Chulakov Notes – Telegram
Chulakov Notes
4.46K subscribers
57 photos
47 videos
2 files
91 links
Олег Чулаков о бизнесе и жизни. Автор входит в топ-10 ключевых персон Рунета по версии Тэглайн.

Chulakov — ИТ-компания.
Дизайн. Технологии. Репутация.
Download Telegram
Проблемы или возможности

Если описывая свою зону ответственности, вы описываете проблему, то ваш мозг будет фокусироваться и развивать эту проблему. Делать из мухи слона.

Для развития бизнеса или зоны ответственности любого руководителя, нужно видеть возможности, а не проблемы.

Кто-то скажет, что важно анализировать текущие проблемы и решать их, но это второстепенно. Первостепенно — видеть возможности и фокусироваться на их развитии, не зацикливаться на сложностях. Проблемы решаются по ходу движения вперед.
👍4
Предприниматель или коуч

Давайте сразу договоримся, что под коучем, тренером, консультантом (как вам удобнее), мы понимаем человека, продающего свое время за деньги. Консультант, каким бы дорогим не стоил его час, имеет ограниченное количество часов, как и все мы.

Продавая свое время, коуч фиксирует свой максимальный доход. Отнимает у себя возможности с каждым проданным часом.

Допустим, консультант продает 80 часов в месяц за Х руб., это много или мало? По меркам амбициозного предпринимателя — это добровольное пристегивание себя к батарее на половину своего потенциала в обмен на определенную сумму денег.

А продажа всего своего времени за 2Х руб. в месяц — это крест на своем прогрессе.

Многие коучи начинают в этот момент говорить о своей востребованности и тем самым тешат свое самолюбие. Это тщеславие и ничего больше.

В момент продажи своего времени предприниматель ограничивает свой потенциал. Да, он сможет потом немного поднять цену, но кардинально уже ничего не изменит. Фиксация стоимости своего часа и продажа себя по часам подходит специалисту, но не бизнесмену с амбициями.

В какой-то момент вам придется определиться, предприниматель вы или коуч.
👍3🔥1
Отношение к делу

https://www.instagram.com/tv/CaMwTsrLRfR/?utm_medium=copy_link

Есть 2 типа людей:

1. Одни сами делают свою работу интересной, честно отдаются процессу и стараются сделать больше, чем требуется. Потому что «интересность» работы — это всегда внутреннее ощущение, а не внешние факторы.

2. Другие ноют, находят проблемы (которые есть всегда и в любом деле) и причины вместо решения проблем.
👏47🔥14💩11👍85
Клиентоцентричность в сегменте B2C

Во многих сферах B2C-услуги дошли до абсолютной клиентоцентричности за счет высокой конкуренции. Клиент в этих сферах всегда прав по-настоящему. Банки, платные подписки и т. д.

И теперь, когда некоторые сервисы заявляют о приостановке своих услуг в России, самое глупое, что можно делать — это в панике искать способ, как же все-таки продолжить платить за этот сервис, чтобы он остался доступен.

Да никак, это проблема самого сервиса, а не ваша. Я просто выберу другой, политически не ангажированный. Как говорится, незаменимых подписок нет.

Но и радоваться уменьшению выбора, внезапно появившемуся стимулу к развитию всего российского тоже не буду. Нужно развиваться в условиях конкуренции, а не за железным занавесом, кто бы его не построил.
👍88💩16👎14
Про стресс, тревогу и ответственность

Неопределенность — самый сильный стресс. Стресс приводит к состоянию апатии и уныния. Уныние лишает нас сил и разумной жизни, способности трезво принимать решения.

Ненависть, агрессия, бессилие, чувство вины — все это крайне разрушительно для того, кто испытывает эти эмоции. С помощью ненависти и агрессии можно только испортить себе настроение или жизнь, этим не добиться позитивных изменений.

Но как в сложной неопределенной ситуации разобраться, где заканчивается граница собственной ответственности? Виноваты ли вы в случившемся и происходящем сейчас?

Правило очень простое и известное всем — ответственность связана с принятием решения. Если событие наступило от решения, которое принимали вы или ваши подчиненные — это ваша ответственность.

