еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Инсайты к среде #1

Настроение: ворох разрозненных постов с амбициями рубрики вместо одного крупного.

1️⃣ Конструктор микрообучения 7taps сдался перед корпоративными бюджетами и добавил экспорт микрокурсов в SCORM-архивы.

Если вам это ни о чём не говорит, представьте, что контент из десяти «сторис» кому-то понадобилось назначать в системе обучения, чтобы собирать статистику завершения. Десяти сторис. Статистику. Ну, ок.

2️⃣ Understanding Journey Map для понимания основ физиологии мозга и её влияния на концентрацию и планирование:

Мозг. Инструкция по применению —> Сила воли —> Неотвлекаемые —> Найди время

Это немало книжек, но их тезисы пересекаются, поэтому если вы бегло прослушаете, прочитаете или пролистаете их в этом порядке, паззл может сложиться и без вдумчивого чтения.

3️⃣ На личном опыте убеждаюсь в перспективности одной концепции, которая летала у меня в голове: «второе мнение».

Это когда эксперт-практик добровольно передаёт свою работу на суд равного, чтобы получить не правки или обучение, а другой взгляд или валидацию.

Не наставничество и менторство, а этакое перекрёстное опыление людей с похожим опытом. И не так многолюдно, как модные мастермайнды. Попробовали бы?

#elearning #edtech #среда_инсайтов #UnderstandingJM
👍62🔥2
— Образовательные метрики? Не, не слышал.

В продуктовом подходе принято всё измерять: конверсии, метрики, доходимость, юнит-экономику и так далее.

📊 При этом если в корпоративном обучении эти данные закрыты даже для компании-разработчика учебного материала (непонятно, почему, но допустим), то в открытых коммерческих курсах эти данные могли бы убедить в покупке или подсветить авторам проблемы восприятия.

🎮 То ли дело игры. В больших релизах показать статистику принятых игроками решений — это способ показать востребованность игры, получить публикации в СМИ и сделать небольшой культурный срез своей аудитории.

Два хороших примера:
статистика решений в Mass Effect: Legendary Edition
итоги первых выходных в Baldur's Gate 3

А теперь берём этот подход и переносим на асинхронный электронный курс:
— Кем работают учащиеся курса?
— Сколько человеко-часов смотрели видео?
— Сколько букв и слов домашних заданий написали?
— Сколько раз щёлкали на вкладки?
— Сколько раз скачали приложенные памятки?
— Сколько сделали ошибок в тестах и какие?
— Какие решения в диалоговых кейсах принимали?

🎁 Для потенциального пользователя это интересная, «живая» информация о курсе. Для разработчиков и отделов обучения это реальная, «живая» информация о том, какие методические решения сработали, а какие надо пересмотреть.

С такой статистикой между «сколько записалось» и «сколько завершило курс» вместо чёрного ящика появится что-то содержательное и открытое.

Это как изменять баланс в онлайн-игре: вносить небольшие изменения и смотреть, как они отражаются на «больших данных» тысяч игровых сессий.

〰️〰️〰️

Как вы думаете, публичная статистика поведения учащихся онлайн-курсов — это:

👍🏻 — отличная идея, мне бы зашло
😐 — никто не будет публиковать
🗿 — снова какая-то дичь

#elearning #edtech #угадалтренд (запомните этот пост)
👍16😐21🗿1
Лодка как билет в простуду

⛵️В воскресенье таки выехал на Пироговское водохранилище — второй раз походить под парусом.

🤧 Утро было прохладное, приехал я уже слегка простуженным, и два часа на воде меня окончательно сложили. Думать эти три дня было сложнее обычного, отсюда пробел в постах.

Но если извлекать мысли из опыта:

1️⃣ Парусная лодка — хороший тренажёр командной работы. У нас это было скорее «всю работу могут делать двое из четырёх», но на соревнованиях это чаще «все должны собраться и работать в унисон».

2️⃣ Ещё лодка — это пример сложной системы взаимосвязей, причём буквально: разные верёвки разного цвета с разными задачами в контексте движения.

В первый раз непонятно ничего, но со временем мозг делит верёвки на кластеры по задачам и лучше ориентируется. Годная метафора обучения новому.

