Столица станет крупнейшей площадкой в стране по выпуску вакцины против коронавируса «Спутник V». Производство откроется на базе технополиса «Москва». По словам мэра Сергея Собянина, все будет технологично и масштабно – на заводе планируют выпускать около 10 млн единиц вакцины ежемесячно. Объем инвестиций в проект – 10 млрд руб.
Дату открытия пока не называют, но, вероятно, первые упаковки препарата передадут врачам уже в январе. С пуском завода москвичи бонусом к вакцине и приближению конца пандемии получат 500 новых (еще и хорошо оплачиваемых, кстати) рабочих мест.
Дату открытия пока не называют, но, вероятно, первые упаковки препарата передадут врачам уже в январе. С пуском завода москвичи бонусом к вакцине и приближению конца пандемии получат 500 новых (еще и хорошо оплачиваемых, кстати) рабочих мест.
Второй локдаун не помог Германии приблизиться к победе над коронавирусом. В стране зафиксировали новый антирекорд по суточному приросту заболевших – 29,9 тыс. человек. Медики говорят, что, мол, нынешние цифры отличаются от весенних потому, что сейчас проводится гораздо больше тестов, чем несколько месяцев назад. Может и так, однако в Германии одновременно с заболеваемостью растет и смертность – от коронавируса за сутки скончались почти 600 человек. Это тоже новый антирекорд. Интересно, какие выводы из этого сделают власти? Но сами немцы, кажется, для себя уже все решили: согласно опросам, за дальнейшее ужесточение ограничений выступают 74% жителей страны.
Подмосковные власти тоже сдались под натиском коронавируса и вводят новые ограничения для гостиниц и общепита. С 28 декабря по 15 января заселиться в отели Московской области не получится без отрицательного теста на коронавирус. Общепит тоже пострадает – на корпоратив или вечеринку с 31 декабря по 10 января пустят только со справкой. Если тесту больше пяти дней, придется сдавать его повторно.
Москва пока держится – вероятно, ситуация с заболеваемостью и местами в больницах под контролем (насколько это вообще возможно), и власти хотят дать бизнесу заработать в новогодние праздники. Столичные власти во время первой волны вводили довольно жесткие ограничительные меры, но после майско-июньского спада заболеваемости относятся к запретам довольно аккуратно. Те же ТЦ Москва открыла 1 июня – как минимум на 2-3 недели раньше большинства регионов страны.
Москва пока держится – вероятно, ситуация с заболеваемостью и местами в больницах под контролем (насколько это вообще возможно), и власти хотят дать бизнесу заработать в новогодние праздники. Столичные власти во время первой волны вводили довольно жесткие ограничительные меры, но после майско-июньского спада заболеваемости относятся к запретам довольно аккуратно. Те же ТЦ Москва открыла 1 июня – как минимум на 2-3 недели раньше большинства регионов страны.
Во время пандемии магазины техники смогли заработать не только на дорогих смартфонах. Продажи крупной бытовой техники в России тоже стали рекордными – самыми крупными за последние шесть лет. С января по октябрь россияне потратили на холодильники, стиральные машины, вытяжки, духовые шкафы и плиты почти 240 млрд рублей – на 22% больше, чем в 2019 году. Спросом пользуются и морозильные камеры с посудомоечными машинами – отдельные сети сообщают о росте их продаж в 4 раза.
Причин для такого роста сразу несколько. Во-первых, россияне стали больше времени проводить дома, поэтому техника, которая делает жизнь комфортнее, стала товаром первой необходимости. Во-вторых, появились свободные деньги: кто-то отказался от отпуска и пустил накопленное на улучшение быта, другие решили унести в магазины техники «коронавирусные выплаты». В-третьих, рост продаж мог подтолкнуть нестабильный рубль – люди нередко торопятся с покупкой, ожидая еще более сильного повышения цен.
