ЦЭП Talks – Telegram
ЦЭП Talks
5.96K subscribers
587 photos
3 videos
1.28K links
Консалтинг.
Макроэкономическая и отраслевая аналитика и комментарии Центра экономического прогнозирования ГПБ

Команда ЦЭП и контакты: https://news.1rj.ru/str/ceptalks/2
Download Telegram
​​Морские порты России в 2023 году нацелены на рекордный грузооборот

Перевалка грузов в морских портах России стремится к двузначным темпам роста в 2023 г. Суммарная перевалка за 8 мес. 2023 г. выросла на 8,7% к 8 мес. 2022 г. Рост перевалки сухих грузов составил 16,6%, а наливных 1,6%. За счет каких грузов и где произошел столь сильный рост?

В перевалке сухих грузов рост показали все бассейны. Увеличение перевалки угля внесло ключевой вклад в рост грузооборота в 3 из 5 бассейнов. Помимо угля, на Северо-Западе (Балтийский и Арктический бассейны) существенный прирост перевалки обеспечили удобрения, а на Дальнем Востоке – грузы в контейнерах. В Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах основной вклад в рост грузооборота внесли зерно, а также перевалка нефти и нефтепродуктов.

По итогам года суммарный грузооборот превысит 900 млн т, что станет очередным рекордом перевалки в морских портах. Снижение грузооборота было отмечено лишь однажды за последние 20 лет – в 2020 г. При общей оценке мощностей в 1,3 млрд тонн средняя загрузка составит более 70%. С учетом высокой востребованности портовой инфраструктуры и сложностей на ж/д путях ожидать снижения ставок на перевалку грузов можно в случае сокращения объемов перевалки на экспорт и резкого снижения цен на сырье на внешних рынках.
👍121🎉1
Потребители меняют подходы к выбору поставщика электроэнергии. Если раньше они требовали исключительно надежного энергоснабжения по доступной цене, то теперь к этому добавляется требование по её происхождению.

Спрос на зеленую (низкоуглеродную) электроэнергию в России в 2023 г. растет. Объем поставки электроэнергии по Свободным двусторонним договорам на оптовом рынке с солнечными (СЭС), ветряным (ВЭС) и гидроэлектростанциями (ГЭС) за январь-июль 2023 г. увеличился в 2,2 раза относительно аналогичного периода прошлого года.

В России сформировалась премия за покупку электроэнергии, производимую без выбросов СО2. Это добровольная премия, требований к продукции по углеродному следу в России нет. ВЭС — в большем приоритете у покупателей, чем СЭС из-за графиков загрузки внутри суток.
 
Сколько стоит зеленая электроэнергия? Как её купить? И хватит ли её на всех? Ответы на эти вопросы ищите в первом отчете ЦЦИ о премии за зеленую электроэнергию в России.
👌5👍3🔥3👏1
​​«Повышение справедливости» в распределении ресурсной ренты
 
В основных направлениях бюджетной политики Минфин, помимо основной информации – параметров проекта бюджета, говорит о почти философском вопросе справедливости распределения рентных налогов от добычи полезных ископаемых (на примере сравнения нефтегазового и горно-металлургического секторов).
 
Вопроса здесь два: первый - насколько равномерна налоговая нагрузка на различные добывающие сектора и второй – насколько справедливо распределена рента от добычи между обществом (в лице бюджета) и добывающими компаниями.
 
Баланс достигается в том случае, если налоговая нагрузка рентных секторов достаточно высока, чтобы создавать доход от добытых ресурсов для общества, но при этом не ограничивает инвестиционную активность добывающих компаний. Так, за счет разной степени жесткости налогов на ресурсную ренту обеспеченные полезными ископаемыми страны могут конкурировать между собой за привлечение инвестиций добывающих компаний.
 
