Почему рост – это нормальное состояние бизнеса
Верю, что если в бизнесе все выстроено правильно – он растёт.
Если не растёт – значит, организовано что-то не так.
Объясню почему.
В растущем бизнесе:
– Правильно выбран рынок
– Продукт актуален
– Правильная бизнес модель (можно богатеть)
Этого достаточно, чтобы расти, несмотря на все косяки, которые все равно у всех будут.
За всю жизнь я видел 6-7 продуктов, которые росли мега быстро. Везде было криминальное количество багов и они наглухо ложились по расписанию завтрак-обед-ужин, потому что CTO не знал, как надо добавлять колонку в табличку на 30 млн записей.
Но связка рынок - продукт - бизнес модель их спасала и позволяла расти даже с криминальными косяками.
А вот если ты не растешь, потому что у тебя:
– Вечно тупит команда
– Нет органики и ретеншена платежей
– Сильная зависимость от окупаемости трафа
– Рынок “штормит”
– Новые налоги сожрали чистую прибыль
То все это отмазки.
Просто твой бизнес выстроен плохо.
Верю, что если в бизнесе все выстроено правильно – он растёт.
Если не растёт – значит, организовано что-то не так.
Объясню почему.
В растущем бизнесе:
– Правильно выбран рынок
– Продукт актуален
– Правильная бизнес модель (можно богатеть)
Этого достаточно, чтобы расти, несмотря на все косяки, которые все равно у всех будут.
За всю жизнь я видел 6-7 продуктов, которые росли мега быстро. Везде было криминальное количество багов и они наглухо ложились по расписанию завтрак-обед-ужин, потому что CTO не знал, как надо добавлять колонку в табличку на 30 млн записей.
Но связка рынок - продукт - бизнес модель их спасала и позволяла расти даже с криминальными косяками.
А вот если ты не растешь, потому что у тебя:
– Вечно тупит команда
– Нет органики и ретеншена платежей
– Сильная зависимость от окупаемости трафа
– Рынок “штормит”
– Новые налоги сожрали чистую прибыль
То все это отмазки.
Просто твой бизнес выстроен плохо.
3😁41❤34👍23
Всего должно быть два
Кому-то это может показаться странным, но для меня давно очевидна одна вещь: в работе всего должно быть два.
— Всегда должно быть проработано две гипотезы – основная и запасная.
— KPI должен быть всегда по двум показателям, а не по одному.
— Должны быть два дашборда, которые ты смотришь каждый день.
— Лучше иметь два рекламных аккаунта в ФБ и Гугле, а не один.
— Еще лучше иметь два билда в сторе – основной и зеркало.
— Должны быть сдублированы критичные вещи, типа телефона, компа, юрлица и аккаунта в банке.
— Крайне желательно работать сразу с двумя ассистентами – личным и продуктовым
И Т Д
Только жена может быть одна.
В нашей работе регулярно приключается какое-то дерьмо. Например, отлетела платежка, или забанили рекламный аккаунт, или блокнули банковский счет, или что-то ещё.
Часто это разруливается месяцами, и очень тупо, когда из-за этого встаёт вся работа.
Так что дублируй, пока не поздно. Ну и ставь двойную реакцию.
Кому-то это может показаться странным, но для меня давно очевидна одна вещь: в работе всего должно быть два.
— Всегда должно быть проработано две гипотезы – основная и запасная.
— KPI должен быть всегда по двум показателям, а не по одному.
— Должны быть два дашборда, которые ты смотришь каждый день.
— Лучше иметь два рекламных аккаунта в ФБ и Гугле, а не один.
— Еще лучше иметь два билда в сторе – основной и зеркало.
— Должны быть сдублированы критичные вещи, типа телефона, компа, юрлица и аккаунта в банке.
— Крайне желательно работать сразу с двумя ассистентами – личным и продуктовым
И Т Д
Только жена может быть одна.
В нашей работе регулярно приключается какое-то дерьмо. Например, отлетела платежка, или забанили рекламный аккаунт, или блокнули банковский счет, или что-то ещё.
Часто это разруливается месяцами, и очень тупо, когда из-за этого встаёт вся работа.
Так что дублируй, пока не поздно. Ну и ставь двойную реакцию.
16🔥190❤120👍81😁38
Про режим
На этот год я записал себе только одну цель – наладить режим и расписание.
В 2024 все развалилось и я ловил себя работающим в 23:30, при этом ничего не успевал, в 2025 пришлось все собирать в кучу и ставить это в фокус.
Вроде получилось.
Режим для меня это:
⁃ Засыпать всегда в одно и то же время
⁃ Вставать всегда в одно и то же время
⁃ Завтракать, обедать и ужинать всегда в одно и то же время
⁃ Всегда в календаре планировать день и неделю
⁃ Не жрать по ночам
⁃ Не бухать и не курить
⁃ Спорт три раза в неделю
⁃ Работать каждый день из офиса, а не дома
Вроде-бы простые правила, но попробуй сделай, как говорится.
У всех у нас одинаковый расклад: 365 дней в году, 247 рабочих дней, 20-30 дней на отпуска и поболеть.
В моем случае есть еще гоночный сезон, который отжирает 15-20 дней в году от работы.
Остается около 200 дней, за которые надо сделать что-то, за что перед внуками не будет стыдно.
Без режима ты в один день лег в два часа ночи и встал разбитый, в другой день работал с 8 до 22, в третий вообще ребенка забирал из школы после обеда.
Все это триггерит постоянный поток ненужных решений от “иду ли я на тренировку” до “что-то я не выспался, сил нет, посплю подольше и в офис не поеду”.
В жопу это все, так не победить.
Оставим такой образ жизни цифровым номадам и фрилансерам, они все равно ни на что не претендуют.
Нормальные пацаны живут по режиму:
⁃ Все ключевые решения уже приняты, нет лишних размышлений
⁃ Ты всегда знаешь, что надо делать
⁃ Лень под контролем
⁃ Нормальный сон и еда
⁃ Никакого хаоса в делах
Скучно, конечно, и грустно, от того что есть рамки, но что поделать.
