Кофейные заметки – Telegram
Кофейные заметки
9.82K subscribers
378 photos
8 videos
255 links
Не очень короткие истории о людях, менеджменте, бизнесе, образовании от Дмитрия Волошина. Без политики. Без мата. Сайт автора - https://dvoloshin.ru/
№ 4999743943
Download Telegram
Одним из моих годовых проектов было скинуть вес. Я запланировал реалистичную траекторию: потерять 12 кг за 12 месяцев. Я идеально подготовился: отказался от алкоголя, добавил два плавания в неделю. У меня была сильная мотивация: не буду рассказывать. В общем, все было хорошо. Но к августу я потерял только 4,5 кг. Я был разочарован. И предпринял новые шаги для исправления ситуации. Нашел нового врача и новую диету. Мне она показалось достаточно хитрой, чтобы ее опубликовать. Это класс диет «поменьше жрать», так что воспримите ее под этим взглядом. Итак, сразу правила.

1. Вы едите «как обычно»: то есть употребляете в пищу ровно то, что привыкли.
2. Вся пища «упаковывается» в плошки. Это метафорическая величина, которую стоит просто представить. Например, порция салата – плошка. Куриный биточек– полплошки. Горячее с гарниром – плюс-минус полторы плошки и так далее.
3. Несладкие напитки (включая кофе и чай без сахара) употребляются без ограничений. Стакан сладкого напитка считается как полплошки еды (см. ниже)
4. В день можно «есть» шесть плошек, в любое время. Основное условие – не более трех плошек за раз.
5. Любое употребление пищи - минимум полплошки. Например, съели кусочек сыра – добавляйте половину плошки.
6. Между употреблением плошки пищи и следующей плошки должен быть зазор в минимум 10 минут.
7. Таким образом, день можно выстраивать примерно так:
a. Завтрак: два яйца (плошка) + кофе (не в счет) + сырники (плошка)
b. Обед: салат (плошка) + две котлеты (плошка) + лимонад (1/2 плошки)
c. Ужин: две сосиски (плошка) + бокал вина (1/2 плошки)
8. Если в один день «перебрал», то есть съел лишних две плошки, то в следующий день их вычитаешь. Если съел на шесть плошек больше – не ешь весь день. Называется «день возмездия».
9. Если в течение недели не произошло снижения веса, то уменьшаешь дневную норму на полплошки на следующую неделю.
10. Если вес снижается, то на каждые 4-6 кг снижения веса убираешь половину плошки либо увеличиваешь физическую нагрузку (то есть +1 поход в спортзал)
11. Норма снижения веса: от 200 грамм до 1 кг в неделю. Если снижение меньше 200 грамм в неделю, то см. пункт 9. Если снижение больше нормы – добавляешь половину плошки.
12. При соблюдении правил сокращения объема примерно за месяц можно «поймать» свою норму, которая позволит сокращать вес в терапевтических границах.
🔥29🤔169🕊54👍3
Не бойтесь конкуренции с «большими парнями». Лучше понимайте ее плюсы и их, парней, уязвимости. Даже если вам говорят: «ой, как это ты будешь побеждать великую компанию Дындокс или УГ, они же такие крутые и у них же столько денег», — не слушайте. Это все разговоры в пользу бедных. Вопрос в конкуренции вовсе не в том, сколько у тебя ресурсов. Хотя это тоже важно.

📌Вопрос в том, сможешь ли ты стать шустрым и хватит ли у тебя воли. Нет в мире такой конкуренции, когда без шансов. Но есть лень, опущенные руки и рассуждения о своем богатом внутреннем мире. Впрочем, это все лирика. Давайте порассуждаем, почему год за годом, век за веком, маленькие борзые компании подминают крупных игроков. И почему крупные игроки разрушаются под собственным весом.

🟠 Крупная компания — это крупные цели. Никто никогда в крупной компании не даст тебе попробовать с продуктом и поизучать гипотезы на 3 копейки выручки. Только серьезные проекты, только миллионы и миллиарды. Тебя обвинят в некорпоративности и неамбициозности. А значит мимо крупных компаний проходят парадным строем большая часть возможностей.

Крупная компания жирнеет и теряет гибкость, у нее атрофируется шея и, иногда, глазки заплывают. Поэтому сила малышей в том, что они еще не забронзовели и готовы хвататься за самые незначительные проекты, которые, сюрприз-сюрприз, могут оказаться прорывными на рынке.

🟠 Крупная компания иногда понимает, что я написал выше. Поэтому ходит по рынку и ищет, кого бы из малышей купить. Идея здравая: давай мы присоединим к себе инновации и станем сами инновационными. Это как надежда запустить сердце уколом адреналина. Обычно ничего хорошего не получается. Принципы управления крупной компании губительны для компаний небольших. Это как тургеневскую девушку отправить играть на фоно в публичном доме.

Возможно, крупная компания будет строить «экосистемы» из малышей, выделять их в отдельные периметры. Частично это поможет. Но все равно, нет-нет, но какой-то вице-президент пойдет разбираться, что там построили. И прозвучит классический корпоративный «тут надо все поменять».

🟠 Крупная компания попробует создавать акселераторы. Мол, де вытаскивать из себя идеи по бизнесу и пытаться их внедрять как отдельные, почти что независимые, бизнесы. И все бы хорошо, только лидеры этих бизнесов не будут иметь мажоритарной доли в своих «активах». Крупная компания жадная и внутри много дурацких правил, которые иногда зовутся комплайенс.

Понимая, что акселераторы превращаются в унылое оно, туда привлекут внешних людей. Эти люди типа знают, как делать бизнес. Разумеется, большая часть из них — бывшие менеджеры среднего звена ровно из этих же корпораций.

Получается ерунда с элементами агрессии: внешние люди, нанятые для пинания внутренних людей, дают безответственные советы в деле, которого вовсе не понимают. Это, доложу вам, окончательный терминальный диагноз управленческой воли в переменах.


