Год назад я сделал странное. В то время, когда все выходят из операционки, я в нее зашел: стал директором своей компании. Причины этого решения были разнообразны, одна из них звучала примерно так: «Ну а чо, прикольно же». Понимаю, можете со мной не согласиться. Но пока у меня нет сомнений, что я поступил правильно.
Год был действительно прикольный. Для меня это был не первый опыт в роли CEO, но CEO в чужом бизнесе и своем – это разные ощущения. В чужом ощущения вообще не те. Сегодня попробую в честь годовщины отрефлексировать и поделиться с вами основными лайфхаками и советами начинающего генерального директора. Что я понял за год?
⚡ Особое внимание на бухгалтерию и учет. Вот просто с этого надо начинать. Да, понимаю, бухгалтерия – это скучно. Но еще это интерфейс общения с налоговой и именно от налоговой может не иллюзорно прилететь. Сядешь не сядешь, но эти ребята шутить не умеют, у них работа другая. Надо сказать, что нынешняя налоговая – это вполне себе справедливый институт. И люди там отзывчивые, и регламенты щадящие. Надо просто это знать и понимать, как работает система. И быть для них прозрачным. Худшее, что можете сделать – это иметь кривую отчетность и забивать на общение с налоговиками. Вот прямо худшее.
⚡ Комплаенс или соответствие требованиям. Люди врут и люди воруют. Какие бы они няшные не были, какие бы бирюзовые, как бы они не клялись в лояльности. Это очень печально, но это правда. Да, многие не воруют, и даже не думают об этом. Но вам будет достаточно одного человека, поверьте мне. Особенно если он на руководящей позиции. Коррупция и воровство могут превратить, за весьма короткий период, вашу в прошлом процветающую компанию в историю финансовых ужасов. Поэтому процедуры и контроль. Поэтому два или три контура контроля. Только так.
⚡Только сильные люди в управлении. Выбирая между лояльным и профессиональным – выбирайте второе. Некомфортный, даже резкий, с острыми углами эксперт будет заведомо лучше внимательно слушающего и поддакивающего профана. Талантливые люди всегда сложны. Увы, обратное не верно. Ваша задача как директора – собрать вместе талантливых людей и их пасти надлежащим образом. Направлять их всеми силами. Создавать такие условия, при которых их профессионализм работает на благо компании. И ни в коем случае не пускать на самотек, не доверять их самоорганизации.
⚡ Простая стратегия роста. Как говорят наши заокеанские партнеры: «money talks, bullshit – walks». Должен быть один, ну максимум два драйвера роста. И все их должны понимать, чувствовать загривком и играть на них. Это не отменяет ценностей, проектов развития, любви к клиенту и всего прочего. Но именно рост финансовых показателей должен исчерпываться максимально простой формулой. Мы собрались зарабатывать деньги, и хотим расти, потому что у нас самый классный на рынке продукт. Расти будем вот так. Зафиксировали, построились вокруг драйвера роста свиньей, и замаршировали.
Могу написать еще десяток советов. Утомлять не хочу. Наверное, эти четыре – самые важные. Разумеется, я не претендую на какой-то там опыт или мудрость. Не Ошо я, отнюдь. Но вот что еще замечу: иногда жизнь кидает нас на амбразуры. И кажется правильным реагировать так: «Ну а чо, прикольно же». А не хмурить бровки и закатывать глазки.
Год был действительно прикольный. Для меня это был не первый опыт в роли CEO, но CEO в чужом бизнесе и своем – это разные ощущения. В чужом ощущения вообще не те. Сегодня попробую в честь годовщины отрефлексировать и поделиться с вами основными лайфхаками и советами начинающего генерального директора. Что я понял за год?
⚡ Особое внимание на бухгалтерию и учет. Вот просто с этого надо начинать. Да, понимаю, бухгалтерия – это скучно. Но еще это интерфейс общения с налоговой и именно от налоговой может не иллюзорно прилететь. Сядешь не сядешь, но эти ребята шутить не умеют, у них работа другая. Надо сказать, что нынешняя налоговая – это вполне себе справедливый институт. И люди там отзывчивые, и регламенты щадящие. Надо просто это знать и понимать, как работает система. И быть для них прозрачным. Худшее, что можете сделать – это иметь кривую отчетность и забивать на общение с налоговиками. Вот прямо худшее.
⚡ Комплаенс или соответствие требованиям. Люди врут и люди воруют. Какие бы они няшные не были, какие бы бирюзовые, как бы они не клялись в лояльности. Это очень печально, но это правда. Да, многие не воруют, и даже не думают об этом. Но вам будет достаточно одного человека, поверьте мне. Особенно если он на руководящей позиции. Коррупция и воровство могут превратить, за весьма короткий период, вашу в прошлом процветающую компанию в историю финансовых ужасов. Поэтому процедуры и контроль. Поэтому два или три контура контроля. Только так.
⚡Только сильные люди в управлении. Выбирая между лояльным и профессиональным – выбирайте второе. Некомфортный, даже резкий, с острыми углами эксперт будет заведомо лучше внимательно слушающего и поддакивающего профана. Талантливые люди всегда сложны. Увы, обратное не верно. Ваша задача как директора – собрать вместе талантливых людей и их пасти надлежащим образом. Направлять их всеми силами. Создавать такие условия, при которых их профессионализм работает на благо компании. И ни в коем случае не пускать на самотек, не доверять их самоорганизации.
⚡ Простая стратегия роста. Как говорят наши заокеанские партнеры: «money talks, bullshit – walks». Должен быть один, ну максимум два драйвера роста. И все их должны понимать, чувствовать загривком и играть на них. Это не отменяет ценностей, проектов развития, любви к клиенту и всего прочего. Но именно рост финансовых показателей должен исчерпываться максимально простой формулой. Мы собрались зарабатывать деньги, и хотим расти, потому что у нас самый классный на рынке продукт. Расти будем вот так. Зафиксировали, построились вокруг драйвера роста свиньей, и замаршировали.
Могу написать еще десяток советов. Утомлять не хочу. Наверное, эти четыре – самые важные. Разумеется, я не претендую на какой-то там опыт или мудрость. Не Ошо я, отнюдь. Но вот что еще замечу: иногда жизнь кидает нас на амбразуры. И кажется правильным реагировать так: «Ну а чо, прикольно же». А не хмурить бровки и закатывать глазки.
2👍72🔥22❤17
Что было на эфире:
Об этом и многом другом смотрите в записи эфира и делитесь в комментариях своими инсайтами.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Путь к пассивному доходу: выводы, советы и лайфхаки от Дмитрия Волошина
🔥2
В среду проводил вебинар про вознаграждение ментора. Для тех, кто не был (эх, вы!) предлагаю его краткое содержание. Разумеется, сухой текст не в состоянии передать экспрессию, эмпатию и талант к словесным формам спикера. Но я попробую выделить главное.
Напомню, что под менторингом бизнеса мы с вами понимаем комплексное развитие компании. Есть у нас, скажем, основатель, который мечтает из своего ларька с шаурмой построить суперкорпорацию. Так вот ментор – его соратник, который уже имеет релевантный опыт трансформации точки общепита, и этот опыт щедрой рукой заливает в голову фаундера. У ментора есть технология, время, желание заниматься таким видом развития других. Но, сюрприз-сюрприз, ментор это все делает не безвозмездно. Вот о вариантах его корыстолюбия сегодня и поговорим.
🔹Что касается опциона – это самый простой вариант. Ментор претендует на долю в компании при выполнении некоторых условий через некоторое время. Самый распространенный вариант – рост выручки (иногда – выручки и прибыли) в течение года. Скажем, если компания заработала 300 млн рублей и более на конец финансового года, то у ментора возникает право требования передачи доли в размере, например, 3% по номинальной цене. В этой схеме много нюансов, начиная от формата опционного соглашения, заканчивая сложностями калькуляции выполнения условий.
🔹Второй вариант, классический для консультантов, – фиксированная оплата и бонус. Оплата обычно зависит от размера и финансового состояния компании, а также аппетитов ментора. Надо понимать, что рынка нет. То есть вы не сможете расторговать ментора, апеллируя к неким среднерыночным ценам. Это относится и к бонусу, разумеется.
Для ориентира я всегда привожу собственные расценки: обычно мой фикс составляет от 200 до 500 т.р. в месяц, бонус – от 70% до 130% годового дохода. Чаще всего эта схема применяется для проектов, которые «не понятны». То есть у ментора нет уверенности в построении долгосрочных партнерских отношений либо нет понимания о пользе такого партнерства для компании. Поэтому в первый год сотрудничества лучше использовать такую схему, с возможным переходом к другой во второй и третий год. И да, менторинг – это про годы.
🔹Третий вариант – самый милый моему сердцу. Он сочетает плюсы двух предыдущих. Вообще, менторинг, по сути, должен быть про опционы. Но есть нюанс: большинство российских основателей неверно оценивают стоимость доли. Для них пресловутые 3% в компании – пыль и ветер. Поэтому мы с вами к «чистому» опциону добавляем фиксированную оплату, чтобы основатель и ментор были «в тонусе». Здесь фиксированная оплата имеет педагогический эффект: основатель, отправляя деньги, думает, а все ли он «выжал» из ментора. Ментор же, получая деньги, понимает, что его труд вознагражден согласно договоренностям. Регулярность выплат стимулирует сотрудничество, придает ему смыслы. Ну а реализованный опцион подтверждает гипотезу о пользе сотрудничества и долгосрочных планах двух сторон.
