Design In Details – Telegram
Design In Details
2.49K subscribers
4.89K photos
191 videos
10 files
430 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 Хочу вам показать разнообразие стилей росписи фарфоровой посуды, выполненной студентами керамического факультета ВХУТЕМАСа. 😍 Тут есть и Кандинский, и супрематизм, и агитационная графика (местами с элементами ар-деко, но про это отдельно ещё напишу), и традиционные фольклорные мотивы. Какой набор вы бы себе выбрали? 🤩

📸 Фото взяла из каталога выставки ВХУТЕМАС 100 школа авангарда, в которой я курировала раздел факультета обработки дерева и металла, а Дарья Сорокина, основательница канала Баугауз - пропедевтическую дисциплину цвет. Так и познакомились! 🤗
💃На днях Даша записала совместный подкаст с Мишей Питерским, где они беседуют о сравнении ВХУТЕМАСа и Баухаус. ❗️‼️

🤓А если вы хотите узнать больше деталей об истории ВХУТЕМАСа, напоминаю, что у меня тоже есть бесплатные онлайн лекции. ⬇️

📺 Вводный курс по истории ВХУТЕМАСа, там есть и про сравнение с Баухаусом.

🪑Лекция про факультет обработки дерева и металла.

👩‍🏫 И про пропедевтику. С подробным описанием студенческих упражнений. Вариант 1. 📐
⚫️ И вариант 2, там больше в сравнении с современным дизайном.

📚Сейчас я еще больше могу об этом рассказать, так что надо будет как-нибудь перезаписать или сделать новый стрим с Дашей. 😅

Подписи к фото:
1/ Ирина Рождественская
Чашки с блюдцем. 1920-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. ГИМ
2/ Чашка с блюдцем к III Конгрессу Коминтерна. 1920-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. ГИМ
3-4/ Чашки с блюдцами. 1920-е
Студенческая роспись по эскизу
Василия Кандинского. Фарфор, роспись надглазурная. Музей МГХПА им. С.Г. Строганова
5/ Евгения Ленева
Блюдо «Готов Турксиб». Стакан «Нефть стране». 1930–1931
Фарфор, роспись надглазурная,
аэрограф по трафарету
ГЦМСИР
6/ Оганес Татевосян. Чашка с блюдцем
к III Конгрессу Коминтерна. 1920-е. Фарфор, крытье надглазурное. ГИМ
Чашка с блюдцем к III Конгрессу Коминтерна. 1920-е. Фарфор, роспись надглазурная. ГИМ
7/ Ирина Рождественская. Эскиз росписи керамического сосуда ангобами. Конец 1920-х — начало 1930-х. Бумага, карандаш, акварель. ГМЗ «Царицыно»
Ирина Рождественская. Эскиз росписи блюдца с чашкой. Конец 1920-х. Бумага, гуашь, краска бронзовая ГМЗ «Царицыно».
8/ Владимир Ковальский. Эскизы тематической росписи кружки. 1929–1930. Бумага, картон, акварель, карандаш. Собрание Алекса Лахмана
9/ Чашка с блюдцем к III Конгрессу Коминтерна. 1920-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. ГИМ

#SovietDesign #Ceramics #Archive #Lectures #VKhUTEMAS
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8🔥5👍2
🪆 Вылетаю в 10-ти дневный отпуск, но буду на связи! 😎
📸 Для создания солнечного настроения, загрузила на Фликр подробный фотоальбом небольшой, но интересной выставки «Тропический модернизм: архитектура и независимость» (Tropical Modernism: Architecture and Independence), проходившей в лондонском V&A с марта по сентябрь 2024 года.

1/2. Это будет первый пост из 2-х.
☀️ Выставка исследует эволюцию «тропического модернизма» — архитектурного стиля, который зародился в 1940-х как инструмент британского колониализма в Западной Африке, но позже был переосмыслен новыми независимыми государствами, такими как Гана и Индия.
Куратор Кристофер Тёрнер подчеркивает:
это история «колониализма и деколонизации, политики и власти, сопротивления и свободы».