🟠 В конце концов все крупные компании приходят к одному. Чтобы быть крупным и развивающимся бизнесом, надо фокусироваться и надо почковаться. Надо перестать считать себя великими и умерить пафос. Надо научиться работать и с менеджерами, и с партнерами. Для кого-то это знание не доходит вовсе. Кто-то по дороге к нему пропадает. И тогда их место занимают бывшие малыши, которые более активно искали решения. Не гнушались маленькими экспериментами. Не нанимали сторонних дядь и теть в надежде, что они дадут бизнес-результат. И так далее. Главное для бывшей маленькой компании не забыть то, что сделало ее большой. Чтобы не повторить путь предыдущей большой компании, которая рассыпалась, и на ее место пришла она.
👍32👏12💯633🔥1
Всегда не любил продавать. Видимо, такое воспитание. Прочная логическая связь «продаж» и «обмана». А обманывать нехорошо, верно? И вот тоже, если спросить себя: «А почему обманывать нехорошо?», — то как-то и ответа определенного нет. Стопор есть, болезненное желание быть честным тоже присутствует. Но ответа на вопрос выше и тем более понимания, откуда взялось ощущение какой-то грязи, когда речь идет о продажах, — нет. Видимо, что-то из детства. Наверное, будучи в пионерах, нас прошивали такими темами. Или героический кинематограф повлиял. Ну странно же: мчаться куда-то на танке с шашкой наголо — нормально, а продавать — фуфел. Хотя умом кажется, что все ровно наоборот. Такие вот аберрации сознания.

📌И несмотря на нелюбовь к продажам, продавать нужно. Предприниматель без продаж — это как рыбак без червей: процесс есть, а результата быть не может. Но если продавать не нравится, а продажи завести у себя в компании надо, что делать? Правильно, посмотреть на эту деятельность как на систему. Абстрагироваться от сути, но заняться ее свойствами и процессами, особенностями свойств и процессов. Это у меня обычно получается. И так я погрузился в этот мир, так мне этот компромисс понравился, что я аж сделал на эту тему курс. Ну вот правда, где и кто обучает продажам «сверху»? Мне в свое время очень не хватило такого. Все натыкался на скрипты и речевки, на мотивацию стать лучшим и дрючить продавцов. То есть на какие-то прикладные и местами дикие вещи. Несовременные.

Курс я начал «от печки», то есть со стратегии бизнеса. Тут вот какая ерунда: стратегия явным образом определяет подход к продажам. И хорошо бы сначала понять, что надо бизнесу от продаж, прежде чем строить. И ответ «бизнесу нужна только выручка» категорически неверный. Потому что бизнесу может быть нужна и рыночная доля, и лояльное клиентское сообщество, и обратная связь для допиливания продукта — много вариантов. Вот это мы сначала и изучаем: какую стратегию видит бизнес и как мы подстраиваем под нее продажи. А потом начинаем долго и со смаком говорить о продукте. Что он такое, для чего он, как его представить и кому, натурально, про УТП говорим. Готовимся, значит, продавать. Ну а как продавать то, что неизвестно?

Дальше — больше. За три занятия проходим создание отдела продаж с нуля. И про найм РОПа поговорим, и про систему мотивации, и про точки контроля. Изучим специфику B2C, и отдельно поговорим о B2B. В последнем затронем и B2B-маркетинг. То есть получился у меня такой «курс молодого бойца», где в роли «бойца» — генеральный директор, собственник или кто-то вроде них. Ведь в чем основная проблема построения продаж (да всего, на самом деле). В том, что нанимаешь вроде бы специалиста, менеджера, а он лапшу тебе вешает на уши. Говорит на птичьем языке — не понять. Или, что еще хуже, говорит на птичьем языке и делает непонятные вещи. Или, что совсем плохо, не приносит никакого результата, но обещает, что «вот-вот». Пытаюсь помочь разобраться.

Для эстетов — завершающая часть курса. Как масштабировать продажи на сотни менеджеров. Как их опять-таки мотивировать. Материально и нематериально. Здесь же вопрос: как обеспечить найм менеджеров по продажам в товарных количествах. Как учить продукту, кстати, немаловажно. В общем, добиваем тему построения продаж решениями оставшихся задач. Ну что могу сказать? Курс вроде как удался. Завтра запускаю восьмую группу. Надеюсь, предыдущие почти сто человек получили пользу. А я задумал уже большую переделку. Все же два года курсу, пора. Сяду в Новый год и давай его перелицовывать. Идей много.
👏1814👍76
Понял, что с возрастом я делаю меньшее количество ошибок. Но их качество, несомненно, растет.
😁75🔥19👍7
С возрастом начинаешь лучше понимать смысл заклинаний, которые тебе говорили в детстве. Вот, например: «впитываешь, как губка». Ну что за чушь, думал ты. Сейчас учусь кое-как, и потом буду так же. Ан нет, потом понимаешь, что легкость запоминания в 12 лет уходит, и в 40 уже мозги скрепят так, что окружающие зажмуриваются. Или вот, другая мудрость: «Нельзя входить дважды в одну реку». Ну нельзя и нельзя, ерунда какая-то. Прошлого, мол, не вернуть. Всегда казалось, что это вообще не вопрос, вернуть прошлое. Достаточно просто позвонить. Если что-то было — извиниться, улыбнуться. И вот оно — прошлое.

🤔 А сейчас думаешь по-другому. Зачем? Ну вот ты вернул прошлое, например, пошел опять работать в старую компанию. Чтобы что? Те же лица, те же люди, та же атмосфера, правила такие же. Ты все знаешь, тебя знают. Пусть и на другой позиции, а для чего? Скучно же, предсказуемо. Ну, денег немного больше. А жизнь-то короткая. И если ты раньше был тут пару лет, то, считай, потеряешь еще пару лет. Будет меньше знакомых, меньше узнавания, меньше опыта, меньше нового. И вопрос уже не стоит: можно ли вернуть прошлое. Вопрос стоит: а зачем его возвращать?

Так же и с людьми. Ошибка возвращать людей из прошлого. Во-первых, ты возвращаешь не человека, но ощущение тебя с ним когда-то. Когда-то ты был молод и безрассуден, и давай я, скажем, найму того, кто мне об этом напомнит. Кажется, это недостаточный повод для приглашения на работу. Во-вторых, ты приглашаешь того, кто был раньше, а люди меняются. Ого-го как меняются люди. Жизнь делает иногда удивительные вещи с принципами и характером. Чаще — не в лучшую сторону. И получается, что вернувшись в реку, ты, на самом деле, вошел в другую. В строгом соответствии со смыслом поговорки.

