В части имущественных налогов по законопроекту минфина хотелось бы отметить следующее.
По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Эти нормы аналогичны тем, что предусмотрены для случаев уничтожения и принудительного изъятия, и основаны на заявлении налогоплательщика. Возможно, подобная унификация имеет смысл с точки зрения единообразия процедур, но несколько смущает один нюанс. Помимо собственно регламентных норм статья 362 дополняется обязанностями органов внутренних дел предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске, а по уничтожению и изъятию такой нормы в статью не вносится. И безусловно привлекает внимание норма о том, что МВД представляет в ФНС сведения бесплатно - вероятно существует и иная трактовка без этого уточнения.
По налогу на имущество организаций расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости: жилые строения и садовые дома предлагается облагать вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов. При этом несмотря на пояснительную записку "дома блокированной застройки" в перечень на данном этапе не включены.
По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. Много поправок в статью 396 (порядок исчисления налога), которые стоит разбирать отдельно. Обратила на себя внимание не очень удачная, на мой взгляд, новая редакция пункта 2 этой статьи: с одной стороны, налог исчисляется на основании сведений, которые органы кадастрового учёта предоставляют налоговым органам, с другой стороны организации делают это самостоятельно. Физическим лицам (особенно в случае давнего приобретения земельного участка) также стоит обратить внимание на уточнение порядка применения повышающего коэффициента в размере 2 в пункте 16 данной статьи.
По налогу на имущество физлиц вносится уточнение в пункт 2 статьи 401, в соответствии с которым объектом налогообложения становятся любые дома и жилые строения, а не только те, что расположены на приусадебных участках.
По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Эти нормы аналогичны тем, что предусмотрены для случаев уничтожения и принудительного изъятия, и основаны на заявлении налогоплательщика. Возможно, подобная унификация имеет смысл с точки зрения единообразия процедур, но несколько смущает один нюанс. Помимо собственно регламентных норм статья 362 дополняется обязанностями органов внутренних дел предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске, а по уничтожению и изъятию такой нормы в статью не вносится. И безусловно привлекает внимание норма о том, что МВД представляет в ФНС сведения бесплатно - вероятно существует и иная трактовка без этого уточнения.
По налогу на имущество организаций расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости: жилые строения и садовые дома предлагается облагать вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов. При этом несмотря на пояснительную записку "дома блокированной застройки" в перечень на данном этапе не включены.
По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. Много поправок в статью 396 (порядок исчисления налога), которые стоит разбирать отдельно. Обратила на себя внимание не очень удачная, на мой взгляд, новая редакция пункта 2 этой статьи: с одной стороны, налог исчисляется на основании сведений, которые органы кадастрового учёта предоставляют налоговым органам, с другой стороны организации делают это самостоятельно. Физическим лицам (особенно в случае давнего приобретения земельного участка) также стоит обратить внимание на уточнение порядка применения повышающего коэффициента в размере 2 в пункте 16 данной статьи.
По налогу на имущество физлиц вносится уточнение в пункт 2 статьи 401, в соответствии с которым объектом налогообложения становятся любые дома и жилые строения, а не только те, что расположены на приусадебных участках.
Telegram
Луцет
Поправки по спецрежимам - самые немногочисленные в законопроекте минфина. И здесь, так же как в акцизах и госпошлине, не обошлось без представителей алкогольной отрасли. Теперь ЕСХН предлагается разрешить применять только тем из них, у кого доля собственного…
По страховым взносам законопроект минфина достаточно краток.
Во-первых, в перечень облагаемых выплат включаются вознаграждения членам совета многоквартирного дома.
Во-вторых, уточняется формулировка применительно к производящим выплаты физическим лицам (пункт 2 статьи 420). Не знаю, насколько это важно, но для физлиц как и для организаций/ИП предлагается признавать объектом налогообложения выплаты в пользу лиц, подлежащих социальному страхованию (сегодня выплаты на это условие не тестируются).
В-третьих, перечень необлагаемых выплат дополняется компенсациями дистанционным работникам в формулировке, аналогичной налогу на прибыль и НДФЛ. Однако, в отличие от указанных налогов, в страховых взносах для этой поправки выбрана, на мой взгляд, не самая удачная норма (подпункт 2 пункта 1 статьи 422), поскольку помимо локальных актов привязывается к актам законодательным.
В-четвёртых, помимо полевого довольствия при осовобождении от страховых взносов со ссылкой на статью 217 предлагается нормировать суточные/надбавки взамен суточных (новая редакция абзаца второго пункта 2 статьи 422).
Во-первых, в перечень облагаемых выплат включаются вознаграждения членам совета многоквартирного дома.
Во-вторых, уточняется формулировка применительно к производящим выплаты физическим лицам (пункт 2 статьи 420). Не знаю, насколько это важно, но для физлиц как и для организаций/ИП предлагается признавать объектом налогообложения выплаты в пользу лиц, подлежащих социальному страхованию (сегодня выплаты на это условие не тестируются).
В-третьих, перечень необлагаемых выплат дополняется компенсациями дистанционным работникам в формулировке, аналогичной налогу на прибыль и НДФЛ. Однако, в отличие от указанных налогов, в страховых взносах для этой поправки выбрана, на мой взгляд, не самая удачная норма (подпункт 2 пункта 1 статьи 422), поскольку помимо локальных актов привязывается к актам законодательным.
