Design In Details – Telegram
Design In Details
2.49K subscribers
4.84K photos
190 videos
10 files
424 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 И ещё один спонтанный пост по теме моей текущей работы. Как вы думаете, что общего у кустодиевской купчихи и чайного сервиза Владимира Татлина? 😅
Большая глубина чайного блюдца!

🍵 Первая европейская посуда для чая копировала китайские пиалы - получались небольшие чашки без ручек. Я вижу в этой исторической форме не только простоту, но и определённую народную мудрость - если тебе слишком горячо держать это в руке - тем более нет смысла подносить напиток к губам.

☕️ Постепенно к чашкам-пиалам европейцы стали добавлять плоские блюдца-подставки. Затем, к чашкам добавили ручки, а горячий чай стали переливать для охлаждения напитка в глубокие блюдца.

🫖 В Россию эта традиция пришла из Европы вместе с чайными сервизами, изначально как часть дворянской культуры. Но уже к XIX веку распространилась на купеческую, обрастая собственными «ритуалами» и становясь частью российского культурного кода.

📖 Анна Андреева в книге «Советский фарфор 1920-30-х годов» пишет:
«Обследование фарфоровых фабрик, проведенное Центро-фарфортрестом в 1927 году, позволило выявить ассортимент выпускавшихся в те годы изделий. Обнаружилось, что, несмотря на многократные сокращения, проходившие на заводах в начале и середине 20-х годов, - иногда стихийные, а иногда намеренные, - ассортимент продолжал оставаться необычайно широким и разнообразным. …
Блюдца делались почти столь же разнообразными, как и чашки, - 40 видов; но кроме того, часть из них, как, например, блюдце „тазик" - одно из самых расхожих в дореволюционное время, выпускалась и отдельно, к стаканам, в угоду старой привычке пить чай из блюдца».


🍂🍃Постепенно, по мере изменения социальных и бытовых условий, выхода из широкого употребления самоваров, промышленного выращивания в СССР новых сортов чая - традиции чаепития и форма посуды менялись. По-настоящему глубоких блюдец становилось всё меньше.

👵🏻 Я тоже пила в детстве у бабушки чай из блюдечка, но не такого глубокого. Мама моего дедушки по материнской линии была зажиточной купчихой из Вышнего Волочка, сохранявшей традиции купеческого чаепития всю свою жизнь.

🇧🇾 А моя бабушка по материнской линии - родилась в бедной крестьянской семье с польскими корнями в белорусской деревне Мышинка. Она всегда в красках рассказывала о первой встрече с внезапно нагрянувшей будущей свекровью, когда та попросила чаю с дороги, а бабушка только и смогла что заворить «какой-то сушеной травки в старой крынке, потому что чаю они отродясь не пили». И как прабабушка от «чая» поморщилась, но невестку всё-таки одобрила.

🖼️ Прилагаю вам для иллюстрации несколько картин Бориса Кустодиева и Николая Богданова-Бельского. А также чайные пары:
📍Германия, фабрика Мейсен, 18 век
📍С видами Санкт-Петербурга, Завод Батенина, 1814-1832 гг.
📍Тюльпаны, Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод "Чайка", 1960-е
📍Татлин В.Е. Проект блюдца из чайного сервиза. Рисунок-чертёж. Совмещенный разрез и вид сбоку. 1923. Театральный музей им. А.А. Бахрушина

👌Таким образом, форма сервиза Татлина это еще один пример олицетворяющий его принцип «ни к старому, ни к новому, а к нужному!»

Пишите, пили ли вы в детстве чай из блюдца или может быть пьёте сейчас?

Мне вот после сегодняшнего чтения прямо захотелось себе блюдце формы «тазик»! 🤣

#SovietDesign #RussianDesign #GermanDesign #DecorativeArt #Porcelain
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
18👍3🔥2
🪆 «Здрасьте, потолок покрасьте!». Часть 3
Продолжаю серию постов про интересные цветные потолки в истории дизайна. 😅
После предыдущего поста о Баухаус - плавно переходим к СССР, куда летом 1929 года по приглашению треста «Малярстрой» приехал работать Хиннерк Шепер (выпускник и педагог Баухауса, в том числе отвечавший за цветовое оформление здания Баухауса в Дессау). 😎

🎨Цветовое оформление дома наркомата финансов (Наркомфина) выполненное им в соавторстве с архитектором Моисеем Гинзбургом стало самым известным из сохранившихся проектов Шеппера в Москве. Также как и для здания Баухаус, он сделал для него цветовое зонирование коридоров и лестниц отдельных этажей. А ещё цветовое кодирование дверей для ячейки типа F (две двери расположенные рядом окрашены белым и чёрным, т.к. одна ведёт на уровень вверх, а другая - вниз).

