Кофейные заметки – Telegram
Кофейные заметки
9.83K subscribers
378 photos
8 videos
255 links
Не очень короткие истории о людях, менеджменте, бизнесе, образовании от Дмитрия Волошина. Без политики. Без мата. Сайт автора - https://dvoloshin.ru/
№ 4999743943
Download Telegram
Я не понимаю. Ну вот совсем не понимаю, зачем писать такие вот вещи. Есть же правило: не пиши в соцсети то, что не можешь сказать лично. И есть же еще какие-то элементарные правила приличия. Я понимаю, что они не закреплены федеральным законом. И я не понимаю, как их можно не понимать. Вот, например, пишет один товарищ про своего текущего работодателя. Мол, льву в клетку мяса не докладывают, атмосфера там отстой и начальник весьма странный. Товарищ, ты это зачем делаешь? Ты понимаешь, дорогой мой, что все, кто прочитал, посмеются и сделают простой вывод:
«Не-не, мы этого отморозка к себе приглашать не будем! Ну нафиг!».

Или вот другая история. Каждый день строго в 13 часов постится история в стиле «капитан-очевидность». Ну, знаете, все эти «7 советов начинающим» или «5 способов собрать команду», которая обязательно заканчивается вопросом a'la «А что вы думаете?» и фоточкой. О, эти фоточки! Там обязательно «автор» поста с задумчивой физией или ему что-то вручают или он с кем-то из селебритей. Друзья, вы понимаете, что эти посты делаются как под копирку? Вы понимаете, что вы просто палите деньги и кажитесь смешными? Это как стареющий мужик, который красит три волоска на лысине. Ну не делайте так, имейте к себе уважение.

А еще посты про личное. Смерть родственников – грустное событие. Я не понимаю, зачем им делиться. Чтобы что? Люди, которые вас любят, вам и так посочувствуют, и обнимут. А лайки от почти посторонних и вот это типовое «соболезную» – оно как-то утешает? Правда? Или посты про любовь супругов. Ну ок, любите, это прекрасно, мне-то зачем вся эта информация? Вы понимаете, что это выглядит примерно, как те, кто «прокачивают личный бренд» из предыдущего абзаца? Зачем вам вера других людей в вашу любовь?
Вы на улице тоже так, подходите к первому попавшему, суете под нос фотку вашей жены и говорите: «Это моя красавица, я ее пипец как люблю!». Ну бросьте, вы же не псих.


Ну и напоследок – политические дискуссии. Отложим в сторону дискуссии о вирусах, войнах, искусственном интеллекте. Политические дискуссии – особый жанр. Это же стычка ценностей. Которые, как известно, изменяются очень долго, если вообще трансформируются. Кого и в чем вы пытаетесь убедить? Понятно же, что у вашего оппонента другой взгляд на мир. Его так воспитали, он в него, взгляд, свято верит. Бесполезная же совершенно затея перекрасить добела черного кобеля, как говорит нам народная мудрость. Все бы это время – да в позитивную и конструктивную область. Всю бы эту энергию – да на службу обществу. Но нет, давайте повесим аватарку с каким-то флагом на профиль, и будем гордиться участием в политической борьбе. Хотя, с другой стороны, слава Богу, что дело ограничивается флагом.

Я много чего не понимаю. Но стараюсь понять. Если бы кто-то вот объяснил, зачем так делать, было бы здорово. Одним вопросом было бы меньше.
37🔥20🤝8🕊4👍2🤔2🥰1👀1
Каждое решение — это не просто оптимизация, а потеря части истории компании. И если делать это бездумно, можно отрезать не только лишнее, но и то, что двигает бизнес.

Но иногда стратегия — это смелость признать: «мы ошиблись». И больше не платить за это временем, вниманием, будущим компании.
💯29😢41
Знаете, какой самый большой подарок мужчина может сделать женщине на рождение ребенка? Бросить пить? Нет, это не подарок вовсе. Машину? Распространенный вариант, но тоже нет. Колечко с брильянтом? Банально, Хоботов! Лучший подарок свежеродившей женщине – няня. Вы думаете, что заранее найти няню, хорошую няню, и вывести ее точно после выписки – это просто? Это не просто сложно, это эпический подвиг. Особенно в большом городе. Где вас таких, страждущих няню, много, а непосредственно нянь, хороших, адекватных, – единицы.

Поиск няни вызывает сложности даже у профессиональных рекрутеров. Я знаю одну даму, она закрывает вакансии персональных ассистентов (а нет более гадостной задачи) одной левой. Но на няне своей дочки она сломалась. Рыдая и по-цыгански широко поводя плечами, она поведала, что не решала более сложной задачи за 15 лет в рекрутинге. Дело в том, что хорошая няня – это сочетание очень редких свойств. Она должна быть (не в порядке приоритетов): пунктуальной, доброй, внимательной, дотошной, системной, умной, хитрой, опытной, ласковой, затейливой, упорной. Она должна знать педагогику, тактическую медицину, гражданский кодекс и сказки. И должна искренне любить чужих детей. А, и не воровать.

Можно упростить задачу, и попытаться нанять агентство. Либо агентство нянь, либо агентство поиска нянь. И то, и другое не решит вопроса. То есть технически вы будете тратить меньше времени на подбор и на администрирование няни. Но проблема выбора никуда не денется. Поэтому мужчина, который хочет подарить няню своей жене на после родов, – начинай искать няню с момента зачатия. И это будет очень напряженный план. Самый лучший способ подбора – по рекомендациям. Помню, когда у меня родился первый ребенок, то мне банально не к кому было идти за рекомендациями. В своем окружении я был первым папой, и оставался таким еще лет семь.