Насколько (без учета последних налоговых изменений) российская рентная налоговая модель остается инвестиционно привлекательной среди других стран? Международных сопоставлений рентных налоговых режимов немного, но по имеющимся опросным данным Россия где-то в середине, а значит «повышение справедливости» (увеличение налоговой нагрузки) остается возможным.
👍74😱2
​​Потенциал перевозок рефгрузов на новые экспортные рынки – 20 млрд руб. в год

Пока на складах и ж/д путях в Электроуглях копятся пустые контейнеры, рынок рефперевозок может получить неплохие объемы на экспорт. Ранее российские производители получили разрешение на экспорт свинины в Китай. Потенциал увеличения общего экспорта мяса свинины из России по нашим оценкам составляет порядка 500 тыс. т ежегодно к текущим объемам. К перевозкам температурных грузов предъявляются жесткие требования со стороны грузоотправителя и покупателя, требуются специальные контейнеры, инфраструктура и отслеживание, поэтому транспортировка обходится гораздо дороже обычной.

При загрузке 40-ка футового контейнера свининой потребуется 25 тыс. контейнероотправок – по 20 тонн в каждый. Если взять оборот контейнера на уровне 90 дней, то потребности экспортеров в рефах можно оценить в 6,2 тыс. контейнеров. Заказ на производство в 10 млрд руб. может стать важным подспорьем для российских вагоностроителей и производителей оборудования, но занять нишу будет непросто на монополизированном Китаем рынке производства контейнеров.

С точки зрения перевозок – это порядка 100 дополнительных контейнерных поездов ежегодно только со свининой. Такие объемы могут быть отправлены и автотранспортом до морских терминалов Северо-Запада, которые заинтересованы в восстановлении грузовой базы, а далее контейнеровозами в Китай. При базовой стоимости отправки Моск. область – Шанхай 7-8 тыс. долл. / 40-ка футовый рефконтейнер рынок перевозок составит 20 млрд руб. ежегодно – неплохая добавка для логистических компаний.
👍9
Forwarded from Coala
Аналитики ЦЦИ ГПБ представили тренды по ценам на уголь.

Твердое топливо пошло в сезонный рост. Цена российского угля подскочила перед праздниками в Китае в среднем на 14%. Также на рост повлияли проверки безопасности на шахтах и стабильный спрос в Индии.

Металлургический уголь марки К в Китае торговался на уровне $206 за тонну CFR China (Cost and Freight, продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна). Марка Ж – на уровне $200 CFR China. Стоимость энергетического угля калорийностью 5500 NAR поднялась до $108 за тонну CFR China.

Дальнейший рост цен на уголь зависит от слишком большого числа факторов: цен на нефть, ограничений на производство стали в Китае, а также снижения базовой ставки ФРС США.
👍71
Розничные сети недополучают $100 млрд из-за недобросовестных действий покупателей

Розничные сети во всем мире ежегодно теряют свыше 100 млрд долл. недополученной выручки из-за недобросовестных действий покупателей, говорится в исследовании компании Riskified, специализирующейся на борьбе с мошенничеством.

В рамках исследования Riskified провела опрос среди 300 ритейлеров из разных стран. Выручка каждого из участников опроса составляет более $500 млн.

Ряд компаний отметили растущее число нарушений правил розничной торговли со стороны покупателей. Наиболее распространенные случаи включают мошенничество при возврате товаров, использование поддельных учетных записей для многократного получения скидок, а также применение ботов с целью покупки выпущенных ограниченным тиражом товаров для дальнейшей перепродажи по более высокой цене.

В ответ на мошенничество компании ужесточают контроль за действиями покупателей. В частности, 65% респондентов заявили, что вручную обрабатывают большую часть заявок на возврат товаров, несмотря на дороговизну и трудоемкость этого процесса.

Если верить данным Riskified, получается, что мошенничество со стороны потребителей стоит компаниям около 0,5% их оборота (объём мировой розничной торговли составляет около 27 трлн долл.). Если эти данные применять к России, то российские ритейл-компании ежегодно теряют около 170 млрд рублей из-за недобросовестного поведения потребителей.
👍5🤔41👎1
​​Размер скидки на покупку отечественного электромобиля планируется увеличить до 35%

Недавно на портале правовой информации был опубликован проект внесения изменений в постановление правительства о льготном автокредитовании. Из поправок следует, что скидка на приобретение отечественного электромобиля может быть увеличена до 35% от его стоимости, но не более 925 тыс. руб. (было 25% и 625 тыс. руб.).

