Дмитрий Фадеев | Адекватная психология – Telegram
Дмитрий Фадеев | Адекватная психология
1.14K subscribers
484 photos
94 videos
3 files
291 links
Практикующий психолог, сексолог, супервизор. Эксперт по работе с профессиональным выгоранем работников IT-сферы. Магистр когнитивной психологии в образовании и управлении. Старший преподаватель Гуманитарного Института РосНОУ. Для связи: @dmitryfav
Download Telegram
В чем разница между консультированием и психотерапией?

Ответ на этот вопрос должен быть максимально чёткий, будь вы клиент, специалист-психолог, студент или магистрант.

А иначе будем заниматься не тем чем нужно и получим не тот результат, который ожидаем.

Пожалуй единственный внятный ответ я получил от И.В. Ляха на курсах супервизии. Все остальные плывут. Свой ответ я уже сформулировал за 12 лет практики. Ставьте 👍, если интересно его узнать.

А в чем разница для вас? Пишите в комментариях

Всем хорошего дня!
👍41
Умеете ли вы останавливаться?

Навык останавливаться, это многопрофильный инструмент с помощью которого можно:

🔻 Не вестись на свои эмоции или эмоции других людей.

🔻Выбирать другие действия, чтобы не повторять ошибки.

🔻 Соскочить с опостылевших сценариев своей жизни.

🔻 Принять взвешенное решение.

🔻 Выждать лучший момент чтобы действовать по-другому.

🔻 Заметить изменения (в том числе и в себе, положительные или отрицательные).

🔻 Получать удовольствие, впитывать или генерировать ресурсы.

Ну что, сколько галочек вы себе поставили?

Можно ли сказать, что есть в вашем сознании между эмоциями и действиями вставка под названием рассудочная деятельность?

Эта вставка помогает нам стать СВОБОДНЫМИ. Потому что с ней мы способны ВЫБИРАТЬ как отреагировать, что решить и как действовать.

К слову, эту вставку можно натренировать. Я даю специальные упражнения и создаю клиентам ситуации во время сеансов, которые ее развивают. И все, кто развил в себе этот инструмент, применяют его и в тех областях жизни, с которыми мы работаем, и в других сферах жизни.
👍154
Отвечаю на вопрос в чём разница между консультированием и психотерапией.

Во всех учебных пособиях, к которым я получил доступ не прописано чёткой границы между консультированием и психотерапией.
 
Мой учитель по супервизии И.В. Лях сказал "консультирование - это контакт равных".
 
Давайте оттолкнемся от этой точки и тогда нам все станет понятно. В каком смысле контакт равных. Ведь психолог специалист, а клиент нет. Уже не равны. Так вот равных в смысле на одной ступени психического развития. Да да, не удивляйтесь. Психическое развитие может быть очень разным. Посмотрите работу Колберга о созревании нравственности, она есть в свободном доступе в интернете. Многие вещи станут понятны.

У равных людей не искажены их высшие психические функции:
Восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
Поэтому люди понимают друг друга - клиент способен четко сказать что ему нужно, способен воспринять что предлагает психолог, взять и сделать.
 
А психотерапия, продолжаю я мысль И.В. Ляха, это контакт не равных. Критически не равных с точки зрения развития и работы психики. У получателя услуг есть явные искажения в деятельности высших психических функций, которые специалист легко определит в первые 10 минут общения.
 
🧠 Память - ой, я забыл делать техники, забыл о чем спросил психолог.
 
🧠 Внимание - ой, я сменил предмет разговора и не заметил как, отвлёкся.
 
🧠 Мышление - я знаю о чем мне нужно думать, но думаю о другом. Мне трудно сформулировать что я хочу.
 
🧠 Речь - ой, я оговорился. Я тараторю как бешеный. Я говорю не своим голосом.

🧠 Восприятие - я вижу в психологе отца, меня бесит. Я вижу в психологе мать и чувствую себя ребенком. Я не воспринимаю реального человека, я вижу только свои проекции.


Из-за этих отягощений и искажений в общении между клиентом и психологом появляется психодинамика. На ход работы начинают влиять бессознательные процессы. Это когда клиент действует не исходя из реального положения дел, а исходя из своих психических отягощений. Он уже не может взять и сделать. Консультирование бесполезно, нужен психотерапевтический подход.
 