Мы же не на стендапе и жизнь это не кино.
Так что если у тебя бардак с режимом – начни с малого.
Выбери одно время отбоя. Придерживайся его неделю.
Дальше добавь время подъема.
Потом тренировки и рабочие слоты.
И так шаг за шагом.
И через месяц станешь делать больше и уставать меньше.
На этот год я записал себе только одну цель – наладить режим и расписание.
В 2024 все развалилось и я ловил себя работающим в 23:30, при этом ничего не успевал, в 2025 пришлось все собирать в кучу и ставить это в фокус.
Вроде получилось.
Режим для меня это:
⁃ Засыпать всегда в одно и то же время
⁃ Вставать всегда в одно и то же время
⁃ Завтракать, обедать и ужинать всегда в одно и то же время
⁃ Всегда в календаре планировать день и неделю
⁃ Не жрать по ночам
⁃ Не бухать и не курить
⁃ Спорт три раза в неделю
⁃ Работать каждый день из офиса, а не дома
Вроде-бы простые правила, но попробуй сделай, как говорится.
У всех у нас одинаковый расклад: 365 дней в году, 247 рабочих дней, 20-30 дней на отпуска и поболеть.
В моем случае есть еще гоночный сезон, который отжирает 15-20 дней в году от работы.
Остается около 200 дней, за которые надо сделать что-то, за что перед внуками не будет стыдно.
Без режима ты в один день лег в два часа ночи и встал разбитый, в другой день работал с 8 до 22, в третий вообще ребенка забирал из школы после обеда.
Все это триггерит постоянный поток ненужных решений от “иду ли я на тренировку” до “что-то я не выспался, сил нет, посплю подольше и в офис не поеду”.
В жопу это все, так не победить.
Оставим такой образ жизни цифровым номадам и фрилансерам, они все равно ни на что не претендуют.
Нормальные пацаны живут по режиму:
⁃ Все ключевые решения уже приняты, нет лишних размышлений
⁃ Ты всегда знаешь, что надо делать
⁃ Лень под контролем
⁃ Нормальный сон и еда
⁃ Никакого хаоса в делах
Скучно, конечно, и грустно, от того что есть рамки, но что поделать.
Мы же не на стендапе и жизнь это не кино.
Так что если у тебя бардак с режимом – начни с малого.
Выбери одно время отбоя. Придерживайся его неделю.
Дальше добавь время подъема.
Потом тренировки и рабочие слоты.
И так шаг за шагом.
И через месяц станешь делать больше и уставать меньше.
97❤154🔥72👍38😁4
Осенняя хандра
Каждую осень одно и то же.
Дожди, темнеет в 5 вечера, хочется лежать под одеялом и ничего не делать.
Твоя команда, которая еще три месяца назад писала тебе в личку “мы все сделали, когда будут еще задачи”, теперь прокрастинирует на олимпийском уровне.
То, что делалось раньше один день, делается неделю. То, что делалось неделю, делается три.
Знакомо?
Это биология.
Когда света становится меньше, мозг врубает режим спячки и экономит энергию. В результате ты вливаешь в себя кофе и жрешь все подряд, но это особо не помогает.
Судя по разным исследованиям, более яркий свет в течение дня увеличивает продуктивность на 5-20%. Для борьбы с осенней хандрой исследования рекомендуют 30 минут под лампой 10000 люкс каждое утро – это дает существенное улучшение у большинства людей.
Физическая активность и витамин D тоже помогают справиться.
Короче, как бы нам ни хотелось, очень много, что у нас всё еще от пещерного человека.
Каждую осень одно и то же.
Дожди, темнеет в 5 вечера, хочется лежать под одеялом и ничего не делать.
Твоя команда, которая еще три месяца назад писала тебе в личку “мы все сделали, когда будут еще задачи”, теперь прокрастинирует на олимпийском уровне.
То, что делалось раньше один день, делается неделю. То, что делалось неделю, делается три.
Знакомо?
Это биология.
Когда света становится меньше, мозг врубает режим спячки и экономит энергию. В результате ты вливаешь в себя кофе и жрешь все подряд, но это особо не помогает.
Судя по разным исследованиям, более яркий свет в течение дня увеличивает продуктивность на 5-20%. Для борьбы с осенней хандрой исследования рекомендуют 30 минут под лампой 10000 люкс каждое утро – это дает существенное улучшение у большинства людей.
Физическая активность и витамин D тоже помогают справиться.
Короче, как бы нам ни хотелось, очень много, что у нас всё еще от пещерного человека.
21🔥74👍32❤16😁10
Эволюция менеджера
Junior: мы не запустились, потому что мне не выдали доступы в кабинет.
Middle: мы запустились, но на проде бага, которую мы сейчас фиксим.
Senior: мы все протестили и запустились, цифры вот.
C-level: твоя фича еще в разработке. Кстати, мы все еще уверены, что она нам нужна?
VP: если ты чувствуешь, что тебя обманули, то ты либо в казино, либо на оценке сроков по задаче.
Junior: мы не запустились, потому что мне не выдали доступы в кабинет.
Middle: мы запустились, но на проде бага, которую мы сейчас фиксим.
Senior: мы все протестили и запустились, цифры вот.
C-level: твоя фича еще в разработке. Кстати, мы все еще уверены, что она нам нужна?
VP: если ты чувствуешь, что тебя обманули, то ты либо в казино, либо на оценке сроков по задаче.
😁137❤9
Как сквозная аналитика убивает проекты
Смотрю на список оплат одного нашего телеграм бота, и вижу как пользователь, пришедший к нам в июне, оплачивает подписку в октябре.
Полгода он ходил, чё-то думал, морозился, потом мы его дожали рекламой и вот он тут.
В других проектах, бывает, и по году люди думают.
Получается, данные по окупаемости рекламы доезжают полгода-год, и будут доезжать и дальше, а мы пытаемся принимать решение по первому месяцу.
Все дашборды, когортный анализ и отчеты по атрибуции – они живут в мире, где пользователь приходит и сразу платит.
