CustDevochka – Telegram
CustDevochka
295 subscribers
223 photos
4 videos
4 files
101 links
Канал про продуктовый подход от ex-product Sber, методологии и исследования, которые будут интересны не только ИТ-шникам. Давайте исследовать вместе!
По вопросам сотрудничества пишите в личку @tdruzhkova
Сайт https://custdevochka.com/
Download Telegram
Какие курсы/ семинары вас вдохновили?

На прошлой неделе у меня было небольшое выступление про кастдев в комьюнити Каша. И знаете, что меня удивило? 70% слушателей были не из ИТ, но почти все знали, что такое Custdev. ☺️И всем было интересно, как эту методологию можно приложить к их сфере деятельности (маркетинг, HR и даже писательство=) 🤔

Поэтому у меня возникла идея сделать вебинар/семинар о том, как выросший в ИТ-среде фреймворк применять для разных сфер и бизнесов.

Пока я еще начинающий инфобизнесмен и не продаю марафоны тысячам людей через инстаграм, я ищу примеры годного контента (и вдохновения) из бизнес-сферы.

Поделитесь, какие мастер-классы/ лекции/ курсы вас «зацепили» и почему?
🔥3
Подзабытое, но приятное чувство - вести офлайн мероприятия☺️
🔥7
В какой сфере вам было бы интересно узнать о применении Custdev?
Anonymous Poll
17%
Маркетинг
22%
Розничная торговля
6%
Финансы
6%
Консалтинг
6%
Туризм
22%
Услуги B2B
22%
HR
0%
Обучение
Как искать респондентов за рубежом?

С этим вопросом ко мне вчера обратился знакомый, готовящийся масштабировать свой продукт на другие рынки. И действительно, если рекрутинг – такое непростое занятие, даже если мы ищем аудиторию среди знакомых и в локальных сообществах, то как найти нужных людей в незнакомой среде?🧐

Как обычно, есть простой и не очень способы 😁

Начнем со сложного (зато бесплатного):
1️⃣Определите свою аудиторию на других рынках, составьте точный портрет (или если его нет – гипотезу относительно этого портрета)
2️⃣Определите места «обитания» аудитории: для B2B аудитории самым качественным каналом будет LinkedIn, для B2C (если говорим про Европу и Штаты) – Facebook
3️⃣Найдите профсообщества или сообщества по интересам (кстати чат GPT выдает неплохие подборки по таким запросам, но учтите, что информация там актуальна на 21 год)
4️⃣Публикуйте предложение поучаствовать в группах и пишите в личку тем, кто вам потенциально интересен (не забудьте рассказать, кто вы и зачем хотите потратить время человека. В идеале – заинтересовать его чем-то материальным или идейным 😉

Простой, но довольно дорогой способ: воспользоваться зарубежными панелями для исследования. Например, https://www.respondent.io/ Площадка дает возможность искать B2B аудитории по локации, индустрии, позиции в компании, скиллам, доходу и другим параметрам. Минусы в том, что придется заплатить около 40$ за респондента, в некоторых сервисах придется купить подписку. Ну и опрос придется делать с фиксированными вопросами/ ответами, что совсем не соответствует канонам глубинного исследования.

Ну или приходите ко мне и избавьте себя от головной боли и необходимости много общаться с незнакомыми людьми😁
3
Есть ли у вас потребность исследовать не русскоязычную аудиторию?
Anonymous Poll
53%
Да, тема актуальная
13%
Нет, не планирую экспансию на другие рынки
33%
Пока нет, но может понадобиться
1
Как посчитать емкость рынка на примере Custdevochka

Недавно озадачилась просчетами емкости и доли рынка для своего бизнеса. Емкость рынка – это потенциал (в деньгах, клиентах или объеме товаров), доступный по вашей услуге. Считать ее полезно хотя бы потому, что нужно знать, к чему стремиться и стоит ли лезть в ту или иную нишу.

