Весь трагизм положения кинотеатров в одной картинке. В этот раз на примере Северной Америки. С начала года сборы залов упали примерно в 10-15 раз. И у нас, в России, ситуация не слишком отличается. Не совсем понятно, как кинотеатры выживают сейчас, но и в ближайшем будущем их, судя по всему, не ждут сытые времена – заболеваемость растет, карантины ужесточаются, премьеры уходят в онлайн.
Пандемия повлияла на российский автопром в меньшей степени, чем на европейский, пишут СМИ со ссылкой на экспертов Московского форума автомобилестроения. Продажи легковушек у нас к концу года снизятся где-то на 10% по сравнению с прошлым годом, и это падение гораздо мягче, чем в Европе – там спад составит около 25%. Хотя еще в апреле показатели были примерно одинаковыми – минус 70%.
Сложно сказать, почему так произошло, ведь европейские страны тоже поддерживали автопром: субсидировали покупку машин, давали льготные кредиты. Правда, все чаще поддержка распространялась только на электромобили. Россиян же, вероятно, дополнительно «стимулировало» падение рубля. Многие поняли, что через месяц-другой машина будет стоить на 10-15% дороже, а вот скидок на волне дефицита авто ждать не стоит. К сожалению, в итоге мы получили не только бум в салонах, но и всплеск неплатежей за автокредиты на фоне второй волны. Впрочем, сами банкиры пока не видят в этом трагедии – мол, если пандемия пойдет на спад, то клиенты быстро выйдут из просрочки. Хорошо бы.
Сложно сказать, почему так произошло, ведь европейские страны тоже поддерживали автопром: субсидировали покупку машин, давали льготные кредиты. Правда, все чаще поддержка распространялась только на электромобили. Россиян же, вероятно, дополнительно «стимулировало» падение рубля. Многие поняли, что через месяц-другой машина будет стоить на 10-15% дороже, а вот скидок на волне дефицита авто ждать не стоит. К сожалению, в итоге мы получили не только бум в салонах, но и всплеск неплатежей за автокредиты на фоне второй волны. Впрочем, сами банкиры пока не видят в этом трагедии – мол, если пандемия пойдет на спад, то клиенты быстро выйдут из просрочки. Хорошо бы.
Не только Zoom благодаря пандемии увеличивал доходы десятикратными темпами. Компания Top Glove, крупнейший производитель резиновых перчаток в мире, за квартал нарастила прибыль более чем в 21 раз. Только вот акционеры Zoom на фоне новостей о массовой вакцинации теряют оптимизм, а Top Glove – нет. Руководство компании считает, что спрос в следующем году будет только расти, и людям, несмотря на прививки, все равно будут нужны средства защиты.
Вероятно, такими высокими показателями могли бы похвастаться многие производители средств защиты и их продавцы. Да только вот неловко – многие россияне (да и жители других стран) все еще помнят, как весной, на фоне первой волны, стоимость масок и перчаток выросла в сразу несколько раз.
Вероятно, такими высокими показателями могли бы похвастаться многие производители средств защиты и их продавцы. Да только вот неловко – многие россияне (да и жители других стран) все еще помнят, как весной, на фоне первой волны, стоимость масок и перчаток выросла в сразу несколько раз.
Конфликт исчерпан? В Питере закрылась «Карта сопротивления», на которой были отмечены взбунтовавшиеся рестораны. Официально об ослаблении ограничений на работу общепита не сообщалось, но организаторы говорят, что «власть услышала требования бизнеса» и главная цель движения достигнута.
Вероятно, для закрытия «Карты сопротивления» было еще несколько причин. Во-первых, большое количество фейковых заявок – недобросовестные рестораторы добавляли на карту точки своих конкурентов, чтобы их подставить. Во-вторых, рестораторов могли испугать проблемы с законом – владельцам бизнеса грозили тюрьмой, и, пожалуй, показательные процессы вполне могли бы состояться. В-третьих, далеко и не факт, что работа в запрещенные часы принесла бы большую прибыль. В-четвертых, репутационные риски – одного-двух визитов силовиков во время рабочего дня хватило бы, чтобы навсегда потерять часть клиентов.
