еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Привет, мир!

Я Филипп Чурилов, занимаюcь проектами в сфере eLearning, EdTech и media. Всю карьеру работаю с текстами в разных формах и для разных задач. Выгляжу примерно так, как на обложке канала 😁

Среди прошлого и нынешнего опыта:
— Запуск онлайн-журнала про учебный контент
— Контент-маркетинг в стартап-студии с фокусом на зарубежный рынок;
— PR-активности и медиа-контент в акселераторе Спринт от ФРИИ совместно с Минцифры России;
— Создание асинхронных eLearning-материалов для Сбера, МТС, Русгидро и прочих локомотивов (слайдовые курсы, лонгриды, диалоговые кейсы, сценарии видеороликов);
— PR и GR «железного» стартапа в области оптического контроля состояния водителя (тендерные заявки, гранты, акселераторы, питчи на резидентство Сколково);
— 3+ лет редактуры в онлайн-СМИ;
— Преподавание в РАНХиГС;
— Всё перечисленное могу делать на трёх иностранных языках (FR, ES, EN).

Полноценное портфолио никогда не вёл (сделал редакторское), целенаправленно экспертность не прокачивал. Сейчас модно это делать в Телеграме — и вот мы здесь. Будем знакомы!

Обещаю раздел «Польза» в каждом посте. (Через месяц отказался от подхода)

Польза: если вы не пробовали ускоренное прослушивание подкастов, лекций и видео — попробуйте. Это экономит уйму времени, развивает мозг и меняет подход к восприятию аудио-контента.

#elearning #edtech #медиа
🔥21
Реферат vs. Доосмысление

Один из источников контента в акселераторе — открытые вебинары. Спикер читает лекцию, отвечает на вопросы, шутит с модератором, и это можно переложить в лонгрид или серию заметок. Максим Ильяхов называет это конспектом, мне привычнее слово «реферат».

Иногда дискуссия неравномерна: например, в выступлении спикера две самобытных части, одну из которых участники обсуждают дольше. В таких случаях при подготовке реферата можно заполнить пробелы и сочинить подходящее вступление или логические вставки.

Если спикер может это согласовать — отлично. Если не может, но автор не переписал мысли, а дописал фрагменты к ним — можно обойтись без согласования.

Доосмысление делает реферат более самостоятельным материалом, а ещё часто приводит к тому, что из одного вебинара у вас появляется несколько полноправных материалов.

Польза: мы поступили так с вебинаром про микрокоманды — в записи больше времени уделено циклу развития компании, поэтому в тексте мы написали расширенное вступление о циклах развития применительно к командам и перефразировали середину с реальными примерами. Почитайте, там интересно.

#медиа #редактура
👍1
Нужно ли вам активно следить за новостями?

Нет. Давайте обсудим.

Чаще всего новости — это развлекательный контент. Они пригодятся, когда вы хотите отвлечься от работы, чему-то ужаснуться или почувствовать в отношении чего-то праведный гнев.

Постоянная погружённость даже в самые «важные» мировые и региональные события не даст вам ничего полезного.

Ни один написанный мной «брейк» — срочная новость для публикации на сайте СМИ, — не был по-настоящему важным, а один из них привёл к заявлению на увольнение.

По-настоящему важны события, которые происходят с вами, вашими близкими, в вашем городе и (уже с натяжкой) в вашей стране. Остальные «срочные новости» — это просто источник трафика на сайт и красивые цифры в строке «Посещаемость» или «Просмотры».

Если в большом мире произойдёт что-то существенное, оно дойдёт сначала до страны, а потом до вас. А если не дойдёт — то зачем вам в это погружаться, кроме как для развлечения?

Польза: когда-нибудь в этом канале появится ссылка на мой асинхронный курс по критическому мышлению, а сейчас это будет толковая статья на РБК про контроль информационного потока в кризис.

#медиа #редактура
2👍2🔥1
PR-кейс на наших глазах

04 июля канал «Оперштаб Москвы» переименовался в «Московские новости».

Также 04 июля канал потерял тысячи подписчиков и просмотров.

Что случилось? Случилась резкая смена контент-политики.

Надоевшие и даже в чем-то потерявшие актуальность «ковидные» новости, перемежаемые антикризисной повесткой про меры поддержки и инфраструктурные проекты, сменились на около-вирусный контент про доброту, социальный PR, котиков и медвежат.