Зачем нужны жёсткие условия, которые устанавливают психотерапевты - устный или письменный контракт, оплата пропущенных встреч и так далее. Человек же сам за помощью пришел. А затем чтобы психодинамика не испортила процесс.

Отягощения и искажения создают дисфункциональные состояния. Чем они сильнее, тем меньше будет работать психотерапия. То есть интенсивность состояний такова, что клиент и психотерапевт с ними не справляются. Тогда в дело должна включиться медикаментозная терапия. Теперь за дело берется врач-психотерапевт или врач-психиатр. Медикаменты снижают градус интенсивности состояний и уже можно работать с искажениями и отягощениями.
 
Ну а если совсем уж критическая ситуация, например, патология характера, которые описывает П.Б. Ганнушкин в своей книге "Клиника психопатий" тогда сможет помочь только врач-психиатр.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍18🔥53👏1
Рубрика "Полезные техники"
 
Хочу рассказать как работаю с высшими психическими функциями на примере мышления.
 
Есть люди с выраженным неконструктивным мышлением. Когда они сталкиваются с новыми целями, идеями, предложениями, возможностями их искаженное мышление автоматически рожает мысли-аргументы почему не получится. Человек в них верит и НЕ ДЕЛАЕТ. Что закономерно, ведь он доверяет своему искаженному мышлению больше, чем реальности. Такое мышление сворачивает мир человека до очень небольших размеров. И думаю вы опознали - оно присуще состоянию жертвы.
 
Что я предлагаю этим людям. Заменить одно мышление на другое. Ведь если ты настойчиво тыкаешь вилкой себе в глаз и остаешься голодным и травмированным, дело не в том, что вокруг нет еды. Может еда прямо перед тобой на тарелке.
 
В чем суть упражнения:
На каждый аргумент почему не получится написать три контраргумента почему получится.

Не только придумать и проговорить, но и написать. Это упражнение требует большой концентрации сил и воли, поэтому я не даю его как домашку, а прошу выполнить непосредственно во время сеанса и помогаю в выполнении.
 
Спустя десять-двадцать минут мучений человек замечает, что генеровать идеи "почему получится" становится проще. Мы меняем полюс креативности. Мозг вдохновенно и творчески создавал одни аргументы и мы меняем полярность этих аргументов. А творческая сила мозга пусть работает и дальше.

Результат мы закрепляем с помощью специальных приемов и дальше человек может пользоваться продуктивным мышлением всю свою жизнь.
21👍4🔥4👏1👌1
Психолог это….

На днях разговорились с администратором офиса о том кто такой психолог по отношению к клиентам.

Врачеватель душ? Доктор? Учитель? Кто-то хочет видеть во мне врача. А мне больше нравится позиционировать себя как тренера. Как в фитнес-клубе - здоровье, сила, красота. Психологические.

Хотя, несколько моих клиенток отмечают, что приятное мужское внимание к ним возросло. Так что физическое идёт за психическим.

А я тренер - разрабатываю программы, помогаю освоить новые движения, исправляю ошибки в технике, помогаю наладить питание, подстраховываю.
17👍5👌4
Думаю о чем бы расскзазать завтра. О полярном мышлении, о здоровых/нездоровых привязанностях, об интересных случаях или о чем-нибудь еще. Пишите ваши пожелания в комментариях.
13
Здоровые и нездоровые любовные отношения, какие они?

Здоровые получаются у тех, кто обладает здоровым типом привязанности. Кроме здорового типа есть ещё три, каждый со своей спецификой. Они статистически встречаются гораздо чаще. Давайте посмотрим какие они.


🧠🤝🫀 Здоровый тип
Единственный психотип способный на здоровые отношения. Всем остальным с ними скучно, потому что нет эмоциональных качелей, патологической ревности, томительного игнора, беготни с волосами назад, разрывов аорты и прочих признаков невроза, ошибочно именуемых любовью. Поэтому тут даже сказать нечего - люди просто живут вместе счастливо.

