#матчасть
WAN
WAN (англ. Wide Area Network, дословно — "сеть широкой области") — это глобальная вычислительная сеть, она не ограничена одной географической локацией. Когда мы говорили про LAN/ЛВС, мы отмечали, что LAN функционирует на относительно небольших площадях. Так вот WAN не имеет таких ограничений. Тот же Интернет — это пример WAN.
Основное отличие заключается в технологиях и типах оборудования, используемых для построения WAN. Эти технологии более дорогие, часто предполагают более низкие скорости, чем присутствуют в локальных сетях, но зато позволяют строить (точнее — объединять) сети на любых расстояниях.
К слову, на домашних роутерах порт, в который подключается кабель, приходящий от вашего провайдера Интернета, часто подписан либо "Internet", либо "WAN".
В отличие от ЛВС, в русскоязычной терминологии аналог понятию WAN (например, ГВС) не прижился (возможно, потому что ГВС в наших краях — это горячее водоснабжение).
@digitaltea | про IT доступно
WAN
WAN (англ. Wide Area Network, дословно — "сеть широкой области") — это глобальная вычислительная сеть, она не ограничена одной географической локацией. Когда мы говорили про LAN/ЛВС, мы отмечали, что LAN функционирует на относительно небольших площадях. Так вот WAN не имеет таких ограничений. Тот же Интернет — это пример WAN.
Основное отличие заключается в технологиях и типах оборудования, используемых для построения WAN. Эти технологии более дорогие, часто предполагают более низкие скорости, чем присутствуют в локальных сетях, но зато позволяют строить (точнее — объединять) сети на любых расстояниях.
К слову, на домашних роутерах порт, в который подключается кабель, приходящий от вашего провайдера Интернета, часто подписан либо "Internet", либо "WAN".
В отличие от ЛВС, в русскоязычной терминологии аналог понятию WAN (например, ГВС) не прижился (возможно, потому что ГВС в наших краях — это горячее водоснабжение).
@digitaltea | про IT доступно
👍19❤2🔥1
ЦРУбль в метро
#напульсе
Заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщил о начале тестирования оплаты цифровыми рублями в столичном метро (с) Известия
Пока только тестирование, но движение в сторону бытового внедрения пошло. Воспользуйтесь этим временем и прочитайте (перечитайте), что говорилось о цифровых валютах на этом канале (особенно раздел про риски). А если соберётесь участвовать в тестировании — перечитайте ещё раз.
В телеге: здесь. В Дзене: тут.
@digitaltea | про IT доступно
#напульсе
Заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщил о начале тестирования оплаты цифровыми рублями в столичном метро (с) Известия
Пока только тестирование, но движение в сторону бытового внедрения пошло. Воспользуйтесь этим временем и прочитайте (перечитайте), что говорилось о цифровых валютах на этом канале (особенно раздел про риски). А если соберётесь участвовать в тестировании — перечитайте ещё раз.
В телеге: здесь. В Дзене: тут.
@digitaltea | про IT доступно
❤8🤔6👍2🔥1
VPN в магазин не завезли
#напульсе
В продолжение https://news.1rj.ru/str/digitaltea/169
"С 1 марта 2024 года вступит в силу приказ, согласно которому VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты, будут заблокированы Роскомнадзором во всех маркетах", — заявил зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации сенатор Артём Шейкин (с) РИА Новости
Что ж, люди в дорогих костюмах не устают подкидывать инфоповоды для публикаций, делая рубрику "Приключения VPN в России" сильно более регулярной, чем мне бы того хотелось. Давайте разбираться.
О чём речь?
Если слова "VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты" вопросов не вызывают (это 99% VPN — все, кроме российских), то "будут заблокированы Роскомнадзором во всех маркетах" — это заставляет поморщить лоб. "Все маркеты" — это Play Market, RuStore, AppGallery и др. для устройств на Android и единственный и неповторимый AppStore для устройств Apple.
Что нам здесь важно?
Когда вы устанавливаете приложение из любого магазина, оно физически скачивается с сервера этого магазина. Т.е. чтобы "заблокировать" условное приложение PlohoyVPN во "всех маркетах" нужно либо договориться с владельцами этих магазинов, чтобы они сделали это приложение недоступным для скачивания пользователям из РФ, либо.. заблокировать доступ к самим магазинам.
И если удаление соответствующих приложений из RuStore не вызывает сомнений (а такие приложения там вообще есть?), да и с AppGallery китайские товарищи могут поспособствовать, то выполнят ли приказ Роскомнадзора Google и Apple? Не буду отвечать за них, но приложения запрещённых в РФ соцсетей в этих маркетах спокойно лежат. И если не выполнят? Будем блокировать Play Market и AppStore? Т.е. по сути, превратим iPhone в РФ в кирпичи, а Android-смартфоны в полукирпичи? (Для тех, у кого — ирония судьбы — нет VPN). На такой шаг [пока] пойдут вряд ли, хотя этот вариант в запасе есть.
И это я ещё не говорю о существовании альтернативных магазинов приложений для Android и о банально возможности устанавливать на смартфон приложения вручную.
В общем [если это не повод заблокировать Play Market и AppStore], сама по себе инициатива с маркетами больше напоминает филькину грамоту. Если говорить о реальных ограничениях, то гораздо опаснее будет блокировка незамаскированного VPN-трафика техническими средствами, эффективную репетицию чего мы уже наблюдали в августе. И это Роскомнадзор будет делать безо всяких приказов и публичности.
Так зачем же выступил сенатор? Здесь важен тренд. Гаечки доступу к информации подкручивают со всех сторон. Там — запретят сайты со статьями о VPN, там — из пары магазинов удалят приложения, там — трафик подрежут. Полностью искоренить VPN не получится, и специалисты этого не могут не понимать. Наглядный пример — Китай, где всё запрещено, но кому надо, пользуются. Цель иная — отвадить от VPN массового пользователя. Не все захотят/смогут разбираться в технических тонкостях и что-то там настраивать. Пока можно набрать в поисковике "бесплатный VPN", перейти по ссылке в стандартный магазин приложений, уcтановить оттуда VPN-клиент и спокойно лазить в Запретограм — люди будут это делать. Но если эту цепочку разорвать (да ещё в нескольких местах) — большинство заленится и будет довольствоваться тем, что дают. И это тоже понимают люди в дорогих костюмах.