Увидел рекламу - зарегистрировался - купил.
Красивая воронка. Чистые цифры.
А в реальности – лишь упрощенная модель того, что есть на самом деле.
Человек увидел твой продукт в понедельник. Подумал. Забыл.
Через месяц снова наткнулся в поиске. Зашел посмотреть.
Еще через два месяца друг упомянул похожий продукт.
И только тогда он вернулся и купил.
В сквозной аналитике это будет "органика".
А на самом деле это тестовая закупка у инфлюенсеров, которая, вроде как, не окупилась.
Особенно это убивает B2B продукты, где цикл сделки месяцы, и продукты с высоким чеком, где люди думают долго.
Так что часто проще просто с закрытыми глазами, и с иконой на столе, всегда тратить какой-то % от дохода в трафик, а сквозную аналитику использовать просто как справку.
Если твой продукт нужен – значит будет окупаться.
Смотрю на список оплат одного нашего телеграм бота, и вижу как пользователь, пришедший к нам в июне, оплачивает подписку в октябре.
Полгода он ходил, чё-то думал, морозился, потом мы его дожали рекламой и вот он тут.
В других проектах, бывает, и по году люди думают.
Получается, данные по окупаемости рекламы доезжают полгода-год, и будут доезжать и дальше, а мы пытаемся принимать решение по первому месяцу.
Все дашборды, когортный анализ и отчеты по атрибуции – они живут в мире, где пользователь приходит и сразу платит.
Увидел рекламу - зарегистрировался - купил.
Красивая воронка. Чистые цифры.
А в реальности – лишь упрощенная модель того, что есть на самом деле.
Человек увидел твой продукт в понедельник. Подумал. Забыл.
Через месяц снова наткнулся в поиске. Зашел посмотреть.
Еще через два месяца друг упомянул похожий продукт.
И только тогда он вернулся и купил.
В сквозной аналитике это будет "органика".
А на самом деле это тестовая закупка у инфлюенсеров, которая, вроде как, не окупилась.
Особенно это убивает B2B продукты, где цикл сделки месяцы, и продукты с высоким чеком, где люди думают долго.
Так что часто проще просто с закрытыми глазами, и с иконой на столе, всегда тратить какой-то % от дохода в трафик, а сквозную аналитику использовать просто как справку.
Если твой продукт нужен – значит будет окупаться.
👍101❤44🔥19😁5
@BotFather запустил миниапп, и теперь впервые мы можем нормально создавать и редактировать ботов
Апдейт года, не иначе
Апдейт года, не иначе
🔥82😁28👍12❤9
Про принятие решений
Принимая какое-то решение, мы всегда выбираем между двумя вариантами:
Вариант А – принять ответственность, взяв риски и все возможные последствия.
Вариант Б – плыть по течению и страдать от созерцания.
И то, и то – не весело и не приятно.
Очень редко когда находится win-win решение, которое можно принять без раздумий.
Именно поэтому никто принимать решения не любит, и если можно его отложить – то обязательно отложат.
Принимая какое-то решение, мы всегда выбираем между двумя вариантами:
Вариант А – принять ответственность, взяв риски и все возможные последствия.
Вариант Б – плыть по течению и страдать от созерцания.
И то, и то – не весело и не приятно.
Очень редко когда находится win-win решение, которое можно принять без раздумий.
Именно поэтому никто принимать решения не любит, и если можно его отложить – то обязательно отложат.
👍84❤26🔥17😁3
Ради денег готов на всё
— Эрик Шмидт из Google назвал удалёнку главной причиной отставания Google в ИИ.
— Энди Джесси из Amazon провозгласил новую политику “Return To Office” из-за низкой эффективности удалённой работы
— Apple требует, чтобы сотрудники минимум три дня работали из офиса
Почему?
Да потому что у каждого второго удалённого сотрудника рано или поздно появляется вторая удалённая работа.
Это настолько массовый паттерн, что просто охуеть.
Из 50ти удалёнщиков, нанятых мной за прошлые три года, 20% работали на второй работе уже на испытательном сроке.
Еще 10% заводили вторую работу в следующие полгода.
Каждый третий.
И таких работ может быть две или три, как жён у какого-нибудь плодовитого депутата.
Кейсов в интернете полно. Мемов – тоже.
Никого ничего не смущает.
Пример из моей жизни:
Один наш QA очень просился перейти на удалёнку, потому что далеко ездить. Перешел. Через два месяца всем офисом смотрели сториз в его инстаграме, как он днем делает ремонт в своей квартире.
Вот и получается, что теперь зовут всех в офис, как в старые добрые.
Особенно, если это компания, которая работает на результат, а не инвестшарага.
Хотя нормальных удалёнщиков, естественно, большинство.
— Эрик Шмидт из Google назвал удалёнку главной причиной отставания Google в ИИ.
— Энди Джесси из Amazon провозгласил новую политику “Return To Office” из-за низкой эффективности удалённой работы
— Apple требует, чтобы сотрудники минимум три дня работали из офиса
Почему?
Да потому что у каждого второго удалённого сотрудника рано или поздно появляется вторая удалённая работа.
Это настолько массовый паттерн, что просто охуеть.
Из 50ти удалёнщиков, нанятых мной за прошлые три года, 20% работали на второй работе уже на испытательном сроке.
Еще 10% заводили вторую работу в следующие полгода.
Каждый третий.
И таких работ может быть две или три, как жён у какого-нибудь плодовитого депутата.
Кейсов в интернете полно. Мемов – тоже.
Никого ничего не смущает.
Пример из моей жизни:
Один наш QA очень просился перейти на удалёнку, потому что далеко ездить. Перешел. Через два месяца всем офисом смотрели сториз в его инстаграме, как он днем делает ремонт в своей квартире.
Вот и получается, что теперь зовут всех в офис, как в старые добрые.
Особенно, если это компания, которая работает на результат, а не инвестшарага.
Хотя нормальных удалёнщиков, естественно, большинство.