Коллективная ответственность и распространение чувства вины — это две ужасные манипуляции, не поддавайтесь этому. Вина может быть только в зоне вашей ответственности.

Активных и прогрессивных людей в стране единицы процентов, вы не виноваты в этом! Поэтому думать о собственной ответственности за действия руководства — это неминуемо скатываться к беспомощности, бессилию и апатии.

Будьте ответственными там, где это возможно и необходимо. У вас есть дети, семья, компания — это ваша ответственность. За глобальным чувством вины люди перестают нести свою реальную ответственность и впадают в уныние.

Отлично, если у вас есть своя политическая позиция, хорошо стараться изменить и улучшить то, что вам не нравится, бороться за свои права законными методами. Это ваше право активного гражданина, а не ответственность, почувствуйте разницу.

Надо перестать считать себя объектом, жертвой обстоятельств. Необходимо делать то, что можете и надеяться на лучшее, как бы банально это не звучало. Но ключевое слово тут «делать», а не унывать в бездействии.

Источник надежды на светлое будущее есть у каждого. Для меня это бизнес и его процветание в любых условиях и ситуациях. Я ответственен за это. У каждого свой источник надежды. Надежда — это фокус на позитивном, на том, на что вы можете и должны повлиять.

Я уверен, что важно сохранять оптимизм в любой ситуации. Именно поэтому вы видите у меня в канале самоиронию и юмор даже в такое сложное время. Оставайтесь позитивными.

@chulakov_notes
111👍55💩9🔥8👎2🥰2
Магия вопросов

Большинство людей не понимают волшебную силу вопросов. В любом переговорном процессе (общение с ребенком, собеседование, переговоры по бизнесу) выгоднее задавать вопросы.

Большинство людей думают, что вопрос озвучивается только для того, чтобы получить ответ. И, зачастую, даже не пытаются его задать, потому что предварительно сами уже ответили на него, продумали возможные варианты ответа собеседника. И ни один из ответов не дает желаемого результата, не дает полезной информации — в этом случае они говорят, зачем тогда вообще спрашивать? И даже не пытаются.

Но вопрос задается не только для того, чтобы получить ответ. Сама суть ответа во многих случаях имеет второстепенное значение. То, как отвечает человек иногда важнее, чем то, что он говорит. По поведению в ходе личного диалога можно сделать много полезных выводов, а сам ответ не имеет большого значения, зачастую.
🔥42👍34🤔7👎2😁1
Менеджмент как отдельная дисциплина

Менеджмент — это самостоятельная наука, отдельные навыки. Можно быть хорошим управленцем в целом, вне зависимости от сферы. И за пару лет досканально вникнуть в любую сферу.

Но я часто вижу противоположную ситуацию. Молодые специалисты, которые развиваются в области менеджмента, скажем, проектов, все свое время тратят на погружение в специфику. За год начинают разбираться в узком вопросе, а управлять правильно (экономически выгодно для компании работодателя), так и не научаются.

Зато потом могут длинный список навыков и хард скиллов расписать в резюме. Только толку от этого нет, потому что базовые знания управления и переговоров отсутствуют. Не умеют они выгодно договориться и отстоять интересы своего работодателя.
🔥36👍15👎5😁21
Объект и субъект инвестиций

Недавно на одном стартап-мероприятии, на котором я выступал, услышал простую, но важную истину про инвестиции:
— Нельзя путать объект инвестиций с субъектом.

Прибыльный бизнес — это объект инвестиций. По законам рыночной экономики, он должен расти. Логично инвестировать в такой объект.

Биткоин — это субъект инвестиций, который меняет свою стоимость исключительно спекулятивно.

Совершенно неразумно покупать биткоит и надеяться на его рост — это абсолютная лотерея.