К слову, обращает на себя внимание дата, когда планируется и сайты с информацией о VPN блокировать, и приложения из маркетов удалять — 1 марта 2024. Но тут уж совсем на тоненького, без комментариев.
@digitaltea | про IT доступно
#напульсе
В продолжение https://news.1rj.ru/str/digitaltea/169
"С 1 марта 2024 года вступит в силу приказ, согласно которому VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты, будут заблокированы Роскомнадзором во всех маркетах", — заявил зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации сенатор Артём Шейкин (с) РИА Новости
Что ж, люди в дорогих костюмах не устают подкидывать инфоповоды для публикаций, делая рубрику "Приключения VPN в России" сильно более регулярной, чем мне бы того хотелось. Давайте разбираться.
О чём речь?
Если слова "VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты" вопросов не вызывают (это 99% VPN — все, кроме российских), то "будут заблокированы Роскомнадзором во всех маркетах" — это заставляет поморщить лоб. "Все маркеты" — это Play Market, RuStore, AppGallery и др. для устройств на Android и единственный и неповторимый AppStore для устройств Apple.
Что нам здесь важно?
Когда вы устанавливаете приложение из любого магазина, оно физически скачивается с сервера этого магазина. Т.е. чтобы "заблокировать" условное приложение PlohoyVPN во "всех маркетах" нужно либо договориться с владельцами этих магазинов, чтобы они сделали это приложение недоступным для скачивания пользователям из РФ, либо.. заблокировать доступ к самим магазинам.
И если удаление соответствующих приложений из RuStore не вызывает сомнений (а такие приложения там вообще есть?), да и с AppGallery китайские товарищи могут поспособствовать, то выполнят ли приказ Роскомнадзора Google и Apple? Не буду отвечать за них, но приложения запрещённых в РФ соцсетей в этих маркетах спокойно лежат. И если не выполнят? Будем блокировать Play Market и AppStore? Т.е. по сути, превратим iPhone в РФ в кирпичи, а Android-смартфоны в полукирпичи? (Для тех, у кого — ирония судьбы — нет VPN). На такой шаг [пока] пойдут вряд ли, хотя этот вариант в запасе есть.
И это я ещё не говорю о существовании альтернативных магазинов приложений для Android и о банально возможности устанавливать на смартфон приложения вручную.
В общем [если это не повод заблокировать Play Market и AppStore], сама по себе инициатива с маркетами больше напоминает филькину грамоту. Если говорить о реальных ограничениях, то гораздо опаснее будет блокировка незамаскированного VPN-трафика техническими средствами, эффективную репетицию чего мы уже наблюдали в августе. И это Роскомнадзор будет делать безо всяких приказов и публичности.
Так зачем же выступил сенатор? Здесь важен тренд. Гаечки доступу к информации подкручивают со всех сторон. Там — запретят сайты со статьями о VPN, там — из пары магазинов удалят приложения, там — трафик подрежут. Полностью искоренить VPN не получится, и специалисты этого не могут не понимать. Наглядный пример — Китай, где всё запрещено, но кому надо, пользуются. Цель иная — отвадить от VPN массового пользователя. Не все захотят/смогут разбираться в технических тонкостях и что-то там настраивать. Пока можно набрать в поисковике "бесплатный VPN", перейти по ссылке в стандартный магазин приложений, уcтановить оттуда VPN-клиент и спокойно лазить в Запретограм — люди будут это делать. Но если эту цепочку разорвать (да ещё в нескольких местах) — большинство заленится и будет довольствоваться тем, что дают. И это тоже понимают люди в дорогих костюмах.
К слову, обращает на себя внимание дата, когда планируется и сайты с информацией о VPN блокировать, и приложения из маркетов удалять — 1 марта 2024. Но тут уж совсем на тоненького, без комментариев.
@digitaltea | про IT доступно
❤15👍10🤔3👎1🔥1
Чайный #дайджест №14
Друзья, за уходящую неделю мы с вами обсудили:
☕️ Как работает нейронная сеть
☕️ Уходит ли Microsoft из России
☕️ Можно ли вас подслушать по фотографии
☕️ Что такое WAN
☕️ Пропадут ли VPN с полок магазинов
Если что-то упустили — можете почитать на досуге.
Всем хороших выходных!
@digitaltea | про IT доступно
Друзья, за уходящую неделю мы с вами обсудили:
☕️ Как работает нейронная сеть
☕️ Уходит ли Microsoft из России
☕️ Можно ли вас подслушать по фотографии
☕️ Что такое WAN
☕️ Пропадут ли VPN с полок магазинов
Если что-то упустили — можете почитать на досуге.
Всем хороших выходных!
@digitaltea | про IT доступно
👍18❤1🔥1
#трендец
🦮 Антисоциальный рейтинг
"Ваш социальный рейтинг слишком низкий для совершения данной покупки. Сделайте больше правильных дел и попробуйте снова".
Нет, я не начал писать роман-антиутопию. За нас с вами его пишет жизнь.
Российский государственный социальный университет (РГСУ) разрабатывает экспериментальную платформу "Мы", которая формирует социальный рейтинг россиян на основе различных параметров. Концепция проекта была представлена ещё в 2022 году, а сейчас студенты ВУЗа начали участвовать в тестировании платформы.
О чём речь?
Для тех, кто не слышал о концепции социального рейтинга, коротко опишу суть. Социальный рейтинг (кредит, капитал) — это система количественной оценки вашей законопослушности и благонадёжности на основе вашего поведения. Система отслеживает вашу повседневную активность и на её основе начисляет или убавляет вам баллы. Если вы делаете "правильные" вещи (занимаетесь спортом, поддерживаете в соцсетях уважаемых людей и читаете правильные сайты), у вас много баллов. Если вы делаете "неправильные" вещи (переходите дорогу на красный свет, критикуете уважаемых людей или пишете в блоге об опасности социального рейтинга), у вас мало баллов. А дальше — социальная магия. Обладатели высокого рейтинга получают право поступать в престижные ВУЗы, делать любые покупки и устраиваться на хорошую работу. А обладатели низкого рейтинга получают запрет на оформление ипотеки, покупку авиабилетов и пользование интернетом. В Китае система социального кредита действует с 2014 года.
