CustDevochka – Telegram
CustDevochka
296 subscribers
223 photos
4 videos
4 files
101 links
Канал про продуктовый подход от ex-product Sber, методологии и исследования, которые будут интересны не только ИТ-шникам. Давайте исследовать вместе!
По вопросам сотрудничества пишите в личку @tdruzhkova
Сайт https://custdevochka.com/
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
AI сервисы, которые удивили и порадовали за последнее время
ч 3

Miro AI – нейросеть внутри сервиса

Думаю, вы и так знаете про Miro (интерактивную доску для управления проектами/бреншторминга и вообще «порисовать»). Плюс компания еще раз громко напомнила о себе в этом месяце, когда заявила, что отрубит доступ пользователям с российскими аккаунтами, а потом передумала. Я давний поклонник сервиса, даже делала на них продуктовый разбор, но сейчас не об этом.
https://news.1rj.ru/str/custdevochka/172

Не так давно (хотя судя по новостям, 10 месяцев назад) в сервисе появилась AI-функция (сначала как Beta), сейчас – уже как вполне работающее решение.

Что умеет сервис?
🍐Анализировать информацию со стикеров, агрегировать, выделять паттерны (полезно, когда вы наштормили миллиард идей и их нужно группировать и «причесать»), делать summary
🍒Может выступать как виртуальный «фасилитатор» - переваривать идеи с ваших бордов и предлагать направления для решений/ дальнейших обсуждений
🥝Может сам придумать и создать контент «в стиле Miro» - мысли на стикере по заданной теме, флоучарты, диаграммы и пр.) Или превратить ваш контент из проги в любой формат
🍊Генерит иллюстрации, 3D рендеры и пр.

Miro также анонсировал формат Intelligent templates - это темплейты, в которые уже зашиты выше названные функции.

Промты базово предлагает писать на английском, результат дает тоже на английском (даже если изначальный контент для анализа/ креатива у вас на другом языке). Но если попросить – может на любом языке.

Выводы: пока еще сыро, иногда анализируется вообще не то, что ты попросил, майндмэпы, флоучарты и прочее – простецкие (как будто проще нарисовать самому сразу то, что нужно). Но возможно, нужно поработать над промтом, возможно – дать компании еще пару месяцев на то, что все это «полетело» (в том, что у ребят получится нет никаких сомнений).

AI-функции, насколько я вижу, доступны только в платном аккаунте.

И тем не менее, это космос, товарищи! 🌟🌟🌟

Позволю себе не делать подробный обзор на все функции, а вместо этого дать ссылку на канал сервиса на YT (там есть все даже больше) https://www.youtube.com/@MiroHQ

А с вас 🔥
🔥21
Move the Needle: сосредоточьтесь на главном

Недавно мне попался классный фразеологизм на английском: Move the Needle (двигать стрелку). Он означает внесение значительных изменений, которые приводят к ощутимым результатам и влияют на общую картину бизнеса.

Выражение изначально относилось к измерительным приборам, использующим стрелки для отображения величин (спидометр). Когда происходят значительные изменения в измеряемом параметре, стрелка (или игла) на приборе сдвигается, указывая на эти изменения.

Что означает "передвинуть стрелку" в бизнесе?
⚾️Фокусироваться на главном
⚾️Влиять на ключевые показатели эффективности (KPI)
⚾️Выход за рамки обычного/ менять правила игры.

Я знаю много компаний, которые вбухивают деньги в исследования пользовательского опыта. Они пытаются охватить всё: от того, какого цвета должна быть кнопка на сайте, до предпочтений пользователей в оформлении упаковки. Всё это, конечно, важно, но не обязательно двигает стрелку на показателях прибыли. Истинная сила исследований в том, чтобы фокусироваться на том, что будет "game-changer" — что изменит динамику рынка, привлечёт больше клиентов или откроет новые каналы продаж.

