Клиентский сервис vs. Готеприимство
Послушала вчера интервью Романа Тарасенко с неочевидным для меня гостем - Дмитрием Завражновым. Дмитрия я не знала, он гуглится как партнер консалтинговой компании NewAngle (в портфолио представлены проекты для культурных учреждений: Британский музей, Музей дизайна Витра в Германии), а также выпускник MBA в Калифорнийском государственном университете.
Мысль, которая зацепила в интервью: есть клиентский сервис, а есть гостеприимство.
Клиентский сервис — это функционально, про выполнение ожиданий.
Ему можно научить, прописать стандарты, KPI, отцифровать результат. Это требует времени и денег, но поддается выстраиванию.
Гостеприимство — это про эмоции, создание особенного опыта.
Насколько клиент чувствует себя желанным, насколько искренне рады его видеть. Не просто выполнение запроса, а создание теплого, персонализированного отношения. Это нельзя стандартизировать, но это можно привить — через правильный найм, внутреннюю культуру, отношение сотрудников друг к другу.
Самая развитая культура гостеприимства — в Японии. Там есть слово おもてなし (омотэнаси), которое не имеет точного аналога в других языках. В японском нет четкого разделения между «клиентом» и «гостем» — чаще всего используется お客様 (okyakusama). Именно поэтому в Японии не оставляют чаевые: гостеприимство — это не услуга, за которую платят, а часть культуры.
Пример хорошего сервиса:
В Ritz-Carlton есть концепция, согласно которой каждому сотруднику выделяется до 2 000 долларов на решение проблем гостя без необходимости согласования с менеджером. Это часть их легендарной философии Gold Standards.
Пример гостеприимства в том же Ritz Carlton: знаменитая история про жирафа.
Семья с маленьким сыном остановилась в отеле Ritz-Carlton, где забыли жирафика Джоши своего сына. Ritz вернул мальчику не просто жирафа, а отель сделал фотографии Джоши, отдыхающего в Ritz-Carlton: жираф лежал у бассейна на шезлонге, посещал спа, сидел на стойке регистрации с бейджем «Сотрудник дня». К игрушке приложили персонализированное письмо от отеля, где говорилось, что Джоши отлично провёл время и теперь рад вернуться домой.
Главный вывод:
Гостеприимство не требует больших денежных вложений, а требует правильной корпоративной культуры. Сервису можно научить, а вот таким историям - нет, для создания такого опыта ты никогда не пропишешь скрипты. Гостеприимство требует творчества от команды и желания сделать чуть больше, чем должен. Именно это “чуть больше” создает вау-эффект и превращает клиентов в преданных фанатов.
А у вас были ситуации, когда вы сталкивались с настоящим гостеприимством?
Послушала вчера интервью Романа Тарасенко с неочевидным для меня гостем - Дмитрием Завражновым. Дмитрия я не знала, он гуглится как партнер консалтинговой компании NewAngle (в портфолио представлены проекты для культурных учреждений: Британский музей, Музей дизайна Витра в Германии), а также выпускник MBA в Калифорнийском государственном университете.
Мысль, которая зацепила в интервью: есть клиентский сервис, а есть гостеприимство.
Клиентский сервис — это функционально, про выполнение ожиданий.
Ему можно научить, прописать стандарты, KPI, отцифровать результат. Это требует времени и денег, но поддается выстраиванию.
Гостеприимство — это про эмоции, создание особенного опыта.
Насколько клиент чувствует себя желанным, насколько искренне рады его видеть. Не просто выполнение запроса, а создание теплого, персонализированного отношения. Это нельзя стандартизировать, но это можно привить — через правильный найм, внутреннюю культуру, отношение сотрудников друг к другу.
Самая развитая культура гостеприимства — в Японии. Там есть слово おもてなし (омотэнаси), которое не имеет точного аналога в других языках. В японском нет четкого разделения между «клиентом» и «гостем» — чаще всего используется お客様 (okyakusama). Именно поэтому в Японии не оставляют чаевые: гостеприимство — это не услуга, за которую платят, а часть культуры.
Пример хорошего сервиса:
В Ritz-Carlton есть концепция, согласно которой каждому сотруднику выделяется до 2 000 долларов на решение проблем гостя без необходимости согласования с менеджером. Это часть их легендарной философии Gold Standards.
Пример гостеприимства в том же Ritz Carlton: знаменитая история про жирафа.
Семья с маленьким сыном остановилась в отеле Ritz-Carlton, где забыли жирафика Джоши своего сына. Ritz вернул мальчику не просто жирафа, а отель сделал фотографии Джоши, отдыхающего в Ritz-Carlton: жираф лежал у бассейна на шезлонге, посещал спа, сидел на стойке регистрации с бейджем «Сотрудник дня». К игрушке приложили персонализированное письмо от отеля, где говорилось, что Джоши отлично провёл время и теперь рад вернуться домой.
Главный вывод:
Гостеприимство не требует больших денежных вложений, а требует правильной корпоративной культуры. Сервису можно научить, а вот таким историям - нет, для создания такого опыта ты никогда не пропишешь скрипты. Гостеприимство требует творчества от команды и желания сделать чуть больше, чем должен. Именно это “чуть больше” создает вау-эффект и превращает клиентов в преданных фанатов.
А у вас были ситуации, когда вы сталкивались с настоящим гостеприимством?
YouTube
Брендинг - основа бизнеса. На чём стоит бренд Tesla, The Ritz-Carlton, Disneyland?
Сегодняшний выпуск будет с особенным человеком, с тем, кто влюбил меня в профессию, и благодаря которому я стал маркетологом. Речь идёт о Дмитрие Завражнове. Именно он когда-то меня вдохновил на маркетинг, надеюсь, что наш подкаст также станет для кого-то…
❤82👍6
Поделилась с Дашей свои вишлистом. Но главное - своим лайфхаком, что все «хотелки» собираю в сервисе followish и доступ к моей странице есть и у Тахира. Очень удобно, ребят))
Forwarded from Стильный стилист стилизует
Морнинг!
Сегодня в рубрике #хотетьневредно Маша Манаева - моя прекрасная знакомая, которой я очень вдохновляюсь, а еще со-основатель проекта THE CULTT и автор вдумчивого тг-канала «она пыталась все успевать»❤️
1. Давно заглядывюсь на это ожерелье от скандинавского бренда Pearl Octopussy. Я фанат украшений, собираю свою коллекцию.