Логично к субъекту относиться соответствующим образом. Если вы купили один биткоин, то вашей целью должно быть не ожидание увеличения его стоимости, а увеличение количества биткоинов в вашем портфеле в будущем. Потому что это не объект инвестиций, а субъект.
🔥30👍21👎3🤔3
Вакансия директора по маркетингу для развития международного бизнеса в Европе и США

Требования
— свободный английский от С1;
— большой опыт в продвижении сложных услуг (заказная разработка в ИТ, юридические услуги и пр.) на международном рынке (Европа, США);
— опыт в SEO-оптимизации на английском языке;
— опыт в контент-маркетинге на международном рынке.

Пожелания
— на 100% релевантный опыт в ИТ;
— опыт холодных продаж через LinkedIn;
— опыт развития каталогов clutch, businessofapps, goodfirms.

hello@chulakov.com
🔥14👎2👍1
Доверие

На банкноте 1 $ написано In God We Trust. Интересно, что не написано We Believe in God. Хотя, перевод одинаковый.

Важен глубокий смысл слова Trust. Доверие — ключевой компонент в любых отношениях, в том числе в бизнесе. Доверие возникает после проверки.

Именно поэтому для меня порядочность — это один из базисов сотрудничества, который многие недооценивают. Если человек порядочный, это уже 30% успеха, если он проверен в деле, и возникло доверие, то это еще плюс 30%. Для совместного успеха остается дело за малым.

@chulakov_notes
👍3513👎2
Дубай — Жить в Дубае — Гордиться Дубаем

Если человек живет в Дубае, возможно, даже работает (риэлтором) и не склоняет слово «Дубай», то лучше не иметь с ним никаких дел.

Или, как советовал один мой преподаватель в университете, «при виде таких людей, лучше переходить на другую сторону дороги».

@chulakov_notes
😁16👍10👎4🤯3
Баланс рисков и выгоды

Под выгодой понимаем доходность, прибыль, любые другие преимущества.

Не стоит забывать, что принятие любого решения, от «какую рубашку надеть» до «инвестировать ли в этот бизнес», лежит где-то на шкале рисков.

Устройство мира таково, что чем меньше ты берешь на себя рисков, тем меньше максимальный потенциальный профит. Чем больше ты рискуешь, тем большие потенциальные преимущества тебе открываются, но тем выше шанс провала, то есть вероятность потерять время / деньги и не получить никакой выгоды, а, скорее всего, получить убытки.

На этом месте нужно продавать курс о том, как управлять рисками.

Золотое правило заключается в диверсификации рисков. Это знают все.

Но тут важно понимать, что сама по себе диверсификация рисков — это процесс, который уменьшает как риски, так и потенциальную выгоду.

Именно поэтому, когда я строил компанию, я с одной стороны старался слишком сильно не рисковать и развивать компанию умеренно плавно, а с другой — умышленно не диверсифицировал риски, не начинал другое дело параллельно, не занимался инвестициями, не думал ни о каких пассивных доходах и пр., а оставался сфокусирован на одном деле более 10 лет подряд.

Решение не диверсифицировать риски может быть осознанным с целью максимизации выгоды. Но не надо забывать о рисках.

Расскажите о вашем подходе к рискам в комментах.

@chulakov_notes
🔥20👍53👏1
Истории не существует

Интересная мысль заключается в том, что вся история человечества или отдельные события из истории — вымышлены в той или иной степени. Не существует достоверных данных о прошедших событиях, потому что историю пишут победители. Это глубокая мысль, на осознание которой требуется время.

С другой стороны математика и физика достоверны. Эти науки эволюционируют, меняются законы, но взаимодействие тел во вселенной не меняется. Если вы на планете Земля бросаете яблоко, оно падает, какой бы позиции вы ни придерживались.

Честные науки, которые невозможно подменить. Уровень развития этих наук, вероятно, определяет уровень развития человечества.

Всегда любил математику в школе и ВУЗе.

@chulakov_notes
👍35👎15🤔6😁3👏1🤯1
Чем я занимаюсь в течение недели?

Осторожно, автор нечаянно пролил в тексте немножко своих эмоций.

