Цифровой чай – Telegram
Цифровой чай
11.4K subscribers
630 photos
16 videos
586 links
Авторский взгляд на мир IT. Доступным языком за чашкой чая.

Матчасть. Безопасность. Тренды.

Для связи: @nurviro (рекламу не покупаю)
Download Telegram
#приватность

Я компас, и мне нужен ваш микрофон

Одно из достоинств Android и iOS заключается в том, в этих операционных системах имеется удобная возможность управлять правами доступа приложений к тем или иным функциям вашего смартфона/планшета. Чтобы каждое приложение могло делать только то, что ему требуется для своей работы, и ничего лишнего. Впрочем, обычно пользователи ни в чём приложениям не отказывают, а выданными правами не интересуются.

Периодически различные исследователи находят злоупотребления со стороны мобильных приложений в плане использования прав. Так, недавно специалисты сервиса NordVPN проанализировали ряд популярных приложений для Android и iOS в 18 различных категориях. Результаты исследования получились неутешительными: 75% изученных приложений собирают значительно больше данных о пользователе, чем на самом деле необходимо для их работы. Согласно отчёту, в 42% случаев приложения собирали данные пользователей из других сервисов и веб-сайтов, а 37% фиксировали данные о местоположении, хотя всё это не было нужно для их функционирования. Ещё 35% запрашивали доступ к камере, 22% — к галерее и 16% — к микрофону устройства без объяснимой необходимости. Причём, зачастую пользователи сами предоставляют приложениям такие права.

Здесь есть нюанс. Как правило, у приложения есть базовый набор прав, которые ему необходимы для работы (по мнению авторов). Например, просмотрщику изображений нужен доступ к файлам на устройстве, а мессенджеру — к списку контактов, что логично. Этот базовый набор прав приложение получает при установке, повлиять на него вы не можете. Но зачастую у приложения есть дополнительные аппетиты — в какой-то момент оно может запросить у пользователя новые разрешения. И вот здесь полезным будет аккуратно смотреть, зачем этому приложению такое разрешение нужно, и придерживаться правила "минимум необходимого". Если банковское приложение просит разрешение смотреть ваше местоположение, это можно объяснить желанием показывать вам банкоматы рядом (надо ли вам это — решайте сами), а вот если калькулятор просит доступ к микрофону, а читалка электронных книг — к списку вызовов, это объяснить сложно и должно вызвать вопросы.

А что делать с "обязательными" правами приложений? Как я уже сказал, изменить их нельзя (а часто и не нужно — приложению "Камера" действительно нужен доступ к камере устройства). Но если у какого-то приложения есть обязательное разрешение, которое вы никак не хотите ему оставлять — увы, выход только в удалении такого приложения. Здесь уж решать вам. Часто такими "лишними" правами грешат приложения соцсетей и мессенджеров.

Так что общая рекомендация в борьбе за свою приватность здесь состоит в том, чтобы проверить, какие права выданы установленным приложениям и при необходимости (и возможности) убрать лишнее. А в отдельных случаях приложения удалить (ненужные вам — так точно). И при запросе от приложений на выдачу новых прав быть вредными и придирчивыми.

Делается это всё в настройках телефона, конкретные названия пунктов меню будут отличаться в зависимости от операционки и её версии. Ищите в пункте настроек "Приложения" вкладку "Диспетчер прав" или похожую.

@digitaltea | про IT доступно
👍224🔥2🤔2
Системный администратор: Герой невидимого фронта
#матчасть

"Обратитесь к системному администратору"

Наверное, все хотя бы раз видели на экране компьютера такую надпись, сопровождающую какое-то сообщение об ошибке. А кто он — системный администратор?
Нуу.. он мне комп чинит.
И да, и нет. Давайте по порядку.

ℹ️ Системный администратор (сисадмин, админ) — это специалист, который занимается обслуживанием и управлением компьютерными системами и сетями. Он поддерживает бесперебойную работу компьютеров, серверов, сетевого оборудования и в целом IT-инфраструктуры организации.

Чем занят сисадмин?
Вот некоторые из задач, которые выполняет системный администратор:

1️⃣ Установка и обновление ПО: Устанавливает и настраивает программное обеспечение (ПО) на компьютерах и серверах, включая необходимые обновления ПО.