2. Альбом для вклеивания фотографий в виде интерьерной книги в текстильной обложке Hronika. Очень нравится формат, что фотографии нужно распечатывать, вклеивать и следить, как альбом наполняется воспоминаниями.
3. Bottega Veneta Arco в красивом желтом цвете из моего проекта The Cultt. У меня была такая модель в черном цвете, неубиваемая и очень вместительная сумка.
4. Слышала очень много классных отзывов о питерском бренде нижнего белья Corporelle. Это бра нежно-розового цвета особенно нравится.
5. Неуловимые сережки Old Celine из коллекции 2017 года. Их невозможно найти ни на одном ресейле, а в Москве они есть, кажется, только у Марины Голомаздиной. Это единственный «недосягаемый» лот из вишлиста.
6. Еще хочется винтажные Cartier Must de Cartier Tank. Слежу, когда такие появятся у нас в Культе или когда я поеду в Японию: что быстрее)
Сегодня в рубрике #хотетьневредно Маша Манаева - моя прекрасная знакомая, которой я очень вдохновляюсь, а еще со-основатель проекта THE CULTT и автор вдумчивого тг-канала «она пыталась все успевать»❤️
Я давно пользуюсь сервисом followish и заношу все свои хотелки туда. Им же пользуется и мой жених, когда думает над подарком мне. Очень удобно, девочки, советую)) Ну и важно, что все мои хотелки - реальные, не мечтаю о доме в Малибу за триллион долларов.
1. Давно заглядывюсь на это ожерелье от скандинавского бренда Pearl Octopussy. Я фанат украшений, собираю свою коллекцию.
2. Альбом для вклеивания фотографий в виде интерьерной книги в текстильной обложке Hronika. Очень нравится формат, что фотографии нужно распечатывать, вклеивать и следить, как альбом наполняется воспоминаниями.
3. Bottega Veneta Arco в красивом желтом цвете из моего проекта The Cultt. У меня была такая модель в черном цвете, неубиваемая и очень вместительная сумка.
4. Слышала очень много классных отзывов о питерском бренде нижнего белья Corporelle. Это бра нежно-розового цвета особенно нравится.
5. Неуловимые сережки Old Celine из коллекции 2017 года. Их невозможно найти ни на одном ресейле, а в Москве они есть, кажется, только у Марины Голомаздиной. Это единственный «недосягаемый» лот из вишлиста.
6. Еще хочется винтажные Cartier Must de Cartier Tank. Слежу, когда такие появятся у нас в Культе или когда я поеду в Японию: что быстрее)
❤22🔥11👍1
Прочитала интересный пост в канале Максима Спиридонова (он продал свою EdTech-компанию «Нетология-групп» инвесткомпании Алексея Мордашова «Севергрупп» примерно за 2,2 млрд рублей) про разницу между основателями-CEO и наемными CEO. Согласна с каждым тезисом, особенно про маниакальную увлеченность продуктом. Могу про себя сказать, что 90% своего свободного времени я думаю о Культе. Это как навязчивая мысль, от которой невозможно избавиться — да и не хочется, потому что ты от нее кайфуешь. И про слабые стороны фаундеров-CEO тоже в точку. В общем, прочитайте пост, интересно.
А если тема вам близка, то можете еще изучить теорию жизненных циклов компании по Адизесу. Адизес описал, как компании проходят через разные стадии развития, и какие типы лидерства им нужны на каждом этапе. Где-то фаундеру лучше отойти от дел, например.
У Максима еще понравился пост про новый тренд — «неоминимализм». Если коротко, это тренд на упрощение технологий и потребления. Скоро снова станут популярны устройства, выполняющие только одну функцию. Например, телефон, который только звонит. Вообще изначально это так и задумывалось 😃
Реклама. ИП Спиридонов Максим Юрьевич. ИНН 780419707373, erid: 2VtzqusDz2C
А если тема вам близка, то можете еще изучить теорию жизненных циклов компании по Адизесу. Адизес описал, как компании проходят через разные стадии развития, и какие типы лидерства им нужны на каждом этапе. Где-то фаундеру лучше отойти от дел, например.
У Максима еще понравился пост про новый тренд — «неоминимализм». Если коротко, это тренд на упрощение технологий и потребления. Скоро снова станут популярны устройства, выполняющие только одну функцию. Например, телефон, который только звонит. Вообще изначально это так и задумывалось 😃
Реклама. ИП Спиридонов Максим Юрьевич. ИНН 780419707373, erid: 2VtzqusDz2C
Telegram
Максим Спиридонов
Предприниматель, стратег, визионер, отец 5-ых. Создал миллиардные компании в рублях (Нетология и Фоксфорд). Ращу единорога в долларах и развиваю бизнес-клуб Reforma.
Контакт менеджера: @collaboration_spiridonov
Контакт менеджера: @collaboration_spiridonov
👍14❤7
How to Create the Perfect E-Commerce Site
За 9 часов перелета Пхукет-Москва я чего только не прочитала, но по Case Study BOF на тему создания идеального сайта сделала для вас заметку с основыными буллитами из статьи, потому что интересно.
Базовый путь покупателя не изменился за 20 лет
Главная → карточка товара → корзина → оплата
Desktop / Mobile
🟡 c ростом мобильного трафика покупатели на мобильных устройствах все меньше терпят неудобные сайты;
🟡 на десктопе среднее время пребывания — 4 минуты 27 секунд, на мобильных еще меньше, то есть у вас есть всего несколько минут, продать свой товар;
🟡 десктоп эффективнее: пользователи проводят больше времени, просматривают больше страниц и реже уходят с сайта;
Фильтры
🟡 распространенная ошибка брендов — перечислять все размеры в фильтре. это непонятно, когда цифровые и буквенные размеры в одном списке. фильтры должны быть логично структурированы.