😱 Тревожный тип
Брошенные и оставленные в детстве на неопределенный срок своими родителями, эти люди не смогли отвлечься на игрушки, чтобы справиться с беспокойством. Причину исчезновения любимых родителей они ошибочно связывают с собой, несут эту ошибку во взрослую жизнь и поэтому стараются то максимально угодить своему партнеру, то чрезвычайно требовательны в любви. Здесь самооценка на минимуме, ревность на макисмуме - давай никогда не расставаться, удались отовсюду, ты только мой (моя), говори мне каждый день, что любишь. В культуре у нас больше тревожных женщин, но мужчины ведут себя так же, просто шпионаж становится более технологичным, а поведение еще более сомнительным. Тревожные иной раз даже сами изменяют своим партнерам на всякий случай, чтобы не быть в проигрыше, если вдруг вскроется измена партнера.

😑 Избегающий тип
Хлебнувшие горьких расставаний в акваториях родительской любви, они научились отвлекаться на игрушки чтобы не страдать и усвоили важный урок - игрушки стабильнее людей. Избегающие предпочитают строить карьеру, заниматься самообразованием, развиваться, растить домашних животных. Ей-богу, так безопаснее. Здесь у нас и работяги мужчины. Верные, к слову сказать. А так же вечные любовники (обещают развестись с женой, а по факту с любовницей избегают жены, а с женой избегают любовницы - perfectly balanced), сторонники гражданских браков и те самые милфы, которые уже обеспечили себя всем, включая детей и не заинтересованы в близости, только в плотских утехах и легких встречах. Милфы, кстати, честнее вечных любовников. Они либо уже в разводе, либо не парят мозг своим юным пассиям пустыми обещаниями.

🤯 Дезорганизованный тип (Тревожно-избегающий)
Вишенка на торте нездоровых отношений. Представьте, что у тревожной и избегающего появились дети, впитавшие самые яркие невротические проявления родителей. "Почему ты не обнимаешь меня, когда мне плохо - Не трогай меня, уйди!", "Пошли все на фиг! Куда вы все пошли?!". Двойные послания льются золотым дождем на партнера. Эмоциональные качели здесь естественны как вдох-выдох. Этот человек действительно не знает чего хочет и в бешенстве от того, что другие не могу догадаться за него. Бесплодные попытки успокоиться об других ведут такого человека к агрессии и изоляции. Либо ему/ей нужно найти кого-то кто святее Папы Римского.


Вместо того чтобы исправить косяки своего эмоционального общения с родителями об партнера, лучше обратиться к специалисту. Впрочем, этот месседж улавливают обычно только люди со здоровым типом привязанности...
33👍11🔥10
Полетели первые ласточки комментариев в ответ на мою историю о повышении цен в августе. Цены повышу через две недели от даты этого поста, 14-го августа.
😁11👏3💩1
Рассказал о своей концепции эмоционального выгорания в интервью на Пикабу - почему возникает, как распознать и что с этим делать.

#сми
14🔥4
Почему головой ты все понимаешь, а делаешь как не надо.
 
Человеческий мозг стремится к автоматизации всех своих операций просто потому что это энергетически выгодно. Вспомните себя - переучиваться гораздо сложнее, чем научиться новому. Новый навык..

(навык это не только пользование предметами - говорить и думать это тоже навык, в этом вы можете убедиться попробовав упражнение из этого поста)

.. быстрее всего осваивается в детстве. Дети учатся и развиваются быстрее взрослых. Этот закон обнаружил и сформулировал Арнольд Луций Гезелл.

(Тот самый автор зеркала Гезелла, которое отражает с одной стороны и прозрачно с другой. Его часто показывают в фильмах, где есть сцены с допросами)

В силу высокой скорости обучения и развития вы с детства владеете навыками даже не помня когда и как их освоили. И здесь кроется ловушка. Навык мыслить и действовать освоен настолько рано, что человек не помнит себя без этого навыка. Он считает его частью своей личности, а на деле, это лишь один из автоматизмов.

Автоматизмы группируются в состояния и это уже не просто мышление на автомате, это и речь, и эмоции, и действия - полный набор.
 
Большинство людей живут во власти собственных автоматизмов. Кто-то называет их социальными инстинктами, что тоже справедливо. Работают они по схеме "стимул-реакция" (эмоция - действие).