Вы можете меня спросить: а почему, собственно, няня – лучший подарок? Объяснюсь. Представьте себе, что у вас пошатано здоровье и возникли серьезнейшие обязательства, которые вы не знаете, как выполнять, да еще и на фоне эмоционального раздрая. Примерно так ощущает себя женщина после родов. А если ее муж вдруг подорвался зарабатывать, ужасаясь кассовым семейным разрывам, то она просто остается одна. Вместе с пищащим комочком, который каждую минуту требует внимания. Что в этой ситуации может ее порадовать? Машина, кольцо или живой человек, который скажет: «Сходи, сделай ноготки и просто отдохни. Я разберусь»?
🔥5138👍16💯9
Так как прошло десять лет с момента, когда я начал писать разные тексты, позволю себе познакомить вас со мной. В силу различных интересов, знакомить буду всю неделю. Постараюсь не просто перечислять заслуги, а еще писать о каких-то выводах и мыслях прожитого опыта. Мини-мемуары, в общем. Зачем я это делаю? Да вот сообразил, что мои читатели меня может и вовсе не знают. Так что потрачу неделю вашего времени на устранение этого пробела. Любопытствующие могут заранее заглянуть на мой сайт.

Итак, зовут меня все еще Дмитрий, и мне 47 лет. Родился в Москве, там же жил, и четыре года назад перебрался в Питер. Решение это было не спонтанным. Москва утомляет. Все быстро, все про деньги. И еще этот особый московский шик – козырять знакомствами. Те из вас, кто завтракали в Кофемании на Старой площади меня поймут. Благодаря ковиду переезд не вызывает сложностей с рабочими активностями. А их у меня есть. Как генеральный директор и собственник участвую в управлении своей компанией. Она называется Otus, и я нежно ее люблю. Плюс еще помогаю с управлением в трех, в которых владею долями. Так что, как вы понимаете, я менеджер и предприниматель.

Вторая моя ипостась – это инвестиции. Мне кажется скучной идея вкладывать в недвижимость. А идея играть на фондовом рынке – безрассудной. Поэтому я вкладываю в компании. Понятно, это компании небольшие, бизнес которых я понимаю и могу помочь не только деньгами, но и мозгами. За последние пять лет я инвестировал 12 раз, из которых половина – неудачно. Бизнесы накрылись, разорились. Еще половина вполне ничего, где-то доли я продал, где-то еще остаюсь. Сложно оценить успех этого мероприятия, но точно есть что вспомнить.

Третья моя роль называется «ментор». Это интересная штука, она про передачу опыта в предпринимательстве и менеджменте. То есть я как бы качаю свой опыт в управлении своей компанией, а потом его отдаю. Сейчас со мной работают пять предпринимателей, думаю, им не бесполезен процесс. Моя идея в менторинге – это построение устойчиво развивающегося бизнеса. Который выдержит шторма и будет радовать своего основателя. На фоне разных завлекалок типа «выйди из операционки и езжай на Бали» или «окешиться и отскочить» то, во что я верю, выглядит как постоянный труд и учеба.

Четвертая моя сторона – преподаватель. Я почти десять лет инвестировал в понимание, как взрослые передают свои знания и практики другим взрослым. Даже немного защитил диссертацию на эту тему. Через мои «руки» прошли тысячи специалистов, которые вдруг стали учить. Я вообще считаю, что проще научить профессионала преподавать, нежели чем преподавателя быть профессионалом в какой-то сфере, кроме преподавания. И пять лет назад я начал таки преподавать сам. Сделал четыре курса. Говорят, что неплохо обучаю.

Пятая роль – писатель. Звучит громко, и, наверное, не очень заслуженно. Но все же позволю себе. Пишу я уже десять лет, за это время приобрел много почитателей и ряд хулителей. Последние, как мне кажется, самый верный критерий того, что пишу интересно и могу иногда называть себя писателем.

Собственно, про каждую свою роль планирую написать на неделе. Следите за обновлениями.
👍7338🔥15👏9
Я – предприниматель. Что это значит? Канонически смысл – организовываю других людей, чтобы они зарабатывали мне деньги. Это неправда. Деньги, поймите правильно, не могут быть целью. Они могут быть критерием успешности. Могут быть инструментом для достижения каких-то целей. Могут быть приятным дополнением. Вряд ли какой-то предприниматель долго предпринимает ради одних денег. Я таких не встречал. Посему в основе предпринимательства лежит идея, смысл. Он не всегда сформулирован, часто – интуитивен. Но он точно есть, иначе все закончится быстро и однозначно.

Какой смысл у меня, равно как и у моей компании? Я же образованием занимаюсь, поэтому смысл – самый высокий. Мы меняем людей, меняем их жизнь к лучшему. Понятно, что так может сказать любой бизнес. Поэтому у нас есть вполне конкретный фокус. Несмотря на то, что компания образовательная, мы создаем новые технологии. В чем логика? Очень просто. Мы учим айтишников. Учим и новичков, и зубров. Мы учим их всему, что есть в ИТ. Наша идея, что любой профессионал может всю жизнь учиться у нас. И мы мечтаем, чтобы все русскоговорящие айтишники делали это с нами. Сейчас это 20 000 в год, будет – 200 000. Тогда получается что?
Получается, что мы создаем технологии, обучая их создателей. Такая философия.


