Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Forwarded from Коммерсантъ
⚡️ Генассамблея ООН приостановила участие РФ в Совете ООН по правам человека. 93 страны проголосовали «за» это решение, 24 — «против», 58 — воздержались.

@kommersant
В преддверии "отвязок" НДПИ и прочих антикризисных донастроек особый интерес представляет налоговый лоббизм крупных компаний. В прошлом году его можно было наблюдать во всей красе. Газпром просто менял закон под себя, Норникель снижал НДПИ за счёт нормативов и переставлял точки с запятыми, Еврохим сделал для себя налоговый островок стабильности, а Газпром нефть получила льготу на 100 млрд. ко второму чтению.

Сегодня ставки выше, а фон напряжённее. Поэтому стандартная задача налогового GR - обосновать собственные интересы заботой об экономике всей страны - потребует более тонкого подхода. Они идут в минфин, а мы устраиваемся поудобнее и наблюдаем.
2_5366080754633677126.pdf
1.7 MB
Презентация к думскому докладу Мишустина.

В части фискальных мер - 500 млрд.руб. отсрочка по налогу на прибыль, 37 млрд.руб. отсрочка по УСН, 60 млрд.руб. отсрочка по утилизационному сбору.

Поддержка ИТ и туристической отрасли.
Истёк срок предоставления поправок к законопроекту о льготах Лукойлу на Каспии. По идее на следующей неделе комитет должен рассмотреть его ко второму чтению - возможно минфин что-нибудь объяснит, например каким образом повышенной ставке налога на прибыль придаётся обратная сила.

Пора бы уже рассмотреть и расширение периметра НДД, хотя по данному вопросу ходят какие-то слухи - то ли кто-то его тормозит, то ли кто-то ещё не готов. Во всяком случае инициаторы нервничают.

Ну и анонсированные вчера премьером меры поддержки ТЭК также должны быть запущены вернувшимися из регионов депутатами. Если конечно они (меры) будут в наличии.
Меры поддержки ТЭК, о которых вчера депутатам говорил Мишустин, ограничились льготными кредитами. Таким образом все иные предложения минэнерго, в том числе и по налогам, пока не нашли отклика в правительстве. Несмотря на аппаратное усиление "партии демпфера" пока не видно не только конкретных решений, но даже и внятной позиции по обратному акцизу в нефтепереработке. Хотя она, конечно, уже есть - просто знать о ней посторонним не обязательно.

Судя по всему в поддержке нефтянки министры пока решили формально обойтись без помощи депутатов. Хотя общеизвестно, что парламентарии могут неожиданно внести в любой законопроект и собственные поправки. Никакого обоснования и объяснения для этого не требуется, а правительство их горячо поддержит. Такое бывает.
ФАС опубликовала показатели для расчёта демпфера за март. Средняя оптовая цена АИ-92 составила 43 116 рублей, снижение в сравнении с февралём более 8 тыс.руб. При этом экспортная альтернатива выросла до 142 398 рублей. А это означает, что расчётная выплата по демпефру на каждую тонну бензинов составит ни много ни мало 59,3 тыс.руб. То есть на 16 тысяч рублей больше цены самой тонны маркерного сорта. По дизельному топливу аналогичные масштабы.

Смотреть на эти цифры, как на огонь, можно бесконечно. Такова логика поддержки отрасли, точнее её части. Те, кто просто добывают нефть и не имеют собственной переработки, обратного акциза не получат. Их задача за март - уплатить НДПИ из мировых цен.

Налоговая справедливость в понимании думы и правительства штука сложная, и к каждому поворачивается своей стороной. Впрочем, рубль укрепляется и в следующем месяце, скорее всего, всё будет не так драматично. Но вопрос о том, на кого всё-таки работает налоговый манёвр и обратный акциз, остаётся открытым.
Что можно прослушать от Выхино до Севастопольской? Не так уж и много. Hang to a dream, Love will keep us alive, Spirit in black, Blackened и Since i've been loving you.

Стоишь в проводных наушниках, смотришь по сторонам и понимаешь - это уже не твой мир.
Водородный марафон

Всеми любимый советский фильм знакомит нас с выражением "маленький раскардаш". В устах датского учёного это звучит забавно, а в министерской реальности - угрожающе.

Вся недолгая, но бурная история водородного нормотворчества укладывается в нашей стране буквально в два года. О том, насколько это было последовательно и в срок, разбирал вкратце в Нефтегазовой вертикали. Закончилось всё программой низкоуглеродной водородной энергетики, которую минэнерго в конце прошлого года подготовило, но соизволило показать только Коммерсанту. Судя по описанию, в этом документе впервые была обозначена очевидная вещь - фискальное стимулирование водородной энергетики необходимо. До этого г-да Сазанов и Сорокин в данном вопросе были непреклонны.

Где сейчас этот документ, остаётся только гадать - минэнерго и Коммерсант молчат. А между тем, если порыться на министерском сайте, можно обнаружить одну простую вещь - водород в приоритетной повестке ведомства отсутствует. Загляните и убедитесь в этом сами - ни раздела, ни подраздела.