Причин для такого роста сразу несколько. Во-первых, россияне стали больше времени проводить дома, поэтому техника, которая делает жизнь комфортнее, стала товаром первой необходимости. Во-вторых, появились свободные деньги: кто-то отказался от отпуска и пустил накопленное на улучшение быта, другие решили унести в магазины техники «коронавирусные выплаты». В-третьих, рост продаж мог подтолкнуть нестабильный рубль – люди нередко торопятся с покупкой, ожидая еще более сильного повышения цен.
Пандемия и неопределенность стали почти синонимами. Из-за вводимых запретов и слухов о новых ограничениях (что часто пугает куда сильнее) россияне отказываются от длинных поездок и приобретают авиабилеты за неделю до поездки. Этой осенью и зимой более 68% билетов покупались максимум за 7 дней до путешествия, заранее их брали лишь 7% клиентов, хотя годом ранее любителей все планировать заранее было 18%. Отменять брони и возвращать уже купленные билеты путешественники стали в 7 раз чаще, чем год назад. Деловые поездки тоже не планируют заранее – как правило, билеты покупают за 3-4 дня до отправления.
Эксперты не исключают, что тенденция «спонтанных путешествий» в будущем станет нормой, но мы бы не стали торопиться с выводами. Действительно, сейчас «наценки за срочность» почти нет – и отельеры, и перевозчики понимают, что не время диктовать свои условия. Но эта «доброта» вряд ли перейдет в постпандемийную эпоху – ранее бронирование позволяет клиентам экономить, а компаниям – строить долгосрочные планы, работать с ценами, находить возможности для дополнительного заработка или, наоборот, для экономии.
Эксперты не исключают, что тенденция «спонтанных путешествий» в будущем станет нормой, но мы бы не стали торопиться с выводами. Действительно, сейчас «наценки за срочность» почти нет – и отельеры, и перевозчики понимают, что не время диктовать свои условия. Но эта «доброта» вряд ли перейдет в постпандемийную эпоху – ранее бронирование позволяет клиентам экономить, а компаниям – строить долгосрочные планы, работать с ценами, находить возможности для дополнительного заработка или, наоборот, для экономии.
«Аэрофлот» усиливает контроль за ношением масок на борту. Пассажиры, которые отказываются использовать средства защиты, никуда полететь не смогут. В маске, полностью закрывающей нос и рот, придется сидеть до момента выхода из самолета. Снять ее можно только во время приема пищи или для замены на новую. Исключение не сделают даже для тех, кто не может носить маску по медицинским показаниям.
Что тут сказать? Заболеваемость растет – антикоронавирусные меры становятся жестче. Само требование носить маску не ново – его клиенты после возмущений выполнят, а вот отказ от исключений для клиентов с болезнями органов дыхания (законный ли?) народной любви «Аэрофлоту» точнее не прибавит.
Что тут сказать? Заболеваемость растет – антикоронавирусные меры становятся жестче. Само требование носить маску не ново – его клиенты после возмущений выполнят, а вот отказ от исключений для клиентов с болезнями органов дыхания (законный ли?) народной любви «Аэрофлоту» точнее не прибавит.
В начале пандемии удаленку продлевали на 2-3 месяца, сейчас – сразу почти на год. Компания Google разрешила своим сотрудникам работать из дома до сентября. За это время IT-гигант подумает о внедрении «гибкой рабочей недели». Пока расклад такой: сотрудники Google будут работать в офисе не менее 3 дней в неделю, а в остальное время – из дома. Наши гиганты пока отстают от западных коллег. В Mail.ru временную удаленку продлили до конца марта, про работу из дома на постоянной основе речи пока не идет.
Несмотря на вторую волну пандемии, рост заболеваемости и вынужденный отказ ТЦ от новогодних ярмарок и развлекательных мероприятий, покупатели начали возвращаться в магазины. Праздничного ажиотажа, к которому все привыкли, пока нет, но людей в торговых центрах становится больше. Shopping Index (отражает число посетителей на площади торговых объектов) в Москве с начала декабря увеличился на 4%.