Что для меня самое сложное в предпринимательстве? Наверное, это ждать. Когда ты просто менеджер, и к своей компании относишься не так лирично, как владелец, то ждать не так ужасно. А в моем случае – это часто пытка. Ждать, когда решения будут выполнены, и станет понятно, угадал или нет. Ждать, когда люди «раскроются», и станет понятно, угадал или нет. Ждать, когда клиенты распробуют услугу, и станет понятно, угадал или нет. Я люблю быстро. Да – значит да, нет – значит нет. А бизнес, когда он вырастает ну хотя бы до 500 млн, — это сплошное ожидание. Как хорошо было, когда мы были маленькие. Решения тоже были маленькие, быстрые. На большие решения не было денег.

Раньше часто предлагали продать бизнес. В «жирные» годы. Даже за какие-то хорошие деньги. Вроде бы, это одна из целей предпринимателя – продать. Но вот что я думал тогда, и что думаю сейчас. Только попытаетесь понять меня правильно. А что делать с деньгами-то? То есть сейчас живешь полной жизнью, команда есть, люди приятные. Решаешь проблемы, растишь компанию. А тут бац – и вместо привычной и приятной деятельности – кубышка с купюрами. И дальше же еще головняк – как эти купюры сохранить, уберечь от инфляции и лихих людей. То есть вы что-то приятное поменяли на что-то неприятное. Ну ерунда же.

Что такое предпринимательство? Все же не деньги. Наверное, это свобода. Я посидел на разных значимых стульях и крупных компаниях. Оно все забавно, но когда думаешь о бесцельно проведенном времени, то накатывает прямо. Будто бы живешь не свою жизнь, отбываешь номер. В этом смысле предпринимательство – это симметричный ответ на проблему бесцельности. Когда добираешься до кровати, когда считаешь выручку и думаешь, хватит ли на зарплату – от мыслей о бесцельности не остается и следа. Как в анекдоте: «Заведи козу!».
👍43🔥2417👏2
Дорогие мои предприниматели,

Почти четыре года назад я организовал Клуб менторов, задача которого — объединить опытных предпринимателей и менеджеров для поддержки небольших и средних компаний. Сайт Клуба — mentorclub.ru. Сейчас в клубе 120 человек, и раз в неделю мы проводим разборы проектов, общаясь с фаундерами онлайн.

Собственно, я хочу пригласить собственников компаний на такие встречи. Они проходят в два этапа:
- обсуждение проектов с участниками Клуба, в течение которого мы отвечаем на вопросы фаундера и стараемся помочь коллективным разумом;
- после группового обсуждения часть менторов предлагает фаундеру часовые консультации один на один, которые позволяют "дожать" все нерешенные на групповом этапе вопросы.

Все это бесплатно, без подвохов. За время существования Клуба нас посетило более 1 200 проектов, думаю, нам удалось существенно помочь части из них. Если у вас бизнес с выручкой от 30 млн/год — регистрируйтесь на онлайн-встречу с Клубом менторов по этой ссылке. Ждем.
👍219😁1
Я – инвестор. В инвестиции пришел случайно, с оказией. Когда я начинал свой бизнес, все искали инвестиции. Был сумасшедший рынок, все верили в EduTech, и тема «поднять раунд» была на языках. Так как все вокруг об этом говорили, то я тоже заразился венчурной лихорадкой. Мне повезло и не повезло одновременно. Я таки поднял раунд, отдал 15% за 10 млн рублей. Смысла в этой истории не было от слова совсем, кроме одного момента: на борту моей компании появился по-настоящему умный и опытный человек, который бесплатно давал советы, защищая свой актив. Часть советов была по делу. Чему я благодарен. Но «10 за 15» – это было жестко.

Наблатыкавшись как фаундер, привлекавший раунд, я понемногу начал участвовать в сделках на стороне инвестора. У меня был опыт сотрудничества как с family office, так и с фондом.
Первое заблуждение, которое испарилось, это мысли о том, что инвестор – это единомышленник, заинтересованный в развитии проекта. Так бывает очень редко.

Инвестору надо на вас заработать. То есть купить долю дешевле, продать – дороже. Это надо очень четко понимать и держать в голове. Все остальное не просто опционально, а маловероятно. Еще раз: инвестору нужны деньги. Когда эта простая мысль устаканится в голове, то искать инвестиции становится гораздо проще. Понятно, что продавать инвестору.

Второй момент, на который я обратил внимание, как инвестор, – это тотальное непонимание источников роста бизнеса. То есть вроде как компания есть, она что-то зарабатывает. Но почему и как она начнет зарабатывать больше – совсем не дается это упражнение. Либо нет даже гипотез, либо захватывающие дух фантазии. Большая часть проектов, которые я видел, а это пару тысяч бизнесов, не имеют внятной стратегии, целевых показателей, бюджета, учета, цифр вообще. Они похожи на слепого лося в горящем лесу, которого ведет судьба. Но, парадоксально, некоторые выживают и вообще порой неплохо себя чувствуют. Но без инвестиций.