По задумке авторов отечественной системы "Мы" социальный рейтинг каждого гражданина будет представлен в форме пары двузначных чисел, первое из которых определяет социальный статус особи (своего рода заслуги перед обществом), а второе — социальный уровень особи (перспективность для общества). Выглядеть это будет, например, так: 49-23. Само собой, предполагается связать соцрейтинг с идентификаторами особи — СНИЛС, ИНН, паспортом, телефоном. А в перспективе — к бабке не ходи — с цифровым кошельком.
🦮 Антисоциальный рейтинг
"Ваш социальный рейтинг слишком низкий для совершения данной покупки. Сделайте больше правильных дел и попробуйте снова".
Нет, я не начал писать роман-антиутопию. За нас с вами его пишет жизнь.
Российский государственный социальный университет (РГСУ) разрабатывает экспериментальную платформу "Мы", которая формирует социальный рейтинг россиян на основе различных параметров. Концепция проекта была представлена ещё в 2022 году, а сейчас студенты ВУЗа начали участвовать в тестировании платформы.
О чём речь?
Для тех, кто не слышал о концепции социального рейтинга, коротко опишу суть. Социальный рейтинг (кредит, капитал) — это система количественной оценки вашей законопослушности и благонадёжности на основе вашего поведения. Система отслеживает вашу повседневную активность и на её основе начисляет или убавляет вам баллы. Если вы делаете "правильные" вещи (занимаетесь спортом, поддерживаете в соцсетях уважаемых людей и читаете правильные сайты), у вас много баллов. Если вы делаете "неправильные" вещи (переходите дорогу на красный свет, критикуете уважаемых людей или пишете в блоге об опасности социального рейтинга), у вас мало баллов. А дальше — социальная магия. Обладатели высокого рейтинга получают право поступать в престижные ВУЗы, делать любые покупки и устраиваться на хорошую работу. А обладатели низкого рейтинга получают запрет на оформление ипотеки, покупку авиабилетов и пользование интернетом. В Китае система социального кредита действует с 2014 года.
По задумке авторов отечественной системы "Мы" социальный рейтинг каждого гражданина будет представлен в форме пары двузначных чисел, первое из которых определяет социальный статус особи (своего рода заслуги перед обществом), а второе — социальный уровень особи (перспективность для общества). Выглядеть это будет, например, так: 49-23. Само собой, предполагается связать соцрейтинг с идентификаторами особи — СНИЛС, ИНН, паспортом, телефоном. А в перспективе — к бабке не ходи — с цифровым кошельком.
🤔16🤬16🤯4❤3🔥2👍1👎1😁1
Что нам здесь важно?
Касты, классы или сословия — какой термин вам больше нравится? Вне зависимости от названия, именно к этим понятиям ведёт общество любая система социального ранжирования. Потому что, хотя и подаётся это [как обычно] в обёртке "всё для блага людей", у меня в голове вновь звучит классический вопрос: а судьи кто? Кто [и по какому праву] будет определять, что хорошо, а что плохо? Ведь если по ряду моментов существует некий общественный консенсус (переводить бабушек через дорогу — хорошо, а есть младенцев на завтрак — плохо), то как быть с более тонкими материями? Взгляды человека на те или иные аспекты жизни общества? Степень вовлечённости человека в эту жизнь? Его социальные, политические, религиозные и иные личные предпочтения? Кто решит, что из этого "хорошо", а что нет? Да и пачками переводить бабушек через дорогу, чтобы "набить" себе побольше "призовых очков" и получить право на некий социальный лифт — это общественное благо или лицемерие? Впрочем, лица отойдут на второй план: для государства вы становитесь обезличенной совокупностью трёх чисел — СНИЛС плюс пара чисел соцрейтига.
И никогда не нужно забывать о неидеальности природы человека. Даже если какой-то инструмент, дающий чрезмерную власть, создаётся исключительно и искренне с лучшими намерениями, со временем он — без вариантов — превратиться в способ получения личных выгод теми, кто поближе к рычагам, за счёт тех, кто от рычагов далеко. Банально не устоят перед соблазном, не идеализируйте homo sapiens. А уж если вдруг он изначально создаётся с другими намерениями..
О том, как это бывает, вам расскажут миллионы китайцев, лишённых за "неблагонадёжность" возможности перемещения: одна из самых массовых "кар" за нелояльность в Поднебесной — это запрет на покупку железнодорожных и авиабилетов. А вот вам слова бывшего члена Государственного совета КНР Хоу Юнчун: "Улучшенная система социального кредитования необходима для того, чтобы довести дискредитированных людей до полного банкротства […] Расплату за неблагонадежность нужно повысить, иначе люди продолжат вести себя в том же духе". Но уж мы-то, конечно, сделаем всё иначе, на благо человека..
И если говорить о наших реалиях, то идеи соцрейтинга живут в России достаточно давно. Однако, их практическую реализацию сильно ограничивала техническая и инфраструктурная составляющая. Но с внедрением цифрового паспорта, и главное — цифрового рубля значительная часть препятствий исчезнет. Автоматический запрет на покупку определённых категорий товаров и услуг в зависимости от пары двузначных чисел из системы "Мы" — это самый простой и лежащий на поверхности риск. Всё ещё хотите оплачивать метро цифровыми рублями?
Отдельно хочется упомянуть заказчиков и разработчиков подобных систем. Эти люди почему-то всегда считают, что создают они не систему "Мы", а систему "Они". Что сами-то сумеют удержать контроль над выпущенным из бутылки джинном, либо просто смогут остаться в стороне (либо они просто не думают даже на шаг вперёд). Спешу их разочаровать. Как показала наша же собственная история, машины чёрного цвета приезжали сначала к тем, на кого писали доносы, потом к самим доносчикам, а в итоге и к тем, кто сидел за рулём. А летящие (порой в прямом смысле) головы представителей китайских элит в результате работы ими же выстроенной системы продемонстрируют, как это может происходить в современном мире.
И в заключение хочу упомянуть роман-антиутопию Евгения Замятина, написанный им в 1920 г. Произведение описывает общество XXXII века с жёстким тоталитарным контролем над личностью, где имена и фамилии заменены буквами и номерами, а государство контролирует все аспекты жизни граждан, вплоть до интимной жизни. Называется роман "Мы".
