Подведу итог обозрения подоходных налогов дружественных стран. Посмотрел на Китай, Индию, Эритрею, Мьянму и Зимбабве, Никарагуа, КНДР, Сирию и Беларусь. Посмотрел одним глазком - на то, что видно из яндекса и гугла.
И знаете что я Вам скажу? Оказывается, если налога нет вовсе - это не лучший вариант. Потому что "скидываться" государству всё равно приходится, но уже не по правилам.
И хорошо, когда сайт налоговой службы содержит информацию для таких исследователей-обывателей, потому что без этого разобраться практически невозможно.
Но плохо, когда нет необлагаемого минимума - как-то отдаляет от справедливости. Хотя у наших минфина и депутатов представление об этом может быть и другим - выпадающие доходы всё-таки.
Так что поучиться у дружественных стран есть чему.
А в понедельник нас ожидает очередное эпохальное налоговое событие - рассмотрение на комитете бюджетообразующего законопроекта. Если его снова не перенесут...
И знаете что я Вам скажу? Оказывается, если налога нет вовсе - это не лучший вариант. Потому что "скидываться" государству всё равно приходится, но уже не по правилам.
И хорошо, когда сайт налоговой службы содержит информацию для таких исследователей-обывателей, потому что без этого разобраться практически невозможно.
Но плохо, когда нет необлагаемого минимума - как-то отдаляет от справедливости. Хотя у наших минфина и депутатов представление об этом может быть и другим - выпадающие доходы всё-таки.
Так что поучиться у дружественных стран есть чему.
А в понедельник нас ожидает очередное эпохальное налоговое событие - рассмотрение на комитете бюджетообразующего законопроекта. Если его снова не перенесут...
Обвинительный уклон - не просто академическая фраза. Это боль, а иногда и преждевременная смерть многих тысяч людей и их родных, удивление и непонимание друзей и близких, затаивших злобу на бездушность и несправедливость судебной власти.
Ключевое слово здесь - несправедливость. Не стоит недооценивать той серьёзности, с которой общество воспринимает эту реальность.
https://news.1rj.ru/str/rusbrief/66308
Ключевое слово здесь - несправедливость. Не стоит недооценивать той серьёзности, с которой общество воспринимает эту реальность.
https://news.1rj.ru/str/rusbrief/66308
Telegram
BRIEF
Судебная система активно сопротивляется отправлению правосудия с участием присяжных заседателей и всячески старается отторгнуть данный институт. Судьи с помощью разного рода ухищрений стараются сводить оправдательные приговоры на нет и для этого стремятся…
Forwarded from Закон.ру
"Когда ночью в страшной спешке дописываются последние формулировки очередного налогового закона, никто из авторов не сомневается - с правоприменением всё будет в порядке. Потому что если и найдётся недоработка, есть кому разъяснить". Блог Бориса Луцета.
https://zakon.ru/blog/2022/11/06/fns_protiv_ndd
https://zakon.ru/blog/2022/11/06/fns_protiv_ndd
zakon.ru
ФНС против НДД
Иногда лучше молчать, чем разъяснять
Правительство внесло законопроект об уточнении правил налогообложения инвестиционных товариществ. Документ предполагает внесение многочисленных изменений в профильную статью 278.2 НК и, как следует из пояснительной записки, направлен "на повышение востребованности инструмента инвестиционного товарищества для инвестиций в развитие технологического предпринимательства".
Ещё цитата из ПЗ:
"Законопроектом предлагаются изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на создание единых условий в части формирования количества налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых как в общем порядке, так и в рамках инвестиционного товарищества, уточнение порядка определения прибыли (убытка) в рамках инвестиционного товарищества и дальнейшего распределения прибыли (убытка) между участниками инвестиционного товарищества. Кроме того, предлагается конкретизировать порядок налогообложения при выходе налогоплательщика из инвестиционного товарищества либо при расторжении или прекращении договора инвестиционного товарищества, имея в виду, что в таких ситуациях участник инвестиционного товарищества получает имущество, часть из которого уже была учтена для целей налогообложения при распределении прибыли по итогам отчетных (налоговых) периодов".
На первый взгляд это тот случай, когда концепция правильная, а формулировки доработают если нужно.
Ещё цитата из ПЗ:
"Законопроектом предлагаются изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на создание единых условий в части формирования количества налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых как в общем порядке, так и в рамках инвестиционного товарищества, уточнение порядка определения прибыли (убытка) в рамках инвестиционного товарищества и дальнейшего распределения прибыли (убытка) между участниками инвестиционного товарищества. Кроме того, предлагается конкретизировать порядок налогообложения при выходе налогоплательщика из инвестиционного товарищества либо при расторжении или прекращении договора инвестиционного товарищества, имея в виду, что в таких ситуациях участник инвестиционного товарищества получает имущество, часть из которого уже была учтена для целей налогообложения при распределении прибыли по итогам отчетных (налоговых) периодов".