Но там, где кризисные будни набрали 190+ тысяч читателей и имели отток в пределах 100-150 подписчиков в день, переход на добрый развлекательный контент принёс обвал на четыре тысячи разом и продолжение падения.

В канале искали редкие серьёзные новости, и когда там ВНЕЗАПНО появилась бессодержательная доброта — многие читатели смену курса не приняли.

Чему это нас учит? Ценить свою аудиторию и стараться не обманывать её ожидания.

Польза: прикладываю ссылку на совет Максима Ильяхова про полезный контент по теме поста.

#медиа
3👍3
Слайд как микро-мем

До 2022 года я не читал курсов лекций. У меня был большой опыт создания асинхронных учебных материалов и однократных выступлений с презентацией, но не ведения лекций.

Когда меня пригласили прочитать курс в РАНХиГС, у меня было одно опасение: не стать преподом-душнилой со скучными лекциями.

Я строил большие планы на крутые интерактивные лекции с уникальной графикой, пообещал конспекты в виде интерактивного лонгрида и хотел с первого подхода сделать всё идеально.

Ага. Ну-ну. На фоне остальной занятости ресурсов мне хватило на несложные слайды, по которым было удобно рассказывать контент из головы и придерживаться общей структуры.

И всё же одну гипотезу я в них заложил: из одного блока лекции мы должны запомнить какую-то единицу смысла, что-то простое и полезное, и не обязательно в подробностях.

Если придумывать этим единицам название, можно назвать их микро-мемы.

В галерее — несколько попыток / примеров.

Польза: про мемы в лекциях и на уроках пишут многие, например МЕЛ.

#elearning
🔥4👍2
Обучение в процессе наставничества

Обучение — процесс двусторонний: учитель отдаёт, ученик принимает. Очевидно, что если плохо отдавать, то и результат будет не очень. Но и принимать обучение тоже требует усилий.

Мне было непонятно, почему в отделе контента и в редакции СМИ одни новички быстро перенимали устраивающую меня манеру письма, а другие месяцами воспроизводили те же формулировки и паттерны, которые я продолжал «подсвечивать» в правках и исправлять лично.

Кажется, что дело именно в принятии обучения.

Послушать прямые правки и внести их — это не обучение, а та же работа.

Подумать, почему они именно такие; что они изменили в тексте; какую задачу редактор ими решает; почему так, а не иначе — вот это обучение. Но это сложнее, и занимаются этим не все.

А жаль.

Польза: в «Кинжале» был хороший материал про то, что такое вообще правки и как с ними жить.

#медиа #редактура
👍51
Getting Things Done с помощью визуального повествования

Рисованные человечки из предыдущего поста не сворованы заимствованы у Темнографики. На самом деле они сворованы заимствованы у Петра Людвига и Джули Дирксен (подробности в статье про «Победи прокрастинацию»).

А если быть совсем точным, то это возвращение на бумагу правильного подхода к постановке ТЗ дизайнерам и иллюстраторам, которым я пользуюсь уже много лет.

Можно долго описывать в деталях картинку, а можно нацарапать её камнем на стене пещеры, чтобы специально обученные люди получили твой запрос на своём языке — визуальном.

В комплекте к таким ТЗ почти всегда идут Mad PowerPoint Skillz.

Польза: выше уже разместил ссылку на мою статью по книге, пусть будут ещё две: «Долой продуктивность!» и «Магия утра». Много рукописной графики в наличии.

#eLearning
👍52
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Эй, пст, не хочешь немного Flash-слайдов из 2010-го?

Один из любимых проектов юности — курс по технике продаж для Adidas Group. Мы тогда зажглись идеей и выдали развесёлую (как нам казалось) графику, анимацию и контент за пугающе доступный ценник.

Мне и сейчас кажется, что для слайдового курса это было отлично. С высоты накопленного опыта, конечно, стоило ополовинить контент и успокоить анимацию. Типографика с формулировками у меня тоже 12 лет назад хромали.

Но «заставка к слайду» и кнопка-лопата «Копнуть глубже» для погружения в необязательную теорию до сих пор кажутся прикольными.

Это был прото-сторителлинг и ответвление от образовательной траектории, просто мы понятия не имели, что это так называется 😎

Польза: хватит на сегодня пользы — просто посмотрите весёлые картинки.

#eLearning
👍93
Новый опыт как раскрытие чакр

В мобильной игре GameDevStory — симуляторе игровой студии — была примечательная механика разблокирования новых жанров.