@digitaltea | про IT доступно
Касты, классы или сословия — какой термин вам больше нравится? Вне зависимости от названия, именно к этим понятиям ведёт общество любая система социального ранжирования. Потому что, хотя и подаётся это [как обычно] в обёртке "всё для блага людей", у меня в голове вновь звучит классический вопрос: а судьи кто? Кто [и по какому праву] будет определять, что хорошо, а что плохо? Ведь если по ряду моментов существует некий общественный консенсус (переводить бабушек через дорогу — хорошо, а есть младенцев на завтрак — плохо), то как быть с более тонкими материями? Взгляды человека на те или иные аспекты жизни общества? Степень вовлечённости человека в эту жизнь? Его социальные, политические, религиозные и иные личные предпочтения? Кто решит, что из этого "хорошо", а что нет? Да и пачками переводить бабушек через дорогу, чтобы "набить" себе побольше "призовых очков" и получить право на некий социальный лифт — это общественное благо или лицемерие? Впрочем, лица отойдут на второй план: для государства вы становитесь обезличенной совокупностью трёх чисел — СНИЛС плюс пара чисел соцрейтига.
И никогда не нужно забывать о неидеальности природы человека. Даже если какой-то инструмент, дающий чрезмерную власть, создаётся исключительно и искренне с лучшими намерениями, со временем он — без вариантов — превратиться в способ получения личных выгод теми, кто поближе к рычагам, за счёт тех, кто от рычагов далеко. Банально не устоят перед соблазном, не идеализируйте homo sapiens. А уж если вдруг он изначально создаётся с другими намерениями..
О том, как это бывает, вам расскажут миллионы китайцев, лишённых за "неблагонадёжность" возможности перемещения: одна из самых массовых "кар" за нелояльность в Поднебесной — это запрет на покупку железнодорожных и авиабилетов. А вот вам слова бывшего члена Государственного совета КНР Хоу Юнчун: "Улучшенная система социального кредитования необходима для того, чтобы довести дискредитированных людей до полного банкротства […] Расплату за неблагонадежность нужно повысить, иначе люди продолжат вести себя в том же духе". Но уж мы-то, конечно, сделаем всё иначе, на благо человека..
И если говорить о наших реалиях, то идеи соцрейтинга живут в России достаточно давно. Однако, их практическую реализацию сильно ограничивала техническая и инфраструктурная составляющая. Но с внедрением цифрового паспорта, и главное — цифрового рубля значительная часть препятствий исчезнет. Автоматический запрет на покупку определённых категорий товаров и услуг в зависимости от пары двузначных чисел из системы "Мы" — это самый простой и лежащий на поверхности риск. Всё ещё хотите оплачивать метро цифровыми рублями?
Отдельно хочется упомянуть заказчиков и разработчиков подобных систем. Эти люди почему-то всегда считают, что создают они не систему "Мы", а систему "Они". Что сами-то сумеют удержать контроль над выпущенным из бутылки джинном, либо просто смогут остаться в стороне (либо они просто не думают даже на шаг вперёд). Спешу их разочаровать. Как показала наша же собственная история, машины чёрного цвета приезжали сначала к тем, на кого писали доносы, потом к самим доносчикам, а в итоге и к тем, кто сидел за рулём. А летящие (порой в прямом смысле) головы представителей китайских элит в результате работы ими же выстроенной системы продемонстрируют, как это может происходить в современном мире.
И в заключение хочу упомянуть роман-антиутопию Евгения Замятина, написанный им в 1920 г. Произведение описывает общество XXXII века с жёстким тоталитарным контролем над личностью, где имена и фамилии заменены буквами и номерами, а государство контролирует все аспекты жизни граждан, вплоть до интимной жизни. Называется роман "Мы".
@digitaltea | про IT доступно
👍25❤13🤔11🔥4👎1
#приватность
Я компас, и мне нужен ваш микрофон
Одно из достоинств Android и iOS заключается в том, в этих операционных системах имеется удобная возможность управлять правами доступа приложений к тем или иным функциям вашего смартфона/планшета. Чтобы каждое приложение могло делать только то, что ему требуется для своей работы, и ничего лишнего. Впрочем, обычно пользователи ни в чём приложениям не отказывают, а выданными правами не интересуются.
Периодически различные исследователи находят злоупотребления со стороны мобильных приложений в плане использования прав. Так, недавно специалисты сервиса NordVPN проанализировали ряд популярных приложений для Android и iOS в 18 различных категориях. Результаты исследования получились неутешительными: 75% изученных приложений собирают значительно больше данных о пользователе, чем на самом деле необходимо для их работы. Согласно отчёту, в 42% случаев приложения собирали данные пользователей из других сервисов и веб-сайтов, а 37% фиксировали данные о местоположении, хотя всё это не было нужно для их функционирования. Ещё 35% запрашивали доступ к камере, 22% — к галерее и 16% — к микрофону устройства без объяснимой необходимости. Причём, зачастую пользователи сами предоставляют приложениям такие права.
Здесь есть нюанс. Как правило, у приложения есть базовый набор прав, которые ему необходимы для работы (по мнению авторов). Например, просмотрщику изображений нужен доступ к файлам на устройстве, а мессенджеру — к списку контактов, что логично. Этот базовый набор прав приложение получает при установке, повлиять на него вы не можете. Но зачастую у приложения есть дополнительные аппетиты — в какой-то момент оно может запросить у пользователя новые разрешения. И вот здесь полезным будет аккуратно смотреть, зачем этому приложению такое разрешение нужно, и придерживаться правила "минимум необходимого". Если банковское приложение просит разрешение смотреть ваше местоположение, это можно объяснить желанием показывать вам банкоматы рядом (надо ли вам это — решайте сами), а вот если калькулятор просит доступ к микрофону, а читалка электронных книг — к списку вызовов, это объяснить сложно и должно вызвать вопросы.
А что делать с "обязательными" правами приложений? Как я уже сказал, изменить их нельзя (а часто и не нужно — приложению "Камера" действительно нужен доступ к камере устройства). Но если у какого-то приложения есть обязательное разрешение, которое вы никак не хотите ему оставлять — увы, выход только в удалении такого приложения. Здесь уж решать вам. Часто такими "лишними" правами грешат приложения соцсетей и мессенджеров.