👍67😁61❤7🔥2
Договориться с собой проще всего
Многие ребята ставят себе цели, задачи, выделяют время, но в результате не приходят ни к чему из-за простой житейской лени.
Всегда приятней полистать ленту в телеграме или переписываться в чате с друзьями, вместо того чтобы делать что-то новое и неприятное.
Раньше я думал, что сам не ленюсь, но осознал весь масштаб проблемы в прошлом году, когда начал ездить гонки в чемпионате.
Например:
⁃ При моем лучшем круге 1:52 стандартный мой темп – 1:55
⁃ При лучшем круге 1:47 стандартный темп 1:49
Где-то ты устал и раньше закрыл газ, где-то не там повернул, где-то вообще не тренировался, и уходит время на то чтобы всё вспомнить.
В спорте результат оцифрован, и ты постоянно себя сравниваешь с другими пилотами.
Кто-то стабильно на релаксе едет 1:42, потому что делает все правильно, а кто-то только выехал из 2:00 и сил нет вообще ни на что потому что косяк в каждом повороте.
На работе все то же самое, просто твой оцифрованный результат в виде денег на счету отложен на год-два.
Где-то ты заленился и перенес на завтра, где-то не ответил, где-то решил не рисковать и решать потом, а не сейчас, и вот уже видишь как кто-то с таким же проектом имеет результат лучше чем у тебя.
Так что если хочешь получать какой-то результат, то главное – осознать свою лень.
Потому что договориться с собой всегда проще всего.
Многие ребята ставят себе цели, задачи, выделяют время, но в результате не приходят ни к чему из-за простой житейской лени.
Всегда приятней полистать ленту в телеграме или переписываться в чате с друзьями, вместо того чтобы делать что-то новое и неприятное.
Раньше я думал, что сам не ленюсь, но осознал весь масштаб проблемы в прошлом году, когда начал ездить гонки в чемпионате.
Например:
⁃ При моем лучшем круге 1:52 стандартный мой темп – 1:55
⁃ При лучшем круге 1:47 стандартный темп 1:49
Где-то ты устал и раньше закрыл газ, где-то не там повернул, где-то вообще не тренировался, и уходит время на то чтобы всё вспомнить.
В спорте результат оцифрован, и ты постоянно себя сравниваешь с другими пилотами.
Кто-то стабильно на релаксе едет 1:42, потому что делает все правильно, а кто-то только выехал из 2:00 и сил нет вообще ни на что потому что косяк в каждом повороте.
На работе все то же самое, просто твой оцифрованный результат в виде денег на счету отложен на год-два.
Где-то ты заленился и перенес на завтра, где-то не ответил, где-то решил не рисковать и решать потом, а не сейчас, и вот уже видишь как кто-то с таким же проектом имеет результат лучше чем у тебя.
Так что если хочешь получать какой-то результат, то главное – осознать свою лень.
Потому что договориться с собой всегда проще всего.
❤99🔥32👍4
Чем работаешь то и ломается
Как-то в зале разговаривал с фитнес тренером, который в 51 год стал чемпионом мира по бодибилдингу.
Он много рассказал про больные суставы, повреждения связок и другие его травмы.
Его идея была простая – чем работаешь, то и ломается.
У шахтеров больные легкие и кости.
У дальнобойщиков проблемы со спиной.
У певцов больные голосовые связки.
У юристов часто проблемы по сердцу и проблемы с алкоголем.
У мотогонщиков вообще без шрамов и сломанной ключицы редко когда обходится.
Остается вопрос – что ломается у IT специалистов?
Ломается, конечно, психика.
Депрессия, тревога, СДВГ, стресс, выгорание – всё это про IT и интернет профессии.
Проблемы с настроением у кажого второго.
Кто-то на антидепрессантах, кто-то бухает, а кто-то дует.
В 2021 году после ковида наши сотрудники массово выгорали, уходили депрессию, хотя это был лучший год по росту бизнеса и команда достигла отличных результатов.
Береги себя.
Не бери на себя лишнего, больше двигайся.
Если тебе кажется что с настроением что-то не так – то тебе не кажется, и пора идти к врачу.
Как-то в зале разговаривал с фитнес тренером, который в 51 год стал чемпионом мира по бодибилдингу.
Он много рассказал про больные суставы, повреждения связок и другие его травмы.
Его идея была простая – чем работаешь, то и ломается.
У шахтеров больные легкие и кости.
У дальнобойщиков проблемы со спиной.
У певцов больные голосовые связки.
У юристов часто проблемы по сердцу и проблемы с алкоголем.
У мотогонщиков вообще без шрамов и сломанной ключицы редко когда обходится.
Остается вопрос – что ломается у IT специалистов?
Ломается, конечно, психика.
Депрессия, тревога, СДВГ, стресс, выгорание – всё это про IT и интернет профессии.
Проблемы с настроением у кажого второго.
Кто-то на антидепрессантах, кто-то бухает, а кто-то дует.
В 2021 году после ковида наши сотрудники массово выгорали, уходили депрессию, хотя это был лучший год по росту бизнеса и команда достигла отличных результатов.
Береги себя.
Не бери на себя лишнего, больше двигайся.
Если тебе кажется что с настроением что-то не так – то тебе не кажется, и пора идти к врачу.
❤198👍41🔥13
Время в соцсетях начало падать впервые за 6 лет
В соцсетях главная метрика – это Time Spent – или сколько пользователь в день тратит времени в продукте.
Раньше метрика стабильно росла, и соцсети накидывали все новые и новые фичи – сторизы, рилсы, тюнили рекомендации, итд.
Если в 2012 среднее время в соцсетях было 90 минут, то в 2023 средний time spent был уже 151 минута.
Рост в 1.5 раза.
Но в 2024 роста не случилось, а в 2025 уже четко виден разворот.
Time Spent во всех соцсетях кроме ютуба начал падать.
Причина, как я думаю, очень тупая и простая: сейчас каждый второй контент — это чья-то воронка.