В среднем в России стоимость владения электромобилем ниже, чем обычным бензиновым авто, однако рекомендованные цены на электромобили в среднем выше на 60-80% (без учета скидки). Например, стоимость седана Evloute I-PRO составляет почти 3 млн руб. при том что сопоставимый по классу бензиновый автомобиль, такой как Lada Vesta, стоит практически вдвое дешевле. При применении скидки разница в цене будет уже не так значительна и составит около 500 тыс. руб., при этом цена владения электромобилем примерно на 300 тыс. руб. меньше.

ЦЭП ГПБ к 2030 г. ожидает объемы продаж электромобилей в России на уровне 160 тыс. шт., что будет соответствовать доле в 9-11% от рынка новых легковых автомобилей в РФ (сопоставимо с долей в США в 2023 г.). Факторами для роста рынка станут сохранение мер поддержки приобретения электромобилей, развитие зарядной сети, локализация производства, а также спрос со стороны корпоративного сектора (такси, мелкая доставка).
👍81🔥1
Российский газ направился в Узбекистан

Узбекистан является крупным потребителем газа в СНГ, уступая в данном показателе лишь России. По итогам 2022 г. валовое потребление голубого топлива в стране составило 48 млрд м3. По оценке Минэнерго Узбекистана, потребление к 2030 г. может вырасти до более чем 56 млрд м3 в год.

Ранее мы уже писали, что Узбекистан на фоне падения добычи и роста внутреннего потребления станет нетто-импортером голубого топлива. Уже с мая 2023 г. в стране были введены меры по экономии газа, которые должны позволить сократить потребление внутри страны на 1 млрд м3 ежегодно. Одним из возможных вариантов решения дефицита голубого топлива мы тогда назвали рост импорта из Туркменистана, однако в стране решили диверсифицировать поставщиков и закупать газ у России.

7 октября 2023 г. начался экспорт природного газа из России в Узбекистан транзитом через Казахстан по трубопроводу «Средняя Азия – Центр». Ежегодная поставка 2,8 млрд м3 позволит избежать дефицита газа на внутреннем рынке Узбекистана в 2023-2025 гг.
👍9
​​Что общего между офисными рынками Москвы и Санкт-Петербурга?

Гибридный формат работы распространяется все шире. Как внутри компаний, так и географически. Взять хотя бы этот пост: написан в Петербурге, скорректирован в Москве, опубликован из Нижнего. Но основная деловая активность все же происходит между двумя столицами. Купить билет на Сапсан за 2-3 суток почти невозможно.

Интеграция характерна и для офисных рынков Москвы и Санкт-Петербурга. Естественно, что масштаб разный: объем рынка и средний размер сделки в Белокаменной в 4-5 раз больше, чем в Северной столице, а ставки аренды выше в 2-3 раза. Какие основные сходства и отличия можно выделить по итогам 3 квартала?

Сходства:
▪️ доля свободных офисных площадей почти совпадает: 9,2% в Москве, 9,3% в Петербурге;
▪️ вакантность в классе А существенно выше, чем в классе В;
▪️ запрашиваемые арендные ставки слабо меняются в 2023 г.;
▪️ гибкие офисные пространства приостановили бурный рост.

Различия:
▪️ в Санкт-Петербурге торг уместен для больших блоков, а в Москве, наоборот, для небольших площадей;
▪️ значительная часть строящихся бизнес-центров в Москве предназначена для продажи отдельными блоками, в Петербурге - для аренды.

Если ранее московские тренды с лагом в 2-3 года проявлялись на рынке Петербурга, то сейчас лаг минимален, либо тенденции носят локальный характер.
👍93
В России формируется новая модель онлайн-рынка

На этой неделе прошел форум e-com retail week, на котором обсуждались основные тренды и перспективы развития онлайн-торговли.

Эксперты отметили, что в данный момент рынок онлайн-торговли проходит значительную трансформацию, в ходе которой выделяются 3 основных доминирующих сегмента на данном рынке:

1. Маркетплейсы. Они занимают лидирующее положение по количеству заказов и обороту. По итогам 2023 г. доля Wildberries и Ozon на рынке по объёму онлайн-продаж составит 53% (+2%), а по заказам 77% (+6%). Через 3-5 лет на них же плюс Яндекс Маркет будет приходиться 82-85% заказов.