Вот это все я, с шутками и прибаутками, рассказывал на вебинаре. Натурально, проводил я его не из любви к ближним, а в поддержку запуска своего курса. А как вы думали? Потому что уже 9 октября стартую новую группу. Вот и занимаюсь популяризацией, просветительством фактически. Но если серьезно, то на курсе история с типами контрактования рассматривается подробно. Включая виды документов и пугающие истории нарушения обязательств. Так что, если есть желание начать карьеру ментора бизнеса, – добро пожаловать. Заходите на огонек.
Реклама. ИП Волошин Дмитрий Александрович. ИНН 772011110500. erid: 2VtzqxcFJxY
Напомню, что под менторингом бизнеса мы с вами понимаем комплексное развитие компании. Есть у нас, скажем, основатель, который мечтает из своего ларька с шаурмой построить суперкорпорацию. Так вот ментор – его соратник, который уже имеет релевантный опыт трансформации точки общепита, и этот опыт щедрой рукой заливает в голову фаундера. У ментора есть технология, время, желание заниматься таким видом развития других. Но, сюрприз-сюрприз, ментор это все делает не безвозмездно. Вот о вариантах его корыстолюбия сегодня и поговорим.
Различают три варианта компенсации: опцион, фиксированная оплата + бонус и фиксированная оплата + опцион. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и используется в разных случаях.
🔹Что касается опциона – это самый простой вариант. Ментор претендует на долю в компании при выполнении некоторых условий через некоторое время. Самый распространенный вариант – рост выручки (иногда – выручки и прибыли) в течение года. Скажем, если компания заработала 300 млн рублей и более на конец финансового года, то у ментора возникает право требования передачи доли в размере, например, 3% по номинальной цене. В этой схеме много нюансов, начиная от формата опционного соглашения, заканчивая сложностями калькуляции выполнения условий.
🔹Второй вариант, классический для консультантов, – фиксированная оплата и бонус. Оплата обычно зависит от размера и финансового состояния компании, а также аппетитов ментора. Надо понимать, что рынка нет. То есть вы не сможете расторговать ментора, апеллируя к неким среднерыночным ценам. Это относится и к бонусу, разумеется.
Для ориентира я всегда привожу собственные расценки: обычно мой фикс составляет от 200 до 500 т.р. в месяц, бонус – от 70% до 130% годового дохода. Чаще всего эта схема применяется для проектов, которые «не понятны». То есть у ментора нет уверенности в построении долгосрочных партнерских отношений либо нет понимания о пользе такого партнерства для компании. Поэтому в первый год сотрудничества лучше использовать такую схему, с возможным переходом к другой во второй и третий год. И да, менторинг – это про годы.
🔹Третий вариант – самый милый моему сердцу. Он сочетает плюсы двух предыдущих. Вообще, менторинг, по сути, должен быть про опционы. Но есть нюанс: большинство российских основателей неверно оценивают стоимость доли. Для них пресловутые 3% в компании – пыль и ветер. Поэтому мы с вами к «чистому» опциону добавляем фиксированную оплату, чтобы основатель и ментор были «в тонусе». Здесь фиксированная оплата имеет педагогический эффект: основатель, отправляя деньги, думает, а все ли он «выжал» из ментора. Ментор же, получая деньги, понимает, что его труд вознагражден согласно договоренностям. Регулярность выплат стимулирует сотрудничество, придает ему смыслы. Ну а реализованный опцион подтверждает гипотезу о пользе сотрудничества и долгосрочных планах двух сторон.
Вот это все я, с шутками и прибаутками, рассказывал на вебинаре. Натурально, проводил я его не из любви к ближним, а в поддержку запуска своего курса. А как вы думали? Потому что уже 9 октября стартую новую группу. Вот и занимаюсь популяризацией, просветительством фактически. Но если серьезно, то на курсе история с типами контрактования рассматривается подробно. Включая виды документов и пугающие истории нарушения обязательств. Так что, если есть желание начать карьеру ментора бизнеса, – добро пожаловать. Заходите на огонек.
Реклама. ИП Волошин Дмитрий Александрович. ИНН 772011110500. erid: 2VtzqxcFJxY
👍14❤4😁3🔥1
Раньше не делал такую публикацию, но все когда-то происходит впервые. Предлагаю вашему вниманию папку каналов, которую мы собирали сообществом edtech-ов. Что важно? Это все авторские каналы, а не вот эти все типовые новости и тому подобная жвачка. Посмотрите их, возможно, вы найдете интересный для вас контент. Подписывайтесь на папку и получайте удовольствие.
Telegram
Эдтехи
Ilya invites you to add the folder “Эдтехи”, which includes 16 chats.
👍11❤7🔥4😢2🤔1
Знаете, что такое суп из свинушек? Жидкость мрачно-фиолетового цвета с легким намеком на грибной суп. Ее принято обильно разбавлять сметаной, чтобы скрыть в ней и цвет супа, и сами грибы. Да, свинушки. Это грибы-отчаяние. Вы идете в лес за белыми. Ну, подберезовиками в худшем случае. Вы полны сил и улыбаетесь. Уже через час вы начинаете искать сыроежки. И, в конце концов, от безысходности, режете свинушек. Корзину накроете газетой. Чтобы проходящие мимо думали, что вы набрали чего-то хорошего. Но главное, что, придя домой, вы сделаете суп из свинушек. Как доказательство вашего безусловного поражения 🍲
Вот и в жизни так. Скажем, ищешь ты сотрудника. Раскидал сети, развесил объявления, нанял жадные кадровые агентства. Целишься в матерого такого, с опытом, амбициями. А никто не идет. То ли денег мало, то ли компания у тебя не привлекательная. Ты планочку опустишь. Ну пусть будет не очень матерых, опыта поменьше, да и амбиций уже особо не надо. Опять тишина. Редко кто доходит до интервью, и все не то, червивые все люди какие-то. А тебе нужен крепкий работник.
🧑💼И начинают приходить на собеседования люди откровенно слабые. Без фишки, изюминки, без особых дарований. Ну вы знаете, такие, отбывающие номер. У них все будет ровненько, тихо и без истерик. Правда, и без взлетов особых. То, что называется, ниже среднего. Уволить за такое сложно, к пуговицам претензий нет. Но прямо вот на тоненького. Ты вздыхаешь и думаешь: «Ну раз такой рынок...» или «Ну раз мы так платим...» или «Видимо, не сезон...». Набираешь их, даже без особого отсева. Они плюс-минус одинаковые. И так входишь во вкус, что у тебя оказывается весь отдел, или департамент, или компания в таких.
А потом ты пытаешься сварить с ними суп. Пардон, сделать дело. Получается так себе. За каждый дополнительный чих они хотят денег. А так как работать они особо не умеют, то и платить придется на каждом шагу. Им привычно делать посредственно, и любое усилие, который работящий человек воспринимал бы за должное, они оценивают как подвиг. Ты закидываешь, закидываешь денег в эту кастрюлю, а водичка там все еще мрачного цвета. А делать-то уже нечего, супчик надо варить, раз начал. Да и других, так сказать, актеров у тебя уже нет. И так, и эдак ты стараешься из них сделать приличных бойцов. Получается тоскливо 🌚
Я это к чему? В найме людей нельзя удовлетворяться посредственностью. Лучше не брать, чем брать кого-нибудь. Сотни раз проверено. Стоит только сказать себе сакраментальное «И так сойдет!», как все, жди беды. Человека в команду надо брать осторожно, трепетно выбирая лучших из лучших. Достоверно известны случаи коллапса больших организаций из-за неверного выбора. А у случаев развала государств из-за него же — каждый второй. В общем, как говорится, выбирай сердцем. И не стремись поесть суп из свинушек. Вкус так себе.
Вот и в жизни так. Скажем, ищешь ты сотрудника. Раскидал сети, развесил объявления, нанял жадные кадровые агентства. Целишься в матерого такого, с опытом, амбициями. А никто не идет. То ли денег мало, то ли компания у тебя не привлекательная. Ты планочку опустишь. Ну пусть будет не очень матерых, опыта поменьше, да и амбиций уже особо не надо. Опять тишина. Редко кто доходит до интервью, и все не то, червивые все люди какие-то. А тебе нужен крепкий работник.
💭И ты думаешь так: «Ну пусть не хватает звезд с неба, зато на работу ходит». И еще понижаешь требования. Тебе же надо кого-то нанять? А то без людей невозможно работать.
🧑💼И начинают приходить на собеседования люди откровенно слабые. Без фишки, изюминки, без особых дарований. Ну вы знаете, такие, отбывающие номер. У них все будет ровненько, тихо и без истерик. Правда, и без взлетов особых. То, что называется, ниже среднего. Уволить за такое сложно, к пуговицам претензий нет. Но прямо вот на тоненького. Ты вздыхаешь и думаешь: «Ну раз такой рынок...» или «Ну раз мы так платим...» или «Видимо, не сезон...». Набираешь их, даже без особого отсева. Они плюс-минус одинаковые. И так входишь во вкус, что у тебя оказывается весь отдел, или департамент, или компания в таких.
А потом ты пытаешься сварить с ними суп. Пардон, сделать дело. Получается так себе. За каждый дополнительный чих они хотят денег. А так как работать они особо не умеют, то и платить придется на каждом шагу. Им привычно делать посредственно, и любое усилие, который работящий человек воспринимал бы за должное, они оценивают как подвиг. Ты закидываешь, закидываешь денег в эту кастрюлю, а водичка там все еще мрачного цвета. А делать-то уже нечего, супчик надо варить, раз начал. Да и других, так сказать, актеров у тебя уже нет. И так, и эдак ты стараешься из них сделать приличных бойцов. Получается тоскливо 🌚
Я это к чему? В найме людей нельзя удовлетворяться посредственностью. Лучше не брать, чем брать кого-нибудь. Сотни раз проверено. Стоит только сказать себе сакраментальное «И так сойдет!», как все, жди беды. Человека в команду надо брать осторожно, трепетно выбирая лучших из лучших. Достоверно известны случаи коллапса больших организаций из-за неверного выбора. А у случаев развала государств из-за него же — каждый второй. В общем, как говорится, выбирай сердцем. И не стремись поесть суп из свинушек. Вкус так себе.
