Кофейные заметки – Telegram
Кофейные заметки
9.82K subscribers
378 photos
8 videos
255 links
Не очень короткие истории о людях, менеджменте, бизнесе, образовании от Дмитрия Волошина. Без политики. Без мата. Сайт автора - https://dvoloshin.ru/
№ 4999743943
Download Telegram
Если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе. Эта старая африканская пословица верна до сих пор. Однако совместить эти свойства можно, это достигается за счет правильного подбора людей, склонных играть те или иные роли. Идеальная команда должна иметь как минимум одного человека на одну роль, и любая пустота либо снизит скорость движения команды, либо исказит маршрут. Сегодня мы поговорим о небольших компаниях и об их командах. То есть – о старте бизнеса. Когда никто не верит.

📌Надо сказать, что я с большим уважением отношусь к людям, которые делают большие дела в условиях, когда «никому ничего не надо». Они, эти люди, как правило, очень непростые в общении. Потому что горят, их кидает из крайности в крайность. Потому что переживают за странное для всех, ненужное, обреченное, мертворожденное. У них странный язык, странные знакомые, даже выглядят они иногда странно. У них мало времени, или совсем нет. Они почти не спят. Но с ними тепло.

🔹За такими горящими людьми идут другие. Которые рациональны, которые видят выгоду. Они горят, но немного другим пламенем. Если первый тип – Прометей, который принес огонь людям, то второй – скорее, Гефест, неторопливо кующий на огне доспехи или оружие. Они гораздо приятнее в общении, их манера беседы отличается краткостью и конкретностью. У них тоже не много времени, хотя с ними уже можно выпить кофе «за жизнь». С ними выгодно.

Вероятность, что в пространстве и времени Прометей встретится с Гефестом мала. Гефесты иногда собираются в прайды и называют их фондами. Но в этом случае они становятся ленивыми. Им подавай входной поток Прометеев. Им не всякий Прометей подойдет. Им нужен не рисковый и высокодоходный Прометей, вот с таким вот EBIDTA margin. А Прометеи и слов, может, таких не знают. Поэтому команда Прометея и Гефеста будет тем успешнее, чем случайнее они нашли друг друга.

🔹Дальше идут те, кто непосредственно делают. Прометеи же они, как правило, больше воодушевляют. Они визионеры, стратеги. Гефесты организуют. Они администраторы, управленцы, может быть – бизнесмены. А работать кому-то надо? Не всем же гореть и ковать. Вот такие Гераклы берут на себя основной груз принятых решений. Упрутся и делают. С ними надежно.
В последнее время с Гераклами сложности. Многие из них сообразили, что Гефестом быть выгоднее, а Прометеем веселее. И пошли менять молот на счеты и огонь. Получилось не очень, и счеты Гефеста не постигли, и силу Геракла растеряли. Правда, научились говорить короткие речи. Что, безусловно, помогает в жизни.

Да, и вся эта система вертится на коммуникациях. Посудите сами: один Прометей, три Гефеста, девять Гераклов – это же уйма коммуникационных связей. Пусть тип у Гераклов один, но они же разные. Из же надо как-то правильно встраивать в общую систему Гефестов в контексте направления движения, которое задал Прометей. Когда увещеванием, а когда и печень поклевать. Эдакий социальный брокер. Назовем этот тип Хароном. Потому что с ними весело.


🔹У Харона сейчас сложная работа. Потому что усредненный Прометей, Гефест и Геракл находятся в разных возрастных группах. То есть вроде как говорят на одном языке. И почти не понимают друг друга. Захочет, скажем, Гефест, собрать всех на совещание. Планы там, проекты, продукты. Солидно, значимо все. А Геракл опоздает на час, придет и улыбнется. Он заболтался в чате. А Прометей раскричится, что это скука и рутина, и не имеет отношения к творчеству. И уйдет, хлопнув дверью. Сложно нынче Харону, ох как сложно.