2️⃣ Управление сетью: Настраивает сетевое обрудование, планирует и проводит работы по расширению сетевой инфраструктуры предприятия.

3️⃣ Обеспечение безопасности: Заботится о том, чтобы системы и обрабатываемые ими данные оставались защищенными от различных кибер-угроз.

4️⃣ Замена обрудования: Устанавливает и настраивает новое оборудование взамен вышедшего из строя.

5️⃣ Резервное копирование: Создает резервные копии данных, чтобы в случае сбоя или аварии можно было восстановить информацию.

6️⃣ Мониторинг и оптимизация: Следит за состоянием систем и сетей, выявляет и устраняет узкие места и проблемы производительности.

В малых организациях (до пары десятков сотрудников) сисадмин может быть единственным IT-специалистом, работая в режиме "человек-оркестр", включая поддержу конечных пользователей. По мере роста организации речь будет идти о команде админов (зачастую также "на все руки"), но в крупных компаниях часто появляется специализация сисадминов по более узким направлениям. Это связано как с объёмом работы, так и с необходимостью более глубоких знаний в отдельных областях.

👤 Вот типовые примеры специализаций сисадминов:
- Сетевой администратор (занимается разработкой и обслуживанием сетей);
- Администратор веб-серверов;
- Администратор почтовых серверов;
- Администратор баз данных;
- Администратор информационной безопасности;
- Инженер техподдержки и работы с пользователями.

Почему админ системный?
Сисадмин управляет не только отдельными устройствами, но и всей системой компьютеров и сетей в организации. "Система" здесь подразумевает объединение различных компонентов (компьютеры, серверы, сети, программы) в единую работающую сущность. Если хотя бы один элемент функционирует неправильно, вся система может выйти из строя. И сисадмин разбирается не только в работе каждого элемента, но и в их взаимодействии.

🎉 День системного администратора отмечается ежегодно в последнюю пятницу июля. В первоначальном американском варианте называется «День благодарности системному администратору» (System Administrator Appreciation Day). Ведь как правило, сисадмины — это герои невидимого фронта, об их существовании зачастую и не подозревают... пока всё работает 😉

@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍233🔥1
👍7😁5🔥1
#цифрогигиена #трендец

Скайнет на службе маркетолога

Персонализированной (или как её ещё называют, таргетированной или контекстной) рекламой в наше время никого не удивишь. Все сталкивались с ситуацией, когда что-то искали в Интернете, а потом в рекламных объявлениях на сайтах удивительным образом видим товары и услуги, связанные с объектом нашего поиска. Но это условный Яндекс или Google, видя наши поисковые запросы, продаёт контекстную рекламу в цифровом пространстве. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) позволило рекламодателям выйти за пределы вашего браузера и настигнуть вас в реальном мире. По крайней мере, японцам это уже грозит.

Fujitsu разработала и сейчас тестирует в первых супермаркетах камеры на основе ИИ, которые будут отслеживать поведение покупателей, определять заинтересовавшие их товары и на основе этого демонстрировать им на ближайших экранах персонализированную рекламу. Чтобы, так сказать, помочь принять окончательное решение купить вооон ту коробку печенья. В начале 2024 года Fujitsu планирует завершить этап тестирования и представить рынку готовый продукт.

Что нам здесь важно?
Мы видим, как тенденция на "индивидуальную работу с клиентом" набирает обороты за счёт развития новых технологий. Причём, реклама — это просто самый яркий представитель этого направления. В активно цифровизирующемся мире появляется возможность собирать, хранить и обрабатывать огромное количество информации о каждом из нас. Причём, методы сбора и обработки становятся всё совершеннее. Мы везде оставляем свои "цифровые следы". Теперь — даже просто посмотрев на коробку печенья на полке супермаркета.

И не знаю как вам, но мне немного жутковато от мира, где каждый твой шаг, взгляд или мысль (про мысль — не так фантастично, как кажется) будут аккуратно записываться, анализироваться и использоваться для причинения вам непоправимой пользы.
Понятно, что в данном примере у рекламщиков цель сугубо локальная и меркантильная: впарить вам свой товар помочь определиться с выбором. Но даже здесь можно проследить вмешательство в процесс выбора товара покупателем, и посягательство на само право делать такой выбор самостоятельно.