2💯43❤21🔥13👍6😢4✍3🤔3
На этой неделе Клубу менторов исполнилось три года. Возраст уже серьезный. Мы прошли через романтический этап создания сообщества, и сейчас ищем новые смыслы. Например, при Клубе создаем сообщество предпринимателей. Хочется завязать воедино менторов и предпринимателей, заварить крутой борщ, чтобы кипел и под крышкой булькало. Но это все техника. Я хотел чуть про лирику.
Первое. Миссия Клуба - развивать менторинг бизнесов. А что это значит? Это значит, что сотни компаний пользуются помощью участников Клуба. И это единственное, что имеет смысл. Когда сотни, тысячи людей начинают чуть лучше жить. Могу сказать, что мы это сделали и продолжаем делать.
Второе. Клуб - это люди. У нас 117 человек отличных людей. Разных, своеобразных, иногда - колючих, в основном же милых. У них здорово учиться. Вроде бы многое знаешь, а когда вокруг больше сотни умных людей - то вроде и не многое уже. Такое постоянное состояние недомогания от желания знать больше. Стимулирует вставать с постели.
Третье. Новое ощущение - "наши". Очень важно чувствовать себя частью чего-то большего. Я давеча выступал, и смотрю, там, на заднем ряду - наши. И прямо как-то вступалось легче и понятнее для кого. Оказывается, важно не для всех, а именно для наших.
С днем рождения нас. Все впереди. И мы действительно мощно уже зажгли. Прямо стали явлением. В узких кругах.
Первое. Миссия Клуба - развивать менторинг бизнесов. А что это значит? Это значит, что сотни компаний пользуются помощью участников Клуба. И это единственное, что имеет смысл. Когда сотни, тысячи людей начинают чуть лучше жить. Могу сказать, что мы это сделали и продолжаем делать.
Второе. Клуб - это люди. У нас 117 человек отличных людей. Разных, своеобразных, иногда - колючих, в основном же милых. У них здорово учиться. Вроде бы многое знаешь, а когда вокруг больше сотни умных людей - то вроде и не многое уже. Такое постоянное состояние недомогания от желания знать больше. Стимулирует вставать с постели.
Третье. Новое ощущение - "наши". Очень важно чувствовать себя частью чего-то большего. Я давеча выступал, и смотрю, там, на заднем ряду - наши. И прямо как-то вступалось легче и понятнее для кого. Оказывается, важно не для всех, а именно для наших.
С днем рождения нас. Все впереди. И мы действительно мощно уже зажгли. Прямо стали явлением. В узких кругах.
🎉40🔥24👏13👍3🤝1
Мне потому и нравится менторинг, что к своим компаниям я могу тоже выступать в роли ментора. Немного шизофренично получается, потому что как вроде сам себе ментор. Но если попрактиковаться, то и ничего. Работает. В эти выходные провел сам с собой стратегическую сессию. Очень удобно, она проводится прямо в голове, без аренды помещений, поездок, и ведущего-дегенерата. Мы славно посидели, покрутили в голове стратегию Otus. Поясню для тех, кто не знает: компания занимается онлайн-обучением айтишников.
Я был несколько расплывчат на сессии, поэтому я себя заставлял фокусироваться. От диалога ожидания были такие: фокусы на следующий год. Это такое регулярное упражнение в менторинге для компаний, которые уже умеют развиваться на базе стратегии. Их надо периодически фокусировать, чтобы уж слишком широким фронтом не шли. Собственно, результат упражнения хотел зафиксировать. Итак, фокусы 2025.
◾1. Студентоцентричность. По мере роста бизнеса и погоней за финансовыми метриками можно утратить основной фокус и основную метрику. Деньги — пыль. Бизнес для денег перестает быть бизнесом. Нужен смысл. Настала пора навести резкость и уточнить основную метрику. А она может быть только одна — студент удовлетворенный. Посему мы начинаем плавный разворот в эту сторону, выстраивая все процессы компании вокруг него. Студента удовлетворенного.
◾2. Качество обучения. Будем честны друг с другом: что такое качество, обучения мы не знаем. То есть, есть, наверное, люди, которые знают. Но еще же надо как-то мерить. А померив — влиять. И вот вся эта задачка в комплексе удовлетворительно не решается. А между тем ее результаты — путь к студенту удовлетворенному (см. п. 1). Значит надо делать. В этом году мы славно потрудились над методикой и метриками, в следующем будем внедрять и тестировать.
◾3. Детское направление. У моей компании есть идея, что мы умеем хорошо учить. Да, мы терзаем сами себя, совершенствуясь (см. пп. 1 и 2). Но в целом бизнес Otus — это бизнес качественного обучения. Мы этим гордимся. И кажется, что мы это качество можем затащить и в детский сегмент. Который тоже нуждается в героях. Где тоже творятся безобразия и под видом обучения втюхивается развлекуха и передержка. В следующем году запускаем MVP. План такой.
◾4. B2B. Наша общая идея была такой: мы сделаем овер до фига курсов, доточим их качество в B2C, получим студента в достаточной степени удовлетворенного, а потом пойдем в B2B. Идти сразу в B2B смысла не было: качество курсов в B2B понять почти невозможно. Обратная связь чаще «на отвали». В этом году мы добрались до 55% доли выручки от B2B. В следующем будет больше, наляжем как следует. Общий план — достичь выручки 1 млрд от B2B через год, то есть в 2026.
◾5. Операционная эффективность. Как говорится, last but not least. Мы всегда вкладывали в себя. Сколько зарабатывали — столько и тратили. Ну, что-то оставалось, но так, подушка безопасности. Кажется, пора поискать источники повышения эффективности. Я видел бы что-то вроде 20% рентабельности по прибыли как цель следующих двух лет. По крайней мере, мой ментор в моей голове уверен, что это — достижимо. Ну тогда почему бы и нет?
Я был несколько расплывчат на сессии, поэтому я себя заставлял фокусироваться. От диалога ожидания были такие: фокусы на следующий год. Это такое регулярное упражнение в менторинге для компаний, которые уже умеют развиваться на базе стратегии. Их надо периодически фокусировать, чтобы уж слишком широким фронтом не шли. Собственно, результат упражнения хотел зафиксировать. Итак, фокусы 2025.
◾1. Студентоцентричность. По мере роста бизнеса и погоней за финансовыми метриками можно утратить основной фокус и основную метрику. Деньги — пыль. Бизнес для денег перестает быть бизнесом. Нужен смысл. Настала пора навести резкость и уточнить основную метрику. А она может быть только одна — студент удовлетворенный. Посему мы начинаем плавный разворот в эту сторону, выстраивая все процессы компании вокруг него. Студента удовлетворенного.
◾2. Качество обучения. Будем честны друг с другом: что такое качество, обучения мы не знаем. То есть, есть, наверное, люди, которые знают. Но еще же надо как-то мерить. А померив — влиять. И вот вся эта задачка в комплексе удовлетворительно не решается. А между тем ее результаты — путь к студенту удовлетворенному (см. п. 1). Значит надо делать. В этом году мы славно потрудились над методикой и метриками, в следующем будем внедрять и тестировать.
◾3. Детское направление. У моей компании есть идея, что мы умеем хорошо учить. Да, мы терзаем сами себя, совершенствуясь (см. пп. 1 и 2). Но в целом бизнес Otus — это бизнес качественного обучения. Мы этим гордимся. И кажется, что мы это качество можем затащить и в детский сегмент. Который тоже нуждается в героях. Где тоже творятся безобразия и под видом обучения втюхивается развлекуха и передержка. В следующем году запускаем MVP. План такой.
◾4. B2B. Наша общая идея была такой: мы сделаем овер до фига курсов, доточим их качество в B2C, получим студента в достаточной степени удовлетворенного, а потом пойдем в B2B. Идти сразу в B2B смысла не было: качество курсов в B2B понять почти невозможно. Обратная связь чаще «на отвали». В этом году мы добрались до 55% доли выручки от B2B. В следующем будет больше, наляжем как следует. Общий план — достичь выручки 1 млрд от B2B через год, то есть в 2026.
◾5. Операционная эффективность. Как говорится, last but not least. Мы всегда вкладывали в себя. Сколько зарабатывали — столько и тратили. Ну, что-то оставалось, но так, подушка безопасности. Кажется, пора поискать источники повышения эффективности. Я видел бы что-то вроде 20% рентабельности по прибыли как цель следующих двух лет. По крайней мере, мой ментор в моей голове уверен, что это — достижимо. Ну тогда почему бы и нет?
🔥24👍14🤔3❤2
Хочу рассказать об одной штучке. Мой коллега по Клубу менторов, предприниматель и просто хороший человек Николай Портнов придумал и сам проводит встречи по технологии, называемой "Экспертный круг". Раз в месяц собирается небольшое количество людей, и под модераторством Николая разговаривают. Хотя нет, не разговаривают. Обсуждают задачи и сложности предпринимательского бытия. Вот примерный список того, чему помогает "Экспертный круг":
1. Устранение проблемы "лидерского одиночества" предпринимателей
2. Быстрое получение инструментов для развития бизнеса
3. Разрешение противоречий баланса между бизнесом и личной жизнью
4. Помощь в "выныривании" из операционки и рассмотрения своего бизнеса со стороны
5. Привлечение узких экспертов и консультантов
и тому подобное
Николай изрядно пострадал в свое время от пустых тусовок и "инфоцыганщины". Сейчас он сам занимается подбором групп участников "Экспертного круга". Он хочет, чтобы его технология была про cоздание сообщества близких людей для поддержки и решения задач. В каком-то смысле - круга друзей. Я желаю ему удачи в этой истории, рынку определенно не хватает хороших инструментов поддержки нас, грешных. Ну и посмотреть на то, что получается можно вот по этой ссылке.