1. Понедельник с утра до вечера посвящаю планеркам с топ-менеджментом.
2. Учу английский. Я занимаюсь 6 дней в неделю, из которых 5 дней по 2 часа: час с фокусом на грамматику, час с носителем языка. Плюс, каждый день трачу еще около часа-полутора на домашку. Итого, около 18 часов в неделю занимаюсь. Это невероятно много.
3. Трачу время на Chulakov School, это отдельным пунктом идет, потому что мы отдельную компанию открыли в этом году под онлайн-образование, планы грандиозные, но рынок очень сложный, настоящий багровый океан.
4. Тренируюсь. Стараюсь хотя бы 5 дней в неделю заниматься, но объемы микроскопические, и это боль. Ну хоть 20 раз подтянулся на днях, хоть какая-то радость спортивных достижений. А так делаю иногда ноги, иногда руки в зале и бегаю. Больше ничего не делаю.
5. Стараюсь успевать проводить встречи с потенциальными клиентами в Дубае и Абу-Даби. За 3 месяца стараний, оцениваю рынок заказной digital-разработки в ОАЭ, как очень сложный. Но выводы пока рано делать, будем еще стараться.
6. Разбираюсь с вопросами инвестиций, это невероятно много времени съедает. Но верю, что смогу на 100% решить все с банками и брокерами в Дубае, настроить в этом году финансовую систему и немного освободиться от этого.
7. Решаю дохулиард юридических вопросов, всякие ВНЖ, недвижимость, просто тонна всего, не буду перечислять. Не сам, конечно, через нашего руководителя юридического отдела, финансового директора и помощницу. Но тем не менее много времени на это уходит.
8. Встречаюсь с коллегами. В Дубае стал более открытым и чаще соглашаюсь на встречи. Это я могу к отдыху отнести, в принципе. Всегда приятно пообщаться с предпринимателями. Если это не специалисты по рилс, криптоинвесторы (без подтвержденных доходов, естественно) и прочие пиздаболы.

Больше всего меня убивает английский, если честно. Как же это тяжело, просто пиздец. Я сейчас где-то посередине между В2 и С1. Кажется, что немного осталось до С1. Мне нужна жена-британка или домработница-британка фуллтайм на пару месяцев, наверное, чтобы и дома говорить на английском 😅 может, хоть это мне поможет.

Бесит, когда приходит филиппинка домработница убрать квартиру с кошмарным уровнем языка и жутким акцентом, и ты чувствуешь, что не можешь два слова связать, ничего ей объяснить не можешь, начинаешь говорить на чучмекском английском с ней. Не понимаю, как это работает, что это за феномен. И она такая типа:
— А, поняла, тут никто не говорит на английском, ладно…

И ты такой в оцепенении стоишь, прокручивая в голове 20 часов английского в неделю! 😭

А с человеком с хорошим английским, с британским акцентом, с каким угодно, гораздо проще говорить и фразы выстраиваются красивее. Как так?

Почему я не выучил английский до С2 в детстве или хотя бы лет до 25 — это загадка! Как сейчас принято в кругах просветленной молодежи, прорабатывающей свои детские травмы с психологами, надо винить во всем родителей. Ох уж эти проработанные ребята! Дебилы, блять!

@chulakov_notes
🔥46👍26😁123👎2
Шотландский английский

Сегодня выходной, поэтому у меня для вас легкий забавный пост.

Продолжая тему сложности восприятия разных акцентов, можно успокоить себя тем, что даже британцы не всегда понимают своих соседей:
https://youtu.be/1jHfY0dDZxA

Хорошего дня!

@chulakov_notes
👍9😁6🔥1
Решения в условиях неопределенности

Одно из ключевых качеств предпринимателя — способность принимать решения в условиях неопределенности.

Если решение, которое вам предстоит принять, выбор, который нужно сделать, можно расписать в понятной таблице и все вводные будут известны и доступны для сравнения, то это решение простое. Такие решения предпринимателю имеет смысл делегировать и не тратить на них время.

Сложные решения — те, в которых не хватает вводных, либо вы не являетесь экспертом в этом вопросе, но решение принимать именно вам. Тут могут помочь консультации, либо самостоятельное исследование вопроса. Но надо признать, что будучи предпринимателем, вы никогда не станете экспертом во всех вопросах, в которых вам нужно принимать решения. Если вы все же стремитесь стать экспертом в каждом встречающемся вам вопросе, то вы тратите свое время не оптимальным образом. Гораздо эффективнее предпринимателю фокусироваться на стратегии развития бизнеса, имея, условно одну ключевую компетенцию.

