Имеет ли значение размер? Я точно знаю, что нет. Большой может оказаться вялым и слабым, а маленький — дерзким и неудержимым. Как я это понял? А вот давайте расскажу. Итак, на дворе был то ли 90, то ли 91 год. Встал из гроба призрак капитализма, как пел Владимир Асмолов. По улицам стали ходить пацанчики в тренировочных костюмах Adidas. В каждом дворе появилась качалка, где штангой могла служить арматура с приваренными гирями. Передо мной, тогда еще совсем тонким и звонким, насущно встал вопрос о самозащите. Не иллюзорно отхватить по дороге из школы домой стало нормой. И с этим что-то надо было делать.
🥋 Еще одной приметой времени было увлечение карате. Вернее, это была вторая волна. Первая началась после выпуска «Пиратов ХХ века». В 90-х карате было чем-то вроде как сейчас «пойти в айти». Нет, конечно, гарантированного трудоустройства не было. Но все же каждый уважающий себя гражданин должен был уметь «пробить с вертушки». Для этого тренировались как подорванные. Для этого несли свои кровные в импровизированные школы. Тренерами в этих школах выступали все подряд. В моей, гордо именовавшейся «Шотокан на Площади Ильича», тренером был здоровенный лось, килограммов под 150. Бывший десантник, он был фанатом принципа «нам тут не нужны слабаки».
Я могу долго рассказывать о его методах тренировок. Помнится, как положил он нас на татами (это мат так напольный называется) ибегал по животам для укрепления пресса. Большое впечатление оставили и бидоны с фасолью, куда надо было колотить, набивая костяшки на руках. И постоянные спарринги, в простонародье — мордобой, где тебя могли поставить с кем угодно с рандомным же результатом. Но Бог ему судья. Как-то я там телепался и даже дошел до каких-то успехов. Вместе с тем, в школу иногда приезжали «смотрящие» из самой Японии. Так бывало, например, на экзаменах на черный пояс, первый дан. Так получилось и со мной.
🏆 Из Японии приехала шишка, чуть ли не 7 дан. По-нашему — генерал армии. И привез с собой мальчугана лет девяти-десяти. Ну совсем ребенка. И вот группа аттестуется, в частности, проводит показательные бои. Подряд три с одним противником, если мне не изменяет память. А в группе у нас были братья Коля, Боря и Федя. Просто лоси. Огромные шкафы. Кулаки у них были буквально с мою голову. И рвали они на этих спаррингах всех. Буквально ломали кости. Не буду приводить подробности, а то заклюют поборники нежного отношения между людьми. И кстати, никакой защиты тогда не было.
Посмотрел на это японец, который генерал армии. Подозвал тренера, о чем-то пошептался. И вот на татами вышли три брата. И к ним — тот самый мальчуган лет девяти-десяти. Тренер нам, ошалевшим, объявил, что сейчас будет показательный спарринг: Коля, Боря и Федя одновременно против мальчугана. Надо сказать, мы охренели. И второй раз охренели примерно через минуту. Да, все закончилось очень быстро. Малыш раскидал братьев. Он их просто уничтожил. Я никогда в жизни такого не видел ни до, ни после. Он как будто танцевал, и в танце нежно прикасался к этим дуболомам. Они падали и не вставали. Удивительное впечатление.
🥋 Еще одной приметой времени было увлечение карате. Вернее, это была вторая волна. Первая началась после выпуска «Пиратов ХХ века». В 90-х карате было чем-то вроде как сейчас «пойти в айти». Нет, конечно, гарантированного трудоустройства не было. Но все же каждый уважающий себя гражданин должен был уметь «пробить с вертушки». Для этого тренировались как подорванные. Для этого несли свои кровные в импровизированные школы. Тренерами в этих школах выступали все подряд. В моей, гордо именовавшейся «Шотокан на Площади Ильича», тренером был здоровенный лось, килограммов под 150. Бывший десантник, он был фанатом принципа «нам тут не нужны слабаки».
Я могу долго рассказывать о его методах тренировок. Помнится, как положил он нас на татами (это мат так напольный называется) и
🏆 Из Японии приехала шишка, чуть ли не 7 дан. По-нашему — генерал армии. И привез с собой мальчугана лет девяти-десяти. Ну совсем ребенка. И вот группа аттестуется, в частности, проводит показательные бои. Подряд три с одним противником, если мне не изменяет память. А в группе у нас были братья Коля, Боря и Федя. Просто лоси. Огромные шкафы. Кулаки у них были буквально с мою голову. И рвали они на этих спаррингах всех. Буквально ломали кости. Не буду приводить подробности, а то заклюют поборники нежного отношения между людьми. И кстати, никакой защиты тогда не было.
Посмотрел на это японец, который генерал армии. Подозвал тренера, о чем-то пошептался. И вот на татами вышли три брата. И к ним — тот самый мальчуган лет девяти-десяти. Тренер нам, ошалевшим, объявил, что сейчас будет показательный спарринг: Коля, Боря и Федя одновременно против мальчугана. Надо сказать, мы охренели. И второй раз охренели примерно через минуту. Да, все закончилось очень быстро. Малыш раскидал братьев. Он их просто уничтожил. Я никогда в жизни такого не видел ни до, ни после. Он как будто танцевал, и в танце нежно прикасался к этим дуболомам. Они падали и не вставали. Удивительное впечатление.
К чему это я? Размер значения не имеет. Критично не то, какие у тебя мускулы. Или какого размера кулаки. Значимо, как ты ими умеешь пользоваться. А еще твой ум, хитрость и злость. Порой даже подлость. Как говорится: важен не размер собаки в драке, а размер драки в собаке. Хороших вам выходных.
2👍53🔥37❤11😁10💯3
Есть мнение, что не стоит работать с муда#$ми (далее — М). Это не совсем так. Я поясню. М бывают разные. И отношения с М бывают разные. В моей профессиональной жизни встречались М, и все они были яркими, запоминающимися и, страшно сказать, жутко развивающими личностями. Да, с ними было непросто. Но тут ведь как: хочешь научиться новому — надо постараться. Я позволю себе произвести классификацию М, и наметить основные приемы работы с ними.
1️⃣ «Зажигалка». М энергичный, целеустремленный. Прошибет любые стены, если будет на подъеме. Периодические спады заставляют подозревать у него биполярку. В коммуникациях давит, если настроение хорошее — весело, если фиговое — мрачно. Сложно не попасть под обаяние этого типа М. Может научить простой истине: «не важно, что говорить, важно — как». Ну и вообще очень прокачивает в коммуникациях. Метод работы с ним: настроиться на его волну и расслабиться. М не опасный. Как говорится, собака, которая лает — не кусает.
2️⃣ «Робот». М спокойный, расчетливый. Может обсчитать все, если в ударе, то легко формулирует контрпримеры к гипотезе Римана. Настроение всегда ровное, чуть ироничное. В коммуникациях расставляет логические мины-ловушки, потом с сожалением смотрит на тебя, если попался. Шикарно аргументирует. С ним можно прокачаться в продажах и торгах, это будет бесподобная школа. После нее можно легко торговатьбиткоинами на Даниловском рынке. Метод работы с ним: постоянная включенность и попытки просчитать беседу на пять ходов вперед. Профилактика Альцгеймера, чо.
3️⃣ «Эмпат». М дружелюбный, открытый. Великолепно проводит совещания и мозговые штурмы, участливо снимает и дает обратную связь. В его арсенале не эти ваши банальные «я услышал», но «расскажи, что ты чувствуешь после нашей беседы». Владеет фишбоном. Он научит искусству корпоративной дипломатии, раскроет тайны переговоров в курилке. После него — хоть в АП, хоть в крупный банк, хоть в госкорпорацию. Метод работы с ним: не верить. Сдаст в любой момент. Принятие этого факта само по себе развивающее. Обогатит ваш словарный запас фразой «порешать аппаратно».
4️⃣ «Деловой». М собранный, сфокусированный. Все знает про рынки, бизнес-кейсы, УТП, воронки. У него очень плотный график, нет ни минутки лишней. Опоздание на 5 минут карает презрением, ехидно изливая желчь. Очень широкие связи, но его, как правило, не любят. Научит практике критиковать любую идею и тут же применять ее в своих проектах. Ну и вообще критическое мышление прокачает. Метод работы с ним: пунктуальность, четкость в выражениях, умеренность в эмоциях.Поржать можно потом, когда вспоминаешь звериную серьезность его физиономии.
5️⃣ «Потеряшка». М легкий, улыбчивый. Всех знает, все его знают. Всегда на связи, всегда откликнется. Чем занимается? Достоверно не известно. Но лепит фоточки отовсюду, и всегда на самых серьезных щщах. Что-то мутит, но обычно ничего не выгорает. Научит нетворкингу по-серьезке. Не просто как разговаривать, но как чувствовать потоки. Отличная школа, главное — не залипнуть в череде связей. Метод работы с ним: выделить строго ограниченное время на это партнерство, скажем, полгода. И заставить себя прервать с ним отношения. Потом вздыхать и слушать Чайф: «Все меньше болит, но я без тебя не могу совершенно...».