1. Устранение проблемы "лидерского одиночества" предпринимателей
2. Быстрое получение инструментов для развития бизнеса
3. Разрешение противоречий баланса между бизнесом и личной жизнью
4. Помощь в "выныривании" из операционки и рассмотрения своего бизнеса со стороны
5. Привлечение узких экспертов и консультантов
и тому подобное
Николай изрядно пострадал в свое время от пустых тусовок и "инфоцыганщины". Сейчас он сам занимается подбором групп участников "Экспертного круга". Он хочет, чтобы его технология была про cоздание сообщества близких людей для поддержки и решения задач. В каком-то смысле - круга друзей. Я желаю ему удачи в этой истории, рынку определенно не хватает хороших инструментов поддержки нас, грешных. Ну и посмотреть на то, что получается можно вот по этой ссылке.
👍15🔥2❤1
Хотел написать пост про стратегии в бизнесе. И сдуру под кофе прочитал статью про кризис среднего возраста. Образную такую. Ее суть в том, что кризис — в потере целей. Мы проводим первую часть жизни, лет до 37-42 живем, выполняя некоторый «социальный заказ». Квартиру купить, детей вырастить, работа чтобы была и стабильный доход. А потом выясняется, что цели так или иначе достигнуты, и что делать дальше?
В статье не было описаний стратегий поведения после осознания достижения целей. Это раздражает, когда нет решений. Скажем, вот у меня сейчас кризис, и что делать? Воображение разыгралось, предлагаю вам пять стратегий в кризисе среднего возраста. Эмпирические зарисовки.
🟠 Стратегия 1: «Да гребись оно все конем!». Суть в остановке. Как говорил мой репетитор по английскому — full stop. Рецепт примерно таков: мужики и гараж, опять пиво, WoW, рыбалка, релакс. Фокус в себя, в получение удовольствия без особых энергетических затрат. Небольшая рефлексия на фоне потребления пива сменяется покоем от выполнения жизненной программы. Наступает стабильность.
🟠 Стратегия 2: «Я еще ого-го!». Суть в расширении достигнутых целей. Сделал бизнес на 100 млн? О, я сделаю на 1 млрд! Купил квартиру в Одинцово? Куплю пентхауз на Фрунзенской набережной! Женился на умной? Пора жениться на красивой! Много можно нафантазировать, благо есть целый сонм лайфкоучей и тайм-тренеров, Стивенов Кови и просто Ицхаков Адизесов. Они не дадут расслабиться и помогут создать напряженные цели. Полный вперед!
🟠 Стратегия 3: «А я — умный!». Расширение предыдущей для состоявшихся и рефлексирующих. Мозг понимает, что покупка второй квартиры — бред, порше тоже не греет. Но лень как благодать не воспринимается, и энергия направляется в другие русла. Алкоголь, например. Или спорт. Все, что приносит эндорфин. В экзотических случаях марафон чередуется с запоем. Айронмены, блин.
🟠 Стратегия 4: «Ой, кто здесь?». Ты дошел до края и понял, что смотреть наружу в поисках смысла бессмысленно. И пытаешься смотреть в себя. Кто ты? Чего ты хочешь? Куда ты идешь? Что важнее: достижение или процесс? Любовь или власть? И что такое мир? Какие люди вокруг? А почему ты такой, а они другие? Бесконечные вопросы. Суть стратегии — признать отсутствие целей, прекратить их поиск и достижение. Понять, что дорога важнее пункта назначения.
🟠 Стратегия 5: «Какой я хорошенький». Базируется на простой мысли, что дань обществу ты отдал, поры бы и о себе подумать. Сопровождается признаниями в любви себе и странной фразой «живу свою жизнь». По сути является красивой версией стратегии 1, только вместо треников и телека — брючки в облипку и сторис в инсте. Сопровождается участием в марафонах любви к себе, визуализацией желаний и прочей бесовщине.
И да, все же хорошая статья. Заставляет задуматься. Прежде всего о том, что нет оптимальной стратегии и каждый проходит кризис самостоятельно. И что сам кризис — благо, потому что позволяет измениться. Не важно, куда.
В статье не было описаний стратегий поведения после осознания достижения целей. Это раздражает, когда нет решений. Скажем, вот у меня сейчас кризис, и что делать? Воображение разыгралось, предлагаю вам пять стратегий в кризисе среднего возраста. Эмпирические зарисовки.
🟠 Стратегия 1: «Да гребись оно все конем!». Суть в остановке. Как говорил мой репетитор по английскому — full stop. Рецепт примерно таков: мужики и гараж, опять пиво, WoW, рыбалка, релакс. Фокус в себя, в получение удовольствия без особых энергетических затрат. Небольшая рефлексия на фоне потребления пива сменяется покоем от выполнения жизненной программы. Наступает стабильность.
🟠 Стратегия 2: «Я еще ого-го!». Суть в расширении достигнутых целей. Сделал бизнес на 100 млн? О, я сделаю на 1 млрд! Купил квартиру в Одинцово? Куплю пентхауз на Фрунзенской набережной! Женился на умной? Пора жениться на красивой! Много можно нафантазировать, благо есть целый сонм лайфкоучей и тайм-тренеров, Стивенов Кови и просто Ицхаков Адизесов. Они не дадут расслабиться и помогут создать напряженные цели. Полный вперед!
🟠 Стратегия 3: «А я — умный!». Расширение предыдущей для состоявшихся и рефлексирующих. Мозг понимает, что покупка второй квартиры — бред, порше тоже не греет. Но лень как благодать не воспринимается, и энергия направляется в другие русла. Алкоголь, например. Или спорт. Все, что приносит эндорфин. В экзотических случаях марафон чередуется с запоем. Айронмены, блин.
🟠 Стратегия 4: «Ой, кто здесь?». Ты дошел до края и понял, что смотреть наружу в поисках смысла бессмысленно. И пытаешься смотреть в себя. Кто ты? Чего ты хочешь? Куда ты идешь? Что важнее: достижение или процесс? Любовь или власть? И что такое мир? Какие люди вокруг? А почему ты такой, а они другие? Бесконечные вопросы. Суть стратегии — признать отсутствие целей, прекратить их поиск и достижение. Понять, что дорога важнее пункта назначения.
🟠 Стратегия 5: «Какой я хорошенький». Базируется на простой мысли, что дань обществу ты отдал, поры бы и о себе подумать. Сопровождается признаниями в любви себе и странной фразой «живу свою жизнь». По сути является красивой версией стратегии 1, только вместо треников и телека — брючки в облипку и сторис в инсте. Сопровождается участием в марафонах любви к себе, визуализацией желаний и прочей бесовщине.
И да, все же хорошая статья. Заставляет задуматься. Прежде всего о том, что нет оптимальной стратегии и каждый проходит кризис самостоятельно. И что сам кризис — благо, потому что позволяет измениться. Не важно, куда.
1👍39🔥19❤13👏2😁1💯1
Ребенок хочет делать бизнес. Идея в том, чтобы покупать материалы, их с помощью ручного (ребенка) труда превращать в продукт. Продукт развозить, рекламировать среди друзей. Вроде бы, простой кейс? Давайте посмотрим на это с точки зрения дитяти: что ему надо знать, чтобы запустить такой бизнес.
1️⃣ Начнем с модели выручки. Понятно, что это B2C (но, вообще-то, надо бы проговорить три канала продаж, включая B2G). Следующая развилка — бутик или масс-продакшн. Посмотрим на конкурентов, оценим рынок. Что там у нас? Сотни кустарей с типовым продуктом. Идем в ценовую конкуренцию? Тогда сколько будет стоить продукт? Ой, уже обсуждаем себестоимость и ее экономический смысл. Приходим к выводу, что надо уходить в бутиковый формат. Тогда какое у тебя УТП?
2️⃣ Ага, кастомизация. Логично, сейчас любят продукт на заказ, это дает возможность делать хорошую наценку. Обсуждаем понятие рентабельности. А какова справедливая стоимость труда? Берем МРОТ, считаем стоимость часа. Заодно обсуждаем роль нормы минимальной заработной платы в экономике. Пока получили цифры, близкие к сбытовым ценам конкурентов. Но это не страшно, у нас же бутиковый формат, полная кастомизация.
3️⃣ Говорим про дистрибуцию. Самому возить? Опасно, надо тратиться на страховку и сопровождающих. Сколько это будет стоить? Ого, до фига. Тогда какие еще есть варианты. Ну не магазины же, с их 400% наценкой. О, давайте pick pointы? Конечно, классная тема. Добавим затраты на логистику, они будут небольшими.
4️⃣ Кстати, а когда будем брать деньги? Предоплата 100% или 50/50. Поняли, что это зависит от объема заказов и истории покупателя. О, заодно проговорили LTV и клиентский сервис. До upsales и партнерок не дошли, но явно скоро обсудим и их. Кажется, стоит делать ставку на реферальную модель, благо у ребенка много друзей. Тут доходит очередь до обсуждения личного бренда и его прокачки. Тема бескрайняя как космос.
