Записки C3PO – Telegram
Записки C3PO
5.08K subscribers
70 photos
5 videos
225 links
Product Director @ T-Bank AI, ex. YouDo

Пишу о Product & People Management, AI, своих наблюдениях и прочих бесполезных вещах.
Download Telegram
Записки C3PO
Продолжаю читать, что пишут про Дурова и, что и ожидалось, никакой настоящей инфы нет, и 99,9% — чьи-то теории, додумывания и откровенные вбросы, как, к примеру, информация о том, что ордер выписали чуть ли не сразу перед посадкой самолёта. Ситуацию нужно…
Меня долго разные люди убеждали, что это все политика, борьба со свободой слова, Дуров борец за идеалы и тд.
Но, надеюсь, сегодняший пост Дурова с анонсом апдейта поиска и новых термсов, по которым телега фактически соглашается на сотрудничество с властями при поступлении официальных запросов, дадут больше ясности и спустят людей с небес на землю.
💯5👍3🗿3🤔1
Почитал, значит, свежее исследование в ланцете про то, как людей заражали ковидом и замеряли их когнитивное способности. Результат — стат значимое отупление людей. В целом, это объясняет многое происходящее в мире.
😁30😢4🤬3👍2
Forwarded from No Flame No Game
Вы, наверное, слышали выражение: “Если ты не можешь что-то измерить, ты не можешь этим управлять”. Цитату приписывают Вильяму Демингу, основоположнику ключевых теорий менеджмента, – который, на самом деле, сказал ровно обратное:

“Неправильно предполагать, что, если ты не можешь что-то измерить, ты не можешь этим управлять, - этот миф может дорого вам обойтись”.

Накидаю на эту тему несколько тезисов, про которые было бы интересно с вами подискутировать в комментах:

1) Наша индустрия сильно смещена в сторону принятия решений на основе измерений, нежели чем на основе интуиции и вкуса.

2) Это смещение произошло из-за того, что большинство лидеров мнений работали/работают в крупных организациях типа Яндекса, Гугла, “большой четверки” - в сильных data-driven культурах. То есть, 90% популярных материалов про принятие решений были созданы ребятами, которые оперировали на стадии “от 100 к 1000”, а не “от 0 к 1”.

При этом ребятам, работающим на стадии от 0 к 1, сложнее пробиться через наши фильтры, потому что мы редко когда слышали о компаниях, где они работают.

3) У крупных организаций нет механизма для оценки “вкуса”. Когда требуется оценить результат работы тысяч человек, фокус на измерениях позволяет в разы сократить время на performance review и создать ощущение справедливости.

4) Но очень часто именно это приводит к общей неэффективности и неумению создавать новые продукты. Вместо опыта пользователя, команды концентрируются на том, чтобы доказать пользу своему руководству. “Если ты не измерил что-то, ты не можешь доказать, что ты что-то улучшил”.

Более того, чрезмерный фокус на данных без внимания к вкусу и здравому смыслу часто приводит к тому, что ошибки в измерениях никого не волнуют. (А эти ошибки происходят постоянно - собираем неправильные данные; не собираем ивенты определенного типа; неправильно считаем метрику, и тд)

5) При этом есть огромная разница между измерениями и оценкой (evaluation), которая может полагаться на качественные суждения и экспертизу. Сравните: я могу “оценить”, как идет прогресс по проекту (без прыжков через хулахупы, но на основе моего опыта и доступных мне сигналов) // я могу “измерить”, как идет прогресс по проекту (надо собрать данные для бейзлайна, провести A/B тесты, добиться стат значимости и тд).

Я вижу тренд в Долине, что некоторые компании (например, Airbnb, Linear) начинают больше полагаться на вкус, чем на данные, - но при этом начинает страдать счастье сотрудников, так как многие решения ощущаются очень субъективно и, скорее всего, спущены сверху вниз (вкус директора > вкус интерна). Интересно, найдет ли кто-то способ удачно сочетать и то, и другое - или это физически невозможно? :)
22😁3👍2
Если раньше меня удивляла безработность большинства экспертов, то сейчас стал удивляться новому треку:
1. Относительно успешный карьерист (ex-Яндекс, ex-VK, ex-FB, ex- ...) → 2. Идёт запускать свой продукт → 3. У него это вообще нихрена не получается → 4. Он открывает свои курсы-школы по успешному запуску продуктов.