В-четвёртых, помимо полевого довольствия при осовобождении от страховых взносов со ссылкой на статью 217 предлагается нормировать суточные/надбавки взамен суточных (новая редакция абзаца второго пункта 2 статьи 422).
Telegram
Луцет
В части имущественных налогов по законопроекту минфина хотелось бы отметить следующее.
По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с углом. Эти нормы аналогичны тем, что предусмотрены…
По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с углом. Эти нормы аналогичны тем, что предусмотрены…
Наиболее резонансным изменением по НДФЛ в законопроекте минфина стала новация по отнесению доходов дистанционных работников к доходам от источников в РФ. По ней уже состоялось обсуждение и министерство выпустило разъяснения. Но есть и ещё одно дополнение, которое осталось вне поля зрения широкой общественности - отнесение к доходам от источников в РФ вознаграждений за работы/услуги с использованием национальных доменных имён. Тем, кто планирует получать доходы от деятельности в сети "Интернет", рекомендую внимательно ознакомиться с этой нормой (новые подпункт 6.3 пункта 1 и подпункт 6.1 пункта 3 статьи 208, новый пункт 1.1 статьи 226).
Вносятся уточнения в порядок налогообложения дивидендов от источников за пределами РФ (налоговые агенты), учёта накопленного процентного (купонного) дохода при налогообложении ценных бумаг (статья 214.1), удержания налога с выигрышей по азартным играм (в части ограничения по сумме выигрыша). Предусмотрены корреспондирующие с налогом на прибыль и страховыми взносами нормы по возмещению расходов дистанционным работникам, а также по нормированию суточных (статья 217).
Упрощённый порядок получения налоговых вычетов (статья 221.1) распространяется на социальные вычеты на обучение, медицинские услуги, негосударственное пенсионное обеспечение и физкультурно-оздоровительные услуги. В этой связи хотелось бы напомнить о том, на что уже неоднократно обращал внимание - "проактивность" в её существующем виде сводит эффективность принимаемых норм практически до нуля. Более чем за год к уже принятому порядку по имущественным вычетам соизволили присоединиться лишь ВТБ и Сбер, при том последний совсем недавно. Предлагаемые по аналогии нормы по социальным вычетам, хотя и представляют формально новые возможности, вряд ли имеют серьёзные перспективы по тем же самым причинам.
Вносятся уточнения в порядок налогообложения дивидендов от источников за пределами РФ (налоговые агенты), учёта накопленного процентного (купонного) дохода при налогообложении ценных бумаг (статья 214.1), удержания налога с выигрышей по азартным играм (в части ограничения по сумме выигрыша). Предусмотрены корреспондирующие с налогом на прибыль и страховыми взносами нормы по возмещению расходов дистанционным работникам, а также по нормированию суточных (статья 217).
Упрощённый порядок получения налоговых вычетов (статья 221.1) распространяется на социальные вычеты на обучение, медицинские услуги, негосударственное пенсионное обеспечение и физкультурно-оздоровительные услуги. В этой связи хотелось бы напомнить о том, на что уже неоднократно обращал внимание - "проактивность" в её существующем виде сводит эффективность принимаемых норм практически до нуля. Более чем за год к уже принятому порядку по имущественным вычетам соизволили присоединиться лишь ВТБ и Сбер, при том последний совсем недавно. Предлагаемые по аналогии нормы по социальным вычетам, хотя и представляют формально новые возможности, вряд ли имеют серьёзные перспективы по тем же самым причинам.
Изменения в часть первую НК в рамках законопроекта минфина достаточно объёмны. Вот лишь некоторые из них.
Личный кабинет налогоплательщика (статья 11.2) становится доступным для индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусы и адвокаты по-прежнему остаются вне зоны действия данного ресурса. Помимо этого к личному кабинету присоединяются иностранные организации, которые будут поставлены на учёт в связи с выплатой дохода за услуги/работы в сети "Интернет".
В отношении региональных инвестиционных проектов уточняется перечень разрешённой продукции (жидкая сталь, этан, СУГ). Также озможность использования РИП и СПИК исключается для резидентов СПВ, Арктической зоны, Курильских островов и участников СЗПК.
В правила налогообложения прибыли КИК (статьи 25.14 - 25.15) вносятся дополнения о том, что они (правила) не применяются к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций.
Многочисленные поправки в различные статьи касаются электронного документооборота и банковской гарантии.
Довольно интересными получились нормы по налоговым агентам, которых при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации теперь предлагается обязать сообщать о выплатах всем таким организациям (пункт 6 статьи 81).
Большой блок поправок связан с постановкой на налоговый учёт, порядок которого предлагается передать от минфина налоговой службе. Изменениями затрагиваются иностранные организации, отдельные категории физических лиц, адвокаты, государственные органы (в части предоставляемых сведений).
Налоговый мониторинг продолжает всё глубже проникать в жизнь налогоплательщиков, для чего предлагается в его рамках предоставить доступ на территорию налогоплательщика, утвердить порядок направления требований по статье 93 через информационные системы, дать возможность проводить осмотр территорий и допрос свидетелей, предоставить налоговому органу право оставить без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлить срок его рассмотрения, а также наказать эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в мониторинге.
Личный кабинет налогоплательщика (статья 11.2) становится доступным для индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусы и адвокаты по-прежнему остаются вне зоны действия данного ресурса. Помимо этого к личному кабинету присоединяются иностранные организации, которые будут поставлены на учёт в связи с выплатой дохода за услуги/работы в сети "Интернет".
