CFOblog | Денис Дубовцев – Telegram
CFOblog | Денис Дубовцев
1.99K subscribers
184 photos
2 videos
9 files
202 links
Авторский блог о финансах и рисках, фреймворках управления, истории, экономике

Денис Дубовцев (@ddcfo) - победитель премии “Финансовый директор 2021 года”, автор книги "Профессия финансист", кандидат экономических наук, руководитель с многолетним опытом
Download Telegram
КУЛЬТУРА

#cfo #технологии #сравни.ру #sravni.ru #культура #chieffinancialofficer

Я сменил много культур. Были там и чешская, и русская, и голландская, и люксембургская (боже упаси). Нет, не в смысле, что заменил русское на голландское (чешское, ...). Хотя такие мысли и были после пары лет в Нидерландах.

Я про культурный код себя и людей вокруг. И про корпоративное и бизнесовое.

Около 15 профессиональных лет моим культурным кодом был банковский мир, причем не розничный банкинг, а именно корпоративный. Это каста. Это роль. Это отношение к миру (и отношения в мире и с миром). Я всегда был культурно и ментально b2b. Это я осознал, когда попал в b2c - в бизнес, ориентированный на розницу. Это совершенно иное измерение в отношении к работе и поведению в бизнесе. Это культура драйва.

Итак, я люблю чешскую и голландскую культуру, если про национальное. Но бизнес-культура ритейла мне теперь нравится больше всех других.

Это круто. Это энергия. Это огонь.
ESOP VALUATION

#cfo #chieffinancialofficer #valuation #esop

На днях с коллегами по профессии сложилась методологическая дискуссия - как оценивать опционы для кэшаута при отсутствии liquidity event. И как зафиксировать различные варианты развития событий наперед - во время структурирования опционного плана.

Для тех, кто еще не сталкивался с темой - это задача, когда для ключевого персонала надо внедрить долгосрочную мотивацию в форме опционного пула, а планов вывода компании на IPO или продажи стратегическому инвестору у контролирующего акционера нет. Соответственно, если при этом компания регулярно не привлекает внешние инвестиции по рыночной оценке, то и бенчмарка для расчета опционов не появляется.

Очевидно, что можно привязать оценку к стоящим перед топ-менеджерами компании долгосрочным целям - доле рынка, например. Но это не всегда верное решение, тк рост доли рынка бывает не коррелирует прямо с повышением стоимости бизнеса. Да и на компанию могут влиять факторы, не поддающиеся не только управлению, но и даже предвидению.

Похоже, если нет высокой вероятности liquidity event в обозримом будущем и компания не планирует привлечение внешних инвестиций по справедливой рыночной оценке, то стоимость бизнеса для расчета опционов (причем фантомных опционов - по своей экономической сути) может быть привязана по формуле к чистому денежному потоку или к группе показателей вкупе с чистым денежным потоком. Можно также учесть нижнюю границу оценки бизнеса по годам, дополненную повышающими коэффициентами по отдельным показателям, значимым для компании. Про peers-анализ - сравнение с конкурентами - также не стоит забывать.

Главный момент, который стоит учитывать - эта задача из тех, на которых нельзя экономить. Если уделить недосточно внимания, принять несбалансированную формулу, не инвестировать усилия в предварительные обсуждения для достижения внутреннего консенсуса - это точно напрямую повлияет на мотивацию ключевого менеджмента и, как следствие - на стоимость бизнеса. Не в лучшую сторону.
Занятия по подготовке к дипифр внедряют неосознанную привычку приводить будущие потоки и дисконтировать вложения.

Это настолько глубоко входит в подкорку, что начинаешь автоматически дисконтировать покупку продуктов впрок и пересчитывать грядущую через неделю зарплату к сегодняшнему дню... :)
[НЕ]ДЕМОТИВАЦИЯ

#cfo #управление #какпостроитьработу #chieffinancialofficer #комментарии #пресса

Журнал “Финансовый директор” попросил дать комментарий в рамках подготовки статьи “Как правильно разбирать ошибки с сотрудниками, чтобы не демотивировать”. Набросал несколько пунктов. Все было отработано и внедрено в Достависте, теперь внедряем в Сравни.ру.

1-1 еженедельные беседы по часу с прямыми подчиненными (руководителями групп/отделов).

Система OKRs с трекингом и командным обсуждением раз в 2 недели.

Система ретроспективных встреч (Retro) с командами (казначейство, бухгалтерия, FP&A, автоматизация процессов, итп) раз в квартал.

Система выездных мероприятий для финансовой службы для тимбилдинга и синхронизации команд раз в квартал.

360-оценка сотрудник-руководитель-CFO раз в год.

Найм коуча для индивидуальной работы с руководителями групп/отделов по необходимости.
ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

#cfo #управление #какпостроитьработу #chieffinancialofficer #пунктуальность

Приходить на встречи и совещания вовремя - насколько важно? По-моему, это один из ключевых, гигиенических признаков соответствия нашей профессии финансиста - обращать внимание на детали (да, одинаковые шрифты, отступы - такие “мелочи” очень важны), держать окружающее пространство в порядке (беспорядок на столе - нет порядка в голове), выполнять обещания. И быть пунктуальным, уважать время партнеров и коллег.

Если вы не приходите на совещание вовремя - ваши коллеги теряют время. Причем не только время компании (допустим, что вам все равно - что в принципе недопустимо), но собственное их персональное время, когда они могли пообедать, позвонить домой, отдохнуть... Это становится кумулятивной неэффективностью и потерей времени жизни всех участников встречи.

