Design In Details – Telegram
Design In Details
2.44K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
421 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 Про следующую небольшую выставку расскажу неспешно, как того требует тема японского дизайна.

🇯🇵 В студенческие годы я активно увлекалась японской культурой: мангой, аниме, кино и особенно литературой и дизайном. У мамы в домашней библиотеке были шикарные издания Хокусая и даже засмотренный мной до дыр каталог выставки «Японский дизайн. Традиции и современность», проходившей в СССР в 1984 году.

🏮На диплом я, среди прочего, делала проекты упаковки на основе принципов оригами и писала исследовательскую работу о формировании основных традиционных категорий японской эстетики и их влиянии на современный дизайн. Классная, кстати, тема, тоже могу как-нибудь рассказать, как и про свою поездку в Японию 13+ лет назад (приложу пока только 1 свое фото оттуда))).

👁‍🗨 В созданный в 2007 году токийский музей дизайна 21_21 Design Sight я тогда, к сожалению, не попала. Они внезапно для меня закрылись на праздник любования красными клёнами. Это очень необычный частный музей, принципиально не имеющий постоянной экспозиции. Вместо этого там на площади 1 700 квадратных метров работают несколько выставочных галерей, сувенирный магазин и кафе.

🔺🔺Главным инициатором создания музея стал фэшн-дизайнер Иссей Мияке, при участии архитектора Тадао Андо, разработавшего проект здания музея (совместно с Nikken Sekkei). Горизонтальная невысокая бетонная постройка гармонично вписана в ландшафт окружающего парка (основные выставочные площади расположены под землёй). Два треугольника стальной крыши (референсом для которой стал фрагмент выкройки Иссей Мияке A-POC «A Piece of Cloth») вместе с 14-метровыми стеклянными панелями отдалённо напоминают мне два растущих из земли глаза. В англоязычный классификации 20_20 обозначает идеальное зрение, а 21_21 в названии музея, предлагает увидеть что-то за пределами стандарта.

👀 Как объясняет название и концепцию проекта Тадао Андо, «идея заключалась в том, чтобы создать не только музей, который демонстрирует экспонаты, но и место для исследования потенциала дизайна как элемента, который обогащает нашу повседневную жизнь. Место, которое пробуждает у общественности интерес к дизайну, открывая для них различные взгляды и перспективы на то, как мы можем воспринимать мир и окружающие нас объекты».

🤓 В текущий совет директоров, помимо Иссея Мияке, входит графический дизайнер Таку Сато и промышленный дизайнер Наото Фукасава, плюс журналистка и куратор Норико Каваками (вот это образцовый уровень профессионализма в руководстве музеем, конечно).

🦻🪲🎋 Для музея (и японского дизайна в целом) характерна максимально широкая трактовка дизайна и его роли в жизни людей. Я несколько раз видела презентации их выставок на международных конференциях — темы самые разнообразные: связь саунд-дизайна, визуальных образов и архитектуры, тема дизайна и насекомых, традиционные ремесленные техники и материалы — всё очень интересное и буквально пронизано национальной спецификой.

🎌 Вот такая длинная подводка получилась к теме следующей выставки! А всё дело в том, что она начинается с утверждения о том, что в Японии пока что нет своего музея дизайна. Теперь вы знаете, что он есть, но не такой, как многим хотелось бы. А про альтернативный их проект я расскажу вам завтра. Надеюсь, что заинтриговала!
p.s. Прошу прощения за качество картинок, многие старые пресс материалы у них не скачиваются…

#JapaneseDesign #DesignMuseum #Exhibitions
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4👏4👍2🔥1
🎌 Итак, эта небольшая бесплатная выставка проходила этим летом в «Японском доме» в Лондоне. Это очень приятный культурный центр с большим магазином, рестораном, библиотекой, выставочной галереей и концертной площадкой, куда я люблю заходить по дороге в Лондонский музей дизайна (либо на обратном пути из него).
Так как он находится в 100 метрах от станции метро High Street Kensington.

🪴 Название выставки – «Дизайн-открытия: к созданию японского музея дизайна» / Design Discoveries: Towards a DESIGN MUSEUM JAPAN. Japan House London, 14 May 2024 – 8 September 2024. Вот мой подробный фотоальбом на Фликр.

📚 На выставке было представлено 7 дизайнеров, но на оригинальном сайте – их 19. Концепция проекта очень интересная, и мне кажется, что было бы круто сделать у нас что-то подобное!

🌴19 современных японских дизайнеров из разных сфер деятельности (мода, архитектура, театральный дизайн, предметный дизайн, графический дизайн и т.п.) и из разных префектур Японии (так чтобы охватить основные точки на карте) попросили назвать по одному историческому предмету из своего региона, достойного того, чтобы стать частью Японского музея дизайна. И привести примеры того, как эти вещи помогают им в их современной работе.

💻 По итогам их выбора был создан сайт, серия документальных фильмов и трансформируемая по составу и объёму передвижная выставка. По задумке организаторов, итоговая интерактивная карта на сайте представляет собой – японский музей дизайна под открытым небом. То есть превращает всю страну в музей!

