📓История одной обложки.
Вчера на лекции я вскользь упоминала нотную обложку из своей коллекции. Сегодня я хочу привести пример того, о чём нам может рассказать один графический артефакт.
🎼 Сама идея поискать недорогие образцы советского графического дизайна 1920-х среди такого не популярного жанра, как нотная обложка, пришла ко мне в голову в 2006 году, сразу после выхода альбома Владимира Бисенгалиева «Неизвестная русская графика. 131 нотная обложка» со вступительным словом обожаемого мной Владимира Кричевского.
🖼 Кстати, помимо небольшой цены, ещё одним преимуществом нотных обложек для коллекционирования, я считаю их небольшую толщину – можно оформить в паспарту ничего не отрезая. Ну и музыку можно попробовать сыграть. Ноты – прилагаю)
1. 🔲 Вообще, период авангардной нотной обложки был коротким. Всё самое интересное из того, что мне попадалось, сделано в середине 1920-х. Сразу после революции было ещё не до этого, а ближе к 1930 – всё уже стало довольно стандартизировано и уныло.
🟢 Изначально эта обложка привлекла меня футуристическим леттерингом (геометрические Е и Э лесенкой, приём выворотки, когда пересекающиеся части фигур окрашиваются в контрастные цвета, диагональная композиция, стрелочки) и почти что супрематической композицией из прямоугольников и кругов в необычной цветовой гамме.
👨🎨 2. Далеко не на всех обложках есть имя автора. Эта – подписана. И вот что мне удалось узнать. Фото – прилагаю. Тагер-Карьелли Михаил Семенович, 1892 г. р., уроженец г. Режица, еврей, член Общества глухонемых, беспартийный, организатор и режиссер Петроградского театра глухонемых «Пантомима», руководитель драмкружка Домпросвета глухонемых. Расстрелян в г. Ленинград 24 декабря 1937 г. По «делу глухонемых». 😭
🎨 История о том, почему он сделал обложку для Меерхольда и Эрлиха мне не известна. Но можно предположить, что они были знакомы по театральным кругам и он искал дополнительные возможности для заработка...
🎭 3. Премьера агитационного спектакля в жанре политобозрения «Д.Е.» («Даёшь Европу!») в театре Мейерхольда состоялась 15 июня 1924 года в Большом зале Ленинградской консерватории. Литературной основой стала пьеса, написанная М. Подгаецким по мотивам романа «Трест Д.Е.» И. Эренбурга и отчасти романа «Туннель» Б. Келлермана.
🤹♀️ Помимо довольно злободневного политического содержания, демонстрирующего гибель Европы на фоне противостояния СССР и США, спектакль был интересен своими сценографическими решениями – множество движущихся декораций на платформах с колёсиками. И после аскетизма концепции прозодежды – рекордное число переодеваний актёров – 95 персонажей изображаемые 44 актёрами. В комментарии я приведу интересный фрагмент из воспоминаний актёра театра: Жаров М.И. «Жизнь, театр, кино» - Москва: Искусство, 1967 - с.380. И ещё одно из сборника «Современный театр», 1927
🎹 4. Ноты были изданы в 1926 году. А вот на более ранних афишах спектакля указано, что танцы и музыкальное сопровождение выполняется джаз-бандом В. Парнаха. Во-первых, это было впервые для русской театральной сцены (в воспоминаниях Жарова об этом весело написано). Во-вторых, сам Парнах вошёл в историю как «отец советского джаза». По факту, это, конечно был шумовой оркестр, не имеющий отношения к настоящему джазу, но тем не менее, позиционировали они себя именно так.
Про эксцентричную личность Валентина Парнаха (1891— 1951) есть хорошая видео-лекция. На 34-й минуте там, например, рассказывается про то, как и зачем был придуман первый советский микшерный пульт.
Вот такие удивительные пересечения судеб и тем вокруг одной обложки! В комментариях добавлю ещё немного образцов того периода.
#GraphicDesign #SovietDesign #AvantGarde #Archive #Research
Вчера на лекции я вскользь упоминала нотную обложку из своей коллекции. Сегодня я хочу привести пример того, о чём нам может рассказать один графический артефакт.
🎼 Сама идея поискать недорогие образцы советского графического дизайна 1920-х среди такого не популярного жанра, как нотная обложка, пришла ко мне в голову в 2006 году, сразу после выхода альбома Владимира Бисенгалиева «Неизвестная русская графика. 131 нотная обложка» со вступительным словом обожаемого мной Владимира Кричевского.
🖼 Кстати, помимо небольшой цены, ещё одним преимуществом нотных обложек для коллекционирования, я считаю их небольшую толщину – можно оформить в паспарту ничего не отрезая. Ну и музыку можно попробовать сыграть. Ноты – прилагаю)
1. 🔲 Вообще, период авангардной нотной обложки был коротким. Всё самое интересное из того, что мне попадалось, сделано в середине 1920-х. Сразу после революции было ещё не до этого, а ближе к 1930 – всё уже стало довольно стандартизировано и уныло.
