Design In Details – Telegram
Design In Details
2.43K subscribers
4.81K photos
189 videos
10 files
420 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 Рубрика «Советский дизайн». История одной ткани.

🔎 Сегодняшний пост будет в жанре дизайн-расследования. Как вы, наверное, заметили, историю советского дизайна приходится восстанавливать буквально по крупицам. И к сожалению, с каждым днём становится всё меньше людей, способных рассказать нам, о том, что не задокументировано в архивах или следует читать между строк...

🪑Вот хороший пример из блога моего коллеги Артёма Дежурко, где он рассказывает о том, как атрибутировал стул сотрудницы ВПКТИМ (Всесоюзного проектно-конструкторского технологического института мебели) Елены Сергеевны Бочаровой (одну из её коллег – Зою Георгиевну Ваттель, мы даже интервьюировали вместе).

🌌 А я вам могу рассказать про историю чёрно-белой обивки со звёздами на стуле из этого поста. Вообще, советские мебельные ткани и их дизайн – это предмет боли большинства советских дизайнеров. Это я поняла, пока брала интервью у сотрудников ВПКТИМ, работавших там с конца 1970-х до начала 1990-х годов. Да и многие фото из каталогов тех лет на наш современный вкус вызывают вопросы.

🛋️ Во время интервью мы очень сблизились с Надеждой Ивановной Аверьяновой. Она проектировала мягкую мебель для небольших региональных фабрик со скромными производственными возможностями. И тем не менее, стремилась сделать свои модели более современными, в частности, за счёт использования альтернативных (не мебельных) тканей – делала съемные чехлы из плащевой, тентовой и матрасной ткани.

👭👭 Затем, в качестве члена художественного совета Московского ткацко-отделочного комбината и ВИАЛЕГПРОМа, Надежда Аверьянова организовала ряд экспериментальных проектов по созданию авторских тканей с рисунком под конкретную модель мебели. Со стороны МТОК (Московского ткацко-отделочного комбината) эту инициативу поддержала дизайнер по тканям Ирина Петровна Воробьёва. С ней я тоже встретилась, отсняла и закаталогизировала её коллекцию авторских тканей и эскизов, кроков и дессинаторских схем для них. 🪡

🌟И в результате сотрудничества этих двух прекрасных женщин в 1989 году и получилась ткань «Звёздная». На фабрику тогда завезли новое оборудование и пряжу, подходящую для создания плотных двухсторонних тканей. Надежда попросила Ирину сделать ей модную ткань со звёздным небом (обратите внимание, на рисунок её серого вязаного свитера на фото, типичные 1980-е).

🥷 Ирина сделала ткань, причём по её свидетельству, это была первая чёрная мебельная ткань, которую пропустил худ.совет предприятия. Даже в 1989 году у руководства были сомнения о том, нужна ли советскому человеку такая тёмная мебель! Посмотрите, как выделяется эта ткань на фоне других типовых артикулов фабрики на кадре из видео с Ириной Воробьёвой которое я сняла.

🔺В итоге творческих поисков, Надежда Аверьянова не стала делать мебель с этой тканью. Зато свои проекты предложил другой сотрудник ВПКТИМ и участник их дружной творческой группы – Александр Дмитриевич Смагин. Только он попросил сделать для себя красно-белый вариант.

🤓Я про них ещё много всего могу рассказать, пишите, если интересно.😇

📸 На фото.
📍1. Двухсторонняя ткань «Звёздная». 1989. Ирина Воробьёва (МТОК), при участии Надежды Аверьяновой (ВПКТИМ).
📍2. Проекты мебели Александра Смагина. 1989-начало 1990-х (второе фото - в комментариях).
Надежда Аверьянова.
📍3. Ирина Воробьёва на съемках интервью. 2018
📍4. Переводчик с французского Ольга Лебедева (вто «Совдизайн»), Надежда Аверьянова (ВПКТИМ) и Ирина Воробьёва (МТОК) на выставке «Дизайн жилой среды». Павильон МЖК «Сфера», филиал ВДНХ СССР. Участники: Н. Аверьянова, А. Смагин, Е. Касперчик, И. Воробьева
📍5. Молодежное кресло «Фортуна» 1984-85. ВПКТИМ.
Столярная конструкция, ремни, чехлы съёмные
📍6. Надежда Аверьянова. Кресло «Плюс». 1986. ВПКТИМ. Элементы формы из пенополистирола, чехлы съёмные.

