Инжиниринг корпорации – Telegram
Инжиниринг корпорации
509 subscribers
48 photos
1 video
3 files
44 links
Инжиниринг корпорации. Обойдёмся без манифестов
Download Telegram
TSMC в США: сможет ли тайваньский гигант по производству чипов преодолеть конфликт культур?

Интересный перевод статьи в The Economist про то, с какими сложностями сталкивается тайваньская компания TSMC при строительстве завода в США.
Премию имени Нобеля по экономике вручат американке Клаудии Голдин, сообщили в Нобелевском комитете.

Как сказано в сообщении на сайте комитета, госпожа Голдин «раскрыла ключевые причины гендерных различий на рынке труда».
Вопрос читателя: «В книге описана структура Бизнес-архитектуры. На ваш взгляд какая структура Корпоративной архитектуры\Архитектуры компании ...?»

Сначала стоит разобраться с терминологией – архитектура архитектуре рознь. Понятие «корпоративная архитектура» на наш взгляд более близко к «каноническому» понятию «бизнес-архитектура» (business architecture), а понятие «архитектура компании» – к понятию «архитектура предприятия» (enterprise architecture).

Что такое бизнес-архитектура? Это ответ на вопрос, каким образом будет реализована или реализуется бизнес-модель компании. Опуская подробности, которые вы поможете почерпнуть из нашей книги, можно утверждать, что бизнес-архитектура современной компании может включать в себя (но не ограничиваться) следующий набор моделей:

• Описание бизнес-модели: расширение и углубление видения, миссии и стратегии компании, задающее контекст для бизнес-архитектуры.

• Модель бизнес-процессов: представляет собой структурированную совокупность всех действий, которые компания использует для производства продукта или услуги.

•Модель корпоративного управления: набор правил и практик, определяющих юридическую форму и структуру компании, правил управления её отдельными элементами в контексте корпоративного права.

• Организационная модель: определяет правила организации подразделений компании и их иерархии, принципы распределение полномочий и ответственности.

• Информационная модель: представляет собой структуру, организацию и семантику данных и информации.

• Модель корпоративной социальной ответственности: представляет собой принципы, которыми компания руководствуется в своих действиях и решениях в отношении своего социального и экологического воздействия, а также обязательства перед заинтересованными сторонами, такими как сотрудники, клиенты, акционеры и общество.

• Стандарты: набор международно-признанных руководящих принципов, которые обеспечивают основу для управления определёнными областями бизнеса.

Каждая такая модель, с одной стороны, содержит свои собственные цели и методы их реализации, с другой стороны, она не может существовать в отрыве от других моделей, образуя через множество связей целостную систему.

(продолжение следует)
👍5
Теперь об архитектуре предприятия (EA). Это понятие тоже можно определить, как модель, которая увязывает (или связывает) информационные и технологические компоненты бизнеса со стратегическими целями организации. Говоря проще, ЕА отвечает на вопрос, как бизнес-архитектура реализуется на уровне информационных и технологических компонент.

Традиционно архитектура предприятия в первую очередь была сосредоточена на создании целостного представления об ИТ-инфраструктуре организации. Целью ЕА была стандартизация технологических платформ, оптимизация процессов и улучшение совместимости. Царил подход «натяни сову на глобус», где в роли совы выступала бизнес-архитектура, а глобусом – доступное hardware и software.

Однако по мере того, как бизнес становится все более зависимым от различных технологий, в EA произошла смена парадигмы. Современная EA осознает, что речь идет не только об ИТ – речь идет о согласовании всех аспектов организации, включая бизнес-процессы, данные, приложения и технологии, для стимулирования инноваций, гибкости и конкурентных преимуществ. EA служит мостом между бизнес-стратегией организации и ее технологическим ландшафтом.

Современный взгляд на EA больше не является просто статическим проектом ИТ-инфраструктуры организации – он трансформировался в отдельную дисциплину (именно по этой причине мы не включили детали проектирования ЕА в нашу книгу), которая претендует на согласование бизнес-целей с технологическими возможностями.

Современная ЕА признает необходимость гибкости и адаптируемости. Организации должны иметь возможность быстро реагировать на изменения рынка, предпочтения клиентов и новые технологии.

Клиентоориентированность (а куда без неё?!) – еще один важный аспект современной ЕА. Согласовывая технологии и процессы с точки зрения клиентов, организации могут создавать персонализированный и безупречный опыт, который необходим для повышения лояльности к бренду и привлечения новых клиентов.

Данные стали стратегическим активом для организаций, и современная EA осознает их значение. EA фокусируется на создании надежного управления данными и аналитическими возможностями.

Цифровая трансформация стала модным словом в деловом мире, и современная EA находится в центре этой трансформации. Организации используют новые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, Интернет вещей (IoT) и блокчейн, для стимулирования инноваций и получения конкурентного преимущества

(продолжение следует)
👍4
Уровни или структура корпоративной архитектуры в контексте ЕА это:

1. Бизнес-архитектура: этот уровень фокусируется на реализации бизнес-модели и обеспечивает контекст для технологических решений.

