В России формируется новая модель онлайн-рынка
На этой неделе прошел форум e-com retail week, на котором обсуждались основные тренды и перспективы развития онлайн-торговли.
Эксперты отметили, что в данный момент рынок онлайн-торговли проходит значительную трансформацию, в ходе которой выделяются 3 основных доминирующих сегмента на данном рынке:
1. Маркетплейсы. Они занимают лидирующее положение по количеству заказов и обороту. По итогам 2023 г. доля Wildberries и Ozon на рынке по объёму онлайн-продаж составит 53% (+2%), а по заказам 77% (+6%). Через 3-5 лет на них же плюс Яндекс Маркет будет приходиться 82-85% заказов.
2. Омниканальные ритейлеры. Данный сегмент включает в себя традиционных офлайн-ритейлеров, которые активно развивают канал интернет-торговли. Благодаря развитой офлайн-сети они могут составить конкуренцию маркетплейсам в плане ассортимента товаров, а также имеют устоявшийся бренд и различные программы лояльности.
3. Брендовые магазины. Раньше на рынке существовало множество различных интернет-магазинов, однако в данный момент они активно теряют трафик на своих сайтах из-за роста популярности маркетплейсов. Единственное исключение – это брендовые специализированные магазины, которые сохраняют свои позиции в силу уникальности товара. Дело в том, что маркетплейсы не работают в сегментах сложной доставки, хрупкой доставки, там, где нужна высокая экспертиза и консультация (например, технологичная одежда для походов в горы, DIY, премиум-одежда).
На этой неделе прошел форум e-com retail week, на котором обсуждались основные тренды и перспективы развития онлайн-торговли.
Эксперты отметили, что в данный момент рынок онлайн-торговли проходит значительную трансформацию, в ходе которой выделяются 3 основных доминирующих сегмента на данном рынке:
1. Маркетплейсы. Они занимают лидирующее положение по количеству заказов и обороту. По итогам 2023 г. доля Wildberries и Ozon на рынке по объёму онлайн-продаж составит 53% (+2%), а по заказам 77% (+6%). Через 3-5 лет на них же плюс Яндекс Маркет будет приходиться 82-85% заказов.
2. Омниканальные ритейлеры. Данный сегмент включает в себя традиционных офлайн-ритейлеров, которые активно развивают канал интернет-торговли. Благодаря развитой офлайн-сети они могут составить конкуренцию маркетплейсам в плане ассортимента товаров, а также имеют устоявшийся бренд и различные программы лояльности.
3. Брендовые магазины. Раньше на рынке существовало множество различных интернет-магазинов, однако в данный момент они активно теряют трафик на своих сайтах из-за роста популярности маркетплейсов. Единственное исключение – это брендовые специализированные магазины, которые сохраняют свои позиции в силу уникальности товара. Дело в том, что маркетплейсы не работают в сегментах сложной доставки, хрупкой доставки, там, где нужна высокая экспертиза и консультация (например, технологичная одежда для походов в горы, DIY, премиум-одежда).
👍10👌2
Где ветер дует сильнее?
На сегодняшний день в России построено 2360 МВт мощностей ветровых электростанций (ВЭС), которые расположены в 8 регионах. С начала года суммарно ВЭС произвели 3,8 млрд кВтч электроэнергии, чего хватит для снабжения 6 млн домашних хозяйств. Объемы производства электроэнергии зависят от наличия и силы ветра. Мы решили посмотреть, где лучше всего дует ветер, и больше производится электроэнергии на ВЭС.
Лидером по суммарному объему производства за 8 мес. 2023 г. стала Ростовская область, наименьший объем был произведен в Ульяновской области. При этом наилучшие удельные показатели выработки электроэнергии (с учетом ограничений на выдачу мощности в сеть по команде Системного оператора) зафиксированы в Волгоградской области. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) ВЭС, находящихся в этом регионе за 8 мес. 2023 г. составил 32%, что отражает наилучшие показатели ветра среди регионов.
На сегодняшний день в России построено 2360 МВт мощностей ветровых электростанций (ВЭС), которые расположены в 8 регионах. С начала года суммарно ВЭС произвели 3,8 млрд кВтч электроэнергии, чего хватит для снабжения 6 млн домашних хозяйств. Объемы производства электроэнергии зависят от наличия и силы ветра. Мы решили посмотреть, где лучше всего дует ветер, и больше производится электроэнергии на ВЭС.
Лидером по суммарному объему производства за 8 мес. 2023 г. стала Ростовская область, наименьший объем был произведен в Ульяновской области. При этом наилучшие удельные показатели выработки электроэнергии (с учетом ограничений на выдачу мощности в сеть по команде Системного оператора) зафиксированы в Волгоградской области. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) ВЭС, находящихся в этом регионе за 8 мес. 2023 г. составил 32%, что отражает наилучшие показатели ветра среди регионов.
👍11
Китай-происходит ли оживление в потребительской активности?
В последние месяцы экономика Китая показывала все более слабые темпы восстановления. Это привело к ухудшению ожиданий по темпам роста китайского ВВП в 2023 г. различными участниками рынка. В итоге началось смягчение монетарной политики, ЦБ Китая несколько раз снижал основные процентные ставки в последние месяцы.
Несмотря на стимулы со стороны ЦБ, потребительская активность в Китае продолжала ухудшаться в июне-июле, темпы роста розничной торговли снизились до 2,5-3% г/г после периода восстановления на 12-18% в начале 2023 г. В августе розничная активность немного улучшилась (до 4,6% г/г), видимо, стал появляться первый эффект от начала снижения ставок ЦБ летом.
Недавно Национальная служба статистики Китая стала публиковать данные по розничной торговле услугами в дополнение к данным по товарной рознице. За первые 7 месяцев 2023 г. рост в услугах составил 20,3% г/г (для сравнения – рост розничного товарооборота за этот же период +7,3% г/г). Рост активности в сфере услуг указывает на то, что потребители Китая постепенно меняют свои потребительские привычки, становясь ближе к типичному потребителю в развитых странах. Обычно в развитых экономиках доля услуг составляет около 50-60% в расходах потребителей, а в Китае этот показатель пока на уровне 40%. В первой половине 2023 г. наиболее заметный рост наблюдался в расходах на здравоохранение, туризм, спорт. Вероятно, в ближайшее время услуги будут оставаться драйвером восстановления потребительской активности в Китае.
