Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Если посмотреть аналитику, можно прийти к выводу об эффективности зернового демпфера, во всяком случае в части пошлины. Внешние цены растут, внутренние - снижаются. Не знаю, сколько из изъятых пошлиной средств возвращаются аграриям - в целом показатель исполнения субсидий регионами не самый оптимистичный.

Но если посетить рынок не абстрактный, а обычный рядом с домом, можно узнать отличную от статистики точку зрения. Точнее не отличную, а дополняющую.

Покупая хлеб поинтересовался у продавца, почему одна буханка стоит 60 рублей, а вторая примерно такая же по весу -135.
- Так цены прут вверх, всю хорошую пшеницу гоним на экспорт.
- А как же пошлина, разве она не влияет, не ограничивает?
- Да какой там! Цены-то растут не останавливаясь.

Так что из собственного маленького исследования я пришёл к следующему выводу о результате зернового демпфера: пока на внешних рынках цены растут на одно, у нас они снижаются на другое.
Продолжаю наблюдать эволюцию позиции Пенсионного фонда по части формирования лицевого счета самозанятых. Напомню, вопрос касается учёта уплаченных в добровольном порядке взносов не в полном объеме, а в пропорции 16/22. Теперь ПФР в обоснование данной позиции ссылается на статьи 6 и 29 Закона 167-ФЗ, в соответствии с которыми самозанятые приравниваются к страхователям.

Следует отметить, что сама по себе "разбивка" уплаченных взносов по утверждению самого же ПФР осуществляется в соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ. Эту норму не нужно внимательно изучать для того, чтобы узнать - она касается страховых взносов, начисленных страхователем застрахованному лицу. Лично мне сложно представить себе ситуацию, при которой самозанятый как страхователь начислит себе взносы как застрахованному. Но видимо Пенсионный фонд именно так видит процесс уплаты взносов в добровольном порядке.

Кажется ПФР пытается руководствоваться духом закона - пусть будет также, как у других. Но надо попробовать применить и букву - не зря же её именно в таком виде предусмотрели.
В полку демпферов прибыло.

С 1 сентября взимается гибкая вывозная пошлина на подсолнечное масло, призванная стабилизировать цены на данный продукт внутри страны. По формуле она похожа на пошлину зерновую, только периодом мониторинга индикативной цены является не неделя а месяц. Не знаю, почему в данном случае говорят о демпфере, поскольку помимо пошлины (кнута) субсидий (пряника) не анонсировано. Вероятно, в отличие от зерна субсидии подразумеваются не в пределах поступлений от пошлин, а в рамках общего бюджетирования АПК.

Прогнозы различные от радужных до критических. Результаты можно будет наблюдать уже в ближайшее время. Стоит отметить, что в отличие от демпфера нефтяного демпферы аграрные не проектируются под планомерный рост цен и регулируются подзаконными актами.
А дискуссия по нефтяному демпферу вновь сводится к корректировке цены отсечения и увеличению маржи. Нефтяники ясно дают понять - если цены на нефть продолжат рост, потребуется очередная "донастройка". Позволю предположить: если не продолжат, всё равно потребуется.

Сам механизм крупные компании как видно устраивает - помимо изменения цифр иных предложений пока не прослеживается.

https://news.1rj.ru/str/IEFnotes/134
Минфином подготовлен законопроект в целях "интеграции правил применения ККТ при осуществлении расчетов в налоговый контроль". На мой взгляд документ является очередным шагом в сторону исчисления налогов без участия плательщиков и "по справедливости".

Законопроектом, в частности, предполагается введение новой формы налогового контроля - оперативный контроль, который осуществляется исключительно за соблюдением правил применения ККТ. По многим позициям он присоединяется к уже установленным процедурам путём внесения дополнений и уточнений в множество статей части первой НК РФ.

Помимо этого появляются новые формы работы налоговых органов (статьи 98.1 - 98.3): наблюдение, оперативный мониторинг и контрольная закупка.

