еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Превью тизера трейлера проекта

Что это у нас тут? А тут у нас работа работается, идеи обстукиваются, образы формируются.

Гипотеза будет проверена. Таков путь 🏳️

#eLearning #редактура
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4👍1🤪1
Где вы ищете «средние» знания?

Наконец сформулировал, к чему вела «концепция снежка» и пост про статьи.

📑 Когда нам нужно мелкое знание о чём-то, мы идём в поиск и находим статьи, форумы, FAQ'и и прочие кусочки контента, которые могут нам его дать. Так я разбирался с отвалившимися драйверами Thunderbolt на своём ASUS. Да, там Thunderbolt по лицензии, а не Type-C 🧐

📚 Когда нам нужно основательное знание о чём-то, мы ищем учебник, книгу, базу знаний или курс. Так я купил курс по No-code от Cyberband.

📓 А как выглядит середина? Где и в какой форме мы ищем «знания среднего размера»: не атомарные, как посты в Telegram; не рандомные, как статьи в СМИ или блогах; не фундаментальные, как большие курсы?

Один из ответов — в консультациях опытных коллег и экспертов. Но это синхронный формат со всеми его ограничениями.

В статичной асинхронной форме середина — это учебные модули, целенаправленно встроенные в траекторию освоения профессии. Такие, которые ложатся в логику поиска конкретных знаний на конкретном уровне мастерства.

💻 Эта мысль не даёт покоя мне, а с недавних пор — иллюстратору, с которой я работаю.

Stay tuned. Интересное не за горами.

#eLearning #edtech #редактура
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔5👍1
Годный пример генеративного инструмента

В продолжение поста про ИИ как поддержку непрофильных компетенций — свежий сервис от Clipdrop.

Stable Doodle преобразует рукописный набросок в три картинки на основе промпта. В примере: мои каракули и запрос "два человека беседуют, стиль анимации Pixar".

Есть огрехи в виде висящей в воздухе ноги и взглядов в пустоту, ну, это просто подождать надо 😅

Как использовать:
▫️ для презентации концепций
▫️ для референсов иллюстратору
▫️ для готового контента с допустимым элементом кринжа

Для коммерческих картинок рано, но прогресс неизбежен 💪🏻

#elearning #инновации
🔥7👍5
Три аргумента в пользу упрощения продуктового подхода к обучению

1️⃣ Все люди разные. Есть множество подходов к психотипам; есть особенности восприятия информации; есть индивидуальный опыт взросления в школе, институте, на первой работе; есть круг друзей и коллег.

Ни одна академическая теория обучения не охватит все вариации эмпирического опыта.

Интересное чтиво: мета-исследование связей между чертами характера и склонностью к обучению.

2️⃣ Образовательный результат сводится к ДА или НЕТ. Понятно, о чём речь; понятно, как применять на практике; начали применять на практике — ДА. Бросили изучать; не стали пробовать; забыли через неделю — НЕТ.

Оба состояния можно достичь быстро или медленно, просто или сложно, дорого или дёшево, более вероятно или менее вероятно — в любой комбинации навыков и затрат.

Интересный факт: основатель Khan Academy объяснял математику своей двоюродной сестре, а потом решил записывать эти объяснения на видео. Вот одно из первых видео на его канале, записанное в 2007 году. Даже в такой форме это было ДА для очень большой аудитории.

3️⃣ Цель любого обучения = 1️⃣ для части людей + 2️⃣ обеспечить образовательный результат

Если для этого нужно проектировать учебную программу по ADDIE, SAM и другим моделям — ок. Если нужно пять лекций и два воркшопа — тоже ок. Если достаточно асинхронных слайдов/лонгридов — отлично. Если хватит бота в Телеграме с напоминалками — и это тоже нормально.

Всё, что работает — это ок.

Такая позиция позволяет примириться с любыми форматами обучения, в т.ч. с теми, которые лично мне не заходят... (Ну, не смотрю я часовые записи лекций).

...если они обеспечивают результат для своей аудитории.

🫠 И вот тут-то мы проваливаемся в минимальную доходимость онлайн-обучения, отвал студентов из когорт, низкий LTV и снисходительное отношение к «выпускникам онлайн-курсов».