3️⃣ Наконец, лодка — это хорошая гипотеза для AR/VR-обучения. В первые выходы нужно понять, какая верёвка что тянет и что в каком порядке нужно делать, и это вполне по силам визуализировать в 3D или в дополненной реальности любому современному смартфону.

Игр уже много, в т.ч. с высокими оценками, но можно пойти дальше.

#elearning
5👍1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
«Наколхозить» vs. «Заморочиться» На видео — исполнение элемента «переключающиеся вкладки» (или единое текстовое поле, ЕТП) средствами PowerPoint. Не после обработки в конструкторе типа iSpring или Articulate, а до, т.е. это обычный слайд из презентации. …
Возвращение блудного интерактива

Цитируемый пост с интерактивом на анимациях PPt не собрал 25 реакций «🤯» за год, зато он привлёк задачу с такой же механикой. Хотя на скриншоте была 25-ая «🤯».

🧐 На этот раз в процесс добавилась 14 QR-кодов, Figma и декоративные пожелания вида «чтобы затенялось при нажатии» и «чтобы при нажатии в рандомное место можно было перейти в исходное положение».

Упражнение на любителя, но так-то анимации в PPt — это натуральный zero-coding задолго до того, как это стало мэйнстримом.

😑 Записывать скринкаст не буду, но опишу процесс в лонгриде со скриншотами, потому что при редком обращении к навыку часть вещей приходится перевыдумывать на ходу.

Результат ожидайте завтра в первом комментарии, а инструкция — где-то на неделе 🙂

#elearning
👍4🔥21
Новый навык как переключатель в голове

Добрался до домашних работ курса по no-code разработке: собрал тренировочный дневник прогресса, потом с нуля сделал трекер личного обучения с функцией ведения заметок из этого поста. Оба — за один вечер.

Имею доложить следующее:

1️⃣ Знания — это демистификация неизвестного. Пока мы не знаем, как что-то работает, мы считаем это «сложным» и «непонятным». Когда мы хотя бы приоткрываем дверь во внутренние процессы какого-то явления, мы начинаем воспринимать его как «сложное», но уже «постижимое», которое можно освоить. Вместо бескрайнего болота начинаешь видеть дорогу.

2️⃣ Три из пяти моих недавних идей можно протестировать на no-code инструментах. Это было предсказуемо, и ради этого я покупал курс, но пока я не начал что-то собирать руками и перекладывать логику из головы в таблицы, я это по-настоящему не воспринимал.

3️⃣ Всё ещё не люблю видеолекции. Уроки этого курса записаны в 2021 году. Интерфейсы конструкторов давно обновились, шаблоны переименовались, бесплатные функции переехали в платные тарифы, но спикер продолжает рассказывать то, что уже не соответствует действительности. В чате потока на эту тему регулярно пригорает.

Это причина, почему после тренировочного модуля я начал собирать что-то своё и не по ТЗ — потому что контент и реальность разошлись, и «копать самому» временно стало более разумным вариантом. НО! Надо отдать должное: я бы не копал сам без общего введения и тренировочной сборки.

Что дальше?
К планам можно смело добавить безудержную сборку MVP разной степени кринжовости на Glide, Directual, Tilda/Collabza. Для полноты атмосферы стартапа буду собирать их в коворкинге Сколково 🙂

Также как неофит зерокодинга ближайший месяц-два я буду максимально эффективен в объяснении его основ полным «нулям». Подробнее об этом тезисе тут.

Или просто давайте соберём что-нибудь несложное для учителей, тренеров или методистов.

#elearning #инновации #nocode
👍4🤔1
Многорукий многоног

Две работы назад родилась шутливая присказка: «будни копирайтера».

Так называлась моя должность, в которую при этом помещались ТЗ на сайты, дизайн презентаций, управление типографскими проектами, ведение вебинаров и консультации для ИТ-проектов.

Традиции надо продолжать, поэтому на этой неделе в условные «будни копирайтера», кроме статей и текстов, входили зерокодинг, подготовка заявки ИТ-проекта на грант, первичный поиск иностранных инвесторов и погружение в Duolingo на португальском 🫠 (позже расскажу).