Must: Скрупулезное выполнение обещаний, точное соблюдение сроков, самостоятельная (взрослая) ответственность за свои слова и действия.

Если договорились на встречу - следить за свои календарем и быть точно вовремя. Если не получается - напиши всем участникам (заранее), назначь новое время. Никто не пойдет в переговорную тратить время на простой.

Когда договорились, что что-то сделаем к определенному сроку - сделать вовремя. Если не получилось в силу обстоятельств - заранее проинформировать участников и сообщить причину, поставить новый реалистичный срок (и точно соблюсти).

Соглашусь, что могут быть причины. Но они должны быть уважительные. И нет уважительной причины не написать про перенос встречи. Если только не произошла авария, лежишь в коме, попал в авиакатастрофу...
ПОВТОРНЫЙ CAC

#cfo #chieffinancialofficer #unit-economy #ltv #cac #retention

LTV (livetime value) показывает усредненный доход с клиента за статистический срок его жизни. Доход надо сравнивать с расходом на привлечение - CAC (customer acquisition cost). Если LTV/CAC>3, то жизнь удалась, если 2-3 - повод серьезно заниматься повышением возвратности клиента и среднего чека, а также оптимизировать издержки на маркетинг. Ну а меньше 2 - это уже "на подумать" не перенаправить ли усилия в другие бизнесы. Большинство уже понимает это и с большей ли меньшей погрешностью научились прикидывать.

Но удивительно часто при расчете LTV/CAC упускают затраты на возврат клиентов. Если для повторных продаж необходимо подогревать клиентов мэйлами (или тем более смс), обзванивать, обогащать базу данных, и тп - все это надо скурпулезно считать в стоимость возврата (в повторные продажи). Некоторые будут неприятно удивлены падением LTV/CAC, если правильно рассчитают юнит-экономику с учетом расходов на ретеншн.
AGILE ч.II

#cfo #технологии #agile #технологиивфинансах #какпостроитьработу #chieffinancialofficer

Что год назад знали про agile-подход в большинстве компаний? Иногда подшучивали между собой на конференциях, слушая финансистов цифровых компаний и всяких модных консультантов.

В эру COVID-19 бизнесы прошли через естественный отбор кризиса и форс-мажорных обстоятельств, хоть и не признанных таковыми. Познав и внедрив agile в процессы (даже иногда не успев осознать, что это был тот самый agile), все поневоле стали более распределенными, цифровыми, гибкими. Дальше продолжится естественный отбор уже среди оставшихся - дальнейшая борьба за выживание, да на схлопнувшихся рынках.

В этих условиях финансовые директора уже не только цифровых компаний учатся бюджетировать и планировать по-agile. Ведь за год пришлось провести несколько ребюджетов - то срочно урезать прогнозы и расходы в марте-апреле в предапокалиптическом угаре, то выдохнув и спохватившись к июню снова перебюджетироваться с более оптимистичным расчетом до конца года, то вновь осознать иллюзорность предсказанного восстановления. Теперь же наконец, в процессе очередного годового бюджетирования, задуматься о необходимости постепенного перемещения в за грани добра и зла - в beyond budgeting. Делать это лучше через промежуточный rolling budgeting.

Если концепция beyond budgeting совсем эфемерна - как попадание в нирвану, то переход на скользящее бюджетирование (rolling budgeting) значительно практичнее и реализуется в течение нескольких тестовых итераций. Это планирование на квартал или год вперед с регулярным, как правило ежемесячным, уточнением плана исходя из текущей внешней и внутренней ситуации и данных по закрытому периоду. В этой ситуации ответственность максимально передается на уровень инициаторов расходов, согласование разумно вести от существенной суммы, все прочее - на финансовом контроле постфактум.

На итерацию лучше брать месяц, с горизонтом планирования на три, некоторые компании прогнозируют на 12 месяцев. За несколько итераций вполне можно приучить менеджеров и сотрудников финансовой службы к новому подходу в бюджетировании. Главное, что нет необходимости недопланировать выручку и перезакладываться в расходах - ведь следует попасть в БДР с минимальными отклонениями, а не перевыполнить KPI. Тут недалеко и до внедрения целеполагания по OKRs.
"Что составляет 80% успеха руководителя? Умение нанимать лучших" 100% подпишусь. Отличный лонгрид на тему практического лидерства https://readymag.com/profiru/dao/.
КОГДА ВСЕ ПОСТРОЕНО

#cfo #процессы #какпостроитьработу #стратегия #chieffinancialofficer

Вы долго работали и наконец-то внедрили управленческий учет, наладили процессы согласований, бюджетирование, финансовый контроль за активами и пассивами. Научились находить, мотивировать и удерживать сильных специалистов. Что дальше?

Что остается делать финансовому директору, когда все участки закрыты толковыми специалистами, процессы автоматизированы, риски мониторятся, а активы и пассивы под контролем.

Как говорят старшие товарищи: “Разбираться с кризисами. Кризисные ситуации будут регулярно возникать, а их разрешение - прямая и не делегируемая задача руководителя”.

