Design In Details – Telegram
Design In Details
2.48K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
422 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
📓История одной обложки.
Вчера на лекции я вскользь упоминала нотную обложку из своей коллекции. Сегодня я хочу привести пример того, о чём нам может рассказать один графический артефакт.

🎼 Сама идея поискать недорогие образцы советского графического дизайна 1920-х среди такого не популярного жанра, как нотная обложка, пришла ко мне в голову в 2006 году, сразу после выхода альбома Владимира Бисенгалиева «Неизвестная русская графика. 131 нотная обложка» со вступительным словом обожаемого мной Владимира Кричевского.

🖼 Кстати, помимо небольшой цены, ещё одним преимуществом нотных обложек для коллекционирования, я считаю их небольшую толщину – можно оформить в паспарту ничего не отрезая. Ну и музыку можно попробовать сыграть. Ноты – прилагаю)

1. 🔲 Вообще, период авангардной нотной обложки был коротким. Всё самое интересное из того, что мне попадалось, сделано в середине 1920-х. Сразу после революции было ещё не до этого, а ближе к 1930 – всё уже стало довольно стандартизировано и уныло.

🟢 Изначально эта обложка привлекла меня футуристическим леттерингом (геометрические Е и Э лесенкой, приём выворотки, когда пересекающиеся части фигур окрашиваются в контрастные цвета, диагональная композиция, стрелочки) и почти что супрематической композицией из прямоугольников и кругов в необычной цветовой гамме.

👨‍🎨 2. Далеко не на всех обложках есть имя автора. Эта – подписана. И вот что мне удалось узнать. Фото – прилагаю. Тагер-Карьелли Михаил Семенович, 1892 г. р., уроженец г. Режица, еврей, член Общества глухонемых, беспартийный, организатор и режиссер Петроградского театра глухонемых «Пантомима», руководитель драмкружка Домпросвета глухонемых. Расстрелян в г. Ленинград 24 декабря 1937 г. По «делу глухонемых». 😭

🎨 История о том, почему он сделал обложку для Меерхольда и Эрлиха мне не известна. Но можно предположить, что они были знакомы по театральным кругам и он искал дополнительные возможности для заработка...

🎭 3. Премьера агитационного спектакля в жанре политобозрения «Д.Е.» («Даёшь Европу!») в театре Мейерхольда состоялась 15 июня 1924 года в Большом зале Ленинградской консерватории. Литературной основой стала пьеса, написанная М. Подгаецким по мотивам романа «Трест Д.Е.» И. Эренбурга и отчасти романа «Туннель» Б. Келлермана.

🤹‍♀️ Помимо довольно злободневного политического содержания, демонстрирующего гибель Европы на фоне противостояния СССР и США, спектакль был интересен своими сценографическими решениями – множество движущихся декораций на платформах с колёсиками. И после аскетизма концепции прозодежды – рекордное число переодеваний актёров – 95 персонажей изображаемые 44 актёрами. В комментарии я приведу интересный фрагмент из воспоминаний актёра театра: Жаров М.И. «Жизнь, театр, кино» - Москва: Искусство, 1967 - с.380. И ещё одно из сборника «Современный театр», 1927

🎹 4. Ноты были изданы в 1926 году. А вот на более ранних афишах спектакля указано, что танцы и музыкальное сопровождение выполняется джаз-бандом В. Парнаха. Во-первых, это было впервые для русской театральной сцены (в воспоминаниях Жарова об этом весело написано). Во-вторых, сам Парнах вошёл в историю как «отец советского джаза». По факту, это, конечно был шумовой оркестр, не имеющий отношения к настоящему джазу, но тем не менее, позиционировали они себя именно так.

Про эксцентричную личность Валентина Парнаха (1891— 1951) есть хорошая видео-лекция. На 34-й минуте там, например, рассказывается про то, как и зачем был придуман первый советский микшерный пульт.

Вот такие удивительные пересечения судеб и тем вокруг одной обложки! В комментариях добавлю ещё немного образцов того периода.

#GraphicDesign #SovietDesign #AvantGarde #Archive #Research
9👍1💔1
🪆 В комментариях к моему посту про ретрофутуризм возникла дискуссия, в результате которой, я вспомнила про свою научно-популярную статью об образах космоса в советской научной фантастике (про научно-фантастическую иллюстрацию там тоже немного есть). В связи с этим у меня к вам вопрос:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3
Хотите почитать перевод моей статьи о советской научной фантастике на русском?
Anonymous Poll
95%
Да, интересно!
5%
Нет, лучше дальше про европейские выставки!
1
🪆Большое спасибо всем проголосовавшим! Опубликую материалы про космос, но затягивать не буду и со следующего поста возвращаюсь к выставкам.

🚀 Итак, в приложении мой быстрый перевод статьи «Образы космоса в советской научной фантастике», написанной в 2016 году для каталога к выставке в Барбикан.
Есть ещё вот такая публикация для онлайн-платформы It’s Nice That (разрешения на русский перевод и репосты которой у меня, к сожалению, никто не спрашивал).😥

🛸 Кстати, все иллюстрации и экспонаты, подписанные там как «Московский музей дизайна», на самом деле из моей домашней коллекции. Материала, не вошедшего в статью осталось очень много, так как я надеюсь, когда-нибудь сделать выставку на эту тему (и показать уже свою коллекцию советских марсоходов)))

💻 Ещё я нашла запись своей короткой видео-лекции для большого китайского фестиваля комиксов, игр и фантастики (не спрашивайте)). Хотя она и на английском, там есть хороший видеоряд, иллюстрирующий эту статью.

🪐В качестве иллюстрации, привожу разворот из журнала «Техника-Молодёжи» и работы Николая Кольчицкого, отсканированные мной из книги К.А. Гильзина «Путешествие к далёким мирам». М. Детгиз, 1956.

Всем хороших выходных!

#GraphicDesign #SovietDesign #SpaceAge #Archive #Research
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥6👍43
🪆 Потрясающая новость! 🥳 Не прошло и года с закрытия выставки «Ретротопия, дизайн социалистических пространств» в берлинском музее декоративного искусства, как нам удалось запустить сайт с её цифровым архивом.

🗂 Это первый подобный ресурс, объединяющий информацию о социалистическом дизайне из разных стран (со временем, мы рассчитываем на значительное расширение и пополнение).

📝И, конечно, я уже вижу пару неточностей в подписях, которые получились, из-за того, что редактор не стала согласовывать со мной последние сокращения, но думаю, что в ближайшее время - мы всё поправим!

📚 В результате работы над проектом, у меня осталось много внутренних материалов, так что я обязательно сделаю лекцию по этой теме (возможно, даже не одну).

Желаю вам приятного просмотра!

#SocialistDesign #SovietDesign #Exhibitions #Archive #Research
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🔥1👏1