✔️Подведем итог. Идеальная команда – это команда, в которой каждая из этих четырех ролей занята отдельным человеком. И эти люди объединены общей идеей, готовы какое-то время ею жить и быть ее частью. Это необходимое, но недостаточное условие успешности стартапа. Но, согласитесь, в других командах скучно, неинтересно. Так зачем же на них тратить свое время?
26👍16🔥7💯7👌62👏1
Дорогие мои предприниматели,

Приглашаю в Клуб менторов на менторскую сессию. Эта встреча бесплатна, но при этом полезна, что, согласитесь, бывает не часто.

На встрече менторы посмотрят ваш бизнес, дадут рекомендации, которые, возможно, определят ваш дальнейший путь, а также поделятся полезными контактами из своего нетворка. После встречи у вас будут еще бесплатные часовые консультации со стороны тех менторов, которым понравился ваш проект. За все время менторы Клуба дали рекомендации 1000+ бизнесам и стартапам, пришедшим к ним за советом.

Регистрируйтесь на онлайн-встречу с Клубом менторов вот по этой ссылке. Ждем.
👍63
Для успешного стартапа нужны те, кто вдохновляет, те, кто управляет и те, кто исполняет. Человек, который наладит связь между этими людьми тоже 100% не помешает.
👍18💯8
«Скажи, ну вот что ты думаешь по этому поводу? Только честно скажи! Мне лучше, как есть, без украшательств!». Сколько раз я это слышал. И каждый раз, каждый долбанный раз я попадаюсь в эту ловушку. Я действительно говорю, что думаю. Ну ведь запрос такой, да? Открытый ведь? И сразу помочь же хочется? И выдать по полной, как считаешь. Хочется блеснуть умом и эрудицией. Так вот, господа и дамы, так делать не надо. Это был риторический вопрос. Ответ, на который: «Все прекрасно!». И никак по-другому. Потому что иначе...

📌Вот стартап. Прислал информацию, попросил проконсультировать. Ну хорошо, чего бы не пообщаться. Но хочется же, так сказать, с взаимной пользой. Посидел, посмотрел на цифры и понял – голяк. Экономика не сходится, потому что она построена на лозунгах. Да еще и рынка нет. И команда весьма странная.

Записал я аккуратно тезисы, завернул в «бутерброд», ну знаете: похвалить-поругать-похвалить. И отправил. Мысленно погладил себя по голове, потому что прям бесплатно потратил час и дал обратную связь. Меценат, елки. В ответ прилетает голосовое сообщение, обиженное-обиженное: и считаю я не так, и рынок оцениваю не так, и вообще, похоже, я просто дурак. Цитата, между прочим.


📌Или вот проект. Люди стараются, осваивают государственное бабло. Натурально, идет грызня, пардон, проводится конкурс. Лидеры команд, улыбаясь друг другу, поливают в чатиках помоями своих vis-a-vis. Шпионы, интриги, закулисные игры. Все как полагается. И черт меня дернул в один момент откликнуться на запрос одного из грызущихся. Ну встретились, поговорили. Он говорит: «Вот, посмотри нашу заявку, все ли там хорошо?». Я и посмотрел. Ну как, написал, как есть. Исходя из своего понимания прекрасного. И команда у тебя, друг, странная, и предлагаешь ты, приятель, нелепое. Много написал, страницы две. Обиделся. Теперь не разговаривает. У него же, блин, свое видение было! А я ему в душу плюнул. Другим мнением.

📌Вот еще случай. Приятель попросил встретиться. У него постылая старая работа и он лет пять ищет новую. Так ищет, что уже кушать не может. Ему на старой много платят, держат для украшения, он ничем не занимается и квалификацию потерял. А на новых требуют ее, квалификацию эту, плюс работать надо, плюс платят меньше. И вот он мается-мается, и вроде как нашел. Встречаемся, а он как в ролике про язя, орет: «Корпорация! Обалденная, друг, корпораааация!». И просит сказать, что я думаю. Ну я и ... А что? Знаю я эту корпорацию. Сказал, перечислил фамилии, проекты, обстоятельства. Ну разве сроки не упомянул. Он изменился в лице, встал, потер уши руками, и ушел. За стол не заплатил, теперь не пишет. Уж не знаю, как он там.