Пост-размышление и касается он не только исследований. Пытаюсь порефлексировать самой и задаваться вопросом: то, что я сейчас делают двигает мой бизнес вперёд? Или пора пересмотреть фокус.🧐
💯3
Доброе утро! Признавайтесь, практикуете лавочкинг?)
😁7❤‍🔥31
Рассказываю, как дела в Custdevochka 🌟🌟🌟

С самого начала этого блога я пообещала себе быть честной и откровенной. Потому что блог для меня – не только и не столько пиар, сколько возможность порефлексировать и получить обратную связь.

И вроде сейчас ни новый год и я не подвожу никакие итоги, мне захотелось поделиться тем, что сейчас происходит и своими мыслями на будущее.

1️⃣Мы пересматриваем подход к продукту. Когда полтора года назад я начинала делать  исследования, мне казалось, что выбрав рабочий фреймворк (вы удивитесь, но это кастдев-интервью🙃), который подходит для решения многих задач самых разных бизнесов, сфокусировавшись на чем-то одном, я 1) найду свою нишу и конкурентное преимущество 2) смогу углубиться в подход, чтобы стать абсолютным профи в нем. Оглядываюсь назад и вижу, что за время работы, кроме кастдев-интервью, мы делали UX- и CX-тестирования,  цифровую этнографию, количественные и качественные тестирования концепций, обзоры трендов, co-creating с пользователями и не только. Потому что нельзя решить все задачи бизнеса одним методом. И потому что на практике жизнь – шире любых фреймворков. Тогда зачем загонять себя в рамки? В итоге мы описали то, что умеем и делаем на сайте https://custdevochka.com/  и в презентации. А в голове я закрепила идею о том, что мы не делаем исследования, мы решаем бизнес-задачу через исследования.

2️⃣Работаю над структурированием процессов: от операционки до стратегических задач. Тут решаю сразу две задачи. Первая: моя боль – это делегирование. Кажется, что никто не сделает лучше тебя, никогда не знает, как должен быть выстроен процесс (с клиентами, партнерами, площадками), поэтому команде можно отдавать только кусочки, а весь процесс замыкать на себе. Категорически неправильное рассуждение, ведущее в никуда. В общем, этот вопрос я решила проработать не со стороны психологических тренингов и коучинговых установок, а со стороны управления процессами. Завела и заполняю базу данных по исследованиям (все, от методологий до лайфхаков по тому, как разговорить респондента), описываю процессы, снабжаю их полезными артефактами, привожу в порядок CRM. Все это для того, чтобы когда новый человек попадет ко мне в команду (или кому-то из текущих сотрудников нужно будет поручить больше, чем обычно) - у меня все было по полочкам, четко, структурированно, контролируемо. Я не тот человек, который любит делать уборку и раскладывать вещи по цветам, но даже я кайфую, когда вижу, как порядок постепенно приходит в наши процессы. Второе направление более сложное – структурирование стратегических задач. Пытаюсь уйти от внезапных «а давайте поштормим, что-то у нас ничего не продается» к четкому плану развития продукта и маркетинга.

Про автоматизацию процессов и тестирование новых аудиторий клиентов расскажу дальше. Если вам интересно следить за процессом, как этот DIY в развитии бизнеса мы делаем сами для себя – дайте реакцию, мне есть, чем поделиться 🤓
🔥1121
Строим дерево проблем/ решений

Недавно наткнулась на классный суперполезный гайд по построению деревьев проблем и решений (Issue Trees) от консультанта McKinsey. Кому интересно углубиться – почитайте оригинал https://www.craftingcases.com/issue-tree-guide/

Пару слов о методе. Issue Trees - это один из популярных инструментов топовых консалтинговых фирм для структурирования и решения проблем. Они помогают превратить сложную задачу в понятную последовательность действий, а еще взглянуть на задачи системно и выработать конкретные шаги для их решения.