🕵️ Выставка восстанавливает историческую справедливость, акцентируя роль локальных архитекторов и дизайнеров, выступавших со-авторами многих проектов, но долгое время остававшихся без внимания.

🏗️Освещается вопрос утраты модернистского архитектурного наследия. Многие постройки в Индии (как Hall of Nations в Дели) снесены, а в Гане — заброшены.

♻️ Изучает образцы «устойчивой архитектуры» для жаркого климата, созданные до эры кондиционеров (ориентация здания по ветру и естественная вентиляция, солнцезащитные решетки и др).

Разделы выставки и ключевые экспонаты.
1. Колониальные истоки: Фрай, Дрю, «архитектура умиротворения» и «колониальное лицемерие».
Британские архитекторы Максвелл Фрай и Джейн Дрю разработали стиль для жаркого климата Ганы (тогда Золотой Берег), используя глубокие веранды, солнцезащитные решетки и сквозную вентиляцию. Их постройки (школы, административные здания) должны были демонстрировать «прогрессивность» колониализма и ослабить движение за независимость.
Здания Фрая и Дрю подавались как «благо для африканцев», но игнорировали локальные культурные традиции. В частности их критиковали за формальное и поверхностное использование местных орнаментальных мотивов.
- Фотографии Wesley Girls’ High School (Кейп-Кост, Гана, 1947) с характерными жалюзи .
- Эскизы и письма Фрая из колониального офиса, где он обсуждает «комфорт для британцев» в тропиках .
- Community Centre в Аккре (1951): здание, спроектированное Фраем и Дрю для «умиротворения» протестов, с надписью на фасаде: «Как прекрасно жить вместе» на местном языке.

2. Скрытые фигуры: Африканские архитекторы. Раздел посвящен местным зодчим, работавшим с Фраем и Дрю, но вычеркнутым из истории — например, Теодор Шеалтиел Клерк и Питер Терксон. Здесь же затрагивается тема влияния африканского искусства на европейский модернизм (например, коллажи Эдуардо Паолоцци с мотивами масок).
- Архивные фото из RIBA, где впервые идентифицированы ганские архитекторы, ранее обозначенные как «ассистенты».

3. Индия: Чандигарх и битва за идентичность. После раздела Индии в 1947 г. премьер Джавахарлал Неру пригласил Фрая и Дрю построить новую столицу Пенджаба — Чандигарх. Они привлекли Ле Корбюзье, но важную роль играли и индийские архитекторы: Адитья Пракаш создавал жилые кварталы, а ремесленник Джани Раттан Сингх превращал эскизы Корбюзье в деревянные модели.
- Деревянная модель Законодательного собрания Чандигарха работы Сингха.
- «Стул Чандигарха» дизайнера Пьера Жаннере соавтор Юли Чоудхури. Напишу про них отдельно!
- Фотографии строительства Чандигарха, сделанные Джит Малхотрой.

4. Гана: Архитектура свободы. После обретения независимости (1957) премьер Кваме Нкрума обратился к «тропическому модернизму» как к символу прогресса. Он вызвал из США ганского архитектора Виктора Адегбите, основал первую в Африке школу архитектуры (KNUST) и поощрял «африканизацию» стиля.
- Модель Black Star Square (Аккра) — площади для парадов, построенной на месте колониального стадиона.
- Геодезический купол, созданный студентами KNUST под руководством Бакминстера Фуллера (1964) .
- Unity Hall в университете KNUST: проект Джона Овусу-Аддо с вентиляционными коридорами (фото и видео).

#DesignHistory #Architecture #NationalCulture #exhibitions #FlickrPhotoAlbum #Modernism
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15👍2
🪆 Хорошо отдохнули! 👌Продолжаю рассказ про интересные детали выставки
«Тропический модернизм: архитектура и независимость». Про женщин в архитектуре, культурную апроприацию и надменность Ле Корбюзье в 2-х частях. 🤓

📸 1. Фото Фрая и Дрю в Африке.
👩‍🎓До того, как выйти замуж за Максвелла Фрая, Джейн Дрю в 1939 году основала одно из первых полностью женских архитектурных бюро в Великобритании и стала одной из главных женщин британского модернизма.