Очевидно, кризисы это не только из серии “пандемия, закрытие на карантин”, но постоянные внутренние и внешние угрозы, с которыми надо бороться. Долгосрочное предсказание кризисов, как и в метеорологии - несмотря на суперкомпьютеры, облачные технологии и ИИ - практически пока нереализуемо. Как и погодные явления, кризисные ситуации в бизнесе возникают непредсказуемо в силу очень многих неуправляемых и взаимно влияющих явлений. Это не удастся полностью вылечить стандартизацией и автоматизацией процессов.

Также, помимо ежедневных задач по финансам и управлении финансовыми процессами и командой, финансовый директор входит в команду генерального - команду топ-менеджеров. А эта команда отвечает за развитие компании - за постановку стратегии, ее оцифровку и движение по контрольным точкам к 5-10 летним горизонтам. Там точно есть чем заняться.
ХОЛАКРАТИЯ

#cfo #холакратия #процессы #казначейство #автоматизация #какпостроитьработу #стратегия #chieffinancialofficer

Когда компании правильно задумываться о переходе с понятийных процессов на формализованные? Какое количество связей в самоорганизующейся организации начинает подавлять качество и неконтролируемо растить риски?

Раздумывая над минимальным числом сотрудников для перехода от понятийной системы устных согласований к процессному подходу (хотя бы через переписку по электронной почте или в мессенджере), и далее - к алгоритмизации и автоматизации на базе внутренней CRM/ERP систем, я логично перешел в размышлениях со стадии развития организации на анализ стиля управления.

Формализация и алгоритмизация процессов (того же согласования договоров или платежей) с ростом компании часто воспринимается как “бюрократизация”, в соответствующем негативном ключе. Звучат жалобы и проводятся эмоциональные комментарии-сравнения с “отсталыми” компаниями из традиционных отраслей в противовес современной “живой” технологической организации: “Все теперь не так, как раньше. Тогда мы работали в одной комнате (на одном этаже), не было такой бюрократии...”

В пользу сохранения понятийного, холакратического подхода в организации процессов даже приводят пример организации (скорее - самоорганизации) дорожного движения в странах Азии. Кто бывал в Мумбае или Ханое знают, что это огромный поток транспорта, водители в котором руководствуются больше не правилами дорожного движения, а понятиями и здравым смыслом. При этом мало кто знает, что понятийная система организации жизни, и в частности дорожного движения, в той же Индии эффективно работает в силу внутреннего контроля комьюнити, взаимного социального надзора. В случае [само]организации дорожного движения это реализуется в банальный самосуд на дороге в случае аварии с тяжелыми последствиями - виновника ДТП прохожие могут просто физически покалечить или даже убить прямо на месте. “Толпа разрывает человека на куски” - совсем не фигура речи и не преувеличение в данном случае. А теперь вспомните житейские примеры самоорганизации комьюнити в странах бывшего СССР, в той же России. Вспомните свой подъезд из детства - сломанные почтовые ящики, изрисованные стены, испорченные кнопки в лифтах… Или даже не будем уходить в воспоминания 80-90-х годов, вспомните как самоорганизуется ваше комьюнити жильцов дома или подъезда по непосредственно их касающимся вопросам смены управляющей компании, установки шлагбаума, сбора денег на косметический ремонт. То-то же. Люди у нас часто апатичны, недальновидны в отношении вопросов за порогом их квартиры, самоорганизация и личная ответственность на очень низком уровне, а взаимный контроль в рамках комьюнити минимален.

Поэтому в наших условиях формализуйте, внедряйте контроль, автоматизируйте финансово значимые операционные процессы как можно раньше - по достижении 20-30 человек в компании, не дожидайтесь роста штата до 100-150 человек. Чем дальше, тем противодействие осложняющим жизнь новациям будет существенно выше, а внутренний саботаж - значительнее и сложнее пресекаем.
Не могу не поделиться недавно услышанным анекдотом… или афоризмом?! Жизнь, бизнес, мотивация, энергия - всего в паре строк. :)

- Доктор, что мне начать принимать, чтобы поправиться?
- Начните принимать решения.
Forwarded from People Management 🌳🌀 (My little bot)
Мои вопросы на собес

0. Как прошёл предыдущий этап? Как пообщались, что понравилось? Есть что-то, что хотелось сказать по-другому на предыдущем этапе? - расслабление

1. Почему ты здесь? Почему эта позиция? Почему эта компания? - мотивация

2. Расскажи о себе и своём опыте то, что считаешь важным. - опыт и ценности

3. Достижения на предыдущем месте работе, которыми гордишься больше всего. - достижения и ценности

4. В какие игры играешь? Почему именно в эти? Что нравится/что ищешь в играх? - вкусы

5. Представь, что тебя отправляют на необитаемый остров. Там есть интернет, но всё, что можно с собой взять, это одна игра. Какую игру возьмёшь и почему? - вкусы и ценности

6. Посоветуй фильм, книгу и музыку. - культурный бэк

7. Что для тебя важно в работе/в команде/в руководителе? - ценности и софты

8. Ты сталкиваешься с задачей (пример задачи) впервые. Твои действия? - самостоятельность и софты

9. Сложный кейс из работы на стрессоустойчивость. - софты

10. Твой руководитель в корне не прав. Послушаешь его - случится беда. Не послушаешь - нарушишь субординацию и подорвёшь авторитет. Твои действия? - конфликтность и софты

11. 3 логических кейса из/около работы, не требующие специальных знаний - цепкость ума и уровень интеллекта

12. Английский язык. Как выучил/а? - софты и подходы

13. Твои любые вопросы, например, по трудоустройству/условиям труда/дате выхода/текущему этапу/следующим этапам?
НОВЫЕ ЗАДАЧИ CFO

#cfo #процессы #рольCFO #аудит #стратегия #chieffinancialofficer

Сейчас замечательное время для финансового директора: кризис и слом прежних парадигм - переход на удаленную работу, ускоренное внедрение цифровых сервисов в ежедневные операции, повышенное внимание к операционной деятельности со стороны акционеров, новые требования к прозрачности операций, нестабильность финансовых рынков, в том числе из-за повышения политической волатильности - ставит не только вызовы, но предоставляет значительные возможности для проактивных современных специалистов.

