Кофейные заметки – Telegram
Кофейные заметки
9.82K subscribers
378 photos
8 videos
255 links
Не очень короткие истории о людях, менеджменте, бизнесе, образовании от Дмитрия Волошина. Без политики. Без мата. Сайт автора - https://dvoloshin.ru/
№ 4999743943
Download Telegram
Конфликты. Мы так не любим конфликты. Нам кажется, что конфликт — крайняя мера, экстраординарная ситуация. Конфликт — это некрасиво, неприлично. Фу. Возможно, такое убеждение идет из детства, когда родителям объективно было проще иметь дело с ребенком, который не обостряет. Который, в идеале, не имеет своего мнения. А если и имеет, то не требует и настаивает, но долго и нудно аргументирует, приводит факты. И, как итог, нарывается на родительское безапелляционное «Нет» и уходит. Не споря, не критикуя. Удобно.

😎Боюсь показаться странным, но мне нравятся конфликты. Разумеется, конфликт конфликту рознь. Мне нравится конфликт как некий ускоритель процессов. Когда обе стороны — умные. Контролирующие эмоции и иронично воспринимающие себя и оппонента. Мне нравится конфликт, потому что он позволяет взглянуть на вещи под другим углом. Очень ценю людей, умеющих конфликтовать здраво. Которые открываются в конфликте, проявляются с неожиданных сторон. О которых можно «обстукивать» идею, не ожидая получить перехода на личность или какой-то истеричный эмоциональный всплеск. Хорошо, когда такие есть в команде. Удобно.
Увы, в основном так не получается. Почему-то мои идеи принимаются лично. Скажем, обсуждаем план. Он, как всегда, не выполняется. Понятно, были оптимистичны. Понятно, не все учли. Обычное дело. Но идей нет, мой оппонент смотрит на него и переживает. Свою несостоятельность, свою неудачливость.

✔️И тут бы подогреть, вывести его из этого неконструктивного состояния. Добавить эмоции конфликтом. Добавил и собеседник моментально уходит в защитную позицию. Попутно обзывая меня нехорошими словами. Мол, все люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а он среди них стоит весь в белом, красивый. Удобно.


Или, скажем, сложные переговоры. У них времени много, они — большая и солидная компания. У меня времени меньше, мне надо быстро бегать и зарабатывать. Месяц проходит, второй. Мы все топчемся на месте. Что тут придумать? Конечно, конфликт. Скажем, ультиматум вида take it or leave it. Ох, как его не любят! Но начинают суетиться, если действительно есть интерес и вера.
Дальше можно сближать позиции, можно улыбаться друг другу. Но ускорить, поджечь ситуацию, порой, можно только конфликтом. Иначе есть шанс погрязнуть в бесконечных созвонах, соглашениях о намерениях и дружеских обедах. А что, дело же делается. Удобно.

📌Конфликт, друзья мои, это великое благо. Управляемый конфликт — искусство. Конструктивный конфликт — поэзия. Будь моя воля, я бы всех и каждого учил конфликтовать. Проводил бы соревнования по конфликтам. Поединки по спорам. Как это красиво, когда два или больше умных людей аргументировано и азартно отстаивают свою позицию. Когда много сконцентрированной эмоции и желания отстоять главное, пусть и пожертвовав второстепенным. В таких конфликтах рождается новое. А в спокойной и размеренной беседе оно цементируется. Обрастает подробностями. Чтобы потом стать историей. Что, конечно, удобно.
🔥54👍19💯73👀1
Вот так я отдохнул и вот с такой физиономией возвращаюсь к вам, драгоценные мои читатели. Сразу с места в карьер: в пятницу, 23 августа, в 14:00 я проведу вебинар об ошибках. Так сказать - fuckup питч. Буду говорить про Otus и мои ошибки за последние семь лет.

Приходите. Будет интересно. Записаться можно здесь.
🔥33👍125
Небольшое объявление. В октябре запускаю свои курсы. Записываться можно заранее. Можно выбрать, что вам больше нравится и подходит.

✔️Ментор бизнеса: как стать ментором
Старт 9 октября, занятия по средам с 19:00 до 21:00 мск

Курс содержит знания, необходимые для поиска и оценки mentee, заключения контракта и запуска процессов менторинга.

