Когда у меня еще не было детей, я прочитала книгу Александра Звонкина «Малыши и математика». Я подарила её всем знакомым мамам, а также решила, что обязательно буду вести такой кружок для своих детей.
Сейчас у меня два сына: Илюше 6 лет, Дане 2 года. В этом канале я расскажу, что же получилось из математического кружка, и что еще я поняла, став мамой.
Сейчас у меня два сына: Илюше 6 лет, Дане 2 года. В этом канале я расскажу, что же получилось из математического кружка, и что еще я поняла, став мамой.
❤2
Forwarded from Артемий Лебедев
Дети - умные
Это главное, что нужно знать о детях.
Родители, которые этого не вдупляют, далеко не продвинутся.
P. S. Дети - это любые люди начиная с примерно двух лет.
Это главное, что нужно знать о детях.
Родители, которые этого не вдупляют, далеко не продвинутся.
P. S. Дети - это любые люди начиная с примерно двух лет.
👍2👎1
Я начала заниматься математикой с Илюшкой и его ровесниками, когда Ильке исполнилось 3 с половиной года. Описания занятий первого года есть в паблике ВК: https://vk.com/u_tigra
Второй год занятий я не успевала записывать. Теперь я буду вести более короткие записи здесь.
Кроме математики на кружке, мы встречаем математику повсюду и об этом я тоже напишу.
Второй год занятий я не успевала записывать. Теперь я буду вести более короткие записи здесь.
Кроме математики на кружке, мы встречаем математику повсюду и об этом я тоже напишу.
Как не орать
Мы договорились с Илюхой, что я не сержусь без предупреждения, а он не ноет без предупреждения.
Если я вдруг начинаю сердиться, он говорит: «Мама, ты сердишься без предупреждения». Я извиняюсь и предупреждаю. Этот момент дает мне паузу на то, чтобы осознать что происходит, самой заметить, что я сержусь.
Аналогично с нытьем. Иногда Ильке достаточно осознать, что он ноет, чтобы перестать ныть.
Мы договорились с Илюхой, что я не сержусь без предупреждения, а он не ноет без предупреждения.
Если я вдруг начинаю сердиться, он говорит: «Мама, ты сердишься без предупреждения». Я извиняюсь и предупреждаю. Этот момент дает мне паузу на то, чтобы осознать что происходит, самой заметить, что я сержусь.
Аналогично с нытьем. Иногда Ильке достаточно осознать, что он ноет, чтобы перестать ныть.
🔥17
Чётные и нечётные
Илька спросил по пути из сада, зачем домам номера и номера корпусов. Разговорились, договорили до того, что с одной стороны улицы чётные номера домов, а с другой — нечётные.
Я стала приводить в пример наш дом, а он решил похвастать знаниями: «Числа идут через один: чётное, нечетное, чётное, нечётное». И внезапно: «Счёт начинается с чётного.»
— Ты с нуля начинаешь считать?
— Ну да! А ноль же — чётное? Правда?
— Конечно, если у вас с Данькой будет ноль яблок, вы легко их поделите поровну. Сколько каждому?
— Ноль! (Смеется)
Мне понравилась идея с яблоками, и я продолжаю:
— А 14 как поделите?
— Ну мам, это слишком сложно.
— Ладно, а два?
— По одному. Шесть я тоже могу поделить: три и три.
— А 8?
— (Смотрит на пальцы) 4 и 4.
— А 10?
— Ну мам, я уже догадался.
— А 12?
— Ну мам, это уже слишком много.
— 10 ты умел делить, а тут еще два добавились, ты же сможешь и их поделить?
Я горжусь вопросом. Мне уже нравится эта идея, что мы отдельно делим то, что было и то, что добавилось. Но Илька устал, последние вопросы были лишними. Данька отвлекает всех на машину, и больше мы к этому вопросу не возвращаемся. Иду и думаю, что останавливаться в таких вопросах надо раньше.