Рекомендательная система = стандарт, а не бонус
Два типа кросс-продаж:
🟡 альтернативные — похожие товары (если клиент смотрит одну футболку, ему предложат другие модели);
🟡 дополняющие — товары-компаньоны (ремень к брюкам, серьги к платью);
Важно учитывать сценарии поведения:
🟡 если пользователь пришел из поиска, он изучает ассортимент → ему нужно показать аналоги;
🟡 если он выбрал товар из каталога, он уже ближе к покупке → лучше показать идеи стилизации;
Тренды в визуальном контенте
Фотографии становятся более естественными и похожими на контент из соцсетей. Статика уходит в прошлое — пользователи привыкли к динамичным снимкам, которые они видят в Instagram и TikTok.
🟡 горизонтальная прокрутку карточек товаров — как в сторис Instagram;
🟡 Cartier добавляет интерактивные кнопки в карточках товаров, стилизованные под шоппинг-теги из соцсетей;
🟡 Nike и Adidas публикуют фотографии клиентов, которые отметили бренд в Instagram;
🟡 многие бренды стремятся создать единую атмосферу на главной странице и в социальных сетях, особенно если их аудитория приходит с Instagram и TikTok;
Карточка товара: убираем трение
Пользователи не любят искать информацию. Если детали спрятаны в сложные выпадающие меню, они просто закроют страницу.
🟡 размерная сетка должна быть в первом экране, а не скрыта в ссылке;
🟡 описание посадки на основе отзывов помогает избежать возвратов;
🟡 избегать перегруженных страниц —> длинные тексты и избыток интерактивных элементов могут отпугнуть пользователя;
Как повысить конверсию на странице товара
🟡 кнопка «добавить в корзину» должна быть доступна без прокрутки;
🟡 выбор способа доставки сразу на странице товара (в российских брендах такого не встречала);
🟡 честные данные о размере снижают возвраты;
🟦 Добавлю еще от себя, что хорошо бы в первом экране давать информацию о возврате и кнопку "связаться" (ее также дублировать на чек-ауте), чтобы сомневающиеся не лезли в подвал искать номер службы поддержки, а могли связаться с вашим клиентским менеджером прям из карточки или корзины.
Вопрос читателю: чем разница между просто интернет-магазином и действительно сильным e-commerce брендом?
Спойлер: дело не только в продажах!
За 9 часов перелета Пхукет-Москва я чего только не прочитала, но по Case Study BOF на тему создания идеального сайта сделала для вас заметку с основыными буллитами из статьи, потому что интересно.
Базовый путь покупателя не изменился за 20 лет
Главная → карточка товара → корзина → оплата
Desktop / Mobile
Фильтры
Рекомендательная система = стандарт, а не бонус
Два типа кросс-продаж:
Важно учитывать сценарии поведения:
Тренды в визуальном контенте
Фотографии становятся более естественными и похожими на контент из соцсетей. Статика уходит в прошлое — пользователи привыкли к динамичным снимкам, которые они видят в Instagram и TikTok.
Карточка товара: убираем трение
Пользователи не любят искать информацию. Если детали спрятаны в сложные выпадающие меню, они просто закроют страницу.
Как повысить конверсию на странице товара
Вопрос читателю: чем разница между просто интернет-магазином и действительно сильным e-commerce брендом?
Спойлер: дело не только в продажах!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤47🔥17⚡5🤣1
На следующей неделе у меня будет целых 2 лекции в Москве. Получается, что это анонс)
1️⃣ 8 апреля пройдет уже седьмой Dot Days - презентация локальных брендов от консалтингового агентства Dot Comms.
В рамках этой презентации коллеги впервые организовывают формат Dot Talks - программа паблик - токов и дискуссий о моде.
В программе будут:
🟦 паблик - ток “Роли фаундеров в бизнесе” (модератор Юля Выдолб);
🟦 паблик - ток “Креатив как стратегический ресурс” (модератор Настя Сотник);
🟦 2 партнерских панели с Lamoda и Долями
🟦 паблик - ток “Внешние инвестиции в бизнес - когда, с кем и как?” (модератор Женя Фишилева);
🟦 паблик - ток на тему “Клиентский сервис и опыт: статья расходов или долгосрочная стратегия?” - в этом обсуждении приму участие я, Надя Божкова (VLV), Алеша Славко (ex-ЦУМ), а модератором беседы выступит Ксения Соловьева. Я давно хотела поговорить на эту тему. Билеты можно приобрести на программу всего дня по ссылке.
2️⃣ 9 апреля образовательный проект Masters меня пригласил прочитать лекцию в их красивом пространстве на Патриаршем пруду на тему: “Как трансформируется рынок люкса: новые стратегии и ожидания потребителей”.
На лекции разберем ключевые трансформации индустрии, обсудим стратегии ведущих брендов и тренды, которые будут определять luxury-рынок завтра. Начало в 12.00, можно подключиться и онлайн. Подробности по ссылке.
В рамках этой презентации коллеги впервые организовывают формат Dot Talks - программа паблик - токов и дискуссий о моде.
В программе будут:
На лекции разберем ключевые трансформации индустрии, обсудим стратегии ведущих брендов и тренды, которые будут определять luxury-рынок завтра. Начало в 12.00, можно подключиться и онлайн. Подробности по ссылке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤26⚡2🤣1
Непубличные компании — “чёрный ящик”.
Если мы что-то о них и знаем, то чаще всего из интервью CEO или кулуарных разговоров внутри индустрии. Но по факту мы почти не понимаем, как устроены процессы, кто принимает решения и в каком финансовом состоянии находится бизнес.
Тем не менее, иногда, внимательно проанализировав доступную информацию — юридическую, управленческую и продуктовую структуры — можно понять чуть больше. Увидеть паттерны, логику, скрытые смыслы.
Решила сделать серию постов о том, как устроены ключевые непубличные компании в fashion-индустрии: от структуры собственности до экономики продукта. Первая компания, которую я решила разобрать — бренд 12 STOREEZ.
Если мы что-то о них и знаем, то чаще всего из интервью CEO или кулуарных разговоров внутри индустрии. Но по факту мы почти не понимаем, как устроены процессы, кто принимает решения и в каком финансовом состоянии находится бизнес.
Тем не менее, иногда, внимательно проанализировав доступную информацию — юридическую, управленческую и продуктовую структуры — можно понять чуть больше. Увидеть паттерны, логику, скрытые смыслы.
Решила сделать серию постов о том, как устроены ключевые непубличные компании в fashion-индустрии: от структуры собственности до экономики продукта. Первая компания, которую я решила разобрать — бренд 12 STOREEZ.