Третья история, которая очень четко подсветилась в процессе моих инвестиционных приключений, это непонимание основателей зачем им бизнес. Там, в общем, всего два варианта. Либо на продажу, либо дивиденды. Но даже между этими опциями часто не бывает определенности. Почти все фаундеры разрываются, как в том анекдоте про обезьяну, которая металась между умными и красивыми. Часто приходят к венчуристам с дивидендной моделью, обратное – сильно реже. Но еще чаще не могут сформулировать и обосновать цифрами, почему модель будет именно такой. Вообще, цифровой нигилизм – это беда.

Я много встречал молодых людей, которые делали стартапы. И остаюсь в убеждении, что не надо забивать голову молодежи венчуром. И бизнесом вообще. Пусть поработают в компаниях. Обрастут опытом и связями. Поймут и выстрадают свой продукт. А вот годам к 40-50 прекрасно получится делать бизнес. В корпорации обрыдло, деньги есть, здоровье еще тоже. Самые лучшие проекты, самые незавиральные и логичные я видел у ребят под полтинник. Вот такое у меня наблюдение.
🔥32👍157
Я – ментор. Кто такой ментор в моем исполнении? Это предприниматель и менеджер, который помогает другому предпринимателю и менеджеру стать более эффективным. Тут еще много вопросов. Во-первых, что такое – эффективным? И как, кстати, помогает? Как измерять успех помощи для двух сторон? Ну и так далее. Я вам расскажу. Так получилось, что я начал этим заниматься чуть ли не первым. Помню, как вертели пальцами у виска знакомые и доброжелатели. Мол, ни фига это не работает, вот есть же трекеры – они пусть и развивают предпринимателя. Но мне, видите ли, казалось, что комплексность и сложность бизнеса требует сложных решений. Отсюда возник менторинг.

Чего я пытаюсь достичь как ментор? Натурально, счастья моего менти, основателя. Тут тонкая штука с этим счастьем. Оно не всегда, и чаще вообще не связанно с финансовыми показателями бизнеса. То есть корреляции между размером прибыли и удовлетворенностью фаундера я пока не нашел. А вот, например, с содержательностью его работы в операционной роли в компании – такое бывает часто. Или, скажем, с уважением в команде. А еще бывает, что с продуктом и удовлетворенностью от миссии компании. То есть наслаждение владельца бизнесом, особенно если он основатель – это не плоская история про темпы роста и прибыль в моменте. Бизнес для них как ребенок. В каком-то смысле я или неонатолог, или педиатр.

Менторинг подарил мне одно интересное наблюдение: если вам регулярно не платят, то вашу услугу не ценят. Какой бы она ни была. Что-то в голове должно щелкать, ежемесячно щелкать, чтобы оценивать пользу и затраты, и считать сальдо. Обычно этот щелчок происходит в момент подписания платежного поручения или утверждения зарплатной ведомости. Обратное тоже верно. Если вам на счет не падает регулярно какая-то сумма, то вас это расхолаживает. Каким бы вы осознанным и богатым ни были. Потому что деньги – мерило полезности. И если мне не платят, то что? Божечки, я не нужен. Где мой психолог, срочно надо поговорить!

Десять лет назад я был в менторинге один. И подумал, что это же скучно. Нет умных бесед с союзниками, понимающими и язвительными. Поэтому я начал преподавать. Провел три потока, и образовалось около 50 человек, с которыми можно говорить на одном языке. Подумал, и сделал Клуб менторов. Прошло почти четыре года, нас 120 человек, и это «размножение» идеи я считаю одним из самых удачных в моей жизни. Посудите сами, если я могу одновременно вести пять компаний (как сейчас), то 120 человек ведут уже 600 компаний. А каждая компания – это пусть даже 100 человек. И у части из них семьи. Получается, что на примерно 10 000 человек влияют те мысли, которые я закладывал в свой курс.

Менторинг оказался хорошей штукой. Помимо нового источника дохода он дает (в произвольном порядке): самореализацию, систематизацию опыта, новых соратников и партнеров, новые идеи для бизнеса, чувство сопричастности к полезному, известность, новые темы для постов, обратную пользу моим бизнесам, уважение в сообществе, синергию проектов, сокращение времени поиска сотрудников, профессиональное сообщество, возможность планировать свою загруженность, путешествия по миру, друзей, новые наблюдения за процессами и людьми. Но самое главное, что дает менторинг – это чувство полноты жизни.
🔥35102🥰2👍1
Бах — и понял, что повзрослел или нет?

В прошлом месяце был опрос о чувстве взрослости.
Результаты интересные.

Вот смотришь на эти цифры и понимаешь — почти 40% людей все еще ждут того самого момента, когда, наконец, почувствуют себя взрослым. А остальные-то как дошли до жизни такой?

4% — когда пришлось уволить нормального человека. Не того, кто приходил в офис в дрова и не того, после которого что-то пропадало. И даже не того, кто плел интриги. А именно хорошего специалиста, приятного в общении. Потому что так надо было. «Поступать как надо» делает нас взрослее.

12% ощутили себя взрослыми, когда слили денежный, но сомнительный кейс. Тот самый момент, когда внутренний голос выдает: «Нет, мне это не надо». Потому что даже если «все прыгнут с крыши, вы такого себе не желаете».

Ещё 12% — когда искренне, не для галочки «какой я просветленный», порадовались за конкурента.

И 33% поняли, что повзрослели, когда осознали магию режима. Ложиться не в 4 утра, вставать — не в 2 часа дня… Это почти биохакинг. Без этого трудно решать задачи, рассыпается здоровье и жизнь кажется унылой.