✔️Технология управления стратегией бизнеса
Старт 15 октября, занятия по вторникам с 19:00 до 21:00 мск

Курс рассматривает технологию менторинга по трем ключевым блокам: создание стратегии, ее трансляция в объемные планы и операционный менторинг.

✔️Технология построения системы продаж
Старт 23 октября, занятия по средам с 10:00 до 12:00 мск

Курс рассматривает технологию построения системы продаж с нуля по 3 ключевым блокам создание описания продукта и выявление его УТП, структурирование отдела продаж.

Детали опубликованы на сайте.
👍18😁1
Если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе. Эта старая африканская пословица верна до сих пор. Однако совместить эти свойства можно, это достигается за счет правильного подбора людей, склонных играть те или иные роли. Идеальная команда должна иметь как минимум одного человека на одну роль, и любая пустота либо снизит скорость движения команды, либо исказит маршрут. Сегодня мы поговорим о небольших компаниях и об их командах. То есть – о старте бизнеса. Когда никто не верит.

📌Надо сказать, что я с большим уважением отношусь к людям, которые делают большие дела в условиях, когда «никому ничего не надо». Они, эти люди, как правило, очень непростые в общении. Потому что горят, их кидает из крайности в крайность. Потому что переживают за странное для всех, ненужное, обреченное, мертворожденное. У них странный язык, странные знакомые, даже выглядят они иногда странно. У них мало времени, или совсем нет. Они почти не спят. Но с ними тепло.

🔹За такими горящими людьми идут другие. Которые рациональны, которые видят выгоду. Они горят, но немного другим пламенем. Если первый тип – Прометей, который принес огонь людям, то второй – скорее, Гефест, неторопливо кующий на огне доспехи или оружие. Они гораздо приятнее в общении, их манера беседы отличается краткостью и конкретностью. У них тоже не много времени, хотя с ними уже можно выпить кофе «за жизнь». С ними выгодно.

Вероятность, что в пространстве и времени Прометей встретится с Гефестом мала. Гефесты иногда собираются в прайды и называют их фондами. Но в этом случае они становятся ленивыми. Им подавай входной поток Прометеев. Им не всякий Прометей подойдет. Им нужен не рисковый и высокодоходный Прометей, вот с таким вот EBIDTA margin. А Прометеи и слов, может, таких не знают. Поэтому команда Прометея и Гефеста будет тем успешнее, чем случайнее они нашли друг друга.

🔹Дальше идут те, кто непосредственно делают. Прометеи же они, как правило, больше воодушевляют. Они визионеры, стратеги. Гефесты организуют. Они администраторы, управленцы, может быть – бизнесмены. А работать кому-то надо? Не всем же гореть и ковать. Вот такие Гераклы берут на себя основной груз принятых решений. Упрутся и делают. С ними надежно.
В последнее время с Гераклами сложности. Многие из них сообразили, что Гефестом быть выгоднее, а Прометеем веселее. И пошли менять молот на счеты и огонь. Получилось не очень, и счеты Гефеста не постигли, и силу Геракла растеряли. Правда, научились говорить короткие речи. Что, безусловно, помогает в жизни.

Да, и вся эта система вертится на коммуникациях. Посудите сами: один Прометей, три Гефеста, девять Гераклов – это же уйма коммуникационных связей. Пусть тип у Гераклов один, но они же разные. Из же надо как-то правильно встраивать в общую систему Гефестов в контексте направления движения, которое задал Прометей. Когда увещеванием, а когда и печень поклевать. Эдакий социальный брокер. Назовем этот тип Хароном. Потому что с ними весело.


🔹У Харона сейчас сложная работа. Потому что усредненный Прометей, Гефест и Геракл находятся в разных возрастных группах. То есть вроде как говорят на одном языке. И почти не понимают друг друга. Захочет, скажем, Гефест, собрать всех на совещание. Планы там, проекты, продукты. Солидно, значимо все. А Геракл опоздает на час, придет и улыбнется. Он заболтался в чате. А Прометей раскричится, что это скука и рутина, и не имеет отношения к творчеству. И уйдет, хлопнув дверью. Сложно нынче Харону, ох как сложно.

