристов, что поменять или купить другой тур с кешбэком уже не выйдет.
В разгар второй волны «Сбер» ненавязчиво (на самом деле нет) продвигает онлайн-сервисы. В банке со ссылкой на своих экспертов заявили, что легче всего заразиться коронавирусом тем, кто оплачивает квитанции за ЖКХ бумажными деньгами. В зоне риска и остальные обладатели налички, а еще люди, которые часто покупают лотерейные билеты. Ездить на общественном транспорте, пользоваться такси и каршерингом – тоже опасно.

Допустим, с общественным транспортом все понятно – людей много, а социальной дистанцией и не пахнет. Но чем не угодил каршеринг? Операторы на словах обещают частую обработку машин, да и сами клиенты, наверное, нередко перестраховываются. Квитанции и лотерейные билеты – вообще отдельная песня. Вероятно, их опасность эксперты связывают с большим количеством людей, которые могли к этим бумажкам прикасаться. Но как тогда быть с походами в магазин? Видимо, авторы исследования не задумывались о том, что сырок или пакет молока, которые они приносят домой из супермаркета, до них потрогали (и это еще в лучшем случае) 5-10 человек.
В Сеуле, где борются уже с третьей волной пандемии, нашли беспроигрышный (и немного северокорейский) способ оставить людей дома по вечерам. Власти решили впервые в истории выключить уличное освещение – после 21:00 передвигаться по городу можно будет только с фонариком. Хотя идти, собственно, почти некуда – магазины, кинотеатры и другие заведения в после 9 вечера тоже будут закрыты, а общественный транспорт станет ходить гораздо реже.
На фоне пандемии магазины в России начали жаловаться на рост краж. Отдельные торговые сети говорят об учащении случаев воровства на 25% по сравнению с прошлым годом. Изменилась не только частота краж, но и запросы «заимствователей»: если раньше с полок воровали дорогой алкоголь, сыры и кофе, то теперь в списке «хитов» мясо птицы, стиральные порошки, консервы и фрукты.

Причин несколько. Во-первых, снижение доходов граждан из-за кризиса. Перечень украденного говорит сам за себя: замороженную курицу или пачку «Тайда» никто ради развлечения воровать не станет. Во-вторых, могло повлиять распространение касс самообслуживания, благодаря которым вынести товар без оплаты стало проще. Однако рост краж вряд ли заставит магазины отказаться от устройств – даже при таком ущербе автоматизировать кассы дешевле, чем содержать штат кассиров. А за украденные товары так или иначе расплатятся другие (более обеспеченные или более порядочные) покупатели.
Минздрав России сегодня ну просто герой дня. Сначала СМИ со ссылкой на главу министерства Михаила Мурашко сообщили о возможном ограничении на передвижения по стране. Еще шла речь о вероятном запрете концертов и спортивных мероприятий в помещениях. Спустя час появилось опровержение – мол, фразу про закрытие регионов «вырвали из контекста» и ничего такого ведомство не предлагает. Так или иначе, за этот час наверняка чуть не поседели перевозчики, отельеры, представители турбизнеса. Ну и россияне, которые собирались ближе к Новому году рвануть в другой город.

Новость о возможном закрытии регионов вызвала у всех волнение, но назвать ее внезапной сложно. Именно таким способом в Европе пытались сдержать развитие второй волны – жителям территорий, где все было плохо с заболеваемостью, запрещали выезжать за пределы региона без специальных разрешительных документов. Другое дело, что большого эффекта эта мера, судя по всему, не дала – почти вся Европа в ноябре все равно закрылась на карантин.
Подросший на фоне пандемии «Сбермаркет» заходит в новый сегмент – сервис займется доставкой продуктов с рынков. Сначала можно будет заказать продукцию агрокластера «Фуд Сити», потом планируют организовать доставку с других рынков Москвы. На этом поле «Сбермаркет» будет не первым – с фермерскими рынками уже сотрудничает «Яндекс-Еда». На первый взгляд, идея довольно хорошая. Доставкой сейчас пользуются почти все, а свежие и фермерские продукты из-за пандемии стали цениться еще больше.

Однако есть несколько нюансов. Во-первых, многие посетители рынков специально ходят туда лично, чтобы самим выбрать лучшие продукты. Стоит пару раз положить недозрелое авокадо или подвянувшую зелень – они перестанут пользоваться доставкой. Во-вторых, кому-то нравится сам процесс похода на рынок: тут пообщался, там – скидочку выторговал. В-третьих, эксперты говорят про возможные сложности с ценообразованием, которым каждый продавец на рынке занимается сам. Что ж, посмотрим, чем все это закончится.
Тут риелторы прогнозируют рост цен на аренду квартир в Москве. По крайней мере, при условии, что в 2021 году не будет новых коронавирусных ограничений. Говорят, что из-за пандемии ставки упали на 10%, но в следующем году все вернется на круги своя. Прибавка, мол, составит те же 8-10% – так владельцы жилья компенсируют себе снижение других доходов, простой жилья и неплатежи (если они вдруг были), а также рост коммуналки.