Хотя трафик объектов все еще ниже прошлогоднего на 10-20%, некоторые эксперты ожидают, что разница между прошлогодними и нынешними продажами к концу месяца станет минимальной. Одни отмечает, что люди, устав от локдаунов и запретов, решат себя порадовать в праздники. Другие считают, что ТЦ поможет отмена отпусков и вынужденное сокращение новогодней активности – мол, сэкономленные деньги потребители вполне могут оставить в магазинах. Кто-то, напротив, не ждет «новогоднего чуда», ссылаясь на снижение доходов населения, страх перед местами массового скопления людей и развитие онлайн-торговли. Что ж, через 2-3 недели станет ясно, кто был прав.
Хотя трафик объектов все еще ниже прошлогоднего на 10-20%, некоторые эксперты ожидают, что разница между прошлогодними и нынешними продажами к концу месяца станет минимальной. Одни отмечает, что люди, устав от локдаунов и запретов, решат себя порадовать в праздники. Другие считают, что ТЦ поможет отмена отпусков и вынужденное сокращение новогодней активности – мол, сэкономленные деньги потребители вполне могут оставить в магазинах. Кто-то, напротив, не ждет «новогоднего чуда», ссылаясь на снижение доходов населения, страх перед местами массового скопления людей и развитие онлайн-торговли. Что ж, через 2-3 недели станет ясно, кто был прав.
Страсти вокруг летней Олимпиады в Японии накаляются. Сначала выяснилось, что перенос игр в Токио с 2020 на 2021 год обойдется стране как минимум в $3 млрд. Сейчас оказалось, что большая часть японцев выступает за отмену (32%) или дальнейший перенос (31%) соревнований. На открытии настаивают лишь 27% опрошенных – и это на 13% ниже показателей за октябрь.
Японцев можно понять. Становится все более очевидным, что с пандемией к лету не справиться, а столь массовое мероприятие почти неизбежно приведет к мощному всплеску заболеваемости. Правда, власти пока не обращают внимания на скепсис населения – губернатор Токио заявила, что летом Олимпиада в городе пройдет «во что бы то ни стало».
Японцев можно понять. Становится все более очевидным, что с пандемией к лету не справиться, а столь массовое мероприятие почти неизбежно приведет к мощному всплеску заболеваемости. Правда, власти пока не обращают внимания на скепсис населения – губернатор Токио заявила, что летом Олимпиада в городе пройдет «во что бы то ни стало».
Вот вроде бы хорошие новости для нашего кино. Правительство выделило 4,2 млрд рублей на поддержку отечественного кино во время пандемии. Деньги поделят пополам между кинопрокатчиками (их около 500) и кинопроизводителями (их где-то 30) – и те, и другие на всех получат по 2,1 млрд рублей. В министерстве культуры надеются, что эта субсидия поможет покрыть долги киноотрасли и запустить процесс ее восстановления, который займет не меньше года.
Но веры, надежды и 4,2 млрд рублей, как нам кажется, для спасения отрасли будет мало. Точнее, очень мало. Дело в том, что еще летом кинотеатрам предсказывали убытки в 50 млрд рублей по итогам года – как мы видим, с тех пор ситуация с коронавирусом и заполняемостью залов существенно лучше не стала. Получается, что убытки кинотеатров будут где-то в 25 раз больше, чем компенсация потерь. Ничем хорошим такая история (вкупе с премьерами на стримингах) закончиться не может.
Но веры, надежды и 4,2 млрд рублей, как нам кажется, для спасения отрасли будет мало. Точнее, очень мало. Дело в том, что еще летом кинотеатрам предсказывали убытки в 50 млрд рублей по итогам года – как мы видим, с тех пор ситуация с коронавирусом и заполняемостью залов существенно лучше не стала. Получается, что убытки кинотеатров будут где-то в 25 раз больше, чем компенсация потерь. Ничем хорошим такая история (вкупе с премьерами на стримингах) закончиться не может.