В последние месяцы экономика Китая показывала все более слабые темпы восстановления. Это привело к ухудшению ожиданий по темпам роста китайского ВВП в 2023 г. различными участниками рынка. В итоге началось смягчение монетарной политики, ЦБ Китая несколько раз снижал основные процентные ставки в последние месяцы.
Несмотря на стимулы со стороны ЦБ, потребительская активность в Китае продолжала ухудшаться в июне-июле, темпы роста розничной торговли снизились до 2,5-3% г/г после периода восстановления на 12-18% в начале 2023 г. В августе розничная активность немного улучшилась (до 4,6% г/г), видимо, стал появляться первый эффект от начала снижения ставок ЦБ летом.
Недавно Национальная служба статистики Китая стала публиковать данные по розничной торговле услугами в дополнение к данным по товарной рознице. За первые 7 месяцев 2023 г. рост в услугах составил 20,3% г/г (для сравнения – рост розничного товарооборота за этот же период +7,3% г/г). Рост активности в сфере услуг указывает на то, что потребители Китая постепенно меняют свои потребительские привычки, становясь ближе к типичному потребителю в развитых странах. Обычно в развитых экономиках доля услуг составляет около 50-60% в расходах потребителей, а в Китае этот показатель пока на уровне 40%. В первой половине 2023 г. наиболее заметный рост наблюдался в расходах на здравоохранение, туризм, спорт. Вероятно, в ближайшее время услуги будут оставаться драйвером восстановления потребительской активности в Китае.
👍5❤1
Какие товары перевозят крупными сухогрузами по 150 тыс. т, а какие небольшими судами?
Глобальная морская торговля сухими грузами обеспечивается немногим менее 12 000 судами. Все суда-балкеры разделены на 4 основных типа по размерам: Capesize (наибольший), Panamax, Supramax, Handysize. Каждый из них имеет еще 3-4 подтипа с различными характеристиками по вместимости, осадке, оснащению.
Наименее диверсифицирована грузовая база у крупнейших по грузоподъемности судов типа Capesize, габариты которого не позволяют проходить по Суэцкому и Панамскому каналам. Кроме того, не все порты могут принимать суда дедвейтом более 150 тыс. т. Наиболее диверсифицирована грузовая база у судов Supramax и Handysize, что позволяет покупателям и продавцам гибко подходить к поставкам и учитывать конъюнктуру рынка и инфраструктурные возможности. В России осуществляется обработка всех видов судов этих классов в зависимости от морского порта, за исключением, пожалуй, гигантских рудовозов.
Морские суда и основные грузы, перевозимые в них:
▪️ Capesize = железная руда (73%) + уголь (19%) + бокситы (6%)
▪️ Panamax = уголь (53%) + сельхоз. грузы (24%) + железная руда (7%) + прочие (16%)
▪️ Supramax = уголь (23%) + сельхоз. грузы (16%) + руды (16%) + металлы (9%) + прочие (36%)
▪️ Handysize = сельхоз. грузы (26%) + металлы (13%) + удобрения (10%) + руды (8%) + прочие (43%)
Глобальная морская торговля сухими грузами обеспечивается немногим менее 12 000 судами. Все суда-балкеры разделены на 4 основных типа по размерам: Capesize (наибольший), Panamax, Supramax, Handysize. Каждый из них имеет еще 3-4 подтипа с различными характеристиками по вместимости, осадке, оснащению.
Наименее диверсифицирована грузовая база у крупнейших по грузоподъемности судов типа Capesize, габариты которого не позволяют проходить по Суэцкому и Панамскому каналам. Кроме того, не все порты могут принимать суда дедвейтом более 150 тыс. т. Наиболее диверсифицирована грузовая база у судов Supramax и Handysize, что позволяет покупателям и продавцам гибко подходить к поставкам и учитывать конъюнктуру рынка и инфраструктурные возможности. В России осуществляется обработка всех видов судов этих классов в зависимости от морского порта, за исключением, пожалуй, гигантских рудовозов.
Морские суда и основные грузы, перевозимые в них:
▪️ Capesize = железная руда (73%) + уголь (19%) + бокситы (6%)
▪️ Panamax = уголь (53%) + сельхоз. грузы (24%) + железная руда (7%) + прочие (16%)
▪️ Supramax = уголь (23%) + сельхоз. грузы (16%) + руды (16%) + металлы (9%) + прочие (36%)
▪️ Handysize = сельхоз. грузы (26%) + металлы (13%) + удобрения (10%) + руды (8%) + прочие (43%)
👍17❤2
Долгосрочные сбережения: пенсионные накопления vs недвижимость
Экономические регуляторы все чаще упоминают необходимость формирования долгосрочных сбережений населения - пленарные сессии на ПМЭФ, МФФ и др. на протяжении последних двух лет не обходятся без обсуждения данной тематики. Что закономерно в условиях ограничения доступа к внешним источникам и потребности экономики в более доступном внутреннем долгосрочном финансировании.
Сейчас наиболее распространенный вид финансовых сбережений для населения – депозиты в банках (30% сбережений), но их срочность на протяжении многих лет сокращается: доля депозитов на срок более 1 года до 2015 г. – 55-60%, с 2015 г. – 40%, с 2022 г. – 20%.
С 2024 г. начинает действовать программа долгосрочных сбережений (от 15 лет), ориентированная на создание дополнительных пенсионных или страховых накоплений. Предполагается щедрое, но кратковременное (3 года) софинансирование вложений со стороны бюджета. Вчера эта программа была дополнена законопроектом о налоговых вычетах для долгосрочного (от 10 лет) владения ценными бумагами.