1️⃣ «Зажигалка». М энергичный, целеустремленный. Прошибет любые стены, если будет на подъеме. Периодические спады заставляют подозревать у него биполярку. В коммуникациях давит, если настроение хорошее — весело, если фиговое — мрачно. Сложно не попасть под обаяние этого типа М. Может научить простой истине: «не важно, что говорить, важно — как». Ну и вообще очень прокачивает в коммуникациях. Метод работы с ним: настроиться на его волну и расслабиться. М не опасный. Как говорится, собака, которая лает — не кусает.
2️⃣ «Робот». М спокойный, расчетливый. Может обсчитать все, если в ударе, то легко формулирует контрпримеры к гипотезе Римана. Настроение всегда ровное, чуть ироничное. В коммуникациях расставляет логические мины-ловушки, потом с сожалением смотрит на тебя, если попался. Шикарно аргументирует. С ним можно прокачаться в продажах и торгах, это будет бесподобная школа. После нее можно легко торговать
3️⃣ «Эмпат». М дружелюбный, открытый. Великолепно проводит совещания и мозговые штурмы, участливо снимает и дает обратную связь. В его арсенале не эти ваши банальные «я услышал», но «расскажи, что ты чувствуешь после нашей беседы». Владеет фишбоном. Он научит искусству корпоративной дипломатии, раскроет тайны переговоров в курилке. После него — хоть в АП, хоть в крупный банк, хоть в госкорпорацию. Метод работы с ним: не верить. Сдаст в любой момент. Принятие этого факта само по себе развивающее. Обогатит ваш словарный запас фразой «порешать аппаратно».
4️⃣ «Деловой». М собранный, сфокусированный. Все знает про рынки, бизнес-кейсы, УТП, воронки. У него очень плотный график, нет ни минутки лишней. Опоздание на 5 минут карает презрением, ехидно изливая желчь. Очень широкие связи, но его, как правило, не любят. Научит практике критиковать любую идею и тут же применять ее в своих проектах. Ну и вообще критическое мышление прокачает. Метод работы с ним: пунктуальность, четкость в выражениях, умеренность в эмоциях.
5️⃣ «Потеряшка». М легкий, улыбчивый. Всех знает, все его знают. Всегда на связи, всегда откликнется. Чем занимается? Достоверно не известно. Но лепит фоточки отовсюду, и всегда на самых серьезных щщах. Что-то мутит, но обычно ничего не выгорает. Научит нетворкингу по-серьезке. Не просто как разговаривать, но как чувствовать потоки. Отличная школа, главное — не залипнуть в череде связей. Метод работы с ним: выделить строго ограниченное время на это партнерство, скажем, полгода. И заставить себя прервать с ним отношения. Потом вздыхать и слушать Чайф: «Все меньше болит, но я без тебя не могу совершенно...».
🔥31✍15😁13❤6👍2🤔2
Ты нашел. Нашел дело всей своей жизни. Строишь, развиваешь, растишь. Год, два, семь. Проходит время, и вот это дело ассоциируется только с тобой. Его немыслимо представить без тебя. Может, ты даже назвал его своим именем. Или назначил его день рождения в дату своего дня рождения. Ты знаешь в нем все. Ты знаешь в нем всех. Ты принимаешь все значимые решения. А если становится скучно, то и незначимые. Твой авторитет непререкаем. Ты — царь. Каждое утро начинается с многолетних ритуалов. Они подчеркивают твою особую роль. Может, ты уже написал книгу про свое дело. Это апофеоз симбиоза. Катарсис 🏆
И вдруг ты ослабел. Здоровье, здоровье подкосило. Ты им не занимался-то никогда. Не было времени, было одно дело. А тут вдруг спина, и зубы, и что-то темное нашли в желудке, и ушел близкий друг. Навалилось, и все пошло вразнос. Кому нужен немощный царь? Как управлять без ежедневных ритуалов? Это же не возможность, это же обязанность. Дело тебя душит, требует твоего времени. А сил нет, просто нет сил. И это понимание еще больше скручивает тебя. Добавляет страданий. Усиливает боль. И тут вроде надо сказать, что ты устал и уходишь. Но нет, это твое дело. Ты вцепишься в него и вы задушите друг друга в объятиях.
📌 Или ты вдруг охладел. Так бывает. Ты не управляешь эмоциями. Они могут прийти, а могут — уйти. Разлюбил, все. Сердцу не прикажешь. И каждый день вместе с уже не любимым делом превращается в пытку. Автоматически ты еще показываешь любовь. Делаешь жесты, говоришь слова. Но тебе уже не верят. И, самое противное, ты и сам не веришь. Вроде все понимающие люди, но кто же тебе скажет: «Царь, ты заврался! Уходи, царь!». Никто не скажет, уважение к былым заслугам. И ты поднимаешься каждое утро и идешь на свои галеры. Из памяти к былому драйву. И душит, душит скука, ты понемногу худеешь, и вот совсем исчезаешь.
💬 Знаете, жизнь — сложная штука. Большая удача понять, что надо искать свое дело. Большое счастье найти свое дело. Большой труд и отвага делать свое дело. Большое упорство вырастить свое дело. И большая мудрость — отдать свое дело. Поставить точку. Выдохнуть. Улыбнуться. И идти дальше. Может быть, начать то же с начала. Может быть, начать с начала другое. Может, ничего не начинать. А просто жить.
И вдруг ты ослабел. Здоровье, здоровье подкосило. Ты им не занимался-то никогда. Не было времени, было одно дело. А тут вдруг спина, и зубы, и что-то темное нашли в желудке, и ушел близкий друг. Навалилось, и все пошло вразнос. Кому нужен немощный царь? Как управлять без ежедневных ритуалов? Это же не возможность, это же обязанность. Дело тебя душит, требует твоего времени. А сил нет, просто нет сил. И это понимание еще больше скручивает тебя. Добавляет страданий. Усиливает боль. И тут вроде надо сказать, что ты устал и уходишь. Но нет, это твое дело. Ты вцепишься в него и вы
📌 Или ты вдруг охладел. Так бывает. Ты не управляешь эмоциями. Они могут прийти, а могут — уйти. Разлюбил, все. Сердцу не прикажешь. И каждый день вместе с уже не любимым делом превращается в пытку. Автоматически ты еще показываешь любовь. Делаешь жесты, говоришь слова. Но тебе уже не верят. И, самое противное, ты и сам не веришь. Вроде все понимающие люди, но кто же тебе скажет: «Царь, ты заврался! Уходи, царь!». Никто не скажет, уважение к былым заслугам. И ты поднимаешься каждое утро и идешь на свои галеры. Из памяти к былому драйву. И душит, душит скука, ты понемногу худеешь, и вот совсем исчезаешь.
А еще вдруг ты постарел. Встал с утра, посмотрел в зеркало, увидел в нем осунувшуюся и не вдохновляющую физиономию. Понял, что пора. Ты много думал об этом дне. Боялся его и ждал. Когда настает пора отдать царство приемнику. Он у тебя давно есть, твой сын, гордость и радость. Выучился в плющевой лиге, слова умные знает, людей правильных. Все, пора передавать бразды. И тут выясняется странное: он не хочет. Он, сукин сын, не хочет! Говорит, что ему этот колхоз не интересен, он лучше побездельничает в Калифорнии. После инфаркта ты снова в строю. Нельзя дать упасть знамени. Правда, каждый день идти на ритуалы все сложнее. Тебя душит обида, сгибает к земле. И вот тебя почти уже нет.
💬 Знаете, жизнь — сложная штука. Большая удача понять, что надо искать свое дело. Большое счастье найти свое дело. Большой труд и отвага делать свое дело. Большое упорство вырастить свое дело. И большая мудрость — отдать свое дело. Поставить точку. Выдохнуть. Улыбнуться. И идти дальше. Может быть, начать то же с начала. Может быть, начать с начала другое. Может, ничего не начинать. А просто жить.
❤55🔥26👍9👏6✍5💯3🎉2
❄️ Снежинки. Термин такой. Был введен для описания поколения, родившихся после 2000 года. Имеет ироничную, даже осуждающую окраску. Суть следующая: люди, имеющие тонкую, ранимую психику, считающие себя уникальными, болезненно реагирующие на отличное мнение и так далее. Как по мне — это просто описание инфантильного поведения, которому зачем-то придумали новый термин. Более того, я вообще не уверен в том, что можно вот так запросто говорить об особенностях целого поколения. Люди разные, страны разные, обстоятельства разные. Думаю, тут дело в другом.
💳 Дело, безусловно, в достатке. Последние лет 20 были весьма неплохи. Достаток этот самый рос, где-то быстрее, где-то - не очень. Но, в целом, я давно уже не видел гуманитарной помощи, тушенки «Великая стена» и пустых полок. Раз в неделю 10-минутный мультик дети тоже перестали ждать некоторое время назад. То есть хлеб и зрелища если не у всех в достатке, то хватает. Да, это еще не черная икра с утра. Но уже и не четвертинка черного, как бывало, с чаем без сахара. Это, разумеется, хорошо и прекрасно, искренне рад за последние 20 лет.
Те, кто застал сложности и кризисы, те понимают конечность достатка. Да, сегодня есть икра, но завтра ее может не быть. Не потому что ты лажанулся, а просто потому что часы истории прокрутились. Следовательно, чего толку переживать о будущем? Жить надо сейчас, а там поглядим, по обстоятельствам. И где наша не пропадала. Опять же, начнешь переживать сейчас, испортишь себе это сейчас. А оно больше может и не повториться. Потому что см. выше. Плюс они не делят все на черное и белое. Потому что пару раз получали буквальнопо морде за упрощения. Такие были времена.