2. Информационная архитектура: занимается управлением данными во всей организации. Основное внимание уделяется обеспечению того, чтобы данные рассматривались как ценный стратегический актив. В современной структуре EA этот уровень включает моделирование данных (информационная модель), модель управления данными, обеспечение качества данных и безопасности данных.

3. Архитектура приложений: приложений включает в себя проектирование и управление программными приложениями и системами, которые поддерживают бизнес-процессы организации. Считается, что в современной структуре EA именно этот уровень должен обеспечивать гибкость и адаптируемость, часто используя микро-сервисы, контейнеризацию и облачные и прочие технологии. Ключевые компоненты этого уровня включают портфели приложений, структуры интеграции, технологические стандарты и планы развития приложений.

4. Технологическая архитектура: связана с базовой инфраструктурой, оборудованием и сетевыми компонентами, необходимыми для поддержки приложений и данных. В современной структуре EA технологическая архитектура делает упор на облачные вычисления, виртуализацию, автоматизацию и кибербезопасность. Ключевые компоненты включают технологические стандарты, схемы инфраструктуры, структуры безопасности и планы аварийного восстановления.

5. Архитектура безопасности: приобрела известность в современном ландшафте EA из-за растущей важности кибербезопасности. Основное внимание уделяется защите активов, данных и систем организации от угроз и уязвимостей. Ключевые компоненты включают политики безопасности, контроль доступа, оценку угроз и планы реагирования на инциденты.

Таким образом, современная структура ЕА представляет собой комплексную структуру, тесно связанную с бизнес-архитектурой. Но при этом ЕА не в состоянии подменить собой бизнес-архитектуру, являясь ее логическим продолжением, развитием.

Более того, не смотря на декларацию, в подавляющем большинстве случаев современная ЕА все же ограничена ИТ-инфраструктурой. Вернее только той частью технической и технологической инфраструктуры, которая имеет цифровую часть. Благо, что с каждым днем такого добра становится всё больше и больше...
😊

Не знаем, насколько вы удовлетворены ответом. Если нужны пояснения по отдельным аспектам – задайте вопрос в комментариях.
🔥3👍1
Вопрос читателя:

«Алексей @AIgnatyuk , Тимур, а можете направить подсказать по этому вопросу?
Верно понимаю, что на текущий момент существует подход учёта затрат и себестоимости:
Activity Based Costing
Direct Costing
Standard Costing
Lean-costing, который предлагает Катко против Standard Costing

Что можно на эту тему почитать в качестве вводной литературы. У меня по этой теме пробел совсем. Может и вопрос-то не совсем корректно поставил.

Буду благодарен за ответ.»


Ответ (ТК): Если задача именно учёт затрат и калькулирование себестоимости (не локальные задачи) то выбор ограничен:

— котловым методом (ничего никуда не разносим, себестоимость берём из данных б/у или считаем как «все затраты / вся продукция»

— Direct Costing – себестоимость учитывает только прямые затраты. Standart Costing – частный случай, предназначенный для план-факт анализа.

– Activity Based Costing – метод, предполагающий полное разнесение затрат по местам их возникновения, исключения постоянных затрат путем их последовательного перераспределения на конечную продукцию. Даёт «полную» себестоимость и ее наиболее корректную структуру. Пригоден для принятия любых управленческих решений.

— иные методы, непосредственно связанные с национальными системами бухгалтерского учета, например, РСБУ. Как правило, приводят к сильным искажениям.

Я не знаю, кто такой Катко (к своему стыду, о чем возможно, буду сожалеть всю оставшуюся жизнь), и за каким... чёртом нужно противопоставлять lean costing standart costing – между ними мало противоречий.

Но если кратко, то lean costing – это очень сильно упрощённый ABC, который ограничен только ЦСЦ. В нем постоянные затраты частично (при наличии возможности) разносятся на продукцию по упрощённым правилам, а оставшаяся часть – объявляется мудой (не ругательство, термин). Далее муде объявляется война, которая заканчивается тогда, когда список постоянных издержек, которые «не создают ценности для потребителя» не окажется пустым.

Мое отношение – метод высосан из пальца. Никаких выигрышей он не даёт. На мой взгляд, это только PR и лишняя работа. Точности, сопоставимой с АВС не получить, а искажения неминуемы. С таким же, а может быть и большим успехом, мудой можно назвать всю ведомость постоянных затрат в Direct/Standart costing и заниматься их сокращением. Что собственно Direct Costing и предполагает. Отклонения от стандарта в Standart costing позволят идентифицировать муду в самой «цепочке», в чем и состоит дебютная идея этого метода.

Но Lean Costing, безусловно, имеет право на жизнь, как всё, на чем относительно честно можно «отнять деньги у населения».

На мой взгляд, разумнее и проще в качестве системы управленческого учёта и калькулирования себестоимости (не для задач налогообложения и оценки) внедрять поэтапно АВС – идти от уровня к уровню объектно-ориентированной декомпозиции процессов, постепенно наращивая точность до желаемого значения. Так можно избежать сложности внедрения и сопротивления изменениям, которые неминуемо возникнут при попытке внедрения АВС сразу на операционном уровне.

Возможно, Алексей дополнит или возразит.