Принимая решение в условиях неопределенности, вы берете на себя риски. Тут можно прочитать заметку о рисках. Высокая неопределенность означает высокие риски. Именно поэтому, условный программист-перфекционист испытывает сильный стресс и не справляется, как правило, если доверить ему решение управленческих вопросов (другая область знаний — менеджмент). Единицы справляются и становятся хорошими руководителями.

Если вы считаете, что решения нужно принимать только тогда, когда вы досконально изучили вопрос, то вам не нужно становиться предпринимателем. Не мучайте себя и окружающих.

@chulakov_notes
👍31🔥13👏2
Смена поведения сотрудника, который решил уволиться

Не будем рассматривать причины, их великое множество. Сфокусируемся в заметке на смене поведения. Как руководителю распознать сотрудника, который собирается уволиться?

Перечисленные ниже «симптомы» не обязательны для всех, но встречаются достаточно часто для обобщения.

1. Начинается все, примерно, за полгода до увольнения. Падает социальная активность внутри компании. Если сотрудник работал офлайн, то он более четко по времени начинает уходить домой. Еще один забавный факт, в случае фотосессий в офисе для PR и других целей, случается, что сотрудники, решающие уволиться, стараются чаще попадать в объектив камеры.

2. Месяца за 3 усиливается безразличное отношение, сотрудник не считает нужным больше заботиться об атмосфере в коллективе, активнее переходит к критике проблем в общении как с коллегами, так и с руководителем. Неопытный руководитель пытается переубедить решившего уйти сотрудника, доказать ему, что изменения происходят постоянно, и его конкретная проблема скоро решится. Но это уже не интересует сотрудника, который спокойно и безразлично доносит руководителю мысль, что не верит в ближайшие улучшения, полностью отходит от стратегии предложения улучшений.

3. За месяц до заявления сотрудник с одной стороны морально готов переходить к прямой критике руководства, с другой — старается активнее произвести хорошее впечатление на коллег, лучше проработать связи, которые могут пригодиться в будущем. Приглашает коллег на совместные посиделки и пр.

4. Во время подачи заявления, почти всегда это происходит в спокойной форме, потому что сложное решение уже давно принято, заявление, как последний шаг, вызывает моральное облегчение. Именно поэтому пытаться предлагать сотруднику лучшие условия в этот момент уже поздно. Кроме того, чаще всего, сотрудник не переходит в никуда, а уже имеет согласованный оффер на руках. При этом, в разговоре с руководителем, 2/3 сотрудников не скажут, что уже имеют оффер на руках, около 1/3 соврут, что уходят в никуда. В редких случаях человек скажет правду, куда конкретно переходит. Это довольно необычный феномен. Вероятно, люди боятся не пройти испытательный срок на новом месте, либо опасаются, что в последний момент что-то пойдет не так при трудоустройстве.

Какие еще изменения поведенческих паттернов вы замечали? Поделитесь в комментариях.

Если вы считаете мои заметки полезными, пожалуйста, активнее ставьте реакции и делитесь с друзьями и коллегами ссылкой на канал или на отдельную публикацию. Так мы сделаем жизнь руководителей чуточку проще ❤️

@chulakov_notes
👍15017👎14🔥11👏6😢4😁3🤔1🤯1🎉1🤩1
Что посоветуешь сделать в этой ситуации?

Задает сотрудник вопрос своему руководителю. Часто подобный вопрос является одной из форм манипуляций. Планирую написать серию заметок про манипуляции сотрудников.

Важно отметить, что иногда это умышленные манипуляции, иногда — неумышленные попытки сбросить с себя ответственность, поменьше принимать решений.

Либо в лоб:
— Что мне делать в этой ситуации?

Запрос совета (фактически, решения конкретной задачи) имеет смысл только тогда, когда сотрудник принес свое продуманное решение руководителю, уверен в нем и готов его защищать. После защиты решил дополнительно спросить, как бы поступил руководитель в этой ситуации. В таком случае это является попыткой перенять опыт, которым поделится руководитель, если у него будет время в данный момент.