Представьте: человек на диете, или просто на ЗОЖе, борется со своей привычкой кушать всякие сладости. И у него вполне прилично получается. Он даже лишь на секунду дольше нужного задержал взгляд на коробке печенья в магазине, и уже почти прошёл мимо, довольный своей силой воли. И прошёл бы. Но тут на соседнем экране вылезает милый персонаж, в красках рассказывающий, какое нежное и вкусное печенье лежит вон там на полочке. И вот наш герой уже на кассе с тремя коробками этой вкусняшки.

И это довольно безобидный пример того, как зная о нас многое (слишком многое), можно с помощью такой вот "мягкой силы" влиять на наш выбор, наше поведение, наши взгляды. И уж поверьте, такие технологии будут интересны всем — от маркетологов в магазинах до политиков на выборах.

Да, в новом дивном мире определённо нужна будет шапочка из фольги. Осталось только понять, что она из себя будет представлять, и где её брать. Возможно, осознанность и критическое мышление останутся нашими единственными союзниками в борьбе за право думать самим.

@digitaltea | про IT доступно
👍253🔥2🤔1
Чайный #дайджест №15

Друзья, за уходящую неделю мы с вами обсудили:

☕️ Как социальный рейтинг разделит общество на касты
☕️ Как отобрать у калькулятора микрофон, и зачем это делать
☕️ Чем занят админ, и почему он системный
☕️ Оставят ли нам технологии привилегию думать самостоятельно

Если что-то упустили — можете почитать на досуге.

Всем хороших выходных!

@digitaltea | про IT доступно
👍192🔥2
#иирисует

Наш дом — Земля

@digitaltea | про IT доступно
👍154👎1🔥1😁1
Тест Тьюринга
#матчасть

Тест Тьюринга
— это тест, предложенный британским математиком Аланом Тьюрингом в 1950 году для ответа на вопрос "может ли компьютер мыслить?".

Суть этого теста в следующем: компьютер общается с человеком, и если человек не может определить, является ли его собеседник компьютером или живым человеком, то компьютер тест прошёл.

Этот тест считается классическим. Впрочем, если в 50-х годах прошлого века можно было предположить, что прохождение теста Тьюринга будет свидетельствовать о способности компьютера мыслить (таких технологий тогда не было), то сейчас мы являемся свидетелями того, как современные нейросети типа ChatGPT и аналогичные ей могут вести адекватную беседу с пользователем, а бот на основе нейросети, подключенный к какому-нибудь чату или мессенджеру, вполне способен поддерживать непринуждённый диалог и в итоге ввести человека в заблуждение.

И в то же время эти нейросети не обладают способностью мыслить, а действуют в рамках своих алгоритмов и своих наборов исходных данных (подробнее об этом говорили тут).
Т.ч. в настоящее время Тест Тьюринга можно использовать как мерило качества нейросети, ориентированной на общение с пользователем, но не более того.

Тест Тьюринга может служить наглядным примером того, что сегодняшних наших знаний и представлений (для любого "сегодня") зачастую может быть недостаточно, чтобы спрогнозировать развитие технологий в будущем.

А самые поразительные достижения часто лежат не в сфере "о, это фантастика", а в сфере того, что в настоящий момент не живёт в головах даже в виде фантастической идеи — об этом просто ещё не подумали. Как сказали бы коллеги из более гуманитарных отраслей, "лежит в сфере неосознанного незнания" 😉

@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍215🔥1
#приватность

📷 Про фото, Тинёк и ЕБС

Недавно "Тинькофф Банк" начал настырно запрашивать у своих клиентов согласие на обработку их фотографий, сделанных при оформлении банковских продуктов, с целью перевода их в формат биометрических данных и последующего размещения в Единой биометрической системе (ЕБС). В настоящее время у банка около 30 млн клиентов, и их биометрические данные могут значительно пополнить запасники ЕБС. Мне тоже пришёл такой запрос от банка (естественно, вся суть — мелким шрифтом в "Условиях обработки", а так — ребята собрались меня защищать в поте лица).