На текущий момент доля финансовых вложений в страховые и пенсионные накопления не превышает 5%, вложений на финансовом рынке – 10%. В качестве альтернативы выступает жилая недвижимость, вложения в которую являются наиболее крупными и массовыми долгосрочными сбережениями населения (особенно последние годы). Смогут ли бюджетные стимулы новой программы потягаться с консервативными сбережениями в бетон?
Экономические регуляторы все чаще упоминают необходимость формирования долгосрочных сбережений населения - пленарные сессии на ПМЭФ, МФФ и др. на протяжении последних двух лет не обходятся без обсуждения данной тематики. Что закономерно в условиях ограничения доступа к внешним источникам и потребности экономики в более доступном внутреннем долгосрочном финансировании.
Сейчас наиболее распространенный вид финансовых сбережений для населения – депозиты в банках (30% сбережений), но их срочность на протяжении многих лет сокращается: доля депозитов на срок более 1 года до 2015 г. – 55-60%, с 2015 г. – 40%, с 2022 г. – 20%.
С 2024 г. начинает действовать программа долгосрочных сбережений (от 15 лет), ориентированная на создание дополнительных пенсионных или страховых накоплений. Предполагается щедрое, но кратковременное (3 года) софинансирование вложений со стороны бюджета. Вчера эта программа была дополнена законопроектом о налоговых вычетах для долгосрочного (от 10 лет) владения ценными бумагами.
На текущий момент доля финансовых вложений в страховые и пенсионные накопления не превышает 5%, вложений на финансовом рынке – 10%. В качестве альтернативы выступает жилая недвижимость, вложения в которую являются наиболее крупными и массовыми долгосрочными сбережениями населения (особенно последние годы). Смогут ли бюджетные стимулы новой программы потягаться с консервативными сбережениями в бетон?
👍10❤5😁2🤡1
Надежда на Китай
По итогам форума «Один пояс – один путь» много споров в аграрном сообществе вызвали заявления некоторых бизнесменов по поводу планов экспорта в Китай. Скепсис вызывают фитосанитарные ограничения и сложности работы с восточным соседом.
В 2023 г. Китай для России впервые стал страной номер один в аграрном экспорте, до этого многие годы №1 была Турция, куда в 2022 г. вывезли продовольствия на 5,05 млрд долл. (в Китай чуть менее 5 млрд долл.). Для всех ведущих стран-экспортеров продовольствия в мире, кроме блока стран ЕС, Китай давно и прочно занял первую позицию среди партнеров. США в 2022 г. отправили в Китай 20% от экспорта продовольствия, Бразилия и Новая Зеландия почти 38%. Для России этот показатель лишь в 2023 г. вероятно дотянет до 20%.
Есть ли перспективы роста на рынке Китая, который декларирует стремление к большей самообеспеченности продовольствием и население которого перестало расти? Российским экспортерам предстоит жесткая конкуренция – за рынки животноводческой продукции со странами Европы и соседним Казахстаном, за поставки зерна и масличных – с Южной Америкой и Австралией, которые безусловно имеют лучшие возможности для морских отправок крупнотоннажных товаров, и по готовой продукции – со всем миром.
По итогам форума «Один пояс – один путь» много споров в аграрном сообществе вызвали заявления некоторых бизнесменов по поводу планов экспорта в Китай. Скепсис вызывают фитосанитарные ограничения и сложности работы с восточным соседом.
В 2023 г. Китай для России впервые стал страной номер один в аграрном экспорте, до этого многие годы №1 была Турция, куда в 2022 г. вывезли продовольствия на 5,05 млрд долл. (в Китай чуть менее 5 млрд долл.). Для всех ведущих стран-экспортеров продовольствия в мире, кроме блока стран ЕС, Китай давно и прочно занял первую позицию среди партнеров. США в 2022 г. отправили в Китай 20% от экспорта продовольствия, Бразилия и Новая Зеландия почти 38%. Для России этот показатель лишь в 2023 г. вероятно дотянет до 20%.
Есть ли перспективы роста на рынке Китая, который декларирует стремление к большей самообеспеченности продовольствием и население которого перестало расти? Российским экспортерам предстоит жесткая конкуренция – за рынки животноводческой продукции со странами Европы и соседним Казахстаном, за поставки зерна и масличных – с Южной Америкой и Австралией, которые безусловно имеют лучшие возможности для морских отправок крупнотоннажных товаров, и по готовой продукции – со всем миром.
👍8🔥3
По итогам августа 2023 г. аэропорты регионов побили рекорды пассажиропотока
Благодаря отпускам и каникулам количество обслуженных пассажиров в российских аэропортах традиционно достигает максимума в августе. Этот год не исключение, в августе 2023 г. некоторые крупные региональные аэропорты побили рекорды пассажиропотока.
Например, услугами аэропорта Пулково в последний месяц лета воспользовались 2,3 млн пассажиров, аэропорт уже четвертый месяц занимает второе место после Шереметьево по пассажирообороту. Сибирские аэропорты также демонстрируют рост показателей – объемы перевозок через аэропорт Толмачево впервые достигли 1 млн пассажиров в месяц, при этом относительно 2019 г. рост пассажиропотока составил более 50%. Аэропорт Кольцово также установил рекорд по количеству обслуженных пассажиров, хотя его динамика роста не такая впечатляющая. Важно отметить, что перечисленные аэропорты «растут» на внутренних перевозках – ни в одном количество международных пассажиров не вернулось на уровень 2019 г.
Внуково по итогам августа – единственный из крупных аэропортов России, где доля международных перевозок (58%) оказалась больше внутренних. Однако количество отправленных за границу пассажиров все еще на 500 тыс. меньше, чем в 2019 г.
Благодаря отпускам и каникулам количество обслуженных пассажиров в российских аэропортах традиционно достигает максимума в августе. Этот год не исключение, в августе 2023 г. некоторые крупные региональные аэропорты побили рекорды пассажиропотока.