Так и живём! MVP/Кастдев/Питчинги/... приходите на вебинар.
😁44😎3
Не перестаю удивляться левакам в этом мире. На этот раз антимонопольщики хотят «отнять и поделить» Гугл: принудительная реструктуризация и распродажа активов другим игрокам. Видите ли, доминирующее положение Гугла на рынке поиска дают ему слишком много плюшек.

Видимо, не одним европейцам суждено стрелять себе по ногам регуляциями и тормозить скорость развития экономики.

Вот же будет умора, когда антитрастовые регуляторы узнают, что у государства есть монополия на налоги и насилие, и оно может ими злоупотреблять 🤯 зарегулируют сами себя? 🤔
😁14👍4💔1
Forwarded from partially unsupervised
Machines of Loving Grace - отличное эссе Дарио Амодеи (CEO Anthropic) про потенциальное влияние AI на мир в перспективе 5-10 лет. Умеренно оптимистичное, сдержанно предостерегающее, без хайпа, обещаний AGI за три недели и образов сингулярности из дешевой фантастики.
14😁1
Почти заплакал 😭
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🗿8
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Успешная посадка ускорителя Super Heavy B12 на башню Mechazilla — первая в истории и с первого раза!
37👍3
Интересная ситуация с Perplexity. Тоже считаю, что лучшее будущее продукта — покупка гигантом, а если быть точнее, то лучший вариант — Apple. Даже идеальный.

Apple, вроде как, давно хотел сделать свой поисковик для Siri, а тут считай готовый продукт, который можно засунуть в Apple Intelligence и закрыть кучу юзкейсов вокруг поиска. У такого варианта есть минус для тех, кто хочет пользоваться Perplexity вне экосистемы эпла, но, как в случае Apple Music, можно сделать и на другие платформы клиент.

Плюсы для Perplexity в случае продажи Apple:
- Эксклюзивный глубокий и нативный доступ к экосистеме эпла, как софтверно, так и железно
- Доступ к одной из самых, если не самой, большой аудитории. То есть защищенный канал дистрибуции
- Ресурсы Apple
- Отсутствие головной боли от сведения своей юнит экономики

Будущего у Perplexity, как отдельного самостоятельного продукта, я не вижу. Так как, по сути, Core продукта — это внешняя LLM, а долгосрочных методов защиты (сетевые эффекты, switching cost, scale economie, brand, process power) от OpenAI, Google, Antropic у них нет.

И это говорит вам человек, который юзает Perplexity десятки раз в сутки и в гугл захожит уже изредка.
👍102💯1
Читаю, значит, с утра, что там нового завезли в Python 3.13 https://docs.python.org/3.13/whatsnew/3.13.html. И долгожданный free-threaded mode, и JIT. GIL скоро можно будет выкинуть на свалку и забыть, как страшный сон.

Но сразу же после этого одолели два чувства: с одной стороны, стало грустно, что раньше так долго этого ждал, а код в последние несколько лет пишу редко, а когда пишу — это какие-то аналитические штуки или скрипты для автоматизации рутины, где все эти плюшки не нужны особо. С другой стороны, стало радостно, что больше его не нужно писать и меня не заменит AI 😂
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁17💯2
Записки C3PO
Интересная ситуация складывается в индустрии. С одной стороны, лидеры мнений типа Марти Кагана топят за empowered продактов, outcome driven, goal oriented и т. д., а с другой — VC отгружают почти все свое бабло фаундерам-визионерам, которым продакты нужны…
Продолжая тему раскола симметрии и крайностей в индустрии.