Здесь есть нюанс. "Чудесный" закон № 572-ФЗ предписывает всем организациям, ранее собравшим с клиентов биометрию, принудительно сдать её в ЕБС до 30 сентября 2023 г. (уже сделано), причём, без спроса гражданина. Но фото, сделанные представителем Тинька при оформлении карты, биометрией не являются (сдача биометрии — формально подтверждаемая процедура, а не просто "щёлк" на камеру). А вот если согласиться на обработку фотографии, как предлагает банк, эта фотка и формально и технически будет преобразована в биометрию со всеми вытекающими.

Почему я сам не планирую и знакомым не советую сдавать биометрию в ЕБС [пока отказ возможен], как-нибудь расскажу отдельно. А пока меня напрягли сообщения в Сети о том, что якобы в случае с "Тиньком" нужно явно заявить свой отказ от обработки фотографий, иначе они по умолчанию уедут в ЕБС. Для выяснения вопроса связался со службой поддержки жёлтого банка — нет, в режиме "автопилота" ничего не передаётся. Результат общения — на скринах ниже. Возможно, сэкономлю кому-то время.

💡К слову, узнать, есть ли ваши биометрические данные в ЕБС, можно в личном кабинете на сайте госуслуг. Для этого нужно зайти в "Профиль" → "Биометрия". Если вы её не сдавали, то увидите надпись "Биометрия не зарегистрирована".

@digitaltea | про IT доступно
👍193🔥1
💯 100 миллионов онлайн
#напульсе

В 2023 году ежедневно в Интернет выходят почти 100 миллионов россиян, а РФ занимает первое место в Европе по количеству пользователей Сети. Об этом не так давно сообщил Зампред Правительства Дмитрий Чернышенко, поздравляя всех причастных с Днём Интернета (отмечается в России 30 сентября).

В 1998 году доступ к Сети имели около 1 млн. россиян. Т.е. рост в 100 раз за 25 лет! Много ли это? С одной стороны, имеется эффект "низкой базы" — в 90-е годы Интернет в Россию только пришёл, и любой рост с тех цифр будет значительным. Да и 25 лет — срок немалый. Но с другой стороны — сейчас Сетью пользуются трое из четырёх россиян, а это более чем внушительный охват.

Так, по версии аналитиков Rambler&Co, 39% россиян в среднем проводят в Интернете больше 5 часов ежедневно, а 24% - хотя бы 1-2 часа в день. При этом 43% пользователей считают, что в основном Интернет нужен для чтения новостей.

Все эти цифры наглядно объясняют повышенное государственное внимание к рунету. Три четверти граждан в Сети, из которых почти половина в первую очередь ориентирована на новости — такое ни одно государство не оставит как минимум без надзора, а лучше — контроля. Это вам не 1 миллион любопытствующих в 1998.

Сам я впервые познакомился с Интернетом как раз в конце 90-х, а персональный доступ в Сеть у меня появился в 2000 году. Возможно, именно поэтому у меня регулярно пригорает со всяких блокировок, запретов VPN и прочих попыток ограничить доступ к информации в Интернете. Ведь, несмотря на прошедшие 20+ лет, я слишком живо помню инет и без соцсетей, и без Роскомнадзора. И если к цензуре в других источниках информации я отношусь как к неизбежному злу — ведь по ТВ и в газетах у нас испокон века было и есть "Здравствуйте, товарищи" — то к Сети, свободной от вмешательства и ограничений, я успел привыкнуть. Т.ч. не обессудьте, ворчать на эту тему буду периодически 😉
[подмёл за собой посыпавшийся песок]

И второй момент, о котором говорит нам цифра в 100 миллионов — это то, что Интернет давно и незаметно превратился из увлечения кучки энтузиастов из 90-х в де-факто стандарт жизни современного общества. А это накладывает на пользователей определённые обязательства пред самими собой. Когда на всю страну было несколько десятков электрических лампочек в Зимнем дворце, то население могло спокойно не думать и не знать об электричестве. Но когда лампочка и холодильник появились в каждом доме, хотя бы минимальные бытовые знания об электричестве важны стали для всех. Так же и с IT. Несмотря на привычность и уже огромную роль инфотеха в современной жизни, судя по всему, значение IT будет только нарастать. И если электриком становиться я вас не призываю, то уметь включить лампочку и знать, что пальцы в розетку совать не стоит, необходимо каждому.
На связи!