Подробности каждой из систем рассмотрены в книге в главе «Управление издержками». Этого материала точно достаточно, чтобы закрыть пробел. Для более глубокого изучения каждого из методов потребуется погружение в специальную литературу. При необходимости подскажем.
👍6
Друзья‼️
Второй тираж книги напечатан. 📚 разосланы всем, кто оплатил предзаказ. До встречи на конференции! Я планирую быть в Москве 16-17 ноября.
👍8🔥2👏2
В главе, посвященной стратегии бизнеса, мы заостряем ваше внимание на глобальных трендах. Строить бизнес на нишах, противостоящих трендам, безусловно, можно. Но нужно ясно понимать, что рано или поздно тренд переведет ваш бизнес в категорию «ретро». Это в лучшем случае и при наличии сильных управленческих компетенций. А в худшем – просто сметёт.

В честь своего 30-летия РБК поговорил с экономистом Натальей Зубаревич. В разговоре с «РБК Трендами» она рассказала, какой видит страну к 2050 году.

На наш взгляд, не со всеми тезисами можно согласиться, а некоторые оценки выглядят весьма оптимистичными. Но на то вам и дан собственный разум и умение «читать между строк».
👍5
Вопрос читателя (США):
«Расскажи что за конференция? Хочу написать знакомым в Москве»

Ответ:

(ТК): Ежегодная конференция «Проектирование бизнес-архитектур», на мой взгляд, стала единственной площадкой на постсоветском пространстве, где понятие «успешность компании» рассматривается, как междисциплинарный подход. С эпохи легендарных «Альтов» (ежегодной конференции «Управление в России», организатором которой была питерская консультационная группа Альт, давно не проводится) больше нет места, объединяющего представителей государственного и частного бизнеса, консультантов, экспертов, готовых поделиться своими подходами к решению различных задач.

Что хорошего: за много лет, а это кажется 11-я или 12-я конференция, организаторы прошли большой путь от «местячкового съезда юных Василис», приезжающих с вопросами класса, а как мне прикрутить отчёт в Business Studio, до вполне весомого с точки зрения участников и предлагаемого содержания мероприятия.

Что плохого: наверное, поднять упавшее знамя «Альтов» пока не получилось. По крайней мере в полной мере. Многие участники приезжают не с новыми идеями, подходами или инструментами, а с отчётами о проделанной работе. А иногда это просто отчеты об освоении бюджета, например, как мною «любимая» команда оргразвития «Свеза».

Наверное, из-за «ориентации на практиков», не всегда складывается удачный баланс бизнес/консультанты. И конечно, всегда есть те, для кого «бизнес-архитектура» – это что-то там, близкое к тлетворному влиянию Запада и ЛГБТ-сообществ, а вот «соль земли» – «прикрутить отчёт к BS». Чему, кстати, очень способствует «нулевой день», отданный организаторами под прикладные мастер-классы использования BS.

Но я вижу желание организаторов идти дальше, развивать идею и концепцию, и помогаю им в этом. Я искренне желаю им успеха, а вам рекомендую пока не поздно забронировать местечко в зале. Это не будут потраченные зря деньги.

(АИ): Я не пропустил ни одной конференции «Проектирование бизнес‑архитектур». Для меня это событие – всегда праздник. Это возможность «сверить часы» с «передовиками отрасли» , узнать новое, получить ответы на вопросы от профессионлов-практиков в режиме «из первых уст». И конечно же это возможность встретиться с друзьями из других стран!

Нынешняя конференция обещает быть не менее интересной, чем предыдущие. Я хотел бы отметить ТОП-3 самых интересных с моей точки зрения докладов основной части конференции:

— «Подготовка организации к цифровой трансформации». Евгений Галиулин.
— «От энергии замыслов к энергии конкретных действий!». Виталий Акуличев.
— «Карта клиентского пути (CJM) и карта потребностей, как источники требований для проектирования архитектуры компании». Равиль Басыров.

Кстати, посмотрим, как мое мнение совпадёт с голосованием участников, который обычно проводят организаторы.
ВЦИОМ: Основная мотивация повышения производительности труда для работающих россиян – заработная плата.

Большинство опрошенных не верит, что их зарплата вырастет, если они станут трудиться больше или более качественно. Эксперты объясняют это разными факторами, от непрозрачной и необъективной системы оплаты труда до отставания роста зарплат от темпов инфляции.

Кроме того, понимая, что ВЦИОМ проводит опросы, интерпретируя задачи Правительства, можно сделать предположение, что в головах чиновников есть только один путь повышения производительности труда в экономике – повышение заработной платы.

На самом деле, действительно, как показывает практика, ни бизнес, ни государство не рассматривают возможность повышения производительности труда за счёт изменения бизнес-моделей и модели экономики соответственно.

Если посмотреть большинство проектов «цифровой трансформации» то такие параметры, как выручка на одного сотрудника в час или объем произведенной продукции на одного сотрудника часто даже не рассматриваются.
😱2😁1🤔1
Интересная публикация для «стратегов» и бизнес-аналитиков по теме акторного моделирования (анализа контрагентов). Обратите внимание на ссылку на материалы по описанию методологии.
👍1