А какие еще признаки взрослости вы замечали у себя / у других?
Когда можно назвать себя взрослым человеком не по возрасту, а по состоянию ума и души?
🔥169
Я – преподаватель. Моя четвертая роль. Думаю, что могу себя так называть в силу ряда причин. Во-первых, я сделал четыре курса. Это был прямо большой труд. Сначала кажется как? Ну что там – сделать курс. Подумаешь! Льешь теорию, домашки для закрепления в практике. Фигня. Но нет. Процесс это гораздо более сложный, он начинается с понимания, какие знания и навыки ты хочешь дать и сформировать «на выходе». С чем от тебя должны уйти люди? Потом, обратным счетом, проектируешь структуру и приходишь к минимальным входным знаниям и навыкам.
Получается, что курс – это программа, алгоритм, «перерабатывающая» человека какой он есть, и приводящая его в целевое состояние.


Во-вторых, как преподаватель я провел 63 потока своих курсов. Это примерно 1 000 студентов. За это время получил полтора отрицательных отзыва. Один мне прямо запал в сердце. Мой знакомый, который провел некоторое время в федеральном министерстве, поучился у меня и назвал то, что я делаю, «инфобизом». Наверное, сложно было найти для меня более оскорбительное определение. В моей картине мира инфобиз – это когда вам обещают несбыточное и рассказывают банальное. В этом смысле я анти-инфобиз: обещаю реальное и рассказываю оригинальное. Наверное, он просто не разобрался. Но я, на всякий случай, общаться с ним перестал.

В-третьих, помимо того, что сделал и провел, я все же еще и кандидат педагогических наук. Но так вам хочу сказать: педагогическая наука в большом долгу. Если она и есть где-то в нашей стране, то я ее не видел. То, что видел – это ужасно. Особым суржиком наполняются никому не нужные и пустые статьи, которые собираются в псевдонаучные работы и зачитываются без выражения на скучнейших конференциях. Зачем делается это все и пишется это все – я не понимаю. И если бы меня кто-то ответственный спросил, в чем я вижу основную область развития страны, то я бы не задумываясь ответил: педагогика и воспитание. Там сейчас духота и гниение.

Знаете, в чем самый кайф преподавания? Это когда тебе популярно объясняют твои ошибки. Ты весь такой распушил хвост, вещаешь. И тут тебе – бах: «Вы не правы потому-то и потому-то». Очень отрезвляет. Возвращает в настоящий мир. Где ты не светоч и непререкаемый авторитет. А просто человек, чуть более складно выражающий свои мысли, или просто взявший обучение, простите, задом. И ради этого чувства, ради сдувания гордыни, и стоит преподавать. Правда, боюсь, многие идут преподавать ровно за обратным. Бог им судья.

Я всегда недоволен своим преподаванием. Всегда хочу полностью переделать каждый курс. Мне всегда мало внимания студентов к предмету. Мне всегда кажется, что я недоработал. Когда это ощущение уйдет, то я откажусь от преподавания. Потому что учитель – это тот, которому больше всех надо. Которому надо больше. Каждый день.
36🔥15👍12🤔1
Что вам интересно?
Здесь — подборка постов за последние дней 20-30, которые вам больше всего нравились.
Если тут есть новые подписчики и не читали — можете ознакомиться.

Примерно 10 лет назад я начал писать. Что дает мне писательство и почему я благодарен себе за этот выбор
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1570

3 книги, которые я рекомендую к прочтению (спойлер: бизнес-литературы здесь нет)
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1571

В чем заключается искусство жизни и причем здесь стеклянные шары
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1574

Каким я видел идеального менеджера 20 лет назад и каким вижу его сейчас
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1577

О самой сложной и неприятной части моего опыта в продажах
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1583

За что я получил обвинения в токсичности
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1585

Личные итоги полугодия: новое хобби, поездки, дети и ментальное здоровье
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1591

Итоги полугодия в Otus — худшие полгода за историю компании
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1596
13🔥7
Ну вот вроде и познакомились. Осталась моя последняя роль. Очевидно, я – писатель. Может слово «писатель» звучит очень громко? Как по мне – сойдет. Не претендую на мировую славу. Но все же, человек пишущий и пишущий публично, да еще и не один год, как-то, каким-то боком может считаться писателем. Весь вопрос тут в серьезности подхода. И наглости, наверное. У меня мало первого и много – второго. Я пишу для себя, и не стесняюсь выставлять свои мысли на публичное осуждение.

За последние десять лет в этом писательстве было много всего. Выяснилось, что слово – это оружие. Его защитная и разрушительная мощь сначала мною была недооценена. Получается, что шутливый пост может уложить в больницу с кризом. Складывается так, что написанные в раздражении слова могут стоить дружбы. Оказалось, что меня читают такие преданные люди, которые готовы за ради моих постов пожертвовать деньгами, временем и даже убеждениями. Когда я все это начинал, то не мог представить масштабы.

Зачем вообще писать? Понятно, резоны у всех разные. Кто-то ищет клиентов. Кто-то – единомышленников. Кто-то убивает время и развлекается. Лично я пишу, чтобы думать. У меня достаточно напряженный график, и маленький островок времени, который дарит мне писательство – это невероятная драгоценность. Представьте, ранее утро, поют птицы, шаркает метла дворника, а ты сидишь в кресле и вспоминаешь вчерашние эмоции. А потом кладешь их в текст в виде размышлений. Многое можно понять, если разговаривать с самим собой.