❤30🔥14
12 STOREEZ изнутри: как построен один из самых заметных модных брендов в стране (1ая часть).
1. О бренде
12 STOREEZ основан в 2014 году в Екатеринбурге Иваном Хохловым и сёстрами Мариной и Ириной Голомаздиными. Название отражает изначальную концепцию: каждый месяц — новая капсула, новая история.
Такая частота релизов ассоциируется с логикой fast fashion, но при этом у 12 STOREEZ никогда не было ценника масс-маркета, а визуальный стиль всегда оставался минималистичным. Несмотря на «быструю» механику бренд работал в среднем ценовом сегменте.
Скорее всего, основная идея заключалась не в массовости, а в увеличении частоты покупок.
Частые обновления коллекций:
- стимулируют возвращаемость клиента,
- поддерживают присутствие бренда в инфополе (top of mind),
- закрывают ключевую потребность женщины: «мне нужно что-то новое — прямо сейчас».
Возникает простая, но мощная привычка: заходить просто так — на случай, если появилось что-то новое.
Также небольшие капсулы позволяют быстро тестировать спрос, адаптироваться к трендам и сезонности, выпускать ограниченные тиражи с меньшими рисками на складе. Это даёт любому бренду гибкость и возможность экспериментировать без ущерба для бизнеса. Классная бизнес-модель для старта.
С 2021 года бренд начал движение в премиум-сегмент. В августе 2022 года это было официально заявлено Иваном Хохловом. Коллекции стали реже, объёмы производства снизились на 25–27%, акцент сместился в сторону долговечной одежды.
2.1 Структура компании
С 2016 по 2018 год 100% компании "ООО 12 Историй" принадлежали Ивану Хохлову.
В марте 2019 году появились соучастники:
- март — Марина Голомаздина (33,33%),
- июль — Ирина Голомаздина (33,33%),
- Иван сохранил условно контролирующую долю 33,34%.
В 2020 году Иван увеличил долю до 38,33%, у Ирины и Марины доля уменьшилась до 30,83%. По данным открытых источников, GMV компании за 2020 год составил 3 млрд рублей. Бизнес масштабируется — и Иван становится контролирующим владельцем.
В 2021 году происходит cash-out сделка: инвестфонд Baring Vostok приобретает 12% бренда. Доля выкуплена у Марины Голомаздиной — её доля снизилась до 18,83%. 12% стоили около 330 млн рублей.
В 2022 году в структуре появляется Вячеслав Беляев, он получает 5%, предположительно из доли Ивана, никакой информации в открытых источниках о данной сделки нет. Неизвестно, была ли это cash-in или cash-out сделка. Вячеслав Беляев - бывший партнер Ивана по строительному бизнесу в Екатеринбурге.
Оглавление:
1. О бренде - здесь
2. Структура компании - здесь
3. Дивиденды - здесь
4. Динамика роста - здесь
5. Как выглядит PL - здесь
1. О бренде
12 STOREEZ основан в 2014 году в Екатеринбурге Иваном Хохловым и сёстрами Мариной и Ириной Голомаздиными. Название отражает изначальную концепцию: каждый месяц — новая капсула, новая история.
Такая частота релизов ассоциируется с логикой fast fashion, но при этом у 12 STOREEZ никогда не было ценника масс-маркета, а визуальный стиль всегда оставался минималистичным. Несмотря на «быструю» механику бренд работал в среднем ценовом сегменте.
Скорее всего, основная идея заключалась не в массовости, а в увеличении частоты покупок.
Частые обновления коллекций:
- стимулируют возвращаемость клиента,
- поддерживают присутствие бренда в инфополе (top of mind),
- закрывают ключевую потребность женщины: «мне нужно что-то новое — прямо сейчас».
Возникает простая, но мощная привычка: заходить просто так — на случай, если появилось что-то новое.
Также небольшие капсулы позволяют быстро тестировать спрос, адаптироваться к трендам и сезонности, выпускать ограниченные тиражи с меньшими рисками на складе. Это даёт любому бренду гибкость и возможность экспериментировать без ущерба для бизнеса. Классная бизнес-модель для старта.
С 2021 года бренд начал движение в премиум-сегмент. В августе 2022 года это было официально заявлено Иваном Хохловом. Коллекции стали реже, объёмы производства снизились на 25–27%, акцент сместился в сторону долговечной одежды.
2.1 Структура компании
С 2016 по 2018 год 100% компании "ООО 12 Историй" принадлежали Ивану Хохлову.
В марте 2019 году появились соучастники:
- март — Марина Голомаздина (33,33%),
- июль — Ирина Голомаздина (33,33%),
- Иван сохранил условно контролирующую долю 33,34%.
В 2020 году Иван увеличил долю до 38,33%, у Ирины и Марины доля уменьшилась до 30,83%. По данным открытых источников, GMV компании за 2020 год составил 3 млрд рублей. Бизнес масштабируется — и Иван становится контролирующим владельцем.
В 2021 году происходит cash-out сделка: инвестфонд Baring Vostok приобретает 12% бренда. Доля выкуплена у Марины Голомаздиной — её доля снизилась до 18,83%. 12% стоили около 330 млн рублей.
По оценке Дмитрия Габышева (Peregrine Capital), компания стоила примерно 2,7 млрд рублей — оценка по мультипликатору 0,9 x GMV или 6x EBITDA, что является достойным показателем для DTC fashion-бренда. Для сравнения: Ozon оценивался ниже 0.5 x GMV на IPO, а Wildberries — в районе 0.6 x.
В 2022 году в структуре появляется Вячеслав Беляев, он получает 5%, предположительно из доли Ивана, никакой информации в открытых источниках о данной сделки нет. Неизвестно, была ли это cash-in или cash-out сделка. Вячеслав Беляев - бывший партнер Ивана по строительному бизнесу в Екатеринбурге.
❤50🔥18👍11
2.2 Структура
Головная компания — 12 Storeez — владеет несколькими юрлицами:
1. ООО “АйТи Фаундейшн”
Компания 12 Storeez владеет 100% компанией ООО “АйТи Фаундейшн”, у которой офис находится также на Родчельской, соответственно мы можем сделать вывод, что всю IT разработку компания вывела в отдельное юр лицо.
