Design In Details – Telegram
Design In Details
2.44K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
421 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 Наступило время для нового поста-знакомства! Вот 11 фактов обо мне (5 в посте и ещё 6 в комментариях).

📝 1. В пятом классе гимназии учительница истории показала нам, как составлять логические схемы для иллюстрации причинно-следственных связей. Так я решила стать учительницей истории, как моя бабушка.

📚 2. В старших классах лицея я была подписана на журнал «Родина» и мечтала написать новый учебник по истории России. Но, получив по настоянию родителей, высшее образование по специальности «Дизайн», я поняла, что это должен быть учебник по истории российского дизайна. Это по-прежнему остаётся моей целью.

🎧 3. С 6 лет я начала слушать Битлз, а затем и другую музыку 60-х. С 8 класса я вела передачи на школьном радио, а с 16 лет – в тайне от родителей диджеила в ночном клубе Полнолуние. Сейчас у меня большая коллекция винила, как dj Gloria я выступала на музыкальных фестивалях в Москве, Лондоне и Берлине. И даже - на собственной свадьбе))

🤓 4. Я работала в государственных и частных вузах, и в моей семье было много педагогов.

👨‍🏫 Мой прадедушка по папиной линии был сельским учителем в Чувашии. Его расстреляли в 1930-е и реабилитировали при Хрущёве. После чего мой дедушка – Сокольников Владимир Юргенович, тоже смог стать учителем (а затем, директором школы, основателем сети школ, и после защиты докторской диссертации по логике педагогической деятельности и переезда в Москву – основателем своей научной школы).

👩‍🏫 Моя мама – Сокольникова Наталья Михайловна – получила диплом учителя ИЗО, работала в советское время в министерстве просвещения, защитила докторскую диссертацию и написала множество учебных программ и учебников по методике преподавания изобразительного искусства и по истории искусств. Горжусь тем, что у нас с ней есть совместные книги, втч. по истории дизайна.

🏛 5. Я родилась и росла в Москве, и благодаря маме, каждые выходные ходила в музеи. А благодаря папе – много ездила по миру. И до сих пор стараюсь часто путешествовать и не пропускать основные выставки искусства и дизайна (так и родилась идея моего канала). Продолжение - в комментариях!

💻 О чём я буду говорить на завтрашней лекции «Советское наследие: 7 идей из прошлого, актуальных сегодня»?

📈 Успех выставки «Советский дизайн 1950-80» (2012) в московском Манеже способствовал пробуждению новой волны интереса к советской материальной культуре. Многие вещи, купленные мной для этой выставки, выросли в цене в 5 и даже в 10 раз!
👵 По мере роста тренда на ностальгию, «бабушкин вариант» интерьера вместо тотального уничтожения стали разбирать на отдельные модные детали.
💡Но главный потенциал советского дизайна не в товарах, а в идеях - многие из которых удивительным образом резонируют с современными мировыми трендами.

На этой обзорной лекции вы:
📸 1. Узнаете о самых популярных предметах советского дизайна для коллекционирования, и о малоизвестных, но актуальных проектах.
🛋 2. Увидите примеры того, как современные российские и мировые дизайнеры эффектно используют идеи из прошлого.
✂️ 3. Получите готовые стайл-борды для дальнейшей работы и вдохновения.

Регистрация на нашу конференцию «Всё что нужно знать дизайнеру в 2025 году» - по ссылке. Если вы не готовы сидеть за компьютером с 10 утра до почти 7 вечера, можно приобрести тариф с записью, она будет доступна ещё полгода.

#InteriourDesignConference #DesignAdmins #RussianDesign #VoprosOtvet
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
23👍2
🪆Так увлеклась прослушиванием чужих докладов на нашей онлайн-конференции, что даже забыла сфотографироваться) Хорошо, что коллега скриншот прислала!

💻 Через сутки будет готова запись, точно буду пересматривать и конспектировать отдельные моменты (обратите внимание, что продажи самой записи решили продлить до конца этого года).