В английском есть ёмкое слово — multifaceted, или «многогранный» (фасеточное зрение насекомых тоже отсюда). До сих пор не знаю, бороться мне с этим явлением и выбрать специализацию или же принять историко-мировоззренческую склонность к множеству занятий из разных сфер.

На выходные еду за город на перезагрузку. И вам желаю 🙂

#пятница
🔥4
Смена антуража решает

Три дня — полёт нормальный. Смена милого, но приевшегося домашнего стола на коворкинг погрузила в новую среду и подстегнула работоспособность. Ожидания от октября выросли.

Монитор пока не перевёз, и тут уместно вспомнить интересное противоречие:

➡️ С одной стороны, два монитора упрощают работу с несколькими источниками: создание презентаций, вёрстку документов, сведение замечаний и т.д. В статьях на эту тему часто цитируют фантастические +42% продуктивности.

⬅️ С другой стороны, второй экран — это постоянно открытое окно в бесконечный мир интернета, чатов и видео, которое «как бы» не мешает основной работе. (На самом деле мешает).

Единственный правильный вывод отсюда: «всему своё время и количество экранов»:

— Задачи на поиск, компиляцию и сравнение обычно удобнее делать на двух мониторах или на сверхшироком экране.
— Писать тексты, концепции, идеи, рассказы, романы, эссе может быть удобнее в «туннельном» режиме на одном экране.

Опять гипотеза на проверку 🙂

~~~

😐 — работаю с двумя, менять ничего не буду
🤔 — работаю с двумя, подумаю о возврате к одному
🐳 — работаю с одним, два не нужны
🗿 — что-то про проблемы первого мира

#медиа
🐳5😐4🗿4🤔2
Работать под правильную музыку

Знаете, какая музыка помогает фокусироваться? Саундтреки к играм.

Причем не к драматичным моментам, а непосредственно фоновая музыка к игровому процессу.

Эмпирически я об этом догадывался, но вот статья про основные причины:

1️⃣ В саундтреках нет слов. Мозг не тратит внимание на понимание языка, слов, метафор и смысла.

2️⃣ В саундтреках стабильная тональность. В отличие от эпичных треков к трейлерам и заставкам, в фоновой музыке нет резких перепадов тональности и ритма.

3️⃣ В саундтреках обычно бодрый ритм. Музыка в играх часто сопровождает действие: исследование, сражение, гонку, микроменеджмент и т.д. Работа и домашние дела — это такие же действия.

Чаще всего я работаю под два саундтрека:
Frostpunk: тягучие инструментальные мелодии про преодоление, т.к. это градостроительный симулятор в условиях ледяного пост-апокалипсиса.
Doom: тяжелый техно-метал про адреналин, т.к. это динамичный спинно-мозговой шутер на реакцию.

Бонусом прикладываю финальную тему первой игры по «Ведьмаку» — просто хороший атмосферный трек.

〰️〰️〰️

👍🏻 — тоже так делаю с играми или неоклассикой
🤔 — не контактирую с играми, но интересно
😐 — живу и работаю под музыку со словами

#elearning #edtech #media
👍8🔥3🤔1😐1
Пятничная рекомендация #9: восточное кино

Если у вас нет конкретных планов на кино в эти выходные, вот вам азиатский кинематограф.

1️⃣ Дилогия о Бахубали много лет была самыми кассовыми фильмами Индии, а тот же режиссёр позже снял прогремевший в мире «РРР». В этом смысле это индийский Кэмерон.

Да, тут поют. Да, тут танцуют. Да, физика даже не заходила в этот чат. Но всё это не имеет значения, потому что это окно в глубинный культурный код миллиардного народа с многотысячелетней историей.

С большой вероятностью вы не видели ничего подобного.

2️⃣ «Планета зверей» — это китайская вариация на тему «королевской битвы» по типу «Игры в кальмара», но без безудержного насилия и на пять лет раньше.

Это не шедевр и не откровение — это выглядит как обычный китайский фильм, по которому видно, какие смыслы сегодня доносятся до ещё одного миллиардного народа с многотысячелетней историй.

Осторожно: у него самый несоответствующий трейлер, который я когда-либо видел.