Моисей Гинзбург в книге «Жилище» 1934 так описывал особенности цветового решения дома (включая две схемы для окраски жилых помещений, тёплую и холодную, разработанные
Шеппером):
«Теплая гамма в основном: потолк - светлая охра, стены - светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок - голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами. Так в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и наоборот, по соседству с теплой гаммой холодноватые голубые и серые....
Цвет является одним из факторов, чрезвычайно сильно воздействующих на жизенный тонус человека. Поэтому в жилье, рабочих помещениях, а в особенности в индивидуальной комнате, приходится быть чрезвычайно острожным в выборе цвета... Более яркая расцветка допустима, скорее всего, на потолке, потому что плоскость потолка попадает в сознание лишь отдельными, прерывистыми зрительными образами. Поэтому, как правило, во всех жилых ячейках дома НКФ основной цветовой тон мы применяли в окраске потолков.
Далее мы поставили перед собой следующую задачу: при основном цветовом потолке дать стенам невидимую расцветку, но ощущаемую (то есть поспользоваться чрезвычайно малоуловимыми пространственно-цветовыми оттенками одной почти монохромной гаммы)...
При непродолжительном посещении этих комнат (особенно вечером при искусственном освещении) расцветка почти не замечается. Комнаты кажутся почти белыми. Однако, при продолжительном пребывании расцветка начинает глубоко и почти полусознательно, без заметных зрительных раздражений проникать в ощущение живущего, становясь не столько фактором цвета как такового, сколько разновидностью чисто пространственного ощущения.»

Дочь наркома финансов Екатерина Милютина в книге «Мы наш мы новый мир построим» (2006), пишет про цветовые эксперименты с интерьером, которые её отец решил сделать в собственном пентхаусе в обход официальных разработок Шеппера и Гинзбурга:

«
За основу взят вариант холодной гаммы Гинзбурга… Но отец проводил часы и часы, пока добился гаммы, которая его устраивала.
В столовой и на галерее был ультрамариновый потолок с сиреневым оттенком. На закате в хорошую погоду потолок сливался с небом. Серо-голубые и серо-зеленые стены, почти незаметные для глаза, раздвигали пространство. Этот колер был таким сложным и богатым, что повторить его никто не смог.
После войны нам удалось сделать ремонт только потому, что чудом уцелели смешанные отцом краски, высушенные, растертые в пудру и спрятанные под ванной.


P.S. Жалко, что большинство хозяев квартир в отреставрированном доме Наркомфина не захотели работать с цветом потолков. Исключение составляет проект интерьера от Кати Толстых.

Лично я в восторге от ультраморинового потолка, у наркома Милютина явно был талант! Очень модно смотрится! 😍
А как вам концепция «невидимого» цвета стен у Гинзбурга? 😎

Подписи к фото не влезли - перенесла в комментарии!

#ВизуальныеВоскресенья #Color #AvantGarde #Archive #InteriorDesign
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
11👍3🔥2
🪆 На днях изучала историю отношений Владимира Татлина и Алексея Филиппова (1882–1956), работавших вместе в конце 1920-х – начале 1930-х годов на керамфаке ВХУТЕИНа и Институте Силикатов. Не смотря на все различия в методах рационализации посуды, предложенных Филипповым в 1920-е и органическими методами материальной культуры Татлина, в их взглядах на мир и искусство можно найти общие черты, создавшие основу для их взаимопонимания. 🤝

🦁 Но для этого важно посмотреть на масштаб личности Филиппова и его вклад в развитие и сохранение русской керамики (в первую очередь - изразца) за пределами 1920-30-х. От деятельности одной из ведущих дореволюционных артелей «Мурава», возглавляемой Филипповым и его работы в керамической мастерской Абрамцево к послевоенной реставрации памятников русской архитектуры.🌻

📖 По этому поводу, я хочу поделиться с вами цифровой версией уникальной книги
«Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова».
Эксмо, Москва, 2017 (.pdf загружу в комментарии). 🤓

🏯Книга позволяет проследить историю российской архитектурной керамики 1900–1950‑х годов. На примере архива самого Филиппова, а также коллекций Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) и музея Московской государственной художественно-промышленной академии(МГХПА) имени С. Г. Строганова.🤩
В процессе подготовки книги авторы узнали о проекте Филлипова по созданию уникального музея керамики, основой которого должна была послужить его коллекция. ✍🏻

🗺️ Помимо всех представленных там сокровищ, классный бонус - карта и описание экскурсии «Строительная
и художественная керамика Москвы»
, восстановленная по его заметкам 1927 года! Добавлю описание в комментарии. ⬇️

На иллюстрациях:
1-7. Автопортрет и другие работы А.В. Филиппова в дореволюционный период (1900-1910-е). 🧐
8. А. В. Филиппов. Рисунки для серии изразцов агитационной тематики. 1920-е годы 😂
9. Карта экскурсии Филиппова по запискам 1927 года.📍
10. А. В. Филиппов. Анкета с описанием
и зарисовкой углового изразца с изображе-
нием единорога из Александровской слободы.
1 февраля 1914 года. Москва. Исторический музей. Архив Филиппова. Посмотрите какое качество зарисовки, и таких у него в архиве - огромное количество! 😍

#SovietDesign #Archive #Craft #Ceramics #DecorativeArt #DesignHistory #Books
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
11👍4👏1