🟦 Очищая свои желания от шелухи романтики, будучи честнее к себе, понимаешь, что попытка войти в одну реку — это еще и про лень. Лень искать новых отношений. Лень выстраивать их. Лень адаптироваться и лень чувствовать. Когда человек «старый», то все проще. Можно просто сказать себе «ну он же мудак», и это все будет объяснять. Тишь да гладь. Потому что новый поиск — брр. Это же надо как-то себя показать, как-то себя продать, построить вкусную легенду о самом себе. Потом эти встречи. А с возрастом, знаете, свидания становятся очень похожими на интервью.

Хотел написать философский пост, а все опять свалилось в рекрутинг. Я что сказать-то хотел? В детстве нам говорили мудрые, в общем-то, вещи. Только мы их пропускали мимо ушей, думая, что это — ритуалы. Сейчас вспоминаешь и хочется хлопнуть себя по лбу. Дурак, дурак! Что же ты не слушал старших?! А потом смотришь на своих детей, которые ровно так же забивают на твои «мудрые» потуги. И думаешь: «Может в этом и есть ключ к эволюции? Чтобы не слушать старших?»
👍3231🔥5🤔5🙏21
Как думаете, какая самая частая причина увольнений?
🤝63👀3
«Он меня не хвалит!» — самая частая причина увольнений. Знаете, сколько раз я это слышал? Да каждый второй случай точно. И все это знают. И все это видят. Каждый сотрудник, который хоть раз обсуждал своего руководителя в курилке, нет-нет, да и пройдется по его хвалительным способностям. Ну как же так? Я ему и то, и это, и вот на работе задержался. А он как само разумеющееся, да еще и буркнул что-то себе под нос! Где «Спасибо», где «Ты молодец», где «Я без тебя пропал бы»? Вот где оно все? Нет, я больше не могу! Уйду отсюда, тут бездушные люди и удушливая атмосфера пофигизма. Сил моих больше нет. Все 😶

Конечно, хвалить надо. И хвалить надо уметь. Просто так хвалить даже вредно, любой почувствует фальшь. Ты похвали за что-то конкретное, упомяни личный вклад и выдающиеся особенности хвалимого. И делай это регулярно, чтобы не снижать мотивацию. И делай это разнообразно, чтобы не сложилось впечатления монотонного труда по похвале. В общем, как с цветами для девушек: я не хочу тебе напоминать, я хочу, чтобы ты сам хотел покупать. Желание понятное. Но, друзья мои, не кажется ли вам, что это не совсем чтобы про работу и рабочие отношения? Или, с другой стороны, это как же надо в себя не верить, чтобы драматически зависеть от мнения окружающих, пусть и руководителя? Может быть, не в менеджерах дело? 🤔

Может дело в том, что нет границ? И нет правильной этики отношений? Ведь, если посудить здраво, ваш менеджер — совершенно посторонний вам человек, жизнь с которым вас свела случайно и может так же случайно развести. Это не родственник, не муж или жена, даже не друг. Часто его мнение для вас просто даже и не может быть ценным. Так с какого перепугу вы ждете от него похвалы или, еще веселее, оценки? На фига вам она? У вас нет людей, которые вас знают лучше и могут объективнее оценить? Или это такая форма мазохизма: знать, что вас не похвалят и все равно ждать похвалы, чтобы жаловаться потом, что не похвалили?

Хотя менеджеры тоже хороши. Хвалить наш менеджер не умеет. Он же такой же, как и сотрудник. Тоже хочет похвалу. А его не хвалят. А откуда взять эмоции и энергию хвалить других, когда тебя не хвалят? Если только и делают, что прессуют выручкой, операционной эффективностью и рентабельностью продаж? Что делать, если тебя опутали, как цепями, чувством долга, и в уши только и несется «дай-дай-дай». Топ-менеджменту — дай, сотрудникам — дай, клиентам — дай. Надо еще как-то улыбаться при этом и не срываться на ненормативное поведение. Плюс перфекционизм. Это такой страшный местный зверь. Чуть-чуть продолбал проект — и начинаешь себя жрать. И неудачник ты, и ничего в жизни не добился, и все у тебя плохо. Ну куда с таким отношением к себе хвалить других. Кто бы самого тебя пожалел.

Так что же получается? Замкнутый круг: все хотят человеческих отношений, но не могут себе их позволить. А энергия копится, желание сжимается как пружинка. Ну и выплескивается в истериках о плохом руководстве и рыке о плохих сотрудниках. Как можно помочь этой беде? Боюсь, что тут не один рецепт. Надо как-то для начала голову подлечить. Снизить, что ли, трепетное желание похвалы за счет усиления самоуверенности. И не приходить на работу, как в семью. Где можно всем все рассказать, пожаловаться, побыть слабым. Это вовсе лишнее. На работе надо работать. А вот эти все наши заламывания рук и закатывания глаз оставить бы за дверью офиса. Вот было бы хорошо.
52👍47🔥1211💯9🤔62😁1😢1
Приключение вспомнил. Гулял давно как-то с собакой, с весьма мирным корги. Светит солнце, дети идут в школу, собака привычно пылесосит травку. Гляжу, в кустах сидит джек рассел, килограмма на три-четыре меньше моего пылесоса. Сидит и глазами зыркает. Я помню, что у нас во дворе есть несколько джек расселов, а один из них — отморозок. Кидается на всех собак мужеского пола, прямо кусает, прямо в кровь. Ну, думаю, это не он, не похож на отморозка. Где поводок, где намордник? Наверное, это мирный джек рассел, думаю я, засел в кустах и наблюдает. Тем более что хозяин спокойно ходит рядом. Интуиция меня подвела. Мягко, почти без шума, джек рассел кинулся на мою собаку. Когда-то у меня был ротвейлер с милой кличкой Девил, и с тех пор вид собаки, которая бежит без звука на меня вызывает исключительно сложные эмоции.

Небольшая справка. Собаки, в общем, достаточно дружелюбны. Есть, понятное дело, отмороженные бойцовые породы и отмороженные люди, их заводящие. Но это, слава Анубису, редкость. Собачки дворовые, городские, обычно конфликтуют только с себе подобными. Видели наверное? Стоит зверь на задних лапах, хозяин его держит, упираясь двумя ногами в землю, гвалт и рык. Кажется, что вот только отпусти его, и он отгрызет все, сжует и выплюнет. Но стоит поводок отстегнуть и дать монстру волю, как собачка превращается в миролюбивого зайчика. Моментальная метаморфоза. С людьми, кстати, тоже так часто бывает. Все, справка закончена.