🍿 Нужно ли спасать кинотеатры?
Anonymous Poll
53%
👍 Да, это рабочие места и культура кино
47%
👎🏻 Нет, это старый формат, который все равно скоро уступит место онлайн-кинотеатрам
Тут СМИ со ссылкой на свежие исследования пишут, что пандемия заставила россиян полюбить семейные праздники. И вроде бы все так. Встречать Новый год дома, согласно последним опросам, будут от 70 до 85% россиян. В другом городе слушать бой курантов собираются 10-15% россиян. Из-за пандемийных ограничений, например, запрета на работу ресторанов в новогоднюю ночь, планы поменялись у 15% россиян. Многие опрошенные жаловались, что из-за коронавируса им пришлось отменить поездки и ограничить визиты к друзьям и родным.
Но, знаете, в прошлом году цифры не слишком сильно отличались – встречать Новый год в квартире или на даче собирались примерно 65% россиян. В отдельных опросах цифры доходили до 80% – это даже больше, чем сейчас. Количество путешественников тоже было почти таким же – уехать в другой город собирались 13% россиян. Единственное, что точно отличается – это отдых состоятельных россиян. В прошлом декабре 3-7% граждан планировали отмечать Новый год за границей, сейчас таких не более 1%. С походами в кафе вообще непонятки – в прошлом году встречать праздник в ресторане планировал лишь 1% россиян, а сейчас запреты общепита якобы срывают планы чуть ли не 15% жителей. Опросы такие опросы...
Но, знаете, в прошлом году цифры не слишком сильно отличались – встречать Новый год в квартире или на даче собирались примерно 65% россиян. В отдельных опросах цифры доходили до 80% – это даже больше, чем сейчас. Количество путешественников тоже было почти таким же – уехать в другой город собирались 13% россиян. Единственное, что точно отличается – это отдых состоятельных россиян. В прошлом декабре 3-7% граждан планировали отмечать Новый год за границей, сейчас таких не более 1%. С походами в кафе вообще непонятки – в прошлом году встречать праздник в ресторане планировал лишь 1% россиян, а сейчас запреты общепита якобы срывают планы чуть ли не 15% жителей. Опросы такие опросы...
На фоне второй волны и снижения потребительского спроса московские власти решили дополнительно помочь малому и среднему бизнесу. Мэр Москвы Сергей Собянин одобрил пятый пакет мер поддержки городских предприятий. Продлевается программа «14 субсидий»: бизнес сможет и дальше получать деньги на покупку и лизинг оборудования, плату за франчайзинг и коммуналку, развитие доставки, обучение персонала.
Еще продлевается (до 1 июля 2021 года) субсидирование процентов по уже взятым кредитам, новые, кстати, тоже можно будет взять на льготных условиях. Еще год в столице будут действовать пониженные ставки за аренду городских помещений. Сразу несколько категорий предпринимателей смогут вообще не платить за аренду: с части снимут платежи с марта по июнь, других освободят от оплаты до 15 января 2021 года. Пожалуй, теперь ждать конца второй волны бизнесу будет полегче.
Еще продлевается (до 1 июля 2021 года) субсидирование процентов по уже взятым кредитам, новые, кстати, тоже можно будет взять на льготных условиях. Еще год в столице будут действовать пониженные ставки за аренду городских помещений. Сразу несколько категорий предпринимателей смогут вообще не платить за аренду: с части снимут платежи с марта по июнь, других освободят от оплаты до 15 января 2021 года. Пожалуй, теперь ждать конца второй волны бизнесу будет полегче.
Восстановление российского рынка общепита, который чуть ли не больше всех пострадал от коронавирусных ограничений, может затянуться. По прогнозам NPD Group, россияне вернутся в кафе и рестораны не раньше 2022 года, а денежный поток восстановится только в 2023 году. По итогам этого года трафик упадет на минимум на 22%, оборот снизится не меньше чем на 35%. В 2021-м также ожидаются скромные результаты: минус 5% трафика и минус 20% оборота.