~~~
Обе части «Бахубали» — это эпики на два с половиной часа каждый, а вот «Планету зверей» вполне можно посмотреть спонтанно.

Посоветуйте в комментариях другие классные незападные фильмы 🙂 «Рейд» и «Дикие истории» уже смотрел.

#рекомендации
👍2
Картины ремонта

«Заказ керамогранита, ламината, ванны и комплекта сантехники в один день», (c) нейросеть Kandinsky 2.2 через Fusion Brain, circa 2023.

Из других новостей: записал репортаж про AutoTech-проект с «Москвой24» и отдал все документы на визу.

Ж. Ждём.
🤔3👍1
Сложнее = дороже

Чем сложнее работа, продукт или процесс, тем дороже они в деньгах, усилиях или времени.

В работе это очевидно. Получить задачу несложно. Сложнее — раздать задачи другим. Ещё сложнее — создать условия для работы и привлечь заказ, для которого нужно раздавать задачи.

В копирайтинге тоже понятно. Из громоздкого текста трудно вытаскивать пользу, а складно написанная статья легко доносит мысль.

Это не только про работу

📊 На сложный продукт дорого переходить: его нужно внедрять, учиться, ошибаться. Простой продукт легче использовать.

🧠 Сложную мысль дорого понимать: фокусироваться, думать, прослеживать логическую цепочку. В простые тезисы легче поверить.

⚖️ Сложные решения дорого принимать: анализировать, считать альтернативы, чем-то жертвовать. Простые решения легче выкрикивать с трибун.