Новыми статьями 98.4 и 98.5 вводится понятие/порядок проведения комплексной оперативной проверки и составления акта по её результатам.

Таким образом можно констатировать, что ужесточение налогового контроля становится трендом. Будут ли какие-то "пряники" для налогоплательщиков покажет время.
У Минфина и Правительства свет клином сошёлся на оборотных налогах. Надеюсь, сами металлурги предложат варианты, основанные на финансовом результате. Пока известно лишь, что обсуждаются особые условия для сложных месторождений. Это означает, что металлурги и другие отрасли в скором времени ступят на тернистый путь лоскутного НДПИ и, скорее всего, акцизного демпфирования.

Даже если речь будет только об НДПИ, нужно ставить вопрос о привязке к мировым ценам. Если стоит задача сдерживать цены внутренние, это нужно учитывать и в формуле налога.
Любое фискальное решение в России может быть не только принято, но и изменено или отменено в любой момент. Как в сторону повышения налогов, так и в сторону их снижения. Первое к сожалению происходит чаще.

https://news.1rj.ru/str/governmentru/6132
Лучше поздно, чем никогда. Хорошо, что металлурги наконец предложили что-то кроме НДПИ. Плохо, что они не сделали этого раньше. И не совсем хорошо, что не поставили вопрос об НДД.

На мой взгляд, налицо тактический просчет отраслевого налогового GR. Надо было обозначаться раньше, напористее и публичнее.

https://news.1rj.ru/str/forbesrussia/29673
Достаточно активно в медиапространстве формируется мнение о том, что Газпром не так уж и много зарабатывает на взлете газовых цен. Аргументируется это ценой по долгосрочным контрактам, которая якобы существенно ниже биржевых котировок.

Однако, сам Газпром эту информацию опровергает. Ещё 20 мая его руководство рассказало о том, что к нефтяной корзине привязано лишь 13 процентов контрактов. Остальные - к спотовым индексам и форвардным контрактам.

Для чего ведется информационная кампания понять до конца нельзя. Возможно, чтобы обосновать удивительно низкий НДПИ (привязанный как раз к нефтяной корзине). Либо это как-то связано с планируемыми бюджетными субсидиями Газпрому. Но отчетность в итоге всё равно покажет финансовый результат - это лишь вопрос времени, при том незначительного.
Набирающая обороты битва за справедливость налогов вносит свой вклад в расстановку сил на телеграм-пространстве. Все большую силу приобретают брутальные каналы-"государственники", требующие отнять и поделить, беспощадно мордующие ненавистных сислибов и оффшорных олигархов. Им необязательно погружаться в детали, для набора негодующих подписчиков достаточно и лозунгов. Соответственно аудитория таких каналов неуклонно растёт.

Но как ни странно и ведущие политические каналы, уже имеющие внушительную армию читателей, влияние и солидный опыт, транслируют идеологию "новичков" без ретуши - и их аудитория начинает ощутимо снижаться. Предполагаю, что в попытке докопаться до истины в тех или иных вопросах люди начинают предпочитать более взвешенную и неангажированную аналитику.

Вряд ли это единственная и, конечно, главная причина. Но желательно делать выбор между "борьбой с" и "борьбой за". И желательно в пользу второго.
Вновь и вновь ловлю себя на мысли: все невзгоды этого мира отступают, когда доча сидя на ручках влюбленным взглядом смотрит на своего папу. Во всëм мире так умеет только она. Она такая же хулиганистая, как и сыновья, но любовь к папе им так не выразить.
Попробую немного поправить Незыгаря.