Финансовый директор в кризис становится полноправным партнером генерального директора, не только снимая с него операционные задачи, но также принимая под личный контроль ряд стратегических вопросов, которые традиционно вели первые лица компании.

Это вопросы обеспечения безопасности и непрерывности операций:
- непрерывное функционирование офиса и производства, безопасность сотрудников в пандемию, обеспечение удаленной работу;
- сохранение операционной ликвидности через прямое управление отношениями с ключевыми контрагентами, поиск новых или нестандартных источников финансирования операций;
- повышение информированности советов директоров и акционеров, обеспечение онлайн-отчетности по ключевым операционным метрикам и финансовым показателям, а также по моделированию сценариев развития;
- управление рисками в условиях тотальной прозрачности всех операций из-за цифровизации налогового учета и ввода обязательной маркировки товаров;
- предвидение изменений в регулировании отрасли (в том числе - из-за цифровизации государственных услуг), подготовка запасных планов на случай пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения, введению новых санкций и ограничений -
Все это вводится в первоочередные обязанности CFO. Финансовый директор принимает на себя функции исполнительного/операционного директора, по сути - #2 в компании.

Это далеко не полный перечень вызовов, требующий нового стратегического подхода, широкого взгляда, умения удаленно выбирать людей и доверять им, ежедневного самообучения и создания условий для развития сотрудников. Удаленная работа и управление распределенной командой заставляет финансиста превратиться из директора в ментора, смещает акценты в управлении с директивного менеджмента и контроля на индивидуальное развитие и стратегическое делегирование.

Для управления личными рисками важно научиться предвидеть не только отраслевые тенденции и макроэкономические тренды, но и, например, будущие изменения в повестке проверяющих органов. Ведь сегодняшние решения финансового директора, продиктованные кризисом и поиском ликвидности, могут быть радикально переоценены внутренними и внешними аудиторами и регулирующими органами через год-два.
ШЕРЕГЕШ

#cfo #лайфстайл #шерегеш #лыжи #отдых #урбанистика

Второй раз катаемся на горных лыжах в России (понятно, не считаем Сорочаны, Крылатское и подобные трассы-склоны): были в 2018 на курорте Роза Хутор, сейчас - в Шерегеше. По Розе все понятно - после Олимпиады вполне европейский уровень, но слишком много людей на подъемниках и на узких трассах. О Розе много написано и рассказано. Шерегеш в части трасс и людей приятная противоположность - широкие склоны и вполне терпимо на трассах и подъемниках даже по выходным. После публикаций в инстаграме много вопросов “а как там”, “стоит ли ехать после Европы” и тп. Поэтому решил поделиться впечатлениями, во многом связанными с муниципальным управлением и инфраструктурными проблемами, соответственно близких основной финансово-менеджерской тематике канала CFO.

Во-первых, остановлюсь на самой “каталке”. С альпийскими курортами по количеству и разнообразию трасс мало что сравнится, в Шерегеше это скромные полтора десятка спусков с максимальной длиной трассы около 4 км, общей протяженностью менее 40 км. В Поляне вдвое больше, но все равно это никак не сравнить с 300-600 км трасс Solden, Chamonix, Isgl и другими топовыми альпийскими курортами. Конечно, не трассами Шерегеш славится, а вне трассовым катанием - по лесу с отличным снегом с середины ноября до начала апреля. В этот раз нам “повезло” - снега почти не было, к концу недели трассы были малоснежными, частично ледяными, с легким вкраплением камней для усиления эффекта. Вне трасс все было укатано, на вершине Мустага начало спуска вне трассы для усиления эффекта сопровождалось наличием ледяного наста. Частые посетители Шерегеша рассказывают про шикарный пухляк с середины ноября и обилие вариантов как для начинающих катать вне трассы, так и для видавших все профи. Погодные условия не позволили попробовать многое, но все же удалось найти нормальный паудер и немного покататься вне небольшого количества трасс - спасибо за опыт и новые знания классному инструктору Артему и школе Zimaaa. В целом, осталось впечатление, что в обычное время кататься можно, причем весьма интересно и пейзажно. На этом рассказ про каталку завершу.