@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍296🔥2
#трендец

Китай, Штаты, два запрета

Помните пост про запрет США на поставку продвинутых ИИ-чипов в ряд стран? Едем дальше:

"США решили ограничить продажу Китаю чипов Nvidia, которые предназначались для китайского рынка, пишет Bloomberg со ссылкой на источник. Американские власти опасаются, что даже не передовые чипы могут использоваться в моделях искусственного интеллекта, что создаст угрозу нацбезопасности" (с) Forbes

Т.е. гаечки ещё подкрутили, ребята строго охраняют своё текущее преимущество в Большой гонке ИИ.
Почему это важно? Потому что это тренд. Не слушайте, что говорят лидеры, смотрите, что они делают. А ведь они потом ещё и производство полупроводников к себе на континент из Азии потащат, к бабке не ходи.

И плюсов: мы, живущие сейчас — в первом ряду этого спектакля "Мировое становление ИИ". Запоминайте, как это было, потом внукам рассказывать будете 😉

@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔187👍3🔥1🤯1🤬1
7👍3
#безопасность #лайфхак

🤬 Непечатные символы в паролях

Рекомендация добавлять в свои пароли специальные символы (!$%@_?* и т.п.) наcтолько известна, насколько и эффективна. Но даже эту классику можно улучшить. Дело в том, что существуют т.н. непечатные символы (это не ругательства).

На стандартных клавиатурах таких символов нет, ввести клавишами их невозможно (обычно такие символы используются для форматирования текста). Но они есть в таблице кодировок, т.е. компьютеры такие символы прекрасно знают, и для них они ничем не отличаются от обычных букв или цифр. И если использовать такие символы в своих паролях, получим существенное увеличение их надёжности. Например, можно использовать т.н. "пробел нулевой ширины" — это как бы пробел, но его не видно (буквы, "разделённые" таким пробелом, будут слитны). Видите суслика? А он есть.

Получаем сразу два преимущества:
1. Программы по перебору паролей (т.н. брутфорс) обычно перебирают только стандартные спецсимволы (*^$! и т.п.), и из-за этого ваш пароль с непечатным символом будет априори невзламываемым для большинства из таких программ.
2. Если ваш пароль где-то подсмотрит человек, он пробел нулевой ширины просто не увидит. И потом будет долго гадать, почему честно украденный пароль к вашему аккаунту не подходит 😵

Как же добавить в пароль такой символ, если его нельзя напечатать? Откуда-нибудь скопировать. Например, вот ссылка. Просто жмёте на кнопку "скопировать", и в буфере обмена у вас оказывается это неуловимый пробел, потом вставите его, куда надо. На этом же сайте можно найти и любые другие доступные компьютерам символы.

Минусы тоже есть:
1. Неудобство ввода. При необходимости вводить пароль непечатные символы нужно будет снова откуда-то скопировать (и помнить, в какое место пароля вставить). Впрочем, для наиболее важных паролей можно и потерпеть, а если пользоваться менеджером паролей и копировать оттуда, проблема сама снимается.
2. Не все сервисы могут корректно работать с непечатными символами. С этим уж ничего не поделать, до буквы (до символа) стандартам следуют не все программные продукты. Но там, где это работать будет — безопасность резко повышается.

Да, лайфхак слегка замороченный, не всем подойдёт, но каждый волен сам определять необходимый ему уровень безопасности. А как ликбез о непечатных символах — полезно будет всем.

К слову, базовые рекомендации по составлению и использованию паролей мы в своё время детально разбирали здесь.

@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍246🔥1🤔1
#безопасность

🪤 Бесплатный VPN-сыр

В продолжение https://news.1rj.ru/str/digitaltea/169

Думаю, не надо объяснять, что содержание любого IT-сервиса обходится его владельцу в копеечку (в центик). Покупка и обслуживание серверов и систем безопасности, оплата услуг провайдера Интернета, а то и электроэнергии, зарплата сотрудникам — всё это стоит денег. И вот перед нами — какой-нибудь из многих VPN-сервисов, не берущий с пользователей никакой платы. Альтруизм, не иначе.

Почему я утверждаю, что нельзя пользоваться бесплатными VPN? Ответ прост: если вы не платите за сервис деньгами, значит, вы платите своими данными. И безопасностью.

Так на чём же зарабатывают сервисы VPN, предоставляющие свои услуги бесплатно?