Что главное в писательстве? Как по мне – так не искать славы, популярности. Это ловушка, очень понятная и безжалостная.
Как только начинается заигрывание с аудиторией, попытки угадать ее настроение, подстроиться – пиши пропало. Количество никогда не важнее качества. Внимание бьет размер.

Пусть вас читает три человека, пять, не принципиально. Главное, чтобы они были интересны вам, а вы – им. И наоборот, если вас читают сотни тысяч, но делают это мимоходом, в сортире, то оно вам зачем?

Стоит ли начинать писать? Определенно, да. В нашем смешном и грустном мире основная ценность – это уметь думать самостоятельно. Без оглядки на тренды и вопли толпы. Научиться думать можно только размышляя. Никакие книги и подкасты этому не научат. А значит надо постоянно подгружать себя интересными себе размышлениями. Обрабатывать их, рефлексировать, делиться с собой и с собой же спорить. Только так.
👍36🔥2115💯31
Пишу об этом каждый год. И снова напишу. Считаю тему не просто важной, но острейшей. Сам я не врач, поэтому не судите строго, описываю исключительно свой опыт. Итак, диспансеризация, она же – чекап. С возрастом оно же как происходит? Что-то где-то хрустнет, как-то почему-то заколет, оглянуться не успеешь, как ходишь по знакомым и причитаешь о здоровье. Или, бывает, ложись умиротворенно в гроб. И невдомек гражданам, целым семьям и социальным стратам, что профилактика дешевле и проще и приятнее лечения. А что есть профилактика? Понятно, это регулярное превентивное изучение ранних сигналов болячек.

Наверное, я мнителен. Но раз в год, как штык, иду к врачам. Говорю, мол, граждане дорогие, пришел сдаваться. Говорю, что крутите меня и вертите, запихивайте штуки разные, но дайте надежду на хорошее здоровье. Врачи, натурально, хихикают, и хорошего здоровья не обещают, но исправно крутят и вертят меня, и даже запихивают, уже как десять лет. И это первое, что важно в чекапе. Регулярность. Чтобы время проведения планировалось загодя, в моем случае – в начале года на лето. И когда бюджет мероприятия тоже планируется заранее. Потому что с годами он начинает драматически увеличиваться.

Второе, что важно в диспансеризации, это наблюдающий терапевт. Он должен быть хорошим, внимательным, отзывчивым и опытным. Ему должно быть на тебя не все равно. Ну в каком-то хотя бы минимальном объеме. Очень важно ходить с ним на чекапы, единожды найдя такого терапевта. Чтобы он вас вел, о вас помнил, привык к вам и вашим хворям. Тогда дело будет. Мудры были наши предки, которые придумали семейных врачей. Когда речь идет о профилактике, то часто важнее не знания медицины вообще, но знания конкретно твоего, гражданин, организма. И умение сопоставлять эти знания за разные временные интервалы.

Вы мне скажете – это дорого. Вы застонете, что это все игрища богатеньких. А простой русский, европейский, еврейский или американский (нужное – подчеркнуть) гражданин этого всего получить ну никак не может. Ан нет, точно не так. Я не скажу за европейцев, но вот в наших широтах, в России, программы диспансеризации бесплатны. Да, по минимуму. Да, за седацию при колоноскопии придется доплатить, и поверьте, оно того стоит. Но оно есть. Надо просто приподнять седалище и донести дряхлеющую тушку до регионального или федерального портала госуслуг. И записаться на нее, родимую. На диспансеризацию.

В этом году у меня был «малый» чекап. Разговаривал не со всеми, и пихали в меня не так много. Потому что организм за отчетный период показал, что ему не хуже, а местами даже лучше. Это отрадно. И в свои почти 50 я ощущаю себя лет на 30 максимум. Без каких-то особых ухищрений. Ну спорт иногда. Диета все чаще и чаще. И диспансеризация, она же – чекап. Можете считать меня мнительным. Но вот что я вам скажу. Чисто за математику. У меня третьему ребенку еще нет четырех лет. И следующие лет 30 мне надо быть в форме. Хотя бы до 80-ти. Ну как минимум.
💯55🔥2613👍5🥰3🕊2
Про лидерство и лидеров. Не заглядывая в wiki попробуйте сказать, кто такой лидер? Вот прямо для вас, а не для западной школы менеджмента и преподавателя Wharton. Я попробовал проделать сегодня это упражнение, и оно далось мне не просто. В голове звенели какие-то банальности вроде «проактивный», «харизматичный» и «уверенный в себе». Это какая-то абстрактная хрень, простите. И я понял, что лучше размышлять с точки зрения демонстрируемого поведения. Фактов, так сказать. Получилось вот такой top-5 фактов о лидере:

1. Лидера много, он везде. Это ощущение заполнения объемов вам знакомо? Лидера вроде нет, но он вроде с командой. Идеально, когда команда спрашивает себя: «А как бы поступил наш лидер?». Сама дает ответ, и сама его выполняет. Лидер как флаг на крыше дома. Когда ты в доме, ты флаг не видишь, но знаешь, что он есть и даже слышишь, как он трещит и хлопает на ветру. Это как с душой, да? Она, конечно, есть, но мы редко понимаем, где она. Но много и часто о ней говорим.