На первый взгляд это тот случай, когда концепция правильная, а формулировки доработают если нужно.
Есть ощущение, что большой налоговый законопроект вновь перенесли. Несмотря на то, что вчера уже была разослана повестка комитета по его рассмотрению.
Интрига. Выходит, что внесённых правительством поправок оказалось недостаточно, либо их опять переписывают.
А это значит, что прямо сейчас скрипят перья, звонят телефоны, ломаются копья. Горячая пора, счёт на десятки миллиардов.
UPD. В думской базе появилось решение о переносе даты второго чтения на 10 ноября.
Интрига. Выходит, что внесённых правительством поправок оказалось недостаточно, либо их опять переписывают.
А это значит, что прямо сейчас скрипят перья, звонят телефоны, ломаются копья. Горячая пора, счёт на десятки миллиардов.
UPD. В думской базе появилось решение о переносе даты второго чтения на 10 ноября.
Telegram
Луцет
Макаров перенёс рассмотрение бюджетообразующего налогового законопроекта на понедельник 7 ноября. В связи с тем, что правительство внесло поправки только сегодня и надо их посмотреть.
А последний день для внесения поправок был позавчера - в этом каждый может…
А последний день для внесения поправок был позавчера - в этом каждый может…
Злые языки говорят, что комитет вчера таки состоялся, в режиме повышенной секретности. После него продолжилась работа по переписыванию и дописыванию. Дописанное и переписанное рассмотрят сегодня после пленарного заседания, видимо опять в атмосфере строжайшей тайны.
Если ещё не все регламентные нормы отменили, то одобренные поправки будут размещены на сайте сегодня к вечеру.
Если ещё не все регламентные нормы отменили, то одобренные поправки будут размещены на сайте сегодня к вечеру.
Telegram
Луцет
Есть ощущение, что большой налоговый законопроект вновь перенесли. Несмотря на то, что вчера уже была разослана повестка комитета по его рассмотрению.
Интрига. Выходит, что внесённых правительством поправок оказалось недостаточно, либо их опять переписывают.…
Интрига. Выходит, что внесённых правительством поправок оказалось недостаточно, либо их опять переписывают.…
В продолжение темы подоходного налогообложения. Коллеги @Metals_Mining поделились инфографикой по налоговым ставкам в странах ОЭСР.
Пока минфин с депутатами доводят большой налоговый законопроект до совершенства, можно вспомнить и о других документах. Сегодня в думе была Набиуллина, которая представила профильному комитету ОНДКП на 2023-25 годы. Документ, ничем не уступающий ОНБНТТП.
Через налоговую и околоналоговую тематику в нём упомянуто несколько вопросов, в том числе:
- программы поддержки по выходу на рынок акций и облигаций;
- стимулирование долгосрочных сбережений граждан;
- национальная система индикаторов на финансовом и товарных рынках;
- развитие рынка производных финансовых инструментов.
Не обошлось здесь и без указания на рост поступлений от НДД, но мы-то знаем, откуда это взялось.
Стоит подождать другого программного документа ЦБ - основных направлений развития финансового рынка. В прошлом году там было что почитать.
Через налоговую и околоналоговую тематику в нём упомянуто несколько вопросов, в том числе:
- программы поддержки по выходу на рынок акций и облигаций;
- стимулирование долгосрочных сбережений граждан;
- национальная система индикаторов на финансовом и товарных рынках;
- развитие рынка производных финансовых инструментов.
Не обошлось здесь и без указания на рост поступлений от НДД, но мы-то знаем, откуда это взялось.
Стоит подождать другого программного документа ЦБ - основных направлений развития финансового рынка. В прошлом году там было что почитать.
www.cbr.ru
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 годи период 2024 и 2025 годов | Банк России
Текст большого налогового законопроекта ко второму чтению:
https://sozd.duma.gov.ru/download/B7B9394B-79B7-4971-B6A8-5EEF243B8F1D
https://sozd.duma.gov.ru/download/B7B9394B-79B7-4971-B6A8-5EEF243B8F1D
В части сырьевых отраслей обновлённый текст большого налогового законопроекта содержит следующие новации:
- ставка налога на прибыль для экспортёров СПГ повышается до 34 процентов. Теперь, в отличие от первого чтения, распространяется она только на тех, кто осуществил экспорт хотя бы одной партии СПГ до конца текущего года. Но восстанавливается право на применение пониженных ставок, установленных регионами;
- повышение НДПИ на газ в размере 134 руб.за тыс.куб.м. переносится с 1 июля на 1 января 2023 года;
- уточняются сроки внесения изменений в соглашения о сохранении занятости в связи с изменением техпроекта или продлением сроков пользования участком недр;
- вычитаемое Вспр в демпферной формуле получает наименование "величина, характеризующая ценовой дифференциал на произведенный на территории Российской Федерации автомобильный бензин АИ-92 класса 5", при этом его предельная величина сохраняется в размере 20 долл/барр.