#SovietDesign #Textile #Furniture #Research
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
212👍2🔥1
🪆 И в продолжение советской темы горячо вам рекомендую свежую книгу замечательной специалистки и исследовательницы-энтузиастки Юлии Папушиной. 🔥

👗В книге опубликовано много редких эскизов сотрудников Пермского дома моделей, интервью с которыми брала Юлия. Мне там кажутся особенно интересными проекты по работе с локальной идентичностью.

🧵🪡И кроме того, Юлия - профессиональный маркетолог и педагог, поэтому вас ждут не просто красивые картинки с личными историями, а полноценный масштабный анализ системы советской моды (что особенно ценно, на примерах взаимодействия региональных домов моделей и центра). Спешите приобрести! 🤓
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3👍1
Дорогие коллеги попросили собрать в одном посте информацию по книге, чтобы им было удобно репостить. Выполняю просьбу. Итак, моя книжка «Мода в стране дефицита: культура одежды, массовый пошив и ателье в позднем СССР» доступна для покупки в магазине Музея «Гараж» и на маркетплейсах. Книга посвящена тому, как разрабатывали, тиражировали и распространяли моду в Пермской области в 1960-1980-х. В основу текста легли документы из центральных и местных архивов, а также результаты интервью с бывшими сотрудниками Дома моделей одежды и экспериментального цеха бытового обслуживания. Областные моделирующие организации рассматриваются в двух перспективах. Во-первых, как часть вертикали советской моды и, во-вторых, как уникальные центры коллективного творчества, в которых модельеры искали баланс между образом, технологией и экономикой. Большое внимание в книге уделено посредникам моды: искусствоведам, манекенщицам и создателям рекламных материалов.
С отрывками из книги можно ознакомиться здесь и здесь
🔥5🕊2
🪆 Продолжаю рубрику «Визуальные воскресенья» и напоминаю вам о моей предстоящей лекции про (нео)сюрреализм в дизайне.

1. Yves Tanguy, La Splendeur semblable, 1930
2. Robert Stadler, Pools & Poufl, 2004. Exhibition ‘You May Also Like: Robert Stadler’, Kunsthalle im Lipsiusbau, Dresden, 2017.
3. Vadim Kibardin, Black Mirror at Collectible fair, 2022
4. Mathias Bengtsson and Galerie Maria Wettergren, Growth table titanium, 2016
5. Reform Design Lab, Reform Lounge Chair, 2022

#ВизуальныеВоскресенья #CuratedImages #Surrealism
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3
🪆 Я всё ещё не поделилась с вами и половиной материалов из Парижа, но по итогам этих выходных в Страсбурге очень хочется показать вам два авангардных проекта, реконструкции которых я наконец-то смогла увидеть и изучить в деталях!

🎹 Первый - это музыкальный салон, созданный по проекту Василия Кандинского для для международной архитектурной выставки Deutsche Bauausstellung в Берлине в марте 1931 года.

🟡🟦🔺Как вы знаете, Кандинский преподавал и занимал руководящие должности в главной немецкой школе архитектуры и дизайна - Баухаус с 1922 по 1933 год. Но нельзя забывать, что перед этим он стоял у истоков формирования научных концепций аналогичной советской школы - ВХУТЕМАСа. Идеи синтеза искусств и стирания границ между чистым и прикладным искусством были крайне важны для обеих школ, а также для творчества самого Кандинского.

🎨 Работа с пространством интерьера и поверхностью стен была для Кандинского отнюдь не случайной. Фресковая живопись входила в число дисциплин, преподаваемых им в Баухаус. При этом, интересно сравнить эту геометрическую графику с экспрессивным эскизом фрески для вестибюля художественного музея, представленного им в 1922 году на выставке берлинских художников «Juryfreie Ausstellung» в Glaspalast на Lehrter Bahnhof.