Прикладные выводы

— Если хотите дороже оценивать свою работу, она должна становиться сложнее.
— Если хотите донести до людей свои мысли, они должны становиться проще.
— Если хотите меньше ошибаться, нужно платить за качественную информацию деньгами, усилиями и временем.

~~~
Пост навеян очередной неизбежной эволюцией контентной задачи вида «переработать исходные материалы о продукте в текст» в стратегическую задачу вида «сформулировать стратегию контент-маркетинга для продукта».

#elearning #медиа
👍7🔥1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Всё придумано до нас

Смотрю на работу телеканала «М24» с нашей фактурой и вижу:

1️⃣ Быструю смену планов
2️⃣ Постоянное движение в кадре
3️⃣ Динамичные переходы

Что нам это напоминает? Так Reels/Shorts же!

Телевидение придумало короткие ролики на удержание внимания задолго до того, как это стало мэйнстримом.

Хотите научиться вовлекающему монтажу для рекламы, пропаганды или обучения? Смотрите не только гуру рилсов, но и тех, кого они копируют 🙂

#медиа
🔥5
Краткая автобиография в eLearning

Андрей Матюков из проекта Lifel пригласил в рубрику о том, как люди приходят в электронное обучение.

Сказано — сделано: вот мой портрет специалиста eLearning.

Забавно, что до этого момента даже такой сокращённый путь был описан разве что в сопроводительных письмах 🙂

Будет полезно повторить это для другого опыта.

#elearning #edtech #статьи
👍5🔥32
Less is more

🧑🏻‍💻 Корпоративное обучение: давайте сделаем рисованные слайды с нелинейной историей, геймификацией и тестированием.

👩🏼‍🏫 Инфобиз: давайте сделаем видеоуроки с говорящей головой и кучу PDF-гайдов.

📝 Контент-агентство с курсами: давайте напишем вагон текстовых уроков с редкими картинками.

🎧 Тем временем один из самых популярных и высоко оценённых курсов на LinkedIn Premium: давайте сделаем серию аудиосообщений с субтитрами на чёрном фоне 🗿

И тут же в интерфейсе дискуссия слушателей, личные заметки и полный текстовый транскрипт.

Такими темпами пробная подписка на премиум конвертнёт меня в платящего пользователя.

#eLearning #edtech
9👍1🔥1
Краткость — сестра.

✍🏻 Писатель, инженер и философ Блез Паскаль как-то извинился в длинном письме, что у него «не было времени написать его короче»

Потому что писать коротко — дольше и сложнее.

👨🏻‍💻 В полной мере ощутил это при заполнении заявок на стартап-конференцию:

«Расскажите о вашем проекте в 40 словах / 250 символах / 60 секундах / одной фразе не длиннее 140 символов».

Добавляем сюда английские to, a, the, которые тоже слова и тоже символы с пробелами, и получаем ещё меньший простор для графомании.

Но мы справились 🙂

🪓 Такие упражнения хорошо учат отсекать лишнее и вспоминать низкочастотную лексику, которая точнее доносит оттенки смысла.

Из хороших новостей: получил визу на нужный срок, ждите обновлений 👍🏻

#медиа #инновации
🔥5👍3
Непопулярное мнение о фокусе в EdTech

В бизнес идут либо за деньгами, либо за идеей.

📈 Из идеи вполне может вырасти прибыльный бизнес, а вот может ли из денег вырасти идея — вопрос дискуссионный.

Когда я читаю рассылки EdTech-проектов, я стараюсь между строк ловить отблески их реальной мотивации:

🎓 Если там больше про обучение, простоту, удобство, функциональность, вовлечение и прочий продукт — кажется, они здесь за идеей.

🤑 А если там CRM, рассылки, оплаты, лидогенерация, рассрочки и прочая прибыль — наверное, они здесь за деньгами.

Я понимаю, что любой продукт нужно продавать: рекламировать, подчёркивать преимущества, отрабатывать возражения и т.д.

Но если «продавать» — это единственный смысл существования EdTech-проекта, то он какой-то... Пустой? Скучный? Бессмысленный?

🦸🏻 Даже хлеб, игрушки и электрооборудование можно продавать с осознанием великого смысла.

Можно же найти что-то кроме «бабла» в сфере обучения, м?

#edtech #elearning #непопулярное #ed_мысли
👍4🔥1
Вереница нового опыта

Освоение нового работает, как ассоциативный ряд: за «основной» задачей тянется множество «сопроводительных», которые изначально не планировались, но без них не обойтись.

Писал о похожем на заре канала в контексте игр и недавно в контексте no-code, но сейчас подоспело ещё несколько примеров:

1️⃣ Холодные контакты в LinkedIn. Основная задача: «договориться о встрече с незнакомым человеком», сопроводительные: «оформление профиля», «использование встроенного поиска» и «корректура стилистики и орфографии писем в ChatGPT».

2️⃣ Замена сгоревших автоматов в электрощите. Основная задача: «купить электрооборудование», сопроводительные: «понять отличия классов защиты», «делать холодные звонки поставщикам» и «ругаться с техподдержкой магазина».

3️⃣ Заказ полиграфии. Основная задача: «напечатать наклейки и флаеры», сопроводительные: «поставить задачу на дизайн», «разобраться в отличиях разных видов плёнки» и «сформулировать ТЗ на печать».