Стив Бланк, Эрик Рис и другие последователи этой церкви нас всех приучили, что нужно быть бережливыми, нужен Customer Development и не делать то, что не нужно, тем самым минимизируя риск того, что мы выпустим продукт, который мало востребован. Это отличное мышление для стартапов. По сути, минимизация ошибки первого рода: сделать то, что никому не нужно.

Проблема возникает тогда, когда подобными принципами оперирует корпорация, которой нужно действовать немного иначе. Её задача — минимизировать ошибку второго рода: не сделать то, что нужно. А когда продакт, как попугай, отметает всё с вопросами «чтобы что?», как в недавнем посте в канале «Product channel fit» про проблему миллиона таких вот «чтобы что», или потому что есть риски (а где их нет?), то вы быстро себя обнаружите с пустым тазиком идей. Так мы и видим корпорации и продактов в них, которые вместо использования огромных ресурсов компании для инноваций, тратят их на безопасные, но бесполезные действия вроде перекрашивания кнопок.

Здесь хотелось бы немного процитировать Липсица:
Современный капитализм мне до боли напоминает Советский Союз. В Советском Союзе директор завода от инноваций бегал как чёрт от ладана, потому что он отвечал за выполнение плана, а инновации срывали графики работы, и его наказывали за то, что не выполнил план. Поэтому никакого интереса к инновациям в СССР не было, все от них уклонялись и все бегали, чтобы ничего не внедрять нового. Вот мы попали в современный капитализм, где ситуация во многих компаниях точно такая же.


Вопрос «Чтобы что?» и оценка рисков — отлично, но вам нужно ещё и другое: задаться вопросом «а что иначе?» и оценивать не только риск неудачи, а Opportunity Cost того, что вы этого не сделаете. Потратить 200к на неудачный эксперимент звучит не так трагично, как недозаработать 200 млн, если не сделать?

И в первую очередь это относится даже не к продактам, а к менеджменту таких компаний, которые и задают такой стиль мышления, ибо они и пушат безопасность выполнения целей, так как гарантированный бонус в конце квартала/года синица в руках, лучше чем журавль в небе!
👏176💯3👍2🔥1🤬1
При всей моей нелюбви к вмешательствам государства в свободный рыночек, иногда оно бывает хорошим. Вот недавняя инициатива FTC тому пример. Они анонсировали «Click-to-Cancel» регуляцию, чтобы можно были изи в один клик отписаться от платных подписок. В РФ тоже надо такое, а то некоторые прям злоупотребляют.

Это же сколько продактов не смогут получить промо на ревью за счет буста метрик через усложненную отписку?
😁16👍5
Записки C3PO
Неожиданный для себя, хотя вполне очевидный, юзкейс применения ГПТ/Клода. Надо было набрать средств от/для/после загара, и где-то на третьем средстве, вычитывая эти монструозные составы, стало лень. Пошёл в ChatGPT и скинул список средств и их состав, попросил…
Удивительно, что 2 самых популярных вопроса в личку — про то, какие добавки пью и какой SPF я таки выбрал. Причём с отрывом. Видимо, улучшение качества здоровья и кожи людей волнует больше, чем задача усиления эффективности «гребли» на работе. А может, я больше доверия вызываю именно в вопросах wellness 😂

А SPF взял DR. CEURACLE cica regen waterproof sun. Для моей кожи идеально: быстро впитывается, отлично увлажняет, приятная текстура после, физические и химические фильтры нового поколения, долго держится, не вызывает аллергию или акне, не стекает в глаза, водостойкий. Юзаю каждый день 💅

Слава LLM!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥16😁113👍2🗿1
Записки C3PO
Интересная ситуация с Perplexity. Тоже считаю, что лучшее будущее продукта — покупка гигантом, а если быть точнее, то лучший вариант — Apple. Даже идеальный. Apple, вроде как, давно хотел сделать свой поисковик для Siri, а тут считай готовый продукт, который…
Реальность продолжает отвечать на мое «нытье» в канале.