А рассудочная деятельность, с помощью которой вы сожалеете о том что натворили, просто не успевает перебить автоматизм. Она энергозатратная и слишком медленная.
 
К счастью, практическая психология (особенно советские разработки научных психологов) обладает методиками остановки и переделывания автоматизмов. Мои клиенты вам это подтвердят.
👍19🔥85
«Деструктивные желания»

Желания, которые разрушают человека, которые делают ему же хуже.

Если мы не берём совсем уж неадекватных, среди более-менее нормальных людей, желание нагадить себе в карман выглядит очень странным.

Само словосочетание «деструктивные желания» для меня звучит сомнительно.
Не знаю точно, кто ввёл этот термин, но он был не внимательным психологом. Объясню почему.

В прошлом посте я писал о том как возникают автоматизмы. И если внимательно вглядеться в любое «деструктивное желание», то вы обнаружите за ним вполне здоровую потребность, которая реализуется кривым способом.

Чаще всего это потребность в отдыхе, в расслаблении и успокоении.

Иными словами:

Нет деструктивных желаний, есть автоматизированные кривые способы реализовать здоровые потребности.


Эту позицию я исповедую и проповедую в своей работе.

Прочитав предыдущий пост вы скажете, это что же, дети дураки, заучивают кривые способы удовлетворения потребностей?

🔺 Ну во-первых, дети заучивают автоматически, они не прикладывают усилий для этого, мозг так работает.

🔺 Во-вторых, им сравнить не с чем. Что принято в родительских семьях, то и освоили.

🔺 В-третьих, в детстве эти способы давали результат. Капризы, слёзы, обиды, размахивания кулаками, все работало. А вот взрослых стратегий на смену детским не появилось. Если вы вглядитесь в деструктивные желания, то обнаружите в них много «детского».
👍17🔥32
Смотрели «Головоломку 2»
Anonymous Poll
55%
Да!
45%
Нет!
👎1
Понравилось?

👍 - да

💩 - нет
👍54🤔8💩3
Кому актуально получить мою консультацию или сопровождение к ощутимым результатам за короткое время, пишите @dmitryfav "Хочу на консультацию"
Дмитрий Фадеев | Адекватная психология pinned «Кому актуально получить мою консультацию или сопровождение к ощутимым результатам за короткое время, пишите @dmitryfav "Хочу на консультацию"»
Топ-3 момента «Головоломки 2» Осторожно, спойлеры!

Показать свежо и ново затасканную тему подросткового кризиса сложно. Да ещё так показать, чтобы все добродушно посмеялись, прониклись и поняли как надо жить. И очень интересно было взглянуть как авторы решили эту задачу.

Третье место. Бронзовый призер - Способность забывать. Изобретение Радости помогает оставаться инфантильной дурочкой, изолируя себя от неприятных фактов и части реальности О СЕБЕ.

Культура в которой мы живем стимулирует не только клиповое мышление, но и способность забывать. Под натиском новой информации старое как бы вытесняется. Человек забывает свои цели, желания, боли, неприятности и себя. Кстати, по этой причине часть моего сопровождения клиентов, это тренировки навыка помнить.

Чем все закончилось с изобретением Радости, рекомендую оценить во время просмотра мультфильма.

На втором месте изящный переход от детской я-концепции (набора убеждений) "Я хороший человек" к динамической (меняющейся) я-концепции.

Интересно показали не только изменение содержания, но и переход от статики к динамике. Фишка в том что детское мышление и мышление младших школьников не может оперировать динамическими понятиями. Кстати, поэтому школьники не понимают что такое математическая функция. Только в подростковом возрасте и взрослости появляется эта опция - способность мыслить динамическими понятиями. И то не у всех. Ведь кто-то так и не понимает что такое функция... "Я хороший", "Мама всегда рядом", "Ты плохой" - примеры детских статичных концепций. А кто скажет как в "Головоломке" звучит новая я-концепция, тот молодец)

Ну и на первом месте филигранный брокколи в потоке сознания. Тонкая отсылка на уважение к психоанализу. Попробуйте сравнить с какой скоростью достигли глубин сознания главные герои и с какой брокколи. Жирнющий намёк.