Не знаю, как вы, но я обожаю рисовать структуры и майдмэпы. Потому что с их помощью большие и сложные проблемы (типа оттока клиентов), к которым страшно просто так подойти, становятся понятными, «пережевываемыми»), управляемыми) По сути, мы рисуем «карту» проблемы.

Шаги по построению Issue Trees
1️⃣Определите главную проблему
Чётко сформулируйте, что именно нужно решить. Это станет основой вашего дерева.
2️⃣Разбейте на категории
Разделите проблему на основные факторы, которые могут её объяснять.
3️⃣Добавьте детали
Для каждого фактора углубитесь в конкретные причины.
4️⃣Проверьте структуру
Убедитесь, что все причины не пересекаются и полностью покрывают проблему (принцип MECE).

Что полезного для меня было в самом гайде:
🎄Инсайт: «Деревья» можно использовать для приоритизации - выявить наиболее значимые аспекты проблемы и сосредоточиться на них (отмечайте приоритеты прямо в рабочей схеме, это удобно)
🌳«Деревья» помогают генерить гипотезы. Часто команде бывает сложно просто так начать придумывать, что не так, что можно проверить/улучшить. А режим их создания этому процессу может способствовать
🌴Через Issue Trees  можно прорабатывать задачи по проекту, просто пишите все, что нужно сделать и проверить по той или иной теме – и у вас почти готов роадмэп
🌵Это отличное подспорье ДО сбора данных. Пока вы не начали исследовать и, может быть, даже не понимаете, какие данные для принятия решений вам нужны.
🔥2❤‍🔥1👍1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
1
Используете ли вы метод Issue trees в работе/ жизни?
Anonymous Poll
0%
Да
60%
Нет
40%
Нет, но теперь попробую
Рассказываю, как дела в Custdevochka
ч.2


В продолжении рассказа о том, что происходит с агентством и какие есть планы на будущее, хочу сегодня рассказать про поиск новой аудитории для бизнеса. Возможно, мой опыт вам пригодится.

Сейчас клиенты агентства – это самые разные бизнесы (от производственных компаний до стартапов), но любому бизнесу всегда нужен фокус (не обязательно очень нишевый). Поэтому я решила протестировать одну аудиторию со специфическими потребностями.

Как я действую (этот проект у меня еще в процессе):

⚡️Поставила бизнес-задачу с целевой метрикой: Увеличить объем продаж агентства на 20% в течение 6 месяцев за счет привлечения клиентов из нового сегмента

🧩Декомпозировала задачу (разбила на шаги/ этапы, которые нужно пройти для решения). Получилось:

1️⃣Исследование и сегментация рынка X. Цель: Определить ключевые подгруппы сегменты, которые могут быть заинтересованы в исследовательских услугах
Действия:
• Сбор и анализ данных о сегменте
• Оценка их потребностей и типичных задач, которые можно закрыть с помощью исследований
• Интервью с представителями отрасли для выявления болевых точек и возможных направлений сотрудничества

2️⃣Анализ текущего продукта и его адаптация под новый сегмент. Цель: Выяснить, насколько текущие продукты агентства соответствуют потребностям сегмента и что нужно доработать или разработать с нуля.
Действия:
• Провести анализ существующих продуктов и услуг на предмет релевантности для сегмента
• Определить, нужно ли модифицировать текущие исследования
• Разработка новых или адаптация существующих услуг специально для этого сегмента

3️⃣Разработка маркетинговой стратегии для выхода на новый сегмент. Цель: Создать сильное предложение для конкретной отрасли и выстроить каналы привлечения клиентов.
Действия:
• Разработка уникального предложения (USP), ориентированного на задачи и болевые точки сегмента.
• Определение ключевых каналов продвижения и методов привлечения внимания (например, вебинары, кейс-стади, партнерские программы).
• Создание материалов для коммуникации с новым сегментом (лендинги, презентации, e-mail рассылки, контент для блога и соцсетей).

