еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Цените выходные — это не данность

Сначала думал оставить воскресенье без контента, потом передумал.

Выходные — отличный повод для высказывания о сменном графике.

На первой позиции в новостях у меня был график 7 через 7 с чередованием дня и ночи.

Дневные смены — это круто, каждую неделю по недельному отпуску. Можно делать всякое полезное, быть бодрым и продуктивным.

Но семь ночей — это жесть. Мало того, что к пятой ночи вы уже овощ, так и на «выходной» неделе график возвращается ближе к среде. Жизнь в перманентном джет-лаге — тяжела.

В более лайтовом исполнении это было 4 через 4. Обычно тоже чередуются, но у меня было три года исключительно ночей.

Не такая катастрофа, как семь ночей подряд, но тоже постоянная вялость, заторможенность и элементы делирия.

И нет ни выходных, ни госпраздников, ничего — сменная работа их не подразумевает.

Цените выходные. И не работайте по ночам: оно того обычно не стоит, если только вы не делаете это для себя.

Польза: совет выше.

#медиа
5👍4😱1
Причины, следствия и сила чужой лени

В комментариях к голосованию про Ё прозвучал аргумент:

«Все уже пишут без Ё, без длинного тире и без кавычек-"ёлочек", язык упрощается, это неизбежный процесс».

А если подумать? Давайте попробуем предположить, почему условные «все» пишут без корректной типографики.

Документы Google помечают слова с Ё как ошибки и используют кавычки-”лапки” независимо от раскладки. Тот же алгоритм проверки орфографии встроен в браузер Google Chrome и многие браузеры на том же ядре Chromium.

Многие готовые модули вставки текста на сайтах или в приложениях тоже не понимают «ёлочки», как и сервисы автозамены в iOS и Android.

Получается, что это не «язык упрощается», а кто-то упростил себе работу и не выделил ресурсы на региональную типографику. Потому что это не приоритетная задача.

Для сравнения:

В Microsoft Office 365 на русской раскладке автоматически используются кавычки-«ёлочки», слова с Ё не считаются ошибкой, а в настройках проверки орфографии можно включить принудительную замену на Ё.

В Яндекс Документах то же самое, а ещё там двойной дефис превращается в длинное тире (как в Telegram).

Что в итоге?

Те, для кого это важно и нужно (кто часто работает с текстом), изучают альт-коды, устанавливают типографские раскладки и работают в инструментах, которые это учитывают.

Те, кто не заморачивается (абсолютное большинство), пользуются популярными инструментами, где автозамена не знает о существовании региональных правил. При этом они свято верят, что «ну, это язык так упростился, это неизбежный процесс».

Язык не упростился — вам его упростили.

Автозамена с учётом правил типографики быстро привьёт всем использование действующих норм.

Польза:
Alt + 0151 — длинное тире
Alt + 0171 — «
Alt + 0187 — »
Alt + 0160 — неразрывный пробел

#медиа #редактура
👏83🤔2
О мотиваторах к обучению

Главный мотив учиться — это осознанная потребность.

Если нам что-то нужно или сильно хочется, и на пути к этому стоит условный массив обучения, — мы будем усердно грызть этот гранит.

Если такого мотиватора нет, мы на это забьём.

Похожий механизм работает в рекламе и в ценностных предложениях стартапов: проблема (хочу!) —> решение (вот) —> выгода (достижение/обладание).

Рассмотрим пример.

На скриншоте из GTA: San Andreas (2004) приведён, кхм, «перевод», который был доступен русскоязычным игрокам на момент выхода игры.

«Охладите трахание» — это «chill the f**k up».
«Я рассматриваю её пользу» — это «I treat her good».
«Углепластик» — это испанское слово «cabrón» («козёл» во всех смыслах), в котором предки машинного перевода усмотрели неправильное написание слова «carbon».

Можно ли что-то понять из этого набора слов? Нет.

Мотивирует ли желание что-то понимать подростка 13-15 лет, который листает словарь, пользуется примитивным поиском и спрашивает значение незнакомых слов у старших товарищей? Да.

Геймификация в обучении — это блеклая копия реально безвыходной потребности узнать, что же на самом деле происходит в игре.

Я учил английский с шестого по десятый класс в школе, а моих учителей звали Baldur's Gate и Planescape: Torment (олдфагам привет 👋🏻).

Прошло 20 лет, а никто ещё ничего не заподозрил.