Сами рестораторы тоже настроены не слишком оптимистично. Хорошо заработать на доставке мало кому удалось. Да еще и появились конкуренты в лице продуктовых сетей, которые выставляют на прилавки готовые блюда по более демократичным ценам. Удаленка тоже ударила по выручке – в прошлом году более 30% трафика кафе и ресторанам давали обедающие сотрудники, сейчас их стало на как минимум на треть меньше. В общем, проблем вагон и маленькая тележка. На 2023 год мы загадывать не станем, но вот 2021-й явно не будет простым.
Сами рестораторы тоже настроены не слишком оптимистично. Хорошо заработать на доставке мало кому удалось. Да еще и появились конкуренты в лице продуктовых сетей, которые выставляют на прилавки готовые блюда по более демократичным ценам. Удаленка тоже ударила по выручке – в прошлом году более 30% трафика кафе и ресторанам давали обедающие сотрудники, сейчас их стало на как минимум на треть меньше. В общем, проблем вагон и маленькая тележка. На 2023 год мы загадывать не станем, но вот 2021-й явно не будет простым.
Кажется, россиян, ностальгирующих о полных кинозалах, становится все меньше. Опрос «Больной экономики» по судьбе кинотеатров показал, что об их закрытии будут жалеть далеко не все. Так, поддержку кинотеатров считают необходимой 51% участников опроса, оставшиеся 49% не видят смысла деньгами «лечить» отрасль, которая через несколько лет все равно окажется в кризисе из-за распространения стримингов. Не хотелось бы давать мрачные прогнозы, но да, пока все идет скорее по второму, пессимистичному для кинозалов, сценарию.
Forwarded from Больная экономика
🍿 Нужно ли спасать кинотеатры?
Anonymous Poll
53%
👍 Да, это рабочие места и культура кино
47%
👎🏻 Нет, это старый формат, который все равно скоро уступит место онлайн-кинотеатрам
Всем нам кажется, что уж кто-кто, а производители еды точно не пострадали от пандемии. Даже наоборот, самоизоляция вроде как способствовала повышенному потреблению продуктов – когда целый день дома, рука так и тянется к холодильнику. Но это не совсем так. Так, по данным американских СМИ, Coca-Cola уволит больше 2 тыс. работников по всему миру (ранее сообщалось о возможном увольнении 4 тыс. человек), без работы останутся около 12% сотрудников корпорации. Представители компании списывают все на борьбу с излишней бюрократией, но и экономия от сокращений тоже будет существенной.
На самом деле пандемия не лучшим образом сказалась на доходах компании. Из-за коронавируса закрылись заведения общепита почти по всему миру – эти каналы сбыта приносили Coca-Cola около 50% доходов. В итоге во II квартале 2020 года выручка Coca-Cola обвалилась на 28% и в III продолжила падение. Вот и приходится экономить. Кроме увольнений, компания сократит расходы на рекламу, закроет 9 из 17 подразделений и прекратит выпуск продуктов, которые не пользуются большим спросом
На самом деле пандемия не лучшим образом сказалась на доходах компании. Из-за коронавируса закрылись заведения общепита почти по всему миру – эти каналы сбыта приносили Coca-Cola около 50% доходов. В итоге во II квартале 2020 года выручка Coca-Cola обвалилась на 28% и в III продолжила падение. Вот и приходится экономить. Кроме увольнений, компания сократит расходы на рекламу, закроет 9 из 17 подразделений и прекратит выпуск продуктов, которые не пользуются большим спросом
Пандемия и туризм в цифрах. В ООН заявили, что из-за коронавируса туристическая отрасль с начала года потеряла $935 млрд. По данным организации, количество туристов сократится на 70-75%. Поездок в Азиатско-Тихоокеанский регион стало меньше на 82%, на Ближний Восток – на 73%, в Африку – на 69%, в Европу и Америку – на 68%.