2. Омниканальные ритейлеры. Данный сегмент включает в себя традиционных офлайн-ритейлеров, которые активно развивают канал интернет-торговли. Благодаря развитой офлайн-сети они могут составить конкуренцию маркетплейсам в плане ассортимента товаров, а также имеют устоявшийся бренд и различные программы лояльности.

3. Брендовые магазины. Раньше на рынке существовало множество различных интернет-магазинов, однако в данный момент они активно теряют трафик на своих сайтах из-за роста популярности маркетплейсов. Единственное исключение – это брендовые специализированные магазины, которые сохраняют свои позиции в силу уникальности товара. Дело в том, что маркетплейсы не работают в сегментах сложной доставки, хрупкой доставки, там, где нужна высокая экспертиза и консультация (например, технологичная одежда для походов в горы, DIY, премиум-одежда).
👍10👌2
​​Где ветер дует сильнее?

На сегодняшний день в России построено 2360 МВт мощностей ветровых электростанций (ВЭС), которые расположены в 8 регионах. С начала года суммарно ВЭС произвели 3,8 млрд кВтч электроэнергии, чего хватит для снабжения 6 млн домашних хозяйств. Объемы производства электроэнергии зависят от наличия и силы ветра. Мы решили посмотреть, где лучше всего дует ветер, и больше производится электроэнергии на ВЭС.

Лидером по суммарному объему производства за 8 мес. 2023 г. стала Ростовская область, наименьший объем был произведен в Ульяновской области. При этом наилучшие удельные показатели выработки электроэнергии (с учетом ограничений на выдачу мощности в сеть по команде Системного оператора) зафиксированы в Волгоградской области. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) ВЭС, находящихся в этом регионе за 8 мес. 2023 г. составил 32%, что отражает наилучшие показатели ветра среди регионов.
👍11
Китай-происходит ли оживление в потребительской активности?

В последние месяцы экономика Китая показывала все более слабые темпы восстановления. Это привело к ухудшению ожиданий по темпам роста китайского ВВП в 2023 г. различными участниками рынка. В итоге началось смягчение монетарной политики, ЦБ Китая несколько раз снижал основные процентные ставки в последние месяцы.

Несмотря на стимулы со стороны ЦБ, потребительская активность в Китае продолжала ухудшаться в июне-июле, темпы роста розничной торговли снизились до 2,5-3% г/г после периода восстановления на 12-18% в начале 2023 г. В августе розничная активность немного улучшилась (до 4,6% г/г), видимо, стал появляться первый эффект от начала снижения ставок ЦБ летом.

Недавно Национальная служба статистики Китая стала публиковать данные по розничной торговле услугами в дополнение к данным по товарной рознице. За первые 7 месяцев 2023 г. рост в услугах составил 20,3% г/г (для сравнения – рост розничного товарооборота за этот же период +7,3% г/г). Рост активности в сфере услуг указывает на то, что потребители Китая постепенно меняют свои потребительские привычки, становясь ближе к типичному потребителю в развитых странах. Обычно в развитых экономиках доля услуг составляет около 50-60% в расходах потребителей, а в Китае этот показатель пока на уровне 40%. В первой половине 2023 г. наиболее заметный рост наблюдался в расходах на здравоохранение, туризм, спорт. Вероятно, в ближайшее время услуги будут оставаться драйвером восстановления потребительской активности в Китае.
👍51
​​Какие товары перевозят крупными сухогрузами по 150 тыс. т, а какие небольшими судами?

Глобальная морская торговля сухими грузами обеспечивается немногим менее 12 000 судами. Все суда-балкеры разделены на 4 основных типа по размерам: Capesize (наибольший), Panamax, Supramax, Handysize. Каждый из них имеет еще 3-4 подтипа с различными характеристиками по вместимости, осадке, оснащению.