Например, услугами аэропорта Пулково в последний месяц лета воспользовались 2,3 млн пассажиров, аэропорт уже четвертый месяц занимает второе место после Шереметьево по пассажирообороту. Сибирские аэропорты также демонстрируют рост показателей – объемы перевозок через аэропорт Толмачево впервые достигли 1 млн пассажиров в месяц, при этом относительно 2019 г. рост пассажиропотока составил более 50%. Аэропорт Кольцово также установил рекорд по количеству обслуженных пассажиров, хотя его динамика роста не такая впечатляющая. Важно отметить, что перечисленные аэропорты «растут» на внутренних перевозках – ни в одном количество международных пассажиров не вернулось на уровень 2019 г.
Внуково по итогам августа – единственный из крупных аэропортов России, где доля международных перевозок (58%) оказалась больше внутренних. Однако количество отправленных за границу пассажиров все еще на 500 тыс. меньше, чем в 2019 г.
👍17
Вагоны в лизинг нельзя в аренду
Правило пунктуации в предложении определяет ключевая ставка. Если ставка низкая, то «лизинг, нельзя в аренду», при высокой ставке лизинг дорожает и «лизинг нельзя, в аренду».
Аренда полувагонов и лизинг сравнялись в цене после роста ключевой ставки. Ожидаемое консенсусом повышение ключевой ставки в эту пятницу сделает лизинговый платеж еще выше.
А вот аренда 80-футовые фитинговых платформ, которые используют для перевозки контейнеров, сейчас дороже лизинга. Ставки долгосрочной аренды на них выросли до 2,4 – 2,7 тыс. руб./сут. без НДС при среднесуточном платеже по договору финансового лизинга около 2 тыс. руб. Как же так? Это ажиотажный спрос на перевозку контейнеров.
На российском рынке образовался дефицит парка фитинговых платформ. Впервые за последние годы на российском рынке аренда фитинговой платформы стала стоить дороже аренды полувагона.
Правило пунктуации в предложении определяет ключевая ставка. Если ставка низкая, то «лизинг, нельзя в аренду», при высокой ставке лизинг дорожает и «лизинг нельзя, в аренду».
Аренда полувагонов и лизинг сравнялись в цене после роста ключевой ставки. Ожидаемое консенсусом повышение ключевой ставки в эту пятницу сделает лизинговый платеж еще выше.
А вот аренда 80-футовые фитинговых платформ, которые используют для перевозки контейнеров, сейчас дороже лизинга. Ставки долгосрочной аренды на них выросли до 2,4 – 2,7 тыс. руб./сут. без НДС при среднесуточном платеже по договору финансового лизинга около 2 тыс. руб. Как же так? Это ажиотажный спрос на перевозку контейнеров.
На российском рынке образовался дефицит парка фитинговых платформ. Впервые за последние годы на российском рынке аренда фитинговой платформы стала стоить дороже аренды полувагона.
👍12🔥5👀3
Ключевая ставка в текущем цикле ужесточения ДКП – где искать предел?
Если в августе мы говорили о том, что денежный рынок недооценивает возможное повышение ключевой ставки, то в октябре можем сказать обратное - ожидания денежного рынка более агрессивные, чем ожидания аналитиков.
Кривая Roisfix в «неделю тишины» предполагает пик ужесточения денежно-кредитной политики на уровне 15%. В то же время консенсус аналитиков, опрошенных Центром ценовых индексов Газпромбанка, выглядит мягче и ожидает повышение ключевой ставки до 14% в текущем цикле.
Предел 14% или 15%? Прогнозы сходятся в одном – с высокой вероятностью 27 октября ставка будет снова повышена. И этому способствуют новые факторы, которые реализовались вне прогноза с последнего заседания Банка России: стимулирующий бюджет в проекте ОНБП 2024-2026 гг., инфляционный «сюрприз» в сентябре.
Если в августе мы говорили о том, что денежный рынок недооценивает возможное повышение ключевой ставки, то в октябре можем сказать обратное - ожидания денежного рынка более агрессивные, чем ожидания аналитиков.
Кривая Roisfix в «неделю тишины» предполагает пик ужесточения денежно-кредитной политики на уровне 15%. В то же время консенсус аналитиков, опрошенных Центром ценовых индексов Газпромбанка, выглядит мягче и ожидает повышение ключевой ставки до 14% в текущем цикле.
Предел 14% или 15%? Прогнозы сходятся в одном – с высокой вероятностью 27 октября ставка будет снова повышена. И этому способствуют новые факторы, которые реализовались вне прогноза с последнего заседания Банка России: стимулирующий бюджет в проекте ОНБП 2024-2026 гг., инфляционный «сюрприз» в сентябре.
👍7❤5👀2
Что делать в пятницу, ожидая решения по ставке?
В 10-00 27 октября пьем ☕️, присоединяемся к вебинару «Пятница с Центром ценовых индексов. Уголь», задаем вопросы экспертам, отвечаем на вопросы модератора.
Именно они – эксперты ЦЦИ и ЦЭП, собирающие информацию о ценах на рынке, поделятся о наблюдаемых тенденциях на рынке экспортных российских углей и о том, что сейчас влияет на цены.
Расскажем, что сейчас происходит со:
🇨🇳 ставками и валютами, влияющими на сырьевые рынки - Евгений Гранкин
⛏️ рынком коксующихся углей - Евгений Грачев
🔥 межтопливной конкуренцией - Вадим Пугач
🚂 рынком полувагонов и нетбэками на уголь - Роман Шагалов
А еще мы презентуем первый большой ежеквартальный отчет о мировом рынке углей. Кто знает английские поговорки, сможет получить его в подарок
Регистрируемся на вебинар
https://bankconference.comdi.com/watch/eltq2tgj
В 10-00 27 октября пьем ☕️, присоединяемся к вебинару «Пятница с Центром ценовых индексов. Уголь», задаем вопросы экспертам, отвечаем на вопросы модератора.
Именно они – эксперты ЦЦИ и ЦЭП, собирающие информацию о ценах на рынке, поделятся о наблюдаемых тенденциях на рынке экспортных российских углей и о том, что сейчас влияет на цены.