Илька спросил по пути из сада, зачем домам номера и номера корпусов. Разговорились, договорили до того, что с одной стороны улицы чётные номера домов, а с другой — нечётные.
Я стала приводить в пример наш дом, а он решил похвастать знаниями: «Числа идут через один: чётное, нечетное, чётное, нечётное». И внезапно: «Счёт начинается с чётного.»
— Ты с нуля начинаешь считать?
— Ну да! А ноль же — чётное? Правда?
— Конечно, если у вас с Данькой будет ноль яблок, вы легко их поделите поровну. Сколько каждому?
— Ноль! (Смеется)
Мне понравилась идея с яблоками, и я продолжаю:
— А 14 как поделите?
— Ну мам, это слишком сложно.
— Ладно, а два?
— По одному. Шесть я тоже могу поделить: три и три.
— А 8?
— (Смотрит на пальцы) 4 и 4.
— А 10?
— Ну мам, я уже догадался.
— А 12?
— Ну мам, это уже слишком много.
— 10 ты умел делить, а тут еще два добавились, ты же сможешь и их поделить?
Я горжусь вопросом. Мне уже нравится эта идея, что мы отдельно делим то, что было и то, что добавилось. Но Илька устал, последние вопросы были лишними. Данька отвлекает всех на машину, и больше мы к этому вопросу не возвращаемся. Иду и думаю, что останавливаться в таких вопросах надо раньше.
Продолжение про чётность
За ужином при Ильке рассказываю историю мужу. Намеренно привираю: «И Илька сам придумал, как делить 12 яблок поровну». Хочется, чтобы осталось чувство, что он молодец, и его хвалят.
И тут Илька внезапно выдает: «А я по последней цифре определяю, можно ли поделить.»
— А 14 можно поделить?
— Конечно, ведь 4 — четное!
— А 183?
— А какая последняя цифра?
— Не знаю.
— (Медленно) 183, значит 3? Нечётное!
— А двести?
— Последняя цифра ноль?
— Не знаю.
— Ну двести: 2, 0, 0, 0.
— Неправда, это две тысячи.
— Хм? Правда? (Тихо бормочет:) три нуля, две тысячи.
Про последнюю цифру мы уже обсуждали когда-то. Он помнит, но не понимает, почему это работает. Но важно сейчас не это.
Диалог опять зашел в ситуацию «умная мама и Илька, который что-то не знает». Опять надо было остановиться раньше. В момент, когда мама еще друг, а не уже учитель. Про 14 спросить, а про 183 — уже лишнее.
За ужином при Ильке рассказываю историю мужу. Намеренно привираю: «И Илька сам придумал, как делить 12 яблок поровну». Хочется, чтобы осталось чувство, что он молодец, и его хвалят.
И тут Илька внезапно выдает: «А я по последней цифре определяю, можно ли поделить.»
— А 14 можно поделить?
— Конечно, ведь 4 — четное!
— А 183?
— А какая последняя цифра?
— Не знаю.
— (Медленно) 183, значит 3? Нечётное!
— А двести?
— Последняя цифра ноль?
— Не знаю.
— Ну двести: 2, 0, 0, 0.
— Неправда, это две тысячи.
— Хм? Правда? (Тихо бормочет:) три нуля, две тысячи.
Про последнюю цифру мы уже обсуждали когда-то. Он помнит, но не понимает, почему это работает. Но важно сейчас не это.
Диалог опять зашел в ситуацию «умная мама и Илька, который что-то не знает». Опять надо было остановиться раньше. В момент, когда мама еще друг, а не уже учитель. Про 14 спросить, а про 183 — уже лишнее.
Хвалите детей
Вышел Илька с ритмики в музыкалке, они там танцуют. Преподаватель говорит: «родители, домашнее задание, выучить большой квадрат, а то только двое знают». И взрослые как-то напали на детей в стиле «вечно у тебя получается криво».