2. Лидер решает. Вот многие говорят про лидера-коуча, лидера-ментора. То есть поддерживающий стиль и вот все это. Имхо, фигня все это. Даже те, кто так говорят, по факту авторитарно решают вопросы. Да, есть какой-то период времени на демократические процедуры поиска ответов на вопросы. Да, если есть возможность, лидер даст поразвиваться и походить по граблям команде. Но как только надо действовать, когда ситуация критическая, игры прекращаются и решает один человек. Может, поэтому к нему и тянутся, потому что он решает?

3. Лидер – эксперт. Что еще лидерство? Уважение, правильно? Ну как можно уважать человека, которые не погружен в детали? Или хотя бы не проявляет интереса к деталям того, что мы все делаем? Лидер всегда будет экспертом, но не всегда эксперт будет лидером. Кроме того, ну никак не получатся два предыдущих пункта без этого, без глубокой экспертизы.

4. Лидер общается. Я видел разных лидеров, но никогда не видел лидера молчаливого. Это яркие люди, некоторые хорошо работают на аудиторию, некоторые специализируются в переговорах f2f. Среди них, признаемся, редко бывают дипломатичные люди. Лидеры общаются открыто, быстро и честно. Правда, правда для всех разная, о чем они иногда забывают. Но им это прощают, просто за удовольствие погреться у огонька, впитать немного энергии лидера.

5. Лидер учится. Первые четыре пункта появились не просто так. Мало, кто рождается лидером. Все это, конечно, благоприобретенное. И лидер на то и лидер, что двигается быстрее всех. Для него учеба – инструмент трансформации себя, команды и мира. А еще для него учеба – способ рефлексии. И даже возможность отдохнуть. Лидер любит учиться, и любит учить учиться. Наверное, это самое важное демонстрируемое его качество.
29👍16💯14🔥9
Сколько стоит ваш бизнес — если честно?

Сегодня в 19:00 по Москве резиденты Клуба менторов проведут открытый вебинар. Про то, сколько стоит бизнес, как это понять — и кто вообще решает.

Если вы давно хотели разобраться с темой оценки — рекомендую.

Будут два сильных спикера:
Илья Ивахин — ментор, инвестор, венчурный партнер, коуч, трекер и бизнес-ангел.

Надежда Рожкова — операционный и финдиректор с 25+ годами опыта, руководитель компании в сфере здравоохранения.

О чем пойдет речь:

✔️ зачем вообще оценивать свой бизнес, если вы не собираетесь его продавать;

✔️ из чего складывается стоимость компании и как ее увеличить;

✔️ как венчурные инвесторы и фонды прямых инвестиций оценивают бизнес.

Если эта тема сейчас актуальна — приходите.
Начало сегодня, 22 июля, в 19:00.

Ссылка на вебинар:
https://edu.livedigital.space/room/Wo57XGhCOX

На телеграм-канал Клуба менторов, если интересно почитать:
https://news.1rj.ru/str/promentoring
👍6😁2
Как мы будем учиться в будущем? Чему мы будем учиться? И кто нас будет учить? В ближайшие 30-50 лет облик образования кардинально изменится. Несколько трендов, усиливаясь и дополняя друг друга, таки сдвинут с места эту сонную махину – систему образования. И основная причина, основной смысл изменений, будет в попытке разрешения глобального противоречия: сделать образование массовым и качественным одновременно.

Образование как бизнес. Рынок образовательного бизнеса весьма закрыт. На мой взгляд, как медицинский или фармакологический. Я не имею в виду высокие входные барьеры, я имею в виду миф о том, что чтобы заниматься образованием как бизнесом нужны особые, сакральные знания. В будущем кол-во предпринимателей в сфере образования вырастет кратно, создание образовательного бизнеса будет восприниматься так же, как сейчас строительство фермы или создание интернет-сервиса. Вот только не знаю, будет ли смузи. И коворкинг для образованцев.

Образование как профессия. Весьма скоро потребность в подготовке профессионалов в области образования будет разрешена. Я не говорю о педагогах, об этом ниже. Нужны руководители проектов, дизайнеры, методисты, комьюнити менеджеры, пиарщики и так далее в области образования. Интересно, но если для большинства профессий тема переподготовки в 50+ кажется утопией, то для образования – нет.

Обучение как профессия. Если меня спросить, как я вижу педагогику, я отвечу – ни слова в простоте. Кажется, что некие ученые мужи намеренно жонглируют словами, запутывая нас, чтобы снизить конкуренцию за их места. В недалеком будущем учить смогут если не все, то почти все. Зависит от желания.
Курсы длительностью 2-4 недели, и ты готов к качественной передаче своего уникального опыта. Учить станет так же нормально, как и ловить покемонов.


Обучение как жизнь. В философском смысле понимание необходимости учиться каждый день придет уже весьма скоро. И неразрывность понятий учиться и учить тоже. Кастовость педагогов будет практически сведена на нет. Успехи в обучении будут восприниматься через качество и количество учеников, а не через степени и публикации. Само по себе обучение как вид деятельности станет таким же распространенным как менеджмент. Может быть, станет частью менеджмента.