5️⃣ Маркетинг. Наше все, как говорится. Вряд ли реферал с сарафанным радио даст большую воронку продаж для целей роста. Да, обсудили CRM. Нужны другие, недорогие каналы привлечения. По здравому размышлению выбрали ВК. Учли целевую аудиторию и опыт конкурентов, минимизировав косты. Так, получилась структура цены: 40% — закупка товаров и материала, 20%- ФОТ, 20% — маркетинг и продажи, 5% — логистика, 15% — прибыль. В целом уже неплохо.
6⃣ Ох, налоги же. Нельзя в черную, плохой пример. Налоги съели почти всю прибыль, начался новый цикл вычислений и планирования. Чувствую, на втором витке обсудим EBITDA, инвестиции и ROI, организационные формы, бухгалтерский учет. Так и до IPO недалеко.
1️⃣ Начнем с модели выручки. Понятно, что это B2C (но, вообще-то, надо бы проговорить три канала продаж, включая B2G). Следующая развилка — бутик или масс-продакшн. Посмотрим на конкурентов, оценим рынок. Что там у нас? Сотни кустарей с типовым продуктом. Идем в ценовую конкуренцию? Тогда сколько будет стоить продукт? Ой, уже обсуждаем себестоимость и ее экономический смысл. Приходим к выводу, что надо уходить в бутиковый формат. Тогда какое у тебя УТП?
2️⃣ Ага, кастомизация. Логично, сейчас любят продукт на заказ, это дает возможность делать хорошую наценку. Обсуждаем понятие рентабельности. А какова справедливая стоимость труда? Берем МРОТ, считаем стоимость часа. Заодно обсуждаем роль нормы минимальной заработной платы в экономике. Пока получили цифры, близкие к сбытовым ценам конкурентов. Но это не страшно, у нас же бутиковый формат, полная кастомизация.
Как мы ее будем делать? А просто. Будем узнавать нашего клиента, задавать вопросы о его предпочтениях. Что он за человек, что он любит, к чему стремится? 10-15 вопросов и делаем уникальный продукт, именно для него. Запатентуем это как авторскую методику? Почему бы и нет!
3️⃣ Говорим про дистрибуцию. Самому возить? Опасно, надо тратиться на страховку и сопровождающих. Сколько это будет стоить? Ого, до фига. Тогда какие еще есть варианты. Ну не магазины же, с их 400% наценкой. О, давайте pick pointы? Конечно, классная тема. Добавим затраты на логистику, они будут небольшими.
4️⃣ Кстати, а когда будем брать деньги? Предоплата 100% или 50/50. Поняли, что это зависит от объема заказов и истории покупателя. О, заодно проговорили LTV и клиентский сервис. До upsales и партнерок не дошли, но явно скоро обсудим и их. Кажется, стоит делать ставку на реферальную модель, благо у ребенка много друзей. Тут доходит очередь до обсуждения личного бренда и его прокачки. Тема бескрайняя как космос.
5️⃣ Маркетинг. Наше все, как говорится. Вряд ли реферал с сарафанным радио даст большую воронку продаж для целей роста. Да, обсудили CRM. Нужны другие, недорогие каналы привлечения. По здравому размышлению выбрали ВК. Учли целевую аудиторию и опыт конкурентов, минимизировав косты. Так, получилась структура цены: 40% — закупка товаров и материала, 20%- ФОТ, 20% — маркетинг и продажи, 5% — логистика, 15% — прибыль. В целом уже неплохо.
6⃣ Ох, налоги же. Нельзя в черную, плохой пример. Налоги съели почти всю прибыль, начался новый цикл вычислений и планирования. Чувствую, на втором витке обсудим EBITDA, инвестиции и ROI, организационные формы, бухгалтерский учет. Так и до IPO недалеко.
🔥50👍23❤11😁6✍5🤔1
Из вечерних разговоров:
- А что это вы такой сегодня молчаливый?
- Видите ли, бисер закончился.
- А что это вы такой сегодня молчаливый?
- Видите ли, бисер закончился.
1😁32🔥20👏5👍2❤1
Иногда после менторинговых встреч возникают полезные штучки. Вот и на прошлой неделе было так. Обсуждали коммуникации в команде менеджеров, и случайно зацепили тему правил коммуникаций. Слово за слово, и получился вполне достойный свод, неплохо определяющий современные подходы и даже требования к менеджерам. Я приведу его целиком. Если вам интересно, дополняйте. Какие еще правила вам кажутся разумными?
📌 Принимайте на себя ответственность: всегда уточняйте зону своей ответственности, если есть неясности; не перекладывайте ответственность на CEO или других коллег.
✔️ Формулируйте задачи в терминах «образа результата»: описывайте желаемый результат, а не просто активность или процесс, четко определяйте критерии успеха для каждой задачи.
📌 Берите задачи, только если уверены в своих силах: если не можете справиться с задачей, сразу сообщите об этом. Не доводите ситуацию до провала, своевременно информируйте о трудностях.
✔️ Инициируйте прямое взаимодействие с коллегами: не используйте CEO как посредника для коммуникации, самостоятельно договаривайтесь и решайте вопросы с другими менеджерами.
📌 Проактивно требуйте достаточных полномочий: запрашивайте полномочия, необходимые для достижения ваших целей. Не ждите, пока вам их предложат, будьте инициативны.
✔️ Самостоятельно улучшайте процессы и взаимодействие: если есть регулярные повторяющиеся проблемы, договаривайтесь об их устранении. Не ждите указаний сверху, проявляйте инициативу в оптимизации работы.
📌 Приводите цифры и факты, а не эмоции: подкрепляйте свои аргументы и предложения конкретными данными; избегайте эмоциональных или субъективных оценок.
✔️ Исправляйте собственные ошибки и провалы: если допустили ошибку или потерпели неудачу, возьмите на себя ответственность за исправление ситуации.
📌Не ждите, что кто-то другой решит проблему за вас. Будьте готовы работать над решением проблемы, даже если вы ее не создавали.
✔️Демонстрируйте профессионализм и уважение: на работе сохраняйте ровное настроение и спокойствие. Общайтесь с коллегами уважительно, даже в сложных ситуациях.
📌 Принимайте на себя ответственность: всегда уточняйте зону своей ответственности, если есть неясности; не перекладывайте ответственность на CEO или других коллег.
✔️ Формулируйте задачи в терминах «образа результата»: описывайте желаемый результат, а не просто активность или процесс, четко определяйте критерии успеха для каждой задачи.
📌 Берите задачи, только если уверены в своих силах: если не можете справиться с задачей, сразу сообщите об этом. Не доводите ситуацию до провала, своевременно информируйте о трудностях.
✔️ Инициируйте прямое взаимодействие с коллегами: не используйте CEO как посредника для коммуникации, самостоятельно договаривайтесь и решайте вопросы с другими менеджерами.
📌 Проактивно требуйте достаточных полномочий: запрашивайте полномочия, необходимые для достижения ваших целей. Не ждите, пока вам их предложат, будьте инициативны.
✔️ Самостоятельно улучшайте процессы и взаимодействие: если есть регулярные повторяющиеся проблемы, договаривайтесь об их устранении. Не ждите указаний сверху, проявляйте инициативу в оптимизации работы.
📌 Приводите цифры и факты, а не эмоции: подкрепляйте свои аргументы и предложения конкретными данными; избегайте эмоциональных или субъективных оценок.
✔️ Исправляйте собственные ошибки и провалы: если допустили ошибку или потерпели неудачу, возьмите на себя ответственность за исправление ситуации.
📌Не ждите, что кто-то другой решит проблему за вас. Будьте готовы работать над решением проблемы, даже если вы ее не создавали.
✔️Демонстрируйте профессионализм и уважение: на работе сохраняйте ровное настроение и спокойствие. Общайтесь с коллегами уважительно, даже в сложных ситуациях.
👍23🔥11❤6✍4
Лучше быть голодным, чем уставшим? Как вы отвечаете на этот вопрос? У меня перед глазами кейс барышни. Она — образованец. Всю жизнь протрудилась в государственном учреждении. Думаю, протрудилась честно. Но это учреждение денег ей особо не платит. А хочется ремонт, хочется сапоги, хочется морюшка. Скажу, что это достаточно распространенная ситуация. Когда есть стабильная привычная работка, а денег — нет. И вот что делать в такой вот истории? Как себя повести?
Идем дальше. Если взять эту гипотетическую барышню и спросить ее: сфигаль? Она будет заламывать руки и говорить, что ее никто не учил делать деньги. Что ей наверняка нужен мудрый наставник. Или какой-то курс, может. Но денег у нее, натурально, нет ни на первое, ни на второе. Поэтому так. Жизнь проходит, наставника нет, денег нет. И, согласитесь, есть в этом что-то от слова «уроборос».
Причем, отметим, барышня не врет. Она просто выдает одну из версий реальности. Удобную и складную. Потому что другие гораздо менее привлекательны. Например, что ей так удобно. Придумать фантомного наставника и ждать его всю жизнь. Или что она боится ошибиться и предпочитает сидеть на попе ровно посреди тараканов лишь бы не лажануться. Да много чего тут можно накрутить. Но мы ж не психологи, нам за эти версии денег не платят 🧠
Идем еще дальше. В чем причина? Почему человек достаточно разумный и деятельный превращается в мешочек внутренних страданий? Думаю, тут дело в фокусе. Мы с вами же как устроены: смотрим или в себя, или наружу. Понятно, это экстремумы. Кто-то смотрит в себя, но иногда выглядывает, робко, мол как она там, эта наружа? А кто-то наоборот, весь там, в стройках и достижениях, а посмотреть в себя боится.