- ставка налога на прибыль для экспортёров СПГ повышается до 34 процентов. Теперь, в отличие от первого чтения, распространяется она только на тех, кто осуществил экспорт хотя бы одной партии СПГ до конца текущего года. Но восстанавливается право на применение пониженных ставок, установленных регионами;
- повышение НДПИ на газ в размере 134 руб.за тыс.куб.м. переносится с 1 июля на 1 января 2023 года;
- уточняются сроки внесения изменений в соглашения о сохранении занятости в связи с изменением техпроекта или продлением сроков пользования участком недр;
- вычитаемое Вспр в демпферной формуле получает наименование "величина, характеризующая ценовой дифференциал на произведенный на территории Российской Федерации автомобильный бензин АИ-92 класса 5", при этом его предельная величина сохраняется в размере 20 долл/барр.
Пониженная ставка НДС при полётах через московский авиаузел продлевается до конца 2024 года (новая статья 5 большого налогового законопроекта).
Поправки по НДФЛ в рамках большого налогового законопроекта соответствуют тем, о которых писал ранее. Добавилась норма об освобождении от налогообложения доходов мобилизованных и членов их семей в связи с прекращением обязательств по кредитному договору (договору займа).
Telegram
Луцет
Все поправки правительства по НДФЛ связаны с новыми освобождениями по ст. 217:
- суточные и безотчётные суммы в связи с некоторыми видами командировок;
- президентские премии;
- уточняются условия освобождения доходов от реализации ценных бумаг (пп.17.2…
- суточные и безотчётные суммы в связи с некоторыми видами командировок;
- президентские премии;
- уточняются условия освобождения доходов от реализации ценных бумаг (пп.17.2…
По налогу на прибыль в итоговом тексте большого законопроекта помимо поправок, о которых писал ранее, есть и ещё одно изменение. Пониженный норматив зачисления налога в региональные бюджеты (17 процентов вместо 18) продлевается до конца 2030 года, то есть фактически делается бессрочным.
Сложно назвать данную поправку неожиданной, но тем не менее она весьма показательна. Налоговый потенциал субъектов РФ продолжает искусственно ограничиваться, а все новые налоговые решения принимаются исключительно в интересах бюджета федерального. Также в очередной раз подчёркивается незыблемый принцип наших налогов: нет ничего постояннее временного и временнее постоянного.
Сложно назвать данную поправку неожиданной, но тем не менее она весьма показательна. Налоговый потенциал субъектов РФ продолжает искусственно ограничиваться, а все новые налоговые решения принимаются исключительно в интересах бюджета федерального. Также в очередной раз подчёркивается незыблемый принцип наших налогов: нет ничего постояннее временного и временнее постоянного.
Telegram
Луцет
Поправки правительства, налог на прибыль (кроме нефтегаза):
- расходы в виде безотчётных сумм по некоторым видам командировок;
- расходы в виде выплат мобилизованным;
- действие ранее установленных регионами пониженных ставок вновь продлевается, теперь…
- расходы в виде безотчётных сумм по некоторым видам командировок;
- расходы в виде выплат мобилизованным;
- действие ранее установленных регионами пониженных ставок вновь продлевается, теперь…
Введение акцизов на сладкие напитки депутаты с минфином отложили на полгода. И сделали это с лёгким сердцем. Потому что всё недополученное с лихвой изымут через НДПИ на газ, введение которого очень кстати состоится на полгода раньше.
Знаете, кто и сколько в итоге за всё заплатит? Сделаем вид, что не знаем.
Знаете, кто и сколько в итоге за всё заплатит? Сделаем вид, что не знаем.
Telegram
Луцет
Поправки правительства, акцизы (помимо нефтегаза):
- уточняется понятие сахаросодержащих напитков. В частности, изменяются формулировки по использованию спирта, а также расширяется список исключений в том числе за счёт сиропов и молочной продукции;
- из…
- уточняется понятие сахаросодержащих напитков. В частности, изменяются формулировки по использованию спирта, а также расширяется список исключений в том числе за счёт сиропов и молочной продукции;
- из…
Рыба и вычет
На фоне иных эпохальных событий довольно незаметно прошло принятие думой закона о повышении сбора за пользование водными биоресурсами.