Короче говоря, пандемия вернула туризм к «успехам» 30-летней давности – примерно такие же показатели отрасль демонстрировала в 1990 году. После этого прогнозы о восстановление отрасли только к 2023 году больше не кажутся страшилками. Про 2021 год и говорить нечего – лишь бы еще хуже не стало.
Короче говоря, пандемия вернула туризм к «успехам» 30-летней давности – примерно такие же показатели отрасль демонстрировала в 1990 году. После этого прогнозы о восстановление отрасли только к 2023 году больше не кажутся страшилками. Про 2021 год и говорить нечего – лишь бы еще хуже не стало.
Под Новый год власти Москвы и общепит договорились о небольшом смягчении коронавирусных ограничений. Фактически работа кафе и ресторанов продлена на час, до 24.00. В 23.00 в заведение может зайти последний посетитель и сделать заказ. При этом все гости должны покинуть заведение до полуночи. Может быть, это и не то, о чем сейчас мечтают рестораторы, но все же шаг навстречу бизнесу. В кризис даже 5-10 гостей (которые могут в этот час прийти) лишними не будут.
На фоне пандемии общепит все больше ориентируется на доставку. McDonald’s открыл в России рестораны нового формата – в них предусмотрены комнаты (с отдельным входом) для выдачи заказов курьерам. Там сотрудники смогут немного отдохнуть и зарядить телефон.
Это решение, во-первых, позволит разделить потоки гостей и доставщиков – все рабочие вопросы будут решать без посторонних глаз. Во-вторых, быстрее работать – количество выполненных заказов должно вырасти на 20% в час. Сейчас 5 таких предприятий работают в Москве, в следующем году «пандемийные рестораны» появятся в Московской области, Питере, Нижнем и других крупных городах страны. Очередное подтверждение, что теперь доставка для бизнеса – это «наше всё».
Это решение, во-первых, позволит разделить потоки гостей и доставщиков – все рабочие вопросы будут решать без посторонних глаз. Во-вторых, быстрее работать – количество выполненных заказов должно вырасти на 20% в час. Сейчас 5 таких предприятий работают в Москве, в следующем году «пандемийные рестораны» появятся в Московской области, Питере, Нижнем и других крупных городах страны. Очередное подтверждение, что теперь доставка для бизнеса – это «наше всё».
Фитнес-индустрия в России из-за пандемии потеряла даже больше, чем кино. Кинозалы оценивают примерные потери в 50 млрд рублей, а фитнес-отрасль говорит о 65 млрд недополученной выручки. Из-за кризиса и санитарных ограничений с рынка уйдут около 30% игроков, без работы останутся около 140 тыс. человек, заявили в Национальном фитнес-сообществе.
Те, кто выжил, ищут способы адаптироваться к санитарным ограничениям, снижению спроса и страхам клиентов. Фитнес-клубы стали активнее использовать онлайн-занятия (правда, зарабатывать на этом все еще удается немногим) и гибридные форматы, которые совмещают тренировки в зале с интернет-консультациями. Впрочем, в ноябре и начале декабря фитнесу стало чуть легче – продажи клубных карт выросли по сравнению с октябрем на 5,9%, а посещаемость – на 9,3%. Возможно, кто-то покупал абонементы в качестве подарка, другие сами пошли в зал, чтобы привести себя в порядок к праздникам.
Те, кто выжил, ищут способы адаптироваться к санитарным ограничениям, снижению спроса и страхам клиентов. Фитнес-клубы стали активнее использовать онлайн-занятия (правда, зарабатывать на этом все еще удается немногим) и гибридные форматы, которые совмещают тренировки в зале с интернет-консультациями. Впрочем, в ноябре и начале декабря фитнесу стало чуть легче – продажи клубных карт выросли по сравнению с октябрем на 5,9%, а посещаемость – на 9,3%. Возможно, кто-то покупал абонементы в качестве подарка, другие сами пошли в зал, чтобы привести себя в порядок к праздникам.