🔹 Я думаю, эта барышня слишком в себе. В своем богатом внутреннем мире. В своих ценностях и своих страхах. Она себя очень любит и ценит, короче. Не так любит, как эти современные любители себя. Они просто жертвы карго-культа. А по-настоящему любит, прислушивается и переживает. Как ей там, цветочку, расти бы получше. Чтобы она, зайка, всегда в уютненьком была.
Следующий шаг. Выходит, что голодные — это думающие о себе? А уставшие — смотрящие наружу? Выходит так. Уникальной способностью достигаторов, которые с фокусом вовне, является ловля возможностей. Они как киты в океане жизни. Просеивают на скорости те шансы, которые им даются. Их любопытство или страх остаться никем гонит прососать через себя все подряд. Они цепляются за все и поэтому часто добиваются успеха.
📌 Просто статистика: чем больше пробуете — тем больше получится при прочих равных. В то же время когда думающим о себе просто не до этого. Возможности пролетают мимо, а они не заметят. Они ищуще и пытливо всматриваются в себя. Для них мир — внутри, а не снаружи.
Вам, может, показалось, что я кого-то осуждаю? Вообще ни разу. Вернее, я осуждаю всех. Сам я за середину. За бифокальные очки. Когда линзы есть и для посмотреть внутрь, и посмотреть наружу. Я сам за умение не тупить в одной из суперпозиций. Сам я за умение лавировать и сочетать. За все хорошее, короче. Но знали бы вы, как же это сложно!
Как сложно переключаться, и после недели любви к себе срывать нервы и мозоли в гонке за очередной возможностью. Как сложно собирать вокруг себя людей, которые должны быть как ты, очевидно. Так что, отвечая на вопрос в начале текста, лично я выбираю голодную усталость. Зато не скучно.
🔹 Я утверждаю, что большинство людей ничего не делают. Не предпринимают. Они могут маскировать свое ничегонеделание как-то. Искать причины и ответственных. Но суть предельна проста: они предпочитают быть голодными, нежели уставшими. Жестко звучит? Да, я понимаю. Но такова жизнь, драгоценные мои. Никто вам ничем не обязан.
Идем дальше. Если взять эту гипотетическую барышню и спросить ее: сфигаль? Она будет заламывать руки и говорить, что ее никто не учил делать деньги. Что ей наверняка нужен мудрый наставник. Или какой-то курс, может. Но денег у нее, натурально, нет ни на первое, ни на второе. Поэтому так. Жизнь проходит, наставника нет, денег нет. И, согласитесь, есть в этом что-то от слова «уроборос».
Причем, отметим, барышня не врет. Она просто выдает одну из версий реальности. Удобную и складную. Потому что другие гораздо менее привлекательны. Например, что ей так удобно. Придумать фантомного наставника и ждать его всю жизнь. Или что она боится ошибиться и предпочитает сидеть на попе ровно посреди тараканов лишь бы не лажануться. Да много чего тут можно накрутить. Но мы ж не психологи, нам за эти версии денег не платят 🧠
Идем еще дальше. В чем причина? Почему человек достаточно разумный и деятельный превращается в мешочек внутренних страданий? Думаю, тут дело в фокусе. Мы с вами же как устроены: смотрим или в себя, или наружу. Понятно, это экстремумы. Кто-то смотрит в себя, но иногда выглядывает, робко, мол как она там, эта наружа? А кто-то наоборот, весь там, в стройках и достижениях, а посмотреть в себя боится.
🔹 Я думаю, эта барышня слишком в себе. В своем богатом внутреннем мире. В своих ценностях и своих страхах. Она себя очень любит и ценит, короче. Не так любит, как эти современные любители себя. Они просто жертвы карго-культа. А по-настоящему любит, прислушивается и переживает. Как ей там, цветочку, расти бы получше. Чтобы она, зайка, всегда в уютненьком была.
Следующий шаг. Выходит, что голодные — это думающие о себе? А уставшие — смотрящие наружу? Выходит так. Уникальной способностью достигаторов, которые с фокусом вовне, является ловля возможностей. Они как киты в океане жизни. Просеивают на скорости те шансы, которые им даются. Их любопытство или страх остаться никем гонит прососать через себя все подряд. Они цепляются за все и поэтому часто добиваются успеха.
📌 Просто статистика: чем больше пробуете — тем больше получится при прочих равных. В то же время когда думающим о себе просто не до этого. Возможности пролетают мимо, а они не заметят. Они ищуще и пытливо всматриваются в себя. Для них мир — внутри, а не снаружи.
Вам, может, показалось, что я кого-то осуждаю? Вообще ни разу. Вернее, я осуждаю всех. Сам я за середину. За бифокальные очки. Когда линзы есть и для посмотреть внутрь, и посмотреть наружу. Я сам за умение не тупить в одной из суперпозиций. Сам я за умение лавировать и сочетать. За все хорошее, короче. Но знали бы вы, как же это сложно!
Как сложно переключаться, и после недели любви к себе срывать нервы и мозоли в гонке за очередной возможностью. Как сложно собирать вокруг себя людей, которые должны быть как ты, очевидно. Так что, отвечая на вопрос в начале текста, лично я выбираю голодную усталость. Зато не скучно.
❤36🔥27👍15💯8🤝3👏1
Дорогой предприниматель,
Приглашаю на бесплатную встречу с участниками Клуба менторов с рассказом о своем проекте. Вы познакомьтесь с предпринимателями, которые в качестве менторов помогают другим предпринимателям. За все время проекта они дали рекомендации 1000+ бизнесам и стартапам, пришедшим к ним за советом.
На встрече менторы посмотрят ваш бизнес, дадут рекомендации, которые, возможно, определят ваш дальнейший путь, а также поделятся полезными контактами из своего нетворка. После встречи возможны бесплатные часовые консультации со стороны тех менторов, которым понравился ваш проект.
Регистрируйтесь на онлайн-встречи с Клубом менторов по ссылке ➡️ https://mentorclub.ru/mentorskaya-sessiya?form=y
Реклама. ИП Волошин Дмитрий Александрович. ИНН 772011110500. erid: 2VtzqvgrSXs
Приглашаю на бесплатную встречу с участниками Клуба менторов с рассказом о своем проекте. Вы познакомьтесь с предпринимателями, которые в качестве менторов помогают другим предпринимателям. За все время проекта они дали рекомендации 1000+ бизнесам и стартапам, пришедшим к ним за советом.
На встрече менторы посмотрят ваш бизнес, дадут рекомендации, которые, возможно, определят ваш дальнейший путь, а также поделятся полезными контактами из своего нетворка. После встречи возможны бесплатные часовые консультации со стороны тех менторов, которым понравился ваш проект.
Регистрируйтесь на онлайн-встречи с Клубом менторов по ссылке ➡️ https://mentorclub.ru/mentorskaya-sessiya?form=y
Реклама. ИП Волошин Дмитрий Александрович. ИНН 772011110500. erid: 2VtzqvgrSXs
mentorclub.ru
Менторская сессия
Получите несколько точек зрения на вашу текущую ситуацию от опытных предпринимателей, которые предложат варианты решения ваших бизнес задач.
👍13
Проще пережить поражение, чем успех. Поражение оставляет надежду на будущее. Это может быть реванш, это может быть месть, это может быть новое и изысканное решение. Победа такие пути закрывает. Все, финита. Ты добрался до конца истории, ты на вершине, ты — король мира. А дальше?
Надо же опять думать, надо же целеполагать. А вы знаете, что поиск цели является самым энергозатратным мыслительным процессом? Нет, желающие похудеть, не настолько энергозатратным. Он может съесть все ресурсы, в том числе и эмоциональные. Он высасывает, этот поиск цели. Поэтому некоторые люди подсознательно боятся побеждать. Или боятся становиться первыми. Потому что никаких перспектив роста у первых нет 🤷
✔️Я пробовал все виды выступлений, все форматы. И радио, и телевидение, и маленькие, камерные аудитории, и зал на несколько сот человек. Я выступал на ученом совете, на празднике, напутствуя и подводя итог, выступал экспромтом и после месяца подготовки, с отменной презентацией и с черным текстом на белом фоне.
За пять-шесть лет я выступил пару сотен раз. И уже через несколько десятков выступлений я понял, что победил. Дрожь ушла, осталось приятное нервное возбуждение перед новой аудиторией. Меня хвалили, приглашали в разные места от Общественной Палаты до школы и кружка по программированию. Мне удавалось говорить с аудиторией, делать это на равных, не свысока, многие отмечали в отзывах мой юмор.
💡Когда на совершенно непрофильной, не образовательной конференции я стал лучшим спикером, я понял: это победа. Хорошо помню это чувство. Я достиг. Поставил галочку. И одновременно исчез интерес. Я перестал выступать. Просто незачем. Оказалось, мне было важно не гладить эго, или не нести что-то новое людям, или не тусить и обзаводиться связями, или не выращивать себе новый источник заработка. Мне было важно победить себя. Я победил. И игра закончилась.
А дальше я задумался. Так же неправильно. Зачем-то оно все-таки было нужно? Должна же быть какая-то цель? Не может же быть так, чтобы просто победа и расходимся. Начал искать смыслы. Возникло писательство как одна из форм публичного выступления. Оно примерно повторило путь, описанный выше. Победил и все.
❓Кто-то может сказать, что победа условная. Мол, выступаю я не как Нельсон Мандела, да и пишу весьма хуже Федора Михайловича. Все так, просто у меня цель была меряться не с кем-то, а с собой. Мне достаточно того, что есть. И по своим критериям я победил. И по своим оценкам дальше двигаться совершенно некуда. Настолько некуда, что скучно использовать прокаченный навык. Его же надо использовать для чего-то? А вне борьбы какая же польза?