О чём это говорит? Что изрядная часть текущих подходов в онлайн-образовании работает плохо. И речь далеко не только про инфобиз.

А значит, нужно меньше воспроизводить «лучшие практики» и больше экспериментировать, чтобы найти идеальный мэтч между «эти авторы так делают» и «таким ученикам это заходит».

С вами была понедельничная духота, оставайтесь с нами.

〰️〰️〰️

🤔 — нормально жмыхнуло
🗿 — ты продолжаешь втирать дичь

#elearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔155🗿1
Образовательный результат чтения профессиональной литературы

📚 Ранее писал, что саммари не работают, потому что ценность книг — в последовательной аргументации автора.

Давайте поговорим об этом.

📖 Что именно является успешным результатом или желаемым исходом чтения книги по вашему профессиональному профилю?

Проще говоря,

Что вы хотите получить за свои усилия на чтение?

Напишите в комментариях.

#eLearning
👍1
Посты про совместную работу редактора с кем угодно

Главреды советуют показывать ранние посты новым подписчикам, а каналу в июле стукнул год (🥳), поэтому встречайте дайджест управленческих постов:

1️⃣ Обучение в процессе наставничества — когда правки обучают, а не просто «вносятся».

2️⃣ О передаче задач — что мы тратим в процессе управления и как этого избежать.

3️⃣ Ода черновикам — как объяснить ранимому автору, почему ты всё переделываешь.

4️⃣ Про высокие достижения — почему массовое внедрение на низком уровне лучше локального внедрения на высшем.

В то время на канале не было комментариев, поэтому возражения и дополнения можно складывать сюда 🙂

#медиа #редактура #дайджест
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥3🤔2👍1
Настало время хладных сказов

Хотел поделиться рабочими байками, но не знал, какую выбрать. Поэтому надо спросить 🙂

Итак, выбираем реакциями #байки:

🤯 Как топ-менеджер крупнейшего банка при мне отозвался о моей работе «Что это за херня?!» и чем всё закончилось.

🤔 Как и почему я прослушал вступление к концерту Чайковского больше четырёх тысяч раз.

🔥 Что объединяет меня, испанского министра, потомка Наполеона, делегацию префектуры Токио и оргкомитет шанхайской выставки.

🗿 Какой крутой проект я подвёл и встал на путь исправления своего подхода к работе.

Жми @ Голосуй 🔽

Можно поставить несколько голосов.

#байки
🤯20🗿7🤔6🔥4
Как я услышал «Что это за херня?!» о своей работе от C-level крупного банка

Без имён и названий, хоть и прошло больше декады.

Завязка 🙂
Заказ на короткий видеоролик к бизнес-мероприятию с участием руководства банка.

Срок — неделя с хвостиком на русскую и английскую версии сравнительного обзора 50 лет развития экономики двух стран за две минуты.

Нюансы:
▫️ всё моё вышестоящее руководство — в отпуске
▫️ работу курирует не руководитель, а его недавно нанятый помощник без опыта в digital
▫️ «если провалите, больше с нами работать не будете» (с)

Всё же будет нормально, да? 🙄

Конфронтация ⚔️
Проблемы возникли по двум направлениям:

1️⃣ Помощник не был в теме разработки контента, но считал возможным требовать изменений в текст, графику и подачу.

2️⃣ Помощник очень любил созвоны, на которых выдавал кучу правок и комментариев. А потом от них открещивался:

— А вот это зачем поменяли? В смысле я попросил?.. Да ладно! Вы что-то путаете, верните как было.

Помним про срок — одна неделя. Напряжение растёт 😬

Развитие действия 😱
Надо было что-то делать.

🗒 Прикол с созвонами удалось полечить «итальянскими фоллоу-апами». Каждый (!) звонок заканчивался рассылкой списка изменений на 10 адресов, без одобрения которого мы ничего не меняли.

🖼 Прикол с полным отсутствием вкуса полечить не удалось. Человек упорно требовал, чтобы все элементы на всех кадрах анимированного видеоролика были строго одного размера, располагались строго по центру и выстраивались строго в ряд.