Теперь по инфраструктуре. Шерегеш в активной инвестиционной фазе - в этом году введено два новых подъемника, строят еще. Строятся новые гостиницы. Местные говорят, что на месте исправительной колонии между поселком и сектором А (лакомое место) будет построен то ли спорткомплекс, то ли аквапарк. В генплане развития, утвержденном в 2017 году, еще не определена судьба так называемого “режимного объекта”, но в текущий момент учреждение уже не функционирует - соответственно, что-то на этом месте возведут. Очень не хватает освещенной пешеходной зоны от поселка до г. Зеленой (основной зоны катания и отдыха), но она, судя по протоколу обсуждения генплана, также в перспективе появится.
Сравнение курорта с европейским не в пользу первого из-за нерешенности элементарных сервисных задач - транспорта. Причем в широком понимании. Проблема со скибасами - они отсутствуют как класс, вместо них частники-таксисты с соответственно неконтролируемыми ценами и непредсказуемым нравом уровнем сервиса. Обычно все вполне вежливые и предупредительные, но статистика подтверждается встречами неадекватов, которые еще и не чувствуют никакого системного контроля над собой, как например в убер-сервисах через оценки. Непредсказуемость цен на услуги такси также среди их проблем: в одночасье цены на такси выросли в 2 раза - по поселку без снаряжения со 100 руб до 200 руб. Причем это не сезонное повышение - просто [пона]приехало необычно много гостей и местные решили подзаработать в моменте. Что это совершенно неадекватный ценник даже для Москвы, не то что для туристов из регионов, на подобные дистанции - они не задумываются, на авось очевидно живут. В результате резкого скачка спроса на пиковых нагрузках - утром все едут к подъемникам, а вечером разъезжаются по гостиницам и апартаментам - случилась неприятная для обычного пользователя, но вполне логичная для экономиста ситуация: частники сговорились удвоить цены, а местный сервис такси не изменил цены, после чего став дешевле частников на 25-50% (как понятно, за день до этого частники были сравнимо выгоднее). При этом, значительная часть новых для курорта гостей впервые прилетели из Москвы и Питера через Москву рейсами, которые прибывает в 6-7 утра и обратно возвращаются, как правило через неделю, в 7-8 утра. На эти рейсы надо собираться глубокой ночью, когда частники не хотят работать, мотивируя тем, что ради одного заказа не интересно просыпаться. В итоге приходится порядком понервничать дозваниваясь до такси помногу раз (заранее на определенное время заказ они не принимают).

Еще одна проблема транспортного характера - отсутствие единого скипаса на все подъемники. Риторику на тему, почему владельцы подъемников на разных горах в Европе могут договориться, а владельцы разных подъемников на одной горе и даже одной трассе в России - нет, и почему это является проблемой гостя, а не администрации курорта - оставлю, обойдусь констатацией факта. Не исключают, что среди аргументов есть что-то вроде наличия людей, которые хотят покупать пасс только на пару подъемников и откажутся, если сократится количество опций выбора покупки, но оставлю этот анализ. Уверен, европейская отрасль прошла это много раньше и выработала оптимальное ценообразование и набор опций для выбора клиентом, поэтому сделать “как там” - точно не самое плохое начало на пути к созданию международного курорта.

Отдельно надо отметить, что не оборудованы нормальные зоны посадки-высадки и ожидания такси, а используемые потоком людей проходы превращаются в каток - муниципальные службы и даже владельцы прокатов, магазинов около этих проходов почему-то не решаются посыпать дорожку банальным песком или гранитной крошкой. Лично мне это напоминает места около метро в спальных районах, где 90-е появились вещевые рынки - много хаотичного движения и впаривающих тебе что-то людей, холодно, скользко и стремно. В данном случае, не из-за опасности 90-х, а из-за наплевательского отношения администрации к комфорту посетителей и опасности травмироваться от падения еще до склона. Экстремальный спорт, как никак.
Основным времяпрепровождением вне каталки становится готовка, вечерние посиделки под гитару/тв/музыку/чтение/аудиокниги (в зависимости от интересов) и походы в банные комплексы различной степени продвинутости. Большинство гостей курорта снимают квартиры в советских пятиэтажках в поселке и соответственно готовят сами на кухне. Отелей сравнительно немного, за три месяца до поездки выбор проживания в пешей доступности от подъемников практически свелся к нулю - было пара предложений с нереальными ценниками, все прочее было забронировано или же не отвечало запросу (двухместный гостиничный номер или апартаменты). Нам пришлось брать апартаменты сравнительно недалеко, но пешком со снарягой оказалось все равно недоступно, поэтому пользовались такси. Стоит отметить, что если бронировать более заранее, то видимо варианты интересные есть. По крайней мере, мы видели вполне по-европейски выглядящие 4* гостиницы с прямым доступом к склону и подъемнику с ценником 7-8 тыс руб за двухместный номер с питанием. Это существенно ниже европейских цен.

Что касается бань всех толков - этого тут много, практически в каждом дворе, при каждой гостинице. Соответственно, большое предложение рождает высокую конкуренцию, и как результат - разнообразие по цене и качеству. Мы посещали новое место практически каждый вечер - побывали у себя в Шервуде, по рекомендации посетили Термальный центр, Тирольский дом, Постоялый двор. Наименее понравилась как раз наша в Шервуде, но это скорее на фоне остальных. Если бы мы получили такую баню при аренде коттеджа на выходные в Подмосковье или где-нибудь в Беларуси, к примеру - были бы очень довольны. Везде есть огрехи с уровнем сервиса - местные явно не проходили курсы hospitality, но обычно вполне искренне стараются угодить и делать свою работу хорошо, в рамках своего понимания.

Напоследок про главные преимущества Геша (как его называют для краткости) - погода и природа. Да, как это ни странно, погода тут является преимуществом - сухой резко континентальный климат с большим количеством снега (обычно) и стабильным морозцем минус 10-20 по Цельсию. Эта температура именно в Геше переносится сравнительно легко - для нас не было дискомфортно гулять весь день в промежутке между днями каталки при минус 13. И природа - очень красивое сочетание таежных лесов со скалами под солнцем, сверкающем радужным галло в утренних снежинках. Здоровая прозрачная морозная природа с кедровым ароматом - я бы тут встречал новый год, если найти домик с хорошим видом и камином. Да и покататься с первым подъемником по пустой трассе - ценно.