Вероятно, для закрытия «Карты сопротивления» было еще несколько причин. Во-первых, большое количество фейковых заявок – недобросовестные рестораторы добавляли на карту точки своих конкурентов, чтобы их подставить. Во-вторых, рестораторов могли испугать проблемы с законом – владельцам бизнеса грозили тюрьмой, и, пожалуй, показательные процессы вполне могли бы состояться. В-третьих, далеко и не факт, что работа в запрещенные часы принесла бы большую прибыль. В-четвертых, репутационные риски – одного-двух визитов силовиков во время рабочего дня хватило бы, чтобы навсегда потерять часть клиентов.
Закрытые границы и санитарные ограничения в крупных городах делают свое дело. Даже на небольших горнолыжных курортах почти закончились номера для самостоятельного бронирования. Почти нет мест в Шерегеше, на Архызе и на Домбае – свободны в лучшем случае 3-5% номеров. В Терсколе (Кабардино-Балкария) доступны для бронирования только четыре отеля, в Абзаково (Башкирия) – лишь два. Да, есть еще крупные курорты, типа «Красной поляны», но там об отсутствии свободных мест на новогодние праздники сообщили еще в начале ноября. В этом году в России было продано в 1,5 раза больше горнолыжных туров, чем в 2019-м.
Дополнительный спрос, кстати, получили не только курорты для активного отдыха. Когда в Питере заявили, что не ждут гостей, часть туристов «перетекла» в Калининград (спрос вырос на 30% по сравнению с прошлым годом) и Казань (рост на 50%). Второе направление особенно привлекает туристов – в новогоднюю ночь в Татарстане будут работать рестораны, экскурсии тоже разрешены. Уже сейчас в местных гостиницах на новогодние каникулы забронированы 80-90% номеров.
Дополнительный спрос, кстати, получили не только курорты для активного отдыха. Когда в Питере заявили, что не ждут гостей, часть туристов «перетекла» в Калининград (спрос вырос на 30% по сравнению с прошлым годом) и Казань (рост на 50%). Второе направление особенно привлекает туристов – в новогоднюю ночь в Татарстане будут работать рестораны, экскурсии тоже разрешены. Уже сейчас в местных гостиницах на новогодние каникулы забронированы 80-90% номеров.
Будущее может и рядом, но еще не здесь. Опрос «Больной экономики» показал: многие все еще не верят в то, что роботы и дроны заменят курьеров. «Да» автоматизации сказали только 44% участников, скептически настроены 56% проголосовавших. Понять можно аргументы и тех, и других – роботизация может быть как выгодна, так и убыточна в зависимости от экономики предприятия и выполняемых операций. И мировая практика это доказывает: пока Amazon внедряет «умные тележки», которые сами составляют чек и списывают деньги с карты, американский ритейлер Walmart, напротив, отказывается от роботов-сотрудников в пользу людей.
Forwarded from Больная экономика
Столица станет крупнейшей площадкой в стране по выпуску вакцины против коронавируса «Спутник V». Производство откроется на базе технополиса «Москва». По словам мэра Сергея Собянина, все будет технологично и масштабно – на заводе планируют выпускать около 10 млн единиц вакцины ежемесячно. Объем инвестиций в проект – 10 млрд руб.
Дату открытия пока не называют, но, вероятно, первые упаковки препарата передадут врачам уже в январе. С пуском завода москвичи бонусом к вакцине и приближению конца пандемии получат 500 новых (еще и хорошо оплачиваемых, кстати) рабочих мест.
Дату открытия пока не называют, но, вероятно, первые упаковки препарата передадут врачам уже в январе. С пуском завода москвичи бонусом к вакцине и приближению конца пандемии получат 500 новых (еще и хорошо оплачиваемых, кстати) рабочих мест.
