Design In Details – Telegram
Design In Details
2.48K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
422 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
8013194602845939717.MP4
27.8 MB
🪆 Продолжая пятнично-субботнюю рубрику о советском дизайне, хочу показать вам видео-реконструкцию зоны интеллектуального труда. Она была частью проекта советской домашней информационной машины (ДИМ), разработанной в 1971 году сотрудниками ВНИИТЭ для Ленинградского объединения «Позитрон», НИИ «Гириконд» (информацию про НИИ добавлю в комментарии).

Эту анимацию я (совместно с коллективом авторов указанных в титрах) сделала для выставки «Ретротопия: дизайн социалистических пространств» в музее декоративного искусства Берлина (2023).

🏛 Перед этим, я сделала уменьшенную модель макета центральной стойки для постоянной экспозиции Всероссийского музея декоративного искусства. Полный мой текст с картинками и описанием проекта – тоже добавлю в комментарии.

📸 Мне посчастливилось поговорить об этом проекте с Евгением Богдановым и Владимиром Паперным, работавшими над ним со стороны ВНИИТЭ. Только благодаря им я нашла оригинальный цветной слайд (до этого мне по ч-б фото казалось, что макет, вероятно, был бежевого цвета).

🤓 Сами авторы довольно скептически оценивают практичность этого конкретного решения, говоря, что вдохновились стойкой для столовых приборов.🍴 Но отмечают безусловную прогностическую ценность всего проекта в целом, включая предшествовавшие ему исследования под руководством Александра Рябушина.

Приведу две интересные цитаты.
📺 Журнал «Радио» № 5 за 1972 год. Дискуссия «ЭВМ - их настоящее и будущее».
«Что же такое ДИМ? Настоящее это или далекое будущее? На эти вопросы ответил кандидат физико-математических наук Р. П. Сейсян.
— В нашем представлении ДИМ — это синтез вычислительной машины и традиционного бытового радиоприбора. Модель, которую мы попытались создать на микроэлектронной базе, объединяет в себе способность ЭВМ хранить и обрабатывать информацию и возможность телевизора, радиоприемника воспроизводить ее. Небольшой пульт управления с набором клавиш, логический блок, устройство кодирования информации и некоторые другие элементы оказались достаточными, чтобы обычные бытовые радиоприборы превратились в неиссякаемые дополнительные источники информации. Причем эта информация может храниться не только в памяти ДИМ, но и с се помощью получена но телефонным каналам из будущих банков информации.
В каком же году можно ожидать рождение ДИМ?
— Примерно, в восьмидесятые годы,— ответил Р. П. Сейсян.— Современная техника, правда, позволяет реализовать эту идею уже сегодня, но раньше не удасться решить проблему резкого снижения стоимости такой машины».
Полная версия статьи - по ссылке.

📚 Александр Рябушин. Жилая ячейка как предмет прогностических исследований. 1972. Полная расшифровка статьи - по ссылке.
«Гибкая, динамичная, максимально адаптирующаяся среда, приспособленная к изменению своих существенных параметров в соответствии с меняющимися жизненными ситуациями, будет, видимо, создана на основе самого широкого применения электронно-кибернетической аппаратуры. Сложные технические системы и устройства, выведенные за пределы собственно жилого пространства, будут в нужный момент предоставлять людям самые разнообразные полезные эффекты, начиная от многоразличных трансформаций пространства и предметных структур и кончая комплексом психофизических эффектов и иллюзий, усиливающих и даже дополняющих восприятие реальности. В такой вариантной среде наиболее полноценно сможет реализоваться многогранная личность человека будущего». 

📝 Вот он буквально же пишет про «дополненную реальность». И, наверное, можно уже почувствовать себя теми самыми «многогранными людьми будушего». 😅

Желаю вам приятных выходных! 🤗

#SovietDesign #Vesh #FuturoDesign #DIM #Electronics #Interiour #Reconstruction
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥4👍1
🪆 Добавлю для привлечения внимания сам исходный слайд в цвете, а то он не прикрепился.😇
Использование только с разрешения авторов.
Описание проекта - выше.