Почему мне не нравится термин «снежинки»? Он не отражает сути трансформации инфантилов. Снежинка вроде хрупкая и ломкая. На самом деле, в борьбе за привычный мир, снежинка становится градинкой. Страх, разочарование, обида от потерь превращают милого и доброго, ревнителя человеческих ценностей, всепонимающего и мудрого человека в полную свою противоположность. Резкого, нетерпимого к чужому мнению и просто чужому, способного на преступление. Страшное это дело — страх. Такой вот тавтологический вывод.
💳 Дело, безусловно, в достатке. Последние лет 20 были весьма неплохи. Достаток этот самый рос, где-то быстрее, где-то - не очень. Но, в целом, я давно уже не видел гуманитарной помощи, тушенки «Великая стена» и пустых полок. Раз в неделю 10-минутный мультик дети тоже перестали ждать некоторое время назад. То есть хлеб и зрелища если не у всех в достатке, то хватает. Да, это еще не черная икра с утра. Но уже и не четвертинка черного, как бывало, с чаем без сахара. Это, разумеется, хорошо и прекрасно, искренне рад за последние 20 лет.
Те, кто застал сложности и кризисы, те понимают конечность достатка. Да, сегодня есть икра, но завтра ее может не быть. Не потому что ты лажанулся, а просто потому что часы истории прокрутились. Следовательно, чего толку переживать о будущем? Жить надо сейчас, а там поглядим, по обстоятельствам. И где наша не пропадала. Опять же, начнешь переживать сейчас, испортишь себе это сейчас. А оно больше может и не повториться. Потому что см. выше. Плюс они не делят все на черное и белое. Потому что пару раз получали буквально
☝ Другое дело те, кто не застал задницы. У них есть убежденность, что хорошее есть нормальное. И что другого хорошего-нормального и быть не может. Натурально, когда выясняется, что может, то наступает шок. Как же так, мой мир розовых единорогов оказался хуже и гаже? На самом деле он оказался другим, более, что ли, комплексным. Но шок от сложности жизни играет злую шутку. Сразу хочется все упрощать. Пропадают градиенты, возникает черно-белое деление. И те, кто еще вчера были порядочными зажиточными гражданами, становятся ярыми и упертыми фанатиками. Потому что так проще выдержать сложность мира.
Почему мне не нравится термин «снежинки»? Он не отражает сути трансформации инфантилов. Снежинка вроде хрупкая и ломкая. На самом деле, в борьбе за привычный мир, снежинка становится градинкой. Страх, разочарование, обида от потерь превращают милого и доброго, ревнителя человеческих ценностей, всепонимающего и мудрого человека в полную свою противоположность. Резкого, нетерпимого к чужому мнению и просто чужому, способного на преступление. Страшное это дело — страх. Такой вот тавтологический вывод.
👍25🔥18💯14🤔3❤1
Лет десять назад я бросался во все тяжкие. Мне было интересно. Страшно и интересно. Новый большой мир пиара. Статьи, выступления, интервью. Радио — ок, телевидение — еще лучше. Сидеть в жюри — наше вам почтение. Выступать на открытии чего-то — с превеликим удовольствием. Поездки, самолеты, гостиницы. Наверное, лет пять я этим увлекался. А потом стало скучно. Выяснилось, что новая повестка так не созревает. И людей с чем-то новым, оригинальным, почти и нет. А те, кто действительно интересны, никуда не ездят, и до них непросто достучаться.
🧠 И был у меня ночной разговор с умным человеком. Настолько умным, что аж с нобелевской премией. Мы зацепились языками о судьбе микроэлектроники, а дальше как-то съехали на публичную активность. И он, этот умный человек, толкнул мысль, что выступления и публикации, да и преподавание, — весьма энергозатратно. В идеале это постоянная работа мозга, направленная на ответ на вопрос: «Что бы еще такого сделать или сказать, чтобы как можно больше людей приняли мою точку зрения?». Заметьте, постоянная работа, и бурная.
Единожды столкнувшись с этими колоссальными ресурсными вложениями, человек делает выбор. Даже не выбор, а ставку. Содержательность против харизмы. А также новые смыслы против частоты выступлений. Решается, с позволения сказать, Гамлетовский вопрос о приоритетах: быть или слыть. Что ближе, мелькать везде с одной и той же повесткой, или сократить частоту в угоду новым мыслям? Строить убеждение на логике или популизме? Вынашивать замысел, его шлифовать, или фигачить экспромтом? Такие вот непростые развилки.
Более того, утверждал он, сделанный выбор на эмоциональность и популизм это, как правило, билет в один конец. То есть соскочить с иглы внимания к тебе лично, а не к качеству твоих аргументов, сложно. Мы вообще любим внимание к себе. И если наши идеи, подспудно, это вовсе не идеи, а способ привлечь к себе внимание — то вуаля! Единожды привлекши каким-то разрывающим шаблоны, пусть и нелогичным, заключением, мы используем это снова и снова. Внимание — такой наркотик. А логика? Ну а что логика. Сегодня она одна, завтра — другая.
После этого разговора я стал делать «годовые выступления». Идея была в том, чтобы выбрать тему, в новогодние праздники ее тщательно разобрать, подготовить презентацию и отрепетировать выступление. И потом, в течение года, выступать только с ней. Параллельно я драматически сократил объем выступлений до 8-10 в год. Параллельно я начал отказываться от «представительских» мероприятий. И кратно уменьшил объем статей и колонок. И всяких интервью, подкастов, встреч. Кстати, времени освободилось — вагон.
🔖 Что я заметил? Даже искусственное ограничение себя в частоте выступлений приводит к весьма интересным результатам. «Запертые» в голове мысли, не имеющие привычного «выхода», начинают выстраиваться в весьма оригинальные и свежие конструкции. Проявляются какие-то, ранее не видимые, аспекты и звучания. Подрастает оригинальность, креативность. Вообще, когда стараешься исторгать из себя только достойное, по высшему критерию, то меняется даже образ мыслей. Не зря же говорят, что молчание — золото. Может мы эту поговорку неправильно трактовали?
🧠 И был у меня ночной разговор с умным человеком. Настолько умным, что аж с нобелевской премией. Мы зацепились языками о судьбе микроэлектроники, а дальше как-то съехали на публичную активность. И он, этот умный человек, толкнул мысль, что выступления и публикации, да и преподавание, — весьма энергозатратно. В идеале это постоянная работа мозга, направленная на ответ на вопрос: «Что бы еще такого сделать или сказать, чтобы как можно больше людей приняли мою точку зрения?». Заметьте, постоянная работа, и бурная.
Единожды столкнувшись с этими колоссальными ресурсными вложениями, человек делает выбор. Даже не выбор, а ставку. Содержательность против харизмы. А также новые смыслы против частоты выступлений. Решается, с позволения сказать, Гамлетовский вопрос о приоритетах: быть или слыть. Что ближе, мелькать везде с одной и той же повесткой, или сократить частоту в угоду новым мыслям? Строить убеждение на логике или популизме? Вынашивать замысел, его шлифовать, или фигачить экспромтом? Такие вот непростые развилки.
💬 Мой собеседник заявил такое: только около 20% авторов и спикеров, выступающих на ненаучные темы, используют формальную логику. Подавляющее же большинство либо нарушает причинно-следственные конструкции, либо не утруждается анализом фактов, либо просто не приводит никаких подтверждающих цифр. В свою очередь, среди 20% наиболее активно выступающих, нет тех самых предыдущих 20%. То есть ни одного. Иными словами, мой собеседник утверждал, что существует зависимость между частотой выступлений и качеством аргументации, новизной и их оригинальностью.
Более того, утверждал он, сделанный выбор на эмоциональность и популизм это, как правило, билет в один конец. То есть соскочить с иглы внимания к тебе лично, а не к качеству твоих аргументов, сложно. Мы вообще любим внимание к себе. И если наши идеи, подспудно, это вовсе не идеи, а способ привлечь к себе внимание — то вуаля! Единожды привлекши каким-то разрывающим шаблоны, пусть и нелогичным, заключением, мы используем это снова и снова. Внимание — такой наркотик. А логика? Ну а что логика. Сегодня она одна, завтра — другая.
После этого разговора я стал делать «годовые выступления». Идея была в том, чтобы выбрать тему, в новогодние праздники ее тщательно разобрать, подготовить презентацию и отрепетировать выступление. И потом, в течение года, выступать только с ней. Параллельно я драматически сократил объем выступлений до 8-10 в год. Параллельно я начал отказываться от «представительских» мероприятий. И кратно уменьшил объем статей и колонок. И всяких интервью, подкастов, встреч. Кстати, времени освободилось — вагон.
🔖 Что я заметил? Даже искусственное ограничение себя в частоте выступлений приводит к весьма интересным результатам. «Запертые» в голове мысли, не имеющие привычного «выхода», начинают выстраиваться в весьма оригинальные и свежие конструкции. Проявляются какие-то, ранее не видимые, аспекты и звучания. Подрастает оригинальность, креативность. Вообще, когда стараешься исторгать из себя только достойное, по высшему критерию, то меняется даже образ мыслей. Не зря же говорят, что молчание — золото. Может мы эту поговорку неправильно трактовали?