Я обняла Ильку, и оказалось, что эти двое — он и Алиса. А потом оказалось, что на музыкальной грамоте похвалили тоже именно их двоих.
Вот что я думаю:
• Хорошо, что Ильку похвалили, это его мотивирует.
• Родители, что ж вы сами своих детей приговариваете к неудачам?
• На музыкальной грамоте потому так и получилось, что Илька и Алиса были вдохновлены ритмикой, а остальные подавлены.
• Надо в письме коллегам похвалить их за сделанное и не ругать за несделанное.
Хвалите детей, даже если они взрослые. Закрепляется то поведение, которому вы уделяете внимание.
Вышел Илька с ритмики в музыкалке, они там танцуют. Преподаватель говорит: «родители, домашнее задание, выучить большой квадрат, а то только двое знают». И взрослые как-то напали на детей в стиле «вечно у тебя получается криво».
Я обняла Ильку, и оказалось, что эти двое — он и Алиса. А потом оказалось, что на музыкальной грамоте похвалили тоже именно их двоих.
Вот что я думаю:
• Хорошо, что Ильку похвалили, это его мотивирует.
• Родители, что ж вы сами своих детей приговариваете к неудачам?
• На музыкальной грамоте потому так и получилось, что Илька и Алиса были вдохновлены ритмикой, а остальные подавлены.
• Надо в письме коллегам похвалить их за сделанное и не ругать за несделанное.
Хвалите детей, даже если они взрослые. Закрепляется то поведение, которому вы уделяете внимание.
❤1
Игра
Пока я в школе отвечала на вопросы родителей моих учеников, Илька придумал игру.
Он расставляет на коврике знаки и перекрывает дороги. А папа на автобусе должен проехать до выезда с коврика. И снова, и снова — уровень за уровнем.
Не думайте, что детская математика — это уметь считать и знать названия геометрических фигур. Придумайте много разных конструкций с закрытыми дорогами, но таких, чтобы выезд всё-таки был.
Пока я в школе отвечала на вопросы родителей моих учеников, Илька придумал игру.
Он расставляет на коврике знаки и перекрывает дороги. А папа на автобусе должен проехать до выезда с коврика. И снова, и снова — уровень за уровнем.
Не думайте, что детская математика — это уметь считать и знать названия геометрических фигур. Придумайте много разных конструкций с закрытыми дорогами, но таких, чтобы выезд всё-таки был.
Пространственное воображение
Мой коллега Леша Сгибнев рассказал вчера об интересной игре, которую он взял с семинара Александра Кирилловича Ковальджи.
На доске нарисован рисунок, минуту все смотрят, потом доску закрываем, надо нарисовать.
Рисуем плоские картинки — тренируем память, рисуем пространственные фигуры — тренируем пространственное воображение.
Все сразу видят куб, из которого вынули кубик в углу. Попробуйте-ка нарисовать по памяти. У меня с первой попытки не получилось.
Мой коллега Леша Сгибнев рассказал вчера об интересной игре, которую он взял с семинара Александра Кирилловича Ковальджи.
На доске нарисован рисунок, минуту все смотрят, потом доску закрываем, надо нарисовать.
Рисуем плоские картинки — тренируем память, рисуем пространственные фигуры — тренируем пространственное воображение.
Все сразу видят куб, из которого вынули кубик в углу. Попробуйте-ка нарисовать по памяти. У меня с первой попытки не получилось.
❤4
История про лифт
Жил был мальчик на 15-м этаже. Ему разрешали самому ездить на лифте. Он вниз ехал на лифте до 1 этажа, а обратно ехал до 8-го и поднимался пешком. Почему?
Все задумались и стали пожимать плечами. Макар (5 лет 6 мес) сказал, что хотел побыстрее на улицу. Я спросила, почему же так странно возвращался. Кто-то сказал, что, видимо, хотел помедленнее домой идти. И все согласились. Я предложила подумать к следующему разу.