А потом я понял. Суть переживания победы в ощущении удовольствия от имеющегося. Ну как если бы ты купил давно желаемую машину. Ходил, облизывался, копил. А потом — раз, и она у тебя есть. Можно выглянуть в окно и посмотреть, можно в булочную съездить, можно пару кругов по МКАД навернуть ✔️
То есть процесс достижения переходит в состояние обладания. Это как переход жидкого в газообразное состояние. Такой рычажок в голове. Это очень важный рычажок. Потому что если он не работает, и нет ощущения постоянного удовлетворения от результатов побед, то всю жизнь можно спустить в унитаз целепологания. А вы помните, что это очень энергозатратный процесс? Нет, желающие похудеть, не настолько.
Надо же опять думать, надо же целеполагать. А вы знаете, что поиск цели является самым энергозатратным мыслительным процессом? Нет, желающие похудеть, не настолько энергозатратным. Он может съесть все ресурсы, в том числе и эмоциональные. Он высасывает, этот поиск цели. Поэтому некоторые люди подсознательно боятся побеждать. Или боятся становиться первыми. Потому что никаких перспектив роста у первых нет 🤷
Я по себе знаю это чувство. У меня всегда был страх публичных выступлений. О, как я мечтал говорить! Я был таким красноречивым. Но, увы, боялся. Мысль о выступлении меня сковывала, буквально. Даже произнесение тоста в знакомой компании сопровождалось дрожанием рук и дерганьем шеи. Когда мне было за 30, я решил бороться. Поставил цель и начал выступать. Со скрипом, с ошибками, но я стал нормальным спикером. А если будет настроение, то хорошим.
✔️Я пробовал все виды выступлений, все форматы. И радио, и телевидение, и маленькие, камерные аудитории, и зал на несколько сот человек. Я выступал на ученом совете, на празднике, напутствуя и подводя итог, выступал экспромтом и после месяца подготовки, с отменной презентацией и с черным текстом на белом фоне.
За пять-шесть лет я выступил пару сотен раз. И уже через несколько десятков выступлений я понял, что победил. Дрожь ушла, осталось приятное нервное возбуждение перед новой аудиторией. Меня хвалили, приглашали в разные места от Общественной Палаты до школы и кружка по программированию. Мне удавалось говорить с аудиторией, делать это на равных, не свысока, многие отмечали в отзывах мой юмор.
💡Когда на совершенно непрофильной, не образовательной конференции я стал лучшим спикером, я понял: это победа. Хорошо помню это чувство. Я достиг. Поставил галочку. И одновременно исчез интерес. Я перестал выступать. Просто незачем. Оказалось, мне было важно не гладить эго, или не нести что-то новое людям, или не тусить и обзаводиться связями, или не выращивать себе новый источник заработка. Мне было важно победить себя. Я победил. И игра закончилась.
А дальше я задумался. Так же неправильно. Зачем-то оно все-таки было нужно? Должна же быть какая-то цель? Не может же быть так, чтобы просто победа и расходимся. Начал искать смыслы. Возникло писательство как одна из форм публичного выступления. Оно примерно повторило путь, описанный выше. Победил и все.
❓Кто-то может сказать, что победа условная. Мол, выступаю я не как Нельсон Мандела, да и пишу весьма хуже Федора Михайловича. Все так, просто у меня цель была меряться не с кем-то, а с собой. Мне достаточно того, что есть. И по своим критериям я победил. И по своим оценкам дальше двигаться совершенно некуда. Настолько некуда, что скучно использовать прокаченный навык. Его же надо использовать для чего-то? А вне борьбы какая же польза?
А потом я понял. Суть переживания победы в ощущении удовольствия от имеющегося. Ну как если бы ты купил давно желаемую машину. Ходил, облизывался, копил. А потом — раз, и она у тебя есть. Можно выглянуть в окно и посмотреть, можно в булочную съездить, можно пару кругов по МКАД навернуть ✔️
То есть процесс достижения переходит в состояние обладания. Это как переход жидкого в газообразное состояние. Такой рычажок в голове. Это очень важный рычажок. Потому что если он не работает, и нет ощущения постоянного удовлетворения от результатов побед, то всю жизнь можно спустить в унитаз целепологания. А вы помните, что это очень энергозатратный процесс? Нет, желающие похудеть, не настолько.
❤34👍19😁10✍3🤔3💯1
Друзья, у кого есть Премиум-подписка в Телеграм, просьба проголосовать за мой канал.
1️⃣ В моем канале нажмите на три точки вверху экрана. А если у вас iPhone, то нажмите на название канала и дальше на три точки.
2️⃣ Выберите пункт «Проголосовать» или «Голоса» для iPhone.
3️⃣ Нажмите.
Или просто по ссылке https://news.1rj.ru/str/coffee_notes?boost.
Вот и все. Настроение улучшится
Или просто по ссылке https://news.1rj.ru/str/coffee_notes?boost.
Вот и все. Настроение улучшится
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12
Пришел как-то ко мне дядя. Ну не дядя, молодой человек. Лет 35. И говорит: «Хочу, чтобы мой бизнес рос экспоненциально, приносил мне дивиденды, и я бы при этом не занимался операционкой». Чем примечателен этот запрос? Своей отвязанной комплексностью.
🟠 Он собрал в себе три основных мифа, или три основные привлекалки — идти и нести деньги разным мошенникам. Оно, конечно, звучит здорово. Все круто растет (гордыню, значит, почесали), у меня много денег (жадность зацепили) и я еще ни фига не делаю (лени подмигнули). Бинго! Из семи смертных грехов — три в одном предложении. Я понимаю, что вы можете не верить и в семь, и в грехи как таковые. Но, согласитесь, есть что-то странное в таком целеполагании. Как будто кто-то протяжным голосом тебе шепчет в ухо: «Ты хочешь знать, как стать таким же успешным, как я?».
С молодым человеком мы повели философские разговоры. О том, что путь важнее цели. О смысле денег. О разрушительности безделья и праздности. Конечно, я не Билли Грем, так красиво мысли не излагаю. Да и смотрел на меня молодой человек как на идиота. Разговор закончился примерно минут за 15. Мы не нашли общего языка.
Кто-то другой теперь наставляет молодого этого человека как делать бизнес. Ну дай им всем Шива здоровья. А я вот о чем хотел с вами поговорить: какой смысл ведения бизнеса? Ой, ну не закатывайте глаза. Я серьезно.
Почему так? А очень просто: если вы занимаетесь бизнесом, то это ваша жизнь. Ваш, простите, стиль жизни. А жизнь строить на зыбком фундаменте глупо. Значит, если вы делаете бизнес и делаете его в долгую, то ваша центральная задача — обеспечить его осознанное развитие. Ну, если хотите, проведу аналогию с ребенком ⤵️
Вот родили вы, вот ребеночек начал ходить и говорить. А что дальше? Безусловно, его рост заложен самой природой, а вы скорее выступаете как помощник и наблюдатель. Но все же оказываете большое, я надеюсь, влияние на его развитие. Школу выбираете, ходите на родительские собрания, проверяете уроки. Вы понимаете, что развитие вашего ребенка — долгий кропотливый процесс. Дорога постоянного труда и, временами, подвига. С бизнесом так же, только еще сложнее.
В бизнес не заложены естественные природные механизмы роста. Когда он «пойдет» и как он «заговорит» зависит только от вас. На многое влияют решения, заложенные при «зачатии». Но еще важнее, как вы вовлечены в компанию, насколько вы участвуете в ее повседневной жизни и, одновременно, как далеко и четко смотрите вперед.
Добавьте сюда постоянное совершенствование процессов и развитие (смену) людей. Ну и прочие веселые аспекты. Иными словами, ваше детище, ваш младенец совершенно беспомощен без вас, и имеет небольшие шансы на выживание исключительно при вашем полном включении. Которое, замечу, должно быть не просто «тушением пожаров», но и попыткой создать базис для следующих этапов развития. Сложно? А как же. Почему, думаете, мало успешных бизнесов? Вот ровно поэтому ✔️
К чему я все это спел? Одна простая мысль: любой предприниматель, который думает создать компанию и заработать много денег «на изи» — он либо беспредельно наивен, либо полноценно слабоумен. Те, кто ищут «серебряные пули» и «простые решения» — доверчивые хомячки эпохи заката венчура. Только труд, сеньоры. Только работа и даже некое мессианство. Зато знаете как будете ценить результаты? Как будете собой гордиться? Как много вынесете из этого для себя? Непередаваемая польза для души, я вам обещаю. Ну и денег сэкономите. На поездках на форумы, на общение с энергетическими коучами и всей прочей бесовщине. Рекомендую от души.
🟠 Он собрал в себе три основных мифа, или три основные привлекалки — идти и нести деньги разным мошенникам. Оно, конечно, звучит здорово. Все круто растет (гордыню, значит, почесали), у меня много денег (жадность зацепили) и я еще ни фига не делаю (лени подмигнули). Бинго! Из семи смертных грехов — три в одном предложении. Я понимаю, что вы можете не верить и в семь, и в грехи как таковые. Но, согласитесь, есть что-то странное в таком целеполагании. Как будто кто-то протяжным голосом тебе шепчет в ухо: «Ты хочешь знать, как стать таким же успешным, как я?».
С молодым человеком мы повели философские разговоры. О том, что путь важнее цели. О смысле денег. О разрушительности безделья и праздности. Конечно, я не Билли Грем, так красиво мысли не излагаю. Да и смотрел на меня молодой человек как на идиота. Разговор закончился примерно минут за 15. Мы не нашли общего языка.