👍55🔥29❤15🤔4💯3
Вы любите учиться? Ну кто же ответит «нет»? Разумеется, каждый воскликнет «еще как», и соврет. Не может не соврать, так как реальная эффективность обучения взрослых мизерна. Что-то между 1% и 20%. Ближе к 1% для онлайн курсов. Хотя, пресловутые 20% в офлайн — тоже лукавство. Дошел человек до конца? Посетил все занятия? Сделал все самостоятельные работы? Самостоятельно сделал все самостоятельные работы? А выпускной проект? А достиг своих образовательных целей? А измененных в середине курса тоже достиг? Я побуду оптимистом и скажу, что реальная эффективность может достигать 5%. Это значит 5 копеек с каждого заплаченного рубля. Ну такой себе КПД. 📉
Почему так происходит? Может преподаватели бесталанные? Программы скучные? Сроки обучения огромные? Это все, разумеется, есть. Но мало кто до этого дойдет. 80% группы прекратит заниматься после 20% курса максимум. Ну, может, будет слушать занятия «фоном». Все же неприлично, преподаватель старается. Другие найдут свои объяснения. Времени нет, работа навалилась. Стресс и переживания от потери иллюзий. Экономический кризис и рост доллара. Погода мерзкая, хочется в теплую ванну залезть. И так далее. Как понять, сколько людей продолжают заниматься? По сданным домашкам. Хорошо, если продолжают сдавать 20%. Для остальных курс, в общем-то, уже закончился 🔚
Почему студенты так быстро теряют интерес? Мое убеждение такое: люди теряют интерес потому, что его не было. Просто, да? Могло быть любопытство. Мол, а че там? Или социальное давление. Типа, надо поменять профессию. Могли поймать маркетологи на желание халявы. Пообещать выгодное трудоустройство и большой заработок. То есть как-то появилась импульсивная, краткосрочная мотивация. Знаете, как влюбленность. Острое, царапающее чувство. А настоящей любви-то нет. Серьезных мотивов тратить много сил и времени. Желания стать лучше, больше нравиться себе. Быть содержательнее. Нет, всего этого и не было. И, как любая влюбленность, вспыхнуло желание поучиться и погасло. Оставив после себя пустую аудиторию.
❗ Вторая фундаментальная причина — это отсутствие отбора. О, это прямо притча во языцах. Зачем вообще нужен отбор? Чтобы сбалансировать группу — раз. Чтобы удостовериться в возможности освоения курса студентом — два. Чтобы преподавателю не было скучно — три. Плюс прохождение вступительного испытания поддерживает долгосрочную мотивацию студента, но это мелочи. Без отбора группа не формируется. Точнее, это будет не группа, а набор произвольных людей, слабоуправляемых в силу своей произвольности. Единственное, что их будет тогда объединять, это наличие денег. Да и то, люди взявшие кредит будут весьма отличаться от заплативших свои.
Что в итоге? Проблема доходимости или эффективности обучения в меньшей степени проблема курса и образовательной системы. До них просто не доходит дело. В основном проблема находится в продвижении курса и отборе в группу. Помню, хорошо в свое время сформулировал Мау (цитирую по памяти): «Наша задача — отобрать самых толковых и не мешать им учиться». Совершенно прав. Вот только толковых мало. А кушать всем хочется. Поэтому и ведется невероятное втюхивание образования по всем фронтам. С криками глашатаев и обещаниями невозможного. Как беляши у Курского вокзала.
Почему так происходит? Может преподаватели бесталанные? Программы скучные? Сроки обучения огромные? Это все, разумеется, есть. Но мало кто до этого дойдет. 80% группы прекратит заниматься после 20% курса максимум. Ну, может, будет слушать занятия «фоном». Все же неприлично, преподаватель старается. Другие найдут свои объяснения. Времени нет, работа навалилась. Стресс и переживания от потери иллюзий. Экономический кризис и рост доллара. Погода мерзкая, хочется в теплую ванну залезть. И так далее. Как понять, сколько людей продолжают заниматься? По сданным домашкам. Хорошо, если продолжают сдавать 20%. Для остальных курс, в общем-то, уже закончился 🔚
Почему студенты так быстро теряют интерес? Мое убеждение такое: люди теряют интерес потому, что его не было. Просто, да? Могло быть любопытство. Мол, а че там? Или социальное давление. Типа, надо поменять профессию. Могли поймать маркетологи на желание халявы. Пообещать выгодное трудоустройство и большой заработок. То есть как-то появилась импульсивная, краткосрочная мотивация. Знаете, как влюбленность. Острое, царапающее чувство. А настоящей любви-то нет. Серьезных мотивов тратить много сил и времени. Желания стать лучше, больше нравиться себе. Быть содержательнее. Нет, всего этого и не было. И, как любая влюбленность, вспыхнуло желание поучиться и погасло. Оставив после себя пустую аудиторию.
❗ Вторая фундаментальная причина — это отсутствие отбора. О, это прямо притча во языцах. Зачем вообще нужен отбор? Чтобы сбалансировать группу — раз. Чтобы удостовериться в возможности освоения курса студентом — два. Чтобы преподавателю не было скучно — три. Плюс прохождение вступительного испытания поддерживает долгосрочную мотивацию студента, но это мелочи. Без отбора группа не формируется. Точнее, это будет не группа, а набор произвольных людей, слабоуправляемых в силу своей произвольности. Единственное, что их будет тогда объединять, это наличие денег. Да и то, люди взявшие кредит будут весьма отличаться от заплативших свои.
Что в итоге? Проблема доходимости или эффективности обучения в меньшей степени проблема курса и образовательной системы. До них просто не доходит дело. В основном проблема находится в продвижении курса и отборе в группу. Помню, хорошо в свое время сформулировал Мау (цитирую по памяти): «Наша задача — отобрать самых толковых и не мешать им учиться». Совершенно прав. Вот только толковых мало. А кушать всем хочется. Поэтому и ведется невероятное втюхивание образования по всем фронтам. С криками глашатаев и обещаниями невозможного. Как беляши у Курского вокзала.
👍26💯12🔥10❤6🤔4👌2🕊2✍1🤝1
Давным-давно я плотно занимался автоматизацией. Всех видов, которые только бывают: АСУТП, АСУПП и АСУП. То есть делал вот этими самыми мозолистыми руками сбор и обработку данных от технологического оборудования. Помнится, как-то даже замострячил лазерный маркировщик корпусов микросхем, объединив воедино камеру, лазер и транспортную систему. Писывал системы класса MES, там сложнее, там логики больше и она нелинейна. Представьте себе на минутку, что такое контроль времен межоперационного хранения в дискретном производстве? Ну и, вишенкой на торте, делал системы автоматизации вообще всей деятельности компании. Тремя сотнями страниц IDEF-диаграмм меня не напугать, пояснительная записка технического проекта в шести томах – да фигня, все видел, все понимаю.
Особенно глубоко понимаю заказчика. Обычно это человек задерганный и запутавшийся одновременно. У него есть классическое пожелание: «хочу одну кнопку, чтобы на нее нажал и получил все». Цитирую из служебной записки, видел своими глазами. Заказчик этот пребывает в двух формах: скептическая и романтическая. Скептическая форма звучит примерно так: «да что вы понимаете и можете сделать». Скептическая форма, обычно, прекращается после первого успешного внедрения. Когда заказчик соображает, что он может большое количество своих проблем переложить на автоматизацию. Процесс просветления обычно настает во время изучения им программы и методик испытаний, первого по-настоящему читаемого им документа. В этот момент он начинает понимать, что жизнь его невозвратно меняется.
🔖 Перейдя в романтическую форму, заказчик стремится автоматизировать все. Становится эдаким неофитом, как сейчас члены сектыChatGPT. Он перестает руководствоваться здравым смыслом, не слышит аргументов и с утра до ночи готов обсуждать не только техническое задание, но даже подробно копаться в архитектуре системы. Он выучит слова «технический долг» и «рефакторинг», будет успешно вворачивать аббревиатуры «SLA» и «TTM», в общем, станет эдаким евангелистом от эджайла и сына его скрама. Со стороны профессионалов выглядит это забавно. Как будто человек, посмотревший «Доктора Хауса» внезапно стал диагностом в федеральной больнице. Но заказчик есть заказчик. Простим ему его энтузиазм. Лучше же так, чем с кислой физиономией и отрицанием. Лучше подпись на акте, чем куча невнятных замечаний.
Конечно да, но нет. Такой развращенный заказчик становится головной болью. Единожды «подсев» на автоматизацию, он будет все вопросы решать через автоматизацию. А что, удобненько. Не надо думать. И не надо нести ответственность. Это же не он хреново выстроил процессы, это ИТшечка криво внедрила Asanу. Это не он не продумал процедуры использования базы знаний, это ему криво поставили Confluence. Ну и так далее. Возникают совершенно дикие конструкции, когда вместо того, чтобы нанять стажера, человека пока неквалифицированного, на выполнение рутинных задач и с перспективами роста, тратятся миллионы на создание решений.
И про монолиты пару слов. Заказчик как чумы боится многих систем. Типа «зоопарк» или, для продвинутых, «лоскнутная автоматизация». Пользуясь случаем, ответственно заявляю. Ровно как по бизнесу чаще выгодно нанять человека, ровно так же выгодно использовать несколько небольших систем вместо одной большой. Я не буду сейчас обосновывать это через TCO, просто поверьте на слово. Наши бизнесы сложные и так часто меняются, что чем больше изолированных элементов вашего ландшафта автоматизации – тем лучше. Дешевле. Быстрее изменения. И, может быть, при таком подходе вы реже услышите от вашего финансового или коммерческого что-то вроде: «А я ничего сделать не могу! Мне ИТ спринт задерживает!».