Возможные цели:
- централизация IT-расходов (капитализация),
- защитить интеллектуальную собственность от операционного риска,
- такие траты можно аккумулировать в отдельном юрлице, не нагружая основную операционку,
- IT-компании иногда подходят под льготные налоговые режимы.
Но есть вопросы:
- в компании — 126 сотрудников, очень много для IT в fashion;
- выручка за 2024 — 786 млн рублей, хотя, по словам Ивана, IT-расходы составляют 3% от выручки всей группы (должно быть около 420 млн при выручке ~14 млрд).
2. ООО «КЭТ»
12Storeez владеет 95% компании ООО «КЭТ», а оставшиеся 5% принадлежат Екатерине Нурмиевой, сестре Ирины и Марины. Согласно отчетности, «КЭТ» является производственной компанией. Штаб-квартира расположена в Екатеринбурге, и в компании работает 162 сотрудника. В 2024 году основным видом деятельности ООО «КЭТ» стала оптовая торговля одеждой и обувью (ОКВЭД 46.42), что подтверждает её ключевую роль в производственном процессе. Продуктовая команда, скорее всего, трудится именно здесь, занимаясь разработкой и производством коллекций. Также у компании есть большой (857 кв.метров) офис в Подольске. В Москве, по всей видимости, находится экспериментальный цех, а также офис с Ириной, где тестируются новые продукты и концепции.
3. Зарубежные юрлица
- В Португалии — предположительно для производства
- В Казахстане и ОАЭ — розничная торговля
Вывод:
Разделение бизнеса на производство, ритейл и IT — стандартная практика для разных сегментов бизнеса. Она помогает видеть, где бизнес зарабатывает, а где теряет деньги, вовремя подмечать проблемы и быстро на них реагировать. Такой подход делает компанию более гибкой, управляемой и устойчивой — особенно в условиях, когда рынок меняется каждую неделю. Когда у каждого передела своя ответственность, свои цифры и свои задачи — это про порядок и про скорость в принятии решений.
2ая часть про дивиденды, динамику роста и подробный PL бренда выйде завтра.
Головная компания — 12 Storeez — владеет несколькими юрлицами:
1. ООО “АйТи Фаундейшн”
Компания 12 Storeez владеет 100% компанией ООО “АйТи Фаундейшн”, у которой офис находится также на Родчельской, соответственно мы можем сделать вывод, что всю IT разработку компания вывела в отдельное юр лицо.
Возможные цели:
- централизация IT-расходов (капитализация),
- защитить интеллектуальную собственность от операционного риска,
- такие траты можно аккумулировать в отдельном юрлице, не нагружая основную операционку,
- IT-компании иногда подходят под льготные налоговые режимы.
Но есть вопросы:
- в компании — 126 сотрудников, очень много для IT в fashion;
- выручка за 2024 — 786 млн рублей, хотя, по словам Ивана, IT-расходы составляют 3% от выручки всей группы (должно быть около 420 млн при выручке ~14 млрд).
2. ООО «КЭТ»
12Storeez владеет 95% компании ООО «КЭТ», а оставшиеся 5% принадлежат Екатерине Нурмиевой, сестре Ирины и Марины. Согласно отчетности, «КЭТ» является производственной компанией. Штаб-квартира расположена в Екатеринбурге, и в компании работает 162 сотрудника. В 2024 году основным видом деятельности ООО «КЭТ» стала оптовая торговля одеждой и обувью (ОКВЭД 46.42), что подтверждает её ключевую роль в производственном процессе. Продуктовая команда, скорее всего, трудится именно здесь, занимаясь разработкой и производством коллекций. Также у компании есть большой (857 кв.метров) офис в Подольске. В Москве, по всей видимости, находится экспериментальный цех, а также офис с Ириной, где тестируются новые продукты и концепции.
3. Зарубежные юрлица
- В Португалии — предположительно для производства
- В Казахстане и ОАЭ — розничная торговля
Вывод:
Разделение бизнеса на производство, ритейл и IT — стандартная практика для разных сегментов бизнеса. Она помогает видеть, где бизнес зарабатывает, а где теряет деньги, вовремя подмечать проблемы и быстро на них реагировать. Такой подход делает компанию более гибкой, управляемой и устойчивой — особенно в условиях, когда рынок меняется каждую неделю. Когда у каждого передела своя ответственность, свои цифры и свои задачи — это про порядок и про скорость в принятии решений.
2ая часть про дивиденды, динамику роста и подробный PL бренда выйде завтра.
❤108🔥38👍19
Коллеги, планы поменялись😀 У нас с вами осталось 3 неопубликованных части из моего разбора «12 STOREEZ изнутри: как построен один из самых заметных модных брендов в стране».
3. Дивиденды
Сегодня дивиденды в росскийском фэшн-бренде — не частое явление: обычно всю прибыль направляют на рост — масштабирование, маркетинг, запуск новых каналов.
В 2023 году 12 STOREEZ во второй раз за время своего существования распределил прибыль между участниками:
- Иван Хохлов — 269 млн ₽
- Ирина Голомаздина — 249 млн ₽
- Марина Нуретдинова — 152 млн ₽
Всего в 2023 году компания направила на дивиденды более 670 млн рублей — это примерно 85% от чистой прибыли за 2023 год, которая составила 784 млн ₽ (согласно данным бухгалтерской отчетности).
💡 Из любопытного: дивиденды не получили ни инвестфонд Baring Vostok (12%), ни Вячеслав Беляев (5%).
Согласно закону, дивиденды распределяются между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале. В отчётности отражена задолженность по выплате доходов за 2023 год — 89,8 млн ₽. Сумма практически совпадает с дивидендами, которые причитались бы инвестфонду Baring Vostok (12% от чистой прибыли). Это может говорить о том, что дивиденды фонду были начислены, но не выплачены.
Причины, которые мне пришли в голову :
1️⃣ В конце 2022 года Baring Vostok объявил о разделении своего бизнеса на российскую и международную части. Российские активы (в том числе доли в Ozon, SkyEng, «ВкусВилл», Familia и других) должны были перейти под управление «Восток Инвестиции» — новой структуре с российскими партнёрами во главе. Но по состоянию на конец 2023 года процесс разделения не был завершён, а 12 STOREEZ не упоминался среди активов, перешедших в российскую структуру, что может означать, что получить дивиденды на зарубежное юрлицо было технически невозможно.