✔️Подведем итог. Идеальная команда – это команда, в которой каждая из этих четырех ролей занята отдельным человеком. И эти люди объединены общей идеей, готовы какое-то время ею жить и быть ее частью. Это необходимое, но недостаточное условие успешности стартапа. Но, согласитесь, в других командах скучно, неинтересно. Так зачем же на них тратить свое время?
26👍16🔥7💯7👌62👏1
Дорогие мои предприниматели,

Приглашаю в Клуб менторов на менторскую сессию. Эта встреча бесплатна, но при этом полезна, что, согласитесь, бывает не часто.

На встрече менторы посмотрят ваш бизнес, дадут рекомендации, которые, возможно, определят ваш дальнейший путь, а также поделятся полезными контактами из своего нетворка. После встречи у вас будут еще бесплатные часовые консультации со стороны тех менторов, которым понравился ваш проект. За все время менторы Клуба дали рекомендации 1000+ бизнесам и стартапам, пришедшим к ним за советом.

Регистрируйтесь на онлайн-встречу с Клубом менторов вот по этой ссылке. Ждем.
👍63
Для успешного стартапа нужны те, кто вдохновляет, те, кто управляет и те, кто исполняет. Человек, который наладит связь между этими людьми тоже 100% не помешает.
👍18💯8
«Скажи, ну вот что ты думаешь по этому поводу? Только честно скажи! Мне лучше, как есть, без украшательств!». Сколько раз я это слышал. И каждый раз, каждый долбанный раз я попадаюсь в эту ловушку. Я действительно говорю, что думаю. Ну ведь запрос такой, да? Открытый ведь? И сразу помочь же хочется? И выдать по полной, как считаешь. Хочется блеснуть умом и эрудицией. Так вот, господа и дамы, так делать не надо. Это был риторический вопрос. Ответ, на который: «Все прекрасно!». И никак по-другому. Потому что иначе...

📌Вот стартап. Прислал информацию, попросил проконсультировать. Ну хорошо, чего бы не пообщаться. Но хочется же, так сказать, с взаимной пользой. Посидел, посмотрел на цифры и понял – голяк. Экономика не сходится, потому что она построена на лозунгах. Да еще и рынка нет. И команда весьма странная.

Записал я аккуратно тезисы, завернул в «бутерброд», ну знаете: похвалить-поругать-похвалить. И отправил. Мысленно погладил себя по голове, потому что прям бесплатно потратил час и дал обратную связь. Меценат, елки. В ответ прилетает голосовое сообщение, обиженное-обиженное: и считаю я не так, и рынок оцениваю не так, и вообще, похоже, я просто дурак. Цитата, между прочим.


📌Или вот проект. Люди стараются, осваивают государственное бабло. Натурально, идет грызня, пардон, проводится конкурс. Лидеры команд, улыбаясь друг другу, поливают в чатиках помоями своих vis-a-vis. Шпионы, интриги, закулисные игры. Все как полагается. И черт меня дернул в один момент откликнуться на запрос одного из грызущихся. Ну встретились, поговорили. Он говорит: «Вот, посмотри нашу заявку, все ли там хорошо?». Я и посмотрел. Ну как, написал, как есть. Исходя из своего понимания прекрасного. И команда у тебя, друг, странная, и предлагаешь ты, приятель, нелепое. Много написал, страницы две. Обиделся. Теперь не разговаривает. У него же, блин, свое видение было! А я ему в душу плюнул. Другим мнением.

📌Вот еще случай. Приятель попросил встретиться. У него постылая старая работа и он лет пять ищет новую. Так ищет, что уже кушать не может. Ему на старой много платят, держат для украшения, он ничем не занимается и квалификацию потерял. А на новых требуют ее, квалификацию эту, плюс работать надо, плюс платят меньше. И вот он мается-мается, и вроде как нашел. Встречаемся, а он как в ролике про язя, орет: «Корпорация! Обалденная, друг, корпораааация!». И просит сказать, что я думаю. Ну я и ... А что? Знаю я эту корпорацию. Сказал, перечислил фамилии, проекты, обстоятельства. Ну разве сроки не упомянул. Он изменился в лице, встал, потер уши руками, и ушел. За стол не заплатил, теперь не пишет. Уж не знаю, как он там.