#SovietDesign #Vesh #FuturoDesign #DIM #Electronics #Interiour #Reconstruction
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥51👍1
🪆 Экспресс-пост из библиотеки имени Ленина - готовлю материалы для новых лекций. 😇
Пока Достоевский офигевает от новогоднего декора 🤦‍♀️😅

#SovietDesign #Research #Furniture
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4🔥4👍3
🪆 В жанре «микро-ревью по ходу жизни» расскажу о выставке «ЖИЛИ-БЫЛИ: Школа русской сказки» (Винзавод, 20 декабря 2024 — 31 марта 2025).

Плюсы:
📍Оригинальная концепция и свежий взгляд на традиционные сказочные сюжеты.
📍Отлично подходит для всей семьи.
📍Много интерактива и зон для селфи.
📍Выставка хорошо вписана в пространство обшарпанных подземных катакомб, добавляющих таинственной атмосферы происходящему.
📍Адекватные, в меру ироничные тексты, как мне показалось, местами с двойными посланиями.

Спорные моменты:
📍Структура. Разделы с тематическими пространствами: Лес, Подземелье, Морское царство, Волшебный сад и Стойло - относительно хаотично смешаны с разделами классов в волшебной школе. При этом, только у разделов школы есть вводные видео-экраны со сказочными персонажами-проводниками (Литература / Кот Баюн, Химия / Баба-Яга, Физика / Змей Горыныч, Биология / Царевна Лягушка, Физкультура / Илья Муромец).
Хотя в целом, сюжет в пространстве закольцовывается не плохо (вход через «лес», выход через «сад»), только раздел «стойло» на финал как-то средне тянет (но он там где-то между началом и концом получается, так что ок).

📍Очень эклектичная подборка экспонатов, постоянно балансирующая на грани китча: современное искусство разного качества (графика, скульптура, мультимедиа, инсталляции), репринты и немного оригиналов дореволюционной и советской иллюстрации, предметы быта и дпи разных лет, видео-игры и кино, костюмы и реквизит к советским и современным сказочным кинофильмам, бутафорские декорации, куклы и т.п.

👁️ Всё вместе создаёт ощущение лёгкого безумия, хотя к теме сказки и общей атмосфере Винзавода скорее подходит.

👶 Людям с тонким художественным вкусом - рекомендовать не буду. Зато это отличный вариант для совместного похода с детьми любого возраста.

#exhibitions #Review #Fairytale #Winzavod #Russia
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7
🪆 В формате «экспресс-репортажа по ходу жизни» покажу вам подборку фотографий мебели из реконструированного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.

📖 И приведу несколько цитат на эту тему из каталога выставки «Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства» Государственного музея истории Санкт-Петербурга на которой я была в 2012 году.

Эту книгу я также рекомендую в рамках своего краткого онлайн-курса «Национальная идентичность в дизайне. Россия и мир».

📝 «Дополнительным стимулом к развитию русско-византийского направления в отечественном искусстве послужили планы восстановления старинного царского дворца в селе Коломенском и начавшиеся в 1840-е годы работы по внутреннему убранству Кремлевского дворца.
Государственная идеология формировала
личные вкусы государей. Николай І, по свидетельству современников, особенно интересовался эпохой царя Алексея Михайловича…»

«Однако национальное прошлое в его широких межкультурных контактах было еще слишком мало изучено, а потому за «самобытное» зачастую принимали то, что было результатом заимствований и иноземных влияний…»

«Возрождением национального стиля считали создание прямых копий старинной утвари и узоров. Чарки, братины, ковши и ендовы появились в ассортименте знаменитых московских и петербургских ювелирных фирм Сазиковых, Хлебниковых, Фаберже. Текстильные фабриканты выпускали парчу и бархат с орнаментами
XV-XVI столетий.

Мебельщики воспроизводили предметы обстановки кремлевских палат — дубовые с высокими спинками или курульные кресла, переметные скамьи, поставцы, ларцы и т.п., хотя сами образцы для подражания вовсе не были русскими по происхождению! (Ныне уже известно, что меблировка кремлевских палат времен царя Алексея Михайловича была частью немецкой, частью голландской работы.)

Доходило до прямых подделок допетровской и петровской мебели, которые недобросовестные продавцы выдавали за антиквариат, а желавшие обзавестись стильной обстановкой нувориши за таковой покупали. В отечественных собраниях национальной старины можно было встретить английские или голландские стулья, как старинные, так и современные, которые не имели ничего общего с оригинальными русскими предметами, но были характерны для времен Алексея Михайловича, проникнутых уважением к западным достижениям комфорта.»

#RussianStyle #Furniture #Museum #History
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2