2️⃣ Фонд мог сознательно отказаться от выплат, чтобы не снижать оборотный капитал компании, сохранить ресурсы на развитие, особенно в условиях турбулентного рынка.
В 2024 году дивиденды не были начислены вообще.
Это можно трактовать как смену приоритета:
- 2023 — рекордный год, сопровождаемый распределением прибыли,
- 2024 — фокус на удержание кэша и стабилизацию структуры.
Иван Хохлов в интервью отмечал, что у компании сейчас высокая кредитная нагрузка, и одна из ключевых задач — сокращение долговой нагрузки в ближайшие годы.
Оглавление:
1. О бренде - здесь
2. Структура компании - здесь
3. Дивиденды - здесь
4. Динамика роста - здесь
5. Как выглядит PL - здесь
3. Дивиденды
Сегодня дивиденды в росскийском фэшн-бренде — не частое явление: обычно всю прибыль направляют на рост — масштабирование, маркетинг, запуск новых каналов.
В 2023 году 12 STOREEZ во второй раз за время своего существования распределил прибыль между участниками:
- Иван Хохлов — 269 млн ₽
- Ирина Голомаздина — 249 млн ₽
- Марина Нуретдинова — 152 млн ₽
Всего в 2023 году компания направила на дивиденды более 670 млн рублей — это примерно 85% от чистой прибыли за 2023 год, которая составила 784 млн ₽ (согласно данным бухгалтерской отчетности).
Согласно закону, дивиденды распределяются между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале. В отчётности отражена задолженность по выплате доходов за 2023 год — 89,8 млн ₽. Сумма практически совпадает с дивидендами, которые причитались бы инвестфонду Baring Vostok (12% от чистой прибыли). Это может говорить о том, что дивиденды фонду были начислены, но не выплачены.
Причины, которые мне пришли в голову :
В 2024 году дивиденды не были начислены вообще.
Это можно трактовать как смену приоритета:
- 2023 — рекордный год, сопровождаемый распределением прибыли,
- 2024 — фокус на удержание кэша и стабилизацию структуры.
Иван Хохлов в интервью отмечал, что у компании сейчас высокая кредитная нагрузка, и одна из ключевых задач — сокращение долговой нагрузки в ближайшие годы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥49❤29👍6👎1
Когда нет денег на Гарвард, но хочется быть умной.
На днях случайно наткнулась в телеграме на промпт для ChatGPT, который помогает развивать критическое мышление. Рассказала об этом в инсте, было много вопросов. Рассказываю подробнее, сам промпт будет в комментариях.
1️⃣ Сначала я прошла диагностический тест.
ChatGPT сгенерировал 5 кейсов, основанных на моем опыте и профессиональном фоне (то есть он все помнит, что мы обсуждали, и это немного страшно). Каждый кейс проверял один из ключевых навыков критического мышления: анализ, интерпретацию, аргументацию, оценку и рефлексию.
После решения каждого кейса я получала развернутый фидбек: что получилось, где были допущения и как можно было подойти к задаче иначе. Один раз даже поспорила с ним по поводу оценки — и он пересмотрел балл 😅
💜 В целом вердикт был такой: «У тебя высокий уровень по всем ключевым направлениям. Это отличная база для углублённой прокачки»
2️⃣ Затем он разработал для меня персональную 2-недельную программу по прокачке:
🟣 когнитивных искажений
🟣 распознаванию аргументов в речи других,
🟣 логических ошибок,
🟣 письменной аргументации (в т.ч. для стратегических докладов).
Попросила его напоминать мне каждый день — говорит, что пока не умеет, но посоветовал tg-бота.
Возможно, напишу еще через пару недели, как улучшились мои навыки и как мне вообще процесс обучения с чатом)
На днях случайно наткнулась в телеграме на промпт для ChatGPT, который помогает развивать критическое мышление. Рассказала об этом в инсте, было много вопросов. Рассказываю подробнее, сам промпт будет в комментариях.
ChatGPT сгенерировал 5 кейсов, основанных на моем опыте и профессиональном фоне (то есть он все помнит, что мы обсуждали, и это немного страшно). Каждый кейс проверял один из ключевых навыков критического мышления: анализ, интерпретацию, аргументацию, оценку и рефлексию.
После решения каждого кейса я получала развернутый фидбек: что получилось, где были допущения и как можно было подойти к задаче иначе. Один раз даже поспорила с ним по поводу оценки — и он пересмотрел балл 😅
Попросила его напоминать мне каждый день — говорит, что пока не умеет, но посоветовал tg-бота.
Возможно, напишу еще через пару недели, как улучшились мои навыки и как мне вообще процесс обучения с чатом)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤76🔥21
В прошлом году ко мне в The Cultt вышел HR из Нью-Йорка. Она работала в крупном fashion-бренде и присоединилась к нам part-time. После того, как коллега провела n кол-во собеседований с нашими кандидатами, я спросила:
— Чем отличается кандидат в России и в США?
Ответ был примерно такой:
Вот что я вижу:
- Нас с детства учили быть скромными. Не высовываться, не хвастаться
- Мы боимся навязчивости
- Мы не хотим быть отвергнутыми — а продажа всегда связана с риском услышать «нет»
- И главное — нас просто не учили продавать. Экологично, профессионально, по-настоящему
Продавать нужно с гордостью. И всё начинается с руководителя отдела продаж: с его подхода, уверенности, структуры, которую он выстраивает для команды.
Прокачать сильного лидера и команду можно на корпоративном обучении «Руководитель отдела продаж» от Яндекс Практикума.
75% курса — практика: реальные кейсы из B2B и B2C. И интересная теоретическая часть: делегирование и управление, оценка компетенция при найме, внедрение изменений, инструменты привлечения лидов, синхронизация с маркетингом.
Особенно понравилась часть про аналитику. Вообще я считаю, что любые продажи - это математика. На курсе будут темы про управление на основе метрик, интерпретация данных аналитики, инструменты для ведения отчетности.
Оставляйте заявку на корпоративное обучение.
Реклама, АНО ДПО “Образовательные технологии Яндекса”, ИНН 7704282033, erid: 2Vtzqw9SYB4
— Чем отличается кандидат в России и в США?