Гейм-дизайнеров нужно было отправлять на отдых, из которого они возвращались с новыми идеями.

Условно: сходил в поход — разблокировал жанр survival, побегал в пэйнтбол — разблокировал тактическую стрелялку. После похода и пэйнтбола сплавал в круиз — разблокировал пиратское приключение.

Так вот, в жизни так же.

Когда новый опыт замешивается с накопленным, случается синергия, которая редко где ещё встречается.

Вызов в том, чтобы найти этой уникальной синергии востребованное применение.

Польза: хорошая синергия накапливается у Т-сотрудников, но бывают и ТТТ-специалисты, которые могут в одиночку потянуть пол-стартапа.

#eLearning
👍71🔥1
Зачём нам ё

В канале у Паши (вдохновитель сего мероприятия) — голосовалка про использование Ё. Хороший повод для высказывания.

Итак.

Текст — это носитель информации. Информация может быть простой или сложной, но общий консенсус апологетов инфостиля многие известные редакторы считают, что восприятие информации лучше упрощать, а не усложнять.

Как редактор учебного контента поддерживаю этот тезис.

Материала и так много, чтобы тратить когнитивный ресурс на избыточные отсылки к мёртвым языкам, хитросочинённые предложения и… да, на букву Ё.

Обработка слова «передохнем» требует от вас потратить внимание и глюкозу на анализ контекста. Обработка слова «передохнём» — нет.

Ё ускоряет и упрощает восприятие текста. Ставил и ставлю Ё везде, где надо, а в новых для читателя терминах и устаревших словах ставлю ещё и ударение.

И никто меня не остановит 😈

Польза: за неё сегодня канал Павла Фёдорова по ссылке выше.

#eLearning #медиа #редактура
🔥12👍31
Цените выходные — это не данность

Сначала думал оставить воскресенье без контента, потом передумал.

Выходные — отличный повод для высказывания о сменном графике.

На первой позиции в новостях у меня был график 7 через 7 с чередованием дня и ночи.

Дневные смены — это круто, каждую неделю по недельному отпуску. Можно делать всякое полезное, быть бодрым и продуктивным.

Но семь ночей — это жесть. Мало того, что к пятой ночи вы уже овощ, так и на «выходной» неделе график возвращается ближе к среде. Жизнь в перманентном джет-лаге — тяжела.

В более лайтовом исполнении это было 4 через 4. Обычно тоже чередуются, но у меня было три года исключительно ночей.

Не такая катастрофа, как семь ночей подряд, но тоже постоянная вялость, заторможенность и элементы делирия.

И нет ни выходных, ни госпраздников, ничего — сменная работа их не подразумевает.

Цените выходные. И не работайте по ночам: оно того обычно не стоит, если только вы не делаете это для себя.

Польза: совет выше.

#медиа
5👍4😱1
Причины, следствия и сила чужой лени

В комментариях к голосованию про Ё прозвучал аргумент:

«Все уже пишут без Ё, без длинного тире и без кавычек-"ёлочек", язык упрощается, это неизбежный процесс».

А если подумать? Давайте попробуем предположить, почему условные «все» пишут без корректной типографики.

Документы Google помечают слова с Ё как ошибки и используют кавычки-”лапки” независимо от раскладки. Тот же алгоритм проверки орфографии встроен в браузер Google Chrome и многие браузеры на том же ядре Chromium.

Многие готовые модули вставки текста на сайтах или в приложениях тоже не понимают «ёлочки», как и сервисы автозамены в iOS и Android.

Получается, что это не «язык упрощается», а кто-то упростил себе работу и не выделил ресурсы на региональную типографику. Потому что это не приоритетная задача.

Для сравнения:

В Microsoft Office 365 на русской раскладке автоматически используются кавычки-«ёлочки», слова с Ё не считаются ошибкой, а в настройках проверки орфографии можно включить принудительную замену на Ё.

В Яндекс Документах то же самое, а ещё там двойной дефис превращается в длинное тире (как в Telegram).

Что в итоге?

Те, для кого это важно и нужно (кто часто работает с текстом), изучают альт-коды, устанавливают типографские раскладки и работают в инструментах, которые это учитывают.

Те, кто не заморачивается (абсолютное большинство), пользуются популярными инструментами, где автозамена не знает о существовании региональных правил. При этом они свято верят, что «ну, это язык так упростился, это неизбежный процесс».