Наименее диверсифицирована грузовая база у крупнейших по грузоподъемности судов типа Capesize, габариты которого не позволяют проходить по Суэцкому и Панамскому каналам. Кроме того, не все порты могут принимать суда дедвейтом более 150 тыс. т. Наиболее диверсифицирована грузовая база у судов Supramax и Handysize, что позволяет покупателям и продавцам гибко подходить к поставкам и учитывать конъюнктуру рынка и инфраструктурные возможности. В России осуществляется обработка всех видов судов этих классов в зависимости от морского порта, за исключением, пожалуй, гигантских рудовозов.

Морские суда и основные грузы, перевозимые в них:
▪️ Capesize = железная руда (73%) + уголь (19%) + бокситы (6%)
▪️ Panamax = уголь (53%) + сельхоз. грузы (24%) + железная руда (7%) + прочие (16%)
▪️ Supramax = уголь (23%) + сельхоз. грузы (16%) + руды (16%) + металлы (9%) + прочие (36%)
▪️ Handysize = сельхоз. грузы (26%) + металлы (13%) + удобрения (10%) + руды (8%) + прочие (43%)
👍172
​​Долгосрочные сбережения: пенсионные накопления vs недвижимость
 
Экономические регуляторы все чаще упоминают необходимость формирования долгосрочных сбережений населения - пленарные сессии на ПМЭФ, МФФ и др. на протяжении последних двух лет не обходятся без обсуждения данной тематики. Что закономерно в условиях ограничения доступа к внешним источникам и потребности экономики в более доступном внутреннем долгосрочном финансировании.
 
Сейчас наиболее распространенный вид финансовых сбережений для населения – депозиты в банках (30% сбережений), но их срочность на протяжении многих лет сокращается: доля депозитов на срок более 1 года до 2015 г. – 55-60%, с 2015 г. – 40%, с 2022 г. – 20%.
 
С 2024 г. начинает действовать программа долгосрочных сбережений (от 15 лет), ориентированная на создание дополнительных пенсионных или страховых накоплений. Предполагается щедрое, но кратковременное (3 года) софинансирование вложений со стороны бюджета. Вчера эта программа была дополнена законопроектом о налоговых вычетах для долгосрочного (от 10 лет) владения ценными бумагами. 
 
На текущий момент доля финансовых вложений в страховые и пенсионные накопления не превышает 5%, вложений на финансовом рынке – 10%. В качестве альтернативы выступает жилая недвижимость, вложения в которую являются наиболее крупными и массовыми долгосрочными сбережениями населения (особенно последние годы). Смогут ли бюджетные стимулы новой программы потягаться с консервативными сбережениями в бетон?
👍105😁2🤡1
​​Надежда на Китай

По итогам форума «Один пояс – один путь» много споров в аграрном сообществе вызвали заявления некоторых бизнесменов по поводу планов экспорта в Китай. Скепсис вызывают фитосанитарные ограничения и сложности работы с восточным соседом.

В 2023 г. Китай для России впервые стал страной номер один в аграрном экспорте, до этого многие годы №1 была Турция, куда в 2022 г. вывезли продовольствия на 5,05 млрд долл. (в Китай чуть менее 5 млрд долл.). Для всех ведущих стран-экспортеров продовольствия в мире, кроме блока стран ЕС, Китай давно и прочно занял первую позицию среди партнеров. США в 2022 г. отправили в Китай 20% от экспорта продовольствия, Бразилия и Новая Зеландия почти 38%. Для России этот показатель лишь в 2023 г. вероятно дотянет до 20%.

Есть ли перспективы роста на рынке Китая, который декларирует стремление к большей самообеспеченности продовольствием и население которого перестало расти? Российским экспортерам предстоит жесткая конкуренция – за рынки животноводческой продукции со странами Европы и соседним Казахстаном, за поставки зерна и масличных – с Южной Америкой и Австралией, которые безусловно имеют лучшие возможности для морских отправок крупнотоннажных товаров, и по готовой продукции – со всем миром.
👍8🔥3
​​По итогам августа 2023 г. аэропорты регионов побили рекорды пассажиропотока

Благодаря отпускам и каникулам количество обслуженных пассажиров в российских аэропортах традиционно достигает максимума в августе. Этот год не исключение, в августе 2023 г. некоторые крупные региональные аэропорты побили рекорды пассажиропотока.