📝 Мой доклад был очень компактным из-за тайминга, который мы строго соблюдали, но зато максимально насыщенный идеями и историческими параллелями. Вообще то я люблю говорить чуть помедленнее)))

Из вопросов, которые мне задавали после лекции.

📚 1. Список книг по теме дала в комментариях к предыдущему посту. Хочу дополнить его ссылками на свои аудиогиды к выставке «Вещь! Предметный разговор».
🤓 Подробный по-предметный гид.
🎭 И экспериментальный гид в виде короткого аудио-спектакля. Там в сценке про 60-е даже любезно согласился изображать молодого инженера Артём Дежурко, который тоже тогда работал во Всероссийском музее декоративного искусства. 🤩

📰 В комментариях прикреплю эксклюзивный пдф мини-газеты, который мы к выставке издали. Планировалась большая книга, но после смены руководства это сейчас не возможно.

🪑 2. Ещё меня спрашивали про контакты реставраторов (я не успела уточнить, чего именно и где территориально). Но вот из тех, кого я знаю лично, или у кого что-то покупала.

📍Александра Аргунова «Хронотоп» (Москва) реставрация, обучение плюс куча классных находок.
📍PASTCODE продают реставрированное и предлагают реставрацию у партнёров (Москва)
📍Светлана Кирьянова, Виктория Лантюхова, основатели студии реставрации мебели ZANOVO (Воронеж). Они тоже курсы по реставрации онлайн продают.
📍Если вам нужны более углублённые варианты по обучению в Москве (или онлайн), слышала много хорошего об этом месте.
📍По Питеру - если надо, могу у коллег узнать.
📍Есть ещё классный Дима Шойхет (но он из Одессы, к сожалению, не знаю, как он сейчас)😢

⁉️Если по мере просмотра записи лекции у вас будут возникать новые вопросы, пишите пожалуйста сюда. Ну и просто буду рада обменяться с вами впечатлениями о мероприятии. Как вам такая инициатива, что понравилось, что улучшить?
Спасибо! 🙏
p.s. завтра продолжу постить в стандартном режиме и на новые темы)
#InteriourDesignConference #DesignAdmins #VoprosOtvet #Restoration
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7
📓История одной обложки.
Вчера на лекции я вскользь упоминала нотную обложку из своей коллекции. Сегодня я хочу привести пример того, о чём нам может рассказать один графический артефакт.

🎼 Сама идея поискать недорогие образцы советского графического дизайна 1920-х среди такого не популярного жанра, как нотная обложка, пришла ко мне в голову в 2006 году, сразу после выхода альбома Владимира Бисенгалиева «Неизвестная русская графика. 131 нотная обложка» со вступительным словом обожаемого мной Владимира Кричевского.

🖼 Кстати, помимо небольшой цены, ещё одним преимуществом нотных обложек для коллекционирования, я считаю их небольшую толщину – можно оформить в паспарту ничего не отрезая. Ну и музыку можно попробовать сыграть. Ноты – прилагаю)

1. 🔲 Вообще, период авангардной нотной обложки был коротким. Всё самое интересное из того, что мне попадалось, сделано в середине 1920-х. Сразу после революции было ещё не до этого, а ближе к 1930 – всё уже стало довольно стандартизировано и уныло.

🟢 Изначально эта обложка привлекла меня футуристическим леттерингом (геометрические Е и Э лесенкой, приём выворотки, когда пересекающиеся части фигур окрашиваются в контрастные цвета, диагональная композиция, стрелочки) и почти что супрематической композицией из прямоугольников и кругов в необычной цветовой гамме.

👨‍🎨 2. Далеко не на всех обложках есть имя автора. Эта – подписана. И вот что мне удалось узнать. Фото – прилагаю. Тагер-Карьелли Михаил Семенович, 1892 г. р., уроженец г. Режица, еврей, член Общества глухонемых, беспартийный, организатор и режиссер Петроградского театра глухонемых «Пантомима», руководитель драмкружка Домпросвета глухонемых. Расстрелян в г. Ленинград 24 декабря 1937 г. По «делу глухонемых». 😭

🎨 История о том, почему он сделал обложку для Меерхольда и Эрлиха мне не известна. Но можно предположить, что они были знакомы по театральным кругам и он искал дополнительные возможности для заработка...

