Домашняя церковь – Telegram
Домашняя церковь
3.12K subscribers
13 photos
1 video
45 files
412 links
Мы говорим о форме организации церковной жизни в условиях собственного дома. О православной "домашней церкви", которая состоит из членов отдельно взятой семьи, живущей по евангельским принципам.
Download Telegram
101. Утренний гимн

...В народном сознании этот псалом считается заупокойным, хотя Устав церковный рассматривает его как праздничную и по преимуществу воскресную кафизму. И именно в качестве воскресной кафизмы непорочны вносятся в заупокойные последования, при поминовении скончавшихся в надежде воскресения...
👍1
102. Утренний полиелей

...некоторые памятники еще в XIII веке имеют специальные указания, запрещающие петь Полиелей на воскресных бдениях и даже зимнего периода года. Сегодня же, хотя 17 глава Типикона предписывает петь Полиелей вместо Непорочных, начиная с отдания Воздвижения (т.е. с 22 сентября), до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной (до начала Вел.Поста) однако в наших храмах (в нарушение Устава) Полиелей совершается во все воскресные дни круглый год, да еще и в соединении с тропарями «Ангельский собор удивися», которые вообще-то должны петься взамен припевов ко всем стихам 17 кафизмы...
Forwarded from Jesus-portal.ru
Забытая практика поста

Можно ли себе представить, что увидь св. Ипполит Римский (II в.) практику пощения, которую мы сейчас знаем, он назвал бы ее странной и порадоксальной?

Можно! Ведь именно так он и его современники, включая Амвросия Медиоланского, эту практику и характеризовали. А дело в том, что со II века под влиянием ереси монтанистов воздежанием от скоромной пищи стали подменять понятие поста, под которым изначально понималось кратковременное воздержание от любой еды (даже «постной»).

Возврат к истокам традиции позволяет снять такие недоразумения, как возможность послабления больным, путешествующим и пр. «льготным» категориям людей, а также решает проблему празднования Нового года без нарушения Рождественского поста, не переходя при этом на григорианский календарь.

В этом интервью неожиданные, но традиционные рекомендации пощения предлагает священник Вадим Коржевский.

https://jesus-portal.ru/life/video/interviy/zabytaya-praktika-posta?utm_source=Telegram&

Продолжительность видео: 16 мин.
103. Утреннее величание

...В греческой церкви данные припевы не получили распространения, тогда как в славянских странах были составлены целые циклы припевов для избранных псалмов, получившие название величаний....
104. Утренее благовестие

...По прочтении евангельского отрывка, Евангелие выносится на середину храма для целования. Целующие его сначала делали два поклона и произносили молитву: “Со страхом и любовию приступаю к Тебе Христе, и верую словесем Твоим; страхом убо греха ради, любовию же спасения ради”. По целовании Евангелия делали третий поклон, произнося: “Верую, Господи, во святое Евангелие, Христе Боже, помози ми и спаси мя”...
Сегодня в Тюмени, после продолжительной болезни, умер Мирослав Юрьевич Бакулин — современный российский писатель, кандидат филологических наук, журналист, директор культурного центра «Русская неделя». Он не только до конца своих дней писал, изучал, выступал на радио и телевидении, но и активно занимался издательством христианской литературы, неизвестно откуда изыскивая на это средства. Вечная ему память.

Список некоторых его книг https://www.livelib.ru/author/351733/top-miroslav-bakulin
105. Утреннее покаяние

...Примечательно, что в способе исполнения 50-го пс. на воскресной утрене Типикон не делает разницы с двумя песнопениями из службы Пасхи: «Воскресение Христово видевше» и «Воскрес Иисус из гроба»...
106. Утренее пение

...Будучи излияниями высочайшего религиозного одушевления, они составляют цвет библейской поэзии и могут быть поставлены выше псалмов, хотя и используются наравне с ними, а их набор рассматривается как дополнение к Псалтири...
107. Утренний канон

..широкому распространению такой практики трудно подыскать какое-либо оправдание. Мало того, что это обедняет восприятие канона и препятствует созерцанию Божественного Промысла, действующего в истории человечества, но и открывает широкое поле для произвола и непризванного творчества...
108. Праздничный канон