Так что общая рекомендация в борьбе за свою приватность здесь состоит в том, чтобы проверить, какие права выданы установленным приложениям и при необходимости (и возможности) убрать лишнее. А в отдельных случаях приложения удалить (ненужные вам — так точно). И при запросе от приложений на выдачу новых прав быть вредными и придирчивыми.
Делается это всё в настройках телефона, конкретные названия пунктов меню будут отличаться в зависимости от операционки и её версии. Ищите в пункте настроек "Приложения" вкладку "Диспетчер прав" или похожую.
@digitaltea | про IT доступно
Я компас, и мне нужен ваш микрофон
Одно из достоинств Android и iOS заключается в том, в этих операционных системах имеется удобная возможность управлять правами доступа приложений к тем или иным функциям вашего смартфона/планшета. Чтобы каждое приложение могло делать только то, что ему требуется для своей работы, и ничего лишнего. Впрочем, обычно пользователи ни в чём приложениям не отказывают, а выданными правами не интересуются.
Периодически различные исследователи находят злоупотребления со стороны мобильных приложений в плане использования прав. Так, недавно специалисты сервиса NordVPN проанализировали ряд популярных приложений для Android и iOS в 18 различных категориях. Результаты исследования получились неутешительными: 75% изученных приложений собирают значительно больше данных о пользователе, чем на самом деле необходимо для их работы. Согласно отчёту, в 42% случаев приложения собирали данные пользователей из других сервисов и веб-сайтов, а 37% фиксировали данные о местоположении, хотя всё это не было нужно для их функционирования. Ещё 35% запрашивали доступ к камере, 22% — к галерее и 16% — к микрофону устройства без объяснимой необходимости. Причём, зачастую пользователи сами предоставляют приложениям такие права.
Здесь есть нюанс. Как правило, у приложения есть базовый набор прав, которые ему необходимы для работы (по мнению авторов). Например, просмотрщику изображений нужен доступ к файлам на устройстве, а мессенджеру — к списку контактов, что логично. Этот базовый набор прав приложение получает при установке, повлиять на него вы не можете. Но зачастую у приложения есть дополнительные аппетиты — в какой-то момент оно может запросить у пользователя новые разрешения. И вот здесь полезным будет аккуратно смотреть, зачем этому приложению такое разрешение нужно, и придерживаться правила "минимум необходимого". Если банковское приложение просит разрешение смотреть ваше местоположение, это можно объяснить желанием показывать вам банкоматы рядом (надо ли вам это — решайте сами), а вот если калькулятор просит доступ к микрофону, а читалка электронных книг — к списку вызовов, это объяснить сложно и должно вызвать вопросы.
А что делать с "обязательными" правами приложений? Как я уже сказал, изменить их нельзя (а часто и не нужно — приложению "Камера" действительно нужен доступ к камере устройства). Но если у какого-то приложения есть обязательное разрешение, которое вы никак не хотите ему оставлять — увы, выход только в удалении такого приложения. Здесь уж решать вам. Часто такими "лишними" правами грешат приложения соцсетей и мессенджеров.
Так что общая рекомендация в борьбе за свою приватность здесь состоит в том, чтобы проверить, какие права выданы установленным приложениям и при необходимости (и возможности) убрать лишнее. А в отдельных случаях приложения удалить (ненужные вам — так точно). И при запросе от приложений на выдачу новых прав быть вредными и придирчивыми.
Делается это всё в настройках телефона, конкретные названия пунктов меню будут отличаться в зависимости от операционки и её версии. Ищите в пункте настроек "Приложения" вкладку "Диспетчер прав" или похожую.
@digitaltea | про IT доступно
👍22❤4🔥2🤔2
Системный администратор: Герой невидимого фронта
#матчасть
Наверное, все хотя бы раз видели на экране компьютера такую надпись, сопровождающую какое-то сообщение об ошибке. А кто он — системный администратор?
Нуу.. он мне комп чинит.
И да, и нет. Давайте по порядку.
ℹ️ Системный администратор (сисадмин, админ) — это специалист, который занимается обслуживанием и управлением компьютерными системами и сетями. Он поддерживает бесперебойную работу компьютеров, серверов, сетевого оборудования и в целом IT-инфраструктуры организации.
Чем занят сисадмин?
Вот некоторые из задач, которые выполняет системный администратор:
1️⃣ Установка и обновление ПО: Устанавливает и настраивает программное обеспечение (ПО) на компьютерах и серверах, включая необходимые обновления ПО.
2️⃣ Управление сетью: Настраивает сетевое обрудование, планирует и проводит работы по расширению сетевой инфраструктуры предприятия.
3️⃣ Обеспечение безопасности: Заботится о том, чтобы системы и обрабатываемые ими данные оставались защищенными от различных кибер-угроз.
4️⃣ Замена обрудования: Устанавливает и настраивает новое оборудование взамен вышедшего из строя.
5️⃣ Резервное копирование: Создает резервные копии данных, чтобы в случае сбоя или аварии можно было восстановить информацию.
6️⃣ Мониторинг и оптимизация: Следит за состоянием систем и сетей, выявляет и устраняет узкие места и проблемы производительности.
В малых организациях (до пары десятков сотрудников) сисадмин может быть единственным IT-специалистом, работая в режиме "человек-оркестр", включая поддержу конечных пользователей. По мере роста организации речь будет идти о команде админов (зачастую также "на все руки"), но в крупных компаниях часто появляется специализация сисадминов по более узким направлениям. Это связано как с объёмом работы, так и с необходимостью более глубоких знаний в отдельных областях.
👤 Вот типовые примеры специализаций сисадминов:
- Сетевой администратор (занимается разработкой и обслуживанием сетей);
- Администратор веб-серверов;
- Администратор почтовых серверов;
- Администратор баз данных;
- Администратор информационной безопасности;
- Инженер техподдержки и работы с пользователями.
❓ Почему админ системный?
Сисадмин управляет не только отдельными устройствами, но и всей системой компьютеров и сетей в организации. "Система" здесь подразумевает объединение различных компонентов (компьютеры, серверы, сети, программы) в единую работающую сущность. Если хотя бы один элемент функционирует неправильно, вся система может выйти из строя. И сисадмин разбирается не только в работе каждого элемента, но и в их взаимодействии.