🎭 3. Премьера агитационного спектакля в жанре политобозрения «Д.Е.» («Даёшь Европу!») в театре Мейерхольда состоялась 15 июня 1924 года в Большом зале Ленинградской консерватории. Литературной основой стала пьеса, написанная М. Подгаецким по мотивам романа «Трест Д.Е.» И. Эренбурга и отчасти романа «Туннель» Б. Келлермана.

🤹‍♀️ Помимо довольно злободневного политического содержания, демонстрирующего гибель Европы на фоне противостояния СССР и США, спектакль был интересен своими сценографическими решениями – множество движущихся декораций на платформах с колёсиками. И после аскетизма концепции прозодежды – рекордное число переодеваний актёров – 95 персонажей изображаемые 44 актёрами. В комментарии я приведу интересный фрагмент из воспоминаний актёра театра: Жаров М.И. «Жизнь, театр, кино» - Москва: Искусство, 1967 - с.380. И ещё одно из сборника «Современный театр», 1927

🎹 4. Ноты были изданы в 1926 году. А вот на более ранних афишах спектакля указано, что танцы и музыкальное сопровождение выполняется джаз-бандом В. Парнаха. Во-первых, это было впервые для русской театральной сцены (в воспоминаниях Жарова об этом весело написано). Во-вторых, сам Парнах вошёл в историю как «отец советского джаза». По факту, это, конечно был шумовой оркестр, не имеющий отношения к настоящему джазу, но тем не менее, позиционировали они себя именно так.

Про эксцентричную личность Валентина Парнаха (1891— 1951) есть хорошая видео-лекция. На 34-й минуте там, например, рассказывается про то, как и зачем был придуман первый советский микшерный пульт.

Вот такие удивительные пересечения судеб и тем вокруг одной обложки! В комментариях добавлю ещё немного образцов того периода.

#GraphicDesign #SovietDesign #AvantGarde #Archive #Research
9👍1💔1
🪆 В комментариях к моему посту про ретрофутуризм возникла дискуссия, в результате которой, я вспомнила про свою научно-популярную статью об образах космоса в советской научной фантастике (про научно-фантастическую иллюстрацию там тоже немного есть). В связи с этим у меня к вам вопрос:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3
Хотите почитать перевод моей статьи о советской научной фантастике на русском?
Anonymous Poll
95%
Да, интересно!
5%
Нет, лучше дальше про европейские выставки!
1
🪆Большое спасибо всем проголосовавшим! Опубликую материалы про космос, но затягивать не буду и со следующего поста возвращаюсь к выставкам.

🚀 Итак, в приложении мой быстрый перевод статьи «Образы космоса в советской научной фантастике», написанной в 2016 году для каталога к выставке в Барбикан.
Есть ещё вот такая публикация для онлайн-платформы It’s Nice That (разрешения на русский перевод и репосты которой у меня, к сожалению, никто не спрашивал).😥

🛸 Кстати, все иллюстрации и экспонаты, подписанные там как «Московский музей дизайна», на самом деле из моей домашней коллекции. Материала, не вошедшего в статью осталось очень много, так как я надеюсь, когда-нибудь сделать выставку на эту тему (и показать уже свою коллекцию советских марсоходов)))

💻 Ещё я нашла запись своей короткой видео-лекции для большого китайского фестиваля комиксов, игр и фантастики (не спрашивайте)). Хотя она и на английском, там есть хороший видеоряд, иллюстрирующий эту статью.

🪐В качестве иллюстрации, привожу разворот из журнала «Техника-Молодёжи» и работы Николая Кольчицкого, отсканированные мной из книги К.А. Гильзина «Путешествие к далёким мирам». М. Детгиз, 1956.

Всем хороших выходных!

#GraphicDesign #SovietDesign #SpaceAge #Archive #Research
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥6👍43