🐶 Итак, псина несется, мой собак — пасется, дети идут в школу. Дальше начался футбол. Поднимаю своего за ошейник (не делайте так без особой необходимости) — раз. Ногой встречаю джека рассела, который в прыжке пытается ухватить за попу поднимающегося и ничего не понимающего коржика — два. Громко выражаю необходимость хозяину джека рассела принять участие в игре — три. Надо сказать, что мне повезло. Джек рассел — весьма бойкая собачка, и чудо, что, попав по нему два раза, я не получил укус в икру. Повезло, что он отморозок только в отношении других собак мужеского пола. А так, конечно, хромать мне и получать противостолбнячного от души в живот. Все закончилось мирно, третьим ударом я таки откинул джека рассела, тот, перелетев через небольшие кусты, ошалело сел на попу. Подбежавший хозяин накинул на него поводок, и мы приступили к главной части собачьих боев — разборками между хозяевами бойцов.

Ощупывая собаку на предмет укусов, я вел светскую беседу. Хозяин оказался хозяйкой, поэтому светскость беседы не была нарушена обсценной лексикой. Как же так, вопрошал я, вы выводите явно нездоровую собачку без средств защиты окружающих от нее? Вы же помните, говорю я, что ваша псина покусала уже ряд домашних животных? Хозяйка не возражала, не расстраивалась и не стеснялась. Конечно, говорит она, собачка у нас известная. Но, говорит, это же ваша ошибка. Вы же, говорит, видели, что мы тут гуляем и даже без поводка? Так зачем же вы пошли на нас? 🤷‍♀️
Признаться, я давно так не проигрывал в полемике. Действительно, моя вина. Надо было выходить из подъезда, предварительно изучив местность, выслав вперед дозорных и, обязательно, имея группу прикрытия. Хозяйка джек рассела, выдав все это, гордо удалилась, ведя свое упоротое чудо на поводке. Я остался страдать от потери логики, выкрикивая что-то про лечение головы парочке в спину.

Что я хочу сказать? Люди разные. Иногда встречаются такие, каких не понять. А другим же все ясно. Ну, действительно, что вы тут гуляете? Видите, мы идем. И нормально, и правильно. С возрастом я стал замечать, что такой класс людей достаточно многочисленный. Что тут можно сделать? На мой взгляд — ничего. Их стоит просто избегать, потому что диалог тут невозможен, больно разные ценности. Наверное, избегая таких людей, стоит подумать о правильных местах для жизни. Выбирать какой-то другой транспорт. Ходить в какие-то другие магазины. Может отдыхать в каких-то иных местах. Обязательно по-другому развлекаться, чтобы ни в коем случае не пересекаться. По другому никак, на мой взгляд. Пусть остаются где-то, где нас нет. Или пусть мы будем там, где нет их.
2👍58🔥11😁115💯3😢2🤝1
Задумайтесь над своим поведением: не мало ли вы себе позволяете?
😁366🤔5🔥2
Есть три ингредиента. Два из них — целеполагание и труд.
Как думаете, какой третий?
👍74😁2
Как бы вот так не продолбать жизнь? Как бы сделать, чтобы потом не жалеть, что ты был ни при чем? Как найти путь между собой любимым и делом? Как расставить приоритеты между служением и покоем? И как понять, какое служение имеет смысл и приносит пользу? А еще как понять, какой покой разлагает и выхолащивает? Скажете, что зажрался и думаю о фигне? Что не до жиру — быть бы живу? Возможно. Но что-то мне подсказывает, что и вы об этом иногда думаете. Может не часто, может не каждый день. Но нет-нет, раз в недельку, а? Помните, как было в песне нашего детства: «А сегодня что для завтра сделал я?». Мы же все таки с вами не животные, правильно? Ну, не может же вся наша жизнь исходить на радости. Из радостей ничего не вырастает 🙅‍♂️

И вот что я думаю по этому поводу с утра пораньше. У задачи непродолбания жизни точного решения нет. Но есть несколько методов, снижающих остроту вопроса.
✔️ Во-первых, это целеполагание или миссия. Невозможно ответить на вопрос «для чего я». Но можно примерно понять, методом проб и ошибок, что нравится и что получается и что хочется. И попробовать скрестить это в каком-то виде деятельности. Продолбание жизни — это ведь что? Это когда себя не раскрыл и делал что-то «для галочки» или «для бабла» или «для здоровья». В общем, когда занимался фигней. Но занимался фигней — это полбеды. Самое обидное — это когда не пробовал не заниматься фигней. Когда трусил пробовать. Да, верно, самый большой грех — трусость.

✔️Дальше двигаемся. Положим, цель нашел, нащупал какое-то свое призвание. Не которое модное, а которое на самом деле нравится. Второй ингредиент непродолбания — труд. Ой, не закатывайте глаза. Я знаю, что нынче это не самое модное слово. Все должно быть типа на изи, и тогда жизнь в кайф. Хрен там, драгоценные. Парадокс в том, что если что-то легко достается, то оно не ценится. Вы будете считать это продолбом априори. Скажем, хотели золотой унитаз как атрибут самореализации. И если вам его просто принесут поклонники и смонтируют — не будет счастья. Будет, наоборот, пустота. А вот если вы в лепешку разбились и добились — тогда вот да. Впрочем, пример с унитазом простой. Создай книгу, школу, завод построй, бизнес сделай, закон новый. Вот где труд, вот где вызов.

✔️Продолжим разговор. Вот ты с целью и в поте двигаешься, пашешь как проклятый. А удовольствия нет. И на смертном одре будешь страдать от продолбанной жизни. Потому что она не только в твоих целях, задачах, объемах, планах и даже не в количестве накормленных тобой. Она еще и в любви. А любовь — такая штука, которая требует внимания. Скажем, любовь детей. Или партнера. Что им толку от твоих достижений, им ты нужен. Твое настоящее, честное, открытое нутро. И время. Немного другая твоя ипостась. И сколько на гипотетическом одре плачут и скребут себе ногтями лицо, что все было в их жизни, кроме любви? Миллионы, я думаю. Потому что баланс похерили, не смогли выдержать конкуренции со своим, например, тщеславием или жадностью или азартом.