🏛 Экспозиционный дизайн тоже был довольно интересным. Все экспонаты были представлены на модульных кубических стендах из слоёв вспененного полиэтилена. Это упаковочный материал, и я так поняла, что по мере передвижения выставки, все её экспонаты (кроме, наверное, пианино), могут перемещаться внутри этих кубов.

📝 Тексты и дополнительные иллюстрации располагалось с разных сторон подиумов, так что зрителю было необходимо изучить подиум с разных ракурсов, чтобы получить всю информацию. И, одновременно, не было давящего на зрителя большого объема текста на стенах. Для каждого дизайнера и темы использовался свой цвет.

🌍 В качестве интерактива, посетителям было предложено (как и участвующим дизайнерам) дать своё определение того, что такое дизайн, написать его на бумажке и приклеить на стену. Другим вариантом было написать название своей локальной «иконы дизайна» и прикрепить её на мировую карту (я спешила на поезд, так что не стала в этом участвовать).

Вот список участников выставки. Если вам интересно, ставьте ✍️ и я расскажу про каждого подробнее в следующих постах. Или только про кого-то конкретного - тогда пишите имя. 🙏
1. Reiko Sudo. Textile Designer. 3D Sportswear.
2. Tetsuya Mizuguchi. Experience Architect. TransAcoustic Piano.
3. Koichiro Tsujikawa. Film Director. Whip Tops and Tops Inspired by Them
4. Kinya Tagawa. Design Engineer. Sori Yanagi’s Design Process Revealed in Cutlery.
5. Kunihiko Morinaga. Fashion Designer. Haburagin, the Costume of the Amami Priestesses.
6. Tamae Hirokawa. Fashion Designer. Hakata Gion Yamakasa Festival
7. Tsuyoshi Tane. Architect. Jōmon Era Village Design.

p.s. Рубрику про советский дизайн уже завтра опубликую тогда!

#JapaneseDesign #DesignMuseum #Exhibitions
4👍41
🪆 Задержалась с постами из-за долгого перелёта на этих выходных, но рубрику о советском дизайне пропускать не буду! Хотя в этот раз она будет довольно необычной - «постсоветско-итальянской» и снова в виде дизайн-загадки 😅

📝 Предыстория. Этот эксклюзивный материал также является результатом моей переписки с советским дизайнером, живущим сейчас в США - Леонидом Ентусом. Начало этой истории - здесь.

🪑Незадолго до отъезда из СССР в рамках уже собственной дизайн-студии Леонид Ентус сделал несколько прототипов экспериментальных постмодернистских стульев. Про один из них я писала вот здесь,
ставьте ✍🏻, если хотите узнать подробности про остальные. Эти стулья, вместе с другими проектами были опубликованы в итальянском журнале CASA VOGUE № 219 за 1990. Прилагаю фото разворота с работами Леонида Ентуса “Perestroika design FROM RUSSIA CON FANTASIA".

🎉 Публикация имела успех! После неё Леонид получил приглашение от одного из «отцов итальянского радикального дизайна» Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) принять участие в амбициозном международном проекте "100% Make Up" в качестве представителя России.
Цитата из письма Леонида
«Я назвал этот проект амбициозным потому, что Мендини хотел не только решить проблему массового и уникального производства в дизайне (mass production, limited production, one of a kind), но и избавить дизайн от модернистского запрета на орнамент (Ornament is Crime)».


🪅 Мендини разработал форму керамической вазы (сосуда с конической крышкой). И оформил её мозаичным рисунком по мотивам своего знаменитого кресла «Пруст». Затем он обратился к 99 ведущим графическим и промышленным дизайнерам, а также популярным художникам конца 1980-х годов (в том числе к Филиппу Старку, Паоле Навоне, Этторе Соттассу младшему, Милтону Глейзеру, Брайану Эно, Карле Аккарди) с предложением создать собственный вариант графического оформления его основы для вазы. Каждая авторская ваза была изготовлена тиражом 100 штук. Вместе они образовывают лимитированную коллекцию из 10.000 экземпляров, которая до сих пор встречается на аукционах.

📖 В каталоге проекта можно подробнее ознакомиться с историей и полным списком участников (к сожалению, цифровую версию, которую я смотрела ранее - удалили, осталась только бумажная).
И вот тут общее фото всех ваз.

⁉️ А теперь внимание, вопрос. Посмотрите на фотографию вазы №99 Леонида Ентуса и предположите, что он на ней изобразил?
Скажу честно, я задала ему свой вопрос об этом в очень осторожной и обобщенной формулировке:
«Ваша работа тоже очень заинтересовала, помимо того, что она выглядит невероятно стильно и современно, я правильно понимаю, что она про «ограниченность власти человека над миром и его возвращение в руки творца» (или это только моя интерпретация?)».


‼️ Ответ автора меня просто поразил! Один раз увидев референсы - вы уже не сможете их развидеть. Опубликую текст Леонида вместе с дополнительными фотографиями в следующем посте. После чего вернусь к рассказу о японской выставке. 🤓

Делитесь вашими идеями и впечатлениями в комментариях! Всем хорошего окончания выходных! 🤗

#SovietDesign #ItalianDesign #LeonidYentys #AlessandroMendini #VoprosOtvet #Perestroika #RussianDesign
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9🔥2🤔1🗿1