Польза: хайпуют на этой теме многие (например, Skillbox), но там скорее реклама, а не обучение.

Историко-лингвистические лекции на глобальных стратегиях, английский для предпринимателей на экономических симуляторах, разговорная речь на французских адвенчурах — вот где сила, брат, а не вот это вот всё.

#eLearning #edtech
👍5🔥42
О передаче задач

Я применяю концепцию транзакционных издержек по поводу и без. Переключение между типами работы? Потеря нюансов при пересказе? Додумывание плохо описанных задач? Это издержки.

Поговорим о последнем.

На картинке — обобщённая модель передачи задач в моей голове:

Есть условная «линия взаимопонимания», которая показывает объём информации, при котором ожидания постановщика совпадут с результатом адресата. Это момент, когда две стороны одинаково представляют будущий результат.

Чем опытнее люди и чем дольше они работают вместе, тем чаще они достигают «линии взаимопонимания» без (существенных) потерь.

Где возникают издержки

Если задача описана выше понимания — постановщик потратил свой ресурс на избыточное объяснение.

Если задача описана ниже понимания — адресат потратил свой ресурс на уточнение и заполнение пробелов.

А если задача описана ниже понимания, и адресату не хватило знаний, опыта или желания для восполнения пробелов — время, деньги и ресурсы потеряли вообще все.

Кто виноват

Постановка задачи — акт управления, поэтому ответственность за достижение нужного результата несёт постановщик. Даже если это не закреплено в иерархии.

Что делать

Формулируйте задачи письменно. Учитывайте опыт адресата. Уточняйте понимание результата. Забудьте фразу «мне казалось, что это очевидно».

Польза: поисковая строка принесла короткую заметку на эту тему с отличной картинкой внутри.

#eLearning
5🤯1
Очные выступления обогащают опыт

Выше писал про новый опыт как метод раскрытия важных чакр.

Не просто так — с начала года гораздо чаще выступаю с лекциями и вебинарами, и это сильно расширяет кругозор:

1) это новая форма воспроизведения архивированных в голове знаний;

2) это источник продуманного авторского контента — ты делаешь презентацию или текст по мотивам выступления;

3) это обратная связь в прямом эфире на внутренний вопрос «а не фигню ли я сейчас делаю?».

А ещё это источник идей по форматам. На этом вебинаре обкатаем рассылку открытого микро-курса для СДО на основе смонтированного видео и презентации.

Посмотрим спрос, реакцию, переходы. По результатам отчитаюсь 🧑🏻‍💻

Польза: резюме вебинара «Промо-материалы своими руками» опубликовано здесь.

#eLearning
🔥2👍1
Ускорение роликов и подкастов до x1.75 меняет модель потребления контента на до и после.

Концепт на подумать: «ускорение-friendly видео», т.е. изначальная адаптация текста, манеры речи и графики под неизбежные x1.5 и выше.

#eLearning
👍1👎1
О редакторском вдохновении

Считается, что работа с текстом требует вдохновения. Это так, но есть нюансы.

Вдохновение ускоряет работу — можно за пару часов на кураже написать большой массив текста или переработать несколько черновиков.

Но это не необходимость.

Работа с текстом ближе к ремеслу, чем к творчеству.

Создать текст «приемлемого качества» (относительно ваших лучших работ) можно в любом настроении и состоянии. До вашего личного среднего уровня можно довести текст даже левой ногой.

Из этой предпосылки есть два полезных следствия:

1) не надо «ждать момента», когда работаете с текстом. Начните с того полезного, что можно делать и без «момента»: поищите похожие статьи, набросайте верхнеуровневый план, соберите источники;

2) не делайте «свой лучший материал» из каждого текста. Вы лепите горшки. В большинстве случаев нужно много добротных горшков — а красивые вазы будете лепить в проекте, где будет нужно именно это.

Польза: совет Ильяхова на схожую тему, но с другой стороны.

#eLearning #медиа #редактура
👍103
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Весёлые картинки из 2010-ых

Высшая точка развития Adobe Flash как платформы для создания асинхронных электронных курсов пришлась на 2010-2012.

Айпады были ещё молоды, HTML5 только начинал заявлять свои права, а Flash Player стоял на каждом компьютере.

На это чудесное время пришёлся ещё один близкий сердечку проект: курс-ходилка для Банка Москвы (ныне часть ВТБ).

