Записки C3PO – Telegram
Записки C3PO
5.08K subscribers
70 photos
5 videos
225 links
Product Director @ T-Bank AI, ex. YouDo

Пишу о Product & People Management, AI, своих наблюдениях и прочих бесполезных вещах.
Download Telegram
Еще несколько лет назад самым лучшим предиктором стоимости софтверной компании был темп роста ее выручки (к примеру, Revenue Growth YoY), поэтому мы видели множество компаний, у которых огромный valuation и такие же огромные убытки, которые считались лишь издержками роста, а темпы роста выручки были основой этой оценки. VC были с этим ок, ибо будущие потоки доходов давали более лучшие показатели при таких темпах роста, хоть и с такими убытками, чем без убытков, но и без такого роста, а денег у инвесторов все равно было много (особенно, после пандемии).

В текущей мировой экономической конъюктуре картина сильно поменялась: главным предиктором в стоимости стал Net Income (чистая прибыль). Рост инфляции и ужесточающаяся политика ФРС приводит к тому, что инвесторы сильнее дисконтируют свои будущие денежные потоки.

https://tomtunguz.com/multiple-correlates-2022/
👍41
Forwarded from CX: Стратегическая логика (Mike Rudenko)
Любопытная статья Сергея Карелова, в которой даётся интересный взгляд на человеческую иррациональность.

Спойлер: мозг абсолютно рационально работает, просто его рациональность направлена на эффективность, а не на результативность.
1
Когда я общаюсь со всякими челами, которые боятся запускать стартап (один из этих челов я сам, внезапно), то часто слышу что-то типа «в случае провала пострадает моя репутация!» и это их останавливает.

А теперь вернемся в реальность. Адам Ньюман, запускает WeWork один из самых дорогих и быстро растущих стартапов в мире, НО устраивает кокаиновые вечеринки, сам у себя выкупает за несколько миллионов права на бренд, с провалом и позором публикует проспект S1 перед IPO, с позором его увольняют, в СМИ его не мешает с помоями только ленивый и прочие забавности, которые уничтожают репутацию.
Ожидание: позор, карьера угроблена, до конца жизни ты обречен тусоваться на випасанах и ходить на конференции и рассказывать о былом величии, смерть от диабета, передоза или экзестенциального кризиса.
Реальность: Ты скупаешь недвигу на лярд от экзита с WeWork под свой новый стартап и собираешь $350 млн от a16z при оценке в $1 млрд еще до запуска.
https://www.nytimes.com/2022/08/15/business/dealbook/adam-neumann-flow-new-company-wework-real-estate.html
🔥13😁51
Можно на ситуацию с Ньюманом (меня все еще бомбит, что один Адам получает $350млн за идею, а другой нет 🌚) посмотреть под другим углом: ты сначала покупаешь недвигу на более чем млрд вечно зеленных, но инвестор оценивает твою капитализацию меньше, чем стоимость твоих активов 😁
😁61😢1
Пол Грэм недавно сказал, что нанимать людей надо тогда и только тогда, когда их отсутствие является ключевым ботлнеком роста компании. Вот и я посидел, подумал и понял, что таких ботлнеков несколько, поэтому ищу:

- Head of Product в YouDo Business, который возглавит наше самое молодое и быстрорастущее направление и возьмет на себя его стратегию и масштабирование на новые рынки https://youdo.notion.site/Head-of-Product-YouDo-Business-ed92a84d28734306bc8a43e5d5d35457
- К нему в команду парочку опытных Senior/Middle продактов, которые займутся увеличением ценности и ростом продукта https://youdo.notion.site/Product-Manager-YouDo-Business-2c499364056a45909561494683e0cae8
- Продакта в команду «Заказчики», которая занимается пользовательским опытом заказчиков на маркетплейсе https://youdo.notion.site/Product-Manager-Customers-3b66a667003048cc830836db18cacfcb
- Аналитика в команду «Исполнители», который поможет команде принимать правильные решения на основе данных https://youdo.notion.site/Product-Analyst-a262f1fc926d42a785cc0f547b12f1cd

Резюме можете присылать мне в личку @hushpar или @Dante2707
👍11🤩2🔥1
Послушал на днях последний подкаст Лени с Марти Каганом.

https://youtu.be/h-KVGHoQ_98

Абсолютно монументальный спич от Марти. Можно разбирать на цитаты и хватит на книгу. В целом, книги уже есть: Inspired и Empowered, на мой взгляд, обязательны к прочтению любому продакту, кто хочет быть хорошим продактом.
6🔥2
Миша Руденко написал топовый пост про системные проблемы в образовании продактов и то, как это приводит к бесконечным и бессмысленным экспериментам. Как всегда, не в бровь, а в глаз. Я полностью эту позицию разделяю. Сережа Тихомиров его отлично дополнил.
Повторяться не буду, а попробую дополнить в следующем посте. Считаю, что помимо проблемы в отсутствии системного и фундамельного образования, есть еще культурный флёр индустрии, связанный с типичной в продакт менеджменте попыткой применять разные практики из других индустрий, не разобравшись в сути.
3
Forwarded from CX: Стратегическая логика (Mike Rudenko)
Культура экспериментов как индульгенция безграмотности