Во-первых, НДПИ распределяется между федеральным и региональными бюджетами, причем нормативы этого распределения могут меняться - в этом легко убедиться из статей 50 и 56 БК. Если посмотреть внимательно, то сумма в региональный бюджет зависит ещё и от того, какой рентный коэффициент Крента применяется. А это целая история, причем история с продолжением (статья 342.8 многострадального НК). Наиболее яркие представители этой истории - соглашение о сохранении занятости, по которому обязательно будут дополнительные дискуссии и СЗПК/СПИК, которые являются неприкасаемыми с точки зрения инвестиционной политики. Все эти и другие инструменты будут активно и обоснованно использоваться компаниями для снижения НДПИ в любом случае, и именно в таких случаях сейчас максимальный норматив зачислений в региональный бюджет - 60 процентов. Ни на секунду не сомневаюсь, что все вышеуказанные положения обоих кодексов будут "перелопачены" под нужды второго этапа изъятия сверхдоходов, поэтому сейчас говорить о режиме НДПИ в его увязке с региональными бюджетами рано.

Во-вторых, по НДПИ есть льготы в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП) и ТОРов. Увязаны эти льготы с началом применения нулевой ставки налога на прибыль в федеральный бюджет и региональной части данного налога формально не касаются. НДПИ в этих случаях начинается от 0 и растет до полной суммы в течение 10 лет. Предполагаю, что данные нормы также станут предметом обсуждения.

В-третьих, получить льготы по налогу на прибыль в региональной части разработчикам твёрдых полезных ископаемых не так уж и просто, так же как и региону потом затребовать компенсацию этих льгот. Все такие случаи описаны в статье 284 НК - это ОЭЗ, СПИК, РИП и ТОР. Последние два уже упоминались в связи с возможностью применить пониженный НДПИ, но для получения соответствующего статуса неоходимо соблюсти ряд требований, в том числе и по инвестициям. А именно это и декларируется главной целью текущей кампании на длительную перспективу. Скорее всего и эти нормы должны быть дополнительно проработаны.

Это если кратко. Главный вывод - какое бы решение принято не было, для того чтобы не пришлось его переписывать уже в следующую весну оно должно быть комплексным. Если, как это обычно делается, просто поднимут ставки для изъятия - будет как со всеми предыдущими решениями.

https://news.1rj.ru/str/russica2/41111
Новые кластеры - новые льготы

Наступает время нефтегазовых мегакластеров. Вслед за Восток Ойлом Роснефти данный тренд закрепляет консорциум Лукойл-ГПН.

Ранее Роснефть получила для своего проекта налоговые льготы по нефтедобыче, которые многие не без оснований назвали беспрецедентными. Наиболее заметными из них является специальная пятая группа НДД и инфраструктурный вычет по НДПИ. Надо сказать, что и региональная налоговая составляющая была проработана молниеносно - Красноярский край ввел для проекта льготы по налогам на прибыль и на имущество уже в конце прошлого года.

Естественно, в отношении нового проекта также будет ставится вопрос о налоговых стимулах. И ставиться он будет с учётом двух взаимодополняющих факторов. Первый из них - уже действующие инструменты господдержки "конкурента", от которых традиционно будут отталкиваться в дискусии. Второй - специфика ресурсной базы, в которой в отличие от Восток Ойла заявлены и ТРИЗы по нефти и значительные газовые запасы сложной структуры.

Работа по получению дополнительных "газовых" льгот начата по инициативе губернатора ЯНАО ещё до объявления о создании СП. Речь идет о стимулировании разработки сеноманских залежей с низким пластовым давлением газа и вовлечении в промышленное освоение сложных газовых запасов неокомских, туронских, юрских и сенонских залежей. Правительству адресована просьба об инвентаризации месторождений Надым-Пур-Таза, по результатам которой предполагается предоставление новых льгот. Надо сказать, что по туронским продуктивным отложениям льготы уже предоставлены (п.12 ст. 342.4 НК), но возможно их оказалось недостаточно. Помимо этого следует помнить и о том, что не лишней была бы инвентаризация самого порядка исчисления газового НДПИ, в котором например экспортная цена до сих пор рассчитывается по корзине нефтепродуктов, а цена конденсата уменьшается на условную пошлину образца 2014 года. Поэтому решение о новых льготах должно приниматься не только исходя из особенностей конкретных месторождений, но и с учётом общей нагрузки на отрасль. Сроки исполнения по обращению Артюхова пока не известны.

