✂️ В каталоге к выставке о Татлине, которая откроется в центре культуры «Зотов» в середине ноября этого года будет впервые опубликован фрагмент воспоминаний из семейного архива Аллы Левашовой, который мне посчастливилось обнаружить во время сбора информации об этой выдающейся советской художнице-модельере. 🗂️
🧵🪡Работая в Общесоюзном доме моделей, Левашова мечтала создавать модную одежду не для подиумов, а для людей. В 1962 году она смогла открыть и возглавить СХКБ Легпром (Специальное художественно-конструкторское бюро Министерства легкой промышленности).
💎Левашовой удавалось делать «невозможные» для СССР вещи: отшивать одежду маленькими партиями на двух московских фабриках – оперативно реагируя на изменения моды и изучая пользовательский спрос. По личному разрешению Ив Сен-Лорана получать лекала модного дома Dior и др.
🧶 Все модели разрабатывались с учётом реальных возможностей производства, часто проявлялся «креативный подход» к преодолению всевозможных ограничений в технологиях и материалах.
⁉️Но причём здесь Татлин, спросите вы?
👨🎨👩🎨 В начале своей карьеры Левашова работала совместно с Татлиным над оформлением спектакля «Наташа Москвина» (1943). Сохранились очень трогательные мемуары, в которых она рассказывает о том, как Татлин писал ее портрет, развлекая молодую модель стихами и байками о культурной жизни 1920-х.
😢И как она с возрастом сожалела о том, как мало из этого запомнила и, в целом, не могла тогда понять всю драму этого великого человека, напоминавшего ей «большой корявый дуб, весь в ранах и трещинах»… Целиком до официальной публикации не могу её цитировать. 😇
📸 Зато я вчера отсканировала для статьи модели производственной одежды, разработанные в СХКБ Легпром в 1966-67 годах. Многие выглядят достаточно современно и попадают в тренды на универсальную и непритязательную одежду-униформу. 👌
👷♀️ Как раз в этот период, впервые после 1920-30-х тема «производственного костюма» снова попала в фокус внимания советской власти. В феврале 1959 года в «Правде» опубликовали речь Никиты Хрущева, обращённую к рабочим рязанского завода, где он призывал сменить «ватники покроя времён Николая II» на новые модели рабочей одежды. В начале 1960-х в Москве и Киеве были основаны отдельные Дома моделей специальной и рабочей одежды. Но, конечно, это не значит, что в условиях плановой экономики, все их разработки успешно внедрялись и доходили до потребителя…
👗Многие модели Левашовой 1960–1970-х годов тоже стали прямым продолжением идей 1920-х. В частности, она внедрила в советскую модную индустрию метод «одной основы» —единой выкройки, из которой с помощью замены отдельных деталей, отделки и фурнитуры создавался вариативный модельный ряд. Это приводило к оптимизации затрат производства и одновременно увеличивало разнообразие! 🤩
👕В некоторых моделях СХКБ Легпром можно увидеть параллели с проектом мужского костюма из холстины или льна, разработанного Татлиным в 1924 году (самый поздний вариант его «одежды-нормаль», то есть типологического стандарта). Он состоял всего из двух элементов свободного прямого кроя: брюк и куртки-пиджака, предполагающего ношение без рубашки. Такой фасон, вдохновленный разновидностями «народной одежды рубашечного покроя» и рабочей одежды, получил массовое распространение в СССР только конца 1950–1960-х годов.
😎 Как вам, носили бы такое?
#SovietDesign #Archive #Fashion #AvantGarde #Modernism
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥7❤5❤🔥4
🏡 Бельгийская архитектура XX века во многом характеризуется ярко выраженным индивидуальным подходом к типологии семейного дома. В межвоенный и послевоенный периоды в стране было построено множество оригинальных частных домов. В которых идеи интернационального модернизма были переложены на личный язык различных архитекторов, часто работавших в одном конкретном регионе.
👨🏫 Одним из ярких примеров является пионер модернизма Йозеф Шеллекенс, известный своими работами в Тюрнхауте, бельгийском городе на полпути между Эйндховеном и Антверпеном (где учился Шеллекенс). Позже он вернулся в регион Тюрнхаут и работал там над общественными зданиями, такими как школы и ратуши. Но самым известным его творением был его собственный дом (1935). Архитектур построил его как часть дуплекса, во второй половине которого жил его друг, писатель Тео Оп де Бек. Сейчас в доме Шеллекенса открыли музей.
😍 За строгим кирпичным фасадом скрывается яркий и своеобразный интерьер. Посетителей встречает двухуровневый холл с лестницей, ведущей в гостиную. В центре холла - большой встроенный торшер. Вообще, большая часть мебели в доме - встроенная (как это любят делать архитекторы, и в особенности - модернисты). 👌
🎨 Скрытые места для хранения и отдельные функциональные зоны, включая ниши и некоторые потолки – окрашены в яркие цвета по актуальному принципу колор-блок. 🟥🟧🟩
🖼️ Столовая соединена с кухней деревянным шкафом с небольшим проемом. С другой стороны комнаты находится уголок для отдыха со встроенным журнальным столиком и модернистской фреской в нише.
🪟Кабинет архитектора расположен в застекленном эркере с видом на сад.
Большие поверхности остекления, стирающие границу между интерьером и экстерьером - это характерный модернистский приём. Но здесь, всё сделано очень по-домашнему.
😍 Необычные цветовые сочетания и предметы декора, контраст натуральных и индустриальных материалов, разнообразие фактур создают ощущение тепла и уюта. Получается такой «модернизм с человеческим лицом» и при этом, очень индивидуальный. Как вы считаете, смогли бы вы в таком жить? 😅
📸 P.s. В этом посте я использовала фотографии художника Adam Štěch. Добавлю несколько дополнительных кадров в комментарии.
#Modernism #InteriorDesign #Color #ВизуальныеВоскресенья
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤2👍2🔥1
Душевный ии концепт от отличного иллюстратора. 👌Решила поделиться и тут, и там! И заодно напомнить вам про наш ламповый коллективный канал с мемами 😇