Тут один знакомый жалуется: курсов продуктовых полно, а хороших продактов нет. У меня есть гипотеза, почему нет. Потому что на всех этих курсах продактов учат не разбираться в рынке, в потребностях, в предметной области, а ставить эксперименты и смотреть на метрики. Чем больше гипотез проверишь, тем ты больше молодец. В итоге куча продактов, с которыми я сталкивался, ничерта не умеют прогнозировать экспертно. У них на каждый вопрос один ответ: надо провести тест и проверить. Своё мнение полностью атрофировалось за ненадобностью – ведь верить можно только цифрам, а цифры берутся в результате эксперимента.

Я не против экспериментов, но процесс тестирования не должен замещать процесс обучения. Потому что это взаимодополняющие вещи. Чем больше человек знает, тем меньше он тестирует и ресёчит то, что тестировать и ресёчить не надо, потому что это уже известно. Знание некоторых принципов компенсирует незнание некоторых фактов. И вот с принципами-то как раз плохо. Потому что эксперименты направленные только на рост нужной метрики, а не на изучение процесса, приводящего к росту метрики не позволяют изучить принцип. Экспериментатор просто увидел, что такое-то действие влияет на такую-то метрику и успокоился. А почему оно влияет ему не интересно. В следующий раз он просто попробует сделать так же, а когда не получится – пойдёт снова ресёчить вместо того, чтобы подкрутить один нюанс, отличающий первый случай от второго.

Пока на курсах по продакт менеджменту будут учиться максимально много ошибаться вместо того, чтобы сразу делать без ошибок, пока не будет акцента на качество гипотез, которые проверяются, хорошие продакты будут получаться только случайно и вопреки.
👍71
Гипотезы как индульгенция на эксперименты

Культура экспериментирования, на мой взгляд, является следствием неудачной попытки применить научный метод. Наука и научный прогресс базируется на постоянных экспериментах и проверках гипотез, которые дают знания.

Гипотеза — это предположение, которое описывает феномен (факт, событие, явление, etc), и может быть проверено в ходе эксперимента (Wiki). Основой гипотезы являются наблюдения, которые ты не можешь объяснить существующими теориями, поэтому описываешь своим предположением.

Эксперимент — это инструмент обучения и его задача получить знания, которые позволят понять верно ли изначальное предположение и найти противоречия в нем.
И есть куча критериев (помимо перечисленных) у самого научного метода.

Так в научной теории, но не в индустрии, и, как пишет Миша, продакт не получает знания после проведения эксперимента, у него и не было цели их получить — он просто хотел достичь свой KPI/OKR/whatever. Продакт, проведя эксперимент и получив результат, успокоится и перейдет к следующему. Будет ли следующий трансформироваться на основе данных полученных от предыдущего? Чаще нет, чем да. Это уже в основе противоречит научному методу и тому, что эксперимент — инструмент получения знаний.

Спросите 99 из 100 про их определение гипотезы и они скажут, что это предположение требующее проверки. Обычно, это предположение вида «если я сделаю что-то, то получу то-то». Это ключевая точка, когда в индустрии продакт получает индульгенцию. Ты можешь выдвинуть любое предположение, назвать это гипотезой и теперь будешь обязан его подтвердить экспериментом, и никто не сможет тебе ничего сказать, ибо это гипотеза, а мы ведь все Data-Driven: если нет эксперимента, то нет метрик, а если нет метрик, то нет и аргументов. И это ключевая ошибка.

По факту, когда ты выдвигаешь гипотезу, которая не базируется на каких то наблюдениях, то это не гипотеза, а просто идея: «а давайте сделаем кнопку не справа, а слева, и мы улучшим конверсию». А почему она увеличится? «Ну не проверим, не узнаем». Здесь то и легко понять, кто безграмотен, а кто нет.
🔥163👍2
Работать надо так, чтобы твои коллеги потом не писали у себя в резюме вот так
😁155
Forwarded from Product Science by Anton Martsen (Anton Martsen)
Это, пожалуй, самая познавательная для меня статья из 2021. Не помню, почему не делился раньше, но исправляюсь.

Она больше про проектирование, а не аналитику, но позволяет взглянуть на продуктовую работу под другим углом.

Суть в том, чтобы представить ваш продукт как «пространство» через которое люди пробиваются к своей цели. Идея вроде как из геймдева, но расширяет немного сознание.