Мне нравится думать о нашей жизни как о непрестанном жонглировании хрупкими шарами. Руки всего две, а шаров — много. Вот карьера, вот дружба, семья взлетает в воздух, а вот я сам, вот деньги, вот комфорт, вот покой. Десяток шаров. И пол бетонный. Неверное движение — и шар разбивается. Его потом можно склеить, но как же это сложно! Ведь надо продолжать жонглировать ими, да еще и двигаться, думать, чувствовать. Понятно, что никто не обещал, что будет легко. Понятно, что многие разбивают большую часть шаров, оставляя самого себя напоследок. Кстати, это и есть продолбать жизнь. Метафорически выражаясь.
52🔥27👍22👏4🤔1
Друзья, решил себе организовать очередной творческий отпуск. В смысле, я не буду писать пару недель. Надо очистить голову, перегрузиться. Когда долго пишешь, то образуется такая вата, что ли. Притупляются чувства. Процесс становится быть механистичным, что ли. Теряется удовольствие. Начинаешь себя подзаставлять. Подталкивать начинаешь. И это закисание лучше поймать в начале, чем потом вытравливать его как плесень на стене. Темы становятся пресными. Слова - скучными. Понимаете меня?

Второй аспект, вторая причины закисления - это комментарии. Я же давно тут пишу, в соцсетях. Все было. И когда по пятому кругу, одно и то же - сложно. Разумеется, все вы прекрасны и умны и ироничны и многогранны. Но, знаете, иногда срубает. Напишут тебе что-то такое, вроде, обычное. Даже не нахамят. Просто банальное. Такое, что зубы скрипят. Как "красота в глазах смотрящего", только еще сто крат наивнее. Вера в человечество теряется. Тает на глазах. Поэтому надо подзарядиться у тишины. Поискать внутри, что ли.

Третье, как ни странно, уходит нерв. Писать без нерва - как есть без соли. Если не болит, то не о чем писать. Если все хорошо - не будет слов. Нет контраста, нет смешного бунта. Никому ничего не хочется доказать. Думаешь: "Зачем?". И захлопываешь крышку ноутбука. Оно, вроде, как бы и мудрость. Я бы даже сказал - честность. Как бы. Когда сделать ничего не можешь (и не хочешь, ага), то писать - малодушное поглаживание скулящей совести.

Видите, сколько слов написал для объяснения простого факта, что исписался? Говорю же - нужен творческий отпуск. Желаю всем хорошо оставаться. Мирного сосуществования и новых идей. Теплый дискуссий. Инсайтов. Всего!
85🔥23👍12🙏11
Надо возвращаться. Попросили. За неделю было десяток просьб на встречах. Прямо так и говорили: «Дмитрий, хватит дурака валять, продолжайте писать ваши заметки». Это звучит странно на мое ухо, дико даже, но они кому-то интересны. И вот чувство долга выросло до такой степени, что мешает мне ходить. Так что возвращаюсь. И начну я очередной марафон вот какой темой: а как найти эксперта в том или ином деле? Согласитесь, задачка-то частая.

Я вот регулярно ищу кого-нибудь, кто поможет что-то настроить в бизнесе. Или в моей голове. Ну может не настроить, а хотя бы обнаружить проблемы и предложить решения. Да, идеально. Как найти эксперта, который пошурудит в мозгах или процессах, и скажет, что и где улучшать. Натурально, в поисках такого эксперта лезешь в интернет, забираешься в социальные сети.

А там – как на восточном базаре. Я сам, каюсь, на них не был. Не уезжал, скажем, в Ташкент или Стамбул, когда это было модно. Но догадываюсь, как там. Пестрые краски, гвалт и крики, призывные вихляния продавцов. Примерно то же вы найдете в социальных сетях. Каналы экспертов – это эклектичная смесь хвастовства и передергивания, откровенного вранья и самолюбования. Оно и понятно: каждый суслик может быть агрономом, когда проверить его показания нет времени или возможности. Каналы экспертов рассчитаны на импульсивную покупку. Их задача – вывести быстро на сделку, на созвон, на встречу, на рукопожатие. А там куда кривая вывезет. В этом бардаке слов и картинок разобраться сложно. Кто толковый? Кто туго дело знает? Каким рекомендациям верить? Позволю себе толкнуть несколько соображений.

📌 Первое. Эксперт – это человек с практическим опытом руками. Люди с ним легко выделяются конкретикой. Мало воды – много системной подачи. Это как рисунок зимой на стекле. Если структура проступает в вашей голове после прочтения – есть шанс, что товарищ толковый. Если вместо него муть, значит, это болтун. Много типовой рекламы – 100% болтун. Много фотографий его любимого с задумчивым выражением моськи – трепетный болтун, сомневающийся в себе. Настоящий экспертный канал – это когда можно взять и попробовать. Ошибиться, конечно, потому что не умеешь сам. Но хотя бы что-то конкретное попробовать. Не существует уникальных знаний. По крайней мере в социальных сетях. Поэтому не стоит тратить время на тех, кто жмется или не умеет системно транслировать опыт.

📌 Второе. Эксперт – это человек с подтвержденной пользой. Пользительный человек, так сказать. А что такое польза? Значит, кому-то или чему-то стало лучше насколько-то. Тут важно фильтровать сказки. Многие любят задрать повыше результат, чтобы дух захватывало у людей наивных и мечтательных. При этом таких сказочников всегда сложно проверять. Потому что они непрозрачны и иносказательны в своих заверениях об успехах. Отсюда следует, что настоящий, годный эксперт должен, не стесняясь, публиковать свои результаты. И продолбы, что драматически важно. Если видите дольче вита в ленте – отписывайтесь на фиг. Не может ни у кого быть одних успехов. Врет он, брешет. И наоборот: кто понимает ценность опыта и разврат глянца, будет иронично относится к себе и не стесняться своих ошибок.