Особенно глубоко понимаю заказчика. Обычно это человек задерганный и запутавшийся одновременно. У него есть классическое пожелание: «хочу одну кнопку, чтобы на нее нажал и получил все». Цитирую из служебной записки, видел своими глазами. Заказчик этот пребывает в двух формах: скептическая и романтическая. Скептическая форма звучит примерно так: «да что вы понимаете и можете сделать». Скептическая форма, обычно, прекращается после первого успешного внедрения. Когда заказчик соображает, что он может большое количество своих проблем переложить на автоматизацию. Процесс просветления обычно настает во время изучения им программы и методик испытаний, первого по-настоящему читаемого им документа. В этот момент он начинает понимать, что жизнь его невозвратно меняется.
🔖 Перейдя в романтическую форму, заказчик стремится автоматизировать все. Становится эдаким неофитом, как сейчас члены секты
Конечно да, но нет. Такой развращенный заказчик становится головной болью. Единожды «подсев» на автоматизацию, он будет все вопросы решать через автоматизацию. А что, удобненько. Не надо думать. И не надо нести ответственность. Это же не он хреново выстроил процессы, это ИТшечка криво внедрила Asanу. Это не он не продумал процедуры использования базы знаний, это ему криво поставили Confluence. Ну и так далее. Возникают совершенно дикие конструкции, когда вместо того, чтобы нанять стажера, человека пока неквалифицированного, на выполнение рутинных задач и с перспективами роста, тратятся миллионы на создание решений.
А потом еще десятки миллионов на их интеграцию в общий контур. А потом сотни миллионов на рефакторинг и переделку бизнес-логики монолитных монстров с тоннами легаси.
И про монолиты пару слов. Заказчик как чумы боится многих систем. Типа «зоопарк» или, для продвинутых, «лоскнутная автоматизация». Пользуясь случаем, ответственно заявляю. Ровно как по бизнесу чаще выгодно нанять человека, ровно так же выгодно использовать несколько небольших систем вместо одной большой. Я не буду сейчас обосновывать это через TCO, просто поверьте на слово. Наши бизнесы сложные и так часто меняются, что чем больше изолированных элементов вашего ландшафта автоматизации – тем лучше. Дешевле. Быстрее изменения. И, может быть, при таком подходе вы реже услышите от вашего финансового или коммерческого что-то вроде: «А я ничего сделать не могу! Мне ИТ спринт задерживает!».
🔥29👍14💯8❤4
Чемодан без ручки. Нести тяжело, а выкинуть жалко. Вот и многие бизнесы для своих основателей становятся чемоданом без ручки. Вложил в такой лет десять жизни, а может и больше. Как-то компания телепается, приносит доход и, реже, прибыль. Вроде надоело уже, глаз замылился и драйва нет. А как соскочить? Это же не найм. Заявление тут на стол не кинуть. С другой стороны, ну нет идей для развития. Все перепробовал. И все то же. Люди те же. Проблемы те же. Только все усугубляется потому, что годы идут, оптимизм и энергия снижаются. Поэтому каждое утро со вздохом такой основатель идет в офис или в эфир, пытаясь, чтобы его новый день не стал совсем уж унылым. Как он сам, по сути.
🟠 Почему так получается? Причин несколько. Самая частая – бизнес делается «как все» в популярном сегменте рынка. То есть инноваций никаких, просто берем и пытаемся зарабатывать там, где уже зарабатывают другие. Пример – франшиза детского сада или домашней школы. Ну такое. Чтобы поиграть в бизнес – нормально. Но если хочется строить что-то прочное и свое, то потратите время зря. И не удивляйтесь потом, что в вашем бизнесе ничего не происходит. А с чего бы происходить, когда вы сами ничего и не выдумали нового? С чего бы становиться лидером рынка без новых идей? Так не бывает. Пусть эти идеи не продуктовые, пусть. Можно в клиентском сервисе. Можно – в продажах. Но что-то где-то должно быть не как у всех.
🟠 Вторая возможная причина – упертый основатель. О, сколько раз я это видел. То есть упертость, в общем, неплохое качество. Но упертость бескомпромиссная, упертость фанатичная, это, доложу вам, треш. Ты ему говоришь, мол, нет денег в этом рынке. Или, скажем, бизнес-модель надо изменить на то-то и то-то. А у основателя как будто планка падает. То есть вежливость сохраняет, в горло не вцепляется. Но видно – нет. Будет с бараньим упорством тащить и тащить свою ту самую идею, с которой бизнес делал. Эта фантастическая негибкость у него вызывает еще и гордость. Вот, мол, какой я несгибаемый чувачок, один против ветра. Я не разбирался в причинах такого поведения, не моя сфера. Думаю, тут много от страха перемен.
🟠 Третья причина – нереалистичные ожидания. Смотрите, когда мы ждем подарки на день рождения, и получаем то, что хотели, то мы радуемся умеренно. Если что-то, что считаем недостойным себя – расстраиваемся или игнорируем. Вот и с бизнесом так же. Основатель, который необоснованно ждет взрывного роста или высокой оценки бизнеса или ломовых дивидендов, и их не получает, он, простите, отмораживается. Расстраивается, грустнеет и скучнеет. Хотя, на самом деле, он получил вполне неплохие, адекватные результаты. Как потопал – так и полопал. Но оценка-то у него ого-го, оценка у него такая, как будто топал он мощнейше. Вот тут-то у него настроение и портится. Тут-то у него возникает образ чемодана без ручки.
К чему это я? В бизнесе все как в жизни. Если ты не стремишься к новому, не учишься, не развиваешься – тебя ждет болото. Если ты упертый и упоротый, играешься в нонконформизм и бравируешь своей правотой – тебя ждет разочарование. Если ты считаешь себя достойным иного, большего, прекрасного и высокого, неизмеримо и качественно иного – тебя ждет одиночество. Потому что нет другого рецепта, кроме как играть в долгую, трудиться, крутиться, искать варианты, меняться, изучать, рефлексировать, идти на компромиссы, искать объективную оценку, понемногу, шаг за шагом, строить новое.
🟠 Почему так получается? Причин несколько. Самая частая – бизнес делается «как все» в популярном сегменте рынка. То есть инноваций никаких, просто берем и пытаемся зарабатывать там, где уже зарабатывают другие. Пример – франшиза детского сада или домашней школы. Ну такое. Чтобы поиграть в бизнес – нормально. Но если хочется строить что-то прочное и свое, то потратите время зря. И не удивляйтесь потом, что в вашем бизнесе ничего не происходит. А с чего бы происходить, когда вы сами ничего и не выдумали нового? С чего бы становиться лидером рынка без новых идей? Так не бывает. Пусть эти идеи не продуктовые, пусть. Можно в клиентском сервисе. Можно – в продажах. Но что-то где-то должно быть не как у всех.
🟠 Вторая возможная причина – упертый основатель. О, сколько раз я это видел. То есть упертость, в общем, неплохое качество. Но упертость бескомпромиссная, упертость фанатичная, это, доложу вам, треш. Ты ему говоришь, мол, нет денег в этом рынке. Или, скажем, бизнес-модель надо изменить на то-то и то-то. А у основателя как будто планка падает. То есть вежливость сохраняет, в горло не вцепляется. Но видно – нет. Будет с бараньим упорством тащить и тащить свою ту самую идею, с которой бизнес делал. Эта фантастическая негибкость у него вызывает еще и гордость. Вот, мол, какой я несгибаемый чувачок, один против ветра. Я не разбирался в причинах такого поведения, не моя сфера. Думаю, тут много от страха перемен.
🟠 Третья причина – нереалистичные ожидания. Смотрите, когда мы ждем подарки на день рождения, и получаем то, что хотели, то мы радуемся умеренно. Если что-то, что считаем недостойным себя – расстраиваемся или игнорируем. Вот и с бизнесом так же. Основатель, который необоснованно ждет взрывного роста или высокой оценки бизнеса или ломовых дивидендов, и их не получает, он, простите, отмораживается. Расстраивается, грустнеет и скучнеет. Хотя, на самом деле, он получил вполне неплохие, адекватные результаты. Как потопал – так и полопал. Но оценка-то у него ого-го, оценка у него такая, как будто топал он мощнейше. Вот тут-то у него настроение и портится. Тут-то у него возникает образ чемодана без ручки.
К чему это я? В бизнесе все как в жизни. Если ты не стремишься к новому, не учишься, не развиваешься – тебя ждет болото. Если ты упертый и упоротый, играешься в нонконформизм и бравируешь своей правотой – тебя ждет разочарование. Если ты считаешь себя достойным иного, большего, прекрасного и высокого, неизмеримо и качественно иного – тебя ждет одиночество. Потому что нет другого рецепта, кроме как играть в долгую, трудиться, крутиться, искать варианты, меняться, изучать, рефлексировать, идти на компромиссы, искать объективную оценку, понемногу, шаг за шагом, строить новое.