В отношении региональных инвестиционных проектов уточняется перечень разрешённой продукции (жидкая сталь, этан, СУГ). Также озможность использования РИП и СПИК исключается для резидентов СПВ, Арктической зоны, Курильских островов и участников СЗПК.
В правила налогообложения прибыли КИК (статьи 25.14 - 25.15) вносятся дополнения о том, что они (правила) не применяются к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций.
Многочисленные поправки в различные статьи касаются электронного документооборота и банковской гарантии.
Довольно интересными получились нормы по налоговым агентам, которых при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации теперь предлагается обязать сообщать о выплатах всем таким организациям (пункт 6 статьи 81).
Большой блок поправок связан с постановкой на налоговый учёт, порядок которого предлагается передать от минфина налоговой службе. Изменениями затрагиваются иностранные организации, отдельные категории физических лиц, адвокаты, государственные органы (в части предоставляемых сведений).
Налоговый мониторинг продолжает всё глубже проникать в жизнь налогоплательщиков, для чего предлагается в его рамках предоставить доступ на территорию налогоплательщика, утвердить порядок направления требований по статье 93 через информационные системы, дать возможность проводить осмотр территорий и допрос свидетелей, предоставить налоговому органу право оставить без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлить срок его рассмотрения, а также наказать эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в мониторинге.
Telegram
Луцет
Наиболее резонансным изменением по НДФЛ в законопроекте минфина стала новация по отнесению доходов дистанционных работников к доходам от источников в РФ. По ней уже состоялось обсуждение и министерство выпустило разъяснения. Но есть и ещё одно дополнение…
Подвожу итог краткого обзора минфиновского законопроекта:
- часть первая НК;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- специальные налоговые режимы;
- государственная пошлина;
- имущественные налоги;
- страховые взносы.
Из отраслевых особенностей отметил бы металлургов с РИПами и жидкой сталью, застройщиков с НДС и производителей алкогольной продукции с акцизами и госпошлиной.
Относительно категорий налогоплательщиков пожалуй особое внимание уделено разного рода иностранным организациям.
В заключение напомню, что данный законопроект подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики. Вот Вам ссылка на данный документ. Вдруг кому-то не лень и захочется оценить, насколько указанные цели достигнуты и насколько идеи минфина оказались за их рамками.
Продолжаем вместе следить за развитием событий.
- часть первая НК;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- специальные налоговые режимы;
- государственная пошлина;
- имущественные налоги;
- страховые взносы.
Из отраслевых особенностей отметил бы металлургов с РИПами и жидкой сталью, застройщиков с НДС и производителей алкогольной продукции с акцизами и госпошлиной.
Относительно категорий налогоплательщиков пожалуй особое внимание уделено разного рода иностранным организациям.
В заключение напомню, что данный законопроект подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики. Вот Вам ссылка на данный документ. Вдруг кому-то не лень и захочется оценить, насколько указанные цели достигнуты и насколько идеи минфина оказались за их рамками.
Продолжаем вместе следить за развитием событий.
На прошедшей неделе Коммерсант сообщил о разнице в дисконтах на Urals у различных ценовых агентств. При этом уточнив, что минфин использует эти данные для расчётов налогов в нефтегазе.
Несколько цитат из отраслевых каналов:
- заявление агентства спровоцировало рост АБ и ДТ на внутреннем рынке;
- Argus, Platts и другие иностранные компании формируют непрозрачные индикаторы с учётом мнения иностранных спецслужб;
- российские ВИНКи получают шанс ограничить пополнение российской казны за счёт разговоров о громадном дисконте.
Видим, что помимо самого "виновника" критика касается и минфина, и нефтяников, хотя первое формально ни причём (цену Urals для налогов и мониторит, и определяет минэк).
Добавлю и от себя буквально одно слово - формула. Поругать врагов естественно нужно, но о самих принципах ценообразования в нефтянке стоило бы поговорить отдельнейшим и предметнейшим образом.
Обратил внимание на публикацию Т.Л.Канделаки на эту тему, по-моему интересно.
Несколько цитат из отраслевых каналов:
- заявление агентства спровоцировало рост АБ и ДТ на внутреннем рынке;
- Argus, Platts и другие иностранные компании формируют непрозрачные индикаторы с учётом мнения иностранных спецслужб;
- российские ВИНКи получают шанс ограничить пополнение российской казны за счёт разговоров о громадном дисконте.
Видим, что помимо самого "виновника" критика касается и минфина, и нефтяников, хотя первое формально ни причём (цену Urals для налогов и мониторит, и определяет минэк).
Добавлю и от себя буквально одно слово - формула. Поругать врагов естественно нужно, но о самих принципах ценообразования в нефтянке стоило бы поговорить отдельнейшим и предметнейшим образом.
Обратил внимание на публикацию Т.Л.Канделаки на эту тему, по-моему интересно.
Сенаторы Шумилова (Коми), Акимов (Якутия) и депутат Кравченко (Московская область) внесли в госдуму потрясающий законопроект. Он предусматривает снижение в два раза размера госпошлины за совершение любых юридически значимых действий для субъектов МСП в течение двух лет с момента их создания.
Текст предложенной нормы не вполне сочетается с правилами русского языка и юридической техники, а из пояснительной записки так и нельзя понять, зачем авторы предлагают снизить пошлину на любые юридически значимые действия при том, что 81 процент поступлений приходится лишь на четыре из них - регистрацию недвижимости, транспортных средств, гражданство и дела в арбитражных судах.