Второй локдаун не помог Германии приблизиться к победе над коронавирусом. В стране зафиксировали новый антирекорд по суточному приросту заболевших – 29,9 тыс. человек. Медики говорят, что, мол, нынешние цифры отличаются от весенних потому, что сейчас проводится гораздо больше тестов, чем несколько месяцев назад. Может и так, однако в Германии одновременно с заболеваемостью растет и смертность – от коронавируса за сутки скончались почти 600 человек. Это тоже новый антирекорд. Интересно, какие выводы из этого сделают власти? Но сами немцы, кажется, для себя уже все решили: согласно опросам, за дальнейшее ужесточение ограничений выступают 74% жителей страны.
Подмосковные власти тоже сдались под натиском коронавируса и вводят новые ограничения для гостиниц и общепита. С 28 декабря по 15 января заселиться в отели Московской области не получится без отрицательного теста на коронавирус. Общепит тоже пострадает – на корпоратив или вечеринку с 31 декабря по 10 января пустят только со справкой. Если тесту больше пяти дней, придется сдавать его повторно.
Москва пока держится – вероятно, ситуация с заболеваемостью и местами в больницах под контролем (насколько это вообще возможно), и власти хотят дать бизнесу заработать в новогодние праздники. Столичные власти во время первой волны вводили довольно жесткие ограничительные меры, но после майско-июньского спада заболеваемости относятся к запретам довольно аккуратно. Те же ТЦ Москва открыла 1 июня – как минимум на 2-3 недели раньше большинства регионов страны.
Москва пока держится – вероятно, ситуация с заболеваемостью и местами в больницах под контролем (насколько это вообще возможно), и власти хотят дать бизнесу заработать в новогодние праздники. Столичные власти во время первой волны вводили довольно жесткие ограничительные меры, но после майско-июньского спада заболеваемости относятся к запретам довольно аккуратно. Те же ТЦ Москва открыла 1 июня – как минимум на 2-3 недели раньше большинства регионов страны.
Во время пандемии магазины техники смогли заработать не только на дорогих смартфонах. Продажи крупной бытовой техники в России тоже стали рекордными – самыми крупными за последние шесть лет. С января по октябрь россияне потратили на холодильники, стиральные машины, вытяжки, духовые шкафы и плиты почти 240 млрд рублей – на 22% больше, чем в 2019 году. Спросом пользуются и морозильные камеры с посудомоечными машинами – отдельные сети сообщают о росте их продаж в 4 раза.
Причин для такого роста сразу несколько. Во-первых, россияне стали больше времени проводить дома, поэтому техника, которая делает жизнь комфортнее, стала товаром первой необходимости. Во-вторых, появились свободные деньги: кто-то отказался от отпуска и пустил накопленное на улучшение быта, другие решили унести в магазины техники «коронавирусные выплаты». В-третьих, рост продаж мог подтолкнуть нестабильный рубль – люди нередко торопятся с покупкой, ожидая еще более сильного повышения цен.
Причин для такого роста сразу несколько. Во-первых, россияне стали больше времени проводить дома, поэтому техника, которая делает жизнь комфортнее, стала товаром первой необходимости. Во-вторых, появились свободные деньги: кто-то отказался от отпуска и пустил накопленное на улучшение быта, другие решили унести в магазины техники «коронавирусные выплаты». В-третьих, рост продаж мог подтолкнуть нестабильный рубль – люди нередко торопятся с покупкой, ожидая еще более сильного повышения цен.
Пандемия и неопределенность стали почти синонимами. Из-за вводимых запретов и слухов о новых ограничениях (что часто пугает куда сильнее) россияне отказываются от длинных поездок и приобретают авиабилеты за неделю до поездки. Этой осенью и зимой более 68% билетов покупались максимум за 7 дней до путешествия, заранее их брали лишь 7% клиентов, хотя годом ранее любителей все планировать заранее было 18%. Отменять брони и возвращать уже купленные билеты путешественники стали в 7 раз чаще, чем год назад. Деловые поездки тоже не планируют заранее – как правило, билеты покупают за 3-4 дня до отправления.