Что касается льгот по нефтедобыче, то о предложениях по ним скорее всего будет известно уже в ближайшее время. Вероятно они уже переданы в Минфин в рамках думской рабочей группы, которая пока функционирует в секретном режиме. Предполагаю, что речь будет вестись в первую очередь о льготной группе по НДД (отдельной или пятой), региональных льготах и/или новых коэффициентах по ТРИЗам, например ачимовской нефти. Учитывая, что проект заточен под высокую технологичность, нельзя исключать также блока предложений по стимулированию новых технологий нефтедобычи.
Сегодня день выборов. Поэтому металлурги и химики, скорее всего, выйдут с совещания в Правительстве с двумя подарками: повышенным НДПИ для себя/угольщиков и прогрессивным налогом на прибыль для всех.
Не знаю, кто и по каким правилам составляет индекс. Просто привлекло внимание.

https://news.1rj.ru/str/map_mind/4649
Это сейчас стало очевидно, что справедливость - это главный принцип налогобложения. А когда-то давно она представлялась чем-то более возвышенным и какое-то время визуально соотносилась с альбомом одной известной группы.
До сих пор считаю этот альбом лучшим в их дискографии. Хотя вряд ли там есть что-то про налоги...
Информация Ведомостей позволяет с сожалением предположить: металлургов, химиков и угольщиков (их пока кажется лишь отчасти) выводят таки не тернистый путь лоскутного НДПИ по примеру нефтяной отрасли. Значит, уже в ближайшем будущем следует ожидать неуклонного повышения налоговой нагрузки с увеличением числа персональных льгот. Практике ручного управления вновь отдается явное предпочтение - и кажется, бизнес в принципе не против. Но расчёт на лоббистсткие возможности в будущем не отменяет главное налоговое правило Минфина: за каждую новую льготу для одного месторождения так или иначе заплатят другие.

Помимо прочего в материале издания в плоскости сравнения с нефтянкой не освещён один из ключевых аспектов для металлургов/химиков - будущие механизмы сдерживания цен. Которые будут транслироваться в том числе и через НДПИ - он ведь целиком будет привязан к мировым котировкам. Думаю, что и в этом государство не будет изобретать что-то особенное - отрасли будет ниспущена собственная акцизная политика, не зря Ведомости упоминают расчет акциза до 2025 года. Не исключаю, что через какое-то время подакцизными в разных комбинациях будут и сырье и продукция. Это обстоятельство может добавить налоговой нагрузки как раз при ухудшении мировой конъюнктуры. Вряд ли после разговоров о нахлобучивании фискальный режим будут конструировать только для изъятий, без учета ценовых факторов. Не будет же государство перелагать все результаты на карманы потребителей, ведь так?

Ещё раз хочется напомнить - нефтянка как раз начинает уходить от того, к чему теперь ведут горнодобывающие отрасли. Видимо, в сегодняшних дискуссиях играет роль своеобразный эффект инерции - желание говорить с Правительством на уже привычном ему языке. Среди участников переговоров не назывался Еврохим - как известно глава его налоговой службы до перехода в компанию длительное время работал в Роснефти, возможно и это оказывает какое-то влияние.

Во всяком случае, кажется взывать к креативу в отношении участников процесса уже не имеет смысла. Если внесут отдельный законопроект, можно будет его поизучать и прокомментировать, в том числе и с точки зрения ФЭО. Хотя высока вероятность принятия и поправками ко второму чтению безо всяких обоснований, опыт в этом вопросе богатый.

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/09/19/887330-vlasti-pereformatiruyut-nalog?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=peregovory-vlastey-i-gornodobyvayuschih-kom