Например, услугами аэропорта Пулково в последний месяц лета воспользовались 2,3 млн пассажиров, аэропорт уже четвертый месяц занимает второе место после Шереметьево по пассажирообороту. Сибирские аэропорты также демонстрируют рост показателей – объемы перевозок через аэропорт Толмачево впервые достигли 1 млн пассажиров в месяц, при этом относительно 2019 г. рост пассажиропотока составил более 50%. Аэропорт Кольцово также установил рекорд по количеству обслуженных пассажиров, хотя его динамика роста не такая впечатляющая. Важно отметить, что перечисленные аэропорты «растут» на внутренних перевозках – ни в одном количество международных пассажиров не вернулось на уровень 2019 г.

Внуково по итогам августа – единственный из крупных аэропортов России, где доля международных перевозок (58%) оказалась больше внутренних. Однако количество отправленных за границу пассажиров все еще на 500 тыс. меньше, чем в 2019 г.
👍17
Вагоны в лизинг нельзя в аренду

Правило пунктуации в предложении определяет ключевая ставка. Если ставка низкая, то «лизинг, нельзя в аренду», при высокой ставке лизинг дорожает и «лизинг нельзя, в аренду».

Аренда полувагонов и лизинг сравнялись в цене после роста ключевой ставки. Ожидаемое консенсусом повышение ключевой ставки в эту пятницу сделает лизинговый платеж еще выше.

А вот аренда 80-футовые фитинговых платформ, которые используют для перевозки контейнеров, сейчас дороже лизинга. Ставки долгосрочной аренды на них выросли до 2,4 – 2,7 тыс. руб./сут. без НДС при среднесуточном платеже по договору финансового лизинга около 2 тыс. руб. Как же так? Это ажиотажный спрос на перевозку контейнеров.

На российском рынке образовался дефицит парка фитинговых платформ. Впервые за последние годы на российском рынке аренда фитинговой платформы стала стоить дороже аренды полувагона.
👍12🔥5👀3
​​Ключевая ставка в текущем цикле ужесточения ДКП – где искать предел?
 
Если в августе мы говорили о том, что денежный рынок недооценивает возможное повышение ключевой ставки, то в октябре можем сказать обратное - ожидания денежного рынка более агрессивные, чем ожидания аналитиков.
 
Кривая Roisfix в «неделю тишины» предполагает пик ужесточения денежно-кредитной политики на уровне 15%. В то же время консенсус аналитиков, опрошенных Центром ценовых индексов Газпромбанка, выглядит мягче и ожидает повышение ключевой ставки до 14% в текущем цикле.
 
Предел 14% или 15%? Прогнозы сходятся в одном – с высокой вероятностью 27 октября ставка будет снова повышена. И этому способствуют новые факторы, которые реализовались вне прогноза с последнего заседания Банка России: стимулирующий бюджет в проекте ОНБП 2024-2026 гг., инфляционный «сюрприз» в сентябре.
👍75👀2
Что делать в пятницу, ожидая решения по ставке?
В 10-00 27 октября пьем ☕️, присоединяемся к вебинару «Пятница с Центром ценовых индексов. Уголь», задаем вопросы экспертам, отвечаем на вопросы модератора.  
Именно они – эксперты ЦЦИ и ЦЭП, собирающие информацию о ценах на рынке, поделятся о наблюдаемых тенденциях на рынке экспортных российских углей и о том, что сейчас влияет на цены.
Расскажем, что сейчас происходит со:
🇨🇳 ставками и валютами, влияющими на сырьевые рынки - Евгений Гранкин
⛏️ рынком коксующихся углей - Евгений Грачев
🔥 межтопливной конкуренцией - Вадим Пугач
🚂 рынком полувагонов и нетбэками на уголь - Роман Шагалов
А еще мы презентуем первый большой ежеквартальный отчет о мировом рынке углей. Кто знает английские поговорки, сможет получить его в подарок
Регистрируемся на вебинар
https://bankconference.comdi.com/watch/eltq2tgj
🥰5👍4