Мы с командой случайно породили целый жанр адаптационных курсов для новичков: point-and-click механика в узнаваемых рисованных интерьерах с контекстным размещением учебного контента.

Да и не был контент строго учебным — это было первое знакомство с компанией для новых сотрудников, и задача была не столько «обучить чему-то», сколько «создать приятное первое впечатление от eLearning-материалов в компании».

До сих пор считаю, что нам это удалось. Сейчас такого уже не делают: мода прошла, а интегрировать в СДО игровую платформу будет стоить как чугунный мост.

Польза: кто не знал, выражение «стоить как чугунный мост» — историческое. Такие дела.

#eLearning #edtech
🔥5
Правдивая правда о комментариях экспертов в СМИ

Вы когда-нибудь задумывались, почему в онлайн-СМИ и ток-шоу есть «долгоиграющие» эксперты по всем вопросам, которые вчера были вирусологами, сегодня — геополитики, а завтра будут рассуждать про климат?

Даже если меняются люди, сохраняются типажи. Нужен умеренный критик — найдут. Требуется воинствующий радикал — и его найдут. Спрос на высоколобого аналитика — никаких проблем.

Дело в том, что эксперты и типажи подбираются под задачи материала и издания.

Что надо показать в материале, то и покажут.

В том числе — если «надо показать» плюрализм мнений и сбалансированную позицию.

Обычно надо показать какую-нибудь завлекательную дичь, на которую придёт трафик, который можно положить в медиа-отчёт и которым можно оправдать свою премию или увеличение стоимости рекламы.

Отсюда медийное присутствие в СМИ актёров, певцов, политологов и профессионалов с радикальными (относительно мэйнстрима) взглядами. Не всегда их «впаривают демиурги пропаганды» — часто им действительно внемлет массовая аудитория.

Что делать?

Ценить контент-маркетинг. Отличие контент-маркетинга от хайпожорства и политоты в том, что материал сначала должен принести пользу читателю, а потом за счёт этой пользы принести бренду или изданию просмотры, вовлечение и повторные визиты.

Сделка «мы тебе — полезные штуки, а ты нам — вовлечение» гораздо честнее, чем «мы тебе — псевдосенсационный инфошум, а ты нам — просмотры».

Читайте бренд-медиа, а не онлайн-СМИ.

Польза: в 2013 году газета The Guardian опубликовала отрывок из книги с призывом отказаться от бесконтрольного поглощения новостей. Совет не был услышан в должной мере.

#медиа
👍2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
«Наколхозить» vs. «Заморочиться»

На видео — исполнение элемента «переключающиеся вкладки» (или единое текстовое поле, ЕТП) средствами PowerPoint. Не после обработки в конструкторе типа iSpring или Articulate, а до, т.е. это обычный слайд из презентации.

Эту механику можно было «наколхозить»: настроить телепортацию на отдельные слайды через кнопки с действием «Перейти к слайду __». Вошли и вышли, приключение на 20 минут.

Но это не путь сценариста. Путь сценариста — это два часа тестировать гипотезы, потом час строить иерархию анимаций с триггерами, которая при нажатии на кнопку сначала запускает анимацию «всё лишнее исчезает», а через время — анимацию «появляется содержимое нужной вкладки». А потом ещё 30-40 минут тестировать элемент, вылавливая нарушения в иерархии и забытые объекты.

Скриншот рабочей области прилагается ниже.

Это называется «заморочиться», и это путь сценариста, который раздвинул границы применения инструмента и продвинул отрасль на шажок вперёд. (Нет).

Польза: если этот пост соберёт 25 вот таких реакций 🤯, я запишу гайд по созданию такого элемента. Он без ошибок воспроизводится при экспорте слайдов из iSpring Suite и Articulate Presenter, а в формате демонстрации (.ppsx) удивит любого адресата вашей презентации.

#eLearning
🤯294
Так выглядит рабочая область слайда, на котором реализована механика переключения вкладок из этого поста.
👏2🤯1
Ода черновикам

Черновик — странная вещь.

Иногда от него очень хочется отойти: тут переписать, там переделать, здесь перенести. Часто финальный текст похож на собственный черновик разве что общей структурой.

Но! Есть важное но.

Без черновика финальный текст не появится. Черновик — это эволюционная ступень для изменений и улучшений. Для них должна существовать основа.