Расскажем, что сейчас происходит со:
🇨🇳 ставками и валютами, влияющими на сырьевые рынки - Евгений Гранкин
⛏️ рынком коксующихся углей - Евгений Грачев
🔥 межтопливной конкуренцией - Вадим Пугач
🚂 рынком полувагонов и нетбэками на уголь - Роман Шагалов
А еще мы презентуем первый большой ежеквартальный отчет о мировом рынке углей. Кто знает английские поговорки, сможет получить его в подарок
Регистрируемся на вебинар
https://bankconference.comdi.com/watch/eltq2tgj
🥰5👍4
Германия добилась 50% генерации ВИЭ
Германия по итогам 2023 г. может добиться 50% генерации электроэнергии от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В январе-сентябре 2023 г. доля ВИЭ в производстве электроэнергии составила 53,4%, что на 5 п. п. выше, чем в 2022 г.
Такой результат стал возможен, в первую очередь, за счет снижения угольной генерации до 87 ТВтч (-33% г/г) на фоне теплой зимы и отказа от данного вида топлива. В апреле 2023 г. Германия также закрыла последние три атомные станции c долей 5-7% от всей производимой электроэнергии. Генерация от солнечных и ветряных электростанций в январе-сентябре 2023 г. была 145 ТВтч, что соответствует уровню 3 кварталов 2022 г.
Не менее важным фактором является рецессия в экономике страны и последовавшее падение промышленного производства — основного источника спроса на электроэнергию в Германии (39% в 2022 г.).
Все эти факторы повлияли на общее снижение выработки электроэнергии в стране в январе-сентябре 2023 г. до 360 ТВтч (-13% г/г). На фоне резкого снижения производства электроэнергии внутри страны, Германия стала нетто-импортером электроэнергии. Если в январе 2023 г. чистый экспорт составил 4 млрд кВтч, то в сентябре 2023 г. нетто-импорт уже был 4,5 млрд кВтч. Самым крупным поставщиком электроэнергии в Германию является Франция (около 1/3 от всего импорта), где более 60% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях.
Германия по итогам 2023 г. может добиться 50% генерации электроэнергии от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В январе-сентябре 2023 г. доля ВИЭ в производстве электроэнергии составила 53,4%, что на 5 п. п. выше, чем в 2022 г.
Такой результат стал возможен, в первую очередь, за счет снижения угольной генерации до 87 ТВтч (-33% г/г) на фоне теплой зимы и отказа от данного вида топлива. В апреле 2023 г. Германия также закрыла последние три атомные станции c долей 5-7% от всей производимой электроэнергии. Генерация от солнечных и ветряных электростанций в январе-сентябре 2023 г. была 145 ТВтч, что соответствует уровню 3 кварталов 2022 г.
Не менее важным фактором является рецессия в экономике страны и последовавшее падение промышленного производства — основного источника спроса на электроэнергию в Германии (39% в 2022 г.).
Все эти факторы повлияли на общее снижение выработки электроэнергии в стране в январе-сентябре 2023 г. до 360 ТВтч (-13% г/г). На фоне резкого снижения производства электроэнергии внутри страны, Германия стала нетто-импортером электроэнергии. Если в январе 2023 г. чистый экспорт составил 4 млрд кВтч, то в сентябре 2023 г. нетто-импорт уже был 4,5 млрд кВтч. Самым крупным поставщиком электроэнергии в Германию является Франция (около 1/3 от всего импорта), где более 60% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях.
👍15❤1
ЦЭП Talks
Что делать в пятницу, ожидая решения по ставке? В 10-00 27 октября пьем ☕️, присоединяемся к вебинару «Пятница с Центром ценовых индексов. Уголь», задаем вопросы экспертам, отвечаем на вопросы модератора. Именно они – эксперты ЦЦИ и ЦЭП, собирающие информацию…
Начинаем в 10-00
https://bankconference.comdi.com/watch/eltq2tgj
https://bankconference.comdi.com/watch/eltq2tgj
🔥5👍2
Ключевая ставка повышена до 15%
Банк России принял решение о повышении ключевой ставки на 2 п.п. с 13% до 15%. Опубликованный пресс-релиз подчеркивает наличие существенных проинфляционных рисков, сохраняется возможность дальнейшего ужесточения монетарной политики.
Согласно обновленному прогнозу Банка России, среднегодовая ключевая ставка в ноябре-декабре 2023 г. составит 15-15,2% (т.е. возможно еще одно повышение на 1 п.п. на заседании в декабре), инфляция на конец года ожидается в диапазоне 7-7,5% (вероятнее всего траектория инфляции будет идти по верхней границе этого диапазона).
В 2024 г. среднегодовая ключевая ставка составит 12,5-14,5%. Причинами более жестких денежно-кредитных условий будут являться: усиление дефицита кадров при низкой мобильности трудовых ресурсов; мягкая бюджетная политика; сохранение льготных программ кредитования, снижающих эффективность трансмиссионного механизма. Банк России теперь допускает отклонение от инфляционного таргета в 4% на конец 2024 г.
Банк России принял решение о повышении ключевой ставки на 2 п.п. с 13% до 15%. Опубликованный пресс-релиз подчеркивает наличие существенных проинфляционных рисков, сохраняется возможность дальнейшего ужесточения монетарной политики.
Согласно обновленному прогнозу Банка России, среднегодовая ключевая ставка в ноябре-декабре 2023 г. составит 15-15,2% (т.е. возможно еще одно повышение на 1 п.п. на заседании в декабре), инфляция на конец года ожидается в диапазоне 7-7,5% (вероятнее всего траектория инфляции будет идти по верхней границе этого диапазона).
В 2024 г. среднегодовая ключевая ставка составит 12,5-14,5%. Причинами более жестких денежно-кредитных условий будут являться: усиление дефицита кадров при низкой мобильности трудовых ресурсов; мягкая бюджетная политика; сохранение льготных программ кредитования, снижающих эффективность трансмиссионного механизма. Банк России теперь допускает отклонение от инфляционного таргета в 4% на конец 2024 г.
Telegram
Банк России
⚡️ Ключевая ставка с 30.10.23 — 15%
Совет директоров Банка России 27 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 15,00% годовых.
Текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России.…
Совет директоров Банка России 27 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 15,00% годовых.
Текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России.…
👍9😱2
Запишитесь в очередь. Сегодня складских площадей нет!