Заявления жизнеутверждающие (для владельцев квартир), но весьма спорные. Только в столице выдали больше 34 тыс. льготных ипотек. В квартирах или собираются жить сами (тогда рынок лишается потенциальных съемщиков), либо сдавать (тогда растет конкуренция) – мало у кого площадь простаивает. Из-за выросшей конкуренции и упавшего спроса цены вполне могут застыть на длительное время, причем даже при стабилизации ситуации с заболеваемостью. И так не только в Москве – в крупных регионах с хорошими показателями по выдаче льготной ипотеки похожая ситуация.
🏠 Цены на аренду квартир в Москве...
Anonymous Poll
39%
⬆️ Вырастут
27%
⬇️ Упадут
33%
🛑 Останутся такими же
Удаленная работа помогает россиянам экономить. По крайней мере, опрос «Райффайзенбанка» показал, что больше половины сотрудников, которые перешли на «домашнюю занятость», на треть сократили расходы. Каждый пятый сэкономил 50% от обычных расходов. Каждый второй участник опроса стал меньше тратить на развлечения, каждый третий – экономить на аренде и медицине, каждый пятый – на кофе. Около 20% россиян (видимо, за счет экономии) на удаленке открыли накопительный счет, а 22% — банковский вклад, говорится в исследовании банка.

Возможность экономить на удаленке никто не оспаривает, но категории, где сократились расходы, немного смущают. Вероятно, на транспорте и одежде сотрудники экономят все-таки больше, чем на кофе и медицине. Снижение расходов на развлечения и увеличение вкладов – тоже спорные пункты, не совсем понятно, как они связаны с удаленной работой. Да, работая из дома, можно действительно неплохо экономить на транспорте, одежде, косметике, обедах, но «вау-эффект» заметили далеко не все – некоторые компании серьезно урезают зарплату переведенным на удаленку сотрудникам. Жаль, что в опросе ничего про это нет.
На фоне коронавируса россияне стали покупать меньше зимней одежды. По сравнению с прошлым годом число продаж снизилось на 12%, в денежном выражении — на 8%. Некоторые эксперты считают, что виной тому удаленка и дистанционка – мол, раз на работу (или на учебу) ездить не надо, то и имеющаяся куртка вполне пойдет. Может и так, но снижение доходов населения и страх перед походами в ТЦ тоже никуда не делись. Вероятно, кто-то не может себе позволить обновку. А некоторые решили потерпеть, чтобы в разгар второй волны не бегать по магазинам и пунктам возврата товаров, если пальто «из интернета» вдруг будет мало.
От резкого снижения турпотока страдают не только авиакомпании и отельеры. Samsonite, крупнейший производитель чемоданов в мире, в условиях кризиса решил зарабатывать на рюкзаках, женских сумках и портфелях, которые раньше относил к второстепенной продукции. Из-за падения спроса на дорожные сумки выручка компании упала на 58% с начала года. Чтобы пережить кризис, компании пришлось закрыть более 10% магазинов и уволить часть персонала. Теперь главное, чтобы ставка на сумки и рюкзаки сработала – пандемия, удаленка и дальнейшая самоизоляция вполне могут ударить и по этому сегменту.
Вот у кого не должно быть проблем с трудоустройством во время пандемии, так это у курьеров – спрос на них вырос в 3 раза по сравнению с прошлым годом. В Челябинске число вакансий вообще увеличилось в 4 раза, в Перми, Омске, Казани и Волгограде – более чем в 3,5 раза. С причинами все понятно: распространение онлайн-торговли из-за ограничений по коронавирусу, опасения граждан за свое здоровье, а также отток мигрантов.

Проблему дефицита кадров в доставке можно было решить уже давно – желающих работать на нормальных условиях достаточно. Только вот многие компании, которые занимаются доставкой, привыкли нанимать сотрудников за низкую плату и без оформления. Мигранты еще были согласны работать на этих кабальных условиях, россияне же этого не хотят. Да даже средняя зарплата курьеров хоть и отличается от прошлогодней, но с весны снизилась на 16%. Почему-то рыночные механизмы тут не работают – спрос растет, дефицит есть, но зарплата падает.
Почти во всех пострадавших от коронавируса отраслях есть те, кому досталось больше всего. В общепите это явно столовые в офисах и на производствах. С начала пандемии трафик в сегменте сократился примерно на 50%. С причинами все понятно: россиян массово переводили на удаленку, а столовые закрывали, чтобы снизить риск заражения сотрудников. Многие из тех, кто продолжил ездить на работу, начали чаще брать обед из дома – опять же ради безопасности. Да и обычные столовые, которые зарабатывали на бизнес-ланчах, не бесятся с жиру – падение выручки может достигать 30-40%.

Радужные прогнозы на будущее столовым тоже строить не приходится – работники едва ли вернутся в офисы в полном составе даже после окончания пандемии. Да и дожить до этого счастливого дня смогут не все – бизнес далеко не сверхприбыльный и устроен так, что подушки безопасности нет почти ни у кого. Вероятно, это вынудит часть заведений закрыться или оптимизировать бизнес: например, сократить площади и время работы, одновременно расширив ассортимент блюд навынос.
Итоги опроса «Больной экономики» по ценам на аренду жилья оказались весьма любопытными. Большинство участников не верит в силу льготной ипотеки – 37% опрошенных считают, что плата за съемные квартиры только вырастет. Почти столько же (35%) прогнозируют заморозку цен на ближайшее время. Оставшиеся 28% все-таки надеются на силу рыночных механизмов – мол, раз спрос снижается, а предложение растет, то цены могут даже упасть. Что ж, через несколько месяцев посмотрим (хотя бы предварительно), кто был прав.