Ты смотришь одну рекламу:
– Один элемент – это нормальный контент (если повезет)
– Один – рилс где тебе что-то пытаются продать
– Третий элемент в ленте – блок с рекламой (перформанс)
То есть, сейчас мы уже не смотрим рекламу между контентом, а смотрим маленькие проблески контента между чьей-то рекламой.
Пользователи потихоньку стали вдуплять что происходит, и просто реже пользуются.
В соцсетях главная метрика – это Time Spent – или сколько пользователь в день тратит времени в продукте.
Раньше метрика стабильно росла, и соцсети накидывали все новые и новые фичи – сторизы, рилсы, тюнили рекомендации, итд.
Если в 2012 среднее время в соцсетях было 90 минут, то в 2023 средний time spent был уже 151 минута.
Рост в 1.5 раза.
Но в 2024 роста не случилось, а в 2025 уже четко виден разворот.
Time Spent во всех соцсетях кроме ютуба начал падать.
Причина, как я думаю, очень тупая и простая: сейчас каждый второй контент — это чья-то воронка.
Ты смотришь одну рекламу:
– Один элемент – это нормальный контент (если повезет)
– Один – рилс где тебе что-то пытаются продать
– Третий элемент в ленте – блок с рекламой (перформанс)
То есть, сейчас мы уже не смотрим рекламу между контентом, а смотрим маленькие проблески контента между чьей-то рекламой.
Пользователи потихоньку стали вдуплять что происходит, и просто реже пользуются.
👍117❤19🔥15😁8
Почему реклама должна быть стремной
Один городской сумасшедший увидел рекламу моего телеграм-канала в интернете, и прислал мне в личку разбор и рекомендации по изменениям, потому что эта реклама “сливает деньги в унитаз”.
Ему показалось, что креатив слишком стремный и не продающий.
Как он сказал, “он похож на рекламу двухтысячных”. Нужно снимать из студии, нужен другой сценарий и вообще надо найти свой формат.
Опустим, что в двухтысячных самой крутой и дорогой рекламой был анимированный гиф баннер.
Суть в том, что реклама действительно может быть максимально стремной, если ты хочешь конверсий выше рынка.
Причин тут три:
1. Людей задолбала профессиональная херня. Людям нужна правда, а правда обычно не имеет студийных очертаний
2. Стремное пробивает баннерную слепоту
3. Конкуренция в стремном контенте сильно меньше, чем в красивом (алгоритм такой контент в органике плохо показывает)
Вот и получается, что я уже лет пять вижу как самые тупые и стремные креативы часто конвертят лучше, чем вылизанные и профессионально отпидорашенные.
Иногда даже картинка 300х250 сделанная в пейнте стажером работает лучше, чем высококачественный контент.
Что уж говорить про контент от людей из народа с дырками в зубах.
Совершенно не обязательно превращать все рекламные кампании в говно, но знать как это работает и уметь воплощать – точно надо.
Один городской сумасшедший увидел рекламу моего телеграм-канала в интернете, и прислал мне в личку разбор и рекомендации по изменениям, потому что эта реклама “сливает деньги в унитаз”.
Ему показалось, что креатив слишком стремный и не продающий.
Как он сказал, “он похож на рекламу двухтысячных”. Нужно снимать из студии, нужен другой сценарий и вообще надо найти свой формат.
Опустим, что в двухтысячных самой крутой и дорогой рекламой был анимированный гиф баннер.
Суть в том, что реклама действительно может быть максимально стремной, если ты хочешь конверсий выше рынка.
Причин тут три:
1. Людей задолбала профессиональная херня. Людям нужна правда, а правда обычно не имеет студийных очертаний
2. Стремное пробивает баннерную слепоту
3. Конкуренция в стремном контенте сильно меньше, чем в красивом (алгоритм такой контент в органике плохо показывает)
Вот и получается, что я уже лет пять вижу как самые тупые и стремные креативы часто конвертят лучше, чем вылизанные и профессионально отпидорашенные.
Иногда даже картинка 300х250 сделанная в пейнте стажером работает лучше, чем высококачественный контент.
Что уж говорить про контент от людей из народа с дырками в зубах.
Совершенно не обязательно превращать все рекламные кампании в говно, но знать как это работает и уметь воплощать – точно надо.
❤75😁39👍30🔥24
Просто сделай фоллоуап
Знакомый делает B2B SAAS для автоматизации работы с инфлюенсерами.
Три месяца долбился в cold outreach.
Разослал в сумме 2500 писем, получил 15 ответов, созвонился с пятью.
Четыре лида не поняли что он продает.
Пятый лид – крупное маркетинговое агентство из US – заинтересовался. Неделю переписывались, обсуждали интеграцию, говорили про пилот.
Потом – тишина.
Чувак решил что всё, проект его говно, и никому это не надо.
Расстроился и забил.
Через месяц случайно наткнулся на эту переписку.
Подумал: "напишу ещё раз".
Написал одно письмо. Буквально два предложения: "Привет, мы месяц назад обсуждали пилот проекта. Всё ещё актуально?"
Через два часа ответ: "Да, завалило. Давай созвонимся завтра."
Созвонились.
Через две недели подписали контракт на 40к баксов.
Первые бабки, и сразу 40к от крупной конторы из США.
С одного гребаного фоллоуапа.
Так что один фоллоуап может решить всё:
– Превратить "подумаем" в контракт
– Закрыть сделку, которая висела три месяца
– И даже привлечь Илона Маска в акционеры
Всё что нужно – не додумывать за людей и написать ещё раз.
Знакомый делает B2B SAAS для автоматизации работы с инфлюенсерами.
Три месяца долбился в cold outreach.
Разослал в сумме 2500 писем, получил 15 ответов, созвонился с пятью.
Четыре лида не поняли что он продает.
Пятый лид – крупное маркетинговое агентство из US – заинтересовался. Неделю переписывались, обсуждали интеграцию, говорили про пилот.
Потом – тишина.
Чувак решил что всё, проект его говно, и никому это не надо.
Расстроился и забил.
Через месяц случайно наткнулся на эту переписку.
Подумал: "напишу ещё раз".