📌А вот год назад случилось. Прислал знакомый резюме. Сидит в Европах, хочет поработать. Резюме, честно говоря, невнятное. Я немного знаком с рынком труда в той стране, где он пьет пиво. Написал ему, что перспектив не много, и что лучше вот тут выпятить, а тут, наоборот, замазать. И еще пару советов дал в отношении компаний, в которых он работал. Названия у них просто уж больно провокационные по нынешним временам. И что вы думаете? Написал он мне недавно, работу так и не нашел. И кто в этом виноват? Правильно, Дима же. Это он, то есть я, фиговые дал советы.

Я это к чему? Братцы, есть риторические вопросы. Никто от нас не ждет правды. Да и что такое правда, если подумать? Ну скажем мы, что думаем? И что? Человек-то уже решение принял. Пусть пройдет по своим граблям. Зато отношения сохраним. Ведь правда же?
💯39👍17🤔15🔥1142😢2😁1
Тут вот товарищ подкинул идею: напиши, говорит, про все секреты образовательного проекта. Ну про все не получится, а про некоторые — извольте. Сразу хочу сказать, что это все субъективно и бла-бла-бла. Впрочем, меньше лирики, переходим к делу.

«Баланс бабла и добра». Образование — штука хитрая, тут много на доверии. А создание доверия — дело долгое, один неверный шаг и уже не доверяют. Наши люди вообще склонны видеть плохое, поэтому ответственности от предпринимателя нужно больше. И клиентского сервиса. И качественного продукта. Все это стоит денег. Если жмотиться, то тебя рано или поздно (уже скорее рано) выкинут с рынка.

«Кадры решают». Образование — популярная штука, и в нем трется огромное количество людей. Каждый, натурально, эксперт и все такое. На одну вакансию вам может накапать до тысячи резюме. И все они, как один, с крутым релевантным опытом. На деле все не так, многие, простите, приукрашивают или, проще говоря, врут. Вот среди ИТ-шников такого почти и нет. А в образовании — сплошь и рядом. Вывод: тщательно отсеивать, не верить и проверять.

«Пять касаний». Наивен тот, кто хочет продать что-то в образовании с трафика. Мол, воронки, лид-магниты и вот это все. Друг, это не работает. Изволь продавцов завести, да на телефоне. Подумай о продающих мероприятиях. Не забудь догонять своих клиентов ретаргетингом. Да, и в соцсеточках работай. Слышал что-то про контент-маркетинг? Ну и так далее. Если касаешься клиента меньше пяти раз — что-то у тебя не то.

«Бойся хайпа». Блендед, AR/VR, нейрошунты, ИИ, персональные образовательные траектории, LLL... Все это рок-н-ролл, конечно, но главное в образовании — таки учить. Носясь по выставкам и конференциям, помни, что в итоге все упрется в учителя и аудиторию. И нет ничего, кроме обученного и выпущенного «в свет» студента. Не верь в волшебную силу технологий: образование последние 400 лет не так чтобы изменилось, есть гипотеза, что еще 400 не изменится.

«Сообщества рулят». Целевая функция образовательного маркетинга — стоить 0 рублей. Наверное, это единственная сфера, образование, где маркетинг может быть так дешев. Что говоришь? А, да, все дело в сарафанном радио, word of mouth. Строй сообщества с первого дня. Как SEO с первого дня, так и сообщества. Как строить? А это, друг мой, магия. Есть три верных ингредиента: хороший продукт, хороший учитель и хороший заводила, которого иные зовут комьюнити-менеджер. Смешай их и понаблюдай за возгонкой.