В таких документах всегда присутствуют отголоски лоббизма. Что-то слышал о непростых отношениях как внутри отрасли, так и отрасли с государством, а на этот раз тому есть и красноречивое подтверждение. Оказывается год назад Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) заказывала исследование налогов в рыбопромысловых компаниях. И не кому-нибудь, а НИФИ минфина. Вряд ли кто-то заказывает минфину такое исследование просто так, поэтому и выводы соответствующие.
Законом ставки сбора повышаются в разы. И вот незадача, в бюджете такое повышение не заложено. При том, что по некоторым оценкам поступления должны вырасти в десять раз - с 2,3 до 21 млрд.рублей. Так что вот и ещё один, пусть и относительно небольшой, неучтённый источник.
Аргумент для повышения ставок вполне адекватный - они не изменялись много лет. Жаль, что такая логика применяется только в случаях, когда требуется повысить налоги.
Обращает на себя внимание установленный законом механизм вычета. Тем, кто интересуется налоговой юртехникой, будет интересно взглянуть на него с точки зрения реализации. В частности, подтверждение правомерности вычета происходит ещё до начала его применения. А перечень плательщиков, претендующих на автоматическую льготу в виде коэффициента 0,15, "подрезается". Тут тоже чувствуется результат некоторых договоренностей.
Вспомнилось также, как давным-давно принимался этот вид сбора. Тогда на заседании комитета один из депутатов спросил: "Мы всё поддерживаем, только скажите на будущее - харза это птица или кто?". В принципе, концептуально он был прав.
На фоне иных эпохальных событий довольно незаметно прошло принятие думой закона о повышении сбора за пользование водными биоресурсами.
В таких документах всегда присутствуют отголоски лоббизма. Что-то слышал о непростых отношениях как внутри отрасли, так и отрасли с государством, а на этот раз тому есть и красноречивое подтверждение. Оказывается год назад Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) заказывала исследование налогов в рыбопромысловых компаниях. И не кому-нибудь, а НИФИ минфина. Вряд ли кто-то заказывает минфину такое исследование просто так, поэтому и выводы соответствующие.
Законом ставки сбора повышаются в разы. И вот незадача, в бюджете такое повышение не заложено. При том, что по некоторым оценкам поступления должны вырасти в десять раз - с 2,3 до 21 млрд.рублей. Так что вот и ещё один, пусть и относительно небольшой, неучтённый источник.
Аргумент для повышения ставок вполне адекватный - они не изменялись много лет. Жаль, что такая логика применяется только в случаях, когда требуется повысить налоги.
Обращает на себя внимание установленный законом механизм вычета. Тем, кто интересуется налоговой юртехникой, будет интересно взглянуть на него с точки зрения реализации. В частности, подтверждение правомерности вычета происходит ещё до начала его применения. А перечень плательщиков, претендующих на автоматическую льготу в виде коэффициента 0,15, "подрезается". Тут тоже чувствуется результат некоторых договоренностей.
Вспомнилось также, как давным-давно принимался этот вид сбора. Тогда на заседании комитета один из депутатов спросил: "Мы всё поддерживаем, только скажите на будущее - харза это птица или кто?". В принципе, концептуально он был прав.
Налоговая законотворческая активность доставляет неприятности юристам и кодификаторам. В этом можно убедиться, прочитав статью 10 большого налогового законопроекта, который сегодня принимается в целом. Там ещё не вступившие в силу нормы части второй НК в части СЗПК перенумеровываются в соответствии с тем, что уже напринималось и должно вступить в силу раньше.
Нет покоя ни депутатам, ни налогоплательщикам. Будем надеяться, что перенумеровали правильно.
Нет покоя ни депутатам, ни налогоплательщикам. Будем надеяться, что перенумеровали правильно.
Новые контуры налоговой нагрузки со следующего года, выигравшие и проигравшие:
- реальная ставка налога на прибыль для Новатэка с учётом региональной льготы составит 30,5 процентов. При этом компания сохраняет все действующие льготы по экспортным пошлинам, НДПИ и налогу на имущество;
- повышенный НДПИ на газ синхронизирован с индексацией внутренних тарифов, что даёт дополнительный импульс инфляции и является скрытым налогом на всех граждан, вне зависимости от благосостояния;
- регионам подфартило дважды: во-первых, повышенный норматив отчислений налога на прибыль в федеральный бюджет продлён до 2030 года и, во-вторых, повышение сырьевых налогов сократит по нему налоговую базу;
- топливные демпферы продолжат выкачивать деньги из бюджета, но цены на АЗС будут продолжать расти.