Попробовала один из способов - Top down — сверху вниз
Мы отталкиваемся от общих данных о размере рынка в деньгах, объёме потребления или аудитории. Далее из общего объёма нужно исключить недоступный для нас объём, то есть неподходящую аудиторию.
🔸🔸🔸

Как действовала я для, чтобы посчитать емкость российского рынка для агентства продуктовых исследований Custdevochka:
🌿Определила, кто наша аудитория
🍀Нашла источники данных, на которые можно опираться (желательно не старше года)
🌱Провела нехитрые подсчеты

Что получилось:
1️⃣Custdevochka – это B2B бизнес, поэтому начинать надо с количества компаний. Всего в России 3 ,31 млн юрлиц (источник: https://spark-interfax.ru/statistics). У нас есть понимание, что ядро нашей ЦА – пока в Москве, это 18% юрлиц или 603К компаний.
2️⃣Не все компании сейчас готовы к использованию исследований, поэтому сфокусируемся на отраслях с наиболее выраженной потребностью: Информация и Связь (35,77К компаний), Консалтинг и научно-техническая отрасль (71,54К), Финансы и Страхование (15,28 К), Аренда и деловые услуги (29,33К). Итого: 152К компаний.
3️⃣Следующий шаг: отсечь компании, которые нам не подходят по обороту. Малые, средние и крупные компании в среднем по выбранным отраслям составляют 10% от общего количества (остальные – микропредприятия). У нас остается 10% от 152К = 15К компаний.
4️⃣Рассчитаем объём в нашей ценовой нише. Мы планируем работать в среднем ценовом сегменте. Предположим, что продажи в нём составляют около 40% денег от общего объёма (остальное – это рисеч внутри самого клиента, очень дешевые и дорогие услуги). 15К превращаются в 6К.
5️⃣Далее считаем среднюю частоту покупки услуг (предположим, что изменения/ запуски нового в продуктах компаний происходит раз в полгода, поэтому частота заказа исследований – 2 раза в год)
6️⃣Средняя стоимость – самое сложное: затраты на изучение потребителей могут существенно варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как отрасль, размер компании, методы исследования и т.п. Поэтому средний чек я возьму непосредственно по нашим клиентам - 300К за исследование.

Считаем емкость рынка: 6К * 2 (частота) * 300 000 (ср чек) = 3,6 млрд руб в год

Понятно, что этот расчет не учитывает:
• готовность компаний платить за исследования
• конкуренцию на рынке (вы ведь не одни на нем)
• «производственные мощности» (в нашем случае – сколько исследований мы можем делать в год)
• прироста количества компаний, которое неравномерно происходит в каждой отрасли, и трендов по использованию исследований
Тем не менее, эти цифры можно считать отправной точкой, чтобы двигаться к уточнению и пониманию того, стоит ли за этим рынком гнаться и каким образом его можно расширить.

Источники для аналитики, которые могут быть вам полезны:
https://www.statista.com/
https://spark-interfax.ru/statistics
https://rosstat.gov.ru/
https://www.euromonitor.com/
https://marketing.rbc.ru/

Поделитесь, какими способами для расчета емкости пользуетесь вы?
3👍1
#эксперимент

Искусственный интеллект vs. Реальные респонденты

Не смогла пройти мимо научной публикации Cornell University о том, что искусственный интеллект (в частности, конечно, GPT) может моделировать поведение людей в разных ситуациях. И что все тесты, подтверждающее это, уже проведены.

🤔Хм, подумала я, так может, ну его – все эти интервью, поиск респондентов, бесконечные беседы и расшифровки гигабайтов видео? Может быть, правду можно получить более простым путем?
Открыла GPT, написала промт (максимально подробный для того, чтобы получить качественный ответ). В качестве задачи взяла один из прошедших недавно проектов (исследование нового маркетингового сервиса).