Кто-то другой теперь наставляет молодого этого человека как делать бизнес. Ну дай им всем Шива здоровья. А я вот о чем хотел с вами поговорить: какой смысл ведения бизнеса? Ой, ну не закатывайте глаза. Я серьезно.
Вот тут тетенька одна написала, что смысл бизнеса — зарабатывать деньги. И меня прямо перекосило, чуть клавиатуру слюной не забрызгал. Потому что она права, конечно. Но есть нюансы. Первый из которых в том, что смысл вести бизнес есть тогда, когда он устойчив и предсказуемо растет. Это и смысл, и свойство самого бизнеса. Такое же важное, как зарабатывание денег.
Почему так? А очень просто: если вы занимаетесь бизнесом, то это ваша жизнь. Ваш, простите, стиль жизни. А жизнь строить на зыбком фундаменте глупо. Значит, если вы делаете бизнес и делаете его в долгую, то ваша центральная задача — обеспечить его осознанное развитие. Ну, если хотите, проведу аналогию с ребенком ⤵️
Вот родили вы, вот ребеночек начал ходить и говорить. А что дальше? Безусловно, его рост заложен самой природой, а вы скорее выступаете как помощник и наблюдатель. Но все же оказываете большое, я надеюсь, влияние на его развитие. Школу выбираете, ходите на родительские собрания, проверяете уроки. Вы понимаете, что развитие вашего ребенка — долгий кропотливый процесс. Дорога постоянного труда и, временами, подвига. С бизнесом так же, только еще сложнее.
В бизнес не заложены естественные природные механизмы роста. Когда он «пойдет» и как он «заговорит» зависит только от вас. На многое влияют решения, заложенные при «зачатии». Но еще важнее, как вы вовлечены в компанию, насколько вы участвуете в ее повседневной жизни и, одновременно, как далеко и четко смотрите вперед.
Добавьте сюда постоянное совершенствование процессов и развитие (смену) людей. Ну и прочие веселые аспекты. Иными словами, ваше детище, ваш младенец совершенно беспомощен без вас, и имеет небольшие шансы на выживание исключительно при вашем полном включении. Которое, замечу, должно быть не просто «тушением пожаров», но и попыткой создать базис для следующих этапов развития. Сложно? А как же. Почему, думаете, мало успешных бизнесов? Вот ровно поэтому ✔️
К чему я все это спел? Одна простая мысль: любой предприниматель, который думает создать компанию и заработать много денег «на изи» — он либо беспредельно наивен, либо полноценно слабоумен. Те, кто ищут «серебряные пули» и «простые решения» — доверчивые хомячки эпохи заката венчура. Только труд, сеньоры. Только работа и даже некое мессианство. Зато знаете как будете ценить результаты? Как будете собой гордиться? Как много вынесете из этого для себя? Непередаваемая польза для души, я вам обещаю. Ну и денег сэкономите. На поездках на форумы, на общение с энергетическими коучами и всей прочей бесовщине. Рекомендую от души.
👍35💯26❤10🔥5👏2
У меня на глазах рушится хорошая компания. Знаете, каждый дом имеет предел прочности. То же самое и с компаниями. Чем больше компания – тем выше предел прочности при прочих равных. Но когда начинается обрушение, компании ничем не помочь. Вопрос ее дезинтеграции становится вопросом времени. Обрушение компании всегда связанно со стратегией. Вернее, с принципиальными ошибками с целеполаганием. А это неверные решения в треугольнике «продукт-команда-рынок».
Часто ошибки возникают из-за отвлечения основного человека от бега по треугольнику. Реже это внешние обстоятельства. Помните историю Nokia? Как феерично ребята продолбали бизнес, ошибившись одновременно и в продукте, и в рынке, и в команде? Разрушение Nokia длилось почти семь лет. Но его необратимость была понятна всем 📱
Хорошая компания переживала три этапа стратегических выборов. Первый был предельно прагматичен. Звучал он примерно так: «мы делаем бизнес на широких рынках с маргинальным предложением и небольшой командой». В общем, типичный подход для компании, которая хочет умеренно расти и приносить прибыль акционерам. Ни рыба, ни мясо. Удобно как во время штиля, так и бури. Главное, не надо ничего придумывать и кому-то чего-то доказывать. Да, может по сравнению с конкурентами оно и выглядит не амбициозно? Ну и что? Зато устойчиво. Мелкими шажками развивались pet-проекты. Были небольшие покупки. Внутри тоже было стабильно.Маленькие драмы заканчивались маленькими разочарованиями. Болото с элементами гордости. Умеренность как принцип. Осторожность как идеология.
◾Второй этап был связан с юношеской и задорной идеей роста через слияния, партнерства с другими бизнесами. Каждая компания так или иначе переживает такой этап. Когда деньги есть и есть много соблазнов на рынке. Хорошую компанию начало разносить в разные стороны. Вот она уже занимается тем. А тут она купила это и вышла на новый рынок. Главному человеку внутри была продана идея роста через финансовый рычаг. И правда, сложно расти на старой базе. Это же надо заниматься всякими скучными вещами, типа технологий, процессов, людей. Вникать надо. А тут раз, купил что-то хорошее, интегрировал, и синергия. А потом, видимо, катарсис.
Третий этап наступил внезапно, как снег в феврале. Выяснилось, что все это шапито весьма плохо управляется, не имеет положительной синергии между частями, да еще и канибализирует клиентов друг у друга. А уж восприятие у рынка компании в целом оказалось настолько неоднозначным, что туши свет. Волевым решением в компанию привлекли инвестиции для выравнивания положения, параллельно отсекая все непрофильное. Но инерция большой системы оказалась гораздо сильнее.
◾Деньги не решали, потому что нельзя деньгами побороть отсутствие смыслов. Люди, хочу вам сказать, не очень любят долго заниматься чем-то, во что не верят. Даже за очень большие деньги. Началась кадровая чехарда. Параллельно с затягиванием гаек, как водится. Потому что автоматическая реакция менеджмента на неудачи — это увольнения и нагоняи. Хорошая компания вошла в спираль деградации, которая, как известно, необратима.
О чем я хотел сказать? Хорошую компанию жалко. Но не очень. Потому что во всей ее деятельности не просматривалось сколько-нибудь серьезной попытки понять, что она есть. И кем она хочет быть. Потому что роль ее стратегии всегда была сведена к принципу «больше бабла», с игнорированием смыслов и трендов. В этом смысле нам всем урок. Когда зарабатывание бабок становится стратегией — жди начала конца.
Часто ошибки возникают из-за отвлечения основного человека от бега по треугольнику. Реже это внешние обстоятельства. Помните историю Nokia? Как феерично ребята продолбали бизнес, ошибившись одновременно и в продукте, и в рынке, и в команде? Разрушение Nokia длилось почти семь лет. Но его необратимость была понятна всем 📱
Хорошая компания переживала три этапа стратегических выборов. Первый был предельно прагматичен. Звучал он примерно так: «мы делаем бизнес на широких рынках с маргинальным предложением и небольшой командой». В общем, типичный подход для компании, которая хочет умеренно расти и приносить прибыль акционерам. Ни рыба, ни мясо. Удобно как во время штиля, так и бури. Главное, не надо ничего придумывать и кому-то чего-то доказывать. Да, может по сравнению с конкурентами оно и выглядит не амбициозно? Ну и что? Зато устойчиво. Мелкими шажками развивались pet-проекты. Были небольшие покупки. Внутри тоже было стабильно.
◾Второй этап был связан с юношеской и задорной идеей роста через слияния, партнерства с другими бизнесами. Каждая компания так или иначе переживает такой этап. Когда деньги есть и есть много соблазнов на рынке. Хорошую компанию начало разносить в разные стороны. Вот она уже занимается тем. А тут она купила это и вышла на новый рынок. Главному человеку внутри была продана идея роста через финансовый рычаг. И правда, сложно расти на старой базе. Это же надо заниматься всякими скучными вещами, типа технологий, процессов, людей. Вникать надо. А тут раз, купил что-то хорошее, интегрировал, и синергия. А потом, видимо, катарсис.
🤏Маленькая проблемка только. Те, кто покупали, не очень чтобы тоже разбирались в предмете. Поэтому хорошая компания через небольшое время начала представлять собой эклектичный зоопарк. Без общего вектора. Абзац выше сформулированная стратегия распалась на десятки стратегочек или стратегушечек.
Третий этап наступил внезапно, как снег в феврале. Выяснилось, что все это шапито весьма плохо управляется, не имеет положительной синергии между частями, да еще и канибализирует клиентов друг у друга. А уж восприятие у рынка компании в целом оказалось настолько неоднозначным, что туши свет. Волевым решением в компанию привлекли инвестиции для выравнивания положения, параллельно отсекая все непрофильное. Но инерция большой системы оказалась гораздо сильнее.
◾Деньги не решали, потому что нельзя деньгами побороть отсутствие смыслов. Люди, хочу вам сказать, не очень любят долго заниматься чем-то, во что не верят. Даже за очень большие деньги. Началась кадровая чехарда. Параллельно с затягиванием гаек, как водится. Потому что автоматическая реакция менеджмента на неудачи — это увольнения и нагоняи. Хорошая компания вошла в спираль деградации, которая, как известно, необратима.
О чем я хотел сказать? Хорошую компанию жалко. Но не очень. Потому что во всей ее деятельности не просматривалось сколько-нибудь серьезной попытки понять, что она есть. И кем она хочет быть. Потому что роль ее стратегии всегда была сведена к принципу «больше бабла», с игнорированием смыслов и трендов. В этом смысле нам всем урок. Когда зарабатывание бабок становится стратегией — жди начала конца.
👍42💯15🔥9😢8❤6