«Образование-СМИ». Ни одна индустрия, ни одна отрасль не генерирует так много контента, как образование. Тут вам и статьи, и интервью, и исследования. Можно публиковать результаты студенческих работ, можно обложить данью преподавателей. Все они — хорошие спикеры, а значит — видео, значит, конференции. Зачем образованию становиться СМИ? См. п. 3 и 5.

«В начале было слово». Можно сделать ларек без идеи, можно — кафешку. Хотя и не уверен. Зато уверен, что нельзя делать образовательный проект без идеи. И дело тут не в красных и голубых океанах, и даже не в Адизесе. Просто без идеи не пойдут люди. Ни за вами сотрудники, ни к вам — студенты. Будет очередное унылое оно, коих много. Какая-то рядовая очередная школа, или очередная LMSка, или заурядный MOOC. Подумайте об этом.
🔥21👍128👌2
7 секретов образовательного проекта: ответственность, маркетинг, антихайп, люди, публикации и, конечно, идея.
👍17🔥7
Это лето оказалось щедрым на события. И преподнесло ряд уроков. Шесть уроков. Я решил описать их в постах последней недели лета. Шесть постов – шесть уроков. С понедельника по субботу. Кажется, в этом есть здравый символизм.

Итак, урок №1: «Пассивный доход».

Грешен: я очень не люблю работать. Не в смысле трудиться, а в смысле делать что-то для пропитания. То есть делать-то мне нравится, и питаться я люблю. Но вот одно ради другого – с души воротит. Что-то, воля ваша, есть нездоровое в работе по принуждению. А когда ты сам себя принуждаешь, то вообще не хорошо.

📌Поэтому я как-то задумал, что наступит тот час, когда мне не надо будет работать. Вообще. То есть можно будет выбирать что делать. Напрягаться так, как хочется. Но выбирать самому. И прямо мне так эта картинка понравилась, что я прикинул, сколько мне надо денег, чтобы ничего не делать. Да-да, тот самый пассивный доход. Который почему-то есть, и делать ничего не надо. Мечта, фетиш многих.

Прикинул я, и давай вкалывать. Прямо марафон устроил. Почему-то мне было важно успеть к 45 годам. И прямо вот бесило, что не успеваю. Нервничал, переживал. В конечном счете добежал. Это случилось в аккурат этим летом. Опоздал я на полтора года или полгода, как считать. Но все же достиг.

Могу не работать. Могу целыми днями сидеть и смотреть в окошко. Или ходить в парк и кормить белок. Или бегать по этому же парку в красивом спортивном костюме. Сами понимаете, вариантов масса.


И так я гордился этим достижением, что просто дух у самого меня захватывало. Первые две недели я просто ходил и гордился собой. А потом начал рассуждать, что мне делать дальше. Ведь работать, суетиться, как-то уже глупо, да?

Я начал рассуждать и строить планы. Впереди же еще лет 45 есть, я надеюсь. Ну а что, чекапы прохожу регулярно, не пью и не курю. Могу рассчитывать. Значит, надо тогда понять, на что мне разменять эти четыре десятки и пятерку. Что делать, чем себя радовать?

И, знаете, задачка оказалась не на троечку. Это вот другие легко так говорят: «надо просто любить себя» или «надо жить свою жизнь». А у меня не получается. Любить себя без цели и жить без задач. Начал я, таким образом, искать себе цели и задачи. Чего я только не делал. Ну, до шамбалы дело не дошло, но разные всякие приемчики изучил. Без веществ, конечно, свят-свят. И было мне откровение. Инсайт, как говорят наши просвещенные ближние. Готовы? Соберитесь, это будет неожиданно.

📌Выяснилось, что мне нравится делать то, чем я и так занимаюсь. То есть вот совершенно нравится. И чувствую я себя в этом хорошо. Результатами горжусь и доволен ими почти всегда. Да и вообще, жизнь и ее стиль считаю оптимальным. Ничего другого не хочется и не прошу. Понимаете, какая ерунда приключилась? Я бежал много лет к доходу, который позволит ничего не делать. А прибежав к нему понял, что я не хочу ничего не делать. А хочу продолжать делать то, что и так делаю.