Проблема
Манипуляция появляется тогда, когда сотрудник не сделал ничего, не принес никакой результат, либо очень предварительный, не доработанный и не продуманный до конца результат, но «просит поделиться опытом», перекладывая решение вопроса, фактически, на руководителя.

Решение
Нужно пресекать попытки манипуляций, фокусируя внимание на отсутствии результата и необходимости решения вопроса самостоятельно сотрудником. Иначе зачем он вам нужен, если вы собираетесь за него принимать решения.

Дизайнер — арт-директор
Это типичная ситуация между дизайнером и арт-директором. Ленивый и вредный для компании дизайнер (замените на любую другую специализацию по вкусу) сфокусирован на минимизации своих энергозатрат и собственном обучении, а не на эффективном выполнении своей работы. Неопытный арт-директор ведется на эти манипуляции, рисуя дизайн (принимая решения в дизайне, что является ключевым навыком) за дизайнера. Дизайнер превращается в бездумный инструмент, но снимает с себя ответственность за результат. В следующих интеграциях всегда можно сказать арт-директору:
— Ты же сам мне сказал так сделать.

Как должно быть?
На стартовой встрече находится общий вектор. Совместно или арт-директор самостоятельно выбирает вектор. Далее каждую итерацию ответственный дизайнер приносит готовый результат конкретного спринта, свое видение, соответствующее общему вектору. Результат обсуждается с арт-диром и тот вносит комментарии. Чем больше итераций — тем слабее дизайнер, все очень просто. Опытный арт-директор знает, когда надо остановиться, следит за балансом качества и трудозатрат. Улучшать можно бесконечно.

Чем больше идей предложит дизайнер арт-директору, тем он сильнее. Если генератором идей каждую итерацию является арт-директор, то мы имеем дело со слабым дизайнером.

В менеджменте, программировании, в любом другом деле эта манипуляция так же возможна.

Если «заботливый и добрый» руководитель начинает принимать решения за своих сотрудников (ленивые сотрудники очень любят таких руководителей!), то потом, как вы понимаете, весь отдел в огне, руководитель ничего не успевает, отдел показывает худшие результаты эффективности. Потому что слабый руководитель, являющийся основной проблемой, делал ключевую часть работы за всех своих подчиненных.

Многие сотрудники неумышленно начинают перекладывать свою ответственность на такого руководителя, когда это возможно. Виноват прежде всего руководитель, который вырастил безответственных неспособных к принятию самостоятельных решений подчиненных. Руководитель начинает жаловаться на нехватку ресурсов, денег, времени, на все, что угодно.

Но источник проблемы появился задолго до завала, и он заключается в том, что руководитель все это время развивал безответственность, следуя за ленью или манипуляциями своих сотрудников. Либо, руководствуясь не менее деструктивным мотивом — собственной значимостью:
— Все держится на мне.

Как бы то ни было, результат один — неэффективный отдел.

Поделитесь своим опытом в комментариях, если вам попадались такие руководители, либо сотрудники-манипуляторы.

Если вы считаете мои заметки полезными, пожалуйста, активнее делитесь с друзьями и коллегами ссылкой на канал или на отдельную публикацию и ставьте реакции. Вместе сделаем жизнь руководителей проще ❤️

@chulakov_notes
95👍38🔥17👎7😢2
Как велосипед стал стимулом движения за права женщин?

К своему стыду не знал этого до сегодняшнего дня. Но учиться никогда не поздно.

https://youtu.be/LPLJgkVsXpE

Приятного просмотра!
__

В Студии Чулакова 44% женщин. Мы приветствуем девушек на руководящих позициях и следим за гендерным равенством. Равно, как и другими способами разнообразить коллектив: по возрасту, религии, взглядам и т. д. Это помогает нам широко смотреть на мир.

С Праздником, дорогие девушки!

Сияйте и вносите свой вклад в копилку достижений женщин во всем мире! ⭐️
20👎7🔥7👍3