Ответ был примерно такой:
Все американцы — продажники с рождения, их учат этому буквально в школе. Они умеют презентовать себя, идеи, продукты, мечты. Это у них в крови. На собеседованиях они блистают. У нас этот навык развит слабее, но мы можем быть круче как исполнители.
Вы ведь замечали, что у нас в культуре стыдно продавать? Себя. Свою экспертизу. Свой продукт.
Я много думала об этом. Почему у нас действительно так сложно с продажей? Хотя на самом деле — именно отдел продаж зарабатывает деньги и “кормит” весь бизнес.
Вот что я вижу:
- Нас с детства учили быть скромными. Не высовываться, не хвастаться
- Мы боимся навязчивости
- Мы не хотим быть отвергнутыми — а продажа всегда связана с риском услышать «нет»
- И главное — нас просто не учили продавать. Экологично, профессионально, по-настоящему
Продавать нужно с гордостью. И всё начинается с руководителя отдела продаж: с его подхода, уверенности, структуры, которую он выстраивает для команды.
Прокачать сильного лидера и команду можно на корпоративном обучении «Руководитель отдела продаж» от Яндекс Практикума.
75% курса — практика: реальные кейсы из B2B и B2C. И интересная теоретическая часть: делегирование и управление, оценка компетенция при найме, внедрение изменений, инструменты привлечения лидов, синхронизация с маркетингом.
Особенно понравилась часть про аналитику. Вообще я считаю, что любые продажи - это математика. На курсе будут темы про управление на основе метрик, интерпретация данных аналитики, инструменты для ведения отчетности.
Оставляйте заявку на корпоративное обучение.
Реклама, АНО ДПО “Образовательные технологии Яндекса”, ИНН 7704282033, erid: 2Vtzqw9SYB4
Онлайн-курс «Руководитель отдела продаж»
Курс «Руководитель отдела продаж» от сервиса Яндекс Практикум. В ходе обучения на руководителя отдела продаж сможете развить лидерские навыки через реальные кейсы и задачи из разных отраслей. Программа курса охватывает стратегическое планирование и управление…
👍22❤14👏5🤯2🔥1
3-я часть - Что на самом деле стоит за ростом 12 STOREEZ: цифры, которых нет в отчётах
Интересно посмотреть, как развивался бренд, и на ключевые показатели: темпы роста выручки, выручка на 1 сотрудника, на кв. метр, доля себестоимости в выручке, объемы запасов, кредитная нагрузка.
1️⃣ Темпы роста: быстро, но уже не безумно
Среднегодовой темп роста за 2020–2024: +40,5% в год, что очень хорошо для fashion-ритейла, особенно с учётом стартовой базы в 3 млрд ₽.
💡 Годовые темпы роста:
- 2021: +92% — взрывной рывок
- 2022: +25% — адаптация
- 2023: +44% — возвращение к динамике
- 2024: +12%
Замедление в 2024 году — закономерное: бренд уже масштабный и, возможно, фокус временно сместился с роста на укрепление операционного фундамента.
2️⃣ Выручка на сотрудника: почти как у Zara
Выручка на 1 сотрудника за 2020–2024 выросла с 9,3 млн ₽ до 14,2 млн ₽ (+52%) за 5 лет при росте штата в 2,5 раза (с 326 до 837 человек).
💡 Год за годом:
- 2020 — 9,3 млн ₽
- 2021 — 10,9 млн ₽
- 2022 — 10,1 млн ₽ (замедление)
- 2023 — 13,4 млн ₽
- 2024 — 14,2 млн ₽
Это высокий показатель,для сравнения:
- Zara (Inditex) — ~19–22 млн ₽
- H&M Group — ~23,6 млн ₽
- Luxury-бренды (в бутиковой модели) — ~7–12 млн ₽
Если учесть сотрудников в связанных юрлицах — ООО «КЭТ» (162 чел.) и ООО «АйТи Фаундейшн» (126 чел.), общая численность в 2024 году составит 1 125 человек, и тогда выручка на одного сотрудника снижается до 10,5 млн ₽.
Тем не менее, для корректного сравнения с глобальными брендами уместнее использовать показатель 14,2 млн ₽ — поскольку у других игроков также аутсорсится производство, дистрибуция часто осуществляется через партнёров, а часть команды «прячется» внутри холдингов.
3️⃣ Продажи на квадратный метр: сравниваем с мировыми
Вот этих данных в открытом доступе нет — я буквально ходила с линейкой, чтобы сделать расчёт и собрать для ваших бизнесов бенчмарки. Выручка на квадратный метр (₽/м²) — один из ключевых показателей эффективности.
По словам Ивана Хохлова, оффлайн-выручка составляет 70% от GMV, что даёт ~8,3 млрд ₽ в 2024 году. Общая площадь розничной сети — 10 918 м², включая:
- Москва — 5 912 м², из них 1 135 м² — аутлеты
- Санкт-Петербург — 1 977 м²
- Регионы — 3 029 м²
На этой базе показатель выручки на м² составляет ~760 000 ₽/м² — усреднённо по всей розничной сети.
💡 Как это выглядит на фоне отрасли:
- Zara (Inditex) | ~700–900 тыс. ₽ |
- H&M Group | ~600–800 тыс. ₽ |
- Uniqlo | ~850–1 100 тыс. ₽ |
- Luxury (бутики в топ-локациях) | 1,2–1,5 млн ₽ |
Показатель 12 STOREEZ находится на уровне зрелых премиальных брендов — и это при наличии региональных магазинов и аутлетов. Это говорит о хорошей операционной модели, эффективных продажах и грамотной работе с площадями. В интервью Иван также подчёркивал, что одним из ключевых параметров роста он считает L4L (like-for-like) — то есть рост выручки на квадратный метр. Интересно будет посмотреть на результат в будущем году.
4️⃣ Себестоимость
Себестоимость производства снизилась с 38% в 2020 году до 33% в 2024, но в 2022 был резкий всплеск — до 51%.