Лист ожидания - термин, который был характерен для офисного рынка Москвы до 2008 г., для торговых центров в 2011-2012 гг., но которого до 2023 г. почти не было на складском рынке. Однако бурное развитие онлайн-ритейла, спрос со стороны логистических компаний, дистрибьюторов и импортозамещение в промышленности привели к снижению доли свободных складских площадей до 0,3% в московском регионе и до 0,4% в Санкт-Петербурге.
При необходимости аренды склада площадью 15-20 тыс. кв. м найти подходящую площадь в существующих объектах нельзя, остается только вариант аренды в строящемся объекте или строительство склада под себя (собственными силами или по схеме built-to-suit). Но даже в этих случаях девелоперы, ограниченные производственными мощностями и трудовыми ресурсами, не всегда готовы удовлетворить запрос, тем самым создавая определенный лист ожидания на складском рынке.
Рынок полностью находится на стороне арендодателя, запрашиваемые ставки аренды и в Москве, и в Петербурге уверенно перешагнули 7500 руб./кв. м/год (без НДС и операционных расходов). В ближайшее время тенденция сохранится. Рост вакантности может произойти либо в случае падения спроса, либо большого объема строительства складов, предназначенных для сдачи в аренду на открытом рынке. Ни того, ни другого на данный момент не ожидается.
Лист ожидания - термин, который был характерен для офисного рынка Москвы до 2008 г., для торговых центров в 2011-2012 гг., но которого до 2023 г. почти не было на складском рынке. Однако бурное развитие онлайн-ритейла, спрос со стороны логистических компаний, дистрибьюторов и импортозамещение в промышленности привели к снижению доли свободных складских площадей до 0,3% в московском регионе и до 0,4% в Санкт-Петербурге.
При необходимости аренды склада площадью 15-20 тыс. кв. м найти подходящую площадь в существующих объектах нельзя, остается только вариант аренды в строящемся объекте или строительство склада под себя (собственными силами или по схеме built-to-suit). Но даже в этих случаях девелоперы, ограниченные производственными мощностями и трудовыми ресурсами, не всегда готовы удовлетворить запрос, тем самым создавая определенный лист ожидания на складском рынке.
Рынок полностью находится на стороне арендодателя, запрашиваемые ставки аренды и в Москве, и в Петербурге уверенно перешагнули 7500 руб./кв. м/год (без НДС и операционных расходов). В ближайшее время тенденция сохранится. Рост вакантности может произойти либо в случае падения спроса, либо большого объема строительства складов, предназначенных для сдачи в аренду на открытом рынке. Ни того, ни другого на данный момент не ожидается.
👍12👀1
Розничным ценам в Республике Беларусь «запретили расти» год назад. Что произошло с того момента?
Экономика Республики Беларусь оказалась сильно затронута кризисом 2022 г. Снижение ВВП в прошлом году составило -4,7% (в России ― -2,1%). Белорусский рубль резко ослаб в марте 2022 г., после чего, как и в экономике России, стабилизировался на более крепких уровнях (Рисунок 1).
В отличие от ситуации в России, цены в Белоруссии продолжали расти высоким темпом, несмотря на укрепление национальной валюты (Рисунок 2). Год назад, в октябре 2022 г. было принято постановление, запрещающее рост розничных цен в стране. Уже более года продолжается регулирование цен, хотя и в более мягкой форме, чем изначально (установление предельных торговых наценок и прочие меры, затрагивают более 300 товарных групп). Введенные меры, действительно, замедлили инфляцию (Рисунок 2). Ожидается, что регулирование розничных цен продолжится в 2024 г.
В обсуждениях ситуации в Республике Беларусь часто звучат мнения о наличии в стране «скрытого инфляционного навеса», остается открытым вопрос будет ли введенное регулирование порождать новое регулирование – например, из-за роста издержек производителей обсуждалось введение регулирования арендной платы и других компонентов себестоимости товаров. Так или иначе, «сокрытие» ценовых сигналов будет приводить к более медленной подстройке экономики к новым условиям.
Экономика Республики Беларусь оказалась сильно затронута кризисом 2022 г. Снижение ВВП в прошлом году составило -4,7% (в России ― -2,1%). Белорусский рубль резко ослаб в марте 2022 г., после чего, как и в экономике России, стабилизировался на более крепких уровнях (Рисунок 1).
В отличие от ситуации в России, цены в Белоруссии продолжали расти высоким темпом, несмотря на укрепление национальной валюты (Рисунок 2). Год назад, в октябре 2022 г. было принято постановление, запрещающее рост розничных цен в стране. Уже более года продолжается регулирование цен, хотя и в более мягкой форме, чем изначально (установление предельных торговых наценок и прочие меры, затрагивают более 300 товарных групп). Введенные меры, действительно, замедлили инфляцию (Рисунок 2). Ожидается, что регулирование розничных цен продолжится в 2024 г.
В обсуждениях ситуации в Республике Беларусь часто звучат мнения о наличии в стране «скрытого инфляционного навеса», остается открытым вопрос будет ли введенное регулирование порождать новое регулирование – например, из-за роста издержек производителей обсуждалось введение регулирования арендной платы и других компонентов себестоимости товаров. Так или иначе, «сокрытие» ценовых сигналов будет приводить к более медленной подстройке экономики к новым условиям.
😁8👌3
Где солнце ярче?
В продолжение поста о наиболее оптимальном размещении объектов возобновляемой энергетики в России, подробнее посмотрим на статистику производства электроэнергии на солнечных электростанциях (СЭС).
В 2023 г. в России СЭС функционируют в 14 регионах. Суммарная мощность электростанций составляет 1788 МВт. Объем производства электроэнергии СЭС за 8 мес. 2023 г. составил 1 716 471 МВтч, что составляет 0,3% от выработки всей электроэнергии в стране.
Эффективность солнечной электростанции во многом определяется местоположением, наличием солнечных дней, а измеряется коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ). КИУМ СЭС в 2023 г. варьируется в диапазоне 15,6-17,6%. Наилучшие показатели удельной выработки зафиксированы в Астраханской области и Ставропольском крае. Это означает, что солнце в этих регионах светит больше. Худшие показатели в Сибири: в республиках Алтай и Хакасия КИУМ был на уровне 15-16%.