4️⃣Запуск пилотных проектов с рекламными агентствами. Цель: Протестировать подход и адаптацию продуктов в реальных проектах, получив обратную связь и доработав процесс.
Действия:
• Запуск пилотных исследований для нескольких клиентов из нового сегмента.
• Анализ результатов и доработка продуктов на основании обратной связи.
• Подготовка успешных кейсов для использования в дальнейших продажах.
Пока я на шаге 1 – собираю данные и интервьюирую потенциальных клиентов. И уже сейчас понимаю, как сильно мое внутреннее представление об этой отрасли (которую я, к слову, хорошо знаю) отличается от действительности.

Если вы сейчас решаете такие же задачи – приходите, будем вместе искать ЦА и упаковывать ценностное предложение продукта под нее 😉
🔥51
Вопрос дня: верите ли вы в холодные продажи через Linkedin?
Anonymous Poll
17%
Верю, сам продаю (-вал)
8%
Верю, мне продавали
75%
Воспринимаю как спам
Открытия прошедшей недели

Решила писать тут раз в неделю (ну или давайте будем реалистами, как получится🙃) про то, что понравилось/запомнить/ открылось нового/ вдохновило за прошедшую неделю.

Формат вообще не претендует на то, чтобы быть новым, но мне такое читать нравится. Потому что среди находок близких по духу и мыслям мне людей (других я стараюсь не читать) я могу найти целую кучу «сокровищ» из разных областей: от подкастов и книг до лайфкахов», как покупать дешевые авиабилеты и как «вызревать» авокадо за 3 минуты))

Что «залетело» мне на прошлой неделе⚡️⚡️⚡️

1️⃣ Книга Патти Маккорд «Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix». Это книга от HRD Netflix, где автор совершает разворот на 180 градусов от повсеместно принятых норм в найме и работе с сотрудниками. Мне понравились мысли о том, что нужно переставать общаться с сотрудниками как с детьми, стараться развлечь их и за них выстраивать карьерный путь. А еще эта: «Лучшее, что вы можете сделать для сотрудников — это не настольный футбол или бесплатные суши, а нанимать рядом с ними только самых сильных специалистов». Отдельный респект за мысль о том, что хватит уже обожествлять инженеров/ программистов!)

2️⃣ТГ-каналы с бесплатными аналитическими отчетами (анализ разных срезов рынка/ потребителей и пр) @businessincognita и @insider_infor. Серьезно – иногда чтобы найти нужны данные для анализа – приходится изворачиваться и тратить кучу времени. А тут есть шанс, что можно найти что-то полезное (и точно актуальное – потому что все отчеты свежие)

3️⃣AI- поиск по академическим статьям https://consensus.app Выручает не только когда вы пишете диссертацию, но и меня на прошлой неделе, болеющую и пытающуюся найти ответы на монументальные вопросы типа «Помогает ли имбирь при болезни» или «Как влияет эфирное масло на вирусы». Сервис делает сводку по всей найденной выдаче, а к исследованиям прикрепляет снэпшоты исследования (как и когда проводилось исследование, чтобы вы были уверены, что это не булшит).

А что интересного за неделю нашли вы?🤓
2👍2🔥2🤝1
Как вам формат "Открытия недели"?
Anonymous Poll
100%
Нравится, пиши еще
0%
Не нравится, давай по делу
#офисдня поезд Париж-Барселона. За окном поля - прямо как с картин раннего Гогена😍 все прекрасно, кроме интернета
6🔥2
Признание книжного ленивца 🙃

В последнее время я не часто читаю книги целиком, и мне за это, признаться, очень стыдно. Сценария обычно два: начинаю читать художку, она не затягивает, я беру ее в руки все реже и тут же забываю сюжет) Второй сценарий – с чтением нон-фикшна. В 90% случаев через несколько страниц я ловлю себя на мысли о том, что автор безжалостно повторяется и разжевывает каждую мысль слишком тщательно (в моей практике этим страдают американские авторы). Если книга немного заинтересовала - ищу либо краткий пересказ, либо загружаю в нейронку и прошу сделать саммери – основные мысли, интересные факты, инсайты. Все генеративные сетки с этим отлично справляются)

Можно списать на модный нынче СДВГ, но у меня ощущение, что все дело в том, что сейчас роль чтения меняется (еще раз – я не говорю про художественную литературу, а только про «полезную»). Для многих людей книги перестают быть единственным источником знаний. Доступ к информации стал более разнообразным и простым.