Не думаю, что ставится цель облегчить индивидуальным предпринимателям выход из гражданства (действующий размер пошлины 3500 р). Не исключено, что судебные и нотариальные пошлины действительно в некоторых случаях могли бы быть поменьше - особенно при их исчислении в процентах от определенной суммы. Но зачем давать льготу, например, при получении лицензии на производство алкогольной продукции? Сегодня она стоит 9,5 млн.р. - по логике авторов в этом случае нужно дать возможность сэкономить более 4 млн.р. Аналогичный вопрос к медицине и другим видам деятельности, где взимаются пошлины, особенно в сфере лицензирования.
К законопроекту есть подробное ФЭО, в нём за максимальный размер пошлины по каким-то причинам принимается 22 тыс.р. и выпадающие доходы бюджета оценены в 2 млрд.р. Осталось подождать заключения правительства - вдруг поддержит.
Текст предложенной нормы не вполне сочетается с правилами русского языка и юридической техники, а из пояснительной записки так и нельзя понять, зачем авторы предлагают снизить пошлину на любые юридически значимые действия при том, что 81 процент поступлений приходится лишь на четыре из них - регистрацию недвижимости, транспортных средств, гражданство и дела в арбитражных судах.
Не думаю, что ставится цель облегчить индивидуальным предпринимателям выход из гражданства (действующий размер пошлины 3500 р). Не исключено, что судебные и нотариальные пошлины действительно в некоторых случаях могли бы быть поменьше - особенно при их исчислении в процентах от определенной суммы. Но зачем давать льготу, например, при получении лицензии на производство алкогольной продукции? Сегодня она стоит 9,5 млн.р. - по логике авторов в этом случае нужно дать возможность сэкономить более 4 млн.р. Аналогичный вопрос к медицине и другим видам деятельности, где взимаются пошлины, особенно в сфере лицензирования.
К законопроекту есть подробное ФЭО, в нём за максимальный размер пошлины по каким-то причинам принимается 22 тыс.р. и выпадающие доходы бюджета оценены в 2 млрд.р. Осталось подождать заключения правительства - вдруг поддержит.
В дополнение ко вчерашней публикации о пошлинах новая инициатива группы депутатов от ЛДПР и сенаторов. На этот раз по НДФЛ в дополнение к налоговым вычетам предлагается ввести "пенсионный социальный налоговый возврат".
Не буду разбирать форму и содержание - каждый запросто может получить это удовольствие самостоятельно. Скажу лишь, что это посильнее вычета на аренду, ранее предложенного справороссами. Так что оппонентам из "оппозиции" есть над чем задуматься в плане ответа - можно не стесняться и переходить к отрицательному НДФЛ.
Не такая уж и шутка, между прочим...
Не буду разбирать форму и содержание - каждый запросто может получить это удовольствие самостоятельно. Скажу лишь, что это посильнее вычета на аренду, ранее предложенного справороссами. Так что оппонентам из "оппозиции" есть над чем задуматься в плане ответа - можно не стесняться и переходить к отрицательному НДФЛ.
Не такая уж и шутка, между прочим...
Пока мёртвый сезон и жара, ничего не слышно и об Основных направлениях. Напомню, минфин презентовало их депутатам на заседании комитета 20 июня. Если следовать формальной процедуре закона "О парламентском контроле", то официально документ был направлен в правительство и думу не позднее 24 июня (это следует из решения совета думы от 27.06.2022).
С тех пор уже много чего случилось на налоговом поприще и ещё случится. Исходим из того, что и депутаты с сенаторами, и министры интенсивно и ответственно дорабатывают данный документ с учётом всех замечаний/предложений.
Например, можно посмотреть предложения экспертов ТПП. Здесь среди прочего интересного/дискуссионного неожиданно выпукло обозначены интересы авиаотрасли - редкий случай в последнее время. Их бы слова да министерствам в уши, как говорится...
С тех пор уже много чего случилось на налоговом поприще и ещё случится. Исходим из того, что и депутаты с сенаторами, и министры интенсивно и ответственно дорабатывают данный документ с учётом всех замечаний/предложений.
Например, можно посмотреть предложения экспертов ТПП. Здесь среди прочего интересного/дискуссионного неожиданно выпукло обозначены интересы авиаотрасли - редкий случай в последнее время. Их бы слова да министерствам в уши, как говорится...
Как и предполагалось, имеет место повышение интереса к исламским финансовым инструментам. Коммерсант сообщил об эксперименте в некоторых регионах РФ по данному вопросу, но тема явно выходит за рамки внутрироссийской повестки.
Не берусь судить о том, как специфика данного вида операций может быть имплементирована в национальное законодательство. Но рискну предположить, что налоговые нормы подправить придётся - например с точки зрения квалификации тех или иных сумм в качестве процентов (которые недопустимы по шариату). Или особенностей исламских облигаций (мукарада), которые скорее всего не вписываются в определение "облигации" в российском законодательстве.
Не берусь судить о том, как специфика данного вида операций может быть имплементирована в национальное законодательство. Но рискну предположить, что налоговые нормы подправить придётся - например с точки зрения квалификации тех или иных сумм в качестве процентов (которые недопустимы по шариату). Или особенностей исламских облигаций (мукарада), которые скорее всего не вписываются в определение "облигации" в российском законодательстве.