🎉 День системного администратора отмечается ежегодно в последнюю пятницу июля. В первоначальном американском варианте называется «День благодарности системному администратору» (System Administrator Appreciation Day). Ведь как правило, сисадмины — это герои невидимого фронта, об их существовании зачастую и не подозревают... пока всё работает 😉
@digitaltea | про IT доступно
#матчасть
"Обратитесь к системному администратору"
Наверное, все хотя бы раз видели на экране компьютера такую надпись, сопровождающую какое-то сообщение об ошибке. А кто он — системный администратор?
Нуу.. он мне комп чинит.
И да, и нет. Давайте по порядку.
Чем занят сисадмин?
Вот некоторые из задач, которые выполняет системный администратор:
В малых организациях (до пары десятков сотрудников) сисадмин может быть единственным IT-специалистом, работая в режиме "человек-оркестр", включая поддержу конечных пользователей. По мере роста организации речь будет идти о команде админов (зачастую также "на все руки"), но в крупных компаниях часто появляется специализация сисадминов по более узким направлениям. Это связано как с объёмом работы, так и с необходимостью более глубоких знаний в отдельных областях.
- Сетевой администратор (занимается разработкой и обслуживанием сетей);
- Администратор веб-серверов;
- Администратор почтовых серверов;
- Администратор баз данных;
- Администратор информационной безопасности;
- Инженер техподдержки и работы с пользователями.
Сисадмин управляет не только отдельными устройствами, но и всей системой компьютеров и сетей в организации. "Система" здесь подразумевает объединение различных компонентов (компьютеры, серверы, сети, программы) в единую работающую сущность. Если хотя бы один элемент функционирует неправильно, вся система может выйти из строя. И сисадмин разбирается не только в работе каждого элемента, но и в их взаимодействии.
@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍23❤3🔥1
#цифрогигиена #трендец
Скайнет на службе маркетолога
Персонализированной (или как её ещё называют, таргетированной или контекстной) рекламой в наше время никого не удивишь. Все сталкивались с ситуацией, когда что-то искали в Интернете, а потом в рекламных объявлениях на сайтах удивительным образом видим товары и услуги, связанные с объектом нашего поиска. Но это условный Яндекс или Google, видя наши поисковые запросы, продаёт контекстную рекламу в цифровом пространстве. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) позволило рекламодателям выйти за пределы вашего браузера и настигнуть вас в реальном мире. По крайней мере, японцам это уже грозит.
Fujitsu разработала и сейчас тестирует в первых супермаркетах камеры на основе ИИ, которые будут отслеживать поведение покупателей, определять заинтересовавшие их товары и на основе этого демонстрировать им на ближайших экранах персонализированную рекламу. Чтобы, так сказать, помочь принять окончательное решение купить вооон ту коробку печенья. В начале 2024 года Fujitsu планирует завершить этап тестирования и представить рынку готовый продукт.
Что нам здесь важно?
Мы видим, как тенденция на "индивидуальную работу с клиентом" набирает обороты за счёт развития новых технологий. Причём, реклама — это просто самый яркий представитель этого направления. В активно цифровизирующемся мире появляется возможность собирать, хранить и обрабатывать огромное количество информации о каждом из нас. Причём, методы сбора и обработки становятся всё совершеннее. Мы везде оставляем свои "цифровые следы". Теперь — даже просто посмотрев на коробку печенья на полке супермаркета.
И не знаю как вам, но мне немного жутковато от мира, где каждый твой шаг, взгляд или мысль (про мысль — не так фантастично, как кажется) будут аккуратно записываться, анализироваться и использоваться для причинения вам непоправимой пользы.
Понятно, что в данном примере у рекламщиков цель сугубо локальная и меркантильная:впарить вам свой товар помочь определиться с выбором. Но даже здесь можно проследить вмешательство в процесс выбора товара покупателем, и посягательство на само право делать такой выбор самостоятельно.
Представьте: человек на диете, или просто на ЗОЖе, борется со своей привычкой кушать всякие сладости. И у него вполне прилично получается. Он даже лишь на секунду дольше нужного задержал взгляд на коробке печенья в магазине, и уже почти прошёл мимо, довольный своей силой воли. И прошёл бы. Но тут на соседнем экране вылезает милый персонаж, в красках рассказывающий, какое нежное и вкусное печенье лежит вон там на полочке. И вот наш герой уже на кассе с тремя коробками этой вкусняшки.
И это довольно безобидный пример того, как зная о нас многое (слишком многое), можно с помощью такой вот "мягкой силы" влиять на наш выбор, наше поведение, наши взгляды. И уж поверьте, такие технологии будут интересны всем — от маркетологов в магазинах до политиков на выборах.
Да, в новом дивном мире определённо нужна будет шапочка из фольги. Осталось только понять, что она из себя будет представлять, и где её брать. Возможно, осознанность и критическое мышление останутся нашими единственными союзниками в борьбе за право думать самим.
@digitaltea | про IT доступно
Скайнет на службе маркетолога
Персонализированной (или как её ещё называют, таргетированной или контекстной) рекламой в наше время никого не удивишь. Все сталкивались с ситуацией, когда что-то искали в Интернете, а потом в рекламных объявлениях на сайтах удивительным образом видим товары и услуги, связанные с объектом нашего поиска. Но это условный Яндекс или Google, видя наши поисковые запросы, продаёт контекстную рекламу в цифровом пространстве. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) позволило рекламодателям выйти за пределы вашего браузера и настигнуть вас в реальном мире. По крайней мере, японцам это уже грозит.
Fujitsu разработала и сейчас тестирует в первых супермаркетах камеры на основе ИИ, которые будут отслеживать поведение покупателей, определять заинтересовавшие их товары и на основе этого демонстрировать им на ближайших экранах персонализированную рекламу. Чтобы, так сказать, помочь принять окончательное решение купить вооон ту коробку печенья. В начале 2024 года Fujitsu планирует завершить этап тестирования и представить рынку готовый продукт.
Что нам здесь важно?