Эксперты не исключают, что тенденция «спонтанных путешествий» в будущем станет нормой, но мы бы не стали торопиться с выводами. Действительно, сейчас «наценки за срочность» почти нет – и отельеры, и перевозчики понимают, что не время диктовать свои условия. Но эта «доброта» вряд ли перейдет в постпандемийную эпоху – ранее бронирование позволяет клиентам экономить, а компаниям – строить долгосрочные планы, работать с ценами, находить возможности для дополнительного заработка или, наоборот, для экономии.
Эксперты не исключают, что тенденция «спонтанных путешествий» в будущем станет нормой, но мы бы не стали торопиться с выводами. Действительно, сейчас «наценки за срочность» почти нет – и отельеры, и перевозчики понимают, что не время диктовать свои условия. Но эта «доброта» вряд ли перейдет в постпандемийную эпоху – ранее бронирование позволяет клиентам экономить, а компаниям – строить долгосрочные планы, работать с ценами, находить возможности для дополнительного заработка или, наоборот, для экономии.
«Аэрофлот» усиливает контроль за ношением масок на борту. Пассажиры, которые отказываются использовать средства защиты, никуда полететь не смогут. В маске, полностью закрывающей нос и рот, придется сидеть до момента выхода из самолета. Снять ее можно только во время приема пищи или для замены на новую. Исключение не сделают даже для тех, кто не может носить маску по медицинским показаниям.
Что тут сказать? Заболеваемость растет – антикоронавирусные меры становятся жестче. Само требование носить маску не ново – его клиенты после возмущений выполнят, а вот отказ от исключений для клиентов с болезнями органов дыхания (законный ли?) народной любви «Аэрофлоту» точнее не прибавит.
Что тут сказать? Заболеваемость растет – антикоронавирусные меры становятся жестче. Само требование носить маску не ново – его клиенты после возмущений выполнят, а вот отказ от исключений для клиентов с болезнями органов дыхания (законный ли?) народной любви «Аэрофлоту» точнее не прибавит.
В начале пандемии удаленку продлевали на 2-3 месяца, сейчас – сразу почти на год. Компания Google разрешила своим сотрудникам работать из дома до сентября. За это время IT-гигант подумает о внедрении «гибкой рабочей недели». Пока расклад такой: сотрудники Google будут работать в офисе не менее 3 дней в неделю, а в остальное время – из дома. Наши гиганты пока отстают от западных коллег. В Mail.ru временную удаленку продлили до конца марта, про работу из дома на постоянной основе речи пока не идет.
Несмотря на вторую волну пандемии, рост заболеваемости и вынужденный отказ ТЦ от новогодних ярмарок и развлекательных мероприятий, покупатели начали возвращаться в магазины. Праздничного ажиотажа, к которому все привыкли, пока нет, но людей в торговых центрах становится больше. Shopping Index (отражает число посетителей на площади торговых объектов) в Москве с начала декабря увеличился на 4%.
Хотя трафик объектов все еще ниже прошлогоднего на 10-20%, некоторые эксперты ожидают, что разница между прошлогодними и нынешними продажами к концу месяца станет минимальной. Одни отмечает, что люди, устав от локдаунов и запретов, решат себя порадовать в праздники. Другие считают, что ТЦ поможет отмена отпусков и вынужденное сокращение новогодней активности – мол, сэкономленные деньги потребители вполне могут оставить в магазинах. Кто-то, напротив, не ждет «новогоднего чуда», ссылаясь на снижение доходов населения, страх перед местами массового скопления людей и развитие онлайн-торговли. Что ж, через 2-3 недели станет ясно, кто был прав.
Хотя трафик объектов все еще ниже прошлогоднего на 10-20%, некоторые эксперты ожидают, что разница между прошлогодними и нынешними продажами к концу месяца станет минимальной. Одни отмечает, что люди, устав от локдаунов и запретов, решат себя порадовать в праздники. Другие считают, что ТЦ поможет отмена отпусков и вынужденное сокращение новогодней активности – мол, сэкономленные деньги потребители вполне могут оставить в магазинах. Кто-то, напротив, не ждет «новогоднего чуда», ссылаясь на снижение доходов населения, страх перед местами массового скопления людей и развитие онлайн-торговли. Что ж, через 2-3 недели станет ясно, кто был прав.