📌А вот год назад случилось. Прислал знакомый резюме. Сидит в Европах, хочет поработать. Резюме, честно говоря, невнятное. Я немного знаком с рынком труда в той стране, где он пьет пиво. Написал ему, что перспектив не много, и что лучше вот тут выпятить, а тут, наоборот, замазать. И еще пару советов дал в отношении компаний, в которых он работал. Названия у них просто уж больно провокационные по нынешним временам. И что вы думаете? Написал он мне недавно, работу так и не нашел. И кто в этом виноват? Правильно, Дима же. Это он, то есть я, фиговые дал советы.

Я это к чему? Братцы, есть риторические вопросы. Никто от нас не ждет правды. Да и что такое правда, если подумать? Ну скажем мы, что думаем? И что? Человек-то уже решение принял. Пусть пройдет по своим граблям. Зато отношения сохраним. Ведь правда же?
💯39👍17🤔15🔥1142😢2😁1
Тут вот товарищ подкинул идею: напиши, говорит, про все секреты образовательного проекта. Ну про все не получится, а про некоторые — извольте. Сразу хочу сказать, что это все субъективно и бла-бла-бла. Впрочем, меньше лирики, переходим к делу.

«Баланс бабла и добра». Образование — штука хитрая, тут много на доверии. А создание доверия — дело долгое, один неверный шаг и уже не доверяют. Наши люди вообще склонны видеть плохое, поэтому ответственности от предпринимателя нужно больше. И клиентского сервиса. И качественного продукта. Все это стоит денег. Если жмотиться, то тебя рано или поздно (уже скорее рано) выкинут с рынка.

«Кадры решают». Образование — популярная штука, и в нем трется огромное количество людей. Каждый, натурально, эксперт и все такое. На одну вакансию вам может накапать до тысячи резюме. И все они, как один, с крутым релевантным опытом. На деле все не так, многие, простите, приукрашивают или, проще говоря, врут. Вот среди ИТ-шников такого почти и нет. А в образовании — сплошь и рядом. Вывод: тщательно отсеивать, не верить и проверять.

«Пять касаний». Наивен тот, кто хочет продать что-то в образовании с трафика. Мол, воронки, лид-магниты и вот это все. Друг, это не работает. Изволь продавцов завести, да на телефоне. Подумай о продающих мероприятиях. Не забудь догонять своих клиентов ретаргетингом. Да, и в соцсеточках работай. Слышал что-то про контент-маркетинг? Ну и так далее. Если касаешься клиента меньше пяти раз — что-то у тебя не то.

«Бойся хайпа». Блендед, AR/VR, нейрошунты, ИИ, персональные образовательные траектории, LLL... Все это рок-н-ролл, конечно, но главное в образовании — таки учить. Носясь по выставкам и конференциям, помни, что в итоге все упрется в учителя и аудиторию. И нет ничего, кроме обученного и выпущенного «в свет» студента. Не верь в волшебную силу технологий: образование последние 400 лет не так чтобы изменилось, есть гипотеза, что еще 400 не изменится.

«Сообщества рулят». Целевая функция образовательного маркетинга — стоить 0 рублей. Наверное, это единственная сфера, образование, где маркетинг может быть так дешев. Что говоришь? А, да, все дело в сарафанном радио, word of mouth. Строй сообщества с первого дня. Как SEO с первого дня, так и сообщества. Как строить? А это, друг мой, магия. Есть три верных ингредиента: хороший продукт, хороший учитель и хороший заводила, которого иные зовут комьюнити-менеджер. Смешай их и понаблюдай за возгонкой.

«Образование-СМИ». Ни одна индустрия, ни одна отрасль не генерирует так много контента, как образование. Тут вам и статьи, и интервью, и исследования. Можно публиковать результаты студенческих работ, можно обложить данью преподавателей. Все они — хорошие спикеры, а значит — видео, значит, конференции. Зачем образованию становиться СМИ? См. п. 3 и 5.

«В начале было слово». Можно сделать ларек без идеи, можно — кафешку. Хотя и не уверен. Зато уверен, что нельзя делать образовательный проект без идеи. И дело тут не в красных и голубых океанах, и даже не в Адизесе. Просто без идеи не пойдут люди. Ни за вами сотрудники, ни к вам — студенты. Будет очередное унылое оно, коих много. Какая-то рядовая очередная школа, или очередная LMSка, или заурядный MOOC. Подумайте об этом.
🔥21👍128👌2
7 секретов образовательного проекта: ответственность, маркетинг, антихайп, люди, публикации и, конечно, идея.
👍17🔥7