В продолжение поста о наиболее оптимальном размещении объектов возобновляемой энергетики в России, подробнее посмотрим на статистику производства электроэнергии на солнечных электростанциях (СЭС).
В 2023 г. в России СЭС функционируют в 14 регионах. Суммарная мощность электростанций составляет 1788 МВт. Объем производства электроэнергии СЭС за 8 мес. 2023 г. составил 1 716 471 МВтч, что составляет 0,3% от выработки всей электроэнергии в стране.
Эффективность солнечной электростанции во многом определяется местоположением, наличием солнечных дней, а измеряется коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ). КИУМ СЭС в 2023 г. варьируется в диапазоне 15,6-17,6%. Наилучшие показатели удельной выработки зафиксированы в Астраханской области и Ставропольском крае. Это означает, что солнце в этих регионах светит больше. Худшие показатели в Сибири: в республиках Алтай и Хакасия КИУМ был на уровне 15-16%.
👍9❤1
Межгосударственные проекты развития транспортной инфраструктуры
Развитие инфраструктуры и роль государственного-частного партнерства (ГЧП) интересно посмотреть при реализации межгосударственных проектов. Обычно это крайне востребованная инфраструктура, нередко «последняя миля» транспортных коридоров, месторождений, городов.
Например, интересен проект в Анголе, где ж/д линия длиной 1,3 тыс. км соединяет порт Лобито на западе и город Луао на востоке. Передача ж/д в концессию на 30 лет предполагает инвестиции 450 млн долл. в модернизацию, обновление подвижного состава, управление грузовыми перевозками, а реализацией проекта займутся Trafigura, Mota-Engil, Vecturis. Железная дорога улучшит внутреннее сообщение, а с выходом на Колвези (ДР Конго) и Замбию позволит вывозить больше продукции с месторождений меди, кобальта, цинка, урана и других.
Ранее ЕАБР представил отчет по трансграничным ГЧП, в т.ч. выделен проект, реализованный между Россией и Китаем - автомобильный мост через р. Амур (Амурская обл.). Кроме того, активно развивается сообщение по ж/д мосту «Нижнеленинское – Тунцзян», по которому растут перевозки угля и руды на экспорт. Летом была осуществлена транспортировка контейнерных грузов в импортном направлении, а одной из крупнейших российских логистических компаний анонсирован план по строительству вблизи моста контейнерного терминала, что подтверждает востребованность такой инфраструктуры и механизмов реализации для диверсификации импортно-экспортных потоков.
Развитие инфраструктуры и роль государственного-частного партнерства (ГЧП) интересно посмотреть при реализации межгосударственных проектов. Обычно это крайне востребованная инфраструктура, нередко «последняя миля» транспортных коридоров, месторождений, городов.
Например, интересен проект в Анголе, где ж/д линия длиной 1,3 тыс. км соединяет порт Лобито на западе и город Луао на востоке. Передача ж/д в концессию на 30 лет предполагает инвестиции 450 млн долл. в модернизацию, обновление подвижного состава, управление грузовыми перевозками, а реализацией проекта займутся Trafigura, Mota-Engil, Vecturis. Железная дорога улучшит внутреннее сообщение, а с выходом на Колвези (ДР Конго) и Замбию позволит вывозить больше продукции с месторождений меди, кобальта, цинка, урана и других.
Ранее ЕАБР представил отчет по трансграничным ГЧП, в т.ч. выделен проект, реализованный между Россией и Китаем - автомобильный мост через р. Амур (Амурская обл.). Кроме того, активно развивается сообщение по ж/д мосту «Нижнеленинское – Тунцзян», по которому растут перевозки угля и руды на экспорт. Летом была осуществлена транспортировка контейнерных грузов в импортном направлении, а одной из крупнейших российских логистических компаний анонсирован план по строительству вблизи моста контейнерного терминала, что подтверждает востребованность такой инфраструктуры и механизмов реализации для диверсификации импортно-экспортных потоков.
👍7🔥3
О текущей ситуации в экономике
Исходя из опубликованных оперативных данных Росстата, ВВП в сентябре, по нашей оценке, вырос на 6% г/г, а в целом за 3 кв. 2023 г. на 5,5% г/г (+3,2% кв/кв в годовом выражении).
В 3 кв. 2023 г. темп роста заметно замедлился, но текущий уровень экономической активности остается высоким. Экономика находится в состоянии перегрева, отклоняясь вверх от тренда (на ~2,5% ВВП) и даже превышая пиковые значения 2021 г. Дальнейший рост сдерживается барьерами «сверху» на стороне предложения: наличием свободных трудовых ресурсов и ограниченными логистическими возможностями.
Бюджетные стимулы в 2024 г. без устранения данных узких мест вероятно не смогут создать дополнительные объемы выпуска. Но в большей степени могут повлиять на перераспределение ресурсов по секторам экономики, аллоцируя их в наиболее производительных (или имеющих преференции в доступе к финансовым ресурсам) секторах.
Поскольку бюджетная политика остается мягкой, то единственным контрциклическим фактором выступает денежно-кредитная политика, действие которой, однако, происходит с лагом (1-2 квартала), поэтому до конца года можно ожидать сохранения высоких и экономической активности, и инфляции.
Обсуждение текущих оценок ВВП в треде EMCR.
Исходя из опубликованных оперативных данных Росстата, ВВП в сентябре, по нашей оценке, вырос на 6% г/г, а в целом за 3 кв. 2023 г. на 5,5% г/г (+3,2% кв/кв в годовом выражении).
В 3 кв. 2023 г. темп роста заметно замедлился, но текущий уровень экономической активности остается высоким. Экономика находится в состоянии перегрева, отклоняясь вверх от тренда (на ~2,5% ВВП) и даже превышая пиковые значения 2021 г. Дальнейший рост сдерживается барьерами «сверху» на стороне предложения: наличием свободных трудовых ресурсов и ограниченными логистическими возможностями.