Мы видим, как тенденция на "индивидуальную работу с клиентом" набирает обороты за счёт развития новых технологий. Причём, реклама — это просто самый яркий представитель этого направления. В активно цифровизирующемся мире появляется возможность собирать, хранить и обрабатывать огромное количество информации о каждом из нас. Причём, методы сбора и обработки становятся всё совершеннее. Мы везде оставляем свои "цифровые следы". Теперь — даже просто посмотрев на коробку печенья на полке супермаркета.
И не знаю как вам, но мне немного жутковато от мира, где каждый твой шаг, взгляд или мысль (про мысль — не так фантастично, как кажется) будут аккуратно записываться, анализироваться и использоваться для причинения вам непоправимой пользы.
Понятно, что в данном примере у рекламщиков цель сугубо локальная и меркантильная:
Представьте: человек на диете, или просто на ЗОЖе, борется со своей привычкой кушать всякие сладости. И у него вполне прилично получается. Он даже лишь на секунду дольше нужного задержал взгляд на коробке печенья в магазине, и уже почти прошёл мимо, довольный своей силой воли. И прошёл бы. Но тут на соседнем экране вылезает милый персонаж, в красках рассказывающий, какое нежное и вкусное печенье лежит вон там на полочке. И вот наш герой уже на кассе с тремя коробками этой вкусняшки.
И это довольно безобидный пример того, как зная о нас многое (слишком многое), можно с помощью такой вот "мягкой силы" влиять на наш выбор, наше поведение, наши взгляды. И уж поверьте, такие технологии будут интересны всем — от маркетологов в магазинах до политиков на выборах.
Да, в новом дивном мире определённо нужна будет шапочка из фольги. Осталось только понять, что она из себя будет представлять, и где её брать. Возможно, осознанность и критическое мышление останутся нашими единственными союзниками в борьбе за право думать самим.
@digitaltea | про IT доступно
👍25❤3🔥2🤔1
Чайный #дайджест №15
Друзья, за уходящую неделю мы с вами обсудили:
☕️ Как социальный рейтинг разделит общество на касты
☕️ Как отобрать у калькулятора микрофон, и зачем это делать
☕️ Чем занят админ, и почему он системный
☕️ Оставят ли нам технологии привилегию думать самостоятельно
Если что-то упустили — можете почитать на досуге.
Всем хороших выходных!
@digitaltea | про IT доступно
Друзья, за уходящую неделю мы с вами обсудили:
☕️ Как социальный рейтинг разделит общество на касты
☕️ Как отобрать у калькулятора микрофон, и зачем это делать
☕️ Чем занят админ, и почему он системный
☕️ Оставят ли нам технологии привилегию думать самостоятельно
Если что-то упустили — можете почитать на досуге.
Всем хороших выходных!
@digitaltea | про IT доступно
👍19❤2🔥2
Тест Тьюринга
#матчасть
Тест Тьюринга — это тест, предложенный британским математиком Аланом Тьюрингом в 1950 году для ответа на вопрос "может ли компьютер мыслить?".
Суть этого теста в следующем: компьютер общается с человеком, и если человек не может определить, является ли его собеседник компьютером или живым человеком, то компьютер тест прошёл.
Этот тест считается классическим. Впрочем, если в 50-х годах прошлого века можно было предположить, что прохождение теста Тьюринга будет свидетельствовать о способности компьютера мыслить (таких технологий тогда не было), то сейчас мы являемся свидетелями того, как современные нейросети типа ChatGPT и аналогичные ей могут вести адекватную беседу с пользователем, а бот на основе нейросети, подключенный к какому-нибудь чату или мессенджеру, вполне способен поддерживать непринуждённый диалог и в итоге ввести человека в заблуждение.
И в то же время эти нейросети не обладают способностью мыслить, а действуют в рамках своих алгоритмов и своих наборов исходных данных (подробнее об этом говорили тут).
Т.ч. в настоящее время Тест Тьюринга можно использовать как мерило качества нейросети, ориентированной на общение с пользователем, но не более того.
Тест Тьюринга может служить наглядным примером того, что сегодняшних наших знаний и представлений (для любого "сегодня") зачастую может быть недостаточно, чтобы спрогнозировать развитие технологий в будущем.
А самые поразительные достижения часто лежат не в сфере "о, это фантастика", а в сфере того, что в настоящий момент не живёт в головах даже в виде фантастической идеи — об этом просто ещё не подумали. Как сказали бы коллеги из более гуманитарных отраслей, "лежит в сфере неосознанного незнания"😉
@digitaltea | про IT доступно
#матчасть
Тест Тьюринга — это тест, предложенный британским математиком Аланом Тьюрингом в 1950 году для ответа на вопрос "может ли компьютер мыслить?".
Суть этого теста в следующем: компьютер общается с человеком, и если человек не может определить, является ли его собеседник компьютером или живым человеком, то компьютер тест прошёл.
Этот тест считается классическим. Впрочем, если в 50-х годах прошлого века можно было предположить, что прохождение теста Тьюринга будет свидетельствовать о способности компьютера мыслить (таких технологий тогда не было), то сейчас мы являемся свидетелями того, как современные нейросети типа ChatGPT и аналогичные ей могут вести адекватную беседу с пользователем, а бот на основе нейросети, подключенный к какому-нибудь чату или мессенджеру, вполне способен поддерживать непринуждённый диалог и в итоге ввести человека в заблуждение.
И в то же время эти нейросети не обладают способностью мыслить, а действуют в рамках своих алгоритмов и своих наборов исходных данных (подробнее об этом говорили тут).
Т.ч. в настоящее время Тест Тьюринга можно использовать как мерило качества нейросети, ориентированной на общение с пользователем, но не более того.
Тест Тьюринга может служить наглядным примером того, что сегодняшних наших знаний и представлений (для любого "сегодня") зачастую может быть недостаточно, чтобы спрогнозировать развитие технологий в будущем.
А самые поразительные достижения часто лежат не в сфере "о, это фантастика", а в сфере того, что в настоящий момент не живёт в головах даже в виде фантастической идеи — об этом просто ещё не подумали. Как сказали бы коллеги из более гуманитарных отраслей, "лежит в сфере неосознанного незнания"
@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍21❤5🔥1
#приватность
📷 Про фото, Тинёк и ЕБС
Недавно "Тинькофф Банк" началнастырно запрашивать у своих клиентов согласие на обработку их фотографий, сделанных при оформлении банковских продуктов, с целью перевода их в формат биометрических данных и последующего размещения в Единой биометрической системе (ЕБС). В настоящее время у банка около 30 млн клиентов, и их биометрические данные могут значительно пополнить запасники ЕБС. Мне тоже пришёл такой запрос от банка (естественно, вся суть — мелким шрифтом в "Условиях обработки", а так — ребята собрались меня защищать в поте лица).