Что я «скормила» AI:
1️⃣задачу (объяснила, какие данные я буду сгружать, что хочу получить на выходе, как буду уточнять детали)
2️⃣описание проекта, по которому проводила кастдевы
3️⃣вопросы для интервью
4️⃣краткое описание респондента (все, что я знала на момент приглашения его на интервью)

Что получила:

Ответы на вопросы, которые GPT придумал за моего персонажа Василия. Какими они были (конкретный пример выложу в комментариях):

очень профессиональными (было видно, что Василий отлично разбирается и в своем бизнесе, и в маркетинге в целом)
неотличимыми от ответов человека (не просто сухие ответы, но и размышления по теме)
противоположные тому, что на эти вопросы отвечал реальный человек

Когда я увидела результаты эксперименты, почувствовала разочарование и облегчение одновременно)

Потому что не все человеческое еще можно заменить AI. Потому что не понимая того, что творится в сознании человека, его опыта, ожиданий, скрытых мотивов, можно дать сколько угодно «правдивых» ответов, но ни одного правильного.

Как говорится, работаем дальше!)

Ссылка на публикацию https://arxiv.org/abs/2208.10264
4
Как вы думаете, искусственный интеллект сможет полностью моделировать поведение человека для исследовательских задач?
Anonymous Poll
60%
Конечно, вопрос нескольких лет
40%
Нет, у ИИ нет сознания
😁7
Хороший способ подзаработать и заняться интересным делом😉

Друзья, ищу junior-специалиста в свое агентство продуктовых исследований https://custdevochka.com/ Как вы знаете, мы проводим глубинные интервью, опросы удовлетворенности клиентов, UX-тестирования.

Что нужно будет делать:

Проводить zoom-интервью с респондентами на заданные темы (сами респонденты и список вопросов будут предоставлены), модерировать интервью
Фиксировать ответы респондентов в файле
Помогать с расшифровкой и анализом интервью

Полная удаленка, гибкий график, который вы выстраиваете себе сами.

Клиенты агентства: стартапы и бизнесы, которые хотят лучше узнать свою аудиторию.

Требования к кандидату:

1️⃣Хорошие коммуникационные навыки (здорово, если вы работали на «передовой» с клиентами)
2️⃣Образование/ опыт в сфере маркетинга, продакт-менеджмента будут плюсом (но необязательны)
3️⃣Возможность выделять на интервью 2-3 часа в день в рабочее время (по мск), интервью будут не каждый день, но нужно, чтобы у вас была возможность договориться с респондентом в удобное для него время

Оплата: сдельная, по количеству проведенных интервью.

Откликаться в ТГ @tdruzhkova. Укажите, почему вас заинтересовала вакансия, насколько вы соответствуете указанным требованиям, сколько времени готовы выделять на работу и на каких языках, кроме русского, можете проводить интервью (если вдруг свободно владеете). Или перешлите своим друзьям 🙏
❤‍🔥7🔥3
Как я изучала клиентский путь авторов и читателей эротических романов🤪

#КЕЙСЫ

Друзья, простите за кликбейт, но уж очень хотелось, чтобы вы заметили новый кейс) Сегодня хочу поделиться результатами свеженького проекта для платформы Litnet.

Litnet – это онлайн-платформа самиздата, где авторы публикуют свои произведения и находят читателей. Ключевая особенность сервиса— в бизнес-модели: пользователи могут подписываться на незавершённые книги и читать их по мере публикации. И конечно там есть не только эротические романы, но любовная проза (часто с «перчинкой», 18+), как выяснилось, имеет огромную аудиторию поклонников, особенно среди женщин среднего возраста.

Для меня этот проект с ежемесячной аудиторией 40 млн в месяц стал настоящим челленджем)
И не только потому, что проект был большим (много аудиторий, много интервью и UX-сессий), но и потому, что продукт приходилось изучать с абсолютно разных углов: мы изучили все, от выбора площадки для публикации и мотивации людей писать и читать книги, до малейших нюансов UX (в вебе, в мобильной версии сайта и в приложении). Заказчик, что редкость, очень много и часто общается со своей аудиторией: в соцсетях, через поддержку и специально организованные онлайн-встречи, но даже для него удалось найти неожиданные инсайты и новые бизнес-идеи.

Кейс уже на сайте https://custdevochka.com/litnet-krupneyshaya-literaturnaya-samizdat-platforma
4🔥2
КАНОнизируй🖕

Когда-то в 80-х японский профессор Нориаки Кано взял, да и описал модель, которой до сих пор пользуются исследователи по всему миру. Что в ней классного?