Бюджетные стимулы в 2024 г. без устранения данных узких мест вероятно не смогут создать дополнительные объемы выпуска. Но в большей степени могут повлиять на перераспределение ресурсов по секторам экономики, аллоцируя их в наиболее производительных (или имеющих преференции в доступе к финансовым ресурсам) секторах.
Поскольку бюджетная политика остается мягкой, то единственным контрциклическим фактором выступает денежно-кредитная политика, действие которой, однако, происходит с лагом (1-2 квартала), поэтому до конца года можно ожидать сохранения высоких и экономической активности, и инфляции.
Обсуждение текущих оценок ВВП в треде EMCR.
👍8❤3
Твердая или классная?
Новость об инициативе Минсельхоза запретить до конца мая 2024 года экспорт твердой пшеницы сначала вызвала много вопросов у непосвященных в детали агрожизни России. Для специалистов же прошла почти незаметно, поскольку доля твердой пшеницы в структуре российского производства – менее 1%, а в экспорте около 3-4%.
В России в основном выращивается мягкая пшеница (Tríticum aestívum). Твердая же (Tríticum durum) или дурум – формально является другим видом из рода пшеницы и близкородственна полбе. Статистики о производстве разных видов пшеницы Росстат не приводит, но показатель рассчитывает Минсельхоз РФ. Согласно их данным, урожай твердой пшеницы ежегодно «составляет 700-800 тыс. т, основными производителями являются Алтайский край (до 80%) и Оренбургская, Челябинская, Омская, Саратовская, Самарская и Волгоградская области». Всего же в 2022 году в России было собрано 104 млн т пшеницы. Мягкая пшеница – основная экспортная культура российского сельского хозяйства, в прошлом сезоне ее вывоз побил рекорд – почти 60 млн т! Вот она бывает фуражной, продовольственной, и бывает классной - ее делят на классы от 1 (производим очень мало) до 5 (фураж). По данным ТБИ, Россия за 4 месяца текущего зернового сезона экспортировала 18 млн т пшеницы, из нее твердой – 424 тыс. т – в Италию и немного в Тунис.
Новость об инициативе Минсельхоза запретить до конца мая 2024 года экспорт твердой пшеницы сначала вызвала много вопросов у непосвященных в детали агрожизни России. Для специалистов же прошла почти незаметно, поскольку доля твердой пшеницы в структуре российского производства – менее 1%, а в экспорте около 3-4%.
В России в основном выращивается мягкая пшеница (Tríticum aestívum). Твердая же (Tríticum durum) или дурум – формально является другим видом из рода пшеницы и близкородственна полбе. Статистики о производстве разных видов пшеницы Росстат не приводит, но показатель рассчитывает Минсельхоз РФ. Согласно их данным, урожай твердой пшеницы ежегодно «составляет 700-800 тыс. т, основными производителями являются Алтайский край (до 80%) и Оренбургская, Челябинская, Омская, Саратовская, Самарская и Волгоградская области». Всего же в 2022 году в России было собрано 104 млн т пшеницы. Мягкая пшеница – основная экспортная культура российского сельского хозяйства, в прошлом сезоне ее вывоз побил рекорд – почти 60 млн т! Вот она бывает фуражной, продовольственной, и бывает классной - ее делят на классы от 1 (производим очень мало) до 5 (фураж). По данным ТБИ, Россия за 4 месяца текущего зернового сезона экспортировала 18 млн т пшеницы, из нее твердой – 424 тыс. т – в Италию и немного в Тунис.
👍9🔥5❤2
Автомобили едут в контейнерах
За 9 мес. 2023 г. объемы импорта автомобилей и комплектующих по железной дороге в контейнерах увеличились практически втрое относительно 9 мес. 2022 г. и составили 202 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), что примерно соответствует 400 тыс. машин. Такой рост объемов перевозок стал возможен благодаря пятикратному росту объемов импорта авто из Китая – более 500 тыс. по итогам 9 мес. 2023 г.
Основными пунктами перевалки контейнеров служат всего 7 станций – две на границе с Казахстаном, три в портах Дальнего Востока и по одной на границе с Монголией и Китаем – через них проходит 90% всех контейнеров с автомобилями. При этом более 80% всех отправок следуют в Московский регион.
Популярность этому виду отправок обеспечивают несколько факторов: во-первых, перевозка контейнера по сети РЖД обходится дешевле использования специализированного вагона (автовоза). Во-вторых, меньший риск повредить машину, чем при перевозке прицепом-автовозом по дорогам. В-третьих, перевозка по железной дороге быстрее, чем по морю. Удобство, скорость, надежность и приемлемая цена поддержат рост популярности этого способа доставки автомобилей – по итогам 4 кв. 2023 г. количество перевезенных контейнеров с автомобилями превысит 100 тыс. ДФЭ.
За 9 мес. 2023 г. объемы импорта автомобилей и комплектующих по железной дороге в контейнерах увеличились практически втрое относительно 9 мес. 2022 г. и составили 202 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), что примерно соответствует 400 тыс. машин. Такой рост объемов перевозок стал возможен благодаря пятикратному росту объемов импорта авто из Китая – более 500 тыс. по итогам 9 мес. 2023 г.
Основными пунктами перевалки контейнеров служат всего 7 станций – две на границе с Казахстаном, три в портах Дальнего Востока и по одной на границе с Монголией и Китаем – через них проходит 90% всех контейнеров с автомобилями. При этом более 80% всех отправок следуют в Московский регион.
Популярность этому виду отправок обеспечивают несколько факторов: во-первых, перевозка контейнера по сети РЖД обходится дешевле использования специализированного вагона (автовоза). Во-вторых, меньший риск повредить машину, чем при перевозке прицепом-автовозом по дорогам. В-третьих, перевозка по железной дороге быстрее, чем по морю. Удобство, скорость, надежность и приемлемая цена поддержат рост популярности этого способа доставки автомобилей – по итогам 4 кв. 2023 г. количество перевезенных контейнеров с автомобилями превысит 100 тыс. ДФЭ.
👍9❤4