Иными словами, мой марафон с неверной целью привел меня к правильным результатам. Вот ведь как забавно бывает. Жаль только, что по пути я многое потерял. Потому что взгляд был зашоренный. Фокус был только на пассивном доходе.

✔️О чем я хотел сказать? Подмена причин следствием, по идее, не должна приводить ни к чему хорошему. Мне же почему-то повезло. И несмотря на то, что я шел не к тому, я пришел куда надо. По сути, мой марафон оказался способом понять самого себя. Но если мудрые люди ищут ответы о себе в себе самом, мне понадобилось несколько лет для того, чтобы убедиться в ложности навязанных смыслов, этого самого пассивного дохода. Чтобы в итоге начать диалог с собой.
👍55🔥27135🥰2👀1
Продолжаю описывать уроки лета 2024. В прошлый раз я писал о ловушке неверного целеполагания. Сегодня будет урок №2: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».🎣

Запускал я новый бизнес. Не этим летом, раньше. Этим летом я его хоронил. А как все хорошо начиналось! Казалось, все звезды сошлись. У меня было все: классная идея, шикарный рынок, инвесторы, команда проверенных и лояльных людей, время, потенциальные клиенты. Наверное, вы знаете это ощущение, когда сам черт тебе не брат. Помните, как в том фильме? «Я – король мира!».

✔️Я был собран, дерзок и верил в результат. На стадии запуска надо было решить только один вопрос: чем я буду заниматься в проекте? Решение, которое я принял, было неверным. Я решил попробовать запустить бизнес без себя. То есть я вроде как всем рулю, но по верхам. Вышел из операционки.

Хорошая же идея, верно? Ты рулишь всем, но время от времени. Люди работают на тебя, тебе зарабатывают деньги. Это же и есть бизнес, правильно? Идеальная игра. Я захотел в нее сыграть. Попробовать. Оказалось, что так не работает. Оказалось, что прежде, чем выйти из операционки, в нее надо как следует войти.

Оказалось, что не вникая в детали, невозможно построить то, что ты задумал. И люди, самые прекрасные и вдохновленные, будут делать не то, если не уделять им времени и внимания. Если не строить самому продажи – продаж не будет. Если самому не вникать в продукт – продукт будет трещать и разваливаться. Если не подбирать команду – команда не случится. И так далее.

Наверное, есть в этом что-то от гордыни. Типа, я такой крутой предприниматель, я могу создавать новое одной левой. Без красных от недосыпа глаз. Без трясущихся рук. Без литров кофе, криков по телефону и сплошных разочарований. Как это сейчас говорят? «На изи». Фигушки. Не могу. Ну либо еще не могу, либо вообще не могу. Но главное, как я понял, даже не в этом.

Не приносит удовольствия то, что создается «на изи». Оно, даже если успешное, но без вкалывания, воспринимается как не свое, что ли. Чужеродное оно какое-то. Впрочем, это гипотеза. Я до ее проверки не дошел. У меня все развалилось раньше. И продукт, и продажи, и команда. Все рассыпалось, ушло, как песок сквозь пальцы.


✔️ В чем суть этого урока? Есть какая-то взаимосвязь между временем, которое вы инвестируете в дело, и успехом этого дела. Она неочевидная, эта взаимосвязь, но она точно есть. Предприниматель – он как Прометей. Несет огонь людям. И надо вложить часть своей души, своего огня, чтобы что-то состоялось, завелось, поехало. Без этого не получится. Этим летом я это твердо понял. И теперь я очень аккуратно рассчитываю свой огонь, его достаточность для текущих дел при мыслях о запуске новых проектов.
👍41🔥2785👏4
А вы вышли из операционки без потерь для бизнеса? Поделитесь опытом.
🤔8💯311👏1