Потом в лифте Ильке я напомнила, даже предложила съездить на 15-й, он с восторгом согласился, но в чем соль задачи так и не понял. Ильке тогда было еще 4 года и 4 месяца. В нашем лифте Илька не дотягивался еще даже до кнопки 1.
В следующий раз, еще до начала занятия Катя (5 лет 4 мес) сообщила мне, что поняла всё про мальчика и лифт. По ее горящим глазам было видно, что поняла она всё правильно.
Надо было выслушать Катю и не говорить остальным. Но я почему-то сказала: погоди, расскажешь всем, с этого начнём. Катя рассказала. Остальные, похоже, не поняли. Ценность для Кати не уменьшилась, а вот у остальных могло остаться ощущение, что задача решена. Надо было отдельно выслушать Катю, а остальным оставить радость самостоятельно решить задачу.
Размышляя, почему я так сделала, я ловлю себя на какой-то школьной привычке, когда на перемене говорю ученику: погоди, сейчас урок начнется, все вместе обсудим. В школе этот подход тоже не всегда оправдан. Вопросы и генерацию идей — это лучше всем вместе. Решения лучше слушать отдельно.
Этой истории уже два года. Сейчас Илька дотягивается до кнопки 8, но не выше. Иногда он напоминает мне об этой задаче, теперь-то он познал её на собственном опыте. Мораль: поторопилась я тогда с задачкой.
Жил был мальчик на 15-м этаже. Ему разрешали самому ездить на лифте. Он вниз ехал на лифте до 1 этажа, а обратно ехал до 8-го и поднимался пешком. Почему?
Все задумались и стали пожимать плечами. Макар (5 лет 6 мес) сказал, что хотел побыстрее на улицу. Я спросила, почему же так странно возвращался. Кто-то сказал, что, видимо, хотел помедленнее домой идти. И все согласились. Я предложила подумать к следующему разу.
Потом в лифте Ильке я напомнила, даже предложила съездить на 15-й, он с восторгом согласился, но в чем соль задачи так и не понял. Ильке тогда было еще 4 года и 4 месяца. В нашем лифте Илька не дотягивался еще даже до кнопки 1.
В следующий раз, еще до начала занятия Катя (5 лет 4 мес) сообщила мне, что поняла всё про мальчика и лифт. По ее горящим глазам было видно, что поняла она всё правильно.
Надо было выслушать Катю и не говорить остальным. Но я почему-то сказала: погоди, расскажешь всем, с этого начнём. Катя рассказала. Остальные, похоже, не поняли. Ценность для Кати не уменьшилась, а вот у остальных могло остаться ощущение, что задача решена. Надо было отдельно выслушать Катю, а остальным оставить радость самостоятельно решить задачу.
Размышляя, почему я так сделала, я ловлю себя на какой-то школьной привычке, когда на перемене говорю ученику: погоди, сейчас урок начнется, все вместе обсудим. В школе этот подход тоже не всегда оправдан. Вопросы и генерацию идей — это лучше всем вместе. Решения лучше слушать отдельно.
Этой истории уже два года. Сейчас Илька дотягивается до кнопки 8, но не выше. Иногда он напоминает мне об этой задаче, теперь-то он познал её на собственном опыте. Мораль: поторопилась я тогда с задачкой.
👍2
Вид со всех сторон
Илька купил поезд и начал рисовать его со всех сторон.
У нас были на кружке такие задачки. Я собирала конструкции из кубиков, разные дети собирали на магнитной мозаике из квадратов виды с разных сторон.
Видимо, после этого у Ильки появилась сегодня идея зарисовать все виды.
Илька купил поезд и начал рисовать его со всех сторон.
У нас были на кружке такие задачки. Я собирала конструкции из кубиков, разные дети собирали на магнитной мозаике из квадратов виды с разных сторон.
Видимо, после этого у Ильки появилась сегодня идея зарисовать все виды.