1. Реклама
Самое очевидное, когда дело доходит до любых бесплатных сервисов. И самое безобидное. В лучшем случае вам покажут тонны навязчивой рекламы во всплывающих окнах (или ваш браузер будет в фоне сам открывать какие-то рекламные вкладки), в худшем — реклама на посещаемых вами сайтах может быть подменена на проплаченную, и не факт, что эта "новая" реклама не ведёт на вредоносные сайты.

2. Торговля личными данными
Когда вы подключаетесь к VPN, весь ваш трафик идёт через серверы провайдера VPN (подробнее об этом было здесь). Ваши IP-адреса, посещаемые сайты, используемые сетевые приложения, в целом ваша сетевая активность — всё это может и будет продано третьим лицам, будь то рекламодатели или мошенники.

3. Вредоносные программы и кража конфиденциальных данных
Это худший, но обыденный случай. Кража любых данных, передаваемых в открытом виде через серверы VPN (таких данный сейчас, к счастью, немного). Но так же и попытки "вклинивания" в ваши зашифрованные соединения для кражи паролей или банковской информации (т.н. атака "человек посередине"). Попытки модификации трафика от посещаемых вами сайтов для загрузки на ваш компьютер вредоносных программ (вы зашли погоду посмотреть, а к вам вместе с прогнозом вирусов подвезли).

Кроме того, большинство VPN-сервисов (в т.ч. платных) для работы требуют установки на ваш компьютер своего собственного VPN-клиента — специальной программы, которую вы и запускаете для подключения к VPN. А вот что из себя представляет эта программа, и какой ещё функционал помимо подключения к VPN в неё заложен — это известно лишь её разработчикам. Хорошо, если VPN-клиент имеет открытый исходный код (и проверен сообществом). Но зачастую установка такой программы равносильна добровольной установке вируса (и антивирус не факт, что спасёт — программа может быть формально безобидной, а её потенциал раскрывается в связке с тем фактом, что ваш трафик пойдёт через серверы хозяина программы). А в случае установки VPN-клиента "с сюрпризом" вектор атаки на вас принимает вообще произвольные формы.

4. Другие источники финансирования
Отдельно стоит отметить такие случаи, как бесплатные тарифы от коммерческих VPN и бесплатные VPN, предоставляемые некоммерческими организациями. Оба варианта могут рассматриваться как приемлемые, потому что здесь ясна логика финансирования. Для коммерческих VPN бесплатные тарифы являются своеобразными урезанными пробниками и проходят у них по статье "расходы на рекламу", а некоммерческие VPN напрямую финансируются организациями, действующими под вывеской борьбы за свободу информации или чего-то в таком духе. Впрочем, в обоих случаях вам придётся полагаться на репутацию сервиса. Вдруг коммерческий VPN не прочь и дополнительный теневой доход с "халявщиков" поиметь? А кто там заказывает музыку финансирует борцов за свободу информации — вообще вопрос.

Подводя итог, можно сказать, что сказанное выше в той или иной форме относится не только к VPN, но и у любым сервисам. Если вы не понимаете, на чём сервис зарабатывает, какой товар продаёт — значит, вы и есть товар.

@digitaltea | про IT доступно
👍26🤔43🔥1🤬1
Чайный #дайджест №16

Друзья, за уходящую неделю мы с вами обсудили:

☕️ Что такое тест Тьюринга, и работает ли он
☕️ Как Тинькофф фотки для ЕБС собирал
☕️ 100 млн в рунете — что это значит?
☕️ Пароль правильного параноика
☕️ На чём зарабатывают бесплатные VPN

Если что-то упустили — можете почитать на досуге.

На следующей неделе планирую за несколько дней разобрать большую, не самую простую, но важную техническую тему, к которой давно собирался подступиться. Надеюсь, ребята-ньюсмейкеры не будут меня отвлекать.

Всем хороших выходных!

@digitaltea | про IT доступно
👍16🔥1
#иирисует

Вивальди от роботов услышать не хотите ли?
Как по мне, немного жутковато.

@digitaltea | про IT доступно
🤔63👍2🔥1
#матчасть

🔊 Модель OSI. Идея.