Здесь есть нюанс. "Чудесный" закон № 572-ФЗ предписывает всем организациям, ранее собравшим с клиентов биометрию, принудительно сдать её в ЕБС до 30 сентября 2023 г. (уже сделано), причём, без спроса гражданина. Но фото, сделанные представителем Тинька при оформлении карты, биометрией не являются (сдача биометрии — формально подтверждаемая процедура, а не просто "щёлк" на камеру). А вот если согласиться на обработку фотографии, как предлагает банк, эта фотка и формально и технически будет преобразована в биометрию со всеми вытекающими.
Почему я сам не планирую и знакомым не советую сдавать биометрию в ЕБС [пока отказ возможен], как-нибудь расскажу отдельно. А пока меня напрягли сообщения в Сети о том, что якобы в случае с "Тиньком" нужно явно заявить свой отказ от обработки фотографий, иначе они по умолчанию уедут в ЕБС. Для выяснения вопроса связался со службой поддержки жёлтого банка — нет, в режиме "автопилота" ничего не передаётся. Результат общения — на скринах ниже. Возможно, сэкономлю кому-то время.
💡К слову, узнать, есть ли ваши биометрические данные в ЕБС, можно в личном кабинете на сайте госуслуг. Для этого нужно зайти в "Профиль" → "Биометрия". Если вы её не сдавали, то увидите надпись "Биометрия не зарегистрирована".
@digitaltea | про IT доступно
📷 Про фото, Тинёк и ЕБС
Недавно "Тинькофф Банк" начал
Здесь есть нюанс. "Чудесный" закон № 572-ФЗ предписывает всем организациям, ранее собравшим с клиентов биометрию, принудительно сдать её в ЕБС до 30 сентября 2023 г. (уже сделано), причём, без спроса гражданина. Но фото, сделанные представителем Тинька при оформлении карты, биометрией не являются (сдача биометрии — формально подтверждаемая процедура, а не просто "щёлк" на камеру). А вот если согласиться на обработку фотографии, как предлагает банк, эта фотка и формально и технически будет преобразована в биометрию со всеми вытекающими.
Почему я сам не планирую и знакомым не советую сдавать биометрию в ЕБС [пока отказ возможен], как-нибудь расскажу отдельно. А пока меня напрягли сообщения в Сети о том, что якобы в случае с "Тиньком" нужно явно заявить свой отказ от обработки фотографий, иначе они по умолчанию уедут в ЕБС. Для выяснения вопроса связался со службой поддержки жёлтого банка — нет, в режиме "автопилота" ничего не передаётся. Результат общения — на скринах ниже. Возможно, сэкономлю кому-то время.
💡К слову, узнать, есть ли ваши биометрические данные в ЕБС, можно в личном кабинете на сайте госуслуг. Для этого нужно зайти в "Профиль" → "Биометрия". Если вы её не сдавали, то увидите надпись "Биометрия не зарегистрирована".
@digitaltea | про IT доступно
👍19❤3🔥1
#напульсе
В 2023 году ежедневно в Интернет выходят почти 100 миллионов россиян, а РФ занимает первое место в Европе по количеству пользователей Сети. Об этом не так давно сообщил Зампред Правительства Дмитрий Чернышенко, поздравляя всех причастных с Днём Интернета (отмечается в России 30 сентября).
В 1998 году доступ к Сети имели около 1 млн. россиян. Т.е. рост в 100 раз за 25 лет! Много ли это? С одной стороны, имеется эффект "низкой базы" — в 90-е годы Интернет в Россию только пришёл, и любой рост с тех цифр будет значительным. Да и 25 лет — срок немалый. Но с другой стороны — сейчас Сетью пользуются трое из четырёх россиян, а это более чем внушительный охват.
Так, по версии аналитиков Rambler&Co, 39% россиян в среднем проводят в Интернете больше 5 часов ежедневно, а 24% - хотя бы 1-2 часа в день. При этом 43% пользователей считают, что в основном Интернет нужен для чтения новостей.
Все эти цифры наглядно объясняют повышенное государственное внимание к рунету. Три четверти граждан в Сети, из которых почти половина в первую очередь ориентирована на новости — такое ни одно государство не оставит как минимум без надзора, а лучше — контроля. Это вам не 1 миллион любопытствующих в 1998.
Сам я впервые познакомился с Интернетом как раз в конце 90-х, а персональный доступ в Сеть у меня появился в 2000 году. Возможно, именно поэтому у меня регулярно пригорает со всяких блокировок, запретов VPN и прочих попыток ограничить доступ к информации в Интернете. Ведь, несмотря на прошедшие 20+ лет, я слишком живо помню инет и без соцсетей, и без Роскомнадзора. И если к цензуре в других источниках информации я отношусь как к неизбежному злу — ведь по ТВ и в газетах у нас испокон века было и есть "Здравствуйте, товарищи" — то к Сети, свободной от вмешательства и ограничений, я успел привыкнуть. Т.ч. не обессудьте, ворчать на эту тему буду периодически
[подмёл за собой посыпавшийся песок]
И второй момент, о котором говорит нам цифра в 100 миллионов — это то, что Интернет давно и незаметно превратился из увлечения кучки энтузиастов из 90-х в де-факто стандарт жизни современного общества. А это накладывает на пользователей определённые обязательства пред самими собой. Когда на всю страну было несколько десятков электрических лампочек в Зимнем дворце, то население могло спокойно не думать и не знать об электричестве. Но когда лампочка и холодильник появились в каждом доме, хотя бы минимальные бытовые знания об электричестве важны стали для всех. Так же и с IT. Несмотря на привычность и уже огромную роль инфотеха в современной жизни, судя по всему, значение IT будет только нарастать. И если электриком становиться я вас не призываю, то уметь включить лампочку и знать, что пальцы в розетку совать не стоит, необходимо каждому.
На связи!
@digitaltea | про IT доступно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍29❤6🔥2