В общем, если до сих пор вы еще не доверяли нейронкам почитать за вас – попробуйте.

⚡️Я обычно использую такой алгоритм:
- нахожу книгу в pdf
- конвертию ее в txt (Например, с помощью https://convertio.co/)
- задаю промт 👇

"Сделай краткий пересказ книги [Название книги], включая ключевые идеи и концепции, представленные автором. Выдели главные принципы и конкретные советы, которые можно применить на практике. Постарайся упомянуть наиболее важные и полезные моменты, которые помогут быстро понять суть и извлечь пользу из прочтения книги, даже если времени на полный текст нет. Покажи, как эти идеи можно внедрить в жизнь или использовать для достижения результатов."

А еще прикольно работает способность нейронок критически взглянуть на любой текст, найти слабые стороны и покритиковать авторскую позицию, взглянуть на вопрос с разных сторон.
3👍2❤‍🔥1🔥1
Как вы читаете нон-фикшн литературу?
Anonymous Poll
43%
Целиком
29%
Пересказ/ делаю выжимку
71%
Слушаю аудио
Нужны респонденты для нового исследования!

Привет, друзья! Пока переезжала в новую страну, немного забросила блог, но обещаю исправиться. А пока предлагаю поучаствовать в новом исследовании в качестве респондента.

Сейчас мы изучаем малый и средний+ бизнес (оборот от 200 млн до 5 млрд в год) для продукта по управлению персональными данными. Нас интересуют люди в компании (генеральный директор/ главный юрист/ главный ИТ-специалист), которые являются в компании ответственными за персданные и с кем можно обсудить будущий продукт. Отрасли: интернет-магазины и услуги (собирающие данные пользователей на сайте через форму).

Интервью онлайн на этой неделе, до 60 мин.

Если подходите по критериям и готовы, напишите в ЛС, пожалуйста @tdruzhkova
👍3
Открытия прошедшей недели (или двух)

Запоздалое обновление рубрики, уж простите) Приятная и крайне важная для меня рутина в виде чтения и обучения сменилась регулярными конвульсиями в попытках найти жилье, машину, поезд и другие средства выживания номадов.

Итак, что понравилось/ зашло/ удивило за последнее время.

1. Книга Мартина Реймонда "Исследование трендов. Практическое руководство". Это действительно руководство, а не просто булшит о том, что важно уметь замечать тренды)) Автор представляет несколько методологий для исследования и анализа трендов (сценарное планирование, сетевое прогнозирование, культурная триангуляция). Максимально полезно, если хочется погрузиться в тему или если вы уже работаете с трендами в том или ином виде
2. ТГ-канал ТОП-менеджера ЭФКО (производитель FMCG) Сергея Иванова @sergei_ivanov_efko. О бизнесе, о людях, литературе, беге – обо все, просто интересно читать человека (50 тыс его подписчиков, видимо, думают так же)
3. И последнее – не про бизнес совсем, про душу.Перед отъездом из Москвы муж нашел в квартире родителей старый пленочный Олимпус. В общем, у него началась вторая жизнь и он поехал с нами в Евротур. И это невероятно крутые и давно забытые ощущения – ждать проявления плетки, держать в руках напечатанные фото, видеть все эмоции через засветы, закрытые глаза и непонятные блики. Выложу парочку для настроения, может быть, замотивирую вас покопаться на антресолях?
❤‍🔥41🔥1
❤‍🔥5
❤‍🔥5
Абдуктиваня логика – что-то на сложном?