Причина? «Я знаю своего руководителя и знаю, что ему понравится» (с)

Кульминация 🤬
В день вылета высокий начальник попросил лично показать ему раскадровку перед анимацией.

Помощник передаёт ему распечатку финальной версии дизайна, где было всё, как он просил:

— Что это за херня?!


Гонор «приёмщика» испарился. Высокий начальник с нарастающим гневом листает однотипные слайды 🫣

И тут...

Развязка 😎
Я протягиваю ему планшет с другой раскадровкой. Контент тот же, но каждый кадр — по правилам графического дизайна и с учётом объёма текста.

Лицо высокого начальника просветляется:

— Вот, то что надо. Ну, хорошо же. А это что было? Черновик? Зачем черновик, если финальная версия уже готова?

Принято без правок, делегация выезжает в аэропорт и ждёт файл завтра к утру.

Флешбэк протагониста 🥶
Столкнувшись с полным отсутствием вкуса, мы завели вторую ветку проекта: рядом с «как попросили» появилось «как правильно».

Все правки по контенту вносились в обе версии, просто одна была заведомо убогая, а вторая — профессиональная.

Эпилог 🌅
В коридоре я сквозь зубы спрашиваю помощника:

Теперь понимаете, почему мы предлагали другой дизайн?
— Да нет, это такая корпоративная тактика: сначала показать начальнику что-то плохое, а потом сразу же показать хорошее. И всё будет принято!
— беззаботно ответил он, не имея ни малейшего понятия о том, что мы вообще делали вторую версию.

Тактика, б—ть, корпоративная. Сначала хрень, потом шедевр. Я в ту неделю начал седеть, а у него — «тактика».

Вот такая была история. Все причастные ставят 🔥, остальные ставят что понравится 🙂

#elearning #байки #кейсы
18🔥10😱3🤯1
Непопулярное мнение про сторис в телеграме

Телеграм — важный фокус притяжения внимания. Мы здесь общаемся (личка, чаты), читаем новости (новостные каналы) и учимся (экспертные каналы, боты курсов, чаты групп).

🤔 Теперь здесь есть сторис, чтобы мы могли здесь... что? Смотреть за жизнью других? Рассказывать про свою? Смотреть и давать рекламу? Вести марафоны и участвовать в них?

😵‍💫 Безотносительно «зачем» и «от кого», сторис — это очередной претендент на наше внимание там, где мы и так уже проводим кучу времени в полезных и не очень активностях.

🧘🏻‍♂️ Многие мои знакомые (и я с ними) заглушают уведомления, чтобы не отвлекаться на звуки; архивируют чаты, чтобы не отвлекаться на бесконечные цифры «непрочитанных»; отписываются от каналов, чтобы не отвлекаться на «надо прочитать накопившиеся сообщения».

Мы стремимся меньше отвлекаться на телеграм, а сторис созданы для отвлечения.

Спасибо, но нет.

Я скрываю все сторис в архив — если когда-нибудь у меня возникнет желание потупить в них, я знаю, где их найти 🙂

#инновации #непопулярное
👍8🔥4🐳1
Хочешь рассмешить — расскажи о планах

Что ж, давайте улыбнёмся.

В ближайшие три месяца я планирую:

👨🏻‍🏫 В eLearning — писать, заказывать иллюстрации и верстать прикладные асинхронные модули по тому, в чём доказуемо хорошо разбираюсь.

🧑🏻‍💻 В EdTech — писать ТЗ на собственный проект и редактировать контент на заказ или в партнёрстве.

📰 В медиа — описывать собственные и внешние кейсы для контент-маркетинга и продвижения.

На этой неделе всё уже приятно под завязку, поэтому посты будут поменьше и попозже. Или же будет ранний постинг.

Сапожник с сапогами как самый адекватный тренд среди экспертов с экспертизой и наставников для наставников 🙂

Фоном будут отпуск, книги, гранты и ремонт, но, надеюсь, исходные планы они только обогатят.

#elearning #EdTech #медиа
👍6🔥3
Основы концентрационной гигиены

Проредил ряды рассылок в основной почте и почистил телефон от дистракторов. Делюсь рекомендациями.