1👍39❤12🔥10✍3💯1
Не особо у меня сложилось с юностью. Нет, грех жаловаться, да я и вовсе не жалуюсь. Просто так получилось. Наложились ранние 90-е, со всеми их материальными проблемами, на тяжелую болезнь отца и рождение сестры, на поступление в вуз и необходимость работать. Сейчас вспоминаю и понимаю, что светлый жизненный эпизод, который называется «студенчество» или даже шире – «юность», прошел мимо меня. А я со звериной серьезностью впахивал. Не прямо вот копал канавы, конечно. Но мысли были не о том, мысли были о деньгах и карьерных перспективах. Тревожные мысли. Что будет завтра? Как найти еще доход? А что, если меня уволят? Эти мысли преследуют меня до сих пор.
🔍 Этот мой сценарий породил еще одну мою особенность. Я примечаю в людях плохое. В смысле, не только плохое, нет. Но я вижу в людях сначала плохое. Составляю впечатление о человеке как совокупности плохого. Проверяю его на свои догадки, радуюсь, если ошибся. Но, к сожалению, ошибаюсь я редко. Нет-нет, не подумайте. Я ничего не вижу особенного во лжи, неуверенности, тщеславии, трусости, лицемерии и прочем. Сам такой же, вообще без белого пальто. Просто если у кого-то профиль человека состоит из его, человека, выдающихся свойств, то у меня – из свойств негативных. Это как пазл. Я буду общаться с тем, у кого плохие чертыкорреспондируют с моими такими же.
Так как в людях я вижу плохое, то все время жду подвоха. Что кто-то что-то не сделает вовремя потому, что ленив. Что опоздание ко мне на встречу это не раздолбайство, а проявление неуважения. Что плохо выполненная работа – это не ошибка первого раза, а системная бездарность. Это логично. Как можно не тревожиться по поводу людей, если они – сосредоточение плохих, негодных свойств. Эта тревога заставляет порой контролировать досконально. Эта тревога гонит делать самому то, что можно было бы давно отдать. Эта тревога заставляет изучать кучу нового, вникая в работу людей детально и серьезно. Иронично, но эта тревога – важный драйвер моего развития.
💭 Надо сказать, что с годами энергии на эту тревогу становится все меньше. То есть если лет пять назад я мог «оторвать голову», то сейчас уже лень. Я не стал лучше, вряд ли стал спокойнее, в душе все так же кипит. Но начинаешь включать голову и думать «а зачем?». Даже не «зачем?», а «что дальше?». Вот уволю я его, или доведу ее до слез, и она сама уволится. И что я буду со всем этим дерьмом дальше делать? Искать нового человека, его опять учить, опять выстраивать? Может ну его и попробовать как-то эволюционно? Дать еще шанс? Или снизить планку? В конце концов сам же я не безгрешен. И так же ленив, так же глуп в каких-то аспектах. Мы же все человеки.
📌 Но это все не решение проблемы тревожности, конечно. Это так, надстройка. А вот как сделать так, чтобы не трястись каждый день из-за несовершенства мира? Как не ждать подвоха? У меня, наверное, есть рецепт. Он логичен. Записывайте, у кого похожие проблемы. Надо учиться видеть в людях хорошее. И учиться этим восхищаться. Я думаю, это обычный навык. Как чистить зубы. Сегодня подметил одно классное свойство. Завтра – два. Сегодня подметил и удивился. Завтра уже порадовался за человека. А послезавтра порадовался за себя, что общаешься с таким чудесным товарищем. Забирайте рецепт. Дарю.
🔍 Этот мой сценарий породил еще одну мою особенность. Я примечаю в людях плохое. В смысле, не только плохое, нет. Но я вижу в людях сначала плохое. Составляю впечатление о человеке как совокупности плохого. Проверяю его на свои догадки, радуюсь, если ошибся. Но, к сожалению, ошибаюсь я редко. Нет-нет, не подумайте. Я ничего не вижу особенного во лжи, неуверенности, тщеславии, трусости, лицемерии и прочем. Сам такой же, вообще без белого пальто. Просто если у кого-то профиль человека состоит из его, человека, выдающихся свойств, то у меня – из свойств негативных. Это как пазл. Я буду общаться с тем, у кого плохие черты
Так как в людях я вижу плохое, то все время жду подвоха. Что кто-то что-то не сделает вовремя потому, что ленив. Что опоздание ко мне на встречу это не раздолбайство, а проявление неуважения. Что плохо выполненная работа – это не ошибка первого раза, а системная бездарность. Это логично. Как можно не тревожиться по поводу людей, если они – сосредоточение плохих, негодных свойств. Эта тревога заставляет порой контролировать досконально. Эта тревога гонит делать самому то, что можно было бы давно отдать. Эта тревога заставляет изучать кучу нового, вникая в работу людей детально и серьезно. Иронично, но эта тревога – важный драйвер моего развития.
💭 Надо сказать, что с годами энергии на эту тревогу становится все меньше. То есть если лет пять назад я мог «оторвать голову», то сейчас уже лень. Я не стал лучше, вряд ли стал спокойнее, в душе все так же кипит. Но начинаешь включать голову и думать «а зачем?». Даже не «зачем?», а «что дальше?». Вот уволю я его, или доведу ее до слез, и она сама уволится. И что я буду со всем этим дерьмом дальше делать? Искать нового человека, его опять учить, опять выстраивать? Может ну его и попробовать как-то эволюционно? Дать еще шанс? Или снизить планку? В конце концов сам же я не безгрешен. И так же ленив, так же глуп в каких-то аспектах. Мы же все человеки.
📌 Но это все не решение проблемы тревожности, конечно. Это так, надстройка. А вот как сделать так, чтобы не трястись каждый день из-за несовершенства мира? Как не ждать подвоха? У меня, наверное, есть рецепт. Он логичен. Записывайте, у кого похожие проблемы. Надо учиться видеть в людях хорошее. И учиться этим восхищаться. Я думаю, это обычный навык. Как чистить зубы. Сегодня подметил одно классное свойство. Завтра – два. Сегодня подметил и удивился. Завтра уже порадовался за человека. А послезавтра порадовался за себя, что общаешься с таким чудесным товарищем. Забирайте рецепт. Дарю.
👍26❤25🔥10🤔8🙏4😁3💯3✍1🤝1
Бизнес не растет. Ой-ой-ой. Задница растет, а бизнес – нет. Понятно, что причин может быть много. Вернее, не так. Вариантов причин всегда несколько, штуки три от силы. Они покрывают 95% всех случаев. Но виды причин меняются в зависимости от размера бизнеса. Для маленького они одни, для среднего – другие. Если рассуждать о малышах, о компаниях с командами до 20 человек и с выручкой вокруг 100 млн, то основных причин «нероста» будет три. Представляете, всего три! Сейчас расскажу.
1️⃣ Первая причина – это банальный расфокус. Я очень хорошо знаю это чувство. Когда у тебя приходит по 7-8 млн в месяц, то ты начинаешь себя ощущать почти что Яндексом. И, натурально, мечтаешь покорить мир. Возникают проекты. Открывается продуктовая R&D лаборатория. Нанимается PR-менеджер. Осуществляются поездки в Дубай с целью оценки потенциала международной экспансии. Это наступило, как писал И. В. Сталин, головокружение от успехов. Вместо того чтобы тратить ресурсы на продолженный рост, на устойчивое развитие, на, в конце концов, формирование подушки безопасности, начинается блудняк.
2️⃣ Вторая причина – цифровой нигилизм. Это не когда вы избегаете цифровизации. Это когда вы ни фига не используете цифры при управлении бизнесом. Ну что, так сложно сделать финмодель что ли? Чего вы от этой задачи бегаете как от прокаженного? Нет, не надо никого нанимать. Основатель должен цифры пропустить через себя и обрести катарсис. Я не видел ни одного зрелого предпринимателя, который не знал ключевых показателей своей компании. В динамике. По месяцам на три года назад и на год вперед. Избегание цифр означает только одно – решения вы будете принимать интуитивно. И интуиция вас будет регулярно обманывать. Примерно так пару раз в день.
3️⃣ Третья причина – неверие в HR. Знаете, сколько основателей заученно повторяют «кадры – это все»? А сколько из них хотя бы пробуют построить системный HR в своих компаниях? Разница – на порядки. С людьми обычно полный хаос. Нет ни схем компенсации, ни матриц компетенций с грейдами, ни планов развития. Человек приходит в компанию и уходит, потому что никто не объяснил, как он в ней может расти. А еще нет внутренних коммуникаций, нет работы над HR-брендом, нет объединяющих идей и попыток их транслировать. Человек внутри компании не понимает, что он делает здесь, в чем отличие вашей компании от другой рядом. Ну кроме денег. И уходит, как только предложат чуть больше.
Это все, ребята! Я имею для вас смелое утверждение. Компания и основатель, искоренившие у себя все эти проявления, эти проблемы, с высокой вероятностью шагнут на следующую ступеньку. Она находится примерно в районе 100-200 человек команды и 500 млн выручки. Там будут другие типовые проблемы, понятно. Если вдруг кому интересно – пишите. Опишу и их.
1️⃣ Первая причина – это банальный расфокус. Я очень хорошо знаю это чувство. Когда у тебя приходит по 7-8 млн в месяц, то ты начинаешь себя ощущать почти что Яндексом. И, натурально, мечтаешь покорить мир. Возникают проекты. Открывается продуктовая R&D лаборатория. Нанимается PR-менеджер. Осуществляются поездки в Дубай с целью оценки потенциала международной экспансии. Это наступило, как писал И. В. Сталин, головокружение от успехов. Вместо того чтобы тратить ресурсы на продолженный рост, на устойчивое развитие, на, в конце концов, формирование подушки безопасности, начинается блудняк.