Я верю, что через очень небольшое время (а что такое 30-50 лет?) мы увидим огромную сетевую структуру. Небольшие группы энтузиастов-бизнесменов будут собирать человеческие группы-хабы, которые, взаимодействуя друг с другом, будут создавать новые знания и технологии. Основой обучения станет эксперимент, и наша жизнь будет постоянным путешествием по узлам-хабам этой сети. В поисках развития и для собственного удовольствия.
🔥2013🤔7
Мы часто влюбляемся в свои гипотезы. Они кажутся стройными, логичными, вдохновляющими. Рынок растет, ниша свободна, продукт уникальный — остается только запустить и подождать, пока все «срастется».

Но реальность — не презентация.
Рынок может не ждать. Ниша может быть занята.
А ты остаешься один на один с офисной арендой, персоналом и задачей выжить.

Предпринимательство — это не про красивую математику и вдохновляющие речи. Оно про адаптацию. И про то, чтобы не перепутать амбиции с реальностью — и вовремя снять розовые очки.
👍1712💯10
Прочитал прекрасное исследование, посвященное глупости. Его автор, Карло Чиполла, сформулировал пять законов глупости, и изложил то, что я пытался понять всю свою сознательную жизнь. Хочу отдельно отметить третий закон. Он бесконечно мудр. Итак, кто такой глупец? Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.

Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки, умники, бандиты и глупцы. Если некто предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду вам, то он относится к простакам. Если некто делает нечто, что приносит выгоду и ему, и вам, то он умник. Если действия некто несут ему выгоду, а вы от них страдаете, то некто — бандит. И наконец, некто-глупец — тот, кто наносит ущерб и себе, и вам одновременно.

Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения.

Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален — он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. То же касается простака, классической жертвы современного каннибалистического маркетинга. Ну а про умника и говорить нечего.

Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, создания без понятных правил и принципов. Атака глупца обычно застает всех врасплох. Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры.

Чем нам полезен третий закон теории Чиполло? Простым следствием: всегда избавляйся от глупцов. Даже если есть риск ошибки, что некто рядом с тобой не глупец, проще от него избавиться, чтобы не подвергнуться потом спонтанной атаке. И нет никаких оправданий глупости. Нет никакого ее исправления. Это свойство перманентное и неуправляемое. Так что избавляйтесь от глупцов. Особенно в социальных сетях. Баньте их. С удовольствием.
🔥5125💯17👍10😁5🤔2👏1
Если бы у вас была задача спроектировать, создать занятие, как бы вы бы действовали? На самом деле, задача частая. Любое выступление должно быть, по сути, занятием. То есть носить обучающий характер. Знаю, часто приходишь как на занятие, а попадаешь на информирование. Да еще такое, где монотонным голосом зачитывается текст слайдов. Знакомо? Давайте попробуем поговорить, как бы нам сделать не так. Как бы нам сделать хорошо. Сегодня представим, что вы сели делать занятие с чистого листа:

1. Найдите основную мысль. Одну, пожалуйста. Что вы хотите, чтобы осталось в головах у ваших слушателей или студентов? Чтобы они умирали, а оно все вертелось у них в голове? Чтобы ночью разбудить, ударить по щеке, а они именно эту мысль выдали?

2. Сформулируйте эту мысль в одно предложение. Без деепричастных оборотов. Представьте, что рассказываете это предложение соседнему пятилетнему пацану. Он должен понять. Да, слова могут быть сложными. Но структура мысли должна быть простой.

3. Разложите эту мысль на три последовательных доказательства. Ну не прямо вот чтобы в математическом смысле. Это могут быть три последовательных раскрытия мысли. Иными словами: через что, через какие подмысли, мы обоснуем основную идею.

4. Получилась структура занятия: три блока с доказательствами. Дальше еще проще: берем суть каждого блока и раскрываем его по принципу «от общего к частному». Пример: организация чего-то. У нас получится пять слайдов-мыслей: принципы организации чего-то, основные задачи организации чего-то, исполнители организации чего-то, результаты организации чего-то и проблемы организации чего-то.

5. Кладем все это на слайды презентации. Получится 15 сутевых слайдов. Добавляем интерактив или практику после каждого блока. Лично я люблю групповые обсуждения вида «а как у вас».

6. 15 слайдов – это плюс-минус час с учетом промежуточных практик. Если занятие полуторачасовое, то надо будет около 20-22 слайдов, для этого можно добавить четвертый блок. Ничего страшного, цифра три – не догма, а руководство к действию.

7. Навесим на занятие «бантиков». Давайте сделаем слайд с основной мыслью. Это будет, первый слайд, оглавление. Дальше добавим слайд с подзадачами, и назовем его «Цели занятия». Зачем? А мы их перед занятием озвучим, а в конце занятия соберем обратную связь, удалось или нет их достичь.

8. Пора сформулировать домашнее задание. Домашние задания должны содержать шаблон для экономии времени слушателя или студента. Совершенно недопустимо использовать общие формулировки или неточные указания. Это еще два слайда.

9. Давайте еще обсуждать результаты предыдущего домашнего задания перед содержательной частью занятия? Хорошая практика, рекомендую. И студенты разминаются, и преподаватель понемногу входит в ритм. Это еще слайд или два.

10. В зависимости от особенностей предмета и личности преподавателя или спикера у нас получится около 30 слайдов для часового выступления. Я обычно провожу занятия длительность два астрономических часа, и мои идеальные презентации – 45 слайдов. Надеюсь, эти числа дадут вам некоторое представление о масштабе работы по подготовке хорошего выступления.
🔥3713🙏10👍51