🏢 Проектирование музыкального салона он начал по поручению Людвига Мис ван дер Роэ, сменившего в 1930 году Вальтера Гроппиуса на посту директора Баухауса. Мис ван дер Роэ также предоставил для салона свою мебель.

👨‍🎨 Три стены салона (две по 5 и одна 7 метров в длину, а четвертая была стеклянным входом) были покрыты плиткой изготовленной берлинской керамической компанией Körting на основе трех графических композиций Кандинского. В письме немецкой художнице Галке Шейер (Galka Scheyer), написанном сразу после открытия выставки, Кандинский с гордостью рассказывал про проект, говорил, что всё прошло довольно успешно, и что он бы хотел иметь такие заказы в дальнейшем! (Жалко, что не получилось, но чем не идея для современного бренда плитки))) 👌

🪜 Оригинальный проект салона не сохранился, но был реконструирован для галереи Artcurial в Париже в 1975 году Сюзанной и Жаном Леппьен (Suzanne et Jean Leppien), которые были учениками Кандинского в Баухаусе. Плитку на этот раз изготовила компания Villeroy & Boch.

🏛 Эта реконструкция была передана в коллекцию музея модернистского и современного искусства Страсбурга, где она и выставлена вместе с другими работами Кандинского, приобретёнными или подаренными в музей позднее.

🎼 Экспозиция сопровождается фрагментами атональных музыкальных произведений немецкого композитора Арнольда Шёнберга (1874-1951) и рассказом про их переписку и обмен идеями с Кандинским. Можно послушать онлайн: Arnold Schoenberg, Pierrot lunaire, op. 21 (1912): extraits de la troisième partie (« Brosseur de lune », « La Sérénade de Pierrot», « Départ de Pierrot », « Parfums de Bergame »).

📸 P.s. В комментариях добавлю дополнительные фото, в том числе, соседнего интерактивного зала музея, посвященного теории Кандинского о цвете и форме. Сделано простенько, но всё равно, хорошо, что у них такое есть…

#Kandinskiy #Art #CeramicTiles #InteriourDesign #DesignHistory #Bauhaus #AvantGarde #MiesVanDerRohe
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🔥3👀1
🪆 Для тех кто (как и я) интересуется не только предметным дизайном, но и шире – визуальной культурой
– хочу порекомендовать канал «Культурная женщина» другой своей замечательной коллеги – исследовательницы теории фотографии, журналистки и кураторки Виктории Мусвик.

🤓 Ещё до нашего личного знакомства, я разбирала отдельные её эссе на семинарах со своими студентами в Британке. А сейчас мы уже несколько раз организовывали совместные панели на международных конференциях.

👩‍🎓Виктория дописывает диссертацию в Оксфорде о позднесоветской и перестроечной фотографии и теории аффекта. Исследует очень крутые и абсолютно неизвестные широкому зрителю независимые региональные группы фотографов, и в том числе роль женщин в этих творческих коллективах.

📸 Она прекрасно разбирается и увлекательно пишет не только о советской, но и о международной фотографии самых разных периодов и регионов. Находит забытые имена и неожиданные факты. Хотите научиться «видеть» и глубже понимать фотографию – вам к ней.

👁️ В своём блоге Виктория также делится профессиональными комментариями о посещенных ею выставках. Вот, например, интересная серия постов с анализом отдельных фотографий, участвовавших в выставке «Сюрреализм. Выставка столетия». Centre Pompidou (4 Sep 2024 - 13 Jan 2025): 1, 2, 3

👄 На лекции о (нео)сюрреализме
я покажу вам, как первые сюрреалистические объекты дизайна возникали внутри оригинального авангардного движения, но главный фокус всё-таки будет на периоде от 1960-х годов до современности.

🎞️ Поэтому если вы хотите предварительно поглубже погрузиться в художественную составляющую сюрреализма –рекомендую вам посты Виктории, а также мой подробный фотообзор выставки, который я выкладывала на Фликр.

#Surrealism #Photography #Blog #Recommendations #exhibitions
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3