А что понравилось вам? Пишите в комментариях, интересно будет почитать.
11👍6🔥4👎1
Этого не хватает многим начинающим психологам.

Понимания, что вышка даёт инструменты. Некоторые ребята магистры, например, очень нервничают по поводу того что мало методов и надо бы ещё курсы пройти, ещё поучиться. А между тем, если хорошо знать общую психологию, возрастную и этнопсихологию и уметь анализировать, то методы откроются.

Например, один из моих любимых методов в работе - косвенное обучение, я взял из этого учебника, а в частности, из главы Память, в которой описаны опыты советского психолога Петра Ивановича Зинченко.

Работает косвенное обучение шикарно, его эффективность выше, чем у прямого обучения. Все как у Зинченко.
👍156🔥4🥰1
Символизм семейного стола

Такой стол существует практически в каждом доме, точнее на каждой даче или в деревне. Большой стол за которым собирается семья - несколько поколений.

И интересно понаблюдать историю рассадки за этим столом. Кто на каком месте сидит сейчас и сидел 10-20 лет назад. Где принято сидеть детям, а где место главы семьи? И когда глава семьи уходит, кто сядет на его место или оно останется пустовать? Как меняются места за столом? Какое место предложат гостям?

Семейный стол - это прекрасный диагностический инструмент, очень информативная метафора и отличный способ понять систему семейных отношений, увидеть ее динамику.
👍18🔥65🤔1💩1
Не в качестве рекламы, а с целью информирования:

С 15.08.2024 г. для новых клиентов и клиентов, не пользовавшихся моими услугами более одного года, стоимость услуг следующая:

🔹 Индивидуальная первичная консультация 55 минут - 7500 р.
🔹 Семейная первичная консультация 55 минут - 7500 р.

🔸 Индивидуальная консультация 55 минут - 8500 р.
🔸 Семейная консультация 55 минут - 9500 р.

▪️ Курс индивидуального (семейного) консультирования (сопровождения) "3 встречи" - 21 000 р.
▪️ Курс индивидуального (семейного) консультирования (сопровождения) "5 встреч" - 32 000 р.

❗️Стоимость индивидуальной и групповой супервизии не изменились.

❗️Для клиентов с которыми сотрудничаем в настоящее время и не пользовавшихся моими услугами менее одного года стоимость услуг остается прежней.

Информация по политике конфиденциальности, договору-оферте и услугах размещена на сайте: https://dmitryfadeev.ru/

Для оперативной связи телеграмм: @dmitryfav
👍141
Сильные женщины и слабые мужчины.

Взращённые в авраамической и в целом полярной европейской культуре, люди полярно мыслят и держатся крайних точек зрения:

"Ах он мне не отвечает, тогда вообще писать не буду!",
"Пан или пропал", "Все или ничего".

Одним словом, державинское "я царь - я раб - я червь - я бог", сидит в головах надёжно и портит жизнь многим десяткам поколений.

Например, те женщины, которые говорят что нет вокруг сильных мужчин сами, как правило, застряли в сильном (в их понимании - мужском) состоянии и из этой полярной крайности замечают лишь тех мужчин, кто слабее. А сильных мужчин они боятся заметить.

Если все же такое происходит, то сильная женщина зачем-то начинает бороться с сильным мужчиной.

Отчасти потому что полярная парадигма "мужчина сильный - женщина слабая" побуждает ее быть слабой, а слабой быть страшно, тревожно и не приятно.

Женщина предпочитает оставаться сильной (что бы это ни значило в ее понимании).

А мужчина, ну что мужчина... Мы существа простые. Мы просто реагируем. Если мужчина видит перед собой женщину, которая ведет себя как мужик, он либо её ломает, если достаточно силён и не достаточно умён, либо он уходит (потому что нафиг оно надо в браке с бабой воевать), либо он уступает и становится тем самым каблучарой.

Есть, конечно, еще вариант. Когда оба партнёра не застревают в полярностях, а свободно перемещаются между ними, ориентируюсь на свои потребности, потребности своего партнёра и потребности отношений. Я вижу такие пары, чаще правда пространстве своего рабочего кабинета спустя два-три месяца интенсивной работы.
👍285🤔3🔥1