Страсти вокруг летней Олимпиады в Японии накаляются. Сначала выяснилось, что перенос игр в Токио с 2020 на 2021 год обойдется стране как минимум в $3 млрд. Сейчас оказалось, что большая часть японцев выступает за отмену (32%) или дальнейший перенос (31%) соревнований. На открытии настаивают лишь 27% опрошенных – и это на 13% ниже показателей за октябрь.
Японцев можно понять. Становится все более очевидным, что с пандемией к лету не справиться, а столь массовое мероприятие почти неизбежно приведет к мощному всплеску заболеваемости. Правда, власти пока не обращают внимания на скепсис населения – губернатор Токио заявила, что летом Олимпиада в городе пройдет «во что бы то ни стало».
Японцев можно понять. Становится все более очевидным, что с пандемией к лету не справиться, а столь массовое мероприятие почти неизбежно приведет к мощному всплеску заболеваемости. Правда, власти пока не обращают внимания на скепсис населения – губернатор Токио заявила, что летом Олимпиада в городе пройдет «во что бы то ни стало».
Вот вроде бы хорошие новости для нашего кино. Правительство выделило 4,2 млрд рублей на поддержку отечественного кино во время пандемии. Деньги поделят пополам между кинопрокатчиками (их около 500) и кинопроизводителями (их где-то 30) – и те, и другие на всех получат по 2,1 млрд рублей. В министерстве культуры надеются, что эта субсидия поможет покрыть долги киноотрасли и запустить процесс ее восстановления, который займет не меньше года.
Но веры, надежды и 4,2 млрд рублей, как нам кажется, для спасения отрасли будет мало. Точнее, очень мало. Дело в том, что еще летом кинотеатрам предсказывали убытки в 50 млрд рублей по итогам года – как мы видим, с тех пор ситуация с коронавирусом и заполняемостью залов существенно лучше не стала. Получается, что убытки кинотеатров будут где-то в 25 раз больше, чем компенсация потерь. Ничем хорошим такая история (вкупе с премьерами на стримингах) закончиться не может.
Но веры, надежды и 4,2 млрд рублей, как нам кажется, для спасения отрасли будет мало. Точнее, очень мало. Дело в том, что еще летом кинотеатрам предсказывали убытки в 50 млрд рублей по итогам года – как мы видим, с тех пор ситуация с коронавирусом и заполняемостью залов существенно лучше не стала. Получается, что убытки кинотеатров будут где-то в 25 раз больше, чем компенсация потерь. Ничем хорошим такая история (вкупе с премьерами на стримингах) закончиться не может.
🍿 Нужно ли спасать кинотеатры?
Anonymous Poll
53%
👍 Да, это рабочие места и культура кино
47%
👎🏻 Нет, это старый формат, который все равно скоро уступит место онлайн-кинотеатрам
Тут СМИ со ссылкой на свежие исследования пишут, что пандемия заставила россиян полюбить семейные праздники. И вроде бы все так. Встречать Новый год дома, согласно последним опросам, будут от 70 до 85% россиян. В другом городе слушать бой курантов собираются 10-15% россиян. Из-за пандемийных ограничений, например, запрета на работу ресторанов в новогоднюю ночь, планы поменялись у 15% россиян. Многие опрошенные жаловались, что из-за коронавируса им пришлось отменить поездки и ограничить визиты к друзьям и родным.