Написал одно письмо. Буквально два предложения: "Привет, мы месяц назад обсуждали пилот проекта. Всё ещё актуально?"
Через два часа ответ: "Да, завалило. Давай созвонимся завтра."
Созвонились.
Через две недели подписали контракт на 40к баксов.
Первые бабки, и сразу 40к от крупной конторы из США.
С одного гребаного фоллоуапа.
Так что один фоллоуап может решить всё:
– Превратить "подумаем" в контракт
– Закрыть сделку, которая висела три месяца
– И даже привлечь Илона Маска в акционеры
Всё что нужно – не додумывать за людей и написать ещё раз.
🔥116👍40❤38😁2
Про поминутки
Один из признаков низкой культуры разработки – отсутствие поминутных графиков в проекте.
Их либо вообще нет, либо они есть, но в них нет важного, или туда вообще никто не смотрит.
Когда у тебя есть поминутки:
– Ты идишь выходные, праздники, отключение трафика, свой рост week over week, моментально чувствуешь что происходит
– Видны даже микро даунтаймы и просто кривые деплои
– Видно, что пришел мусорный одноцентовый трафик, который в продукте ничего не делает
А когда поминуток нет – лаг принятия решений – это минимум сутки.
А чем дольше лаг – тем больше денег может случайно улететь в трубу, и тем медленней будет развиваться проект.
Особенно критично это на старте, когда проект маленький, и каждый косяк может стать финансово фатальным.
Поэтому если у тебя нет поминутных графиков – это первое, что нужно сделать завтра.
Grafana, Amplitude, или хотя бы GA+Firebase.
Главное, чтобы ты видел что происходит прямо сейчас, а не вчера.
Один из признаков низкой культуры разработки – отсутствие поминутных графиков в проекте.
Их либо вообще нет, либо они есть, но в них нет важного, или туда вообще никто не смотрит.
Когда у тебя есть поминутки:
– Ты идишь выходные, праздники, отключение трафика, свой рост week over week, моментально чувствуешь что происходит
– Видны даже микро даунтаймы и просто кривые деплои
– Видно, что пришел мусорный одноцентовый трафик, который в продукте ничего не делает
А когда поминуток нет – лаг принятия решений – это минимум сутки.
А чем дольше лаг – тем больше денег может случайно улететь в трубу, и тем медленней будет развиваться проект.
Особенно критично это на старте, когда проект маленький, и каждый косяк может стать финансово фатальным.
Поэтому если у тебя нет поминутных графиков – это первое, что нужно сделать завтра.
Grafana, Amplitude, или хотя бы GA+Firebase.
Главное, чтобы ты видел что происходит прямо сейчас, а не вчера.
❤38👍21😁10
Пять НЕТ для продуктового стартапа
Пока ты не дорос до 10K$ MRR:
1. НЕТ сотрудникам, за исключением ассистентов
2. НЕТ автоматизированным продажам без живого общения
3. НЕТ платному трафику
4. НЕТ касдевам и аналитике рынка, только продажи
5. НЕТ инвестору и заемным деньгам, только предоплата от клиентов
В чем основная идея:
1. Сотрудники не нужны, потому что на старте почти ничего нельзя делегировать
2. Автоматизированные продажи мешают узнать своего клиента
3. Платный трафик сольется в унитаз, пока ты не знаешь что надо рынку
4. Касдевы и аналитика мешают на старте и отдаляют от продаж
5. Инвестор нужен чтобы масштабировать что работает. Если тебе нужен инвестор чтобы выжить – значит ты выбрал идею не по зубам
Пока ты не дорос до 10K$ MRR:
1. НЕТ сотрудникам, за исключением ассистентов
2. НЕТ автоматизированным продажам без живого общения
3. НЕТ платному трафику
4. НЕТ касдевам и аналитике рынка, только продажи
5. НЕТ инвестору и заемным деньгам, только предоплата от клиентов
В чем основная идея:
1. Сотрудники не нужны, потому что на старте почти ничего нельзя делегировать
2. Автоматизированные продажи мешают узнать своего клиента
3. Платный трафик сольется в унитаз, пока ты не знаешь что надо рынку
4. Касдевы и аналитика мешают на старте и отдаляют от продаж
5. Инвестор нужен чтобы масштабировать что работает. Если тебе нужен инвестор чтобы выжить – значит ты выбрал идею не по зубам
👍97❤24😁21🔥12
Про пейволлы
Недавно я участвовал в одной стратсессии.
Продуктовая компания, делают мобильное приложение для детей и родителей.
Ребята показали как круто у них сделан онбординг пользователя, и как они к этому пришли.
Два года тестировали разные варианты, и вот у них конверсия в платящего пользователя аж 7% от установки.
Прикол в том, что выяснилось что больше они по продукту ничего за два года не делали.
Сначала мне это показалось дикостью (а как же ценность?), но потом я понял почему они так сделали.
То, как сделан онбординг и в частности пейволл – во многом определяет успех. Доживем вообще до 100к юзеров или нет.
Пейволл, если что, это экран оплаты, пример на скрине.
Объясню почему:
У большинства продуктов paywall – это просто экран с кнопкой "купить"
А должна быть продажа.
Нужно:
– Показать ценность продукта
– Дать попробовать ключевую фичу
– Объяснить, зачем это нужно лично ему
– Снести возражения про цену
– Создать дефицит или срочность
Ну и поставить правильную цену, тарифы, апселлы.
Иначе так и будешь рубль по 50 копеек продавать.
В тг-ботах, мобильных приложениях и хром-расширениях это мегакритично.
Потому что между “установил” и "заплатил" проходят секунды.
Пользователь либо покупает сразу, либо удаляет приложение через 10 минут.
И если твой paywall – это просто "купи подписку за 299 рублей", то конверсия будет 0.5%.
Почему подписку? Почему 299 рублей? Просто так получилось))
А если подойти с умом, то конверсия будет 5-10%.
Разница в 10-20 раз. Земля и небо. Велик и гелик.