Акциз и компромисс
ФАС опубликовала данные для исчисления акциза на жидкую сталь и НДПИ за июль. Поскольку приближается время принятия решений, к этим данным стоит присмотреться.
По "общему" акцизу величина Цсляб составила 448 $/т, что на 47% ниже пиковых показателей марта (848 $/т). По "электроакцизу" за аналогичный период экспортная цена Цз снизилась на 35 % - с 810 до 527,5 $/т. Примерно такими же темпами уменьшилась рублёвая цена лома Цл, учитываемая в уменьшение "электроакциза". Напомню, что экспортные цены здесь принимаются в портах РФ.
А для НДПИ, как известно, учитываются мировые индексы. Цена железной руды Цжр с учётом их значений снизилась с марта по июль лишь на 29% (со 150,84 до 107,22 $/т), зато цена угля коксующегося Цуг упала почти на 60 % (с 593,57 до 239,18 $/т).
Год назад г-н Решетников собирался настроить налоги для металлургов по образцу нефтяной отрасли и уже тогда это звучало настораживающе. "Чтобы когда цены низкие, у компании были средства и себестоимость поддерживать, и вложения в производство осуществлять. А когда цены высокие, тогда уровень нагрузки был бы больше" - говорил тогда министр экономики. В итоге аналогия вышла, мягко говоря, не совсем полной и новые налоги для металлургов стали линейными. Министр Силуанов пояснял депутатам, что справедливость в этом случае будет достигнута путём установления "отсечек". 300 $/т по слябам, 100 $/т по углю и 60 $/т по руде - именно с этих значений, установленных законом, теперь начинают изыматься сверхдоходы. Но как можно видеть, подобные настройки оказались негибкими и неприспособленными к новым вызовам. До "отсечек" по налогам ещё далеко, а разговоры идут уже не о сверхдоходах, а о способах выживания отрасли. Это с одной стороны.
С другой стороны, металлурги продолжают настаивать на возврате к ранее действовавшим налогам при том, что и они интересов государства не обеспечивали - отрицать это было бы весьма опрометчиво. Помимо этого в мае, комментируя обращение "Русской стали", эксперты отмечали растущие цены на сырьё при снижающихся ценах на продукцию. Однако если исходить из данных ФАС, к настоящему времени этот диспаритет в ценовой динамике во многом нивелирован, что вероятно даст минфину дополнительные аргументы в дискуссии об операционной рентабельности.
В связи с этим требования отмены/возврата налогов - путь тупиковый, необходимо это принять как данность. Если отрасль в сентябре прошлого года не нашла контраргументов против такой оригинальности, как "рентный" акциз в отношении производственной операции, то жить с этим придётся долго - красноречивым подтверждением чего являются итоги очередного совещания у Путина.
При всей очевидности минфин пока не собирается признавать ошибочности избранного подхода и до конца будет апеллировать к его бюджетной эффективности. Точкой равновесия в дискуссии с министерством по данному вопросу может и должно стать обоснование новой налоговой модели с отказом от линейных налоговых ставок.
Коллегам из металлургической отрасли было бы полезно взять на вооружение высказывания г-на Решетникова годовой давности и предъявить их государству в качестве доказательства необходимости гибкости налогообложения. А также напомнить о том, что в нефтяной отрасли последовательно реализуется переход к налогообложению финансового результата. И вновь о том, что "электроакциз" по пункту 14 статьи 193 НК уже по сути налог на финансовый результат - его вполне можно взять за основу при доработке акциза на жидкую сталь в принципе.
Телеграм-пространство также готовится к новым обсуждениям и выдвигает широкий спектр мнений. От деприватизации посредством "налоговых кредитов под заклад акций" через аккуратное "ну зачем же так сразу" до полной отмены акциза и снижения НДПИ с введением при этом пошлин на вывоз сырья и дифференцированного возврата НДС экспортёрам.
Мнений много и за основу должен быть взят подход по достижению компромисса, поскольку ультиматумы не срабатывают.
ФАС опубликовала данные для исчисления акциза на жидкую сталь и НДПИ за июль. Поскольку приближается время принятия решений, к этим данным стоит присмотреться.
По "общему" акцизу величина Цсляб составила 448 $/т, что на 47% ниже пиковых показателей марта (848 $/т). По "электроакцизу" за аналогичный период экспортная цена Цз снизилась на 35 % - с 810 до 527,5 $/т. Примерно такими же темпами уменьшилась рублёвая цена лома Цл, учитываемая в уменьшение "электроакциза". Напомню, что экспортные цены здесь принимаются в портах РФ.
А для НДПИ, как известно, учитываются мировые индексы. Цена железной руды Цжр с учётом их значений снизилась с марта по июль лишь на 29% (со 150,84 до 107,22 $/т), зато цена угля коксующегося Цуг упала почти на 60 % (с 593,57 до 239,18 $/т).
Год назад г-н Решетников собирался настроить налоги для металлургов по образцу нефтяной отрасли и уже тогда это звучало настораживающе. "Чтобы когда цены низкие, у компании были средства и себестоимость поддерживать, и вложения в производство осуществлять. А когда цены высокие, тогда уровень нагрузки был бы больше" - говорил тогда министр экономики. В итоге аналогия вышла, мягко говоря, не совсем полной и новые налоги для металлургов стали линейными. Министр Силуанов пояснял депутатам, что справедливость в этом случае будет достигнута путём установления "отсечек". 300 $/т по слябам, 100 $/т по углю и 60 $/т по руде - именно с этих значений, установленных законом, теперь начинают изыматься сверхдоходы. Но как можно видеть, подобные настройки оказались негибкими и неприспособленными к новым вызовам. До "отсечек" по налогам ещё далеко, а разговоры идут уже не о сверхдоходах, а о способах выживания отрасли. Это с одной стороны.