Я регулярно напоминаю об этом коллегам, которые пишут черновики, а потом видят глубоко переписанный текст. Для них у меня есть сообщение (у вас оно тоже может быть):

Друзья, я всё переписал, потому что:
1) хотел;
2) у меня было на это время;
3) у меня был чёткий образ
результата.

Если вдруг это будет «4) вы написали фигню», я вам обязательно об этом скажу отдельно.

Спасибо!
Ваш редактор

Польза: спонсор поста — текст про медиа-кит. Без черновика я бы отложил его ещё на месяц, а с черновиком он появился сегодня.

#медиа #редактура
3🔥2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Микро-анимация в лонгридах

Учебные лонгриды в eLearning лежат где-то между постом в блоге и спецпроектом на Тильде: уже не «текст с картинками», ещё не «ох ты ж блин, сколько же это стоило».

У коллег по цеху подсмотрел гифки на основе ролика на телефон, а в своём сценарии попробовал микро-анимацию там, где в 99% случаев — статичная картинка.

Результат на видео. Кажется, что из-за сжатия проявляется граница изображения, а штатная анимация интерактивных блоков перекрывает микро-анимацию картинки. Но в целом — интересный опыт, и снова попытка раздвинуть пределы использования инструмента.

Польза: когда мы обнаружили эту фичу, Articulate Rise не переваривал GIF, зато работал с aPNG. (Так я узнал, что существует формат aPNG). У «КурсЭдитора» это в пайплайне, у iSpring Page — не проверял. Можно попробовать aPNG в Тильде, но, кажется, там и без таких лайфхаков достаточно возможностей.

#eLearning #медиа
4
«Концепция снежка» в образовании

Заявка на авторскую образовательную концепцию. Автор так видит 😎

***

Формальное обучение, наставничество, лекции на YouTube, личный опыт, статьи и книги — это «снежки», которые на скорости влетают в борт корабля. Этот корабль — мы.

Снежки влетают в борт, и с ними что-то происходит: одни прилепляются, другие осыпаются в воду.

Прилепившиеся снежки передают кораблю свой импульс:
— снежки поменьше незначительно влияют на курс;
— большие снежные валуны, прилетевшие на хорошей скорости, заметно меняют направление движения и оставляют много снега на борту корабля.

Это — метафора обучения.

Программа обучения — это тяжёлый снежный ком, способный поменять направление карьеры.

Множество небольших, но плотных снежков — статей, книг, подкастов, интервью — тоже могут поменять курс корабля, если их много и они бьют в одну точку.

Лёгкие и рыхлые снежки, которые разбиваются о борт и падают в воду — это бесполезный контент: подкасты ни о чём, бессодержательные статьи, лекции Капитана Очевидность.

Какие можно сделать выводы?

Если цель: сменить курс корабля, её может решить и формальное обучение, и большая насмотренность, если она направлена в одну точку.

Это займёт разное количество времени и пройдёт в разных форматах, но цель будет достигнута. Не достигнут её только бессмысленные снежки или полное отсутствие любых снежков.

Что дальше

Выше была теория, а в будущем можно порассуждать о практике:

— Какого размера и плотности должен быть снежок? (Педагогический дизайн)
— На какой скорости он должен влетать в корабль? (Student Journey Map)
— На сколько градусов каждый снежок сдвинет курс корабля? (Проектирование образовательного результата)
— Если разогнать айсберг — выдержит ли корабль удар? (Управление когнитивной нагрузкой)
— Если корабль попадёт под град, поменяет ли это его курс? (Микро-обучение)

***

Если вам интересно читать подобные рассуждения, ставьте 🤔
Если вы подписались не за этим, ставьте 👎, чтобы я это понял :)

#eLearning
🤔16👍21
Беда с портфолио в корпоративном обучении

Большинство проектов для корпоративного обучения лежат во внутренних порталах, и знают о них преимущественно сотрудники.

Практика демонстрации внутренних образовательных проектов внешнему миру появилась сравнительно недавно. Но и здесь есть нюанс: делаешь ты двадцать-тридцать проектов в год, а в номинанты премий попадёт едва ли один.

Если у твоего давнего работодателя в силу ряда причин нет публичного портфолио (действительно, зачем оно, глупость какая), то остаёшься ты с носом, с несколькими сохранившимися архивами и — редко — с публичными страницами номинированных проектов.

Встречайте: Развитие сотрудников через геймификацию в Dentsu Aegis Network. «Внешним подрядчиком для сценария и сборки программной части» была компания, где я работал, а сам сценарий и наполнение писал я.