📌 Третье. Эксперт не может обладать магическим мышлением. Потому что он многое видел и понимает, что чудес нет. Эксперт не может продвигать «серебряные пули». Высмеивать их – может. Стебаться над теми, кто хочет «сразу и весь капитал» – мое почтение. А вот фигачить текст за текстом о том, как его метода приносит богатство, славу, мир во всем мире – никогда. Настоящий эксперт – это ироничный дятел. Он привык фигачить, и видит в этом смысл и причину побед. Посему бегите от тех, кто обещает многое за малое. Так не бывает. Наоборот – повсеместно. А вот чтобы вам кто-то за копейку помог сделать рубль – это нонсенс. Почему тогда он сам себе в этом не поможет? Не думали над этим?
2👍47🔥2394👏1💯1
По результатам голосования к Клубе менторов и сообществе предпринимателей "Точка опыта" лидирует Трамп с отрывом в 30-40%. Посмотрим, поглядим, какова она, предпринимательская чуйка.
😁32👀5🤔2🔥1👏1🤝1
На прошлой неделе проводил case study о замене топ-менеджеров. Почему возникает такая необходимость вообще? Потому что хочется перемен. Обычно под переменами понимается рост бизнеса, хотя есть и другие варианты. А кто должен эти перемены организовать? Ровно они, хорошие мои, топ-топ менеджеры. Помните грустный анекдот про перестановку кроватей супротив замены девушек легчайшей социальной ответственности? Так вот, поверьте мне, он абсолютно верен, пусть вызывает не смех, но вздохи. И если чуть запустить процесс, скажем, пропустить момент замены одного, потом не поменять из-за лени другого, потом манкировать сменой третьего из-за страха – то вот вам и причины тяжелых состояний компании. И таки да, порой приходится менять чохом. Потому что кровати уже в огне.

Как проводить замену? Дело непростое. Начать стоит с понимания того, а кто он – ваш топ-менеджер. Или, научно выражаясь, сформировать набор компетенций этих самых топ-менеджеров. Делать это надо, опираясь на стратегию развития бизнеса или ключевые задачи этого развития. Положим, сформировали профиль. Дальше стоит провести оценку текущего состава. Разные есть подходы, пусть будет 360. По результатам оценки у каждого выбрали список из 5-7 наиболее «проседающих» компетенций. На этом этапе также формируется представление о будущих заменах. Обычно часть менеджеров уже под увольнение, часть – есть надежда на развитие, а третья группа – молодцы-огурцы, их не трогаем. Но интуитивно на этом шаге уже все понятно.

🔵 Дальше предлагаем всем разработать программу собственного развития. Тут важно, чтобы прокачка компетенций осуществлялась на проектах, интересных для компании. Идею с неким абстрактным обучением я советую отвергать сразу. Как поддерживающее – можно, но как основной метод – никогда и ни за что. В итоге у нас получится пара десятков проектов, которые в течение полгода или года будут эти самые менеджеры пилить. Но, сюрприз-сюрприз, дело вовсе не в них. Мы с вами пристально смотрим, а видят ли менеджеры собственное развитие? Хотят ли они развиваться? Иными словами, мы так с вами оцениваем их потенциал и мотивацию. И укрепляемся в нашем мнении (см. выше) относительно тех, кого надо мотивировать, кого – развивать, а кого – увольнять. Как писал один товарищ: лечить, учить или мочить.

🔵 Соответственно, начинаем искать замены уже после этого шага. Тут всегда есть развилка: мы делаем это открыто или тихушничаем. Я считаю, что все должно быть честно. Хотим уволить – говорим. Особенно когда речь идет о людях, работающих на тебя годами. Такие должны понять, с такими можно договориться. Выход топ-менеджеров из компании – это процесс длительностью год и более. Сначала полгода будем искать замену, и это еще недолго. Потом полгода минимум – адаптировать и вливать в стройные ряды. Все это время у вас будет «задвоение»: то есть уходящий менеджер будет наставником менеджера входящего. Отдельный вопрос здесь – это чем занять уходящего? Тут простор фантазии может быть широким: от перевода его на частичную занятость до перевода же на другой проект. Можно найти. Чтобы было всем полезно и спокойно.

🔵 Еще один момент – это стабилизация команды. Когда вы меняете изрядную долю менеджеров, то возникает жесткий расколбас. Да и сотрудники могут переживать. Им же тревожно за свое будущее, помните поговорку про новую метлу? Тут нам в помощь разные инструменты: от совместных выступлений уходящего и входящего, совместного управления уходящего и входящего (так называемое кохэдство, от англ. co-head), до командных игр и корпоративов. Наверное, этот этап – самый тонкий. Потому что поменять – дело-то нехитрое. А ты попробуй удержать ситуацию при заменах, да еще и сохранить требуемые операционные показатели. Это, дорогие мои, задача не на троечку. Кто пробовал раз – не забудет.
1👍31🔥843💯1
Когда стоит нанимать консультантов? Я серьезно. Кто-нибудь думал, при каких условиях действительно нужен консультант, а когда надо засучивать рукава и делать самому? Мне как-то пришлось решать такую задачку. Лень боролась со страхом, здравый смысл конфликтовал с магическим мышлением. Так как ответ для меня был неочевидный, то я составил себе списочек вопросов, ответы на которые приводят к заключению: берем али не берем. Еще раз подчеркну: это про альтернативу брать или делать самому. Важная развилка. В общем, если на четыре из пяти вопросов минимум я отвечаю «да», то беру. Если два «нет» — не беру. Все просто. Алгоритм, фигли.

🔹Вопрос 1. Я четко понимаю результат? Иными словами, я могу сформулировать образ этого самого результата, что должно получиться в конце проекта. Причем в существительных. То есть могу описать состояние чего-то, и даже в цифрах. Если не могу, если не понимаю, если вообще душа просит чего-то, если я в ответ на вопрос «че надо» мычу и вожу пальцами перед лицом, то никакой консультант мне не поможет. Я еще не осознал.

🔹Вопрос 2. Я неплохо понимаю процесс и терминологию? Понятно, что с консультантом придется разговаривать и договариваться. И чтобы не лопухнуться или чтобы он не навешал лапши на уши, или чтобы наш разговор был продуктивным, то хорошо бы говорить на одном языке. Пусть я не настолько профессионален, не так опытен, но могу задвинуть пару-другую словечек в тему. И сразу другой уровень общения, ага.

🔹Вопрос 3. Я нечетко вижу шаги проекта или вовсе их не понимаю? Посудите сами, консультант нужен, чтобы спланировать и реализовать. И правильно, когда он указывает, объясняет, что за чем и как именно делать. За это ему и платят, вообще-то. А если я это вижу и понимаю, то мне консультант не нужен. Руки нужны, чтобы делать. Эта работа называется иначе. Фриланс там какой-нибудь или даже просто штатный сотрудник на зарплате.

🔹Вопрос 4. Я опасаюсь обид в команде на меня? Ой, сейчас крамольная вещь будет. Соберитесь. Иногда консультантов нанимают, чтобы делать жесткие вещи чужими руками. Мол, я — не я, корова не моя, это все сторонний человек. Да, товарищи, порой резонно так поступать. Сохранять отношения во имя будущего.