С другой стороны, металлурги продолжают настаивать на возврате к ранее действовавшим налогам при том, что и они интересов государства не обеспечивали - отрицать это было бы весьма опрометчиво. Помимо этого в мае, комментируя обращение "Русской стали", эксперты отмечали растущие цены на сырьё при снижающихся ценах на продукцию. Однако если исходить из данных ФАС, к настоящему времени этот диспаритет в ценовой динамике во многом нивелирован, что вероятно даст минфину дополнительные аргументы в дискуссии об операционной рентабельности.
В связи с этим требования отмены/возврата налогов - путь тупиковый, необходимо это принять как данность. Если отрасль в сентябре прошлого года не нашла контраргументов против такой оригинальности, как "рентный" акциз в отношении производственной операции, то жить с этим придётся долго - красноречивым подтверждением чего являются итоги очередного совещания у Путина.
При всей очевидности минфин пока не собирается признавать ошибочности избранного подхода и до конца будет апеллировать к его бюджетной эффективности. Точкой равновесия в дискуссии с министерством по данному вопросу может и должно стать обоснование новой налоговой модели с отказом от линейных налоговых ставок.
Коллегам из металлургической отрасли было бы полезно взять на вооружение высказывания г-на Решетникова годовой давности и предъявить их государству в качестве доказательства необходимости гибкости налогообложения. А также напомнить о том, что в нефтяной отрасли последовательно реализуется переход к налогообложению финансового результата. И вновь о том, что "электроакциз" по пункту 14 статьи 193 НК уже по сути налог на финансовый результат - его вполне можно взять за основу при доработке акциза на жидкую сталь в принципе.
Телеграм-пространство также готовится к новым обсуждениям и выдвигает широкий спектр мнений. От деприватизации посредством "налоговых кредитов под заклад акций" через аккуратное "ну зачем же так сразу" до полной отмены акциза и снижения НДПИ с введением при этом пошлин на вывоз сырья и дифференцированного возврата НДС экспортёрам.
Мнений много и за основу должен быть взят подход по достижению компромисса, поскольку ультиматумы не срабатывают.
ФАС теперь считает налоги для многих отраслей. Но в отличие, скажем, от нефтяников или металлургов, для Газпрома ведомство считает НДПИ аж с 2015 года. Многое с тех пор переменилось, но не формула расчёта - по старинке экспортная цена газа считается по корзине нефтепродуктов с девятимесячным (!) лагом. Компания может привязать свои цены в контрактах к чему угодно - споту, форварду, фьючерсу или ещё какому-нибудь критерию за любой период - но налог заплатит всё равно от нефтяной корзины.
Вот и за июль ФАС довела экспортную цену в размере 20913 р./м3. Газпром реально столько заработал на экспорте? Больше? Меньше? Поди разбери.
Неоднократно писал об этом ранее, не поленюсь повторить и ещё раз. То, как устроено налогообложение в газовой отрасли, не выдерживает никакой критики - и не только в отношении экспортных цен. Минфину с минэнерго вместо того, чтобы тестировать на Газпроме паушальные платежи, стоило бы всерьёз озаботиться налоговой судьбой отрасли. Ведь задача полностью лишить ее инвестиционной привлекательности на повестке дня не стоит, насколько понимаю.
Вот и за июль ФАС довела экспортную цену в размере 20913 р./м3. Газпром реально столько заработал на экспорте? Больше? Меньше? Поди разбери.
Неоднократно писал об этом ранее, не поленюсь повторить и ещё раз. То, как устроено налогообложение в газовой отрасли, не выдерживает никакой критики - и не только в отношении экспортных цен. Минфину с минэнерго вместо того, чтобы тестировать на Газпроме паушальные платежи, стоило бы всерьёз озаботиться налоговой судьбой отрасли. Ведь задача полностью лишить ее инвестиционной привлекательности на повестке дня не стоит, насколько понимаю.
Кстати, на фоне раскулачивания Газпрома вспомнил сенсационную новость о супер-модели прогнозирования налоговой нагрузки, которой компания хвалилась год назад. Она, напомню, состоит из двух модулей и инструмента.
Не сомневаюсь, что модель эта спрогнозировала и триллион двести сорок восемь миллиардов рублей, которые надо будет доплатить в скором времени.
Не сомневаюсь, что модель эта спрогнозировала и триллион двести сорок восемь миллиардов рублей, которые надо будет доплатить в скором времени.
Telegram
Луцет
Из этой новости мы узнаëм, что у Газпрома для прогнозирования налогов теперь есть два модуля (по НДД и налогу на прибыль) и инструмент (по НДПИ). При этом инструмент настолько хорош, что позволяет определять не только свою нагрузку но и чужую. А потом их…
Коллеги из Право.ру выдали заголовок "компьютерные программы военного, специального и двойного назначения освободят от налогов". Таким образом они разрекламировали законопроект минфина о внесении дополнений в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК. Даже из наименования которого видно, что речь только об одной норме в отношении одного налога.