1️⃣ Осмотритесь. Посмотрите, сколько уведомлений вы получаете, сколько рассылок вам приходит, сколько мемных чатов и фотолент вы просматриваете. И как часто.

Когда после работы в СМИ я отписался от >50 источников информации, мир вновь засиял тишиной.

2️⃣ Выкиньте лишнее. Если вы что-то не читаете, а «отмечаете прочитанным» — это прям первый кандидат.

Каналы можно скрыть, уведомления приложений — запретить, из чат-ботов — выйти, от рассылок — отписаться или фильтровать их в папку с автоматическим прочтением.

3️⃣ Пойдите дальше. В «Атомных привычках» есть отличная мысль: управлять привычками — это управлять барьерами на пути к ним.

: Если хотите что-то делать чаще, пусть это будет будет удобно — например, не убирайте гитару в чехол или поставьте на стол тарелку с фруктами. Так вы дадите шанс новой привычке.

: Если хотите что-то делать реже, пусть это будет неудобно — например, оставляйте телефон в другом конце комнаты или снесите приложения, в которых вы залипаете дольше всего. А когда будете по ним скучать, вспомните, зачем добавили этот барьер.

Всем гигиены.

#медиа
👍14🔥5
Пример когнитивного диссонанса

Вот вы смотрите на нейробайкера из 80-ых в киберпанковом городе (это был мой запрос) и ожидаете какого-то стильного контента.

...а впрочем, вы его получите. Ловите подборку каналов с анимированными образовательными роликами:

1️⃣ Ted-Ed — короткие познавательные видео на самые разные темы. Для знакомства: почему коты странные.

2️⃣ RSA — анимированные ролики на основе лекций и воркшопов. Я их запомнил по характерному скрайбингу.

3️⃣ Kurzgesagt — непроизносимый канал с роликами обо всём. Как пример — ролик про муравьёв.

4️⃣ Because Science — ролики про науку с харизматичным ведущим и рисованной анимацией. Пример: почему сверхскорость — это плохая идея.

5️⃣ Roman Sergeev — канал на русском с анимированными саммари книг. Пример: «Икигай».

Осторожно! Можно серьёзно залипнуть.

Используйте как полезный заменитель рандомных роликов ни о чём.

#elearning #видео
👍3🔥2
Пятничная рекомендация #6: одомашнивание человека, тренировки для мозга и борьба с дистракторами

Снова ссылки. На этот раз — три аудиокниги, которые я слушал на Букмейте в июле:

🦧 Парадокс добродетели. Антрополог на фактах рассказывает, почему люди добры к своим и жестоки к чужим, кто наши ближайшие генетические родственники и откуда у Homo Sapiens все признаки одомашненного животного.

🧠 Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Нейробиолог на фактах рассказывает, как работает наша голова, почему спорт повышает интеллект и откуда взять гормоны счастья.

🎯 Неотвлекаемые. Автор книги «На крючке» про механики вовлечения в продукты раскаялся в своих действиях и на фактах рассказывает, как на этом крючке не оказаться.

Нет, Букмейт не занёс. Да, было бы здорово, если бы занёс.

#книги #рекомендации
👍73🔥1🤣1
Метод «просто начни»

Главный барьер любого дела — «начать». Чем масштабнее задача, тем сильнее страх объёма тормозит работу.

Это лечат декомпозицией задач: раздробили больше дело на посильные кусочки, стало не так страшно, появились силы перемалывать этот вагон работы.

Однако есть задачи, в которых результат появляется только в конце процесса. Например: чтение книг, написание первого драфта текста или создание концепции продукта.

«Прочитать треть книги» или «написать половину концепции» не имеет самостоятельной ценности, а усилия и время уже вложены.

И как тут декомпозировать, когда основной барьер перед чтением и написанием больших текстов — это как раз объём вложенного времени в далёкий результат?

Возможный выход — сместить момент успеха в «процессной» задаче с результата на факт начала:

Формулировка неудачи:
«Я не прочитал сегодня три главы, ну я и лошара»
«Я не закончил драфт текста, ну я и лошара»
«Я не дописал в концепции монетизацию, ну я и лошара»

Формулировка успеха:
«Я сегодня почитал, огонь»
«Я сегодня писал драфт, огонь»
«Я сегодня дополнял концепцию, огонь»

Это ни разу не новая концепция, просто я недавно с ней столкнулся в своих проектах.