2️⃣ Вторая причина – цифровой нигилизм. Это не когда вы избегаете цифровизации. Это когда вы ни фига не используете цифры при управлении бизнесом. Ну что, так сложно сделать финмодель что ли? Чего вы от этой задачи бегаете как от прокаженного? Нет, не надо никого нанимать. Основатель должен цифры пропустить через себя и обрести катарсис. Я не видел ни одного зрелого предпринимателя, который не знал ключевых показателей своей компании. В динамике. По месяцам на три года назад и на год вперед. Избегание цифр означает только одно – решения вы будете принимать интуитивно. И интуиция вас будет регулярно обманывать. Примерно так пару раз в день.
3️⃣ Третья причина – неверие в HR. Знаете, сколько основателей заученно повторяют «кадры – это все»? А сколько из них хотя бы пробуют построить системный HR в своих компаниях? Разница – на порядки. С людьми обычно полный хаос. Нет ни схем компенсации, ни матриц компетенций с грейдами, ни планов развития. Человек приходит в компанию и уходит, потому что никто не объяснил, как он в ней может расти. А еще нет внутренних коммуникаций, нет работы над HR-брендом, нет объединяющих идей и попыток их транслировать. Человек внутри компании не понимает, что он делает здесь, в чем отличие вашей компании от другой рядом. Ну кроме денег. И уходит, как только предложат чуть больше.
Это все, ребята! Я имею для вас смелое утверждение. Компания и основатель, искоренившие у себя все эти проявления, эти проблемы, с высокой вероятностью шагнут на следующую ступеньку. Она находится примерно в районе 100-200 человек команды и 500 млн выручки. Там будут другие типовые проблемы, понятно. Если вдруг кому интересно – пишите. Опишу и их.
👍47❤16✍4👏4🔥1
Представляю свою статью о менторинге бизнесов. Думаю, что эта профессия постепенно займет предназначенное ей место, а Клуб менторов возглавит движняк. Читать можно здесь
Деловой мир
Менторство: секреты успешного поиска и взаимодействия
Узнайте, кто такой ментор и как он может помочь в развитии карьеры. Советы по поиску наставника, форматы взаимодействия и рекомендации для эффективного сотрудничества. Найдите своего проводника в мире профессиональных возможностей.
👍8🥰1
О, как вчера вы мне накидали предложений написать о проблемах бизнеса на третьей ступени. Спасибо, рад был вашему интересу. Ну и тому, что тема так зашла. Кстати, почему третьей, вы спросите? Это просто. Первая ступень – бизнес замысла, когда первая выручка и щенячий энтузиазм. Вторую я описывал вчера, это про головокружение от успехов. А третья будет сегодня, эта стадия поиска прибыли. Суть ее такая: подросли до 500 млн, народу уже много, основателю хочется кушать. То есть получать материальное подтверждение успеха в виде денежных знаков. И вот вокруг этого и прыгает вся история с ростом бизнеса на этом этапе развития. Итак, как и вчера, три проблемы, которые не позволяют расти дальше.
🟡 Проблема первая – драйвер или рычаг роста. Это весьма философская история. Видите ли, до 500 млн можно вырасти «как все». А вот дальше начинаются загадки. Что делает компанию большой? Только удачная бизнес-модель, подходящая текущему времени, рынку, Меркурию в Сатурне и так далее. Найти, осмыслить этот самый рычаг, приладить его в компанию – вопрос не столько интуиции (хотя бывает и так), сколько регулярной и системной работы над его поиском. В этот момент кто-то должен встать и сказать: «Стоп, граждане, так дальше жить нельзя! Давайте искать нашу бизнес-идентичность!». Ну или не так пафосно.
🟡 Проблема вторая – регулярный менеджмент. О, это целый мир. В состояние «пол-ярда» компания, обычно, приходит в формате «веди нас, царь-батюшка». То есть наличествует основатель (обычно – одна штука) и народ. Основатель уже изрядно прихренел от сложности основанной им деятельности. Но передавать бразды правления, то есть – делегировать, либо не готов, либо не знает как. И вроде бы он умный, основатель. Книжки читал и вообще. Но что-то ему мешает. Я так думаю, что мешает ему банальнаянеуверенность. Нужно ему, чтобы кто-то ему помог. Нарисовал план, а еще лучше поруководил. Потому что через руководство опыт передается плотнее.
🟡 Проблема третья – устойчивое развитие. Когда компания была маленькой и ее шатало из стороны в сторону – это было мило, органично. Компанию побольше когда кидает, то это выглядит страшно и непристойно. И вроде бы снова все рецепты есть. Бери, делай стратегию, делай на ее базе планы, устраивай их периодический контроль выполнения – и будет счастье. Но нет. 95% компаний этого уровня зрелости не имеют всех или части элементов процесса управления бизнесом на базе стратегии. Почему? Опять же, нужна передача опыта. Надо аккуратно погрузить в счастье от воспроизводимого и управляемого роста. И здесь вопрос поиска такого человека или команды – это вопрос шила в попе основателя. Обычно оно недостаточной длины.
На этом все, друзья. Какие основные проблемы у компаний побольше я еще только изучаю. Путь научения у меня простой – руками. Вот когда я свой бизнес разовью миллиардов эдак до 5-6, вот тогда напишу про следующую стадию. А пока – только догадки. Что-то там есть про корпоративное управление, партнерства и сотрудничество, а еще про разные финансовые рычаги. Но это не точно. Вернусь к вам года через два-три с этим вопросом.
🟡 Проблема первая – драйвер или рычаг роста. Это весьма философская история. Видите ли, до 500 млн можно вырасти «как все». А вот дальше начинаются загадки. Что делает компанию большой? Только удачная бизнес-модель, подходящая текущему времени, рынку, Меркурию в Сатурне и так далее. Найти, осмыслить этот самый рычаг, приладить его в компанию – вопрос не столько интуиции (хотя бывает и так), сколько регулярной и системной работы над его поиском. В этот момент кто-то должен встать и сказать: «Стоп, граждане, так дальше жить нельзя! Давайте искать нашу бизнес-идентичность!». Ну или не так пафосно.
🟡 Проблема вторая – регулярный менеджмент. О, это целый мир. В состояние «пол-ярда» компания, обычно, приходит в формате «веди нас, царь-батюшка». То есть наличествует основатель (обычно – одна штука) и народ. Основатель уже изрядно прихренел от сложности основанной им деятельности. Но передавать бразды правления, то есть – делегировать, либо не готов, либо не знает как. И вроде бы он умный, основатель. Книжки читал и вообще. Но что-то ему мешает. Я так думаю, что мешает ему банальная
🟡 Проблема третья – устойчивое развитие. Когда компания была маленькой и ее шатало из стороны в сторону – это было мило, органично. Компанию побольше когда кидает, то это выглядит страшно и непристойно. И вроде бы снова все рецепты есть. Бери, делай стратегию, делай на ее базе планы, устраивай их периодический контроль выполнения – и будет счастье. Но нет. 95% компаний этого уровня зрелости не имеют всех или части элементов процесса управления бизнесом на базе стратегии. Почему? Опять же, нужна передача опыта. Надо аккуратно погрузить в счастье от воспроизводимого и управляемого роста. И здесь вопрос поиска такого человека или команды – это вопрос шила в попе основателя. Обычно оно недостаточной длины.
На этом все, друзья. Какие основные проблемы у компаний побольше я еще только изучаю. Путь научения у меня простой – руками. Вот когда я свой бизнес разовью миллиардов эдак до 5-6, вот тогда напишу про следующую стадию. А пока – только догадки. Что-то там есть про корпоративное управление, партнерства и сотрудничество, а еще про разные финансовые рычаги. Но это не точно. Вернусь к вам года через два-три с этим вопросом.
50👍25👏4❤1🔥1
Удивительно, как мы мало умеем обращаться с деньгами. Под «мы» я понимаю людей своего поколения, хотя те, кто помладше, тоже жгут. Культура взаимодействия с деньгами многогранна, что-то закладывается в детстве (карманные деньги от родителей), что-то при первом трудоустройстве (ГПХ vs трудовой договор). Я думаю, что самый большой вклад вносит предпринимательство. Но так как в нашей стране, увы и ах, предпринимательство в загоне, а в чести корпорации и чиновничество, то ждать резкого роста или хотя бы постепенного увеличения уровня обращения с деньгами нельзя. Я хотел бы перечислить несколько основных косяков, которые я видел в этой теме, надеюсь, будет полезно.
📌 Самое распространенное – это неумение торговаться при найме. Даже не торговаться, а просто называть стоимость. Примерно половина кандидатов говорят что-то вроде «ну мне не удобно». Неудобно что? Предложить стартовую позицию для диалога? Предположить вилку исходя из дохода на предыдущем месте работы? Да что угодно, хоть «пол-палец-потолок», но не «неудобно». Да, есть такие хитропопые, которые думают, что кто первый сказал, тот и поиграл.Сам такой. Но не с такой же аргументацией! Ну надо как-то в пределах бизнес-логики рассуждать. Скажите хотя бы, что затрудняетесь, потому что позиция/функционал нетиповой. Да, и обоснуйте, почему нетиповой. Все лучше этого «стесняюсь».