Модель показывает, какие атрибуты в продукте важны, а какие пользователь практически не замечает и не видит в них ценности.

В чем смысл?

Характеристики продукта можно разделить на четыре категории:

🥦Обязательные (Must-be): без которых не было бы самого продукта
🥒Основные (Performance): это важные критерии для конкретной аудитории
🫑Дополнительные (Attractive): уникальные свойства, которые отличают ваш товар от других
🥑Безразличные (Indifferent): не влияют на выбор потребителя

Как считать?

Чтобы оценить влияние определенной функции на субъективное качество, Кано предлагает задавать два вопроса:
1️⃣Как человек отнесется к тому, что в продукте есть некая функция (или какой-то атрибут сделан хорошо)
2️⃣Как человек отнесется к тому, что в продукте нет некой функции (или какой-то атрибут сделан плохо)
+ можно дополнить вопросом «насколько это важно?».

На основании полученных ответов вы определяете атрибут в одну из категорий.

Например, если респондент выбирает вариант «Мне бы понравилось» в случае, когда конкретная функция будет реализована в продукте, и что он не будет особо переживать при ее отсутствии, то этот атрибут можно назвать привлекательным. Или если реципиент отметит, что он ожидает наличия этой функции и будет сильно разочарован ее отсутствию, то это значит, что атрибут — обязательный.

В итоге все функции можно разнести по такой наглядной матрице.

Полезно?
👍3🔥21
А вот и сама матрица
2🔥2
«Расскажите о вашем детстве…», или что не надо спрашивать на интервью

Это, кажется, самая расхожая фраза психотерапевтов) И как выяснилось, не только их 🤓

На днях мне попалась анкета с вопросами для кастдева по довольно специфической теме. Что меня удивило – так это наличие огромного количества посторонних вопросов.

«Давайте начнем с детства», Расскажите про ваши хобби», «Что вы думаете о *абстрактное понятие*. И еще много внезапных вопросов не по теме исследования. Простите, это меня Дудь на интервью позвал?😁 Или почему вы хотите до меня докопаться? (на месте респондента у меня бы возникли такие мысли)

В глубинных исследованиях мы действительно пытаемся добраться до сути, выявить истинные потребности и понять контекст. Но мы делаем это вокруг нашей гипотезы, потребности, области изучения. Каждый вопрос в нашей анкете – это недостающий кусочек пазла, который должен помочь собрать полную картинку. Если мы «растекаемся» в вопросах, мы рискуем получить:

🩴Слишком длинные и бессмысленные интервью
👡Уставшего (или настороженного) собеседника
👟Недополучение действительно важной для нас информации, т.к. вопросы по сути будут теряться среди большого количества других

Поэтому заклинаю: не спрашивайте респондента о том, что не имеет никакого отношения к вашему исследованию) И цените свое время и время собеседника!🙃
4👍2
Привет, друзья!

У меня сегодня день рождения, а это отличный повод порефлексировать 🤪🤪

За последний год у меня в жизни случились колоссальные перемены:

🔅Я оставила работу в Сбере, стабильность и понятный карьерный трек, который могла там получить
🔅Вместе с мужем мы переехали в другую страну, в совершенно куколько-сказочный турецкий Каш, где почти 8 месяцев каждый день смотрели на горы, бирюзовое море и не могли поверить, что мы не на две недели заехали, а правда тут живем
🔅Самое главное изменение произошло в моем сознании: я наконец поняла, что могу быть не только частью компании, но и предпринимателем, отвечать и развивать свой бизнес, не оглядываясь на руководителей, политику и корпоративные правила. Делать так, как я считаю нужным
🔅Как вы знаете, мы с мужем запустили агентство Custdevochka и за несколько месяцев сделали 5 проектов по исследованиям (глубинки, количествинники, UX-тесты, CJM – чего там только не было) для совершенно разных бизнесов и стартапов
🔅Я стараюсь исправно вести блог и написала сюда уже больше 50 постов
🔅Я снова начала выступать (после большого перерыва это стресс, но я его подавляю тем, что активно намечаю мероприятия в Москве и в онлайне в ближайшее время)

Были ли сложности? Да миллион. Начиная от синдрома самозванца («Почему меня вообще кто-то будет слушать и читать») до разочарования от проигранных тендеров, кассовых разрывов и неслучившихся стартапов, которые так и не увидели свет.