А между тем, законодательная мысль применительно к фискальному стимулированию в этой области уже ушла далеко вперёд и не ограничивается только НДС. Достаточно взглянуть на недавно приятный закон 321-ФЗ от 14.07.2022 - там в полной аналогии с НДС применительно к налогу на прибыль и страховыми взносам льготы прописываются исключительно в отношении "гражданского" реестра программ для ЭВМ. И туда минфин почему-то изменений вносить не предлагает.
Так что не спешите выдавать авансы во множественном числе. Пока только НДС.
А между тем, законодательная мысль применительно к фискальному стимулированию в этой области уже ушла далеко вперёд и не ограничивается только НДС. Достаточно взглянуть на недавно приятный закон 321-ФЗ от 14.07.2022 - там в полной аналогии с НДС применительно к налогу на прибыль и страховыми взносам льготы прописываются исключительно в отношении "гражданского" реестра программ для ЭВМ. И туда минфин почему-то изменений вносить не предлагает.
Так что не спешите выдавать авансы во множественном числе. Пока только НДС.
Telegram
Право.ru
Компьютерные программы военного, специального и двойного назначения освободят от налогов. Законопроект об этом подготовил Минфин.
Подоспели данные ФАС для демпферов за июль. С точки зрения экспортной альтернативы - картина маслом. И если в отношении АБ и ДТ назвать это драмой сложно, то с авиакеросином ситуация предсказуемо интереснее.
Вновь имеем радикальное подтверждение нелогичности этой налоговой субсидии. Коэффициент Цкерэксп, от которого она рассчитывается, за месяц снизился с 92543 до 76655 р/т, то есть на 17%. Тем временем цена заправки в крыло за тот же период по данным СПбМТСБ и не думала снижаться. Индекс пусть незначительно, но подрос (с 73597 р/т в июне до 74515 р/т в июле).
Вот она - главная особенность керосинового демпфера. Цены растут, а размер поддержки снижается. Но, как известно, пока данный аспект вне поля зрения государства.
Вновь имеем радикальное подтверждение нелогичности этой налоговой субсидии. Коэффициент Цкерэксп, от которого она рассчитывается, за месяц снизился с 92543 до 76655 р/т, то есть на 17%. Тем временем цена заправки в крыло за тот же период по данным СПбМТСБ и не думала снижаться. Индекс пусть незначительно, но подрос (с 73597 р/т в июне до 74515 р/т в июле).
Вот она - главная особенность керосинового демпфера. Цены растут, а размер поддержки снижается. Но, как известно, пока данный аспект вне поля зрения государства.
В пятницу завершается общественное обсуждение нового большого законопроекта минфина. К тексту размером более 100 страниц на сегодня нет ни одного комментария, что само по себе в комментариях не нуждается.
Зато на этапе уведомления, ещё в январе, один из пользователей regulation выразил своё мнение. Приведу его без купюр:
"Идея отличная! Полностью согласна с Макаровым, что Налоговый Кодекс полностью надо переписать, т.к. в нем уже никто не ориентируется, ни налоговики, ни налогоплательщики! 22 года работаю главным бухгалтером и я в отчаянии от того что происходит сейчас...
По моему мнению что нужно сделать:
1. УПРОСТИТЬ. Всем от этого будет легче
2. Обьединить ФСС и ПФ и ФНС, ввести один налог на зар.плату (вместо ПФ, ФФОМС, ФСС, и НС и ПЗ)
Распределяйте дальше как хотите. Отменить накопительную часть в ПФ, все уже понимают ее бессмысленность.
3. Отменить НДС и налог на прибыль и ввести налог с оборота (с полученных денег) по типу УСН".
Зато на этапе уведомления, ещё в январе, один из пользователей regulation выразил своё мнение. Приведу его без купюр:
"Идея отличная! Полностью согласна с Макаровым, что Налоговый Кодекс полностью надо переписать, т.к. в нем уже никто не ориентируется, ни налоговики, ни налогоплательщики! 22 года работаю главным бухгалтером и я в отчаянии от того что происходит сейчас...
По моему мнению что нужно сделать:
1. УПРОСТИТЬ. Всем от этого будет легче
2. Обьединить ФСС и ПФ и ФНС, ввести один налог на зар.плату (вместо ПФ, ФФОМС, ФСС, и НС и ПЗ)
Распределяйте дальше как хотите. Отменить накопительную часть в ПФ, все уже понимают ее бессмысленность.
3. Отменить НДС и налог на прибыль и ввести налог с оборота (с полученных денег) по типу УСН".
Минпром и перечень
Принцип "и так сойдёт" давно взят на вооружение во всём, что касается налогового законодательства. Не брезгует им и минпром, правда по согласованию с минфином и минюстом.
13 июля в Коммерсанте прошла информация об утверждении перечня льгот по акцизу на сталь "по итогам второго квартала". Уже тогда такое уточнение вызывало вопросы - в НК нет каких-либо поквартальных разбивок.
Но минпром пошло значительно дальше Коммерсанта и решило применить весьма и весьма оригинальную конструкцию. В прямое противоречие порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2022 N 669, в приказе ведомства отсутствует дата включения организаций в перечень. Зато есть замечательный пункт 3, придающий документу обратную силу с 01.01.2022.