Но, знаете, в прошлом году цифры не слишком сильно отличались – встречать Новый год в квартире или на даче собирались примерно 65% россиян. В отдельных опросах цифры доходили до 80% – это даже больше, чем сейчас. Количество путешественников тоже было почти таким же – уехать в другой город собирались 13% россиян. Единственное, что точно отличается – это отдых состоятельных россиян. В прошлом декабре 3-7% граждан планировали отмечать Новый год за границей, сейчас таких не более 1%. С походами в кафе вообще непонятки – в прошлом году встречать праздник в ресторане планировал лишь 1% россиян, а сейчас запреты общепита якобы срывают планы чуть ли не 15% жителей. Опросы такие опросы...
Но, знаете, в прошлом году цифры не слишком сильно отличались – встречать Новый год в квартире или на даче собирались примерно 65% россиян. В отдельных опросах цифры доходили до 80% – это даже больше, чем сейчас. Количество путешественников тоже было почти таким же – уехать в другой город собирались 13% россиян. Единственное, что точно отличается – это отдых состоятельных россиян. В прошлом декабре 3-7% граждан планировали отмечать Новый год за границей, сейчас таких не более 1%. С походами в кафе вообще непонятки – в прошлом году встречать праздник в ресторане планировал лишь 1% россиян, а сейчас запреты общепита якобы срывают планы чуть ли не 15% жителей. Опросы такие опросы...
На фоне второй волны и снижения потребительского спроса московские власти решили дополнительно помочь малому и среднему бизнесу. Мэр Москвы Сергей Собянин одобрил пятый пакет мер поддержки городских предприятий. Продлевается программа «14 субсидий»: бизнес сможет и дальше получать деньги на покупку и лизинг оборудования, плату за франчайзинг и коммуналку, развитие доставки, обучение персонала.
Еще продлевается (до 1 июля 2021 года) субсидирование процентов по уже взятым кредитам, новые, кстати, тоже можно будет взять на льготных условиях. Еще год в столице будут действовать пониженные ставки за аренду городских помещений. Сразу несколько категорий предпринимателей смогут вообще не платить за аренду: с части снимут платежи с марта по июнь, других освободят от оплаты до 15 января 2021 года. Пожалуй, теперь ждать конца второй волны бизнесу будет полегче.
Еще продлевается (до 1 июля 2021 года) субсидирование процентов по уже взятым кредитам, новые, кстати, тоже можно будет взять на льготных условиях. Еще год в столице будут действовать пониженные ставки за аренду городских помещений. Сразу несколько категорий предпринимателей смогут вообще не платить за аренду: с части снимут платежи с марта по июнь, других освободят от оплаты до 15 января 2021 года. Пожалуй, теперь ждать конца второй волны бизнесу будет полегче.
Восстановление российского рынка общепита, который чуть ли не больше всех пострадал от коронавирусных ограничений, может затянуться. По прогнозам NPD Group, россияне вернутся в кафе и рестораны не раньше 2022 года, а денежный поток восстановится только в 2023 году. По итогам этого года трафик упадет на минимум на 22%, оборот снизится не меньше чем на 35%. В 2021-м также ожидаются скромные результаты: минус 5% трафика и минус 20% оборота.
Сами рестораторы тоже настроены не слишком оптимистично. Хорошо заработать на доставке мало кому удалось. Да еще и появились конкуренты в лице продуктовых сетей, которые выставляют на прилавки готовые блюда по более демократичным ценам. Удаленка тоже ударила по выручке – в прошлом году более 30% трафика кафе и ресторанам давали обедающие сотрудники, сейчас их стало на как минимум на треть меньше. В общем, проблем вагон и маленькая тележка. На 2023 год мы загадывать не станем, но вот 2021-й явно не будет простым.
Сами рестораторы тоже настроены не слишком оптимистично. Хорошо заработать на доставке мало кому удалось. Да еще и появились конкуренты в лице продуктовых сетей, которые выставляют на прилавки готовые блюда по более демократичным ценам. Удаленка тоже ударила по выручке – в прошлом году более 30% трафика кафе и ресторанам давали обедающие сотрудники, сейчас их стало на как минимум на треть меньше. В общем, проблем вагон и маленькая тележка. На 2023 год мы загадывать не станем, но вот 2021-й явно не будет простым.