Все эти цепочки действий никуда не денутся и помогут решать похожие задачи в будущем — это и есть опыт, также известный как формирование нейронных связей.

В общем, в октябре я написал холодных писем и сделал холодных звонков за весь год с запасом, хотя считаю себя интровертом. В жизни пригодится 🙂

На самом деле я идентифицирую себя как «экстраверт, повидавший некоторое гуано».

#elearning
👍5🤔3
Вертикально интегрированный EdTech

Читал на канале ИДО ТГУ пост про вертикальный эдтех — когда образовательная площадка фокусируется на обучении персонала для конкретной отрасли. Смотрел такие проекты в мире и имею частное мнение на этот счёт.

По сути, это те же корпоративные университеты, только вместо большой корпорации — стартап.

🎓 Почему корпорации строят университеты?
Потому что быстрее и дешевле сразу обучать людей по своим методикам, чем доверять это неподконтрольной системе образования или внешним учебным центрам.

👨🏻‍🏫 Может ли стартап воспроизвести «вертикальность»?
Да, если есть нужная экспертиза. Сеть ресторанов может продавать свои учебные материалы коллегам по отрасли, а EdTech-компания — привлечь профессионалов рынка к разработке контента.

Но тут я видел больше плохих примеров, чем хороших:
▪️ «Готовые курсы» на многих платформах — очень общие, и подходят только для знакомства с работой.
▪️ Курсы от внутренних экспертов обычно содержательные, но примитивные либо громоздкие.

То есть, текущее воплощение этой идеи не отменяет затрат на профессиональное производство материалов.

📈 Какой лучший путь для вертикального эдтеха?
Я бы назвал идеальным сценарием поворот малых и средних компаний с накопленной экспертизой в создание собственных EdTech-продуктов.

В моём окружении этим занимаются Runetlex с обучением юридическому дизайну и НОРМ агентство с обучением вебинарной воронке и бренд-менеджменту.

Когда они вырастут в образовательные платформы, они станут примерами «вертикального EdTech»: тут и профессиональная экспертиза, и учебный продукт, и образовательная площадка, и подготовка кадров для отрасли по собственным лекалам.

И раз уж мы это читаем на канале ИДО ТГУ — пока непонятно, какое место займут вузы после вывода прикладного образования в юрисдикцию других заинтересованных сторон.

Высшему образованию придётся либо становиться эдтехами, либо усиливать фундаментальную подготовку.

〰️〰️〰️
🤔 — пища для размышлений
🗿 — много букв

#elearning #edtech
5🤔3🗿1
Пятничная рекомендация #10: прадедушка всего sci-fi

Приобщился к 2001: Космической одиссее Стенли Кубрика.

🌌 Это один из тех фильмов, про которые многие слышали, смотрели обзоры, читали статьи с подборками оммажей в других фильмах, но которые зачастую не смотрели от начала и до конца.

Вот я и посмотрел.

🎥 Совершенно другое кино, чем делают сейчас, даже без учёта слегка сдвинутой крыши режиссёра.

Ритм и темп очень непривычный. Внимание к деталям запредельное. Техническое исполнение местами впечатляет даже сейчас.

🚀 Фильм вышел в 1968 году — не прошло и десяти лет после полёта Гагарина. Сам Кубрик боялся, что «пока фильм выйдет, наука уже ускачет далеко вперёд». Зря переживал: мы ещё даже не до всего доскакали.

🤔 Писатель Артур Кларк, который работал над сценарием, говорил так: «если после просмотра вы подумаете, что вам всё понятно, значит, мы с Кубриком не справились». Тоже штрих к картине.

В общем, рекомендация для вдумчивого погружения в точку сингулярности всей современной космической кинофантастики.

#рекомендации
🔥3🗿2👍1
И великие косячат

Если вы когда-нибудь подумаете, что какая-то ваша задумка или идея не работает — вспомните, что существует приложение конференции WebSummit 😂

Я бы понял, если бы на 250+ отправленных сообщений было хотя бы 70 «просмотренных», пусть даже без ответов.

Но когда на 250+ сообщений едва ли 15 «просмотренных» и 3 ответа, а остальные «не доставлены» — т.е. эти люди даже не открывали приложение примерно три недели — это какой-то провал идеи приложения для нетворкинга 🫠

Может быть, это всё аврально раскочегарится в оставшиеся 14 дней. Но пока что это not working as intended 🙄

#медиа #инновации
1👍1
Современные стадии принятия

🙅🏻‍♂️ Отрицание
😡 Гнев
🤝 Торг
😔 Депрессия
🤖 ChatGPT

Ничего писать я всё ещё не доверяю, но поисковая машина по мировому культурному пласту — отличное применение технологии.

Из недавнего wow-момента:

Составь список сцен из фильмов, в которых содержатся примеры _________, и укажи минуты, с которых они начинаются.

🤔 И ведь составил и указал минуты, и не надо листать плейлист на 900+ фрагментов в YouTube.

🗿 Ещё я как-то ошибся в запросе на редактуру холодного письма и случайно получил обзор ключевых инвестиционных фондов Испании.

🧑🏻‍💻 В общем, теперь я воспринимаю GPT как неопытного, зато старательного автора-новичка: ничего нельзя выпускать в продакшен, но справки собирает добротно.

Надо будет добраться до платной версии.

#elearning #edtech #инновации
🔥5👍4