Подводя резюме. Может показаться, что все в Шерегеше плохо и мое впечатление негативное. Как раз нет - впечатление скорее позитивное осталось, но - с рядом оговорок. Очень надеюсь, что в ближайшие годы сервис выправится, местная администрация захочет услышать конструктивную критику, инфраструктурные проекты реализуют во благо курорта, а не просто [по-/пере-] распределят бюджеты. Если при прочих равных выбор стоит между европейскими курортами, Сочи и Шерегешем, в Кемеровскую область стоит ездить ради природы и экзотики, остальное тут пока в разной степени подготовки.
КНИГИ 2020

#books #книги #книги2020

В год обычно прочитываю пару десятков книг, в этом же было раза в два больше. Тут как объективные причины вынужденного сидения дома, так и некое субъективное смещение внимания с внешнего на внутреннее, с соответствующим акцентированием на научные и нон-фикшн книги, статьи, фильмы. Итак, что запомнилось и стоит рекомендации к прочтению.

Брайан Грин "До конца времен. Сознание, материя и поиски смысла в меняющейся вселенной" - легкое, но очень емкое и философское космологическое путешествие от нобелевского лауреата по физике и одного из главных идеологов теории струн. Местами автор повторяется, причем не понятно - недосмотр автора/редактора или автор реально считает, что стоит повторять по несколько раз практически теми же словами одну мысль.

Андрей Ланьков “К северу от 38 параллели: Как живут в КНДР” - детально о культуре, быте и философии/идеологии современной Северной Кореи. Развеивает многие популярные мифы, в том числе о структуре экономики страны.

Чарлз Дахигг “Власть привычки” - интересно и практически полезно про формирование привычек, в том числе в маркетинге, политике, и тп. Местами нудновато и слишком нравоучительно, по-моему, но тема такая и цели, по-видимому.

Эллен Уолд “Saudi Inc. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира” - о культуре, быте и истории Саудовской Аравии. Читается легко, как роман. Много инсайтов, хотя чувствуется предвзятость и однобокость в освещении событий и биографии правящей семьи. Но иначе, наверное, книга бы и не появилась.

Нассим Талеб “Антихрупкость” - много написано и сказано. Поэтому наверно я ее долго откладывал, взялся только в карантин - показалось в тему. Максимально субъективный, пассионарный взгляд на глобальные экономические и политические процессы. Чем и интересен.

Robert Iger “The ride of a lifetime” - автобиографическая бизнесовая книга СЕО The Walt Disney Company. Поглощения Lucas Films, Pixar, Marvel, National Geographic, общения с Джобсом, Лукасом, с очень емкими и вместе с тем ненавязчивыми советами по бизнесу. Одна из лучших книг для СЕО, даже если остаешься СЕО только собственной жизни.

Erin Mayer “Culture map” - очень полезно для выезжающих за рубеж на работу, заставляет задуматься над культурными особенностями, особенностях мотивации и разницы мировоззрения разных культур. Как человек, проживший много лет в ряде рассмотренных стран, могу переподтвердить отмеченные особенности, причем часто неочевидные, но весьма важные для взаимопонимания и построения отношений и бизнеса.

Леонард Млодинов “(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением” - захватывающе, просто и вместе с тем глубоко научно про бессознательное личное и коллективное, паттерны нашего поведения, эволюцию социума, влияние расстройств на восприятие и ловушки восприятия влияния расстройств, нормальность и многое другое.

Мэтт Ридли “Эволюция всего” - про эволюцию жизни, социума, морали, денег, культуры, вселенной и тд. Интересно, емко, кратко. Последнее - явный минус книги, на мой взгляд.

Станислав Дробышевский “Достающее звено” - вдумчивый антропологический экскурс в двух томах, сдобренный фирменным юмором автора.

Эдвард Уилсон “Смысл существования человека” и “Эусоциальность: люди, муравьи, голые землекопы и другие общественные животные” - от нобелевского лауреата про социальное устройство животных (включая человека) и очень интересно про суперорганизмы (да-да, стоит погуглить).

Николай Кукушкин “Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум” - о происхождении жизни научно, но живо, легко, ярко и тонко иронично.

Кукушкин вдохновил меня проглотить еще целый ряд авторов, всего за несколько месяцев - несколько книг Станислава Дробышевского по антропологии, пару Эдварда Уилсона про эусоциальность, и дальше перейти к эволюции мозга, нейробиологии и нейропсихологии. Сейчас я в нейро-всяком параллельно от нескольких авторов, на очереди еще ряд книг в той же области. Надеюсь, смогу поделиться ценными уже в 2021 году.
ФИНАНСЫ ДЛЯ ПРОДАКТОВ Ч.I

#cfo #развитие #productowner #финансовыенавыки #навыки

В технологической компании (то есть - в любой современной) продуктовые специалисты - ключевой ресурс бизнеса. Они создают добавленную стоимость, используя ограниченные ресурсы компании и анализируя потребительские предпочтения. Результативность продуктовых менеджеров в конечном итоге определяет успешность компании на рынке. В современной компании креативность и скорость - определяющие факторы. Поэтому сотрудникам следует давать максимальную свободу для самостоятельного принятия решений, в частности - в расти управления бюджетами своих подразделений.