Как раз в августе 2022 Иван Хохлов заявил о переходе в премиальный сегмент и отметил, что бренд сокращает объёмы производства на 25–27%. Соответственно такая аномально высокая себестоимость в 2022 году может объясняться следующими факторами:
- начало перехода в премиум: новые ткани, переработка лекал, рост закупочных цен;
- снижение объёмов производства на 25–27% — фиксированные издержки распределились на меньший объём;
- кризис логистики и валюты на фоне геополитики;
- возможные списания остатков fast fashion.
С 2023 года себестоимость начала устойчиво снижаться — новая модель работает эффективнее.
Интересно посмотреть, как развивался бренд, и на ключевые показатели: темпы роста выручки, выручка на 1 сотрудника, на кв. метр, доля себестоимости в выручке, объемы запасов, кредитная нагрузка.
Оглавление:
1. О бренде - здесь
2. Структура компании - здесь
3. Дивиденды - здесь
4. Динамика роста - здесь
5. Как выгоядит PL - здесь
Среднегодовой темп роста за 2020–2024: +40,5% в год, что очень хорошо для fashion-ритейла, особенно с учётом стартовой базы в 3 млрд ₽.
- 2021: +92% — взрывной рывок
- 2022: +25% — адаптация
- 2023: +44% — возвращение к динамике
- 2024: +12%
Замедление в 2024 году — закономерное: бренд уже масштабный и, возможно, фокус временно сместился с роста на укрепление операционного фундамента.
Выручка на 1 сотрудника за 2020–2024 выросла с 9,3 млн ₽ до 14,2 млн ₽ (+52%) за 5 лет при росте штата в 2,5 раза (с 326 до 837 человек).
- 2020 — 9,3 млн ₽
- 2021 — 10,9 млн ₽
- 2022 — 10,1 млн ₽ (замедление)
- 2023 — 13,4 млн ₽
- 2024 — 14,2 млн ₽
Это высокий показатель,для сравнения:
- Zara (Inditex) — ~19–22 млн ₽
- H&M Group — ~23,6 млн ₽
- Luxury-бренды (в бутиковой модели) — ~7–12 млн ₽
Если учесть сотрудников в связанных юрлицах — ООО «КЭТ» (162 чел.) и ООО «АйТи Фаундейшн» (126 чел.), общая численность в 2024 году составит 1 125 человек, и тогда выручка на одного сотрудника снижается до 10,5 млн ₽.
Тем не менее, для корректного сравнения с глобальными брендами уместнее использовать показатель 14,2 млн ₽ — поскольку у других игроков также аутсорсится производство, дистрибуция часто осуществляется через партнёров, а часть команды «прячется» внутри холдингов.
Вот этих данных в открытом доступе нет — я буквально ходила с линейкой, чтобы сделать расчёт и собрать для ваших бизнесов бенчмарки. Выручка на квадратный метр (₽/м²) — один из ключевых показателей эффективности.
По словам Ивана Хохлова, оффлайн-выручка составляет 70% от GMV, что даёт ~8,3 млрд ₽ в 2024 году. Общая площадь розничной сети — 10 918 м², включая:
- Москва — 5 912 м², из них 1 135 м² — аутлеты
- Санкт-Петербург — 1 977 м²
- Регионы — 3 029 м²
На этой базе показатель выручки на м² составляет ~760 000 ₽/м² — усреднённо по всей розничной сети.
- Zara (Inditex) | ~700–900 тыс. ₽ |
- H&M Group | ~600–800 тыс. ₽ |
- Uniqlo | ~850–1 100 тыс. ₽ |
- Luxury (бутики в топ-локациях) | 1,2–1,5 млн ₽ |
Показатель 12 STOREEZ находится на уровне зрелых премиальных брендов — и это при наличии региональных магазинов и аутлетов. Это говорит о хорошей операционной модели, эффективных продажах и грамотной работе с площадями. В интервью Иван также подчёркивал, что одним из ключевых параметров роста он считает L4L (like-for-like) — то есть рост выручки на квадратный метр. Интересно будет посмотреть на результат в будущем году.
Себестоимость производства снизилась с 38% в 2020 году до 33% в 2024, но в 2022 был резкий всплеск — до 51%.
Как раз в августе 2022 Иван Хохлов заявил о переходе в премиальный сегмент и отметил, что бренд сокращает объёмы производства на 25–27%. Соответственно такая аномально высокая себестоимость в 2022 году может объясняться следующими факторами:
- начало перехода в премиум: новые ткани, переработка лекал, рост закупочных цен;
- снижение объёмов производства на 25–27% — фиксированные издержки распределились на меньший объём;
- кризис логистики и валюты на фоне геополитики;
- возможные списания остатков fast fashion.
С 2023 года себестоимость начала устойчиво снижаться — новая модель работает эффективнее.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤49👍20🔥19
За 5 лет товарные запасы 12 STOREEZ выросли с 596 млн ₽ до 2,43 млрд ₽ — рост в 4 раза отражает масштабирование ассортимента и всей бизнес-модели. При этом доля запасов от выручки оставалась стабильной — около 20–22%, то есть бренд масштабируется без перегрева склада, что уже позитивно.
Оборачиваемость запасов в 2024 году составила 226 дней (по фактической себестоимости) — это уже выше комфортного уровня даже для премиального сегмента, где норма — 120–180 дней и погранично с luxury, где “здоровый” показатель оборачиваемости до 250 дней. Рост запасов допустим, если он сопровождается ростом выручки и продаж на м² — но требует жёсткого контроля. Сейчас 12 STOREEZ удерживает показатель в рабочем диапазоне, но мониторинг остатков становится критически важным.
Это про финансовое здоровья. Он показывает, сколько лет компания будет гасить долг из своей прибыли, если перестанет расти.
- В 2020 — комфортные 0,5x, то есть долг вдвое меньше годовой прибыли.
- В 2021 — уже 3,5x (не тревожно, но заметно выше).
- В 2023 — резкий рост до 8,4x
- В 2024 — 23,8x (!) — то есть чистая прибыль почти не «покрывает» долг, компания на грани рентабельности по нижней строке.
Мы с вами знаем, что в 2024 году дивиденды не выплачивались, весь свободный кэш ушёл на погашение долга, а именно 920 млн ₽.
Небольшой вывод:
2023 был годом активного роста и кэш-аута (дивиденды), 2024 — годом стабилизации. Следующий шаг — финансовое оздоровление и подготовка устойчивой базы для активного роста в последующие годы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤82🔥38👏14