🔹Вопрос 5. Я уверен в безопасности проекта для бизнеса? Доверять важные вещи сторонним людям просто глупо. Скажем, продажи. Или производство. То, от чего бизнес критически зависит. То есть консультант, который провел аудит и разработал предложения — нормально. Но рассчитывать, что какой-то гений вам увеличит продажи в 5 раз — такое. А если не увеличит? А если наоборот, развалит? Ему-то что, поматросил и бросил. А бизнес жалко.

Вот такая получилась методика. Как модно говорить — забирайте чек-лист. Уверен, что это поможет вам принимать ваши решения. И они будут лишены ожиданий чуда, но станут более прагматичны и реалистичны. На здоровье.
1👍2011🔥73👏1👀1
Ладно. Раз уж так получилось: анонс темы завтрашней заметки.
👍8👀5
В картинке краткая памятка по мотивам сегодняшнего поста. Можно сохранить себе и пользоваться при случае.
👍13🔥9🎉521
Большой и важной проблемой развития бизнеса является, простите, невежество фаундера. Я это слово употребляю не в негативной коннотации, скорее, в сожалеющей. Часто же как бывает? У основателя бизнес – первая и единственная работа. Где ему было учиться? Какие лучшие практики наблюдать? Откуда черпать знания и вдохновение? Так что это самое невежество вполне обоснованно и понятно. И если в части критичных для бизнеса операционных вещей фаундер вполне себе прокачивается эволюционно, то менее важные «здесь и сейчас» процессы и практики ему не понять никак. То есть продажи настроить он должен – это вопрос выживания. А вот учет, например, или HR не кажется, на первый взгляд, чем-то необходимым.

Правда, когда приходит время, компания становится больше, тогда выползают наружу все эти недоделки и то самое невежество. Особенно ярко это происходит с HR. Отношение к нему у фаундера часто самое потребительское. Рекрутят, и хватит. Ну еще какие-то мероприятия делают. Как он часто говорит «эти девочки» 🤷‍♂️

И невдомек ему, основателю, что работа с сотрудниками и поддержка его, фаундера, – это отдельная история. Имеющая свои, сложные процессы. Свои, очень непростые механики. И никак он, фаундер, не может осознать, что развитие бизнеса без HR может быть невозможным. Управлять новой сложностью надо сложными методами. Для этого надо учиться и внедрять, ошибаться и думать.


🟠 Те из основателей, которые допетрили, что им нужен системный HR, сразу погружаются в следующую проблему. А что это вообще? Какие задачи у HR? Какой образ результата процессов и деятельности должен быть у этой функции именно в их компании? Кого искать для решения задач? С каким опытом и сколько такой человек стоит? Как его контролировать и чем мотивировать? Сотня вопросов. То есть в целом все понятно, конечно. Всякие статьи там есть и иные материалы. Но конкретно – фиг его знает, куда бежать. Натурально, нанимается первый HRD. То есть директор по HR. И дальше начинается шоу с конями. Потому что не всякий HRD выстроит коммуникацию с невежественным фаундером. Потому что и словарный запас разный, да и есть застарелая проблема у HRD – фигово они говорят и думают по бизнесу. Вот прямо беда.

Дальше HRD увольняется. И либо фаундер начинает ходить и всем рассказывать о том, какая гадость ваша заливная рыба, то есть о том, что HR – фигня. Ну знаете, первый раз драматически же важен. Либо основатель упрется и пойдет брать новых HRD. Может, ему повезет. А может он еще и начнет учиться HR настоящим образом. Но вероятность крайне мала. Я такое видел считанные разы. Посему нужно иное решение. Для дозревшего, но не обжегшегося фаундера.
Оно называется HRD-copilot. Идея такая: приглашаем стороннего опытного HRD. Чтобы он или она, во-первых, сформировала ожидания фаундера и состыковала их с его идеями по развитию бизнеса. То есть выступил в роли толмача-стратега. Как результат, должно появится описание HR-функции в компании с горизонтом года на три.

Потом этот copilot должен помочь с наймом HRD в штат: и вакансию сформировать, и в собеседованиях поучаствовать, и онбордингом позаниматься. Вместе с нанятым HRD попланировать, и дальше совместно защитить планы перед фаундером. А потом сопровождать этого самого HRD, да так, чтобы и фаундер понимал, что делается, и нанятый HRD не отмораживался бы от непонятливости основателя. Такой вот медиатор с функциями эксперта. Если сделать так, то получится быстрее и дешевле типового пути: фаундер мумукается с непонятной для него функцией самостоятельно. Протестировал эту историю на двух проектах, и, кажется, в такой штуке будущее. Для небольших и средних компаний, разумеется.
2🔥24👍188👏3
Давненько не был в найме. Вернее, не так. В найме я все время, просто не в одном. И часто нанимаю себя сам. А вот так, чтобы один работодатель — давно. Лет десять уже как. А хочется. Иногда очень хочется. Встаешь с утра, а у тебя — понятная работа. Не бесконечная чехарда проектов и людей, но размеренный ход событий. Чтобы какие-нибудь задачи присылали. Чтобы начальник — непременно козел, но умный.

📢 И чтобы по пятницам говорить: «Брошу! Уйду! Мне вот ГазТрансСбытПромПоставка на 10% больше зарплату предлагает!». И непременно отключать телефон в 18. Ибо у меня work&life balance, иначе говоря, мне на них пофиг.


Но время от времени на меня выпадает рекрутер. Бывает, что зеленый выпадает, неопытный. Такие обычно предлагают позиции без изучения моего опыта. Им просто меня посоветовали. Ну они и кинули вакансию. А что такого? Они обычно пишут крайне невнятные тексты, и в конце обычно: «мы можем просто познакомиться». Был бы я помоложе, то питал бы иллюзии в отношении таких писем. Но нет, это просто холодный заход. Набирают базу. Есть другой рекрутер. Матерый. Тот изучит меня со всех сторон. Не удивлюсь, если он знает уровень моих тромбоцитов и СОЭ. У него есть конкретная вакансия и понятный заказчик. Он охотник. Хантер, простите.