Чтобы нести ответственность за бюджет подразделения продуктовые менеджеры должны обладать определенными знаниями об управлении финансами. От базовых знаний, которые позволят понимать терминологию и основные принципы для чтения финансовой отчетности, до экспертного уровня, на котором менеджер способен самостоятельно собрать финансовую модель продукта с анализом ключевых драйверов выручки и юнит-экономики.

Самый базовый уровень финансовой грамотности для владельца продукта - владение терминологией (например: кэшфло, юнит-экономика, маржинальность, прямые и переменные затраты) и умение читать бюджет доходов и расходов (он же отчет о прибылях и убытках, он же Profit and Loss или PnL). Ниже привожу чеклист (авторский взгляд, без претензии на абсолютное знание и аксиоматичность):

- Владение базовой терминологией и принципами. Например, методы признания доходов и расходов, типы отчетов и принципы их составления.

- Понимание принципов начисления расходов, умение отличать начисление от оплаты.

- Умение читать и делать выводы из отчета о прибылях и убытках и прогноза (финансовой модели).

- Понимание отчета о движении денежных средств (кэшфло, он же cashflow или CF сокращенно) и его прогноза.

- Знание основ юнит-экономики - что относится к прямым расходам, а что к фиксированным, а также умение анализировать ее составляющие для принятия решений по управлению операционными издержками.

- Понимать и различать основные финансовые продуктовые аналитики. Зависит от типа бизнеса, но как правило включает типы клиентов, каналы привлечения клиентов, каналы дистрибуции продукта (например, сайт, мобильное приложение, телеграм-бот, и проч).

- Понимание разной ценности привлеченного клиента (новый и повторный).

В будущих публикациях вернусь к теме и постараюсь сформулировать чеклисты среднего и продвинутого уровня финансовых навыков продуктовых специалистов.
ПЕНСИЯ РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА

#cfo #личныефинансы #пенсия #сбережения

По многочисленным просьбам сформулировал инвестиционные правила под лозунгом “к пенсии готовиться никогда не рано”.

1) Здоровье - главная инвестиция. Иначе любые накопления к пенсии будут подвержены риску повышенных трат на лечение. Подход разумного человека: привычка правильно питаться (просто минимизировать сладкое, исключить газировки и фастфуд), утренняя зарядка, отказ от курения (и желательно - от алкоголя), ежегодный чекап организма, индивидуальные пищевые добавки и витамины, сауна пару раз в неделю, максимум передвижений пешком.

2) Откладывать минимум 20-30% от каждого поступления на счет. Сначала сбережения, потом - все оплаты и расходы. Что останется - также сберегать.

3) Неожиданные доходы также сберегать на 70-80%. Да, часть можно потратить, на отпуск или крупные покупки, например. Впадать в аскетизм не менее вредно, чем в безудержное потребление.

4) Диверсификация и еще раз диверсификация - по странам, валютам, отраслям, инструментам, сервис-провайдерам.

5) Тщательно изучать тарифы брокеров и управляющих. Например, 2% комиссии за управление от суммы активов в случае диверсифицированного портфеля способно не просто полностью обнулить доходность, но и съедать накопления, даже на растущем рынке.

6) Инструменты: облигации российских эмитентов, еврооблигации крупных российских компаний (консервативный доходный инструмент в долларах США), акций европейских компаний (портфель роста в евро), S&P500 (портфель роста в долларах), индекс Московской биржи (портфель роста в рублях), развивающихся рынков (портфель роста в долларах), золото (хеджирующий инструмент). Все примерно в равных пропорциях, через ETF - индексные фонды.

7) Часть от ежемесячно инвестируемой суммы выборочно вкладывать в акции в долгосрок с take-profit заявкой на продажу на уровне +50%. Подходит для уверенных инвесторов при условии глубокой аналитики компаний, в которые вкладываешься: по принципам Уоррена Баффета - инвестировать в то, что понимаешь, на долгий срок, никаких трейдинговых спекуляций.

8) После продажи акции по предыдущему пункту вырученную сумму переводить в хеджирующие индексные фонды (облигации, золото). Таким образом фиксировать прибыль в консервативных долгосрочных инструментах.

9) Регулярная ребалансировка. Анализировать портфель и перекладывать средства из акций в инструменты с фиксированной доходностью, и наоборот. Делать по необходимости, но стараться никогда не продавать актив с убытком - если необходимо держать год-два-три, то оставаться в активе. Опять же - считать комиссии брокера.

10) Не смотреть котировки ежедневно. Просто выработать привычку смотреть в приложения не чаще раза в неделю, если в моменте не занимаешься поиском активов для инвестирования.

11) По-максимуму использовать налоговые вычеты по ИИС, ипотеке, расходам на здоровье.

12) Консервативный подход. Последний год мы наблюдаем очень нетипичный рост на фондовых рынках, это неизбежно закончится. Поэтому в долгосрочных инвестициях следует создавать мультивалютный географически диверсифицированный портфель с фиксированной доходностью.
ФИНАНСЫ ДЛЯ ПРОДАКТОВ Ч.II

#cfo #развитие #productowner #финансы #навыки #модель

Продолжая тему финансового просвещения продуктовых специалистов - минимальные наборы знаний и навыков в финансах для нефинансистов. Без претензии на исключительность и полноту - безусловно, найдется, чем еще дополнить этот список.