Блумберг пишет, что Perplexity поднимает $500 млн при оценке $9 млрд. В этом году ожидается выручка $35 млн 🤯 Чуваки такими темпами сделают себе валюацию, неподьемную для продажи. Еще говорят, что в конце года они затащат рекламную модель, и поток выручки только вырастет.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💯1
Классное эссе от ребят из Секвои «The Agentic Reasoning Era Begins».

А классно оно тем, как они предлагают оценивать addressable market Gen AI. Пишут, что благодаря агентной модели произойдет изменение бизнес-модели и её переход от продажи программного обеспечения к продаже результатов работы, где монетизироваться будет не пользователь, а конкретный результат конкретной услуги. То есть целевой рынок AI — это не SaaS-рынок, как все думают, где компании генерят профит через софт и его монетизацию, а services market, который исчисляется триллионами долларов.

Подобный шифт был и с SaaS, когда произошел переход от продажи самого софта к оплате за использование.
7🔥1
Думаю, все знают, что Нобелевскую премию по экономике в этом году получил Дарон Аджемоглу за исследования влияния институтов на развитие наций, в частности, за сравнение инклюзивных и экстрактивных институтов. Об этом Дарон с соавтором писали в книге «Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty», которую настоятельно рекомендую всем прочитать.

Недавно читал о взгляде Аджемоглу на реформирование налоговой системы в США и был удивлен очевидным, но ранее незамеченным мне дефектом: налоги на прирост капитала составляют около 5%, а на трудовой доход — более 29%. Это стимулирует предприятия автоматизировать производство и заменять людей, даже если это не повышает эффективность. А всё потому, что итоговая удельная стоимость снижается за счёт меньшей налоговой ставки.

Как понимаю, расчёты Аджемоглу показывают, что устранение налогового перекоса в пользу капитала может повысить уровень занятости на 6.5% и увеличить долю доходов от труда на 1.1 процентных пункта. Даже более скромные реформы могут привести к увеличению занятости на 1.9–2.9 процентных пункта. А федеральные доходы потенциально вырастут на 4–5% ВВП.
💯10👍4🤔4
Понравился тред в твиттере на тему падения рождаемости в мире:

Дело в двух глобальных трендах:
1. Жизнь стала слишком сложной. Куча решений, которые надо принимать каждый день: страховки, счета, ремонты, инвестиции, карьера и тд. Сильнее всего страдает средний класс, который только глубже тонет в сложностях. Lower class тупо не замечает всего этого, а upper class просто решает всю сложность деньгами.
2. Жизнь стала слишком "хорошей". То, что в 70-х считалось роскошью (путешествия, рестораны, машины), теперь доступно многим. Развлечений и возможностей больше, чем когда-либо. При этом люди работают меньше часов, чем раньше.

В итоге, когда всё так комфортно и запутанно одновременно, решиться на детей становится всё сложнее. Особенно если учесть, какие серьёзные жертвы для этого нужны.
👍334
Интересное пишут в недавно вышедшем исследовании.

Примерно 3 миллиарда лет назад на Землю упал гигантский метеорит, который был в 50-200 раз больше того, что уничтожил динозавров (K-Pg). Исследования показывают, что это событие оказало ключевое влияние на развитие жизни на планете.

Метеорит диаметром около 40-50 километров вызвал мощный удар, который привел к испарению огромного количества горных пород. Это запустило парниковый эффект: в атмосферу попало много углекислого газа и водяного пара, что сделало климат теплее и благоприятным для развития фотосинтезирующих микроорганизмов. Эти организмы, вероятно, сыграли важную роль в подготовке планеты к Великому Окислительному Событию — моменту, когда атмосфера Земли начала насыщаться кислородом.

Но это не все. Метеорит также высвободил огромное количество фосфора — важнейшего элемента для жизни. До этого момента фосфор был в основном "заперт" в нерастворимых минералах и был недоступен для ранних форм жизни. Удар сделал его биодоступным, что стало важным фактором для развития ДНК, РНК и других ключевых молекул.