📌 Помимо фиксированной оплаты есть еще и другие варианты дохода. Внезапно, да? Премии, бонусы, проценты от выручки и прибыли, опционы и более сложные инструменты. Во-первых, их бы просто знать. Вы когда-нибудь пробовали собрать команду, привлекая их фиксом и опционом? Попробуйте. Через пару собеседований вы сможете читать курс по C&B в Вортоне. Потому что на слово «опцион» типовая реакция - «Что это?». Во-вторых, каждый первый считает, что его непременно кинут. То же и с бонусами. Поэтому лучше фикс, лучше зарплатку. Пусть поменьше, зато на карман сразу.
📌 Не фиксируем договоренности. Да, уже не 90-е, уже репутация что-то значит. Но ведь банально можно забыть. Я вот лично забываю. Давеча забыл про договоренность по проценту от продаж, хорошо партнер проявил настойчивость и заставил меня найти следы договоренностей. Вот я искренне не понимаю, это же две минуты. Прислать офер по почте, сформулировать что и за что. Поставить доход напротив обязательств. Провести несколько итераций по согласованию формулировок и сумм. В конце концов это просто прикольно. Потренироваться в логическом обосновании. Это же полезно.
📌 Ну и самое прекрасное. Обижаемся. Это просто чемпион по клиническому проявлению бескультурья. Сто раз говорено: пока по рукам не ударили, не зафиксировали, сделки нет. Ну не надо переговоры считать обязательствами. Никто никому ничего не должен. Если я на одном этапе переговоров был готов платить рубль, то это вовсе не означает, что я буду готов платить его на втором. Подтверждение было? Ась? Ну тогда чего обижаться? Пока не подписано – не существует.
📌 Самое распространенное – это неумение торговаться при найме. Даже не торговаться, а просто называть стоимость. Примерно половина кандидатов говорят что-то вроде «ну мне не удобно». Неудобно что? Предложить стартовую позицию для диалога? Предположить вилку исходя из дохода на предыдущем месте работы? Да что угодно, хоть «пол-палец-потолок», но не «неудобно». Да, есть такие хитропопые, которые думают, что кто первый сказал, тот и поиграл.
📌 Помимо фиксированной оплаты есть еще и другие варианты дохода. Внезапно, да? Премии, бонусы, проценты от выручки и прибыли, опционы и более сложные инструменты. Во-первых, их бы просто знать. Вы когда-нибудь пробовали собрать команду, привлекая их фиксом и опционом? Попробуйте. Через пару собеседований вы сможете читать курс по C&B в Вортоне. Потому что на слово «опцион» типовая реакция - «Что это?». Во-вторых, каждый первый считает, что его непременно кинут. То же и с бонусами. Поэтому лучше фикс, лучше зарплатку. Пусть поменьше, зато на карман сразу.
📌 Не фиксируем договоренности. Да, уже не 90-е, уже репутация что-то значит. Но ведь банально можно забыть. Я вот лично забываю. Давеча забыл про договоренность по проценту от продаж, хорошо партнер проявил настойчивость и заставил меня найти следы договоренностей. Вот я искренне не понимаю, это же две минуты. Прислать офер по почте, сформулировать что и за что. Поставить доход напротив обязательств. Провести несколько итераций по согласованию формулировок и сумм. В конце концов это просто прикольно. Потренироваться в логическом обосновании. Это же полезно.
📌 Ну и самое прекрасное. Обижаемся. Это просто чемпион по клиническому проявлению бескультурья. Сто раз говорено: пока по рукам не ударили, не зафиксировали, сделки нет. Ну не надо переговоры считать обязательствами. Никто никому ничего не должен. Если я на одном этапе переговоров был готов платить рубль, то это вовсе не означает, что я буду готов платить его на втором. Подтверждение было? Ась? Ну тогда чего обижаться? Пока не подписано – не существует.
Я несколько раз в жизни попадал по глупости в ситуацию. Скажем, крупный корпоративный заказчик. Аргументация в стиле «вы должны быть счастливы, работая с нами». Натурально, договор подписывается долго, работа нужна быстро. И месяц нет ни то, что оплаты, даже проекта контракта. А потом начинается «у нас бухгалтерия так работает», «я за это не могу отвечать» и все вот это. В итоге я принял правило: нет договора – нет работы. Нет устраивающих обе стороны условий – нет работы. Просто нет уважения – нет работы. И вам того же советую.
💯38❤16👍15✍11🔥10
Молодые пенсионеры. Такой чудесный термин подарил мне новый знакомый. Он долго работает в рекрутинге, и делился со мной трендами. Утверждает, что сейчас каждый второй вот тот самый. Кто такие молодые пенсионеры? Это люди около 40, чаще 45, которые попали в интересную ловушку. Скажем, вы – менеджер в крупной компании. Пусть HR-директор. Работаете уже лет 20 в профессии. Видели все, знаете всех. Поработали везде. Как говорится, построили карьеру. И в какой-то момент вам становится скучно. Скучно и противно. Даже скучно и противно и горько 😒
Почему так? Понимаете, корпоративный мир весьма однообразен. Особенно для людей с воображением. Потому что одно и то же. Потому что редко с ощутимой пользой. Потому что больше интриг, чем дела. И так далее. Конечно, есть и плюсы. Можно хорошо поучиться за счет корпорации. Знакомства, опять же, значимые. Платят, что греха таить, неплохо. Можно подзабить и могут не заметить. Но все же минусы часто перевешивают плюсы. И вот этот менеджер, наш модельный HR-директор, задает себе сакраментальный вопрос: «А не для другого ли ягодка росла?».
Дальше начинаются страдания юного Вертера. Ну почти юного. Придумываются дополнительные активности. Натурально, получает профессию коуча. Идет преподавать. Делает маленький гешефт в виде консалтинга. Книжку тиснет. То есть за несколько лет, со скуки и от неудовлетворенности, обрастает модными и не всегда нужными лычками. Параллельно меняет работу. Но не очень удачно. Работодатели же видят, что «глаз не горит». А на одних прошлых заслугах особо не выехать. Поэтому трудоустройства происходят ну совсем в мутные шаражки.
🔖 А какой сценарий хороший? Я так себе мыслю, что надо бы понять самого себя получше. Чтобы не мотыляться потом как свеча на ветру. Может, я просто допускаю, что и продолжение корпоративной карьеры не такое и плохое. А то, что раздражает в корпорации – это просто злость на себя и на жизнь, что больше ничего более значимого, чем любимый «Тындекс» и «ГК» не будет. Что нет больше роста, понимаете? В принципе нет, тупик. И вот когда мальца разберешься с головой, со своими ожиданиями, со своими обидами, вот тогда и стоит делать выбор. Хоть в коучинг, хоть в найм. Важно себя понимать. Такая вот история.
Почему так? Понимаете, корпоративный мир весьма однообразен. Особенно для людей с воображением. Потому что одно и то же. Потому что редко с ощутимой пользой. Потому что больше интриг, чем дела. И так далее. Конечно, есть и плюсы. Можно хорошо поучиться за счет корпорации. Знакомства, опять же, значимые. Платят, что греха таить, неплохо. Можно подзабить и могут не заметить. Но все же минусы часто перевешивают плюсы. И вот этот менеджер, наш модельный HR-директор, задает себе сакраментальный вопрос: «А не для другого ли ягодка росла?».
Дальше начинаются страдания юного Вертера. Ну почти юного. Придумываются дополнительные активности. Натурально, получает профессию коуча. Идет преподавать. Делает маленький гешефт в виде консалтинга. Книжку тиснет. То есть за несколько лет, со скуки и от неудовлетворенности, обрастает модными и не всегда нужными лычками. Параллельно меняет работу. Но не очень удачно. Работодатели же видят, что «глаз не горит». А на одних прошлых заслугах особо не выехать. Поэтому трудоустройства происходят ну совсем в мутные шаражки.
Что в итоге? Три сценария: либо нелюбимая работа и отвлеченные приработки, либо просто приработки как стиль жизни, либо «в бизнес». Надо сказать, что все сценарии фиговые. Первый – понятно, не стоит заниматься нелюбимым делом. Второй – потому, что сложно будет в самозанятости обеспечить доход как в корпорации. Можно, конечно, но придется сильно побегать и заняться «торговлей лицом». Третий выглядит самым лучшим среди худших. Попробовать попредпринимать – чудесный опыт. Жаль только, что статистика не на их стороне. Ну мрут новые бизнесы частенько. Да и продукт нужно придумать оригинальный и полезный.
🔖 А какой сценарий хороший? Я так себе мыслю, что надо бы понять самого себя получше. Чтобы не мотыляться потом как свеча на ветру. Может, я просто допускаю, что и продолжение корпоративной карьеры не такое и плохое. А то, что раздражает в корпорации – это просто злость на себя и на жизнь, что больше ничего более значимого, чем любимый «Тындекс» и «ГК» не будет. Что нет больше роста, понимаете? В принципе нет, тупик. И вот когда мальца разберешься с головой, со своими ожиданиями, со своими обидами, вот тогда и стоит делать выбор. Хоть в коучинг, хоть в найм. Важно себя понимать. Такая вот история.
❤32👍18🔥11💯7✍3