🟢 Изначально эта обложка привлекла меня футуристическим леттерингом (геометрические Е и Э лесенкой, приём выворотки, когда пересекающиеся части фигур окрашиваются в контрастные цвета, диагональная композиция, стрелочки) и почти что супрематической композицией из прямоугольников и кругов в необычной цветовой гамме.
👨🎨 2. Далеко не на всех обложках есть имя автора. Эта – подписана. И вот что мне удалось узнать. Фото – прилагаю. Тагер-Карьелли Михаил Семенович, 1892 г. р., уроженец г. Режица, еврей, член Общества глухонемых, беспартийный, организатор и режиссер Петроградского театра глухонемых «Пантомима», руководитель драмкружка Домпросвета глухонемых. Расстрелян в г. Ленинград 24 декабря 1937 г. По «делу глухонемых». 😭
🎨 История о том, почему он сделал обложку для Меерхольда и Эрлиха мне не известна. Но можно предположить, что они были знакомы по театральным кругам и он искал дополнительные возможности для заработка...
🎭 3. Премьера агитационного спектакля в жанре политобозрения «Д.Е.» («Даёшь Европу!») в театре Мейерхольда состоялась 15 июня 1924 года в Большом зале Ленинградской консерватории. Литературной основой стала пьеса, написанная М. Подгаецким по мотивам романа «Трест Д.Е.» И. Эренбурга и отчасти романа «Туннель» Б. Келлермана.
🤹♀️ Помимо довольно злободневного политического содержания, демонстрирующего гибель Европы на фоне противостояния СССР и США, спектакль был интересен своими сценографическими решениями – множество движущихся декораций на платформах с колёсиками. И после аскетизма концепции прозодежды – рекордное число переодеваний актёров – 95 персонажей изображаемые 44 актёрами. В комментарии я приведу интересный фрагмент из воспоминаний актёра театра: Жаров М.И. «Жизнь, театр, кино» - Москва: Искусство, 1967 - с.380. И ещё одно из сборника «Современный театр», 1927
🎹 4. Ноты были изданы в 1926 году. А вот на более ранних афишах спектакля указано, что танцы и музыкальное сопровождение выполняется джаз-бандом В. Парнаха. Во-первых, это было впервые для русской театральной сцены (в воспоминаниях Жарова об этом весело написано). Во-вторых, сам Парнах вошёл в историю как «отец советского джаза». По факту, это, конечно был шумовой оркестр, не имеющий отношения к настоящему джазу, но тем не менее, позиционировали они себя именно так.
Про эксцентричную личность Валентина Парнаха (1891— 1951) есть хорошая видео-лекция. На 34-й минуте там, например, рассказывается про то, как и зачем был придуман первый советский микшерный пульт.
Вот такие удивительные пересечения судеб и тем вокруг одной обложки! В комментариях добавлю ещё немного образцов того периода.
#GraphicDesign #SovietDesign #AvantGarde #Archive #Research
❤9👍1💔1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Design In Details
Ретрофутуризм это «завтра, которого никогда не было» или «то, как люди вчера представляли себе, что будет сегодня». Горячо любимая мною тема, к которой я часто буду возвращаться, в том числе на советском материале, но сегодня продолжим с докладом. Второй…
❤3
Хотите почитать перевод моей статьи о советской научной фантастике на русском?
Anonymous Poll
95%
Да, интересно!
5%
Нет, лучше дальше про европейские выставки!
❤1
🚀 Итак, в приложении мой быстрый перевод статьи «Образы космоса в советской научной фантастике», написанной в 2016 году для каталога к выставке в Барбикан.
Есть ещё вот такая публикация для онлайн-платформы It’s Nice That (разрешения на русский перевод и репосты которой у меня, к сожалению, никто не спрашивал).😥
🛸 Кстати, все иллюстрации и экспонаты, подписанные там как «Московский музей дизайна», на самом деле из моей домашней коллекции. Материала, не вошедшего в статью осталось очень много, так как я надеюсь, когда-нибудь сделать выставку на эту тему (и показать уже свою коллекцию советских марсоходов)))
💻 Ещё я нашла запись своей короткой видео-лекции для большого китайского фестиваля комиксов, игр и фантастики (не спрашивайте)). Хотя она и на английском, там есть хороший видеоряд, иллюстрирующий эту статью.
🪐В качестве иллюстрации, привожу разворот из журнала «Техника-Молодёжи» и работы Николая Кольчицкого, отсканированные мной из книги К.А. Гильзина «Путешествие к далёким мирам». М. Детгиз, 1956.
Всем хороших выходных!
#GraphicDesign #SovietDesign #SpaceAge #Archive #Research
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥6👍4❤3
🗂 Это первый подобный ресурс, объединяющий информацию о социалистическом дизайне из разных стран (со временем, мы рассчитываем на значительное расширение и пополнение).
📝И, конечно, я уже вижу пару неточностей в подписях, которые получились, из-за того, что редактор не стала согласовывать со мной последние сокращения, но думаю, что в ближайшее время - мы всё поправим!
📚 В результате работы над проектом, у меня осталось много внутренних материалов, так что я обязательно сделаю лекцию по этой теме (возможно, даже не одну).
Желаю вам приятного просмотра!
#SocialistDesign #SovietDesign #Exhibitions #Archive #Research
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6🔥1👏1