Друзья, в своё время мы в общих чертах обсуждали принципы работы Интернета. Но самым корректным ответом на общий вопрос "Как работает Интернет?" будет: "В соответствии с моделью OSI". С чем, с чем?
Встречайте: Священный Грааль всех сетевиков и прочих IT-шников, связанных с передачей данных — модель OSI. Тема настолько основополагающая для профи, насколько и неочевидная для не специалистов. Возьму на себя смелость объяснить её "на пальцах".

Модель OSI (англ. Open Systems Interconnection, Взаимодействие открытых систем) — это концепция, описывающая, как происходит взаимодействие двух устройств (компьютеры и т.п.) в компьютерных сетях, в т.ч. в сети Интернет. Это не какая-то технология, а именно базовая теоретическая модель. В русскоязычной литературе можно встретить термин МВОС (Модель Взаимодействия Открытых Систем), но на практике в ходу англоязычное название.

🌿 Лирическое биологическое отступление
Прежде, чем продолжить говорить о модели OSI, предлагаю на минутку отвлечься и поразмышлять о том, как происходит беседа двух людей. Что при этом происходит в деталях? Вот у меня в мозгу благодаря взаимодействию нейронов рождается какая-то мысль, которую я хочу донести до собеседника. Моя нейронная сеть оформляет эту мысль в слова, но они ещё не произнесены. Речевой центр мозга посылает нужные нервные импульсы в язык, мышцы рта, в лёгкие. Благодаря этому я выдыхаю поток воздуха, на который механически воздействуют мышцы моего речевого аппарата. Возникает звуковая волна — через взаимодействие молекул воздуха она распространяется до уха моего собеседника. И в его организме происходит обратный процесс. Звуковая волна вызывает механические колебания барабанной перепонки, слуховой нерв эти колебания улавливает и превращает в электрические импульсы, которые передаются в слуховой центр мозга. Там они интерпретируются в звуки и слова, а нейронная сеть превращает эти слова в идеи, мыслеобразы — и мой собеседник понимает, какую мысль я ему хотел донести. Да простят меня нейрофизиологи, читающие это.

Обратите внимание на следующие аспекты описанных выше процессов:
1. Конечная цель взаимодействия — передача информации от сознания одного человека к сознанию другого человека.
2. Для этого в теле говорящего человека идёт процесс преобразования информации из одной формы в другую, за каждый этап преобразования отвечает свой орган (часть тела), и каждый такой орган, сделав свою работу, по цепочке передаёт "эстафетную палочку" следующему.
3. Каждая часть тела при этом выполняет свою часть работы, "не интересуясь" предыдущей или последующей судьбой обрабатываемой информации.
4. В теле слушающего человека этот процесс происходит аналогично, только в обратной последовательности.
5. Каждый орган (часть тела) обрабатывает информацию в той форме, в которой её обрабатывал соответствующий орган собеседника (рот-ухо, нервы-нервы, мозг-мозг).
👍156🔥1
💻 Ладно, и к чему это всё?
Нет, мой канал не угнали хакеры с биофака. На примере выше я описал идею взаимодействия, которая справедлива и для компьютерных систем. Ключевым понятием модели OSI являются уровни. Каждый уровень можно сравнить с одной из систем органов человека (нервная, дыхательная, пищеварительная) — уровень решает свои конкретные задачи, но при этом взаимодействует с другими уровнями и в целом работает на общее благо всей системы (организма). И если функции каждой из систем организма непосредственно выполняют органы (нервы, лёгкие, глаза), то функции уровней модели OSI реализуют специальные программы, компоненты программ и физические устройства.

Переформулирую ключевые концепции из примера с общением людей в понятиях модели OSI:
1. Конечная цель взаимодействия — передача информации от программы на одном компьютере в программу на другом компьютере.
2. Для этого на компьютере-отправителе информация последовательно преобразуется из одной формы в другую, за каждый этап преобразования отвечает свой уровень. Выполнив свою работу, каждый уровень по цепочке передаёт "эстафетную палочку" следующему.
3. Каждый уровень обрабатывает данные, независимо от других уровней, решая свои задачи.
4. На компьютере-получателе этот процесс происходит аналогично, только в обратной последовательности.
5. Каждый уровень одного компьютера логически взаимодействует с аналогичным уровнем другого компьютера.

Разговор об уровнях модели OSI мы продолжим в следующей публикации. Станет понятнее.

@digitaltea | про IT доступно
👍216🔥1🤔1