В целом, собрать по крупицам нормальное портфолио эпохи слайдовых курсов, Flash-игр и лонгридов для компаний — это отдельный квест, которым предстоит заняться. Продактам в скиллбоксах и нетологиях с практикумами ткнуть пальцем в свою работу куда как проще :)

#eLearning #EdTech
2👍1🤔1
Выше писал про издержки при передаче задач, а сегодня читаю созвучную мысль в книге.

В «Тексте по полочкам» Ильяхова упрощение задачи для понимания исполнителя относится к деятельной заботе об адресате.

Приятно «переоткрывать Гегеля» вместе с известными авторами (при случае расскажу первоисточник этого выражения).

А ещё это подтверждение, что общее ядро работы упорядочивает мышление в схожих направлениях.

Польза: те, кто об адресатах не заботятся, попадают в теневой бан. Не надо так.

#eLearning #медиа
🔥5
Понедельник — не приговор

Почти везде, где я работал, понедельники плотнее и насыщеннее большинства других дней недели.

Все отдохнувшие и полные сил приступают за амбициозные задачи новой недели, параллельно обещая себе закрыть все «хвосты» прошлой недели.

Никогда не разделял этого устремления, т.к. на деле это «упахаться в первый же день после выходных».

В глубине души я бы хотел, чтобы днём наполеоновского планирования был вторник: когда ты уже вернулся в рабочий ритм, разгрёб остатки и мелочёвку с прошлой недели и морально готов к новым подвигам.

Что делать

Зная о таком качестве понедельников во многих компаниях, в бытность руководителем предлагал важные встречи и дедлайны ставить на вторник.

Иногда это делает вторник тем самым «тяжёлым днём», но как будто бы ты приходишь к нему более подготовленным.

Польза: совет про дедлайны в середине недели идёт в пп. 5 и 6 правил невероятной продуктивности Людмилы Сарычевой. Это если вам нужен более именитый автор :)

#eLearning #медиа
👍6🤯21
Если ваш вторник не такой страшный, как мой, то вот вам контент

В 2019 году в рамках коммерческого проекта я прочитал семь бизнес-книг и по каждой написал иллюстрированную статью.

Чуть позже я шутки ради перекинул одну из статей в Articulate Rise (стоковая фотография «мужчина компьютер планшет цифровизация» на обложке прилагается).

Я оставил в ней только вступление и заключение (т.е. удалил ~65% «мякотки») и могу показать результат.

Моё убеждение: так лучше, чем текстовые или аудио-саммари. А ещё это загружается в LMS и выполняет задачи микро-курса для сотрудников.

Всем хорошего дня, и да будут к вам милостивы боги продуктивности и демоны дедлайнов.

#eLearning #мой_контент
6
«Дайте мне денег, потому что я классный»

В стартап-тусовке принято считать, что длинные, подробные заявки на гранты — это ненужная бюрократия и ограничения, и что честные парни сделают хороший проект без всяких формальных проверок, подтверждения компетенций команды и белой бухгалтерии.

Не будем говорить, что в вопросе грантов на каждого честного приходится десять хитрых, а поговорим о том, что призван заменить именно такой процесс отбора.

Кажется, он призван имитировать инвестиции, но с нюансами:
1) массовые до состояния потока (ФСИ получает тысячи заявок);
2) в проекты всех стадий сразу (от идеи до экспансии на новые рынки);
3) без расчёта на прибыль инвестора (грант нужно вернуть при нарушении, но прибыль грантодатель не получает по определению).

То есть, грантовая поддержка — это богатый, но не очень опытный двоюродный брат венчурных инвестиций, который должен хотя бы минимально содержательным образом раздавать деньги десяткам проектов из тысяч заявок.

Как это сделать?

Сейчас это сделано через перевод Due Diligence в формат «заполните вот эту длинную заявку с кучей справок и подтверждений». Это своего рода принуждение к бизнес-планированию, белой бухгалтерии, регистрации патентов, техническим заданиям и конструкторской документации.

Если вы можете собрать по своему проекту комплект материалов на большой грант, вы явно принимаете правила игры и в состоянии подтвердить, что «да, мы занимаемся этим делом».

Или вы талантливо умеете обходить ограничения. Но таких талантливых явно меньше, чем «дайте мне денег, потому что я классный».

#edtech #инновации
👍31