Несмотря на столь явное нарушение постановления правительства минюст без проблем зарегистрировало приказ и в этот же день он был официально опубликован. При этом на сайте минпрома его найти не удалось, во всяком случае в разделе "документы". Если он действительно не размещен, то это второе прямое нарушение установленного порядка.
Норма закона и сама то небезупречна, но теперь благодаря минпрому можно окончательно запутаться. Каждый из шести счастливчиков из перечня должен сначала серьезно порассуждать, а потом на свой страх и риск принять решение о том, с какой даты применять льготу:
- с 01.01.2022 с возвратом/зачётом излишне уплаченных сумм;
- с 13.07.2022 (дата принятия);
- с 22.07.2022 (дата регистрации и опубликования);
- с 01.08.2022 (первое число следующего налогового периода).
Или ничего пока не делать - руководствоваться приказом, прямо противоречащим постановлению правительства, может выйти себе дороже.
Но это если строго руководствоваться законом и актами правительства. А если принципом "и так сойдёт", то ничего страшного. Минфин разъяснит - не впервой.
Но всё же интересно: аппарат правительства такая ситуация тоже устраивает?
Принцип "и так сойдёт" давно взят на вооружение во всём, что касается налогового законодательства. Не брезгует им и минпром, правда по согласованию с минфином и минюстом.
13 июля в Коммерсанте прошла информация об утверждении перечня льгот по акцизу на сталь "по итогам второго квартала". Уже тогда такое уточнение вызывало вопросы - в НК нет каких-либо поквартальных разбивок.
Но минпром пошло значительно дальше Коммерсанта и решило применить весьма и весьма оригинальную конструкцию. В прямое противоречие порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2022 N 669, в приказе ведомства отсутствует дата включения организаций в перечень. Зато есть замечательный пункт 3, придающий документу обратную силу с 01.01.2022.
Несмотря на столь явное нарушение постановления правительства минюст без проблем зарегистрировало приказ и в этот же день он был официально опубликован. При этом на сайте минпрома его найти не удалось, во всяком случае в разделе "документы". Если он действительно не размещен, то это второе прямое нарушение установленного порядка.
Норма закона и сама то небезупречна, но теперь благодаря минпрому можно окончательно запутаться. Каждый из шести счастливчиков из перечня должен сначала серьезно порассуждать, а потом на свой страх и риск принять решение о том, с какой даты применять льготу:
- с 01.01.2022 с возвратом/зачётом излишне уплаченных сумм;
- с 13.07.2022 (дата принятия);
- с 22.07.2022 (дата регистрации и опубликования);
- с 01.08.2022 (первое число следующего налогового периода).
Или ничего пока не делать - руководствоваться приказом, прямо противоречащим постановлению правительства, может выйти себе дороже.
Но это если строго руководствоваться законом и актами правительства. А если принципом "и так сойдёт", то ничего страшного. Минфин разъяснит - не впервой.
Но всё же интересно: аппарат правительства такая ситуация тоже устраивает?
Проектировщикам прогрессивного НДФЛ на заметку - ставки подоходного налога в Китае. Ежемесячный необлагаемый минимум 5000 юаней, что при сегодняшнем курсе примерно 45000 рублей.
Максимальная ставка применяется начиная с месячного дохода (за вычетом необлагаемого минимума) 80 000 юаней - примерно 720 000 рублей.
Плюс так называемый быстрый вычет.
Максимальная ставка применяется начиная с месячного дохода (за вычетом необлагаемого минимума) 80 000 юаней - примерно 720 000 рублей.
Плюс так называемый быстрый вычет.
Неоднократно касался (и планирую в дальнейшем) темы нотариата в целом и московского в частности. Одним из интересных срезов проблематики оказывается прямое или косвенное участие нотариусов в полу- или незаконных операциях.
На этот раз в СМИ прошла информация о фиктивной массовой прописке на основании серии заверенных одним и тем же московским нотариусом договоров дарения микродолей. Не касаясь правовой сути произошедшего отмечу лишь, что речь об одном из руководителей московского нотариата.
Это обстоятельство, на мой взгляд, требует от нотариальной корпорации тщательного анализа и оргвыводов, если только она вообще способна на такие действия. Если г-н Радченко в данном случае лишь заложник несовершенства законодательства, то хотелось бы об этом услышать публично с обоснованием и соответствующими предложениями. Но мне что-то подсказывает, что не всё так безоблачно.
Лишний повод задуматься об общественном контроле, сменяемости руководства и доработке кодекса профессиональной этики.
На этот раз в СМИ прошла информация о фиктивной массовой прописке на основании серии заверенных одним и тем же московским нотариусом договоров дарения микродолей. Не касаясь правовой сути произошедшего отмечу лишь, что речь об одном из руководителей московского нотариата.
Это обстоятельство, на мой взгляд, требует от нотариальной корпорации тщательного анализа и оргвыводов, если только она вообще способна на такие действия. Если г-н Радченко в данном случае лишь заложник несовершенства законодательства, то хотелось бы об этом услышать публично с обоснованием и соответствующими предложениями. Но мне что-то подсказывает, что не всё так безоблачно.
Лишний повод задуматься об общественном контроле, сменяемости руководства и доработке кодекса профессиональной этики.
Telegram
Говорит Нотариат
Нотариус города Москвы, вице-президент Московской городской нотариальной палаты, председатель комиссии по методической работе Федеральной нотариальной палаты Радченко Илья Владимирович стал одним из героев сюжета программы «ВЕСТИ» про дарение микродолей в…