Вот и летом было такое. Хантер меня выханчивал. Надо сказать, вакансия была и правда вкусная. Смущали три обстоятельства: личность руководителя, судьба предшественника и деньги. С руководителем все просто — самодур. Умный, харизматичный, но в раздрае со своим эго и словивший звезду. И жесткий, любит ткнуть и посмотреть, как реагируют. А еще у него все должны работать круглосуточно. Обсуждая все это с рекрутером, мы вздыхали. И она, и я знали, что это данность. Рекрутер и не пыталась ее приукрашивать. Как-никак меня сватали четвертый раз к этому товарищу.

Про судьбу предшественника все было понятно. Смущала не сама судьба, но реакция компании. Все расстаются, все не вечно. Принято как? Тебя, скажем, увольняют. Ну не справился, бывает. Вызывается PR и пишется некий такой некролог, где бла-бла-бла, он много сделал для компании, мы ему благодарны, такой хороший человек. Все читают и понимают: ага, расстреляли, но разошлись по-хорошему. А тут некролога не было, добрых слов — тоже. Уволили по вздорным обстоятельствам, втихую. Как так? Рекрутер молчит, трет нос, косит глазом. Не колется вообще. Говорю же — матерый.

💰 С деньгами все еще хуже. Их — очень много. Ну не так прямо много, как если бы создать успешный бизнес, его продать, деньги вложить в десяток компаний, их продать компании, в которую меня хотят нанять. Но все же — неприлично много. И совершенно ломовой бонус раз в год. Почему это плохо? А не стоит эта позиция этих денег. Раз в двадцать меньше — стоит. А вот столько — совершенно точно нет. Значит что? Значит неприятная или скучная работа, от которой все отказываются. Чудес же не бывает. Переплачивать никто не хочет. Хотят, получается, все минусы заштукатурить баблом. Мы с рекрутером улыбаемся друг другу. Хорошо, что собрались опытные люди.

Конечно, я отказался. Лет десять назад пошел бы. Обменял бы несколько лет жизни на презренный метал, гастрит и бескрайний цинизм. Сейчас вот нет. Дорог мне мой малый бизнес, обучение, менторинг и свобода. Возможность прямо говорить и посылать тех, кто не нравится. График мне мой тоже дорог. Отдельно дорога возможность писать вот здесь то, что думаю я, а не что считает директор по коммуникациям. Но вот о чем подумал. Собеседования — прекрасная штука. Поговорить с людьми, поднять самооценку, утвердиться в правильности выбора. И бесплатно. В удобное тебе время. Прямо как психотерапия за чужой счет. Рекомендую.
👍8142💯16😁85
Такое бывает. Приходишь к заказчику. Вроде встреча должна быть мирной, позитивной. А он на тебя выливает. Мол, обещали одно, а делаете другое. И вообще раздолбаи непрофессиональные. Денег платить не будет, да еще и потребует свои назад. Нервничает, заметно прямо. И ощущение такое возникает, как будто ты слуга во времена махрового царизма. Стоишь склонено, в пол смотришь, а барин тебя кроет почем зря. И вроде ты ему должен, обязан по гроб жизни. Мерзкое такое ощущение, склизкое. Выходишь оплеванный, себя презираешь за вот это все. Думаешь о жизни, поднимаешь голову наверх и тебе на лицо падает мелкая ноябрьская хлябь. Кажется, что плачешь.

📲 Потом, конечно, звонишь своим сотрудникам. Или собираешь их вместе. Считаешь до трех, чтобы не выложить как думаешь. Сдерживаешься. И этично, но эмоционально интересуешься, с хрена ли тебя сейчас так обгадили. Они переглядываются. Пожимают плечами. Смотрят куда-то вверх. И потом выливают на тебя. Что нет у них ресурсов, потому что не обеспечил. Что не те у них процессы, потому что не настроил. Что мало денег было заложено. Что они не мотивированы. И вообще. Говорят спокойно, уверенно, повизгивая в особо волнительных местах. Ты слушаешь и ловишь себя на знакомом ощущении. Ты и тут должен. Всем им обязан. Голова привычно сгибается, во рту появляются где-то слышанное «чегоизволите-с». Настроение портится окончательно.

Тут главное не застыть. Не жалеть себя долго. Потому что в ощущении «я всем должен» весьма уютно. Это же частный случай – «они все дураки». В таком состоянии можно находится годами, но проблема в том, что оно парализует. Я много таких видел. Которые жертвы обстоятельств, людей и общей несправедливости мира. А если в таком состоянии еще до соцсетей дорваться. До пузыря таких же. Тогда вообще туши свет. Стаи жалельщиков себя, трепетных и ранимых, могут увлечь тебя с собой и продолбать своей идеей твою жизнь. Нет, мы на это пойти не могем. А что же делать? Руки же опущены, в душе – хмарь, в глазах – слякоть, а жизнь – дерьмо. А я вам скажу. Надо заставить себя действовать 💪

В моем случае – планировать улучшения. Сделать список того, что надо сделать. Пусть кривой и косой, но выходом из тупика жертвенности может быть только надежда на перемены. Мне нужен свет в конце туннеля. И только я могу его сам себе дать. Поэтому я сажусь писать план. Поэтому я сажусь конструировать будущее. Где я не буду должен ни заказчику, ни сотрудникам. Первые пять минут я натурально выжимаю из себя. Как сок из лайма. Давлюсь, буксую, но пишу. Через десять минут я уже завелся. Высунув от тщательности язык, я двигаю людей и процессы, я придумываю схемы и обходные пути. Я – Жуков. Гудериан. Сунь-цзы от бизнеса. Полтора часа — и все закончилось. Нет жалости к себе. Нет ощущения слуги, униженного и оскорбленного. Нет одиночества.

🧠 Потом, когда восстановится полностью умение мыслить, я начну размышлять. Что меня так зацепило? Почему я сорвался в эту черную жалость к себе? Откуда такие дикие реакции? Ведь все это было просто эпизодом. Более того – частью моей работы. Да-да, меня должны были и еще неоднократно будут так чмырить и щемить. В каком-то светлом мире с людьми в белых пальто все не так. Там все любят всех и учитывают мнение всех. Но в нашем мире, где я, замечу, хорошо же живу, это – норма. И, если подумать, может, я ровно поэтому хорошо и живу, что умею справляться с этой нормой? Не раскисаю и держу удар? Ищу просветы и планирую изменения? И эта мысль меня окончательно примиряет с гнусным заказчиком и хитропопыми сотрудниками. Я уже улыбаюсь и думаю про следующие заказы. И даже падающая на голову питерская хлябь кажется брызгами шампанского.
6👍6428🔥283👏1