Ещё полгода назад информационное лидерство переходило к минпромторгу - был представлен красочный и амбициозный атлас водородных проектов. И сейчас на сайте ведомства о водороде много, но лишь в зарубежном аспекте и в качестве новостной ленты. Из документов последний - тот самый атлас от 15 октября прошлого года, более ничего.

Все прочие "хедлайнеры" темы вроде Росатома и Газпрома, также не балуют новостями. А на уровне правительства последнее упоминание о развитии водородных технологий из уст Новака прозвучало 11 февраля.

Так и получается маленький раскардаш в теме, которая ещё полгода назад была чуть ли не главной в повестке. До сих пор не понятно - кто главный и кто за что отвечает. И главное - что дальше. Пора бы её оживить и обозначить новые приоритеты с учётом новых обстоятельств. Сейчас самое время, иначе складывается ощущение откладывания в долгий ящик. Что не комильфо.
Интересно, войдут ли самозанятые в периметр налоговых антикризисных мер. В прошлый раз им вернули весь уплаченный за год налог - можно и сегодня подумать о чем-нибудь аналогичном.

Помимо этого в кризис обостряется актуальность встроенности этой категории в систему соцобеспечения. Мало того, что плательщик НПД в этом вопросе где-то в стороне, так ещё и при добровольной уплате пенсионных взносов государство ведёт себя не до конца искренне.

Все проблемы известны, продолжаем ожидать реакции партии и правительства.
Радио Звезда рассказало ещё одну интересную историю.

В одной из недружественных стран есть городок под названием Hell, в котором смотреть нечего. Туристы из-за одного названия приезжать туда не хотели, и тогда жители решили открыть почтовое отделение.

После этого поток туристов не ослабевает - всем хочется отправить письмо прямиком из ада.
Опубликован обширный перечень президентских поручений по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов. Помимо прочего правительству совместно с комиссиями госсовета поручено рассмотреть вопросы:

- о внесении в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, направленных на установление для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства и включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15 процентов в отношении части ежемесячной выплаты в пользу физического лица, не превышающей в течение месяца минимального размера оплаты труда;

- об увеличении установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предельных доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения.
Есть такая примета: если делегация приехала на месторождение нефтяной компании, значит эта компания скоро получит льготы. На этот раз народная мудрость тестируется Лукойлом на Каспии.

Недавно ещё более представительная поездка от совфеда была в ХМАО. И по совпадению общались в основном с той же самой компанией.
Налоговая часть сегодняшнего общения Кудрина с сенаторами на комитете:

- благодаря представлениям СП таможенным органам в федеральный бюджет удалось дополнительно разыскать 1,2 млрд рублей пошлин и налогов;

- предложено провести экспертно-аналитическое мероприятие по вопросу порядка уплаты налога на дивиденды (по месту нахождения агента/плательщика). Цена вопроса для региональных бюджетов - 700 млрд.руб.;

- аналогичное предложение по земельному налогу - есть мнение, что не все регионы в полной мере используют налоговые резервы.

Просили также посмотреть, как снижение налогов влияет на деловую активность, но докладчик отослал к своему исследованию о преференциальных режимах.

Более ничего - другие налоговые вопросы не интересны. Хотя можно было бы спросить про налоговые расходы, перспективы всевозможных демпферов, позиции СП по налоговым манёврам в нефтянке и металлургии, влиянию всего этого на региональные бюджеты и т.д. и т.п.
Кому как не Кудрину на такие вопросы отвечать и оценивать эффективность принятых решений?

Завтра на палате должен докладывать, может быть там спросят?
Новая перетряска в минэнерго. Кого-то переименовали, кого-то создали, кого-то разделили. Характерно, что почкование произошло "за счет перераспределения имеющихся вакансий". Видимо, вакансий было много, поскольку из одного департамента получилось два.

Также характерно, причём весьма, что некоторые решения полностью отменяют прошлую перетряску годовой давности. Например, угольную отрасль тогда включили во внешнеэкономический департамент, а теперь опять выделили в отдельный.

Общеизвестно, что чем больше департаментов, тем лучше. Тем более, когда такие вызовы. Очень радует, например, что бюрократически наконец проклюнулась водородная тема. Заниматься ей будет новопереименованный департамент государственной энергетической политики. Думаю, через год под неё создадут отдельный департамент - обосновать ничего не стоит.

А вообще, конечно, оживлённая чиновничья жизнь. Был бы от этого оживления результат.
И опять про минэнерго. На этот раз достаточно процитировать Сорокина на совещании с РТС:

- поставок нефтепродуктов на внутренний рынок достаточно;

- стабильная ситуация в нынешних условиях показывает достаточность и эффективность мер, принятых за последние два года.

Теперь мы знаем, что сегодняшняя ценовая стабильность - результат работы министерства. А недавняя нестабильность - вероятно, чьи-то происки.
Из президентских тезисов на сегодняшнем совещании по ТЭК пока ни один не внушает оптимизма по налогам. Придётся дождаться конкретных поручений.