Почему это работает? Сначала мы устраняем страх начала, а потом даём себе шанс попасть в поток процессной работы.

Когда вам советуют «читать хотя бы по 20 страниц в день», в реальности вам советуют «не бояться объёмов задачи». Потому что если вы не будете бояться, а книга окажется толковой — вы в этот день прочитаете не 20, а 100. Или напишете 2000 слов. Или не пропустите ни одной тренировки за полгода.

Интересно, будет ли это работать на онлайн-курсах, заброшенных в аккаунтах большинства людей? 🙂

#elearning #книги
👍4
Когда прямолинейность — это норма

Слушаем с женой книгу «Радикальная прямота». Звучит сурово, но давайте объясним на джунах.

Дано: джун криво сделал задачу.

Задача: эффективно на это отреагировать.

Варианты решения:

🤬 Оскорбительная агрессия: «Ты сделал хрень, быстро всё переделай, идиот». Хрень будет переделана, но можно нарваться на ответку, да и атмосфера в команде накалится.

😏 Манипулятивная неискренность: «Слушай, получилось норм, вот тут поправь, а я замолвлю за тебя словечко, что это твой первый опыт». Хрень будет поправлена, а джун будет благодарен руководителю, что тот прикрыл его от критики.

🤗 Разрушительное сочувствие: «Вау, отличная работа, просто супер! Давай тут чуть доделаем, и прямо огонь!». Хрень будет доделана, а джун раздуется от гордости в полной уверенности, что делает свою работу хорошо. (Нет).

😐 Радикальная прямота: «Это плохо. Я понимаю, что ты новичок, но так не годится. Давай расскажу, как переделать». Хрень будет переделана, а джун чему-то научится и будет благодарен, что руководитель помог ему стать лучше, а не оставил в неведении.

Если посмотреть на последствия для всех сторон — джуна, руководителя, компании — то радикальная прямота будет самым эффективным вариантом. Для этого ей достаточно не быть оскорбительно агрессивной.

Остальные варианты помогут руководителю чувствовать себя лучше: «я никого не обидел» или «я заработал лояльность», но для компании и сотрудника они неэффективны.

〰️〰️〰️

P.S. Пока писал пост, вспомнил пример разрушительного сочувствия. Шеф соседней смены хвалила и мотивировала всех авторов, даже если сама же переписывала их тексты. Очевидно, что эти люди не развивались. А перед уходом уже я проявлял оскорбительную агрессию — писал злобные письма и ядовито комментировал ошибки. Эти два «минуса», увы, не дали «плюс», зато дали урок 🙂

#медиа #редактура
👍74
Приземление 🛬

В канале было много мудрых мыслей и полезной пользы, поэтому жизнь для разнообразия подкинула пару земных забот:

👨🏻‍🔧 Замену двух батарей на ремонтируемой квартире: первая заняла пять часов, вторая пока продолжается.

🚘 Разорванное соединение в системе охлаждения двигателя машины.

Сидишь такой со своим диджиталом, редактурой, онлайн-обучением — и ждёшь эвакуатор, отдыхая от искр «болгарки» и света сварочного аппарата.

В такие моменты как-то больше начинаешь ценить простые инфраструктурные радости: воду, свет, холодильник, автомобиль, интернет.

Всем покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным 🧘🏻‍♂️

Думаешь: и это пройдёт. И тут начинается дождь 🤣

Не про #elearning, #edtech и #медиа, но тоже важно.
5🤯1🐳1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Превью тизера трейлера проекта Что это у нас тут? А тут у нас работа работается, идеи обстукиваются, образы формируются. Гипотеза будет проверена. Таков путь 🏳️ #eLearning #редактура
Интригующий заголовок

Напоминание о предыдущей публикации по этой теме.

Шутливый комментарий на приложенную картинку.

Обещание интересных новостей в ближайшее время.

# прогрев

〰️〰️〰️

А если чуть серьёзнее, то в воскресенье я отчаливаю в отпуск.