Но каждый раз думая о том, где я сейчас, я понимаю, что никогда раньше не была ближе к себе. И никогда не получала столько удовольствия от того, что делаю 🤍🤍🤍
15🦄4❤‍🔥2👏2
Сегодня можно просто постить свои фото?))
13🎉5🤩4🦄4🍓1
Как использовать custdev в маркетинге? 🌟🌟🌟

Недавно я проводила опрос, в каких сферах было бы интересно применить подход к глубинному изучению пользователей. Маркетинг оказался в ТОПе, поэтому давайте сегодня поговорим об этом.
Безусловно, исследования – это и есть часть маркетинга, но сегодня хочу сконцентрироваться на тех моментах, которые обычно волнуют маркетологов.

Мой ТОП-3:

🟢 Найти целевую аудиторию продукта
Аудитория новых продуктов/ услуг не всегда очевидна (или создатели бизнеса могут в ней ошибаться). Проверить, насколько ваше решение отвечает потребностям потенциальных пользователей можно следующим образом: Создайте гипотезы по сегментам аудитории, подробно опишите, найдите респондентов и проведите решенческое интервью. Не стесняйтесь задавать вопросы о жизни людей (не абстрактные, а имеющие для вас ценность). По итогам у вас будет: портрет реальной аудитории (вот тут писала, как визуализировать Персону) и понимание того, насколько ваш продукт им нужен

🟢 Улучшить оффер и креативы
Узнать настоящие потребности и мотивы клиентов можно, задавая вопросы о том, как они сейчас решают свою потребность, что для этого используют и почему эта потребность у них вообще есть. И даже если вам кажется, что все инсайты уже известны, можно «нащупать» неочевидные моменты. А протестировать уже готовые креативы проще всего стандартным AB-тестомю

🟢 Протестировать позиционирование бренда
Удивительно, но если спросить аудиторию многих брендов, знают и понимают ли они их позиционирование/слоган, можно узнать, что единственный, кто верит во все это – это сам маркетолог). Сформулируйте позиционирование так, как бы вы хотели, чтобы все его слышали, зачитайте респондентам и постарайтесь понять: Верят ли они ему? Насколько оно понятно? Доносили ли до них его сотрудники компании (если контакт уже был).
1👍1
Пора перестать постить мемы?)
😁1
Красивое рабочее место - источник вдохновения☺️ Горы и моря сменились другой картинкой, но все равно прекрасной) Поделитесь, как выглядит ваше место для работы сегодня?
👍72😁1
Жажда - ничто, имидж - все

Вы знаете, что у меня нет рекламы в канале (подождем, пока наберется пару тысяч аудитории😉), но ведь семейные интеграции не считаются?)

У мужа свой фотопроект IMPACT, основная идея которого в том, чтобы помочь человеку максимально эффективно влиять на окружающих через визуал. Можно назвать это имиджевой частью личного бренда.

Философия IMPACT в том, чтобы показать вас в вашей привычной среде (долой пафосные студии и набившие оскомину фото около Москва Сити). Вы делаете фото там, где делаете бизнес (ну или делаете себя, спортзал, библиотека тоже подходят☺️). При этом вам не нужно никуда ехать и тратить время. И уже через 3 (!) дня получаете заветные карточки, наконец меняете аватарку в соцсетях и на корпоративном портале. А дальше – новые партнеры, работодатели и сотрудники выстраиваются к вам в очередь, потому что «кажется, этому парню можно доверять»🤓

Пока это стоит очень недорого: вместе с выездом фотографа на локацию 15 тр для своих (предложение действует ближайший месяц, пока мы в Москве).

А примеры портретов можно посмотреть по ссылке https://druzhkovsky.com/portret
🔥7👍1