Можно, но осторожно, подомысливать в направлении увеличения поставок на внутренний рынок. Этот эпизод хорошо сочетается с "отвязкой" НДПИ, а вот насколько хорошо он сочетается с демпфером - большой вопрос. Впрочем, предложения минэнерго в правительство направлены, а озабоченность минфина бюджетом традиционно высказана.

Видимо правительство так и не стало местом, где по нефтегазу можно договориться о чём-то серьёзном. Все ведомственные разногласия продолжают решаться на высшем уровне. Плюс возможно кому-то из компаний удастся провести свои мудрые мысли в поручения - в них-то недостатка никогда не наблюдалось.
Вчера правительством внесён законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов. По степени проработки он выгодно отличается от принятого ранее в первом чтении законопроекта о налоговом регулировании обращения криптовалют - достаточно сказать, что текст документа занимает 69 страниц.

На мой взгляд это один из тех случаев, когда объём законопроекта оправдывается сложностью и актуальностью вопроса.
Обращение Роснефти по НДД является одним из маркеров эрозии этого налога, об опасности которой говорил ранее.

Как пишет Коммерсант, просьба заключается в изменении коэффициента баррелизации при определении индикативного тарифа на транспортировку нефти с месторождений Требса и Титова. Данный тариф определяется постановлением правительства N 317 от 26.03.2019, и для указанных месторождений в нём особая формула (пункт 25). Но коэффициент баррелизации в ней тот же самый, что и для других месторождений при экспорте через Приморск по методике Argus. Есть и коэффициент для Новороссийска, но он ещё меньше. И оба никак не сочетаются с коэффициентом 7,3, который применяется при определении выручки.

Поэтому вопрос должен ставиться не в отношении отдельных месторождений, а в принципе к методике определения базы НДД. При этом, если быть до конца честными, то есть в постановлении и пункт 21, который для месторождений Требса и Титова и так приравнивает индикативные расходы к фактическим - имеет смысл задуматься об упразднении некой особой формулы.

Однако, вне зависимости от обоснованности и предыстории, налицо дополнительное давление на минфин со стороны нефтяников. Как уже отмечалось, это увеличивает риски для самой конструкции НДД, который в итоге может подвергнуться новому этапу "донастройки" сразу после того, как минфин в очередной раз убедится в его низкой бюджетной эффективности.

Вряд ли Роснефти нужны бесплатные советы, но в текущей ситуации возможно более эффективно было бы ставить вопросы не в плоскости индивидуальных налоговых решений, а применительно к антикризисной повестке в целом по отрасли.
Вот подоспела и ещё одна регуляторная новость. Минпромторг с минэнерго будут прорабатывать ограничения на вывоз коксующегося угля - и квоты, и пошлины.

В этом поручении, которое "поступило от правительства", почему-то нет минфина - видимо налоговую составляющую прорабатывать не обязательно. То есть квоты квотами, но НДПИ извольте платить по мировым ценам. Он ведь исчисляется, извиняюсь за прямоту, исходя из "SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal OTC Futures/Options", который по данным ФАС за март составил ни много ни мало 593,57 $/т. В то время как в России, если верить РБК, цена 26 т.р./т. А даже если и не верить, задача по снижению внутренних цен всё равно с "австралийским" НДПИ не сочетается.

Делиться конечно надо, но и расхлобучивание - процесс тонкий. А то получается, что у металлургов и угольщиков вовсе защитников не осталось: только минфин мировым налогом поджал, так ещё и кураторы со всех сторон обложили. Хоть плачь.
Сегодня на думском бюджетном комитете много интересного, но ни одного вопроса по нефтянке. В том числе нет законопроекта Завального-Ануфриевой по НДД - видно к нему готовят большие поправки. Да никак не подготовят. А злые языки продолжают упорно напоминать о проблемах у инициаторов и небольшой задержке в выполнении ими своих обещаний. Кому эти обещания даны, все помнят.

Но и без этого повестка более чем интересная. Помимо прочего, например, имеется законопроект 67729-8 о "технических" уточнениях по ОЭЗ. Он сопровождает основной законопроект 67170-8, который в том числе предусматривает объединение промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в промышленно-технологические. Поэтому вносятся корреспондирующие изменения и в НК. Но не только технические и не везде.

Так, по повышенной амортизации помимо изменения наименования ОЭЗ формально ограничивается допустимый вид деятельности - теперь повышающий коэффициент разрешено применять только обрабатывающим производствам. При этом переходных положений нет - тем, кто не успеет переоформить документы, с 01.01.2023 воспользоваться нормой не получится. Чем минфину/правительству не угодил действующий порядок и почему не дали переходного периода, как по другим налогам - вопрос за семью печатями. Как понимаете, в пояснительной записке об этом ни слова.

Ну и вторая загадка. В статью 427 никаких изменений не вносится. Поэтому по страховым взносам пока получается отмена льготы для упраздняемых видов ОЭЗ с 01.01.2023. Осознанно, или случайно - нам знать не велено. Пояснительная записка естественно безмолвствует. Посмотрим, возникнет ли вопрос у депутатов.