Язык не упростился — вам его упростили.

Автозамена с учётом правил типографики быстро привьёт всем использование действующих норм.

Польза:
Alt + 0151 — длинное тире
Alt + 0171 — «
Alt + 0187 — »
Alt + 0160 — неразрывный пробел

#медиа #редактура
👏83🤔2
О мотиваторах к обучению

Главный мотив учиться — это осознанная потребность.

Если нам что-то нужно или сильно хочется, и на пути к этому стоит условный массив обучения, — мы будем усердно грызть этот гранит.

Если такого мотиватора нет, мы на это забьём.

Похожий механизм работает в рекламе и в ценностных предложениях стартапов: проблема (хочу!) —> решение (вот) —> выгода (достижение/обладание).

Рассмотрим пример.

На скриншоте из GTA: San Andreas (2004) приведён, кхм, «перевод», который был доступен русскоязычным игрокам на момент выхода игры.

«Охладите трахание» — это «chill the f**k up».
«Я рассматриваю её пользу» — это «I treat her good».
«Углепластик» — это испанское слово «cabrón» («козёл» во всех смыслах), в котором предки машинного перевода усмотрели неправильное написание слова «carbon».

Можно ли что-то понять из этого набора слов? Нет.

Мотивирует ли желание что-то понимать подростка 13-15 лет, который листает словарь, пользуется примитивным поиском и спрашивает значение незнакомых слов у старших товарищей? Да.

Геймификация в обучении — это блеклая копия реально безвыходной потребности узнать, что же на самом деле происходит в игре.

Я учил английский с шестого по десятый класс в школе, а моих учителей звали Baldur's Gate и Planescape: Torment (олдфагам привет 👋🏻).

Прошло 20 лет, а никто ещё ничего не заподозрил.

Польза: хайпуют на этой теме многие (например, Skillbox), но там скорее реклама, а не обучение.

Историко-лингвистические лекции на глобальных стратегиях, английский для предпринимателей на экономических симуляторах, разговорная речь на французских адвенчурах — вот где сила, брат, а не вот это вот всё.

#eLearning #edtech
👍5🔥42
О передаче задач

Я применяю концепцию транзакционных издержек по поводу и без. Переключение между типами работы? Потеря нюансов при пересказе? Додумывание плохо описанных задач? Это издержки.

Поговорим о последнем.

На картинке — обобщённая модель передачи задач в моей голове:

Есть условная «линия взаимопонимания», которая показывает объём информации, при котором ожидания постановщика совпадут с результатом адресата. Это момент, когда две стороны одинаково представляют будущий результат.

Чем опытнее люди и чем дольше они работают вместе, тем чаще они достигают «линии взаимопонимания» без (существенных) потерь.

Где возникают издержки

Если задача описана выше понимания — постановщик потратил свой ресурс на избыточное объяснение.

Если задача описана ниже понимания — адресат потратил свой ресурс на уточнение и заполнение пробелов.

А если задача описана ниже понимания, и адресату не хватило знаний, опыта или желания для восполнения пробелов — время, деньги и ресурсы потеряли вообще все.

Кто виноват

Постановка задачи — акт управления, поэтому ответственность за достижение нужного результата несёт постановщик. Даже если это не закреплено в иерархии.

Что делать

Формулируйте задачи письменно. Учитывайте опыт адресата. Уточняйте понимание результата. Забудьте фразу «мне казалось, что это очевидно».

Польза: поисковая строка принесла короткую заметку на эту тему с отличной картинкой внутри.

#eLearning
5🤯1
Очные выступления обогащают опыт

Выше писал про новый опыт как метод раскрытия важных чакр.

Не просто так — с начала года гораздо чаще выступаю с лекциями и вебинарами, и это сильно расширяет кругозор:

1) это новая форма воспроизведения архивированных в голове знаний;

2) это источник продуманного авторского контента — ты делаешь презентацию или текст по мотивам выступления;

3) это обратная связь в прямом эфире на внутренний вопрос «а не фигню ли я сейчас делаю?».

А ещё это источник идей по форматам. На этом вебинаре обкатаем рассылку открытого микро-курса для СДО на основе смонтированного видео и презентации.

Посмотрим спрос, реакцию, переходы. По результатам отчитаюсь 🧑🏻‍💻

Польза: резюме вебинара «Промо-материалы своими руками» опубликовано здесь.

#eLearning
🔥2👍1