Команда может год пилить новые фичи, но если пейволл говно – ничего не взлетит.
А можно сделать правильно пейволл и онбординг, и получить в 10 раз больше денег с того же трафика.
Недавно я участвовал в одной стратсессии.
Продуктовая компания, делают мобильное приложение для детей и родителей.
Ребята показали как круто у них сделан онбординг пользователя, и как они к этому пришли.
Два года тестировали разные варианты, и вот у них конверсия в платящего пользователя аж 7% от установки.
Прикол в том, что выяснилось что больше они по продукту ничего за два года не делали.
Сначала мне это показалось дикостью (а как же ценность?), но потом я понял почему они так сделали.
То, как сделан онбординг и в частности пейволл – во многом определяет успех. Доживем вообще до 100к юзеров или нет.
Пейволл, если что, это экран оплаты, пример на скрине.
Объясню почему:
У большинства продуктов paywall – это просто экран с кнопкой "купить"
А должна быть продажа.
Нужно:
– Показать ценность продукта
– Дать попробовать ключевую фичу
– Объяснить, зачем это нужно лично ему
– Снести возражения про цену
– Создать дефицит или срочность
Ну и поставить правильную цену, тарифы, апселлы.
Иначе так и будешь рубль по 50 копеек продавать.
В тг-ботах, мобильных приложениях и хром-расширениях это мегакритично.
Потому что между “установил” и "заплатил" проходят секунды.
Пользователь либо покупает сразу, либо удаляет приложение через 10 минут.
И если твой paywall – это просто "купи подписку за 299 рублей", то конверсия будет 0.5%.
Почему подписку? Почему 299 рублей? Просто так получилось))
А если подойти с умом, то конверсия будет 5-10%.
Разница в 10-20 раз. Земля и небо. Велик и гелик.
Команда может год пилить новые фичи, но если пейволл говно – ничего не взлетит.
А можно сделать правильно пейволл и онбординг, и получить в 10 раз больше денег с того же трафика.
🔥87👍30❤14
У тебя одно непрочитанное
Регулярно у меня лагает телеграм, и пишет что у меня висит непрочитанное сообщение, хотя я точно прочитал все чаты.
Это невероятно бесит, сразу хочется что-то сделать, чтобы не висел этот счетчик.
Потом я вспоминаю как долго меня кормил этот счетчик непрочитанных, сколько у меня было успешных тестов с красным бейджиком на иконке, и понимаю, что это вообще один из самых сильных приемов если нужно заставить пользователя что-то сделать:
– Появление в первый раз счетчика непрочитанных на иконке приложения спокойно может поднять DAU на 10-20%
– Выстроенная логика работы растит DAU вверх на 1-2%
– Ретеншен тоже реагирует позитивно
– Также такой счетчик можно использовать для анонсов новых разделов и выполнения целевых действий в продукте
В какие-то годы это работало даже в трафе. В рекламе мобильных продуктов в иконку добавляли этот счетчик, конверсия была выше, установки дешевле.
На практике я выяснил, что не столько важно, что это реально означает, сколько просто наличие красного бабла с какой-то циферкой, и ее регулярное изменение в какое-то новое положение.
Видимо, такая цифра в красном кружке гипнотизирует не хуже горящего огня.
Важно понимать, что такой прием не добавит ценности продукту и не сделает из говна конфетку, но конверсии там где надо подтянет.
Регулярно у меня лагает телеграм, и пишет что у меня висит непрочитанное сообщение, хотя я точно прочитал все чаты.
Это невероятно бесит, сразу хочется что-то сделать, чтобы не висел этот счетчик.
Потом я вспоминаю как долго меня кормил этот счетчик непрочитанных, сколько у меня было успешных тестов с красным бейджиком на иконке, и понимаю, что это вообще один из самых сильных приемов если нужно заставить пользователя что-то сделать:
– Появление в первый раз счетчика непрочитанных на иконке приложения спокойно может поднять DAU на 10-20%
– Выстроенная логика работы растит DAU вверх на 1-2%
– Ретеншен тоже реагирует позитивно
– Также такой счетчик можно использовать для анонсов новых разделов и выполнения целевых действий в продукте
В какие-то годы это работало даже в трафе. В рекламе мобильных продуктов в иконку добавляли этот счетчик, конверсия была выше, установки дешевле.
На практике я выяснил, что не столько важно, что это реально означает, сколько просто наличие красного бабла с какой-то циферкой, и ее регулярное изменение в какое-то новое положение.
Видимо, такая цифра в красном кружке гипнотизирует не хуже горящего огня.
Важно понимать, что такой прием не добавит ценности продукту и не сделает из говна конфетку, но конверсии там где надо подтянет.
👍80❤10🔥4
Шкура на кон
Что объединяет:
– Продактов-проверятелей гипотез
– Бекендеров, которые никогда не клали прод в пятницу вечером
– Стартаперов, которые живут на инвестиционные деньги
– И тестировщиков?
?
Они ничем не рискуют.
Не сталкиваются с последствиями своих решений, и поэтому не учатся по-настоящему.
Ты можешь знать, как оно всё в теории, знать все фреймворки и методологии, ты даже можешь это самое делать.
Но если ты не несешь за это ответственности (не берешь на себя риски), то говорить, что ты «знаешь и умеешь» ты не можешь.
Ты просто выполняешь какую-то функцию, но все оттенки серого не понимаешь.
Это как друг, который ходит на бокс, но не спаррингует и по лицу не получает.
Что объединяет:
– Продактов-проверятелей гипотез
– Бекендеров, которые никогда не клали прод в пятницу вечером
– Стартаперов, которые живут на инвестиционные деньги
– И тестировщиков?
?
Они ничем не рискуют.
Не сталкиваются с последствиями своих решений, и поэтому не учатся по-настоящему.
Ты можешь знать, как оно всё в теории, знать все фреймворки и методологии, ты даже можешь это самое делать.
Но если ты не несешь за это ответственности (не берешь на себя риски), то говорить, что ты «знаешь и умеешь» ты не можешь.