🧐 А Максвел Фрай - несколько лет работал вместе с Вальтером Гроппиусом, спасавшимся в Лондоне от нацистов (1932-37). Но идеи немецкого и французского модернизма оказались слишком радикальными для консервативной Великобритании. Построив всего несколько зданий Гроппииус уехал экспериментировать в США, назвав объединенное королевство “unartistic country” (нехудожественной / не творческой страной).

🪷В последствии, сразу несколько учеников-индусов Гроппиуса (Анита Гош, Б.В. Доши и Раджешвар Рао) вернутся из Америки в Индию работать над созданием нового национального стиля в архитектуре, исправляя ошибки европейских модернистов.

🌍 Фрай и Дрю тоже смогли реализовать большинство своих модернистских проектов не в Великобритании, а в Африке.

☀️ 2.Традиционный табурет Ashanti и фото солнцезащитной решетки школы Opoku Ware (1952). Пример формального использования элементов традиционной африканской культуры в проектах Фрая и Дрю.

Для Ашанти форма табурета имеет сакральное значение, а резьба на нём кодирует историю клана. 🙏

🛖 Плоские крыши и бетонные стены перегревались в климате Ганы. Традиционные дома Ashanti с покатыми крышами и глинобитными стенами были эффективнее.

📚 3. Модель библиотеки в Университетском колледже Ибадана, разработанная Дрю и Фраем. Реконструкция 2015.
Колониальным в работе архитекторов было само определение «Тропиков» куда попадали все (!) британские колонии без учёта географических и культурных различий. 🤦‍♀️

🗺️ 4-5. Корбюзье с планом Чандигарха и модулором. + План города.
Основная критика проекта Ле Корбюзье. Игнорирование местных традиций: он запретил скот и уличные рынки на территории Капитолия, назвав их «негигиеничными». Архитектор Адитья Пракаш позже сказал что: «Это место для богов, а не для людей». 🐄

🥵 Климатические просчеты. Здания страдали от перегрева: высокие потолки и солнцерезы не спасали в сезон муссонов. Вентиляция оставалась недостаточной, что в последствии вынуждало устанавливать кондиционеры.

🌡️Широкие бетонные площади накапливали тепло, создавая «эффект печи». Это контрастировало с традиционными индийскими дворами-колодцами (stepwells), обеспечивавшими естественное охлаждение.

🏙️ Жилые кварталы для чиновников проектировались с комфортом, тогда как дома для беженцев (составлявших 70% населения Чандигарха) оставались аскетичными. Ощущалась нехватка общественных пространств и возможностей для традиционного домашнего хозяйства.

🐦‍⬛6. Фоновое изображение: эмалевая дверь Дворца собраний, Чандигарх. 1962
Эта дверь, спроектированная Ле Корбюзье, полна солярных символов. На одной из панелей он изобразил себя в виде ворона (обыгрывая свой псевдоним), Пьера Жаннере - в виде петушка, Джейн Дрю - в виде козы, а Максвелла Фрая - в виде грудного ребенка. Любил он прикалываться над коллегами 😂

🗿7. Скульптуры из «Сада камней» Нек Чанда. Это был тайный парк со множеством скульптур, созданных из строительного мусора Чандигарха. Они символизируют народное сопротивление культурной «стерильности» модернизма: «Город и мой сад различны, как небо и земля».

🪨 8. Фотограф Джит Малхотр запечатлел процесс стройки Чандигарха. Женщины-рабочие переносят бетон на головах — контраст между высокотехнологичным замыслом и социально-экономическими реалиями Индии.

#DesignHistory #Architecture #NationalCulture #exhibitions #FlickrPhotoAlbum #Modernism
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3