На самом деле, нет, это очень крутой и полезный инструмент для исследований (для жизни в целом – тоже🙃)

Чаще всего мы сталкиваемся с дедукцией (“если все люди смертны, а Сократ — человек, то Сократ смертен”) и индукцией (“если прошлые наблюдения показывают, что это правда, то, возможно, это и в будущем останется так”). Но есть еще и абдукция, и вот она помогает найти лучшее объяснение для наблюдаемого явления.

Если вы замечаете, что пользователи часто бросают корзину покупок в вашем приложении на этапе оплаты, вы можете предположить, что процесс слишком сложный или что у них возникают проблемы с оплатой. Это не окончательный вывод, но это гипотеза, которую можно и нужно проверить — возможно, упростив процесс или добавив больше способов оплаты. Или представьте, что клиенты жалуются на низкую скорость работы сайта. Абдукция может предложить несколько объяснений: проблемы с сервером, перегруженность страниц или неэффективный код. Все это нужно проверить, чтобы найти истинную причину.

Абдукция — это про генерацию возможных объяснений и идей, про способность смотреть на проблему с разных сторон и не бояться выдвигать смелые предположения. Она идеально подходит для начальных этапов исследования, когда мы сталкиваемся с новым явлением и не знаем, почему оно происходит. Абдукция — это немного как быть детективом. Вам нужно собрать все кусочки пазла и попытаться понять, какая картина перед вами.

Абдукцию можно развивать. Тренируйтесь часто ставить гипотезы на основе ограниченной информации. Старайтесь придумывать несколько возможных объяснений для любой ситуации — от наблюдений в повседневной жизни до сложных задач на работе.

Мы с мужем переодическииграем в «данетки» или другие самопридуманные игры на логику)) 🥴 А вы что делаете, чтобы «развивать логику»?
22👍1🔥1
Существуют ли стандарты в Custdev-интервью?

Те, кто хоть как-то сталкивался с рисечем, знают, что классические маркетинговые исследования полны стандартов и требований, предъявляемых в процессу проведения исследований, сбору данных и анализу. Самый известный - ISO 20252:2019 – стандарт, созданный для количественных исследований международной ассоциацией из исследовательских компаний.

А что с касдевами, спросите вы? (даже если не спросите – я все равно отвечу🙃) У каждого свои методы сегментации аудитории, понимания, что есть исследовательская задача и гипотеза, как правильно ее ставить и подтверждать.

С одной стороны, кажется, это привносит некую хаотичность и субъективность в процесс исследования. С другой, отсутствие жестких стандартов дает ряд преимуществ, и вот каких:

🧩Гибкость: Кастдев – это итеративный процесс, и он требует постоянной адаптации к ситуации, а не «прибитых гвоздями» правил
🧩Ориентация на практику: Цель кастдева – получить быстрое и действенное решение, поэтому жесткие рамки могут замедлить процесс
🧩Разнообразие методов: Существует множество инструментов для проведения кастдев-исследований (интервью, фокус-группы, опросы и т.д.), и выбор метода зависит от конкретной ситуации

Тем не менее, есть принципы, с которыми «рынок» согласился, и которым мы, исследователи, стараемся следовать:

🔹Четкая постановка целей исследования
🔹Проверенные методики интервьюирования (открытые вопросы, избегание внушения)
🔹Объективность: Несмотря на гибкость, результаты исследований должны быть максимально объективными и достоверными
🔹Этические нормы: конфиденциальность респондентов и честное использование данных. Респондент должен быть информирован о целях исследования, и его участие должно быть добровольным.

Можно сколько угодно полагаться на популярные методологии и тщательно следовать описанным процедурам, прочитать Lean Startup до дыр — и всё равно не получать результата от исследований. Нет единственно верного пути: важно лишь то, что помогает решать задачи, а что нет.

Согласны?
6👍1