- реальная ставка налога на прибыль для Новатэка с учётом региональной льготы составит 30,5 процентов. При этом компания сохраняет все действующие льготы по экспортным пошлинам, НДПИ и налогу на имущество;
- повышенный НДПИ на газ синхронизирован с индексацией внутренних тарифов, что даёт дополнительный импульс инфляции и является скрытым налогом на всех граждан, вне зависимости от благосостояния;
- регионам подфартило дважды: во-первых, повышенный норматив отчислений налога на прибыль в федеральный бюджет продлён до 2030 года и, во-вторых, повышение сырьевых налогов сократит по нему налоговую базу;
- топливные демпферы продолжат выкачивать деньги из бюджета, но цены на АЗС будут продолжать расти.
Продолжается парад индивидуальных налоговых льгот. На этот раз получателем преференций назначена "Русская платина", для которой подготовлен специальный законопроект. Сделано это по поручению вице-премьера Григоренко (протокол от 16.09.2022 № ДГ-П13-69пр) и сделано с душой.
Потому что льгота в виде полного обнуления НДПИ даётся минимум на 12 лет, с возможностью дальнейшего продления ещё на 8 лет. И того 20 лет без налога. Предусмотрено заключение инвестсоглашения, но есть устойчивое ощущение, что его положения просто дублируют уже запроектированные параметры проекта.
Требуемый для получения льготы объём инвестиций составляет 89 млрд.рублей в течение семи лет, в то время как ежегодный объём льготы по оценке Коммерсанта составит минимум 18 млрд.рублей. Так что вложения "отобьются" уже за пять лет, всё остальное время бюджет будет работать на улучшение показателей бизнеса. Такова логика фискального стимулирования на этот раз.
Ручное управление в налогах давно стало визитной карточкой нашего финансового ведомства. Только в текущем году был принят целый ряд самых разных индивидуальных решений по НДПИ как в горнодобыче, так и в нефтянке. Где-то вычет дают с возвратом, где-то ограничивают суммой, где-то заставляют подписывать инвестсоглашения, а кому-то преференции достаются и вовсе без обязательств. Понять логику решений в каждой конкретной ситуации мудрено - деньги любят тишину. Но всё же налогоплательщикам было бы неплохо знать хотя бы в общих чертах, почему и как авторы этих инициатив убеждают минфин.
Потому что без этого в форму закона будут облекаться всё более оригинальные решения, как в данном случае средняя арифметическая цена в размере 64 301 500 долларов США за 1 тонну. Но интереснее другое: куда пойдут сэкономленные на налогах средства, в том числе и в сумме превышения над объёмом инвестиций. Как на этот раз будет выглядеть справедливость в понимании минфина? В законопроекте об этом ни слова.
Потому что льгота в виде полного обнуления НДПИ даётся минимум на 12 лет, с возможностью дальнейшего продления ещё на 8 лет. И того 20 лет без налога. Предусмотрено заключение инвестсоглашения, но есть устойчивое ощущение, что его положения просто дублируют уже запроектированные параметры проекта.
Требуемый для получения льготы объём инвестиций составляет 89 млрд.рублей в течение семи лет, в то время как ежегодный объём льготы по оценке Коммерсанта составит минимум 18 млрд.рублей. Так что вложения "отобьются" уже за пять лет, всё остальное время бюджет будет работать на улучшение показателей бизнеса. Такова логика фискального стимулирования на этот раз.
Ручное управление в налогах давно стало визитной карточкой нашего финансового ведомства. Только в текущем году был принят целый ряд самых разных индивидуальных решений по НДПИ как в горнодобыче, так и в нефтянке. Где-то вычет дают с возвратом, где-то ограничивают суммой, где-то заставляют подписывать инвестсоглашения, а кому-то преференции достаются и вовсе без обязательств. Понять логику решений в каждой конкретной ситуации мудрено - деньги любят тишину. Но всё же налогоплательщикам было бы неплохо знать хотя бы в общих чертах, почему и как авторы этих инициатив убеждают минфин.
Потому что без этого в форму закона будут облекаться всё более оригинальные решения, как в данном случае средняя арифметическая цена в размере 64 301 500 долларов США за 1 тонну. Но интереснее другое: куда пойдут сэкономленные на налогах средства, в том числе и в сумме превышения над объёмом инвестиций. Как на этот раз будет выглядеть справедливость в понимании минфина? В законопроекте об этом ни слова.