...Самой же странной особенностью в строе праздничного канона является то, что после Х века канон стали писать без 2-й песни. До этого времени эту песнь имели каноны всех праздников (так было не только у Андрея Критского, но и у Иоанна Дамаскина); сегодня же эту песнь содержат лишь каноны вторников и некоторых суббот Великого поста...
109. Утренний мегаканон

Это произведение правильней называть не «Великий покаянный канон», а «БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ С ПОКАЯННЫМИ ПРИПЕВАМИ». Без первого всё это выглядит как половина диалога, когда реплики одного участника мы слышим, а другого — нет, и в результате остается малопонятным как содержание канона, так и замысел его составителей...
110. Утреннее хваление

Конец Утрени очень похож на то, как заканчивается Вечерня. Отличие только в том, что достигнув на запад солнца и «видевше свет вечерний», мы просим, чтобы этот свет снова воссиял для нас, т.е. молимся о ниспослании благодати света вечного, а узрев «во свете Божием», рождающийся из тьмы ночной утренний свет, мы созерцаем несозданний Свет, радуясь ему и благодаря Бога за ниспосланные вместе с ним небесные блага...
1
111. Утреннее дополнение

...помазание елеем стало совершаться после отпуста утрени в дни памяти почитаемых святых, когда им есть бдение, а особенно в Господские и Богородичные праздники. В дониконовскую эпоху на Руси целование иконы и елеопомазание совершались во время 1-го часа. Правда, в воскресные дни помазание не совершалось...
112. Песенная утреня

Сегодня мы познакомимся с последованием Утрени Великой Церкви, т.е. утрени, совершавшейся в храме св. Софии в Константинополе. Основная особенность ее состояла в том, что в ней “за исключением иерейских молитв и диаконских прошений ничего не произносилось, а лишь пелось”...
113. Иноческая утреня

Наряду с песненным последованием, сложившимся в христианской церкви к IV веку, примерно в то же время создается иной вид служения Богу, известный под названием “келейного правила”. Его основателями считаются египетские и палестинские отшельники. Они не были реформаторами в смысле отказа от сложившихся традиций построения богослужения. Просто их образ жизни и быт приводил богослужение к существенным в нем изменениям...
114. Древнерусская утреня

...С XI века в нашей Церкви стали функционировать одновременно два устава: Великой церкви и Студийский, из коих первый был приходской, а второй – иноческий. И так было до тех пор, пока на рубеже XIV и XV столетий в Россию не проник Иерусалимский устав...
👍1
115. Домашняя утреня

...Таков вариант чина предлагаемой мной Утрени совершаемой в домашних условиях. Если совершать его в сокращенном виде (опуская дополнительные псалмы (кафизмы), утреннее «чтение» и исполняя библейские песни без тропарей канона, да еще и по одной в день, без присоединения к ним 8 и 9 песней), то он займет всего 15-20 мин., т.е. не больше времени, нежели знакомое всем утреннее правило...
1
Forwarded from Мои Автодома
Итак, дорогие друзья, разобрав подробно состав УТРЕНИ -
92. Утреннее богослужение
93. Утренняя история
94. Царская утреня
95. Утреннее псалмопение
96. Тайное утреннее моление
97. Гласное утреннее моление
98. Утреннее псалмопение иноков
99. Утренние посиделки
100. Утреннее назидание
101. Утренний гимн
102. Утренний полиелей
103. Утреннее величание
104. Утреннее благовестие
105. Утреннее покаяние
106. Утреннее пение
107. Утренний канон
108. Праздничный канон
109. Утренний мегаканон
110. Утреннее хваление
111. Утреннее дополнение
112. Песенная утреня
113. Иноческая утреня
114. Древнерусская утреня
- я разработал на основе этого разбора вот такой ЧИН УТРЕНИ ДОМАШНЕЙ. Предлагаю вам совершить эту Утреню по предложенному мною чину и поделиться своими впечатлениями в комментариях. Буду рад, если вы дадите также конструктивные замечания и предложения по нему, что позволит улучшить его и, может быть, сделать еще более универсальным.
👍3
В рамках обсуждения возможности самостоятельного совершения богослужебных последований мы разбирались в том, как можно совершать службу того или иного «Часа». К этому объяснению теперь прилагаются ЧИНЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ ЧАСОВ. Приводятся они уже в сокращенном виде с оставлением самых важных их частей.