При этом важно понимать масштаб разрушений:
• Кратер от удара оценивается примерно в 500 километров в диаметре
• Энергия удара была колоссальной - достаточной для испарения огромных объемов горных пород
• Выброшенный материал распространился по значительной части планеты, о чем свидетельствуют найденные сферулы (застывшие капли расплавленных пород)

Если посмотреть на историю Земли, подобные "случайные" события не раз кардинально меняли ход эволюции. Метеорит, уничтоживший динозавров, открыл эволюционное окно нашим пушистым предкам-млекопитающим. Этот древний астероид создал условия для развития фотосинтеза. И таких примеров немало.

Все эти события заставляют задуматься о том, насколько маловероятно само возникновение разумной жизни. Каждое из этих столкновений могло пойти по-другому — и наша планета была бы совсем иной. Вероятность того, что все эти события выстроились именно так, как нужно для появления разумной жизни — чудо. Все таки не зря говорят, что возникновение разумной жизни — это вероятность, с трудом отличимая от нуля.
24🔥6
В комментах к посту про рождаемость скинули клевое исследование «The Experiencing Self and the Remembering Self: Implications for Leisure Science», где исследуется вопрос досуга и применение концепции двух «я», популяризированной Даниэлем Канеманом в книге «Thinking, Fast and Slow».

Суть в том, что:
• Переживающее «я» — живет моментом. Это тот аспект, который чувствует и реагирует на происходящее здесь и сейчас.
• Вспоминающее «я» — формирует воспоминания и оценивает события постфактум. Именно оно "решает", как мы будем вспоминать опыт и влияет на наши будущие решения.
• Вспоминающее «я» оценивает опыт по самым ярким моментам и тому, как всё закончилось. Длительность самого опыта при этом почти не важна ("пренебрежение длительностью").
• Хотя переживающее «я» активно проживает опыт, именно вспоминающее «я» принимает решения о будущем (например, куда поехать в отпуск или какое событие повторить).

Так же эти два «я» часто конфликтуют. Вот реальные примеры из исследования:
• Туристы поехали смотреть северное сияние. На второй день круиза они его увидели и были в полном восторге (переживающее «я» кайфовало). Но когда через пару дней их спросили о впечатлениях - никто даже не вспомнил про сияние! Все жаловались на скучные последние дни.
• Спортивный матч может быть отличным, но одна ошибка в конце «портит всё» в воспоминаниях болельщиков, даже если им нравилась большая часть игры.

Почему так происходит? Наше «вспоминающее я»:
• Оценивает опыт по пиковым моментам и концовке
• Практически игнорирует длительность опыта
• Создает "историю", которая может сильно отличаться от реального опыта

Как это применить в жизни?
• Хотите крутые воспоминания, чтобы люди запомнили ваше мероприятие или встречу положительно? Продумывайте сильное завершение события.
• Чтобы получать больше удовольствия от жизни, старайтесь сосредоточиться на переживаниях "здесь и сейчас", а не только на том, как это запомнится. Учитесь жить моментом.
• При планировании важных событий думайте об обоих "я" - и о процессе, и о том, как это запомнится. Если что-то пошло не так в конце, не давайте этому испортить всё впечатление! Помните, что ваше "переживающее я" получало позитивные эмоции большую часть времени.
31👍2🔥1😁1🤬1
Знаете, от чего в индустрии сильно бомбит? От повальной инфляции: обесцениваются не только деньги, но и тайтлы. Теперь все продакты резко стали CPO. В компании изи может быть несколько вакансий CPO, пару десятков продактов с тайтлом CPO.

Раньше я думал, что это люди так называют Head of Product, VP of Product и Product Director из-за непонимания разницы, а потом стал замечать, что теперь даже базовый IC-продакт гордо обозначает себя в каком-нибудь докладе на конфе как CPO. В итоге в одной небезызвестной корпорации есть CPO CEO-8.

Я предлагаю пойти дальше и называть каждого EM'а CTO. А потом вовсе сказать, что каждый сотрудник — CEO. Так сказать, развить принципы лидерства и ownership'а до максимума. Денег за это они, конечно, не получат.
😁38💯162