До этого замечательного момента мне нужно доупаковать-таки идею в осязаемый результат.

Вероятно, привычная тишина на выходных будет нарушена. Сапожник будет с сапогами 🙂 Но потом.

#elearning #edtech
👍2
Пятничная рекомендация #7: сфокусированное слушание аудиокниг

Признаюсь: я из тех, кто годами отнекивался от аудиокниг.

«Бумажные лучше», «аудио пролетает мимо памяти» и прочие популярные отговорки. Но в итоге сдался.

Как это часто бывает, нужно было посмотреть с другой стороны и немного подкрутить подход.

Да: Если слушать и параллельно что-то делать, внимание рассеивается, и часть идей пролетает мимо ушей.

Но: если пролетает только «часть», значит, «остальное» оседает в памяти. Даже при рассеянном внимании.

А ещё: если параллельно делать что-то очень автоматизированное, например рулить машиной или крутить педали, это практически не отвлекает от прослушивания. При этом любая когнитивная нагрузка — отвлекает.

Пост навеян двумя часами в пробках 🫠, в которых я на ускорении 1.7х прослушал изрядный кусок книги.

🎧 Ещё одна гипотеза на проверку — заградительное ускорение. В самом первом посте канала цитировал материал о том, как ускоренное прослушивание напрягает мозг и мешает воспринимать себя как фон, требуя высокой концентрации.

Теоретически можно преисполниться в своём сознании настолько, чтобы закрыть глаза и вдумчиво слушать на 2.0-2.5x и выше. В режиме «радио на фоне» это будет нереально.

#книги #рекомендации
👍6
Как никогда не косячить в -ТЬСЯ/ТСЯ

Замените частицу «-ся» на «себя», и вы будете точно знать, есть там мягкий знак или нет:

🔹 Они сами разберутся — разберут (кого?) себя.
🔹 Им надо успокоиться — успокоить (кого?) себя.

Не все формы слов привычны или употребимы, но они не противоречат логике языка:

🔹 Пойдём прогуляться — прогулять (кого?) себя.
🔹 Она прошвырнётся — прошвырнёт (кого?) себя.

Серьёзно, легче -СЯ в русском только «ЖИ-ШИ пиши через И».

Не ошибайте себя.

#редактура
👍31🤔1
Отпускные зарисовки #1: паспортный контроль и языковая принципиальность

1️⃣ По прилёту в Тбилиси меня и других русских мужчин пригласили отойти в сторонку.

Задавали вопросы: кто, откуда, чем занимаешься, где работаешь, с кем прилетел, где остановился, когда летишь назад, когда последний раз был в Абхазии.

В Абхазии я никогда не был, а название знакового отеля в городе вызвало недоверчивое переспрашивание.

Ведут учёт потенциальных релокантов? Ну, хоть подписывать ничего инкриминирующего не попросили.

2️⃣ В отеле администратор на ресепшн утомилась: начала оформление на русском, случайно перешла на английский, потом вернулась обратно к русскому.

Портье общался на английском, но на чаевых спалился и сказал «спасибо».

А вот взрослая продавщица в спальном районе была готова продать воду «только на грузинском». Когда ей по фану предъявили грузиноговорящего, умножила цену на три.

☀️ С учётом жары +36-39 в течение всего пребывания, думаю, у меня будет время на регулярный постинг и даже какую-то работу.

#отпускной_контент
🤔6🔥4
Отпускные зарисовки #2: как думается при +37-41 градусах тепла

Плоховато думается 🫠

Яндекс и Gismeteo консервативно показывают +37, термометр автомобиля уверяет в +41 🥵

Стало понятно, почему из города в августе уезжают местные.

Припекает на отличненько: любая одежда становится одноразовой, вода и кондиционеры — конкурентное преимущество.

Хотел дописать про тбилисский контраст между старыми улочками, современными зданиями и убогими граффити, но лучше покажу слияние Арагвы и Куры.

Тех самых, которые в начале «Мцыри»:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;

Лермонтов видел то же самое, что и теплостойкие туристы. Как сказала бы моя учительница литературы: «Не распалась связь времён».

#отпускной_контент
🔥6👍2🥴1🐳1