Продвинутый уровень (дополнительно к базовым знаниям, перечисленным в публикации ранее):

+ Знание основных принципов аллокаций прямых и косвенных расходов, применяемых в компании.

+ Понимание основных принципов временной стоимости денег.

+ Умение самостоятельно построить помесячный прогноз PnL с учетом юнит-экономики проекта и аллокации фиксированных затрат (офис, ФОТ, и тп).

+ Детальный анализ финансовых и операционных метрик проекта (CAC, retention, churn rate, LTV, ...).

Экспертный уровень (дополнительно к навыкам продвинутого):

+ Умение построить финансовую модель проекта на 24-60 мес с расчетом и прогнозом кэшфло.

+ Построение детальной исторической и прогнозной юнит-экономики и метрик проекта на базе анализа исторических данных по стоимости привлечения по разным каналам, конверсии, retention, churn rate.

+ Расчет, прогноз и анализ LTV, LTV/CAC по разным группам пользователей в разрезах стоимости по каналам привлечения и неоднородной эффективности каналов продаж.

В скором будущем вернусь с моментами, которые по моему мнению стоит учесть в процессе сборки финансовой модели.

Кстати, пока гуглил актуальные статьи по теме, наткнулся на весьма толковую книгу - жаль такой не попалось мне в руки, когда начинал работать: “Финансы для нефинансистов” Людмилы Ярухиной. Рекомендую для начинающих финансистов, а также - продактов, продавцов, предпринимателей и пр.
FINANCIAL MODELING HINTS
#cfo #инвестиции #финансоваямодель #модель #планирование #финансыдляпродакта

В рамках мини-курса “Финансы для продактов” собрал мысли зачем вообще необходимо составлять финансовые модели, а также рекомендации, которые стоит учесть при подготовке финансовой модели проекта.

a) Составление финансовой модели помогает структурировать и оцифровать бизнес-идею. Перенос идеи в цифры требуется в первую очередь самому предпринимателю, и только уже потом - его инвесторам и другим внешним сторонам.

b) При составлении любых планов для начала следует выделить драйверы и допущения - два “Д” финансового планирования. Первое влияет на рост, второе позволяет учесть внешние и внутренние воздействия, а также честно проранжировать факторы по степени влияния и их прогнозируемости.

c) Информации всегда недостаточно. Но чем меньше мы анализируем доступные источники, собираем данные и оцифровываем их в модель, тем меньше у нас информации и тем больше будет отклонение от плана при реализации. Если же плана не будет вовсе, то очень велика вероятность не просто отклониться от курса, но выбрать кардинально неверное направление.

d) Финансовое планирование помогает нам выделить существенные этапы в развитии бизнес-проекта и понять какие ресурсы потребуются и какие шаги когда следует предпринять.

e) Модель также является средством показать стейкхолдерам (инвесторам, команде, коллегам, и проч) рыночные драйверы и свое понимание их работы. В процессе работы над моделью вы оцифровываете свои инсайты и структурируете план. С персональной точки зрения следует рассматривать свой проект как стартап, а компанию - в качестве потенциального инвестора.

f) Важно как вы презентуете свой проект. Финансовая модель, если она логична и хорошо структурирована, построена с учетом маркетинговых драйверов (например, с частотой контактов для маркетингового канала и пересечениями между каналами) и корректно обозначенными допущениями внешней среды (рост рынка, изменение доходов потребителей, инфляция, валютные риски, и тп), визуально наглядна и приятно оформлена - является очень сильным аргументом в пользу проекта.

g) Модель показывает ваши приоритеты, позволяет выделить акценты, разнести ресурсы по периодам.

h) Что входит в хороший финансовый план проекта/продукта: исторические данные за 2-3 года, помесячно; прогноз на 3-5 лет, первый год помесячно, после второго года может быть поквартальный; разделение расчетных листов по выручке и по существенным статьям затрат; план найма сотрудников с компенсациями, с учетом НДФЛ и прочих затрат на ФОТ (с учетом предельных значений базы расчета для пенсионных и страховых взносов); прочее в зависимости от проекта - что считаете важным показать.

i) Исторические данные необходимы, чтобы обосновать драйверы. Даже если проект на стадии MPV, все равно необходимы данные по уже понесенным затратам.

j) Прогнозировать необходимо не только доходы и расходы (PnL), но и кэшфло - денежные потоки. Чем кэшфло отличается от PnL - в отчете о прибылях и убытках отражаются доходы и расходы по начислению в соответствующем периоде, а в кэшфло - по поступлению и расходу денег на счетах компании. Соответственно, прогноз кэшфло необходим для планирования бюджета с учетом авансов по затратам и отсрочек оплат от покупателей.

k) Обязательно выделите план найма сотрудников в отдельный лист, укажите зп и рассчитайте обязательные выплаты с ФОТ. Тот, кто ленится делать расчет обязательных платежей с ФОТ с учетом действующих лимитов базы начисления - по определению вызывает меньше доверия. Во всяком случае, если модель уже направляется аналитику в рамках due diligence для получения инвестиций.

l) Оформление - это также очень важно. Форматирование цифр для удобного восприятия информации (разделение по тысячным, убирать лишние нули и дробные числа); выравнивание в таблицах; обозначение расчетных данных, драйверов и допущений разными цветами; разделение блоков в таблицах пустыми строками и столбцами. И убирайте сетку (gridlines) после окончания технических работ с таблицей - это правило хорошего тона.