Ты просто выполняешь какую-то функцию, но все оттенки серого не понимаешь.
Это как друг, который ходит на бокс, но не спаррингует и по лицу не получает.
👍75🔥21❤16😁11
Кажется началось
На прошлой неделе увидел CPM $120 в одной из рекламных кампаний, хотя нормальная цена $20.
Трафик подорожал в 6 раз, хотя мы ничего не меняли.
Сначала не понял че происходит, а потом вспомнил что сейчас конец ноября.
Каждый год в ноябре реклама начинает дорожать, и цены в аукционах достигают своего пика к Thanksgiving day (27 ноября), а потом обновляют рекорды к Christmas (25 декабря).
Black Friday, киберпонедельник, 11.11 и другие распродажи перегревают аукционы и реклама дорожает, в какие-то дни оооочень сильно.
Может и х10 быть.
Многие компании сливают годовые бюджеты в эти два месяца.
Люди ведутся на FOMO и реально покупают больше – подарки, распродажи, плюс есть предновогодний хайп.
И так каждый год.
Поэтому часто нет смысла рубиться с миллиардными бюджетами торговых корпораций, а просто на чилле пережить эти два месяца и нормально закупиться в январе.
На прошлой неделе увидел CPM $120 в одной из рекламных кампаний, хотя нормальная цена $20.
Трафик подорожал в 6 раз, хотя мы ничего не меняли.
Сначала не понял че происходит, а потом вспомнил что сейчас конец ноября.
Каждый год в ноябре реклама начинает дорожать, и цены в аукционах достигают своего пика к Thanksgiving day (27 ноября), а потом обновляют рекорды к Christmas (25 декабря).
Black Friday, киберпонедельник, 11.11 и другие распродажи перегревают аукционы и реклама дорожает, в какие-то дни оооочень сильно.
Может и х10 быть.
Многие компании сливают годовые бюджеты в эти два месяца.
Люди ведутся на FOMO и реально покупают больше – подарки, распродажи, плюс есть предновогодний хайп.
И так каждый год.
Поэтому часто нет смысла рубиться с миллиардными бюджетами торговых корпораций, а просто на чилле пережить эти два месяца и нормально закупиться в январе.
👍70😁18❤11
5 уровней говнопродукта
Смотрю иногда на некоторые новые IT продукты и думаю: ну кто платит за это говно. Ну не работает же ни-че-го!
Фичи есть, кнопки есть, а по сути пользы никакой.
Вот выходит, например, какой-нибудь AI монтажер, заливаешь туда сырой исходник, смотришь как он отрезал, и потом час пытаешься исправить его косяки.
И вроде продукт работает, а вроде бы и задача не решена.
Все такие продукты я называю говнопродуктами и делю на пять уровней.
Разберем на примере TODO менеджера.
Lvl 1. Кривое поделие.
Есть критичные баги, которые мешают жить. Занесли 6 тудушек, а на утро нашли только пять. Тут все очевидно.
Lvl 2. Прогерское "У меня все работает".
Формально все работает. Занесли все тудушки, начали пользоваться, багов нет. Но уже через 15 минут реального использования становится понятно, что текст длиннее 500 символов не влезает, нет хоткеев, и вообще у конкурентов как-то все поудобнее.
Lvl 3. Стандартный говнопродукт.
Сюда попадают 80% продакшен продуктов. Когда все проработано, все красиво, но в жизни пользователя изменений никаких от продукта нет. Задачи как забывались, так и забываются, хотя вроде все надежно записано.
Lvl 4. Хороший продукт.
Поработали с юзерами, проанализировали, что мешает достижению результатов, добавили game-changing фичи, и у кого-то в жизни что-то улучшилось. Например, 15 лет потребовалось производителям тудушниц чтобы понять, что надо скрещивать todo и календарь в одном месте, хотя вроде все очевидно же.
Lvl 5. Мега продукт
Священный продукт, недостижимая вершина. Пользователю не надо ничего делать, просто занести деньги в кассу и получить результаты. По сути, к этому сейчас идут AI агенты.
Ну и главное.
Чем быстрее продукт решает проблему пользователя – тем больше денег на нем можно заработать.
Смотрю иногда на некоторые новые IT продукты и думаю: ну кто платит за это говно. Ну не работает же ни-че-го!
Фичи есть, кнопки есть, а по сути пользы никакой.
Вот выходит, например, какой-нибудь AI монтажер, заливаешь туда сырой исходник, смотришь как он отрезал, и потом час пытаешься исправить его косяки.
И вроде продукт работает, а вроде бы и задача не решена.
Все такие продукты я называю говнопродуктами и делю на пять уровней.
Разберем на примере TODO менеджера.
Lvl 1. Кривое поделие.
Есть критичные баги, которые мешают жить. Занесли 6 тудушек, а на утро нашли только пять. Тут все очевидно.
Lvl 2. Прогерское "У меня все работает".
Формально все работает. Занесли все тудушки, начали пользоваться, багов нет. Но уже через 15 минут реального использования становится понятно, что текст длиннее 500 символов не влезает, нет хоткеев, и вообще у конкурентов как-то все поудобнее.
Lvl 3. Стандартный говнопродукт.
Сюда попадают 80% продакшен продуктов. Когда все проработано, все красиво, но в жизни пользователя изменений никаких от продукта нет. Задачи как забывались, так и забываются, хотя вроде все надежно записано.
Lvl 4. Хороший продукт.
Поработали с юзерами, проанализировали, что мешает достижению результатов, добавили game-changing фичи, и у кого-то в жизни что-то улучшилось. Например, 15 лет потребовалось производителям тудушниц чтобы понять, что надо скрещивать todo и календарь в одном месте, хотя вроде все очевидно же.
Lvl 5. Мега продукт
Священный продукт, недостижимая вершина. Пользователю не надо ничего делать, просто занести деньги в кассу и получить результаты. По сути, к этому сейчас идут AI агенты.
Ну и главное.
Чем быстрее продукт решает проблему пользователя – тем больше денег на нем можно заработать.
❤70👍18🔥4😁1