Кратко пересказывать не буду. Это достойно полного прочтения
https://stephenanderson.medium.com/when-customer-journeys-dont-work-arcs-loops-terrain-4f7f8ac6df4e
👍92
Те редкие случаи, когда анализ данных и статистика оказались полезными

https://twitter.com/dollarsanddata/status/1564743654450806792
😁71
Forwarded from partially unsupervised
Читаю "Бобо в раю. Откуда берется новая элита" - про социальный класс bourgeois-bohemian, "буржуазной богемы" (в наших широтах похожих людей обычно называют не совсем точно хипстерами), и хочу выдернуть оттуда цитату:

Ваша карьера должна отражать изменчивые запросы бобо-этики. В 1950-х считалось, что деньги лучше всего получать по наследству. В среде сегодняшней бобо-элиты считается, что лучше всего разбогатеть по стечению обстоятельств. Деньги просто случилось заработать на пути к реализации творческой задачи. Это значит, что наиболее престижные профессии совмещают в себе артистическое самовыражение с высоким доходом. Писатель, зарабатывающий миллион долларов в год, куда престижнее банкира, получающего пятьдесят. Программист с опционом на акции стоимостью в несколько миллионов престижнее девелопера, чей пакет оценивается в десятки миллионов.

Думаю, эта цитата хорошо описывает, почему X денег, заработанных в Сбере или, например, на перепродаже спизженного кирпича - не так круто, как такие же X денег от продажи стартапа, призовых на Kaggle или гонораров за лекции.
👍111
Уважаемые ресерчеры из одной организации, которая решила недавно заняться метавселенными (you know) и стала запрещенной в РФ, научились декодировать из M/EEG (магнито- и электро- энцефалография) активности мозга человеческую речь с 72.5% top-10 accuracy. В СМИ уже трубят, что это прорыв, но по факту это лишь top-10 accuracy, а top-1 accuracy это 44%. С одной стороны, это очень мало, чтобы говорить, что можно нормально синтезировать речь из активности мозга, но, с другой, достаточно большой прогресс и предпосылка на прорыв в будущем. Учитывая, что прогресс во всех этих AI штуках стал непредсказуемым aka сингулярность, так глядишь, а через 5-7 лет эпизоды «черного зеркала» будут казаться документалкой.

https://arxiv.org/abs/2208.12266
🔥5😁21
Медитация 🧘‍♀️

Недавно с коллегами говорили про медитацию и ее эффект. Большинство моих знакомых, когда объясняют позитивные эффекты медитаций, уходят в дебри духовных практик, буддизма и прочих нематериальных и ненаучных вещей. Меня, как прожжённого материалиста, такое не очень устривает🌚

Есть множество книг и ресерча, которое объясняет пользу медитаций с научной точки зрения (прокачка осознанности, нейропластичности и тд). Про еще одну интересную работу узнал в свежем подкасте Убермана https://youtu.be/yb5zpo5WDG4

Выяснилось, что 13 минут медитаций каждый день способны разительно развить способность фокусироваться за счет перефокусировки. Дело в том, что мы регулярно отвлекаемся во время медитации с дыхания на свои мысли, ловим себя на этом, возвращаем обратно фокус на дыхании. Повторяя подобное, мы использоваем нейропластичность мозга для улучшения способности к концентрации и фокусу. Медитация — фитнес для вашего мозга, а ключ в рефокусировке 💪

В общем, если испытываете траблы с фокусом и концентрацией, попробуйте медитировать каждый день по 10-15 минут 🧘‍♀️ Главное — не после 20:00, так как может быть негативный сайд эффект для сна.
В качестве обучалки рекомендую гайд по медитации от Headspace ☝️
Ну и подкаст Убермана послушайте.
🔥101
Хороший пост для тех, кто меня периодически спрашивает зачем я делаю что-то руками и намекают, что я этого делать не должен
Работаем руками

Угораю с продактов, которые говорят «я таски писать уже не хочу, я больше про стратегию, процессы и пипл менеджмент». Сидят строчат презентации о продуктовой культуре, спамят конфлюенс описанием как надо писать what’s new для релизов. А в продуктовых метриках мышь повесилась. И ведь есть компании-бедолаги, которые берут таких.

Когда я перешел в Одноклассники из ivi, у меня стало ноль продактов в подчинении. А приносить нужно было кучу денег. Ну че, открыл Jira и Axure и понеслась. В своих стартапах у нас тоже не было возможности нанимать армию бездельников, описывал ивенты для Amplitude своими руками. И ничего, жив.

Нормальный CPO умеет и в тасках саппорта поковыряться и с клиентами поговорить и прототипы накидать. Короче, не ссыт засучить рукава и поработать руками, если нужно. Поэтому первый вопрос, который задаем продакту на собеседовании, должно быть «ты работать умеешь или будешь телеграм канал вести?» Если начинает свистеть про процессы и культуру - неси ссаную тряпку.

Тут можно рассказать, что процессы очень важны: https://www.instagram.com/p/CiMyEiZjBFE/
🔥171
Прервать молчание в канале меня заставил новый чатбот от OpenAI. Мы все и так знали, что продакты не нужны, но не настолько же 🌚
1
Ахтунг! СРО тоже не нужны
🔥81👏1🤩1